Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса "Джангар" Даваев Санал Алексеевич

Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса
<
Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Даваев Санал Алексеевич. Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса "Джангар" : 13.00.01 Даваев, Санал Алексеевич Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса "Джангар" (Идеал совершенного человека) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2000 171 с. РГБ ОД, 61:01-13/537-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Народная педагогика и идеал совершенного человека- основа этнического воспитания подрастающего поколения

1.1. Народная педагогика как основной фактор этнического воспитания подрастающего поколения

1.2. Исторические, социально-экономические предпосылки традиционной культуры воспитания калмыков

1.3. Идеал совершенного человека в народной педагогике как концентрированное выражение цели воспитания и формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения

Глава 2. Идеал совершенного человека по эпосу "Джангар" и его педагогическое значение в процессе воспитания подрастающего поколения

2.1. Социально-религиозные предпосылки формирования идеала совершенного человека в эпосе "Джангар".

2.2. Идеал совершенного человека в системеценностных ориентации эпоса и современного общества. (идеал как высшая воспитательная ценность) 94

2.3. Идеал совершенного мужчины в представлении Ойрат-Калмыков

2.4. Эпическое представление идеала совершенной женщины

2.5. Идеал совершенного человека как главный фактор формирования национального самосознания у подрастающего поколения. (в процессе учебно-воспитательной работы школы) 147

Заключение 154

библиография 157

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования определяется современной ситуацией в России;
политической, социально-экономической, . характеризующейся ростом

национального самосознания, частичным изменением ценностных идеалов и ориентации, обращением к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям как составной неотъемлемой части культуры любого народа.

Проблема соотношения культуры, образования и духовности в наиболее острой форме обнаруживается в период смены жизненных укладов и ценностей в обществе. Процесс возрождения и становления национального культурно-исторического наследия различных этносов в России значительно активизировался, наблюдается тенденция повышения интереса к народной педагогике с её богатым многовековым опытом воспитания. В поисках утраченных ценностей непременное обращение к национальным истокам, к народной педагогике сегодня актуально и своевременно. Это связано с расширением связей народов многонациональной России; многовековой интеграцией с русской культурой и культурами других народов, а также со значительным ростом национального самосознания.

Главная проблема - слабая связь (преемственность) между поколениями, также частичная утрата родного материнского языка. Пробудить национальное самосознание в этносе - немаловажный фактор в процессе возрождения и становления национальной культуры, поскольку процесс будет малоэффективен, если этносу будет безразлично существование родного языка и культуры.

Обращение к народной педагогике, а именно к эпосу "Джангар", где заложена суть народного воспитания: культура, традиции, обычаи продиктовано самим временем и теми обстоятельствами, в которых оказалось современное

общество (Республика Калмыкия). Идеи эпоса "Джангар" сегодня подходят для возрождения и становления национальной культуры и языка. Для формирования ценностных качеств и воспитания подрастающего поколения необходимо обращаться к вековым морально-этическим традициям, закрепившим такой идеал совершенного человека, содержанием которого является образ личности, способной посвятить себя борьбе за счастье своего народа. Именно такой образ является наиболее устойчивой сердцевиной духовной культуры каждого народа, каждой нации, живущей по принципам истины, добра и красоты.

Идеал совершенного человека - конечная цель народной педагогики, является основным фактором в воспитании подрастающего поколения на традициях народной педагогики.

Анализ литературы по народной педагогике, в частности по проблеме идеала совершенного человека, подтверждает ее' актуальность и значимость для современной воспитательной и образовательной практики. В различных аспектах исследованы вопросы народной педагогики и идеала совершенного человека: русских (Г.С. Виноградов, В.М. Григорьев, В.А Николаев), чувашей (Г.Н. Волков, Э.И. Сокольникова, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов), грузин (А.Ф. Хинтибидзе), азербайджан (А.Ш. Гашимов), армян (В.Х. Арутюнян), узбеков (К.А. Кадыров, М.Ш. Ширбаев), народов Коми (Л.Д. Вавилова), народов Сибири и Дальнего Востока (В.Ф. Афанасьев), башкир (Т.К. Искаков), татар (Я.И. Ханбиков), дагестанцев (Ш.А. Мирзоев, З.М. Магомедова), алтайцев (Р.К. Санабасова), народов поморского Севера (И.Л. Данилова, А.Г. Гмырин, Л.С. Малик), кыргызов (А.Э. Измайлов, Т. Ормонов), казахов (К.Д. Кожахметова), калмыков (О.Д. Мукаева), хакассов (Б.М. Ховратович), туркменов (К.П. Пирлиев), адыгов (Ш.А. Шоров, М.Г. Загезежев), карачаевцев, балкарцев, черкесов (К.Б. Семенов, М.Б. Гуртуева) и др., по идеалу совершенного человека есть ряд работ по философии,

психологии, социологии: Л.В. Константинова, Л.П. Федорчук, И.И. Загоренко, О.Е. Зубов и других.

Основная часть исследований по народной педагогике отражает традиционный анализ различных сторон воспитательной практики тех или иных этносов, в основе которых лежит изучение традиций, обычаев, фольклора. Специфика многомерности феномена народной педагогики допу^жает возможность разных подходов к её рассмотрению. В частности, недостаточное внимание уделено проблеме формирования идеала совершенного человека в педагогике, народной педагогике, механизму воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих и национальных ценностях, сконцентрированных в идеале совершенного человека.

При внимательном изучении образовательного процесса Республики Калмыкия следует заметить, что мало внимания уделяется воспитанию подрастающего поколения на традициях народной педагогики, процесс обобщен и не концентрирован, недостаточна подготовка учителей в области народной педагогики. Сложность определяется главным образом: отсутствием фундаментальных исследований по проблемам формирования идеала совершенного человека. Все вышеперечисленное обусловило выбор темы исследования: использование идей народной педагогики в калмыцкой школе ня материале эпоса «Джангар» (идеал совершенного человека)

Объект исследования: Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе.

Предмет исследования: процесс формирование нравственных качеств у подрастающего поколения на примере идеала совершенного человека йо эпосу «Джангар».

Цель исследования: Выявить педагогические условия преемственности воспитания духовной, эстетической, этической культуры, становления личности и национального самосознания на примере идеала совершенного человека эпоса "Джангар".

Гипотеза исследования: Духовно-нравственное воспитание

подрастающего поколения на примере идеала совершенного человека эпоса "Джангар" будет эффективно, если:

определены педагогические условия осуществления преемственности в овладении духовной культурой, в становлении личности и национального самосознания;

определены основные критерии функционирования народных традиций калмыков и нравственных общечеловеческих ценностей;

выявлены критерии уровня развития духовно-нравственной, этико-эстетической воспитанности детей.

подрастающим поколением будет осознанно критическое состояние родного (калмыцкого) языка и культуры.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

На основе этнопедагогического анализа эпоса "Джангар" выявить народные педагогические традиции ойрат-калмыков, отраженные в калмыцком эпосе "Джангар", определить его ведущие педагогические идеи.

Исследовать традиционное представления ойрат-калмыков об идеале совершенного человека в эпосе, определение условий для применения идеала совершенного человека в воспитании нового поколения на основе укрепления духовных связей воспитуемых с многообразной и духовной нравственной жизнью родного народа.

Показать на региональном материале, что многовековой опыт воспитания
народа, ставший духовной составляющей частью этноса и мировой культуры,
имеет непреходящую ценность при решении проблем национального воспитания
и образования и в первую очередь - задачи формирования нравственно-идеальных
качеств нового поколения.

Разработать и экспериментально проверить методику воспитания и становления личности, самосознания детей на основе нравственно-этических, духовных традиций народной педагогики калмыков, в частности на эпосе "Джангар" (идеала совершенного человека).

Разработать программу "Совершенный человек - мифы, легенды ойрат-калмыков (на материале эпоса "Джангар") в современном контексте".

Создание комплекса педагогических условий эффективного
использования народной педагогики - (эпоса "Джангар") в духовном воспитании
нового поколения в рамках преемственности поколений.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

философские, социологические, психолого-педагогические,
этнопедагогические исследования в области ценностных ориентации личности:
(Г.Н. Волкова, Г.С. Виноградова, Л.С. Выготского, Я.И. Ханбикова, Н.Д.
Никандрова, Б.Т. Лихачева, Р.К. Санабасовой, А.Ш. Гашимова, Т. Ормонова, Б.М.
Ховратовича, М.Б. Гуртуевой, К.Б. Семенова, З.Б. Цаллаговой, Л.В.
Константинова, К.Б. Семенова, О.Е. Зубова, и других.);

исследования калмыцкой научной школы, рассматривающие историю
калмыцкого народа, национальную культуру, философию, мировоззрение,
историю образования: (А.Ш. Кичикова, М.Л. Кичикова, Н.Ц. Биткеева, О.Д.
Мукаевой, Л.Н. Мукаевой, А.В. Бадмаева, В.Ф. Ефремовой, П.А. Дарваева, Б.А.
Бичеева, Л.Н. Мукаевой, А.Г. Митирова, Б.Б. Оконова, А.Б. Панькина, Н.Ш.

Ташнинова, У.Э. Эрдниева, М.М. Батмаева, Г.О.Авляева, Р.Б. Дякиевой, З.О. Кекеевой, А.Б. Имкеновой и других.).

Историческую базу исследования: составили теоретические труды отечественных, зарубежных исследователей; монографии; диссертационные исследования, защищенные по проблемам ценностей; истории мировой и отечественной культуры, этнографии, психологии, философии, социологии, педагогики; материалы из фондов Российского и калмыцкого государственных архивов, Диссертационного отдела Российской Государственной Библиотеки, Государственной педагогической б..^лиотеки имени К.Д. Ушинского, Амур-Санана, КИГПИ РАН и этнографические записи, выполненные непосредственно самим исследователем.

В диссертации используются следующие методы исследования:

теоретический анализ философской и психолого-педагогической, социологической, филологической литературы по исследуемой проблеме; анкетирование; метод экспертной оценки; метод самооценки, опросы и беседы со студентами, школьниками, педагогами; опытно-экспериментальная работа: чтение лекций, спецкурса "Совершенный челвоек - мифы, легенды ойрта-калмыков в контексте современности" (по эпосу "Джангар"), обработка результатов анкетирования.

Экспериментальная база исследования: Государственный Центр одаренных детей "Элистинский лицей". В массовом констатирующем эксперименте приняли участие, (90 человек). Опытно-экспериментальная работа проводилась с учащимися Элистинского Государственного Центра одаренных детей.

Логика и этапы исследования: Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - теоретический - (1997-1998гг.) решал следующие задачи:

изучение литературы по проблеме исследования;

анализ инновационных процессов в системе национального образования других регионов;

уточнение понятийного аппарата,

сбор информации.

Второй этап - теоретико-поисковый (1998-1999гг.) был нацелен на решение следующих задач:

разработка теоретических основ исследуемой проблемы;

конструирование исходной гипотезы исследования;

определение базы исследования;

уточнение используемого понятийного аппарата и исходной гипотезы;

разработка спецкурса: " Совершенный человек - мифы, легенды наших
предков (на материале эпоса "Джангар") в контексте современности",
ориентирующих на общечеловеческие ценности на национальную культуру.
Третий этап - преобразующе - заключительный. (1999-2000гг.) был

нацелен на решение следующих задач:

обработка анкетных данных;

реализация опытно-экспериментальной работы на базе Элистинского
Государственного центра одаренных детей.

подведение итогов, оформление материалов диссертационного
исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

Народные традиции ойрат-калмыков - основа духовного возрождения национальной культуры;

Выделяющаяся роль эпоса "Джангар" в духовной культуре калмыков;

Идеал совершенного человека - концентрированное выражение цели народной педагогики - как один из главных факторов в становлении и возрождении национальной культуры и самосознания, как - ведущий фактор воспитания подрастающего поколения на гуманистических традициях народа;

ориентация подрастающего поколения на общечеловеческие ценности черезиациональную культуру.

^PyW\ Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

в изучении калмыцкого эпоса "Джангар" с точки зрения педагогики, психологии, социологии;

в выявлении воспитательных возможностей народной педагогики калмыков, в частности - эпоса "Джангар" в формировании личности;

в создании комплексной методики диагностики уровней формирования национального самосознания на идеале совершенного человека эпоса "Джангар";

в научном обосновании преемственности в воспитании подрастающего поколения на традициях народной педагогики и определение педагогических условий повышения его эффективности;

в создании программы: "Совершенный человек - мифы, легенды ойрат-калмыков (на материале эпоса "Джангар") в контексте современности", необходимого для целенаправленного воспитания подрастающего поколения на традициях народной педагогики и экспериментальной проверки её эффективности;

в раскрытии возможных путей трансляции традиций национальной
культуры путем введения спецкурса "Совершенный человек - мифы, легенды
ойрат-калмыков в контексте современности" (на материале эпоса "Джангар")
детям старшего школьного возраста.

в доказательстве эффективности процесса воспитания подрастающего
поколения на примере идеала совершенного человека - как национальной
ценности, в возрождении и развитии национальной культуры и формирования
самосознания.

Практическая значимость исследования состоит:

во внедрении спецкурса: "Совершенный человек - мифы, легенды ойрат-
калмыков в контексте современности (на материале эпоса "Джангар")";

в реализации идеи этнического национального самосознания и
формирования ценностей на идеале совершенного человека по эпосу "Джангар";

в выявлении значения идеала совершенного человека по эпосу "Джангар"
в современной культуре и жизни калмыцкого народа.

Достоверность научных результатов: обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением комплексной методики диагностики уровней формирования национального самосознания на основе эпоса "Джангар"; применением целого комплекса теоретических и практических методов исследования, адекватных его предмету, объекту, задачам и этапам; результатами экспериментальной работы; достаточной базы апробации и внедрения в педагогическую практику.

Апробация исследования: проводилась на научно-практических конференциях по различным проблемам (г. Москва: конференция молодых ученых Государственный НИИ семьи и воспитания РАО, 1999; Международная конференция "Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания", 1999; г. Пятигорск: региональная конференция ЮО РАО, 1998; г. Элиста: региональная конференция ЮО РАО, 1999).

Структура работы: диссертация объемом (164) машинописных страниц состоит из введения, двух глав (8 параграфов), заключения, списка литературы, приложения. Текст диссертации проиллюстрирован схемами, таблицами.

Список публикаций:

  1. Национальные ценности - главный аспект воспитания на идеале совершенного человека.// Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика: Материалы VII конференции молодых ученых / Под общей ред. А.Л. Бугаевой. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. - С.40

  2. Социально-религиозные аспекты в системе ценностей современных приоритетных идей в калмыцком эпосе "Джангар". // Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. - С. 100

3. Нравственные аспекты в эпосе "Джангар" // Свет в степи. Элиста., 1997. -
№ 6. С. 64 - 78.

  1. Эстетические идеалы ойрат-калмыков в эпосе "Джангар".// Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. / Y годичное собрание ЮО РАО. Материалы XYII региональных чтений Юга России. Пятигорск., 1998.Часть 2. С. 144

  2. Проблемы преемственности поколений в Калмыкии (на примере народного эпоса "Джангар"). // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. / YI годичное собрание ЮО РАО. Материалы XYII региональных чтений Юга России. Элиста., 1999.Часть. 2 С. 102

Народная педагогика как основной фактор этнического воспитания подрастающего поколения

Любой народ, этнос, нация занимает свое определенное место в мировой истории, также стремится как можно лучше воспитать свою смену -подрастающее поколение. Воспитание, как показывает вековая практика, тогда дает хорошие результаты, когда оно основывается на народных традициях. Проблема оценки педагогического наследия своего народа, выявление этого наследия, его соотношения с сегодняшней культурой продолжает оставаться одной из самых важнейших. Воспитанию подрастающего поколения на гуманистических традициях своего народа наилучшим способом служит народная педагогика. Полное и всестороннее изучение опыта народной педагогики расширяет представление о богатстве национальной культуры, возможности её применения на практике, помогает лучше понять истоки и особенности народного воспитания.

Главной целью данного параграфа является наиболее полное раскрытие особенностей народной педагогики как основы этнического воспитания подрастающего поколения.

"Народная педагогика - это совокупность исторически сложившихся традиционных правил, содержания, средств, форм, методов, идей и традиций народных масс в области воспитания и подготовки подрастающего поколения".(29 С.48) Народная педагогика берет начало с незапамятных времен. Как известно, воспитание сопутствовало человечеству уже с самых ранних периодов истории, когда ещё не было школ и педагогических теорий. Жизненные потребности, необходимость подготовки трудовой, боеспособной, совершенной в нравственно-волевом, эстетическом и умственном отношении смены требовали, чтобы люди постоянно заботились о передаче своего жизненного опыта и знаний младшему поколению, о выработке у детей необходимых качеств. Уже в первобытнообщинном строе делались попытки обобщить воспитательную практику, которые находили свое отражение в житейской мудрости, традициях и обычаях. Однако, содержание, задачи, формы и приемы воспитания в истории общества не оставались без изменения. Они претерпевали соответствующие изменения по мере накопления опыта, знаний, сведений об окружающей действительности, смены социально-экономических условий.

Педагогическая культура любого народа, в том числе и калмыцкого, является синтезом педагогических достижений многих наций, народностей и родоплеменных объединений, из которых сформировалась нация калмыков.

В народной педагогике знания приобретаются эмпирическим путем, данные целенаправленных педагогических экспериментов, характерны для научной педагогики. Ценность всех достижений народной педагогики основывается на данных, не раз проверенных на опыте многих поколений народных педагогов.

В народной педагогике нет научных терминов, формулировок и определений, систематизированных и зафиксированных в письменной форме. Идеи и воззрения разбросаны в различных устных памятниках, в традициях и обычаях. Народная педагогика имела цель и конкретные задачи воспитания. Народные педагоги осознанно, а зачастую и не осознанно, стремились давать детям разностороннюю подготовку, расширить круг их знаний в разных областях. Педагогические знания народа развивались, обогащаясь в тесной взаимосвязи с его лучшими знаниями. Говоря о связях педагогических знаний народа с его другими знаниями, необходимо подчеркнуть, прежде всего, то, что народная педагогика при своем возникновении и дальнейшем развитии была одной из составляющих частей духовного производства и находилась в тесной связи с другими сторонами материальной и духовной жизни народа. В связи с этим в первую очередь нужно отметить тесную связь педагогических знаний народа с народной философией.

Анализ научной литературы показывает, что изучение опыта народной педагогики и её практическое применение всегда входило в круг научных интересов прошлого и настоящего. В этой связи можно выделить несколько подходов в генезисе народной педагогики.

Первый подход - социально-исторический. Он отражен в трудах видных ученых и педагогов-классиков прошлого: (Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, М. Бердяева, Л.Н. Толстого и других).

Я.А. Коменский по праву считается основоположником народной педагогики. В его педагогической концепции глубоко обоснована идея обращения к изучению мудрости народного воспитания. Он подчеркивал, что обучение детей должно строиться на родном языке, свято верил в педагогическую эффективность народного фольклора, традиций.

Выдающиеся труды Я.А. Коменского "Материнская школа", "Открытая дверь языков", "Великая дидактика" основаны на народном идеале воспитания в семье. Я.М. Коменский рассматривает народную педагогику как источник теоретической педагогики, и, в свою очередь, теоретическая педагогика воздействует на осмысление тысячелетнего опыта народного воспитания.

Другой известный педагог-классик И.Г. Песталоцци рассматривает проблемы приобщения детей к прогрессивным народным традициям. Разрабатывая идею о взаимосвязи воспитания и развития, И.Г. Песталоцци исходил из признания решающей роли целесообразно организуемого народного воспитания в становлении личности ребенка с момента его рождения. В его работах акцент делался на то, что развитие ребенка должно опираться на практику жизни и отражать его чувственный опыт.

Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую её роль в нравственном воспитании, поскольку конечные результаты школьного образования и воспитания состоят в достижении общей цели воспитания -воспитания истинной человечности. Для успешного воспитания, считал И.Г. Песталоцци, важно учитывать не только принцип природосообразности, но и народный опыт, традиции семьи и сохранять их в школе.(98)

Идеал совершенного человека в народной педагогике как концентрированное выражение цели воспитания и формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения

Стержнем народной педагогической культуры её духовным ядром является идеал совершенного человека.

Выявление этнических особенностей воспитания, прежде всего идеалов совершенного человека, лучше и конкретнее всего представляющих духовный облик народа, глубокое знание их, серьезные размышления над историческими обстоятельствами, способствовавшими возникновению, сохранению и развитию культуры, помогает нам лучше понять психологию не только своего народа, но и других народов.

Целью воспитания каждого народа является - воспитание и обучение подрастающего поколения. Цель народного воспитания неразрывно связана с понятием "идеал", который выражается в устном народном творчестве. "Идеал" -высшее совершенство; совершенный образец чего-либо; высшая конечная цель стремлений". (118.С.238) Народ выразил идеальные качества в произведениях устного народного творчества. Идеал совершенного человека является концентрированным выражением цели народной педагогики в воспитании и формировании подрастающего поколения.

В идеале отражаются дух времени, общественные настроения и устремления, способ мышления и деятельности людей, образ их жизни, семейный уклад, религиозные убеждения/

Вековые гуманистические традиции старшего поколения, основанные на подлинной человечности их религиозные взгляды выработали народный идеал личности. На основе народного идеала личности каждый народ, исходя из конкретно-исторических жизненных условий и возможностей, определял цель воспитания. Общим в определении воспитательной цели является подготовка совершенного человека.

Целью данного параграфа является раскрытие предмета исследования духовно-нравственного воспитания и формирования нравственно-идеальных, ценностных качеств у подрастающего поколения на примере идеала совершенного человека в народной педагогике, в частности в фольклоре.

Г"" Духовно-нравственное воспитание в связи с проблемами формирования нравственных качеств у подрастающего поколения на примере идеала совершенного человека в произведениях и памятниках литературы, искусства, народного творчества является малоизученным и сложным предметом изучения.

Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы, искусства и народного творчествам

Проблема воспитания совершенного человека и воспитание подрастающего поколения на идеале была актуальной для всех народов, всех времен. Идеал являлся всегда целью любого воспитания, физического или нравственного. Цель должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.;

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих мыслителей, философов, педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Необходимо заметить, что гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало такую важную категорию воспитания как труд. В средние века идеалом становился духовный аспект. Церковь, религия-монополист воспитания считала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм, и объявила их греховными. В то время идея сочетания духовной и физической красоты считалась еретической и преследовалась церковью. Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Впервые полностью раскрыли проблему идеала социалисты-утописты. Они видели цель разностороннего воспитания в соединении обучения с трудом. Сейчас идея всестороннего развития личности признается как высшая цель воспитания.

Подходы к рассмотрению идеала совершенного человека можно разделить на две группы: социально-философскую и психолого-педагогическую.

Проблема общественного идеала не является принципиально новой ни для мировой, ни для отечественной социально-философской мысли. Однако сегодня её актуальность значительно возросла, и особенно в постсоветском обществе. А связана она, прежде всего с тем, что в настоящее время общество переживает периоды глубинных качественных преобразований и в структуре материального бытия, и в сфере социальных взаимоотношений, и в области духовного воспроизводства и самоидентификации. Социологи считают, что сегодняшнюю ситуацию в духовной сфере можно характеризовать как период перехода от одних символов национальной самоидентификации к другим.

Определяя для себя значимость изучения процессов, происходящих в сфере воспитания на примере идеалов (в частности, социальных) и ценностно-идеологических ориентиров, мы, исходили из того, что данная проблематика представляет собой интерес не столько сама по себе, сколько актуальна для общества, так как воспитание на идеале может быть успешным только при взаимосвязанных, взаимонаправленных и оптимально сбалансированных между собой преобразованиях во всех сферах.

Одним из главных механизмов существования традиционной культуры является ориентация на идеал, идеализированный образец. По мере усложнения этой практики в науке: философии, социологии, психологии, педагогике, а также в народной педагогике складывались морально-оценочные определения её целей, представлений об идеале, ориентируясь на которые следовало подготавливать человека к жизни.

Проблема идеала рассматривалась основательно в философской и психологической науке. В философском энциклопедическом словаре приводится следующее определение идеала: "Идеал - идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса". (124.С.195)

Наиболее полно проблема идеала была разработана в немецкой классической философии. Она была поставлена И. Кантом прежде всего в связи с проблемой "внутренней цели". Идеал по Канту - это такая форма человеческого разума, в которой воплощается его способность осмыслить предельное совершенство чего-то ни было. "Максимум совершенства называется теперь идеалом - это принцип всего содержащегося в общем понятии какого-нибудь совершенства, поскольку низшие степени признаются доступными определению только путем ограничения высшей". (53.С.395) Согласно И. Канту, явления, не имеющие цели, которые могут быть представлены образно, не могут иметь идеала. Единственным существом, действующим по "внутренней цели", является человек. Кант считал, что идеал характеризуется полным и абсолютным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом. Значит, осуществление идеала совпадало бы с концом истории. В силу этого идеал, по Канту, принципиально недостижим и представляет собой только "идею" регулятивного порядка. Идеал указывает скорее направление на цель, им создается образ самой цели. Только в искусстве идеал может и должен быть представлен в виде образа - в форме прекрасного. Поэтому идеал и "прекрасное" становятся синонимами, и жизнь идеала только в искусстве. Так же И. Кант считает, что: "....Возвышаться к этому идеалу морального совершенства, то есть к первообразу нравственного убеждения во всей его чистоте, - это общечеловеческий долг для исполнения, которого может дать нам и сама эта идея, поставленная перед нами разумом в качестве объекта стремления". (53.С.129) В противовес греховности, о которой так много рассуждали средневековые богословы, Кант утверждал возможность совершенствования человека в перспективе "идеала святости".

Социально-религиозные предпосылки формирования идеала совершенного человека в эпосе "Джангар".

В духовной культуре калмыцкого народа ведущее место занимает героический эпос "Джангар" - памятник устного народного творчества. Эпос "Джангар" состоит из отдельных эпических песен, в которых воспевается героические подвиги доблестных богатырей во главе с Джангаром. Основной лейтмотив эпоса - защита родной земли от посягательств захватчиков, борьба за независимость и человеческое счастье.

"История, - как указывал В.Г. Белинский, - была всегда и у всех народов, у одного как предание, у другого как сказка, у третьего как поэма, у четвертого как хроника и т.д." ( 14. С.378)

Героический эпос "Джангар" по праву считается гордостью калмыцкого народа, энциклопедией его духовных богатств. Эпос интересен нам не только как памятник устного народного творчества, но и как кладезь народной мудрости, игравшего заметную роль в формировании национального самосознания калмыков. Лучшие черты калмыцкого характера, высокие образы человеколюбия и патриотизма, благородства и гражданской доблести, бескорыстия и верности в дружбе, уважения к старшим, нашедшие воплощение в эпосе - в гениальном творении калмыцкого народа, служат примером в воспитании молодежи.

Любое художественное произведение считается ценным только тогда, (в данном случае - эпос "Джангар") когда оно выражает конкретную общую линию, в которой ясно выразились бы высокие идеалы для подражания у подрастающего поколения. Эпос, прежде всего, несет в себе гениальные достижения народного ума в сфере воспитания (педагогики) и поэтому необходимо изучение эпоса как поэтического творения, демонстрирующие огромную духовную силу и неиссякаемые интеллектуальные возможности народа.

В эпосе нашли свои воплощения самые популярные идеи того времени - это горячий призыв к национальному единению и борьбе за независимость, а также идея формирования идеала совершенного человека.

Сегодня изучение и применение педагогических идей эпоса "Джангар" в возрождении и становлении национальной культуры и языка чрезвычайно важно, поскольку эпос является этнопедагогической энциклопедией калмыцкого народа. Также большую роль эпос "Джангар" играет в воспитании и обучении подрастающего поколения, т.е. в становлении национальной системы образования. Именно воспитание нового поколения на идеале совершенного человека по эпосу "Джангар" несет в себе многофункциональную и важную роль, поскольку идеал совершенного человека является далекой и недостижимой мечтой наших предков и использование идеала в воспитании актуально и эффективно.

Выбранный нами подход к изучению эпоса - педагогический, с позиций нравственных, духовных, моральных, этико-эстетических ценностей.

Изучение эпоса "Джангар" с точки зрения этнопедагогики сегодня актуально и многозначно. Эпос есть неисчерпаемый источник знаний, почти для любой науки: истории, языкознания, этнографии, антропологии, философии, психологии, социологии и др. Рассмотрение педагогических идей эпоса и изучение их для дальнейшего применения в воспитании и обучении детей необходимо для полного функционирования процесса возрождения и становления национальной культуры, языка, традиций и обычаев.

В эпосе народ как никогда точно выразил свое отношение к совершенной личности. Мы можем по страницам эпоса, проследить каким они хотели видеть совершенного мужчину или женщины, т.е. критерии и требования, которые предъявлялись идеалу.

Поэтому правомерно изучение эпоса "Джангар" с точки зрения этнопедагогики и раскрытие системы ценностей наших предков через раскрытие идеала совершенного человека, как основного фактора и источника этнического воспитания и формирования национального самосознания.

Социальная значимость человека как личности очень важна сегодня для общества. Проблема становления личности человека, его внутреннего мира одна из самых актуальных общечеловеческих, гуманистических , а в данный момент и национальных приоритетных проблем. Для утверждения духовности в личности человека необходимо разобраться в самой человеческой сущности, его назначении, "Личность в человеке есть результат борьбы. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека. Ослабление духовности в человеке ведет к утрате центра человеческого бытия и к распадению на куски и осколки".(12.С.43)

Самая главная задача современного общества - воссоздание национальной культуры, определение ее главных ценностей. Духовно богатое общество есть источник высшей нравственности. Стоит задача возрождать национальных истоков, богатого духовного мира и эмпирического опыта, накопленного предками за столетия своего существования в различных социальных и исторических условиях. Для этого необходимо учитывать все специфические особенности создания народом своего индивидуального кода: национальный фольклор, историю, письменность, язык, народный эпос " Джангар". Изучение истории народа, его культуры через познание эпоса - главная задача в процессе возрождения национальной культуры и самосознания.

Изучение социально-религиозных предпосылок формирования и становления идеала совершенного человека в калмыцком народном эпосе "Джангар" является важным делом в процессе возрождения и становления национальной культуры, языка, а также воспитания и обучения подрастающего поколения. Главная проблема - человек, его внутренний мир, духовность, становление личности. Как писал русский философ Н.А Бердяев: "Наиболее трудно защищать и утверждать человечность в жизни общества. Между тем как человечность есть основа должного, желанного общества. Человечность связана с духовностью".(12.С.56) Духовность определяется в обществе наличием духовного сознания, пониманием того, зачем духовные ценности нужны, какова их значимость. Социологи утверждают, что органическое общество есть источник высшей нравственности. Общество, потерявшее и утратившее свое национальное "Я", не может быть органическим .

Обращение к истокам - очень важный шаг в становлении национальной культуры, человеческой личности и национального самосознания. В народной педагогике заложены самые верные и точные, проверенные временем положения о формировании образа совершенного человека, его эстетической красоты и духовного богатства. Необходимо, изучение эпоса в социальном, религиозном, философском, нравственном, эстетическом, этическом плане. Самое главное научиться все достижения эпоса применять на практике - в реальной жизни, с учетом условий современности. Рассматриваются два подхода в изучении предпосылок формирования идеала. Первый подход - рассмотрение социально-общественных отношений и их художественного воплощения.

Всестороннее изучение эпоса "Джангар" показывает, что данный памятник -продукт коллективного творчества масс. Джангарчи (сказители) донесли до наших дней эпические песни, в которых звучал призыв к борьбе за родину, ее независимость, за ее счастливую и радостную жизнь. Идейный смысл произведения полностью заложен в психологии героев-богатырей, в их поступках, подвигах и т.д.

Идеал совершенного человека в системеценностных ориентации эпоса и современного общества. (идеал как высшая воспитательная ценность)

Эпос "Джангар" - многоплановое явление в духовной жизни народа. В нем воедино слились идеалы добра и справедливости, свободы и равноправия, счастья и благополучия.

Поэма воплотила в себе прогрессивные устремления народного сознания, общечеловеческие и национальные ценности и высокие идеалы, в ней выразилась мечта об идеальной стране, правителе, человеке и идеальных отношениях в обществе, существовавшая в идеологии и сознании народа, создавшего этот эпос. В образах идеальных героев эпоса раскрыты представления ойрат-калмыков о нравственных, духовных, общечеловеческих и национальных ценностях. То есть, образы главных героев - своебразный ключ к полному раскрытию нравственных и моральных устоев, этнопсихологии, философии общества, создавшего эпос. Образы главных героев эпоса должны быть применены в современном процессе этнического воспитания и обучения.

Эпос, и воплощенный в нем идеал должны влиять все стороны духовной и культурной жизни общества, на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, играть основную роль в процессе гуманизации и демократизации современного общества. Ценности, заложенные в народной педагогике и в эпосе, приобретают универсальный характер распространения.

Цель данного параграфа - рассмотрение идеала совершенного человека в эпосе "Джангар" как одной из основных воспитательных ценностей.

Идеал совершенного человека - это, форма художественного выражения, хранения и передачи комплекса представлений об основных ценностях, выработанных народом на всем протяжении его бесписьменной истории. В цели воспитания выражается идеал личности, который народ стремится выразить и реализовать в конкретно-исторических условиях. Через идеал совершенного человека, выраженный в эпосе, его создатели стремились к своей главной цели -это воспитание подрастающего поколения, способного также воспитать свою смену именно на идеале и таким образом, продолжить эту "эстафету". Таким образом, идеал выступает как главная воспитательная ценность, которая раскрывает в человеке его богатый внутренний духовный мир.

Академиком Б.Т. Лихачевым отмечено, что: "воспитательные ценности, их идеальные феномены составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяют сущность её внутреннего мира, её направленность, воплощающуюся в мировоззрениях, убеждениях, знаниях, умениях, навыках, в развитых сущностных силах, проявляющуюся в социально обусловленных отношениях, деятельности и общении". (69.С.6) То есть, главная воспитательная ценность идеала заключается в его духовном богатстве. Идеал совершенного человека по эпосу "Джангар" изучается как основа духовного возрождения и становления национального самосознания и воспитания у подрастающего поколения нравственно-идеальных качеств именно с точки зрения духовных, моральных аспектов.

Каждый народ в своих бесценных творениях устного народного творчества выражает национальные ценности, но основаны они на общечеловеческих ценностях, это объясняется социально-историческими, географическими и др. факторами. В эпосе отразились ценности ойрат-калмыцкого общества, формирование их происходило в период консолидации и борьбы за независимость в XII-XIY вв. Главной задачей народа на тот период являлась -защита родной земли от врагов и воспитание будущих защитников. В эпосе, как зеркале, отражена военно-патриотическая идеология народа. Становится ясным, почему именно в идеале совершенного мужчины (воина) воплощены такие ценности, как свобода, дружба, братство и справедливость. Прослеживается мысль, что создатели эпоса считали сохранение и приумножение- этих ценностей своей главной задачей и задачей идеала.

Идея национального единства становится объединяющим фактором. Ценности, созданные обществом и воплощенные в идеале совершенного человека, приобретают народный характер и распространение, отражают лучшие, гуманистические устремления народа.

Изучение идеала совершенного человека в эпосе "Джангар" раскрывает сущность ойрат-калмыков, их менталитет, сознание, психологию, философию, мировоззрение.

Система ценностей в идеале совершенного человека состоит из следующих элементов: это социально-политические, этико-эстетические и духовные ценности.

Социально-политические ценности, заложенные в идеале, это свобода, независимость, боевая дружба и братство, справедливость и др.

Свобода и независимость. Идея свободы и независимости страны Бумба является главным лейтмотивом в эпоса. Герои поэмы - богатыри ведут постоянную борьбу против врагов, посягающих на независимость Бумбы. Идеал совершенного человека-воина будет несовершенен в духовном отношении без мечты о свободе и независимости своего народа, поскольку эта мечта является главной. Идея борьбы за свободу своей страны изначально заложена в идеале-воине. Герои не могут представить себя без борьбы, действий: "Стали кичиться силой своей, Вопрошая соседний круг: "Ужели сражений для славы нет? Ужели врага для расправы нет?". (42.С.279) Джангар-Богдо, обладая даром провидца, видя в действиях своих врагов агрессию, посылает навстречу врагу своего богатыря, например, Мингйана: "Знайте: под правым углом заходящих лучей Мощного хана Кюрмена лежит страна... Возненавидил он громкую славу мою,-Бумбу задумал завоевать властелин,-Надо нам хана Кюрмена забрать в полон". ( 42.С.239) Главной задачей хана Джангара является защита своей страны Бумбы, богатыри также постоянно готовы к борьбе за свободу и независимость. Смотрите знаменитую клятву богатырей:

"Жизни свои острию копья предадим, Страсти свои державе родной посвятим... Груди свои обнажим и вынем сердца И за народ отдадим свою кровь до конца...". ( 42.С.354) Эта клятва дает для раскрытия духовного мира, идеологии и менталитета создателей поэмы. Заложенные в идеале совершенного человека ценности: свобода, независимость, готовность отдать свою жизнь за свою страну являются важными факторами воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к родине. Патриотизм - высшая воспитательная ценность.

Похожие диссертации на Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса "Джангар"