Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Идеи умственного воспитания в карачаевском устном народном творчестве
1.1. Карачаевцы о значении ума и умственного воспитания в едином процессе формирования личности 14
1.2. Содержание умственного воспитания детей в карачаевской народной педагогике 33
1.3. Методы и средства умственного воспитания детей в карачаевской народной педагогике 52
Выводы по I главе 60
Глава II. Использование идей и опыта карачаевской народной педагогики по умственному воспитанию в современном начальном образовании
П. 1. Сущность и задачи умственного воспитания младших школьников 61
П. 2. Анализ состояния практики умственного воспитания учащихся начальных классов карачаевских школ (констатирующий эксперимент} 94
II. 3. Организация и результаты экспериментальной работы 123
II4. Методические рекомендации по организации умственного воспитания младших школьников на основе использования идей и опыта
карачаевской народной педагогики 157
Выводы по II главе... 172
Заключение... 176
Список литературы... 183
- Карачаевцы о значении ума и умственного воспитания в едином процессе формирования личности
- Содержание умственного воспитания детей в карачаевской народной педагогике
- Сущность и задачи умственного воспитания младших школьников
- Анализ состояния практики умственного воспитания учащихся начальных классов карачаевских школ (констатирующий эксперимент}
Введение к работе
V
Происходящие в стране общественные преобразования предъявляют всё возрастающие требования к раскрытию интеллектуально-творческого потенциала человека. Наметившаяся тенденция нашла своё отражение в целях и задачах образовательной подготовки учащихся. Анализ содержания Закона Российской Федерации «Об образовании» показывает, что изучение любой дисциплины на каждой ступени обучения должно способствовать интеллектуальному развитию учащихся, необходимому для их дальнейшей самореализации.
В связи с этим возрастает роль умственного воспитания учащихся. Повышению его эффективности служит достаточно широкий круг факторов, к числу которых относится и прогрессивный опыт народной педагогики.
Необходимость научно-методического обоснования условий использования опыта народной педагогики в обучении и воспитании учащихся обусловлена следующими проблемными вопросами:
неустойчивость связей между поколениями;
неоформленность социальных, культурных, национальных, образовательных ценностей.
Говоря о возможностях использования в умственном воспитании
младших школьников опыта карачаевской народной педагогики, следует от-
^ метить, что в 1-4 классах создаются необходимые предпосылки для дальней-
шего умственного развития детей на последующих ступенях обучения. В большей мере это касается интеллектуальных умений и навыков, многие из которых, легче усваиваются в младшем школьном возрасте и имеют тенденцию к долговременному сохранению. Поэтому задача карачаевской начальной школы состоит прежде всего в том, чтобы не упустить благоприятный период для их формирования.
V*
Поскольку стратегия обучения должна быть ориентирована не на узкодисциплинарный, а на междисциплинарный подход, то и процесс использования опыта карачаевской народной педагогики необходимо направить на интеграцию всего начального образования.
Безусловно, в рамках начального образования невозможно полностью сформировать общую культуру умственной деятельности. Несомненно то, что в начальных классах национальной школы возможно и необходимо накопление основных систематизированных знаний об окружающей действительности, формирование основных мыслительных операций и интеллектуальных умений в тесной связи с традиционным образом жизни и мышления.
В своем исследовании мы опирались на гуманистические идеи в области умственного воспитания содержащиеся в трудах выдающихся представителей педагогической мысли Платона и Аристотеля, Плутарха и Квинтилиа-на, Ф. Бэкона и К.А. Гельвеция, Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.
Руссо и Ф.В.А. Дистервега, В.Г. Белинского и К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского и др.
І і
Актуальность проблемы умственного воспитания детей показывают
психолого-педагогические исследования. Разработаны теоретико-
методологические основы умственного воспитания детей (Ю.К. Бабанский,
Г. Нойнер, Т.А.Ильина). Исследованы психологические аспекты умственного
развития (Л.С.Выготский, С. Л .Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин,
і 5 В.В.Давыдов, Н.А.Менчинская, Л.В.Занков).
Обоснована приоритетность умственного воспитания в младшем школьном возрасте, связанная с типом ведущей деятельности и возникающими на его основе центральными психологическими новообразованиями (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова).
Исследовано общее развитие младших школьников на высоком теоретическом уровне обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков).
Разработаны критерии умственного развития детей (Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина). Выявлена иерархическая градация показателей умственного развития (Н.А.Менчинская). Исследована связь между овладением знаниями и умственным развитием (A.M. Матюш-кин).
Рассмотрены пути организации умственного воспитания (В.А.Сухомлинский, Т.А.Ильина, В.П.Панько).
Изучение исследований посвященных умственному воспитанию детей позволяет сделать вывод, что многие основополагающие и частные вопросы решены. Однако, в проведённых исследованиях по данной проблеме не находит отражение использование прогрессивных идей и опыта народной педагогики.
Использование прогрессивных традиций в воспитании подрастающего поколения является предметом исследований по народной педагогике.
Глубина воздействий народных традиций на развитие личности представлена в трудах Г.Н.Волкова. Различные аспекты содержания умственного воспитания детей средствами народной педагогики рассматривались в трудах В.Ф. Афанасьева, Г.Виноградова, А.Ш.Гашимова, М.Б. Гуртуевой, ВВ. Ма-каева, Ш.А. Мирзоева, Е.Е.Хатаева, А.Э. Измайлова, А.Ф.Хинтибидзе, И.А. Шорова.
В работе над диссертацией мы использовали монографии И.А. Шорова,
! fb в которых дан глубокий анализ проблем умственного воспитания, сочетания
; нового и традиционного, общечеловеческого и национального.
В исследовании избранной нами проблемы большую роль сыграли изу-
! чение трудов, посвященных культуре и быту народов Северного Кавказа, Ка-
' рачаево-Черкессии (А.Алиев, М.Д.Каракетов , С.Б.Узденова, К.М.Текеев и
др)-
В последнее время появился ряд педагогических исследований на ма-
териале Карачаево-Черкессии (М.Ю.Айбазова, Ф.В.Абаева, Х.Х-М.Батчаева, Б.М.Борлакова, К.Б.Семёнов и др.), в которых проанализирован богатый аксиологический потенциал народной педагогики.
Анализ трудов указанных авторов показывает отсутствие специальных исследований, посвященных проблеме умственного воспитания младших школьников средствами карачаевской народной педагогики.
Кроме того, о недостаточной теоретической подготовленности учителей в вопросах умственного воспитания учащихся свидетельствуют результаты изучения деятельности учителей начальных классов карачаевских школ. Главной причиной указанного, на наш взгляд, является научно-методическая неразработанность проблемы национального компонента содержания образования.
Исходя из возрастающей актуальности, теоретической и практической значимости, недостаточной разработанности проблемы умственного воспитания в карачаевском устном народном творчестве был сделан выбор темы исследования.,
К проблемам, требующим исследования относятся:
цель и содержание умственного воспитания в карачаевских начальных школах;
дидактические возможности средств карачаевской народной педагогики;
организация и методическое обеспечение учебного процесса в карачаевской начальной школе.
Вместе с тем существует ряд проблем, которые вообще не рассматривались в исследованиях по дидактике национальной начальной школы:
создание этнопедагогической модели умственного воспитания детей;
выявление педагогических условий повышения эффективности использования карачаевской народной педагогики в умственном воспи-
тании младших школьников.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью использования опыта карачаевской народной педагогики в обучении младших школьников и отсутствием обоснованной методики его применения. Это противоречие определяет актуальность проблемы данного исследования, которая заключается в выявлении педагогических идей и опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании и в установлении возможностей их использования в умственном воспитании младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в современной начальной школе.
Предметом исследования выступает умственное воспитание учащихся карачаевских начальных школ средствами народной педагогики.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что целенаправленное и системное введение в общий процесс умственного воспитания младших школьников прогрессивных идей и опыта карачаевской народной педагогики позволит не только существенно расширить кругозор учащихся и сформировать у них основные интеллектуальные умения, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры (направленность личности, выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях; способности; дарования; волю; нравственные качества).
Задачи исследования:
исследовать проблему умственного воспитания младших школьников;
изучить социальные и этнопедагогические особенности умственного воспитания учащихся карачаевских начальных школ;
выявить идеи и опыт карачаевской народной педагогики в умственном воспитании детей;
определить состояние поставленной проблемы в современной прак-
тике карачаевской начальной школы;
разработать и экспериментально апробировать педагогически обоснованную систему умственного воспитания учащихся карачаевских начальных школ (этнопедагогическую модель);
внедрить разработанные научно-методические рекомендации в практику школ Карачаево-Черкесской республики.
Методологические основы исследования:
аксиологический подход к воспитанию, частью которого является признание человека высшей ценностью;
возможность использования различных философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических и духовно-нравственных ценностей;
изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;
признание целостности мирового педагогического процесса и своеобразия его проявления в различных странах, регионах;
конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов, явлений, теорий, идей;
этнопедагогический подход к изучению эмпирического опыта этнических групп в воспитании и образовании детей, исконных ценностей семьи, рода, племени, народности, нации и реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике воспитания;
положения философии, психологии, педагогики о творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях ее формирования и развития.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-
педагогической литературы; изучение и анализ материалов народного творчества с целью выявления идей и опыта народной педагогики; моделирование; наблюдение за деятельностью учащихся и учителей; беседы с учителями, учащимися, родителями младших школьников; опрос; анкетирование; тестирование; анализ продуктов учебной деятельности; опытно-экспериментальная работа; обобщение и систематизация полученных результатов.
Теоретическую основу исследования составили идеи об умственном воспитании детей, разработанные в трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Панько, В.А. Сухомлинского, Т.А. Ильиной, Г. Нойнера; психологические аспекты умственного развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков).
Мы опирались на гуманистические идеи в области умственного воспитания (Платон, Аристотель, Плутарх, Квинтилиан, Ф. Бэкон, К.А. Гельвеций, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф.В.А. Дистервег, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.); аспекты содержания умственного воспитания средствами народной педагогики (В.Ф. Афанасьева, Г. Виноградова, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, М.Б. Гур-туева, А.Э. Измайлов, В.В. Макаев, Ш.А. Мирзоев, Е.Е. Хатаев, А.Ф. Хинти-бидзе, И.А. Шоров).
Организация и база исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования служили общеобразовательные школы № № 1, 3, 4, 5, 6 г. Ка-рачаевска, Ново-Карачаевская, Карт-Джуртская, Хурзукская, Нижне-Учкуланская, Верхне-Учкуланская школы Карачаево-Черкесской республики. Экспериментальной работой охвачено 217 учащихся.
Исследование проводилось в три этапа с 1996 г. по 2002 г.
На первом этапе (1996-1998 гг.) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная социально-педагогическая литература по исследуемой
проблеме, выявлено современное состояние проблемы; определены исходные параметры исследования, его предмет, цель, задачи исследования, понятийный аппарат. Начата разработка методики констатирующего эксперимента, сформулирована общая гипотеза исследования.
Проведён анализ педагогических, психологических, философских, социологических исследований, позволивших:
определить роль и место карачаевской народной педагогики в умственном воспитании младших школьников;
наметить возможные пути решения проблемы (задачи, содержание, методы, формы, средства).
Использованы следующие методы:
анализ учебных планов, программ, учебников начальной карачаевской школы, планов воспитательной работы учителей начальных классов;
наблюдение уроков и внеклассных мероприятий, с последующим их анализом с точки зрения поставленной проблемы;
наблюдение за деятельностью учащихся в процессе обучения и во внешкольной деятельности;
коллективные и индивидуальные беседы с детьми, с учителями, родителями.
На втором этапе (1998-1999 гг.) завершён констатирующий эксперимент и проведён анализ экспериментальных материалов, начаты разработка методики организации формирующего эксперимента и опытно-экспериментальная работа с целью осуществления проверки общей гипотезы.
В ходе данного этапа исследования дополнительно использовались следующие методы:
анкетирование;
тестирование;
опрос;
опытно-экспериментальная работа;
обобщение педагогического опыта.
Экспериментальная работа позволила проверить общую гипотезу исследования, уточнить её, скорректировать вытекающие из неё рекомендации.
На третьем, заключительном этапе (1999-2002 гг.) проводился анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования, уточнялись и кор-ректировались теоретические положения и следующие из них методические рекомендации, литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены возрастные, социальные, этнопедагогические особенности
,(,
умственного воспитания учащихся ікарачаевских^ачальных школ;
исследован дидактический потенциал карачаевской народной педагогики, на основе которого определено содержание умственного воспитания в начальных классах;
разработана и экспериментально проверена этнопедагогическая модель умственного воспитания младших школьников, включающая:
цели обучения в карачаевской начальной школе; ^^^
содержание учебно-воспитательной работы в карачаевских начальных классах в аспекте поставленной проблемы;
методы и приёмы, повышающие результативность умственного воспитания учащихся карачаевских начальных школ;
педагогические условия, обеспечивающие эффективность проводимой работы.
Теоретическая значимость состоит в том, что в исследовании теоретически обосновано использование идей и опыта умственного воспитания народной педагогики в современном образовании младших школьников.
Практическую значимость работы представляет теоретически обоснованная методика умственного воспитания учащихся карачаевских начальных школ, отражённая в этнопедагогической модели умственного воспитания, разработанные на её основе учебно-методические пособия для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования.
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения психологии и педагогики о творческо-деятельностной сущности личности; применением комплекса методов, адекватных целям, задачам, логике исследования; большим разнообразием источников; сочетанием количественного и качественного анализа материала; опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на кафедре педагогики КЧГПУ, на ежегодных итоговых научно-практических конференциях Карачаево-Черкесского госпедуниверситета (1996, 1997,1998,2001,2002), на ежегодных научно-практических конференциях «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире».
Разработанные рекомендации внедрены в учебно-воспитательный процесс Ново-Карачаевской средней школы, средних школ аулов Хурзук и Карт-Джурт, в образовательный процесс факультета педагогики и методики начального образования Карачаево-Черкесского госпедуниверситета.
На зашиту выносятся следующие положения:
Представления карачаевского народа об уме как о важнейшем составляющем национального идеала совершенной человеческой личности; об умственном воспитании как о цели и средстве достижении идеала.
Результаты исследования содержания умственного воспитания в карачаевской народной педагогике.
Характеристика основных методов, приемов и средств умственного воспитания в народной педагогике.
Целесообразность и возможности использования народных идей и опыта умственного воспитания детей в современной национальной системе, в повышении уровня воспитанности младших школьников.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Карачаевцы о значении ума и умственного воспитания в едином процессе формирования личности
Одним из звеньев духовного творчества народа является его педагогическая деятельность. Воспитание - общественная категория, без которой немыслима жизнь общества, его поступательное развитие. Человеческое общество всегда нуждалось в воспитании молодого поколения. В исторической практике совершенствуется производственный опыт людей, развиваются их знания о природе и обществе, обогащаются умения и навыки трудовой деятельности. Чтобы обеспечить дальнейший прогресс общества, молодое поколение должно овладеть всеми предшествующими знаниями. Эта задача решается обществом через воспитание (151; 5). Еще до возникновения специальной воспитательной деятельности в классовом обществе и формирования педагогики как науки люди тысячелетиями занимались воспитанием.
Педагогика развивалась под влиянием воспитательного опыта народа. Так, например, великий чешский педагог, основатель педагогической науки Я.А.Коменский в своих трудах постоянно обращается к быту и укладу жизни народа, ссылается на положительные традиции трудящихся. Он начал свою деятельность с собирания произведений устного народного творчества, исследования традиций и обычаев чешского народа. Широко использовал народную мудрость, стремясь дать теоретическое обоснование взглядам народа на воспитание и великий швейцарский педагог И.Г.Песталоцци. К.Д.Ушинский считал воспитательный опыт народа одним из факторов, влияющих на педагогическую науку. Много места занимает опыт народа в педагогических идеях Л.Н.Толстого (151; 6).
Исследования по народной педагогике имеют и практическое значение. Большинство родителей, не имея педагогической подготовки, в семейном воспитании обращаются к опыту народной педагогики и при этом, нередко прибегают к непригодным для нашей действительности методам и средствам. Поэтому изучение педагогического опыта народа поможет выделить положительные идеи и традиции, которые могут быть использованы в теории и практике общественного воспитания.
И, наконец, изучение опыта народа, как указывали исследователи народной педагогики Г.Н. Волков, Г.С. Виноградов, А.Ш. Гашимов, М.Б. Гур-туева, В.В. Макаев, А.Ф. Хинтибидзе, И.А. Шоров и др., помогает показать его роль в педагогическом творчестве, правильно оценить духовный облик и культуру народов.
Фольклору, как источнику народных воззрений на воспитание придавали большое значение и великие русские революционеры-демократы. Так, например, В.Г.Белинский считал, что в произведениях народного творчества заключена нравственная идея, и требовал знакомить детей с русскими народными сказками, песнями.
Высоко оценивали воспитательное и познавательное значение народного творчества Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.
К.Д.Ушинский, говоря об идеях воспитания, содержащихся в народных сказках, писал: "Это первые и блестящие попытки... народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа" (139; 254).
А.С.Макаренко в "Лекциях о воспитании детей", подчёркивая воспитательное значение сказок, рекомендует: "Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок". При этом А.С.Макаренко обращает внимание родителей и воспитателей на выбор сказок в соответствии с их содержанием и возрастом детей. По его мнению следует предпочитать "...такую сказку, которая возбуждает энергию, уверенность в своих силах, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу" (89).
В трудах Е.Н. Медынского, Н.А.Константинова, М.Ф.Шабаевой, В.В.Смирнова, В.Я.Струминского и др. педагогов советского периода также отмечается педагогическое значение народного творчества.
Однако продолжительное время исследованием вопросов народной педагогики у нас мало занимались. Только с 50-х годов XX в. появляются работы, рассматривающие педагогические взгляды и опыт отдельных народов.
Среди педагогических воззрений народа, направленных на подготовку подрастающего поколения к предстоящей трудовой жизни, идеи умственного воспитания детей и молодёжи занимают одно из ведущих мест. В своём народном творчестве карачаевцы и балкарцы дали высокую оценку человеческому уму, как основе сознательной и разумной жизни. Они призывали свою молодежь неустанно стремиться к нему, как к высшему счастью. «Акъыл сёзге багьа джокъту» - («Нет цены слову мудрому»), «Акъыл неден да кюч-людю» - («Ум всего сильнее») - так говорили старшие младшим, утверждая тем самым педагогическое значение родного слова (59; 434).
По убеждению карачаевцев, ум (акъыл) - одно из самых главных человеческих качеств. От ума, умственного развития зависит успех подготовки человека к жизни.
Все горские народы считают ум предпосылкой достижения всех благ. "Есть ум - будет хлеб, - учили своих детей дагестанцы. - Есть ум - будет одежда. Есть ум у человека - это значит есть у него лучшая казна: её не украдут, она не сгорит, не сгинет, не пропадёт, всегда при себе останется".
Высокую оценку разума, данную народом, подтверждает целый ряд народных изречений: "Акъылы болмагьанга сакъалы болушмаз" - ("У кого нет ума, борода не поможет"), "Акъыл джашда, къартда да тюлдю - башдады" -("Ум зависит не от того, что молод или стар, а от головы"), "Акъыллы ишин тындырыр, тели аягъын сындырыр" - ("Умный закончит работу, глупый сломает ногу") (108; 44). Все горцы расценивали ум как высшее богатство.
Содержание умственного воспитания детей в карачаевской народной педагогике
Содержание умственного воспитания определяется трудовой деятельностью людей. Было бы ошибочным сделать вывод, будто дети трудящихся, в большинстве своем не посещавшие никаких школ, не получали вообще знаний и умственного развития. Ведь школьное воспитание, как указывал великий русский педагог К.Д. Ушинский, далеко не составляет всего воспитания народа, причем «только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». (139; 121)
В процессе производительного труда у человечества накапливались полезные научные знания и трудовой опыт, которые передавались молодежи и помимо школьного образования. В частности, в этом большую роль сыграло педагогическое творчество народа. Трудящиеся массы все свои знания о природе и обществе вкладывали в устную поэзию, которая являлась источником возникновения и развития литературы, задатком и основой формирования знаний. На эту сторону устного народного творчества обратил внимание A.M. Горький: «Фольклор есть совокупность знаний трудового народа, извлеченных им из трудового и социального опыта, - говорил он, - это знания пастухов, звероловов, пахарей и прочих древних основоположников общечеловеческой культуры. По смыслу и значению своему это знание, дошедшее до нас в отрывках, в искажении, в свое время являлось одновременно и нераздельно не только литературой, но и наукой».
В содержание народного обучения включаются сведения о природе, родной земле и ее богатствах, о животном мире, обучение счету и измерениям, родному слову, передача познаний астрономических, исторических, медицинских и т.п. Все эти знания детям преподносились в совокупности, в комплексе. К сожалению, подробное изучение карачаевских народных знаний до сих пор никем не производились. В отдельных трудах мы встречаем только фрагментарные сведения о них. Между тем даже беглый обзор педагогического творчества карачаевского народа дает представление о значительном богатстве народных практических знаний.
Народные знания являются результатом повседневной практической деятельности многих поколений. Суровые горные климатические условия, борьба за выживание заставляли совершенствовать орудия труда, внимательно наблюдать за природными явлениями, народ старался осмысливать, использовать их в повседневной жизни.
Овладение речью, родным словом является ведущим средством формирования мышления ребенка, основой для всех передаваемых ему знаний. По мнению К.Д. Ушинского, язык является величайшим народным наставником. «Великий народный педагог - родное слово!» - восклицает он.
Посредством родного языка передается молодежи богатство духовной культуры народа, его мировоззрение, идеалы, накопленные народные знания и обобщенный в них трудовой опыт. Язык является важным средством обучения и воспитания детей, внушения им норм нравственного поведения?)
Ребенок очень рано начинает произносить слова родного языка. Правда, язык ребенка несколько отличается от речи взрослых наличием значительного количества звукоподражательных и игровых слов, элементов тайного детского языка и т.п.
В развитии речи детей большое значение имеет то, что матери рассказывают им сказки, поют колыбельные песни. Матери разговаривают со своими детьми еще тогда, когда последние не понимают ни единого слова. Дело в том, что ребенок, подражая матери, усваивает первые слова .и фразы. В овладении языком и умственном развитии детей большое значение имеет также детский фольклор. Благодаря родному языку у детей развивается речь и мышление. Но язык сам по себе не может воспитать, поэтому родители должны создавать атмосферу, способствующую развитию у детей дара слова, ознакомлению их с народными сказками, пословицами, поговорками, заучиванию наизусть стихотворений, организаций объяснительного чтения, развитию интереса к книге: «Адам сезюнден белгили» («Каков человек, такова его речь»), «Тилсиз миллет джокъ болур» (Без языка народ исчезнет»), - говорят народные посло . вицы.
Сущность и задачи умственного воспитания младших школьников
Проблема умственного воспитания детей актуальна и постоянно привлекает внимание педагогов, психологов, учителей - практиков. Проведённые в предшествующие годы теоретические исследования показывают, что проблема получила всестороннее рассмотрение.
В педагогических и психологических исследованиях в понимании проблем умственного воспитания существует две наиболее важные концепции. Одни педагоги кладут в основу умственного воспитания усвоение учащимися в процессе обучения накопленных человечеством систематизированных знаний. Такие воззрения развивались со времён Платона многими философами и педагогами . (Я.А.Коменский, Дж.Локк, И.Ф.Гербарт, А.Н.Радищев, Н.И.Пирогов и др.) Основывая умственное воспитание на прочном фундаменте обобщённого опыта человечества, что является положительной стороной этой концепции, её сторонники недостаточно учитывали возможности, запросы и интересы детей. Привести в соответствие оба эти фактора - систему знаний и особенности психического развития ребёнка - долгое время не удавалось. \
Сторонники другой концепции, в первую очередь ЖтЖ.Руссо и его последователи, исходили из положения о том, что ум ребёнка развивается прежде всего в его естественной деятельности, для которой и нужно предоставить полный простор, дать возможность ребёнку работать, действовать, бегать и даже кричать, быть самостоятельным. Роль науки в умственном воспитании отодвигалась на второй план. Эта концепция умственного воспитания имеет как сильные, так и слабые стороны. Положительной является идея воспитания ума в процессе активной самостоятельной деятельности ребёнка. Однако использование этого положения в качестве единственного приводит к тому, что систематизированный опыт человечества, сконцентрированный в науке, недостаточно используется в воспитании ума развивающегося ребёнка.
В ходе развития теории умственного воспитания делались многие попытки примирить и взаимно обогатить указанные выше концепции. К.Д.Ушинскому принадлежит вывод о том, что развивать ум можно и формально и реально. И если умственная гимнастика, на которой настаивали сторонники теории формального образования, развивает ум формально, то «...одни только положительные совершенно усвоенные умом знания, преобразившиеся в идеи, развивают его реально» (139; 254). Ушинский, разрабатывая теорию умственного воспитания, использовал и развивал положительные идеи предшествующих ему педагогических систем.
Разработаны общие требования к школьному образованию и учебной программе, успешное выполнение которых обеспечивает формирование мировоззрения, научность образования и развитие диалектического мышления. Доказано, что умственное развитие - непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития ума.
Развитой ум отличается системностью, обеспечивающей внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального её решения, что приводит к последовательности действий и поисков.
Системность ума есть в то же время и его дисциплинированность, обеспечивающая точность в работе и надёжность получаемых результатов. Люди дисциплинированного ума правильно организуют свою деятельность, умело взвешивают умственные задачи, тщательно анализируют исходные положения и проверяют их, определяют наиболее рациональные пути решения, непременно вновь проверяют полученные выводы и результаты (107; 372).
В связи с интенсивным развитием науки, техники и культуры выявляется новая тенденция в формировании развитого ума - способность уверенно ориентироваться в той обширной научной информации, которая во всё возрастающих размерах поступает в распоряжение человечества. Интеллектуальное развитие человека в настоящее время определяется не столько тем, какой объём сведений он удерживает в памяти, сколько его подготовленностью к выбору необходимых ему знаний. Важную роль в этом отношении играют широкий научный кругозор, умение пользоваться различными вспомогательными научно-техническими средствами и др. Сформулируем ряд вопросов, требующих последовательности в решении ряда проблем: - в онтологическом плане - какова сущность умственного воспитания как приоритетной формы воспитания в младшем школьном возрасте? - в гносеологическом плане - какие функции и задачи оно выполняет в общем учебно-воспитательном процессе и процессе развития ребёнка? - в конкретно-научном плане - каковы закономерности реализации умственного воспитания в пределах младшего школьного возраста? - в конкретно-практическом плане - каковы механизмы и технологии решения задач умственного воспитания с учётом возрастных, социальных и этнопедагогических особенностей?
Анализ психолого-педагогических исследований показал существование разных интерпретаций терминов «умственное воспитание», «умственное развитие», «интеллектуальное развитие». Кроме того, среди десяти изученных нами учебных пособий по педагогике содержат главу «Умственное воспитание» лишь два (52,103). Остальные направления воспитания (нравственное, трудовое, эстетическое, физическое) неизменно присутствуют во всех учебниках как обязательные формы воспитания.
В связи с этим, считаем необходимым проведение анализа основных понятий, относящихся к проблеме умственного воспитания детей. Цель данного анализа состоит в отборе и систематизации наиболее приемлемых, относящихся к проблеме умственного воспитания младших школьников.
Анализ состояния практики умственного воспитания учащихся начальных классов карачаевских школ (констатирующий эксперимент}
Хорошая сформированность по этим показателям может быть в результате того, что первые два (1.3; 2.1) являются основной целью обучения и воспитания как в школе, так и в семье.
Хуже обстоит дело с такими показателями как этноосведомленность (1.2), обучаемость (2.2), особенности познавательных процессов (2.3). Это можно объяснить тем, что для формирования данных качеств необходима целенаправленная, систематическая, специальная работа.
Крайне низкую степень сформированное имеет показатель стремления к творческой деятельности (3.3). Причины этого, на наш взгляд, заключаются в том, что данное качество требует определенного уровня развития сложных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Кроме того, формирование и функционирование данного качества происходит не стихийно и наблюдается при формировании других качеств ума и интеллектуальных умений, основы которых могут закладываться и без специальной целенаправленной работы, но на очень низком уровне.
В процессе исследования по указанному комплексу диагностических процедур условно выделены четыре группы учащихся.
В первую группу отнесены школьники с высоким уровнем осведомленности. Эти дети достаточно для своего возраста осведомлены о нравственных традициях карачаевского народа; знают много загадок, пословиц, благо-пожеланий, а также историю семьи; имеют сведения о медицине, уходе за животными; владеют некоторыми традиционными трудовыми операциями.
Дети активны в учении и в семейных делах. У них хорошо развиты логическое мышление, речь (образная, содержательная). Учащиеся имеют достаточно высокий уровень развития основных познавательных процессов.
Ко второй группе относятся школьники, имеющие достаточный объем как общих, так и этнических знаний. Однако, используют его с затруднениями, неактивно. Дети добросовестны в учении, их участие в семейных делах требует некоторого контроля и управления со стороны старших. Логическое мышление, память, внимание, речь развиты удовлетворительно.
В третьей группе школьники характеризуются неполными, поверхностными, слабыми знаниями, которые носят в основном утилитарный характер, плохо осмыслены, не связаны с жизнью, формальны. Интерес к учению эпизодический. Познавательные процессы развиты слабо, речь бедна.
К четвертой группе отнесены школьники, имеющие практически минимальный объем знаний. В учебном процессе проявляют пассивность. Логическое мышление, внимание, память развиты слабо, речь бедна.
Овладение детьми практическими народными знаниями и умениями-длительный и сложный процесс, протекающий под целенаправленным руководством родителей и учителя в целесообразно организованных условиях.
Для выяснения причин недостаточно высокой эффективности умственного воспитания, пассивного применения средств карачаевской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе, недостаточного объема этнических знаний и уровня сформированности традиционных умений у младших школьников необходимо определение состояния теоретической, методической и практической подготовки у учителей начальных классов. С этой целью использованы наблюдения за деятельностью учителей на уроках, анкетирование, устный опрос, анализ школьной документации.
Для выяснения некоторых сторон теоретической подготовленности учителей к применению карачаевской народной педагогики в умственном воспитании младших школьников, в частности для определения того, какую роль в умственном воспитании детей они отводят идеям и опыту карачаевской народной педагогики, в анкеты включены вопросы: «Как вы понимаете термин «умственное воспитание»?», «В чем заключается взаимосвязь уметвенного воспитания и умственного развития?» и другие . Анализ полученных ответов показал, что учителя в целом верно определили сущность умственного воспитания (62% опрошенных учителей дали правильный ответ). Затруднились в выяснении взаимосвязи умственного воспитания и умственного развития 86% опрошенных учителей (14% правильных ответов). Ни один из опрошенных учителей не знает показателей умственного развития, эффективность которого на практике определяется по результатам контрольных работ. Эти факты свидетельствуют о слабой теоретической подготовленности учителей начальных классов по вопросам умственного воспитания, имеющим важное значение в реализации задач начального образования.
Необходимым компонентом общей подготовки учителей начальных карачаевских школ и классов является владение ими комплексом основных традиционных знаний и умений народа, применимых в обучении младших школьников. С целью выяснения состояния практической подготовленности учителей в плане поставленной проблемы использованы наблюдение за их деятельностью на различных уроках, беседы, анкетирование, включавшее задания практического характера. Среди студентов 3 курса заочного отделения Факультета педагогики и методики начального образования КЧГПУ проведена работа, позволившая выяснить степень владения ими традиционными знаниями и умениями карачаевского народа. Учителя должны были оценить свои знания и умения по анкете 2
Похожие диссертации на Использование идей и опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании и образовании младших школьников