Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Педагогические идеи М.К.Тенишевой 13
1.1 Сельская школа нового типа, организованная М.К. Тенишевой 13
1.2 Взгляды М.К. Тенишевой на приобщение школьников к русскому народному декоративно-прикладному искусству 47
Глава 2. Педагогические идеи М.К. Тенишевой в условиях современного образования на селе 77
2.1 Педагогические идеи М.К.Тенишевой как основа формирования модели современной сельской школы 77
2.2 Формы организации занятий по изучению наследия М.К. Тенишевой в школе и в вузе как региональный компонент образования 105
Заключение 136
Библиографический список использованной литературы 143
Приложение 160
- Сельская школа нового типа, организованная М.К. Тенишевой
- Взгляды М.К. Тенишевой на приобщение школьников к русскому народному декоративно-прикладному искусству
- Педагогические идеи М.К.Тенишевой как основа формирования модели современной сельской школы
- Формы организации занятий по изучению наследия М.К. Тенишевой в школе и в вузе как региональный компонент образования
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной ситуации усиления социальной напряженности, характерной для Российского общества, происходит экспансия ценностей западной культуры, поэтому особенно значимыми становятся вопросы воспитания подрастающего поколения на основе народного искусства, обращение к ценностям которого позволяет решать задачи роста национального самосознания, влияет на сохранение этнокультурных традиций, на появление идеалов, способствующих сплочению общества.
В настоящее время к проблеме сохранения и развития народного искусства привлечено внимание большого числа деятелей науки и культуры. Однако, широкое внедрение в практику школы образовательных программ, основанных на народном искусстве, сдерживается рядом обстоятельств: недостаточной подготовкой кадров, слабой методической обеспеченностью, нехваткой материалов для работы и т.д.
Много трудностей при изучении художественного наследия прошлого предстоит преодолеть сельской школе. Это объясняется тем, что в сельской местности были нарушены структуры, позволяющие естественным путем передавать традиции искусства предков. Кроме того, в процессе обучения недостаточно принимался во внимание региональный аспект.
Возможны различные пути решения данной проблемы. Мы остановились на одном из них - на осмыслении опыта Марии Клавдиевны Тенишевой, создавшей в Талашкине Смоленской губернии в конце XIX века сельскохозяйственную народную школу, и на определении механизмов его использования в настоящее время.
М.К.Тенишева известна в России и за ее пределами как идейный организатор Талашкинского художественного центра. Другие стороны деятельности М.К.Тенишевой, в том числе и просветительство, пока остаются вне зоны активного внимания общественности. Педагогических работ, посвященных организации княгиней сельскохозяйственной школы в Талашкине, пока нет. Литературные источники, из которых можно узнать о жизни и творчестве М.К. Тенишевой, немногочисленны. Это в основном книги и статьи искусствоведа ЛС.Журавлевой.
М.К.Тенишева ставила цель подготовить специалистов, способных вести сельское хозяйство в новой форме, называемой сейчас фермерской.
В настоящее время в связи с демократическими изменениями, происходящими в нашей стране, для сельской школы открываются перспективы построения обучения с учетом специфических условий, сложившихся в силу социальных и природных факторов. Появляются более широкие возможности применения передового педагогического опыта прошлого. В связи с чем, в работах большого числа исследователей особое внимание уделяется вопросам обеспечения в сельской школе условий для формирования личности школьника, обладающего духовными ценностями земледельца и способного преобразовать жизнь села. Рассматривается данная проблема в разных аспектах. Организационно-педагогические основы функционирования сельских школ, выявление и обоснование вариантов дифференцированных стратегий образования в сельской местности рассматриваются в работах М.И.Зайкина (90, 91), В.А.Кишеева (110), Л.М.Перминовой (159), А.М.Слободчикова (190), А.М. Ци-рульникова (224), В.В.Черепанова (226), P.M. Шерайзиной (229) и др
Педагогической культуре учителя как фактору развития сельской школы, особенностям подготовки будущего учителя посвящены работы А.Е. Кондра-тенкова (122), А.П. Чалова (225), P.M. Шерайзиной (228, 229), И.С. Якиманской (237) и др.
Специальное место в научно-исследовательской литературе отводится такой актуальной тематике, как вариативное содержание трудового обучения в сельской школе (З.А. Алферьева (212), А.И. Астахов (15), И.П. Ашихмин (18) и др.) Этой проблеме в последние годы посвящаются диссертации (В. А. Горбунов (71), B.C. Рахманов (17), Г.А. Романова (184), Э.И. Трофимова (211) и др.). Особое внимание исследователи уделяют выявлению и обоснованию ведущих тенденций трудового обучения и воспитания, адекватности трудовой подготовки учащихся социальному заказу и целям развития общества.
Вопросы слияния Талашкинской школы и художественных мастерских по изготовлению изделий декоративно-прикладного характера на основе народного искусства также представляют собой интерес для исследователей, так
как в настоящее время ведется разработка региональных программ по изучению народного творчества.
Труды ученых, находящихся у истоков изучения проблемы художественно-эстетических ценностей народного декоративно-прикладного искусства (А.Б. Бакушинского (19,20), В.М.Василенко (52), В.С.Воронова (61), А.И. Некрасова, А.Б.Салтыкова (188) и др.), отражают особенности крестьянских промыслов и отношения к ним различных слоев общества. В данных трудах особенно ярко прослеживаются различия в отношении форм бытования народного искусства в начале XX века и в наши дни.
В настоящее время исследователи (П.Г.Богатырев (30), Г.К.Вагнер (48-51), А.С. Канцедикас (108), М.А.Некрасова (143-146), Т.М.Разина (173), С.Б.Рождественская (182-183) др.) указали на новые концептуальные подходы в раскрытии народного искусства, которые должны стать опорными при руководстве культурно-просветительной работой по приобщению школьников к народным традициям.
Формы и способы передачи опыта творчества в конкретных регионах рассматриваются в работах этнопедагогической направленности В.Ф. Афанасьева (6), Г.Н. Волкова (55-57), Г.Д. Гачева (67), Г.С.Голошумовой (69), Т.А.Полуниной (63) и др.
Понятия традиции, преемственности, художественного наследия, ценностей, народного миропонимания и культуры раскрываются в работах Э.А. Бал-лера (21), Д.Д.Благого (28), Г.Н.Бочарова (34), В.СХусева (73), А.А.Каменского (107), Л.А.Когана (118), Д.С. Лихачева (132, 133) и др.
Педагогические пути "вхождения в мир искусства", основанные на принципе гуманизации образования - «ненасильственном принятии личностью ценностей» показываются в работах Ю.Б.Алиева (3), И.П.Волкова (60), А.А.Мелик - Пашаева (138), Б.М. Неменского (94), В.С.Кузина (95), Б.П.Юсова (53, 236)и др.
Формированию ценностного отношения к искусству, развитию творческой активности школьников на основе изобразительного искусства и синтеза искусств посвящаются сегодня многие диссертации (Т.С.Анисимова (10), И.В.Бурцева (47), Л. П. Ильенко (98), Т.А.Рассадина (174)и др.)
Большой вклад в разработку проблемы преподавания народного искусства в школе и воспитания на национальных традициях внесли ученые-педагоги Б.В.Нешумов (152), М.Ю.Новицкая (148,149), Г.А.Поровская (165), В.Г.Смирнов (197), Т.Я. Шпикалова (231-234), А.С.Хворостов (221) и др. В последние годы в диссертационных работах подчеркивается необходимость более широкого использования средств народного искусства как фактора духовно-нравственного воспитания школьников (Г.С. Голошумова (69), А.Я. Горош-ко (71), Е.С. Лыкова (134), С.Н. Новиков (147) и др.)
Положения, разработанные в этих трудах, способствовали определению общих подходов нашего исследования. Анализ научных работ показал, что большинство исследователей рассматривает вопрос совершенствования воспитания на основе народных традиций как первостепенный в своем решении. Однако теория и практика современной сельской школы не в полной мере отвечает поставленным педагогической наукой задачам.
Таким образом, противоречия между потребностями в воспитании на основе традиций и недостаточной разработанностью соответствующих моделей школ определили актуальность проблемы исследования. Решение этой проблемы составляет цель исследования - на основе изучения просветительской деятельности М.К.Тенишевой определить возможности использования данного опыта в условиях современности.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в сельской школе.
Предмет исследования - процесс становления и развития педагогических идей М.К.Тенишевой, возможности их использования в современных условиях.
Задачи исследования:
Изучить документы, архивные материалы, опубликованную литературу, освещающую педагогические начинания М.К.Тенишевой.
Определить значимость организованной М.К.Тенишевой сельскохозяйственной школы как учебного заведения нового типа для развития образования в период первого десятилетия XX века и в настоящее время.
Проанализировать взгляды М.К.Тенишевой и организационные средства претворения педагогических идей в жизнь села, направленные на вовлечение сельских школьников в художественно-творческую деятельность, основанную на народном декоративно-прикладном искусстве.
Выявить современные тенденции построения вариативного обучения на основе народного искусства, учитывающего специфические условия села, и определить приемлемость педагогических идей М.К.Тенишевой по организации сельской школы в наши дни.
Разработать программы спецкурсов по изучению творческого и педагогического наследия М.К.Тенишевой в школе, на художественно-графическом факультетах педагогических вузов.
Гипотеза исследования:
Реализация педагогических идей М.К.Тенишевой возможна в том случае, если:
оправдается предположение о том, что в начале XX века тенишевская школа представляла собой один из оптимальных вариантов для подготовки подростков к новым эффективным формам ведения сельского хозяйства и культурно-бытовым отношениям высокого уровня;
ее педагогические идеи не утратили своего значения в условиях современной системы образования;
будет сохранена модель Талашкинской школы в целом и будут созданы необходимые организационно- педагогические условия по адаптации ее идей к потребностям современной школы;
занятия по изучению наследия М.К.Тенишевой будут способствовать воспитанию патриотических чувств у школьников.
В определении значения элементов модели школы М.К.Тенишевой для настоящего времени мы отталкивались от того, что методологическим основанием реорганизации сельской школы должны стать идеи многоукладное, разнообразия, вариативности, учета окружающей среды и социальных условий, приближения учебного процесса к реальной жизни и, одновременно, ориентация на усвоение школьниками новых технологий, культуры быта.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
диалектико-исторические концептуальные положения теории гуманизации обучения, воплощающие в себе непреходящие ценности духовной жизни общества и имеющие в настоящее время первостепенное значение для определения перспектив развития сельской школы (Ш.А.Амонашвили (5), О.С. Ани-симов (9), В.К.Дъяченко (78), В.В.Краевский (125), Ю.Н.Кулюткин (127), В.С.Леднев (129), А.Б.Орлов (151), B.C. Прокопюк (171), В.А.Сластенин (193) и т.д.);
положения о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно-педагогических явлений в процессе воспитания личности (Л.И.Бажович, Л.С.Выготский (64,65), В.В.Давыдов (74), Л.А.Коган (118), И.С.Кон (121), С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
положения о трудовой подготовке школьников, отвечающей требованиям научно - технического прогресса (П.Р. Атутов (16,17), С.Я. Батышев (22), Е.А. Климов (112), В.А. Поляков (164), В.Д.Симоненко (192,193), Д.А. Тхор-жевский (216) и др.);
положения о преемственности, традициях, художественном наследии и приобщении подрастающего поколения к народному искусству (Э.А.Баллер (21), П.Г.Богатырев (30), Г.К.Вагнер (49), Г.Д.Гачев (67), В.С.Гусев (73), М.А.Некрасова (144,145), Д.С.Лихачев (132,133) и др.).
Основные источники исследования:
архивные материалы и документы;
дневниковые записи М.К.Тенишевой, изданные в книге «Впечатления моей жизни»;
издания периодической печати, содержащие материалы по изучаемой проблеме;
научно-исследовательская литература по теории и истории педагогической мысли.
В работе комплексно использовались следующие методы исследования:
сравнительно-исторический метод (теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, методической, искусствоведческой литературы);
метод получения ретроспективной информации (теоретический анализ
и обобщение литературных источников, документов и архивных материалов); метод сбора и обработки текущей информации (педагогический анализ и оценка современных тенденций организации педагогического процесса, раскрытых в научно-исследовательской литературе; анализ учебных программ, действующих в настоящее время в педагогических вузах, училищах, колледжах, средних общеобразовательных учреждениях; изучение и обобщение передового педагогического опыта использования народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ);
- опытно-исследовательский метод (изучение учебной и творческой деятельности школьников в экспериментальных школах путем наблюдения, бесед с учителями, учащимися, анкетирования; анализ учебных работ школьников, выполненных на занятиях в экспериментальных и контрольных группах; статистическая обработка материалов исследования, педагогический эксперимент - обучение школьников и студентов по разработанным программам; анализ результатов эксперимента).
Опытно- экспериментальной базой исследования послужили: Талашкин-ская и Пригорская школы Смоленской области, художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического факультета.
Этапы исследования:
Первый этап (1990 -1994гг.) - поисковый. На этом этапе велся сбор материалов, содержащих сведения о педагогической деятельности М.К.Тенишевой.
Второй этап (1994-1995гг.) - теоретический. Продолжалось изучение литературы по теме исследования. Разрабатывалась методика исследования на основе классификации и интерпретации выявленных материалов.
Третий этап (1995-1997гг.) - накопление данных. Он включал проведение констатирующего и формирующего экспериментов.
Четвертый этап (1997-1998гг.) - обобщающий. Проводились обработка данных педагогического эксперимента, апробация результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней;
1. Проанализирован опыт М.К.Тенишевой , который имел много положительного в деле постановки образования на селе в соответствии с этни-
ческими, культурными, социальными и природными окружающими условиями.
Дана оценка педагогических взглядов МК.Тенишевой на роль народного искусства и приобщения к нему сельской молодежи,
Определена организационная модель взаимодействия тенишевской сельскохозяйственной школы и среды, выявлены возможности реконструкции этой модели в наши дни.
На базе собранного материала теоретически была обоснована педагогическая технология использования опыта МК.Тенишевой.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности применения его результатов для разработки теоретических и практических вопросов организации сельской школы с позиций учета прошлого передового опыта МК.Тенишевой по организации сельской школы - хозяйства, для разработки программ по изобразительному искусству, построенных на основе народного искусства; в апробации программы спецкурса «Педагогическое наследие М.К.Тенишевой» для студентов старших курсов художественно-графического факультета, в апробации программы спецкурса для школьников.
Достоверность исследования обусловлена опорой на современные достижения педагогической и психологической науки; тщательным анализом научной, архивной, искусствоведческой, методической литературы по проблеме; внедрением в практику методических рекомендаций и программ по изучению опыта педагогической и творческой деятельности М.К.Тенишевой и их положительной оценкой преподавателями ВУЗов и школ, музейными специалистами, искусствоведами.
На защиту выносятся три группы результатов:
1. Аналитические:
Сельская школа, организованная М.К.Тенишевой, была передовой для своего времени в сравнении с другими учебными заведениями.
Идеи М.К.Тенишевой по организации сельской школы ценны в настоящее время при переходе современной системы образования от унифицированных принципов построения образования к вариативным.
2. Теоретические:
Изучение педагогической деятельности М.К.Тенишевой может стать существенным региональным компонентом профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и художественного труда, так как данная деятельность представляет яркий положительный пример культурно-преобразующего воздействия школы на жизнь крестьян близлежащих деревень.
Модель тенишевской школы в Талашкине может быть воссоздана, исходя из современных требований к образованию, что продемонстрировало бы отношение потомков к своему историческому и культурному наследию.
3. Прикладные:
3.1. Программы спецкурсов по изучению наследия М.К.Тенишевой для
школьников 8 классов общеобразовательных школ, для студентов художест
венно-графических факультетов педагогических вузов.
3.2. Методические пособия к названным спецкурсам.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
1. В практике работы экспериментальных школ (Талашкинской средней школы, Пригорской средней школы Смоленского района), где диссертантом проводились занятия, знакомящие школьников с жизнью и творчеством М.К.Тенишевой, направленные на вовлечение в мир народного искусства.
В процессе занятий педагогического кружка в Смоленском государственном педагогическом университете, который посещали студенты старших курсов (в 1997-1998 году - 4 курс) художественно-графического факультета была апробирована программа спецкурса «Педагогическое наследие М.К.Тенишевой в школе».
В 1996 -1997 уч. году в Талашкинской средней школе апробирована программа спецкурса «Талашкино - всемирно известный художественный центр».
В 1997-1998 гг. внедрены в практику работы Пригорской и Талашкинской школ отдельные элементы программы. В Смоленском педагогическом лицее, в ряде школ города и области (средние школы № 28, № 33, № 10 г. Смоленска, средняя школа № 2 г. Гагарина и т. д.) в 1995-1998 гг. проводились за-
нятия и мероприятия, знакомящие с «тенишевским наследием» при консультациях со стороны диссертанта.
При обсуждении материалов диссертации на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета, на заседаниях научно-методического совета по подготовке учителя к работе в сельской школе СГПУ.
При обсуждении докладов на научно-практических конференциях: Республиканская научно-практическая конференция «Современная специфика учебно-воспитательного процесса сельской школы» (Молодечно, 1990), Международная научно-практическая конференция «Социально - психологические проблемы ментальности» (Смоленск, 1996), Всероссийские научно - практические конференции «Вариативное образование на селе. Актуальные проблемы организации, содержания и технологии обучения» (Арзамас, 1997), «Культура и образование: проблемы и перспективы развития» (Смоленск, 1997), Международная научно-практическая конференция «Культура, искусство, образование: проблемы, перспективы развития» (Смоленск, 1998), научная конференция «Письменность и культура Смоленщины. История и современность» (Смоленск, 1998) и др.)
На Тенишевских чтениях (1995, 1998 гг.), где автором были представлены доклады по исследуемой проблеме и творческие работы учащихся и студентов экспериментальных групп.
Через опубликование работ по теме диссертации.
Сельская школа нового типа, организованная М.К. Тенишевой
Мария Клавдиевна Тенишева (1867? - 1928) - известная общественная деятельница конца XIX - начала XX века, оставила после себя богатейшее наследство, не только в плане материальных ценностей, но и духовно - нравственных заветов, которые и по сей день находят живой отклик в сердцах потомков.
Деятельность М.К.Тенишевой была высоко оценена ее современниками. Для примера обратимся к некоторым свидетельствованиям. Н.К.Рерих в "Памяти Марии Клавдиевны Тенишевой" перечисляет значительное количество дел, осуществленных княгиней в "стремлении к знанию, красоте при неутомимом творчестве и созидании."(178, с.8). Н.К.Рерих пишет; "Она дала городу Смоленску прекрасный музей, многим экспонатам которого позавидовал бы столичный музей. Она дала Русскому музею прекрасный отдел акварели, где наряду с русскими художниками были представлены и лучшие иностранные мастера... Музей Общества поощрения художников, музей Общества школы Штиглица, музей Московского археологического института и многие другие хранилища сохранили в себе приношения Марии Клавдиевны. А сколько школ было создано или получило нужную поддержку!"(178,с. 9). Далее художник вспоминает "художественное гнездо" Талашкино, поддержку художников, музыкантов и писателей, раскопки в Новгородском кремле, выставки русского народного искусства на родине и за границей, помощь Дягилеву и группе "Мир искусства" в издании журнала, поднявшего "знамя для новых завоеваний искусства."
А.П.Калитинский утверждал, что "...жизненный труд княгини получил характер национальной заслуги"(106, с. 523). Он придавал большое значение результатам воссоздания М.К.Тенишевой забытого эмальерного искусства, теоретической разработке вопросов, связанных с "русскими древностями и с практической подготовкой археологически образованных работников". Он пришел к выводу, что "покуда не угаснет в русской душе инстинкт национального самосохранения и не померкнет в сознании нашего образованного общества идея самобытности, заслуга княгини М.К.Тенишевой не будет забыта.
Й.Я.Бшшбин, известный русский художник, назвал Марию Клавдиевну русским патриотом первой величины, которая заражала окружающих своим неугасимым огнем творчества и любви к родному русскому искусству(210).
Восторженные отзывы о "художественном, духовном и вместе с тем практическом развитии деревенского молодого поколения" дала B.C. Рябу-шинская.2 Она и ее дочь проливают свет на некоторые личные и семейные стороны жизни княгини(210, с. 526-531).
Более критический анализ художественных заслуг М.К.Тенишевой при сравнении Талашкина и Абрамцева проводит С.А.Щербатов (коллекционер и живописец, член Совета Третьяковкой галереи). Признавая незаурядность, "недюжинность" натуры, природную талантливость, организаторские способности этой знаменитой женщины, он считал, что "княгиня Тенишева могла бы сыграть большую роль в жизни искусства..., если бы уклон, и далеко не благополучный, в сторону увлечения псевдорусским, национальным стилем не продешевил ее кипучей деятельности."(210, с. 532 ). Одновременно при негативном отношении к Талашкинским мастерским С.А.Щербаков восхищался суждениями Марии Клавдиевны о русском искусстве.
Отмеченное Н.К.Рерихом, А.П.Калитинским, В.С.Рябушинской, И.Я. Би-либиным в большей степени относится к сделанному М.К.Тенишевой в области искусства. А.П.Калитинский кратко коснулся в своей вступительной статье к книге М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни" и просветительской деятельности княгини. О таком направлении работы, как создание фермерской формы ведения сельского хозяйства, современники говорили лишь вскользь. Слишком смелое и новое было для тех времен начинание.
В период после Октябрьской социалистической революции 1917 года и до 90-х годов в оценке деятельности М.К.Тенишевой в советской печати мы находим противоречивые суждения. Имеющиеся высказывания и критические анализы творчества М.К.Тенишевой отражают изменение отношения к искусству в нашей стране.
После революции 1917 года имение М.К.Тенишевой было разорено." Политическое восприятие" закрывало глаза народу на добрые дела Тенишевых, и наоборот навязывало идею, что собранное и сделанное князьями построено на крови и поте " крепостных рабов." Так, например, представлена деятельность М.К.Тенишевой в газете " Известия" от 26 октября 1918 года. В заметке "Тенишевская или "Музейная" улица" писалось: "...на медные, кровью и потом крепостных рабов ее сиятельства политые гроши и копейки, создан этот чудесный музей старинного быта русского. Разве ей нужен был музей для просветительских целей, нет - только тщеславие руководило ею... И стыдно становится за родной город, в котором улица носит имя великой самодурки, тщеславной и сварливой б. княгини Тенишевой."
В отдельных статьях 1960-1970 гг. художественные начинания М.К.Тенишевой показывались как искажающее русское народное искусство. Г.Н.Бочаров в своей статье (33), посвященной деятельности художников Абрамцева и Талашкина, заострил внимание на прослеживаемых отрицательных сторонах мер, предпринятых для возрождения народного искусства. Он указал на изменение цветовых сочетаний вышивок, на нарушение связи полезного и эстетического и т. д. Подобные отходы от традиций народного искусства Г.Н.Бочаров считает возведенными в Талашкине в принцип. При прочтении книг М.К.Тенишевой, журналов, писем тех лет мы не нашли подтверждения этому выводу Г.Н.Бочарова.
Взгляды М.К. Тенишевой на приобщение школьников к русскому народному декоративно-прикладному искусству
Обучение крестьянских детей по специальной программе в Талашкин-ской школе стало той "питательной почвой", которая позволила М. К. Тенишевой найти пути для воплощения в жизнь идеи сделать свое имение и школу культурно-преобразующими для окружающей среды и людей. Это была душевная потребность княгини. Марию Клавдиевну не могло устраивать только овладение крестьянскими детьми профессионализмом в землепользовании. М.К.Тенишева начинает искать, каким образом внести культуру и художественное творчество в жизнь крестьянских детей. Решать вопросы развития детского творчества и эстетического воспитания было чрезвычайно трудно. Немногочисленные народные школы не могли заниматься проблемами эстетического воспитания, т.к. там едва хватало средств на обучение грамоте. Тем не менее, надо отметить, что в отдельных сельских школах Смоленской губернии (например, в Шопотовском училище) все-таки предпринимались шаги по нахождению способов проведения занятий, затрагивающих изобразительное творчество школьников. Но опыт организации данного рода занятий только начинал складываться, поэтому М.К. Тенишеву можно назвать своего рода "первооткрывательницей". Сравнивая опыт эстетического воспитания во фленовской школе со способами ведения художественной работы в художественных студиях, гимназиях и других учебных заведениях, мы нашли ряд интересных идей, до нее не применявшихся в школьной практике. Деятельность М.К. Тенишевой по включению эстетического воспитания в практику школы делится на два этапа. Первый этап совпадает со временем становления школы (1886-1900 годы). В эти годы М.К. Тенишева вводит уроки музыки (игры на балалайке), рисования и рукоделия. Также она большое внимание уделяет воздействию природы. Во внеурочное время княгиня привлекает школьников к репетициям пьес и игре на сцене, которые у них вызывают большой интерес. М.К.Тенишева пишет о трудностях, вставших перед ней: "Трудно было насадить в деревенской школе, среди крестьянских детей, первые задатки художественного вкуса, приучить к вышиванию девочек, приохотить к урокам музыки мальчиков, но, однако, все это очень привилось впоследствии. Вначале же дело шло туго." (116,с. 149) К сожалению, учителя вначале не поддержали начинаний княгини. Они считали уроки песни и музыки, рукоделия пустым времяпрепровождением. Чтобы поставить игру на балалайке на твердую ногу, М.К. Тенишева пригласила постоянным преподавателем В.А.Лидина, бывшего сотрудника кружка В.В. Андреева. Он поставил занятия очень хорошо, разделив школу на два отделения: был оркестр из опытных и хорошо играющих учеников и класс начинающих, которые подготавливались к вступлению в оркестр. Вскоре оркестр из 30 человек (мальчиков и девочек) дошел до совершенства. Часто оркестр выступал с концертами в Смоленске. Для учащихся такие поездки были настоящим праздником. Концерты оркестра всегда проходили с большим успехом. Особую популярность оркестру принесли выступления летом 1899 года с В.В.Андреевым. О концертах неоднократно сообщалось в местной газете "Смоленский вестник". В этой газете была дана высокая оценка мастерству оркестрантов. "Концерт имел большой успех, исполнение всей программы, состоящей из 30 русских, малороссийских и цыганских песен, было очень удачное и можно только удивляться, каким образом в двухмесячный срок обучения учеников этому искусству можно достичь такого строя и отчетливости исполнения пьес."14 Все балалайки делались под руководством мастера, взятого из Петербурга, в столярной мастерской школы самими учениками. Расписывались они и художниками, и способными учащимися. Много внимания М.К.Тенишева уделяла постановке театральных пьес и проведению различных увеселений на рождественских и пасхальных каникулах. Она писала: "... Нахожу, что в воспитательном смысле это большое подспорье, в особенности деревенский театр, и он послужил мне с пользой в моей школе для сближения с учениками. Мы временно составляли как бы одну семью, сливаясь в одно целое, стараясь сыграть пьесу как можно лучше". (116,с.150) Княгиня, как попечительница, чувствовала принужденность и натянутость отношения к ней учеников. Театр давал возможность устранить эту отдаленность. Кроме того, решалась еще одна педагогическая задача. В воспоминаниях М.К.Тенишева отмечала: "Крестьянский ребенок малоразвит, внимание его спит, реакция слабая, речь несвободная. Школьные уроки передаются или на заученном книжном языке, или на своем разговорном, бедном, затрудненном, красноречие отсутствует" (116, с. 150). Постановки развивали речь учеников, снимали скованность. "Между учениками, - вспоминала М.К. Тенишева, -обнаружились очень способные исполнители. Режиссером была я сама. Мы вместе читали роли, я объясняла характер изображаемого лица, требования сценических условностей, учила плавной, ясной читке, умению бойко подавать реплики. Все это будило мышление учеников, развивало их, делало игру сознательнее." (116, с 150). Ставились различные пьесы Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова и других авторов. Играли и пьесы, написанные княгиней. В одной из них М.К.Тенишева показала тип учителя, о котором всегда мечтала (пьеса "Заблуждение"). Постановка пьес хотя являлась любительским занятием, но организация дела была очень серьезной. Тщательность, выверенность, аккуратность и творческое горение сквозили во всем, за что бралась М.К.Тенишева. Для примера приведем постановку спектакля-оперы на сюжет сказки А.С. Пушкина "О мертвой царевне и семи богатырях". "Музыка была заказана участнику андреевского оркестра Н.П. Фомину. Был привлечен к постановке балалаечный оркестр учеников школы, репетировались танцы. Всего участников оказалось 60 человек. С хором репетировал главный хормейстер московской оперы Н.Д.Бер" (83, с. 92). "Сарафаны и кокошники были частью взяты из музея15, остальные были сделаны и расписаны дома. Мужские костюмы все до одного пришлось делать самим... Декорации к этой пьесе писали Зиновьев и Бекетов и сделали их чисто сказочными и по краскам и по рисункам." (116, с. 210). Спектакль имел огромный успех. Театр едва вместил 200 зрителей. В то время, когда был поставлен спектакль (1904 г.), шла японская война, поэтому весь сбор поступил в пользу вдов и сирот воинов. Пьесы ставились в специально оборудованном театре, который был оформлен художниками и местными умельцами, работающими в художественных мастерских. Так как создание художественных мастерских - это новый период деятельности М.К. Тенишевой, направленной на эстетическое воспитание , то разговор о здании театра, его декоративном убранстве, будет вестись позже.
Педагогические идеи М.К.Тенишевой как основа формирования модели современной сельской школы
В первой главе нашего исследования мы выявили основные педагогические идеи М.К.Тенишевой по организации сельской школы и художественных мастерских при ней. Задачей данной главы является выяснение сопоставимости данной модели сельскохозяйственной школы с сегодняшней системой образования, направленной на гуманизацию обучения. С этой целью нами было проведено исследование на базе Талашкинской и Пригорской средних школ Смоленского района. Это исследование условно можно разделить на следующие этапы: 1. Выявление общих образовательных тенденций при М.К.Тенишевой и в современное время. 2. Получение социально-демографических данных о населении Талаш-кина, характеризующих изменение состава населения, близко или отдаленно знакомого с деятельностью М.К.Тенишевой. 3. Накопление данных о структуре, специфических особенностях, проблемах учебно-воспитательного процесса, материально-хозяйственном состоянии Талашкинской и Пригорской школ. 4. Сбор информации об отношении учащихся, их родителей, учителей к уникальному тенишевскому наследию. Обработка данной информации. 5. Изучение накопленного опыта в экспериментальных школах по приобщению детей к народному искусству и знакомству с художественным центром Талашкино. 6. Определение возможных вариантов осуществления образовательных программ, знакомящих с жизнью и творчеством М.К.Тенишевой или воссоздающих модель организованной ею школы. В связи с тем, что тенишевскую школу и современную разделяет почти столетие, встает вопрос о том, насколько по своему концептуальному содержанию эти школы соответствуют друг другу. В этом плане необходимо отметить основные различия и общие черты образовательных систем прошлого и настоящего времени. Школа 1990-1998 годов в России претерпела большие изменения в сравнении с предыдущим десятилетием. Сейчас система образования приобретает выраженную направленность на гуманизацию учебного процесса, на личносто-ориентируемую педагогику. На смену унифицированной школе пришла возможность региональной ориентации обучения и создания вариативных учебных программ. Сделать обучение в школе учитывающим экономико-социальное развитие региона, природную и культурную среду, воспитывающим школьника, готового справиться со сложностями современного производства, уважающего историю своего народа, его культуру, любящего свой край - это цели, которые ставит педагогика сегодня. Гуманистическая педагогика основана на разработке стратегии оказания помощи ребенку в ускорении движения его развития. Гуманистической она названа потому, что осуществляет гуманный подход к ребенку, где в учебном процессе «очеловечено все, и дети в нем познают и осваивают истинно человеческое.» (4, с. 155). Принципы гуманистической педагогики изложены Ш.А.Амонашвили (4,5), В.В.Давыдовым (74). Психологическим основанием гуманистической педагогики стали концепция функциональных тенденций Д.Н. Узднадзе, концепция зон ближайшего развития Л.С.Выготского (64), теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина(бб), теории создания ситуации успеха и т. д. Данные ученые показывают, как стимулировать развитие задатков, возможностей ребенка, находящихся в стадии созревания. Эффективность гуманистической педагогики доказана многими педагогами. Сравнение современных задач, представленных гуманистической педагогикой, с проблемами, которые пыталась решить М.К.Тенишева, говорит об их схожести. М.К.Тенишева твердо стояла на гуманистических позициях и целенаправленно проводила свои идеи в жизнь. Тенденции развития трудового обучения в современный период рождают предположение о перспективности использования модели сельскохозяйственной школы М.К.Тенишевой. Назовем эти тенденции. Буквально пятилетие назад школа следовала единой типовой программе «Обслуживающий труд», которая имела соответствующие названию задачи по подготовке учащихся к работе в сфере производства. В старших классах было введено производственное обучение: в сельских школах - агротехника, машиноведение («трактор»), в городе при учебно - производственных комбинатах учащиеся получали профессии швеи-мотористки, вязальщицы, слесаря и т. д. (профессии определялись потребностями местных предприятий в рабочих кадрах). Естественно, что такой труд не был личностно-ориентированным для тех учащихся, которые видели себя представителями других профессий. Наблюдался еще целый ряд искажающих суть трудового обучения факторов, касающихся постановки занятий трудового обучения в школе и отношения к ним администрации и руководителей образования на местах. Негативных моментов было много. Некоторые из них остаются и по сей день. Это - чрезвычайно слабая материальная база, плохие оснащение кабинетов необходимыми инструментами и снабжение материалами для работы); отношение к предмету как к периферийному, необязательному; «бесправность» учителей трудового обучения (в любой момент уроки могут быть сняты, чтобы провести уборку, выполнить другое хозяйственное поручение директора и. т. д.); отсутствие учета интересов ребенка в предмете деятельности; игнорирование региональных условий и воспитательных возможностей трудового обучения. Последнее поясним на примере сельской школы. Для сельской школы очень важным является познание труда на Родной земле. Занятия же сельскохозяйственным трудом в школе, проводимые в первой и четвертой четвертях, носили характер «трудовой повинности» в виде отработок на совхозных полях, что вызывало не любовь, а неприязнь к «деревенскому» труду. На занятиях не было предоставлено возможностей раскрыться эвристическим, изобретательным, аналитическим способностям школьника, познакомиться с традициями и духовным строем труда на земле.
Формы организации занятий по изучению наследия М.К. Тенишевой в школе и в вузе как региональный компонент образования
В течение двух лет (1995-1996 уч. г., 1996-1997 уч. г.) в Талашкинской школе проводился констатирующий эксперимент, одной из задач которого было определение отношения учащихся, их родителей, учителей этой школы к творческому наследию М.К. Тенишевой, Для этого в разработанные анкеты и тесты были включены вопросы, ответы на которые показывали насколько старшеклассники знакомы с историческим прошлым своего села, есть ли у них потребность больше узнать о бывшем художественном центре в Талашкине, насколько велико желание восстановить утраченное и т. д. В констатирующий эксперимент входили также сбор и обработка информации о текущем учебном процессе, материальной базе школы, которая необходима была для выявления реальных условий и возможностей воссоздания на базе Талашкинской школы модели школы по типу тенишевской.
В констатирующем эксперименте было задействовано 247 учащихся Талашкинской школы. В 1995-1996 уч. году анкетирование прошло 45 старшеклассников, в 1996-1997 г,- 202 старшеклассника.
Анализ данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, выявил: -низкий уровень знаний учащихся об этой знаменитой женщине и о художественном центре, существовавшем в их родном селе; -достаточно высокую степень потребностей учащихся узнать больше о данном периоде истории села (92% опрошенных); -высокий рейтинг мнения опрошенных талашкинцев о возможности восстановления художественного центра и сельскохозяйственной школы в поселке; -бедственное положение материально-технической базы школы; -малоэффективные формы работы по эстетическому воспитанию на основе народного искусства, включающие в себя, практически, только внеклассные мероприятия.
В предыдущих параграфах говорится, что пути реализации идей М.К.Тенишевой и воссоздание модели сельскохозяйственной школы требует больших затрат времени, средств и общих усилий многих специалистов. Поэтому возможными шагами в данном направлении видится создание образовательных отдельных спецкурсов, как некой переходной ступени, позволяющей учащимся «взойти» на новый, более высокий уровень отношения к историческому прошлому своего села, к культурным ценностям народа. На наш взгляд, таким целям мог бы служить спецкурс, который не просто охватывал бы вопросы краеведческого и искусствоведческого характера знакомства с деятельностью М.К.Тенишевой, но и вовлекал школьников в те найденные княгиней культурно-преобразующие формы деятельности, позволяющие оживить художественные начала в деревенском ребенке.
Для сельских школ смоленской области, для которых значима деятельность М.К.Тенишевой, автором был разработан спецкурс по изучению ее художественного наследия в рамках рекомендуемой Смоленским комитетом образования региональной программы «Художественный мир Смоленщи-ны»(222). Преобразующий эксперимент заключался в апробировании спецкурса.
Для апробации спецкурса были выбраны восьмые классы. Выбор данной возрастной группы учащихся обоснован следующим; -во-первых, как известно, учащиеся этого возраста тяготеют к предметам искусствоведческого плана, а данный курс является именно таковым; -во-вторых, Смоленским комитетом образования в данных классах рекомендовано проведение регионального курса «Художественный мир Смоленщины» (с 1992 года). Так как в школе нет специалиста для проведения данного курса, администрация школы отдавала часы под другие предметы. Таким образом, занятия по экспериментальному спецкурсу были введены в учебное расписание, что снимало многие проблемы, связанные с проведением уроков во внеурочное время. -в-третьих, многие талашкинские школьники после окончания девятого класса уезжают из своего поселка учиться в средние специальные учебные заведения. Проведение краеведческого курса до этого времени решает вопросы охвата занятиями большинства учащихся.
В определении целей и задач спецкурса мы исходили из специфики учебного процесса в Талашкинской школе и личностных качеств школьников.
Цель спецкурса - воспитание любви к родному краю, к народному искусству на примере жизнедеятельности М.К.Тенишевой.
Задачи спецкурса: - познакомить с жизнью и творчеством М.К.Тенишевой; - увлечь изучением истории и искусства родного края; - вызвать чувство гордости за проживание в историческом месте; - прививать уважение к ценностям искусства прошлого; - формировать потребности следовать традициям наших предков, поступать подобно их делам.
Спецкурс рассчитан на один год обучения (34 часа). Его содержание построено с учетом дидактических требований, выдвигаемых современной педагогикой. Анализ работ ряда авторов (B.C. Кузина (95), Б.М. Неменского (97), М.Ю. Новицкой (148, 149), Т.Я. Шпикаловой (231-234), Б.Ю. Юсова (53, 236) и др.) позволил сделать выводы об эффективности следующих педагогических подходов в проведении подобных искусствоведческих курсов: 1. Использование научно-выверенного, исторически подтверждающего свою правильность этнографического материала. 2. Единство теории и практики должно реализовываться в ходе вовлечения подрастающего поколения в творческий процесс. 3. В методике проведения занятий, имеющих искусствоведческий характер, особое место должно отводиться эмоциональной стороне восприятия учащимися материала.