Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические идеи в русском космизме Михалева Ольга Михайловна

Педагогические идеи в русском космизме
<
Педагогические идеи в русском космизме Педагогические идеи в русском космизме Педагогические идеи в русском космизме Педагогические идеи в русском космизме Педагогические идеи в русском космизме Педагогические идеи в русском космизме Педагогические идеи в русском космизме Педагогические идеи в русском космизме Педагогические идеи в русском космизме
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Михалева Ольга Михайловна. Педагогические идеи в русском космизме : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Белгород, 2000 155 c. РГБ ОД, 61:00-13/566-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Русский космизм как социо-культурный феномен 16

1.1. Истоки, предпосылки возникновения и общие философские положения русского космизма 16

1.2. Место русского космизма в отечественной культуре XIX - XX веков 42

ГЛАВА II. Педагогические идеи русского космизма и перспективы их развития 61

2.1. Понимание целей и задач воспитания в педагогию русского космизма 61

2.2. Основные принципы и направления педагогики русского . 77

2.3. Педагогические идеи, близкие русскому космизму, в отечественной школе XIX - XX вв 109

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133

БИБЛИОГРАФИЯ 136

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью переосмысления роли русского космизма, его философских и педагогических идей в отечественной культуре, в системе образования и воспитания, поскольку эти идеи во многом отвечают духу нашего времени, а их потенциал еще далеко не исчерпан - в том числе и для педагогики.

В основе космизма как такового лежит представление о мире как о целостном и живом организме, стремящемся к упорядочению, гармонии. Это характерно для космизма в его широком толковании, который присутствует в человеческой культуре во все века - в творчестве ученых, литераторов, художников, музыкантов (И.С. Бах, М.К. Чюрленис, Н.А. Заболоцкий, тысячи строителей храмов и т.д.).

Космизм - это «специфическое мировосприятие и мироощущение, а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное - со Вселенной .. .

Понятие русского космизма специфичнее и уже: это - своеобразный социо-культурный феномен, включающий различные аспекты: философский, социологический, экологический, педагогический. В целом он сформировался в XIX - начале XX вв. в России; среди его представителей - В.И. Вернадский, В.Ф. Одоевский, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, другие отечественные исследователи.

Определяющей чертой русского космизма является принципиально новое качество мироотношения, а точнее - «.. .идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство...»

В его основе лежит, во-первых, представление о мире как о целостном и живом организме, стремящемся к упорядочению, гармонии. Во-вторых, русский космизм доказывает значительную социальную обусловленность мирового эволюционного процесса, зависимость последнего от помышлений и действий людей. Не случайно это направление мысли еще называется активно-эволюционным - ведь именно в обосновании активной, действенной, а не созерцательной позиции человечества по отношению к Земле и Вселенной состоит главная особенность русского космизма. По мнению его авторов, предназначение homo sapiens - гармонизация, преобразование всего Космоса. Однако эта цель недостижима без гармонизации нашей собственной души. Для русских косед&тов проблема эволюции Вселенной - это прежде всего проблема человеческого развития, воспитания и самовоспитания. Они не только обращались к этим вопросам, но и рассматривали их в общемировом масштабе, связывая педагогическую деятельность с глобальными задачами всего человечества.

Русский космизм, сформировавшись в русле европейской культуры и являясь неотъемлемой частью мирового космизма, обладает своими специфическими чертами. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры соединяются с научными концепциями о мире. «Его изначальная посылка - представление о космосе как живом организме, находящемся в непрестанном взаимодействии с Творцом, о важной роли человечества в этом взаимодействии». Объединению различных подходов к выработке единого понимания космизма была посвящена конференция на тему «Русский космизм и ноосфера» (М.,1988). На ней была сделана попытка толковать русский космизм как фундаментальное мировоззрение современной эпохи, «...в русском космизме выделяют различные уровни постижения целокупнои (духовной и чувственной) реальности: «теокосмизм», «софиокосмизм», ...«антропокосмизм», «социокосмизм»... Для каждого из этих «космизмов» характерна ориентация на свои собственные бытийные основания, соответствующий гносеологический принцип и целеполагающий идеал, которые лишь в совокупности образуют цельное бытие, цельное знание и цельное творчество...»

Совокупность педагогических идеи русских ксшвптов можно отнести к антропокосмизму, поскольку человек - «микрокосм» и вопросы его развития занимают здесь центральную роль.

Русский космизм актуален сегодня потому, что происходит возвращение ко многим выдвинутым в нем идеям - в том числе и педагогическим. В настоящее время вновь взяты на вооружение идеи целостности мира как живого организма (А.Н. Волков), подобия человека - «микрокосма» большому Космосу (Ш.А. Амонашвили), осуществляемой через людей эволюции мира (Н.Н. Моисеев).Но, как подчеркивали русские космисты, гармонизация Вселенной начинается с гармонизации нашей души, а потому воспитание и самовоспитание (особенно духовно-нравственное) приобретают здесь глобальный масштаб. Русский космизм предлагает новый подход к педагогическим проблемам, ставший особенно актуальным в ньшепшюю, космическую эпоху.

С одной стороны, сегодня человечество все сильнее ощущает себя единым целым, осознает свою взаимосвязь с природой и Космосом, масштабы влияния на них. С другой стороны, обстоятельства времени, ослабление духовных основ общества требуют увеличения внимания к человеческой индивидуальности. Это заставляет обращаться к педагогическим идеям русского космизма, где в центре внимания — проблема сохранения и реализации индивидуального творческого потенциала каждого из детей. Чем полнее он реализован, тем больше гармонии привнесено в жизнь общества и Вселенной -таково педагогическое кредо русских космистов, и оно вполне отвечает потребностям современного общества. В связи с этим назрела необходимость в анализе и целостном научном освещении педагогических идей, сложившихся в русле русского космизма, с тем, чтобы использовать данный опыт в

6 современной теории и практике обучения и воспитания, разумеется, с поправкой на нынешние социо-культурные условия. Педагогике русского космизма есть, чем дополнить, обогатить нашу систему образования и воспитания.

Проведенный анализ литературы позволяет отметить, что специальных исследований по этой проблеме не предпринималось, хотя изучение и систематизация идей русского космизма начались в первой половине XX века. Это работы таких авторов, как А.К. Горский, В.А. Кожевников, Н.П. Петерсон, Н.А. Сетницкий и другие. Так, например, В. А. Кожевниковым и Н.П. Петерсоном были систематизированы идеи Н.Ф. Федорова. Немалая заслуга в исследовании философских взглядов русских космистов, а также других учений, на базе которых возникла их концепция, принадлежит Н.О. Лосскому - автору «Истории русской философии», впервые изданной в первой половине XX века.

В советское время тема русского космизма изучалась недостаточно, существовали определенные идеологические ограничения (особенно это касается религиозно-философской линии космизма). Исследования этого периода, посвященные духовному наследию данных авторов, отличает критический подход. Он, в частности, характерен для работ Н.К. Гаврюшина (1972), Ю. Д. Туренко (1970) и ряда других.

С конца 80 начала 90-х годов исследовательский интерес к русскому космизму переживает новое рождение. Особенно это касается изучения проблем духовности и целостности сознания.

Общефилософскому анализу русского космизма посвящены исследования Ф.И. Гиренка, В.Н. Дуденкова, СП. Поздневой, Г.А. Хотинской и др. Целостное рассмотрение этой теории мы находим в работе «Философия русского космизма» (1996 г.), где русский космизм рассматривается в контексте всей отечественной культуры. Историософские позиции теории русского космизма затрагиваются в работах В.Н. Демина и В.П. Селезнева, Б.В. Емельянова, М.Б. Хомякова. В ряде работ исследуются социологические

аспекты русского космизма (В.А. Мележик, Ю.А. Харламов). Психологический аспект русского космизма анализируется в трудах А.И. Зеличенко, М.Л. Константиновой, Ж.С. Журибеды, О.В. Козлова. Культурологическому аспекту русского космизма посвящены работы Н.В. Гусевой, Л.М. Максимовой, В.А. Разумного и др. В них раскрыты традиции культуры и проблема духовности в третьем тысячелетии. Отдельные исследования раскрывают тенденции космизма в отечественном искусстве (Ю. Линник). Религиозные проблемы, поднятые в русском космизме, исследуются в работах С.Г. Семеновой, А.Н. Волкова и др.

Значительный интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные проблеме становления ноосферного сознания у детей и взрослых (Е.П. Левитин, Н.Н. Моисеев, СМ. Половинкин), воспитания духовности в ее антропокосмическом аспекте (И. Бестужев-Лада, В.А. Пономаренко, Н.В. Шелковая и др.), взаимосвязи ноогенеза и личностно-ориентированной педагогики (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, А.В. Суворов, В.Ю. Троицкий, И.С. Якиманская и т.д.). Этим же вопросам посвящены доклады В.М. Меньшикова (материалы конференции «Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология», 1996 г.) А.И. Еремкина, И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой (материалы международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: теория и практика», 1998 г.) Н.И. Шевченко (материалы международной научно-практической конференции «Социальное предвидение и прогнозирование как феномен социально-исторического творчества: методология, проблемы, поиски», 1998 г.), Н.Г. Тарасенко (материалы региональной научно-практической конференции «Белгородская область вчера и сегодня». T.I, 1999 г.) и др.

Защищены кандидатские и докторские диссертации, в которых раскрыты различные аспекты русского космизма. Философские аспекты освещены Т.В. Арамовой, А.Т. Бакарадзе, В.Г. Безносовым, Н.Г. Бых, В.Н. Деминым, Г.М. Ефимовой, В.Л. Кругловым, О.Д. Куракиной, Т.В. Максименко, А.А. Оносовым, М.И. Потапенко, Н.В. Самсоновой, М.Б. Хомяковым. В

диссертациях А.Г. Андреевой, С.Ф. Лукиной, О.В. Пимановой, Н.П. Юдиной рассматриваются идеи гуманистического, ненасильственного, нравственно-ориентированного воспитания. Вопросам развития современной духовно-личностной педагогики, ориентированной на целостное единство мира и человека, посвящены диссертации М.Г. Иванова, Л.Г. Кожевниковой, СВ. Кульневич, М.А. Недумовой, Л.М. Оплетаевой, Л.Н. Пауковой, В.Г. Посновой, Е.В. Яковлевой.

Отдельно надо выделить ряд существующих на сегодня конкретных разработок уроков по вопросам космологии, воспитания ноосферного сознания. Они представлены в материалах к спецкурсу для учащихся 3-6-х классов «Живая этика» В.И. Аксеновой, «Книге для занятий по духовному воспитанию» А. Лопатиной и М.В. Скребцовой. Их авторы опираются на педагогические идеи отдельных представителей русского космизма (в частности, Е.И и Н.К. Рерихов). 

Однако философско-педагогический анализ работ показывает, что педагогические идеи, сложившиеся в русле русского космизма в целом, до сих пор не были предметом специального изучения. Потребность в такого рода исследованиях призвана до определенной степени восполнить наша диссертационная работа.

Актуальность проблемы, а также потребность разрешить противоречие между необходимостью в знании и широком применении педагогических идей русских космистов и их недостаточной изученностью послужили основанием для диссертационного исследования по теме: «Педагогические идеи в русском космизме».

Проблема исследования: выяснить, какова сущность педагогических идей, развивавшихся в рамках русского космизма, и то, насколько они применимы в современной системе гуманной педагогики.

Решение этой проблемы составляет цель диссертационного исследования.

Объектом исследования является русский космизм как социо-культурный феномен, сформировавшийся в XIX - начале XX в. в России.

Предмет исследования - педагогические идеи русского космизма. В соответствии с проблемой, объектом и предметом, а также целю исследования выдвигаются следующие задачи:

1. Охарактеризовать русский космизм как социо-культурный феномен.

2. Выявить в нем педагогические идеи, их особенности.

3. Раскрыть понимание целей, задач, принципов и направлений

воспитания и образования в контексте теории русского космизма.

4. Проанализировать содержание взглядов отечественных педагогов XIX

- XX вв., наиболее близких педагогическим идеям русских космистов, и указать возможные пути использования этих идей.

Методологической основой диссертационного исследования служат философские положения о единстве и непрерывном развитии всего живого: природы, человека, целостной Вселенной, и о диалектических противоречиях, через которые осуществляется эволюционный процесс и которые касаются как естественно-природных процессов, так и духовной практики. Кроме того, методологическую основу диссертации определяют принципы историзма и объективности, системного, комплексного подхода к изучению человека в его всестороннем развитии, а также учение о единстве теории и практики педагогической деятельности, о ее творческом характере.

Основные методы исследования: теоретический анализ работ русских космистов, их последователей и ряда отечественных педагогов, в чьем творчестве прослеживается космическая тенденция; сравнительно-исторический метод; системный анализ развития и применения педагогических идей русских космистов.

В качестве источников исследования использованы следующие группы материалов:

1. Работы русских мыслителей-космистов XIX-XX вв. Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, В.Ф. Одоевского, Н.К. и Е.И. Рерихов, B.C. Соловьева, А.В Сухово-Кобылина, Н.А. Умова, Н.Ф. Федорова, ПА. Флоренского, К.Э. Циолковского и А. Л. Чижевского.

2. Труды последователей русского космизма начала XX века: А.К. Горского, В.А. Кожевникова, Н.П. Петерсона, Н.А. Сетницкого.

3. Работы ряда отечественных педагогов, в творчестве которых наблюдается тенденция, особенно близкая педагогическим идеям русского космизма: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Ш.А. Амонашвили.

Нами изучены публикации русских космистов, их основные работы, где затронуты общефилософские, культурологические, педагогические вопросы. Работы изучались в основном по собраниям сочинений (например, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского) и по отдельным изданиям (ряд работ Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.И. и Н.К. Рерихов, и К.Э. Циолковского). В качестве источников исследования изучены работырусских космистов и их последователей как последних лет издания (собрание сочинений А.К. Горского и Н.А. Сетницкого), так и начала XX в.

(В.А. Кожевников - 1901, 1912 гг., Н.П. Петерсон - 1915 г.).

Работы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Ш.А. Амонашвили изучались по изданиям последних десятилетий (например, Ш.А. Амонашвили - 1980-1998 гг.), а также - по собраниям сочинений, изданным ранее (Л.Н. Толстой — «Педагогические сочинения», 1953 г.; К. Д. Уишнский - Собрание сочинений, 1950 г.).

Организация исследования. Исследование проводилось с 1995 по 1999 годы и состояло из следующих этапов:

1 этап (1995 - 1996 гг.) включал в себя определение степени изученности теории русского космизма, а также анализ философской, социологической и культурологической литературы по теме, определение проблемы, объекта, предмета, цели и задач исследования.

2 этап (1996 - 19#98 гг.) был посвящен анализу психолого педагогической литературы по теме, системному изучению космических тенденций в современной педагогике, обработке и предварительному обобщению некоторых данных теоретического исследования.

3 этап (1998 - 1999 гг.) состоял в дальнейшей обработке и полном анализе данных исследования, уточнении и систематизации теоретических положений и оформлении диссертации.

Гипотеза диссертационного исследования такова: основные философские и педагогические идеи и принципы русского космизма (общечеловеческого единства и взаимосвязи с Космосом, огромной роли людей в гармонизации мира, непрерывной активной эволюции человека, духовности как личностного базиса, ненасильственного воспитания, сотрудничества учителя и ученика, сохранения и укрепления индивидуальности ребенка, творческой активности) согласуются с базисными идеями и принципами современной новаторской педагогики, могут быть широко использованы в наши дни.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Целостное и всестороннее развитие человека в неразрывном единстве с Космосом и обществом, его устремленность к гармонии (внутренней и внешней) понимается в русском космизме как цель педагогического процесса. Она логически вытекает из цели человеческой эволюции, определяемой здесь как полное развитие всех наших возможностей и способностей и сознательное управление ходом эволюции Космоса.

2. Ведущим началом в процессе становления личности, а также базисной силой всей эволюции ученые-космисты называют духовность. Ее наличие — одна из основных гарантий формирования гармоничного человека.

3. Ни одно из направлений развития человека не может быть изолировано от остальных, а также - от повседневного опыта, практического постижения детьми самих себя и окружающего мира. Комплексный подход к воспитанию и образованию, во главе которого стоит духовное развитие, сближает русских

космистов с современными педагогами - новаторами и лучшими представителями педагогической науки прошлого.

4. Выдвигая свои педагогические идеи, русские космисты опираются на

принципы:

- единения человека, общества и Космоса;

- гармонизации Вселенной как основной миссии человечества;

- эволюции (процесса совершенствования, совершаемого непрерывно и бесконечно);

- развития духовности - базисного начала личности;

- ненасилия, сотрудничества в деле воспитания и образования;

- бережного отношения к индивидуальности (уникальному комплексу качеств, изначально присущих человеку).

Данные принципы объясняют всю важность той роли, которая отводится целостному воспитанию и образованию в русском космизме.

5. Самостоятельность, творческая активность ребенка, по мысли русских космистов, - обязательное условие . его личностного роста. Педагогическое воздействие должно быть максимально незаметным и выводить на первый план инициативу самого воспитанника.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

1. Проанализированы истоки, предпосылки, историко-культурные условия развития педагогических идей в русском космизме.

2. Исследованы, систематизированы и охарактеризованы основные взгляды русских космистов на теорию и практику воспитания и образования, их идеи по поводу развития отечественной педагогики.

3. Раскрыто значение педагогических идей, опыта русского космизма для сегодняшней социо-культурной реальности.

4. Проанализированы наиболее близкие русскому космизму идеи ряда отечественных педагогов XIX-XX вв.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

1. Содержащийся в нем системный анализ и выводы о сущности педагогических идей русских космистов могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблемы духовности, индивидуальности и целостного развития человека - в педагогике, философии, психологии и других науках.

2. Данные, полученные в ходе настоящего исследования, применимы при разработке спецкурсов и спец семинаров по истории педагогики, педагогической антропологии, философии образования, при подготовке и повышении квалификации педагогов. Использование материалов этого исследования расширит представление о становлении и развитии отечественной фшюсофско-педагогической мысли. Достоверность и надежность содержащихся в диссертации положений и выводов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, представительной источниковедческой базой исследования, а также применением комплекса методов, адекватных цели и задачам нашего диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования доложены и обсуждены на кафедре педагогики Белгородского государственного университета. Они также представлены в публикациях и выступлениях автора на Российской научно-просветительской конференции «Славянский мир: единство и многообразие» (Белгород, 1995 г.), на международной конференции «Ресурсо- и энергосберегающие технологии» (Белгород, 1995 г.), на межвузовской конференции «Формирование духовной культуры в преподавании гуманитарных наук» (Белгород, 1996 г.), на «Страховских чтениях» (Белгород, 1998 г.), на международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: теория и практика» (Белгород, 1998 г.). Автором подготовлены материалы к спецкурсу «Философия русского космизма».

Структура диссертации определялась логикой исследования, а также поставленными в нем задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Библиография включает 287 источников.  

Истоки, предпосылки возникновения и общие философские положения русского космизма

Ряд исследователей (например, С.Г. Семенова, А.Г. Гачева, О.Д. Куракина) подразделяют русский космизм на три направления:

1. Религиозно-философское, где в первую очередь рассматриваются проблемы реализации Божьего замысла о мире и человеке (созданном по образу и подобию Творца). В русле этого направления работали Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.К. и Е.И. Рерихи, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский.

2. Естественнонаучное, которое обычно связывают с именами В.И. Вернадского, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского. Этих авторов объединяет попытка переосмыслить картину мира, рассмотрев ее одновременно с естественнонаучной и философской точек зрения. Большое внимание уделяется здесь духовной энергии и сознанию человека как мощным факторам развития всего Космоса.

3. Поэтически-художественное, к которому могут быть отнесены работы В.Ф. Одоевского, А.В. Сухово-Кобылина. Этими авторами в художественной форме выражены основные идеи космизма.

В целом надо признать, что деление русского космизма на три направления достаточно условно (например, работы Н.К. Рериха можно отнести ко всем трем из них; то же справедливо и в отношении многих других авторов). Педагогические идеи, размышления о формировании человека будущего, о его совершенствовании присутствуют в трудах каждого из космистов. Заслуга апробации подобных идей принадлежит В.Ф. Одоевскому, Е.И. и Н.К. Рерихам, Н.Ф. Федорову, П.А. Флоренскому, которые непосредственно занимались практическим воспитанием и образованием молодого поколения, а потому в настоящем исследовании их опыту уделяется особо пристальное внимание.

Русский космизм в своих основных чертах сложился в течении XIX -начале XX вв. Тогда же в основном оформилась и его педагогические идеи. Однако его истоки и предпосылки следует искать в культурном наследии более отдаленного прошлого - как отечественном, так и зарубежном. Уже первобытная мысль признает связь человечества с Космосом, ищет управляющие мировым бытием универсальные законы. Формируется также представление о том, что люди в принципе способны к бесконечному развитию, способны стяжать силу и славу Богов во всей их полноте.

В древнеегипетских текстах мы находим утверждение: между Богами и людьми нет четкого и окончательного разграничения, т.к. человечество создано до божественному образу, способно к бесконечному совершенствованию путем саморазвития. Древнекитайское учение о Дао (пути истины, универсальном законе мироздания), философские идеи Древней Индии (душа присуща всему живому в мире; соединенность, согласованность жизни человека и Вселенной и др.), взгляды древнегреческих мыслителей (в т.ч. - представление о противоборстве Хаоса и Космоса, о роли людей в этом процессе) и ряда ученых более позднего времени - все эти идейные искания мы можем до определенной степени считать предпосылками к возникновению русского космизма.

Постепенно в христианстве сформировалось представление о напряженном противостоянии духа и материи, добра и зла, ведущем свою историю от сотворения мира. В этой связи человек призывался к моральной ответственности за исход данного противостояния. Человеческая сущность определялась как микрокосм, средоточение творения; отсюда — задача осуществлять связь духовного и телесного миров, которая разорвана в результате грехопадения (Василий Великий и др.). В соответствующем ключе трактовались и задачи воспитания. Едва ли не главной из них являлось всемерное и неуклонное развитие духовности в подрастающем поколении, предоставление возможностей для личностного роста. Именно такая позиция в философии и педагогике унаследована русскими космистами. В отечественной культурной традиции она проявилась в немалой степени. Здесь характерной чертой является поиск путей к саморазвитию не столько в книжной премудрости, сколько в подвижничестве, регулярном душевном труде, к которому человека следует приучать с детства. В частности, данные взгляды характерны для аскетической школы исихазма и ее теоретиков (Г. Паламы, Н. Сорского и др.).Исихазм - это «этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом, созданное египетскими и синайскими аскетами...» «В узком смысле под исихазмом понимается религиозно-философское учение византийского богослова Григория Паламы (XIV в.)». «Исихазм направлен на достижение путем сосредоточенности ума или духа божественной любви и познания духовных вещей».5

Согласно учению исихастов, человек есть высшее творение, и он фокусирует в себе всю полноту «божественных энергий» (животворного света, пронизывающего все бытие мира). Это происходит через так называемое «умное делание» - целенаправленное саморазвитие, телесно-духовное преображение. В опыте исихазма, его православной антропологии особо выделяется задача включить в равной степени душу, ум и тело в круг преобразования, развития (кстати, здесь отмечается некоторое сходство с индийской йогой). Можно сказать, что тут идет уже речь о всестороннем, сознательном самовоспитании человека. Традиция исихазма оказала огромное идейное влияние на развитие русского космизма. Она утверждает целостное, живое единство Творца и творения - Бога, природы и человека - и необходимость созидательной активности людей. Эти идеи в той или иной степени развивались в отечественной социо-культурной мысли и далее. Отчасти сюда можно включить теоретические положения русского масонства с его концепцией истинного христианства (обоснование необходимости нравственного и духовного самоусовершенствования, действенной любви к ближнему, ориентации на божественный идеал как прообраз человека). Космичность прослеживается и во взглядах А.Н. Радищева (в частности, это относится к его книге «О человеке, о его смертности и бессмертии»). Делая заключение о бессмертии нашей души, он выводит отсюда цель всей человеческой жизни: сознательное стремление к совершенству и гармонии, непрерывное саморазвитие. «Он рассуждает следующим образом. Цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству. (...) Поэтому разумно полагать: 1) после смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в соответствии с достигнутой им ступенью развития; 2) человек непрерывно продолжает свое совершенствование».6

Непосредственной же предтечей русского космизма мы должны назвать учение любомудров и славянофилов (первая половина XIX в.). В нем оформилась совокупность оригинальных идей о человеке, смысле его жизни, целях и путях воспитания подрастающих поколений. Создатели этого учения оставили «россыпи мыслей, интуиции и озарений, создающих в совокупности образ «цельного человека», сочетающего в своей образованности народно- православные и общечеловеческие черты».7 Цельность, по их мнению, -основной принцип, на котором строится все человеческое развитие. Следовательно, собрав воедино все свои силы, согласуя мышление с нравственным развитием, верой и т.д., люди способны подниматься до божественно-совершенного состояния. На основе этой идеи, в частности, И.В. Киреевский создал собственную педагогическую концепцию «целостного живого знания», включающую в себя развитие всех способностей души, поиск научной истины и христианской правды. Разрабатывая понятие «правды -истины» как импульса к духовному совершенствованию человека, он сформировал педагогический метод «вхождения в познание» не только разумом, но и всем существом. Здесь мы видим зачатки идеи космистов о согласии веры и разума, христианских заповедей и естественно-научных открытий. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, и другие любомудры и славянофилы предложили гуманистический идеал как цель образования и воспитания, опираясь, с одной стороны, на святоотеческие традиции воспитания, а с другой - на опыт современной им зарубежной философии и педагогической теории и практики. Ими выработано понятие «православного просвещения» как единства нравственной сферы, интуиции, чувственного опыта и рационального мышления.

Идея целостности человеческого бытия и, соответственно, воспитания, развивавшаяся славянофилами, получила дальнейшее осмысление в концепции всеединства, которую выдвинули русские космисты. Кроме того, искания славянофилов «возбудили и определили направленность деятельности таких выдающихся русских педагогов, как Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов и др.»8 Отчасти взгляды русских космистов и этих педагогов перекликаются между собой, взаимодополняют друг друга.

Идеи русского космизма постепенно формировались на переломе двух веков и двух эпох в отечественной культуре, что не могло не отразиться на его характере. Это — время социально-экономических и политических изменений, которые, безусловно, сказались на культуре России, мировоззрении ее граждан. Кризис феодально-крепостнической системы и постепенное становление на путь капитализма, бурный рост промышленности, товарного производства изменили очень многое в жизни, а значит, и во взглядах россиян. Важную роль здесь сыграла и полоса великих реформ XIX века (в том числе - в образовании), а затем - контрреформа, застой и консерватизм общественной жизни. Что касается основных тенденций, наблюдавшихся в то время в отечественной науке и культуре, то надо отметить следующие. Первая - научно-техническая революция, благодаря которой человек за короткое время существенно расширил свои возможности. Такой прогресс был воспринят двояко. С одной стороны, общественное мнение приветствовало рост людского могущества, связывало с ним большие надежды. С другой стороны, многие авторы (и русские космисты - в их числе) предупреждали о пагубных, даже фатальных последствиях научно-технической революции, которые способны проявиться очень скоро, если ее ход и в дальнейшем не будет сопровождаться духовным ростом человечества, повышением уровня ответственности и доброй воли. Расширение господства человека над стихийными силами, как было справедливо замечено ими, осуществляется прежде всего за счет технических средств, искусственных орудий.

Место русского космизма в отечественной культуре XIX - XX веков

Для исследования русского космизма как социо-культурного феномена и его педагогических идей нам надо понять, какое место он занимает в отечественной культуре двух последних веков. Чтобы решить эту задачу, мы использовали исследования, посвященные анализу социо-культурной обстановки того периода времени (Н.Н. Баркова, Л.Н. Смирнова, Н.П. Юдина и другие). Особое внимание обращено на проблему взаимосвязи процессов, происходящих в обществе и теории и практике воспитания (работы О.В. Пимановой, В.Ю. Троицкого и другие).

Анализ источников позволяет установить, что социально-политическая и культурная ситуация конца ХГХ- начала XX веков и современная ситуация во многом похожи одна на другую. Конец прошлого - начало нынешнего веков, как и сегодняшняя эпоха, отличается резкими и глобальными переменами в экономике, политике, культуре, в сознании людей. Подобные преобразования не могли не сказаться на содержании теории русского космизма и, в частности, его педагогических идей. Здесь выразился дух всей тогдашней эпохи, необходимость четкого самоопределения: для чего живет человек, куда, в каком направлении он развивается, в чем состоят его предназначение и смысл жизни? Возможно, помимо прочего, еще и этим объясняется повышенный интерес к русскому космизму с присущим ему осмыслением вселенской роли человечества и его духовного потенциала - как тогда, так и теперь. Идеи антропокосмизма оказались в самом русле напряженных поисков истины, научного знания о мире и человеке. Такие искания отражают духовное состояние всего общества в целом, а потому особенно интересны для понимания процессов, происходящих в нем. Обратившись к культурно-историческим процессам, протекавшим в России более века назад, мы, следовательно, сможем многое понять и увидеть в тенденциях современной культуры.

Прежде всего, следует сказать о значении теории русского космизма в связи с назревшим на рубеже веков духовным кризисом. Поиски мятущейся, одинокой души, утрата идеалов, жизненных ориентиров - данное явление, которое прекрасно отражено в художественной литературе, характерно, к сожалению, и для наших дней. В русском космизме целостное единство Космоса и человека выдвигается как альтернатива одиночеству и затерянности души. Об этом говорят мыслители самых различных его направлений. Кроме того, чрезмерное увлечение техническим прогрессом и его плодами всегда способствует возникновению иллюзий всемогущества и вседозволенности, односторонности знаний. Человеку в этом состоянии недоступна цельность знаний и глубина мира. Последствия подобного прогресса, не подкрепленного достаточным развитием сознания и духовности, долговременны и крайне разрушительны. Главная опасность заключается здесь в том, что они реализуются постепенно, по мере того, как вырастают целые поколения, воспитанные в атмосфере бездуховной технократии. Глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, невозможно решить, не обратившись к самым ранним этапам нашего развития, то есть к проблемам воспитания (духовного в первую очередь). Осознание потенциальной угрзы безнравственного будущего, утраты непреходящих идеалов и всей культуры повлияло на формирование педагогических идей русских космистов. Можно сказать: эти авторы с новых, более современных, позиций смотрят на задачи педагогики и всей культуры в целом, ратуя в первую очередь за возвышение нравственных ценностей: милосердия, ответственности, творческого подхода и т.д. Именно поэтому педагогика русского космизма во многом «ориентирована на гуманитарное знание, на литературу, искусство. Это связано с ее антропоцентричностью, ... поиском нравственных координат».39 Такой подход актуален и для сегодняшней ситуации в культуре и педагогике, когда дефицит духовности и нравственности, слабо контролируемое, агрессивное (для природы и человека) научно-техническое развитие заставляют говорить о глобальном мировом кризисе. «Экология человека» - это новый взгляд на него и его роль в эволюции Космоса, который утверждается сегодня на практике воспитания и образования.

Так, по словам современного педагога Н.Г. Тарасенко, перед образованием XXI века стоит задача «формирования экологически ориентированного мировоззрения личности, культивирования у ребенка экоцентрического, ноосферного сознания, воспитания человека, несущего ответственность за безопасное существование цивилизации».

«Человеку дано определенное количество лучей: их длина, цвет, звучание и тональность. Он вступает во взаимодействие со всем окружающим миром, соприкасаясь с ним своими энергетическими лучами. (...) А становится оно таким или иным не только благодаря данности свыше, с чем мы приходим на Землю, но и от воспитания, которое получаем»,41 - такие выводы современных педагогов перекликаются с идеями, выдвинутыми в русском космизме.

Данное направление мысли и чувства неслучайно. Оно возникло вполне закономерно как ответ техническому, бездушному веку, когда человек почувствовал себя «придатком» машины, оторвался от своих природных корней. В какой-то мере здесь решается проблема поисков смысла жизни, очень характерная для мысли всей российской интеллигенции той эпохи. Такой смысл, по убеждению русских космистов, очевиден, он исходит из признания целостного мира и человека как его части. Смысл жизни - добросовестное выполнение людьми их космоэволюционного предназначения. Поскольку оно начинается с души человека, зависит от ее состояния, то именно на ее развитие, воспитание космисты обращают основное внимание.

Подобный подход имеет место и в сегодняшней российской культуре. Высокие темпы промышленного развития, информационная насыщенность, высокий темп жизни, постоянно происходящих в ней изменений и другие факторы повышают требования к человеку, меняют его задачи и, в то же время, отношение к самому себе. По сути дела, на нынешнем этапе развития цивилизации перед землянами стоит вопрос о том, кем же они хотят быть -созидателями гармонии или ее разрушителями? Проблема развития активности, укрепления в детях творческих сил неотделима от проблемы духовно-нравственного воспитания, от степени человеческого осмысления своей космической миссии, от степени космичности и гармоничности нашего сознания. На первый план выходит так называемый «человеческий фактор», который отождествляется не с человеком как безликой рабочей силой, а со всесторонне развитой и неповторимой в своих проявлениях личностью, индивидуальностью. Его значение вообще необычайно велико, а применительно к системе воспитания — просто бесценно. Обращение к индивидуальности ребенка позволяет увидеть, насколько разным, по-своему интересным является внутренний мир каждого из детей. Важно, чтобы из столь непохожих они не превратились в «равно-душных»: в ряд безликих и пассивно выполняющих заданную роль «винтиков» механизма формального воспитания.

Понимание целей и задач воспитания в педагогию русского космизма

Педагогические идеи русских космистов являются непосредственным отражением их мировоззренческой позиции в целом. Исходя из того, что Космос, живая и неживая природа и человек представляют собой живое единство, непрерывно изменяющееся и развивающееся, что в мировом эволюционном процессе люди как разумные и наделенные свободой воли существа играют ведущую роль, эти ученые предлагают совершенно новый взгляд на воспитание. Оно рассматривается ими как явление всекосмического масштаба. При этом понимание целей и задач воспитания закономерно выводится русскими космистами из признания активно-эволюционной миссии каждого человека, уникальной и чрезвычайно важной. Сделан вывод о том, что человек - часть Вселенной - способен к непрерывному развитию, которое благотворно сказывается и на развитии всего Космоса в целом.

Методологическую основу педагогических идей русского космизма составляет, прежде всего, аксиологический подход. В соответствии с ним, человек, независимо от возраста, представляет собой высшую ценность не только для общества, но и для космоэволюции, а его воспитание и самовоспитание становятся решающими факторами процесса гармонизации мира как единого целого. Любой ребенок признается этими учеными микрокосмом, напрямую связанным со Вселенной. Воспитательная теория и практика, учитывающие данный факт и всячески помогающие всесторонней реализации воспитанника, имеют, следовательно, глобальное значение — именно такой подход к педагогической деятельности присущ русским космистам.

Цели и задачи воспитания неразрывно связаны в их понимании с целью человеческого существования как такового, логически вытекают из нее. Последняя, по мысли русских космистов, заключается в дальнейшем разумном преобразовании, постепенной гармонизации мира. Успешному выполнению такой миссии способствуют уникальные отличительные особенности людей: наличие сознания (и самосознания), а также свободы воли и, соответственно, активности (возможности творить, созидать). Сознание - главное и специфическое свойство людей. Как известно, ни одно животное не способно осознать самое себя, цель и смысл своей жизни. У людей появляется высшая психическая деятельность, а вместе с ней и сознание. Данный факт особенно последовательно анализируется в русском космизме естественнонаучного направления. О появлении сознания как эволюционном скачке говорит В.И. Вернадский, а К.Э. Циолковский утверждает, что наличие мозгового аппарата, познающего самого себя, есть факт величайшего значения. Человеку, наделенному даром сознания, совершенно естественно является вопрос: для чего все это, какова цепь жизни? Каждому мыслящему человеку является этот вопрос - первоначально как личный, как вопрос о цели его собственного существования. В то же время русские космисты вскрывают противоречие между беспредельным потенциалом развития нашего сознания, личности, души - и несовершенством, смертностью, ограниченностью биологической оболочки, тела. Смертны все животные, но ни одно из них не осознает этого в такой мере, как человек. Такое осознание бывает подчас очень тяжелым ударом, особенно - в детском возрасте. Космист Н.Ф. Федоров видит эту проблему так: «Существенною, отличительною чертой человека являются два чувства - чувство смертности и стыд рождения. (...) Педагоги затрудняются отвечать на вопрос весьма естественный... у детей - об их происхождении, начале, а ответ дан в Писании — животно подобное рождение будет наказанием». Это наказание, как считал философ, определено за человеческую бездуховность, недостаток нравственности и любви друг к другу,

Следовательно, смертность и несовершенство мира - плата за невыполнение нашей миссии преображения Вселенной и себя самих. В таком же русле движется и мысль B.C. Соловьева, писавшего: «Мы умираем потому, что наша духовная сила, внутри связанная грехами и страстями, оказывается недостаточною, чтобы... претворить в себе все наше внешнее, телесное существо; оно отпадает, и наше естественное бессмертие... есть только половинное: бессмертна только внутренняя сторона, только бесплотный дух». Н.К. Рерих, говоря о причинах духовного кризиса общества, сетует: «Они забыли то, что звучит в каждом атоме звездного неба... они забыли о гармонии».

Итак, цель и смысл человеческой жизни, по мысли русских космистов -это принятие ответственности за преобразование, гармонизацию, «обустройство» мира. Ее осознание непременно должно, как считают эти ученые, привести человечество ко всесторонним и всеобщим действиям. В то же время нельзя забывать, что гармонизацию каждый из людей начинает непременно с себя самого, со своей души. Наиболее полная самореализация, саморазвитие признаются в русском космизме, таким образом, безусловно необходимыми, обусловленными активно-эволюционным предназначением человека как части Космоса. Отсюда учеными напрямую выводится понимание общей педагогической пели. Это - формирование и укрепление в ребенке (на базе изначально присущих ему задатков) способности ко всестороннему и последовательному саморазвитию через творчество, направленное на гармонизацию своего внутреннего и окружающего мира, «...все Учения Света настаивали и настаивают прежде всего на закалке и дисциплине духа и на расширении сознания. Борьба может быть прекрасна, когда она устремляет человека к пробуждению и усовершенствованию заложенных в нем божественных свойств". Приходя к подобному выводу, русские ученые- космисты продолжают тенденцию, зародившуюся еще в древности. Так, еще в античной Греции появилась формула «калокагатии» (духовного и физического совершенства). Позже, как известно, в мировой педагогике стала разрабатываться идея всестороннего и гармоничного развития личности.; Русские же космисты обращают особое внимание на то, зачем происходит это развитие, куда оно направлено, ставят его во взаимозависимость с задачами вселенской эволюции. Нам отведена роль превратить в актуальность потенциальную мировую возможность достичь совершенства, потому что, как сказал о. Сергий Булгаков: «Человечество есть и временно остается единящим центром мира, в его предвечной гармонии, красоте богосозданного космоса».74

В русском космизме подобное понимание хода нашего развития эволюции напрямую определяет весь подход к воспитанию и образованию детей. Здесь человеческое развитие полагается бесконечным, связывается с осуществлением нашей космоэволюционной миссии. В соответствии с этим и задачи воспитания приобретают глобальные масштабы. Воспитание, образование и развитие, которые происходят в ходе систематической деятельности и общения, формируют социальный облик человека, помогают ему органично войти в общечеловеческое единство, социализироваться и наиболее полно реализовать свой внутренний потенциал. Важность процесса духовно-личностной самореализации человека в полной мере осознавалась русскими космистами.. Именно поэтому воспитание, согласно их взглядам — это не грубая дрессировка, не «выламывание человеческого духа, как тела, гимнастикой» (принцип немецкой школы XIX века), а бережная помощь в самореализации личности, всех ее лучших свойств. Такая помощь опирается на процессы саморазвития и самовоспитания человека.

Основные принципы и направления педагогики русского

Как известно, цели воспитания конкретизируются непосредственно в задачах, определяя все последующие элементы педагогического процесса - его принципы, направления, содержание, формы, методы и средства. В русском космизме все педагогические идеи строятся на тех философских положениях, которые и составляют его основу. Мы можем считать их базовыми для конкретных разработок в области воспитания и образования и полностью согласиться с тем, что «когда в науке достаточно обстоятельно разработаны теоретические закономерности, они становятся принципами практической деятельности».96 Отсюда следует, что философские идеи русского космизма проявляются и реализуются в его принципах воспитания и образования. Среди воспитания русского космизма мы можем выделить следующие:

- принцип активно-творческой эволюции; принцип всеобщей целостности;

- принцип учета индивидуальности и самоценности каждого человека;

- принцип постепенной гармонизации личности;

- принцип взаимосвязи теории и практики воспитания и образования.

Русские космисты рассматривают человека как микрокосм - частицу и, одновременно, уменьшенную копию многогранного целостного мира. В связи с этим воспитание и образование здесь предполагает всесторонний процесс: нравственное воспитание, умственное, трудовое, эстетическое и т.д.; кроме того, оно является взаимным встречным движением как педагога, так и воспитанника. Главными направлениями в этом процессе русские космисты считают:

- духовно-нравственное воспитание; развитие сознания.

То, что именно на них обращено основное внимание русских космистов, объясняется следующим убеждением: духовность и осознание людьми своей ответственности и вселенской миссии есть залог успешной космической эволюции.

Здесь мы должны еще определиться с пониманием того, что есть нравственность. Она не тождественна морали - системе норм и требований, которые вырабатываются в том или ином обществе и предъявляются к личности в различных сферах ее деятельности. В то же время и ее определение как совокупности человеческого сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением данных норм, правил и требований, слишком одномерно для русского космизма. Его представители не совсем согласились бы, что «нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения...»97 Их взгляд гораздо шире; он охватывает не отдельный культурно-исторический срез общества, а все человечество в совокупности с природой и Космосом - в их непрерывном развитии и устремленности к гармонии. Соответственно с этим нравственность толкуется ими с космических, целостных позиций, связывается с задачами мировой эволюции. Сводить нравственность только к восприятию и выполнению системы норм, правил и требований общества русские космисты ни в коем случае не согласны, так как зачастую идеал общества комфорта делает ставку на несовершенную, смертную природу человека, предлагает лишь ублажение на короткое время. Н.Ф. Федоров сетует, что нравственное, благое, истинное, прекрасное - стали отвлеченными понятиями, тогда как они должны быть необходимою принадлежностью жизни, составлять самое существо человека. Таким образом, нравственность в русском космизме напрямую связывается с эволюционной миссией человечества, а духовно-нравственное воспитание и развитие в детях самосознания приобретают глобальное значение. Все принципы и направления воспитательного процесса эффективны только в совокупности. Кроме того, принципы не являются готовыми и универсальными рецептами - ученые-космисты хорошо это понимали, делая особый акцент на творческом, гибком, неформальном подходе к делу воспитания, обучения и развития.

Далее мы намерены подробно проанализировать данные принципы и направления, а также соответствующие им педагогические методы, средства, формы и содержание.

1. Принцип всеобщей целостности. Соборность, всеединство - один из важнейших идеалов и принципов в русском космизме: лишь перед цельным, единым человечеством раскрываются истинная картина мира и смысл жизни. Понятно поэтому, почему «соборному» воспитанию космисты придают столь большое значение. Мыслители данной школы исходят из убеждения, что мир представляет собой живое единство. В нем действуют хаотические силы, направленные на расчленение, разрушение, и силы Космоса - гармонизации, создания стройной, целостной системы. И те, и другие силы противоборствуют также в самом человеке, а исход этого противостояния зависит непосредственно от нас, нашей доброй воли, активности и сознания. Таким образом, воспитание в духе соборности, всеединства - задача космического масштаба.

Противостоять хаосу, разрушению, смерти способно лишь целостное человечество, ибо масштаб задач здесь огромен. Но при этом человечество должно не просто вынужденно и временно объединиться, но стать как бы одним родом, единым «организмом». Подобная мысль проходит через работы практически всех русских космистов. Так, например, в Живой Этике отмечена необходимость воспитания в духе коллективизма, общинных начал, что соответствует принципу Общего Блага, одному из всекосмических законов. В.И. Вернадский связывает коллективные задачи человечества с развитием ноосферы. Русские космисты всех направлений говорят об эволюционной роли целостного человечества. Таким образом, начало соборности в том, что люди переосмысливают свое положение, отношение к себе самим. В целом это означает, что «планетарное» сознание постепенно сменяется «космическим».

В русском космизме соборность, целостность рассматривается как антипод разобщенности, «неродственности», охватывающей не только социум, но и всю Вселенную. «Неродственность в ее причинах обнимает и всю природу, как слепую силу, не управляемую разумом».98 Победить ее молено лишь объединенными усилиями всего человечества, а готовить к этому надо с раннего детства, постепенно и неуклонно.

Особая заслуга в разработке путей решения данной педагогической проблемы принадлежит Н. Ф. Федорову. Он отталкивается от такого положения, как «естественное чувство родства», присущее, по его мнению, всем детям, но впоследствии исчезающее. Для маленького ребенка еще не существует деления людей на своих и чужих, для него все вокруг - «дяди» и «тети». «В детском чувстве всеобщего братства, - пишет философ и педагог, -скрывалось, заключалось то, что каждый человек есть сын, внук, правнук... праотца».99 Кроме того, дети еще свободны от борьбы за существование, а потому могут расходовать силы на бескорыстные услуги взрослым, в большинстве своем находят удовольствие в том, чтобы служить, а не господствовать. Н.Ф. Федоров убежден, что задача воспитания - не только сохранить это изначальное ощущение родственности, но и упрочить его.

Похожие диссертации на Педагогические идеи в русском космизме