Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Особенности нравственного воспитания молодежи в чеченской народной педагогике 11
1.1. Социально-исторические условия становления и развития чеченской народной педагогики 11
1.2. Идеал личности. Место нравственного воспитания в чеченской народной педагогике ; 21
1.3. Требования чеченского нравственного кодекса к молодежи 45
Выводы 53
Глава II Использование идей и опыта нравственного воспитания чеченской народной педагогики в условиях современной общеобразовательной школы 56
2.1. Средства и методы нравственного воспитания в народной педагогике чеченцев 56
2.2. Применение методов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 87
Выводы 97
Заключение 98
Список литературы 105
- Идеал личности. Место нравственного воспитания в чеченской народной педагогике
- Требования чеченского нравственного кодекса к молодежи
- Средства и методы нравственного воспитания в народной педагогике чеченцев
- Применение методов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы
Введение к работе
Актуальность исследования наследия каждого народа в наши дни усиливается проблемами, возникающими в связи с ростом самосознания и национально-культурным возрождением нации, неподготовленностью государства к разрешению межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Решением данных проблем занимались современные философы и педагоги Ш. М-Х. Арсалиев, Ю.А. Айдаев, В.Х. Акаев, Ф.Ю. Албаков, И.Ю., Алироев, Р.А.Алиханова, СП. Басханов, В.Ю. Гадаев, Х.Ц. Домбаев, З.И. Хасбулатова, Р.А.Юсупова и другие.
Положительной оценки заслуживает работа философа В.Ю. Гадае-ва «Современная чеченская молодежь: поиск духовных ориентиров», в которой он утверждает, что «.. .молодое поколение - это будущее Чечни, ее судьба. Все, кому дорого будущее своей многострадальной Земли, своей прекрасной Родины, любимой Чечни обязаны незамедлительно принять активное участие в создании самой главной ценности - духовного мира современной чеченской молодежи».
Педагогическое наследие представителей различных национальностей было предметом исследования В.А.Арушюнян (армян), В.А.Афанасьева (якутов), Г.С.Виноградова (русских), А.Щ.Гашимова (азербайджанцев), А.Э.Измайлова (киргизов), Е.Е.Хатаева (осетин), Я.И.Ханбикова (татар), А.Ф.Хинтибидзе (грузин) и др.
Проблемы этнопедагогики нашли свое отражение в трудах известных ученых Северного Кавказа - РА.Махмеговой, И.А.Шорова (Адыгея), Ш.М.Мирзоева, З.Якубова (Дагестан), Ш.М-Х.Арсалиева, С.М.Хасиева (Чечня), Т.З.Басаевой, Х.Х.Хадикова, Е.Е.Хатаева (Осетия), М.Б.Гуртуевой, В.В.Смиренина, Э.М.Тамбиевой (Кабардино-Балкария) и др., имеющих научно-практическое значение для улучшения воспитания и обучения детей в национальной школе. Важный вклад в изучение духовной культуры нации внесли чеченские мыслители, публицисты и писатели Ю.А.Айдаев, И.О.Алироев, Я.З.Ахмадов, С.О.Зоев, Х.И.Ибрагимов, М.Ю.Келигов, С.Куркаев, А.Д.Тимаев, К.З.Чакаев и другие.
Педагоги - новаторы Ш.М. Амоношвили, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, А.Б. Резник, В.Ф. Шаталов, используя в своих трудах накопленный педагогический опыт прошлого, рассматривали проблемы и трудности, переживания и стремления подростков. Опираясь на опыт народной педагогики, подчеркивая его значимость, они предлагали методы разрешения конфликтов, преодоления трудностей, связанных с юношеским возрастом.
Духовная жизнь любого народа определяется его трудом, талантом и человечностью. Эти качества личности, участвующие в формировании народного характера, и составляют основу этнопедагогики. Исто-
рия знает множество примеров, подтверждающих, как непросто было выжить чеченскому народу в условиях дискриминации языка, обычаев и традиций, - правящая власть систематически проводила меры, направленные на разрушение его этнокультурных традиций и обычаев. Политические события последних 15-20 лет в Чеченской Республике послужили благодатной почвой для утраты и деформирования многих основополагающих принципов воспитания.
В настоящее время, когда правительство России и Чечни предпринимают попытки вернуть республику в русло нормальной жизни, как никогда остро встал вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения. Значение нравственного, этнического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности подчеркивается в трудах Н.С. Гончаровой, Ж.Д. Доржиева, З.Д. Клекбаева, З.М. Магомедовой, М.А. Муратовой, СИ. Раимова, А.Ш. Хасанова. Кропотливый анализ этнопедагогического наследия чеченцев, обобщение опыта, традиций и преемственности в вопросах воспитания ребенка, роль национальной культуры в подготовке учителя рассматривает в своих трудах Ш.М-Х. Арсалиев. Для изучения данной проблемы, затрагивающей вопросы развития школы, педагогической мысли и этнопедагогики северокавказских народов, интерес представляют работы профессора Е.Е. Хатаева.
Однако, как показал анализ психолого-педагогической литературы, собственный опыт работы в школе методы народной педагогики, прогрессивные народные традиции и обычаи вследствие незнания практически не используются в учебно-воспитательном процессе современных образовательных учреждений.
Недостаточная разработанность данной проблемы и ее актуальность предопределили выбор темы исследования «Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике».
Объект исследования: педагогические идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике.
Предмет исследования: идеи и воспитательно-образовательный опыт чеченского народа, отраженный в его духовной жизни, обычаях, обрядах, традициях, устном народном творчестве и его использование в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Цель исследования: раскрыть педагогический потенциал нравственного воспитания чеченской народной педагогики, разработать пути и средства его использования в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Гипотеза исследования: идеи и опыт нравственного воспитания чеченской народной педагогики могут эффективно влиять на воспитание подрастающего поколения при условии систематического изучения и
использования национально-культурного и общечеловеческого содержания воспитательно-образовательного опыта чеченского народа, отраженных в его духовной жизни, обычаях, обрядах и традициях.
В соответствии с объектом, целью, гипотезой определились следующие задачи исследования:
выявить социально-историческую природу возникновения и развития чеченской народной педагогики, раскрыть ее структуру, сущность и предмет;
проанализировать воздействие идей и опыта нравственного воспитания чеченской народной педагогики на подрастающее поколение; определить сформировавшиеся идеалы;
рассмотреть основные требования чеченского нравственного кодекса;
- предложить научно-практические рекомендации, обеспечивающие
нравственное воспитание подростков в условиях общеобразовательной
школы через их приобщение к этническим традициям чеченского народа.
- апробировать в условиях городских и сельских общеобразователь
ных школ Чеченской республики предложенные рекомендации по ис
пользованию материалов народной педагогики;
- внедрить в учебный процесс ГОУ ВПО «Чеченский государ
ственный педагогический институт» курс «Народная педагогика
чеченцев»,разработанный для студентов педагогических факультетов.
Методологическую основу исследования составили положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания; социально-исторической обусловленности характера воспитательно-образовательного опыта народов; диалектике общего и особенного; бережном отношении к культурному наследию прошлого; идеи влияния шедевров народного творчества на духовную и нравственную культуру молодежи, подготовку её к самостоятельной жизни, на своеобразие и самобытность национальных традиций и обычаев разных народов; неразрывном единстве общечеловеческого и национального факторов формирования облика духовно-нравственной личности.
Проблема использовании традиций и обычаев народной педагогики в воспитании детей и юношества нашли отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого П.П.Блонского, Я.С.Гогебашвили, Я.А Каменского, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, И.Я. Яковлева; педагогов, просветителей и общественных деятелей Северного Кавказа А.Кешева, И.Крымшамханова, Ш.Ногмова, С.Усербиева, С. Хан-Герей и др.
Существенное значение в нашем исследовании заняли идеи современных ученых, таких как Ю.Т.Азаров, Л.М.Архангельский, Н.И.Болдырев, Г.Н.Волков, И.В.Гребенников, В.Е.Гмурнов, Н.К.Гончаров, А.И.Каиров, В.А.Кан-Калик, Б.Т.Лихачев, Ш.А.Мирзоев,
Т.Н.Петрова, Ю.П.Сокольников, Э.И.Сокольникова, А.Д.Солдатенков, Л. Сусло парова, И.В.Суханов, Я.И.Хинбергов, А.Ф.Хинтибидзе, Я.В.Чеснови др.
В исследовании избранной темы большую помощь оказало изучение работ, посвященных культуре и быту как чеченского народа, так и других народов, населяющих Северный Кавказ (Ю.А.Айдаев, В.Х.Акаев, Ф.Ю. Албаков, И.Ю. Алироев, РА.Алиханова, М-Х. Арсалиев, СП. Басханов, В.Ю. Гадаев, Х.Ц. Домбаев, З.И. Хасбулатова, Р.А.Юсупова и др).
В исследовании применялся комплекс взаимопроникающих и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ концептуальных положений с использованием философской, педагогической, психологической, социологической и методической литературы по исследуемому вопросу; сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографических и фольклорных материалов; изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по фольклору, этнографии и педагогической мысли народов России.
Опытно-экспериментальной базой явились общеобразовательные школы Чеченской республики: СОШ №№ 11, 44 гГрозного, СОШ № 1 с.Лермонотово. В исследовании приняло участие 360 школьников, 197 преподавателей данных школ и 180 родителей.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2003 по 2007 годы и включало три взаимосвязанных этапа:
I этап - проблемно-поисковый (2003-2004гг.) - определялось про
блемное поле исследования, изучалась степень разработанности дан
ной темы, уточнялся ее категориальный аппарат;
II этап - опытно-поисковый (2004-2006гг.) - разрабатывались
теоретико-методологические основы исследования, происходила их
апробация в ходе проведения контрольного эксперимента;
III этап - заключительно-обобщающий (2006-2007 гг.) - систе
матизация и обобщение полученных материалов, их апробация и вне
дрение в практику, проведение опытно-экспериментальной работы по
обучению и воспитанию школьников с учетом национальных традиций,
опыта народной педагогики; оформление результатов диссертационно
го исследования.
Научная новизна исследования:
изучена специфика чеченской народной педагогики, раскрыт ее потенциал в нравственном воспитании подрастающего поколения;
охарактеризован сложившийся в воспитательном опыте чеченского народа идеал совершенной личности;
определены цель и содержание нравственного воспитания молодежи;
обоснованы методы, формы и приемы использования элементов че-
ченской народной педагогики в образовательном процессе современной школы;
- предложена и реализована авторская программа интеграции в учебно-воспитательный процесс современной школы идей и опыта нравственного воспитания чеченской народной педагогики.
Теоретическая значимость исследования. Обобщен и систематизирован материал о роли народной педагогики в формировании нравственной целостной личности, существенно обогащающий и расширяющий имеющиеся представления о возможностях общеобразовательных учреждений в решении данной сложной проблемы. Результаты проведенной работы позволяют использовать аналогичный подход в процессе нравственного воспитания представителей других этносов.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования, авторские методические рекомендации для учителей-предметников общеобразовательных школ республики и классных руководителей, программа использования идей и опыта чеченской народной педагогики в нравственном воспитании подрастающего поколения могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе современной чеченской школы, системе подготовки и переподготовки кадров для образовательных учреждений различного типа и направленности; основные выводы диссертационной работы послужат основой при разработке спецкурса «Народная педагогика чеченцев» для студентов педагогических специальностей вузов республики.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, системным взглядом на историко-педагогическую деятельность, ориентацией на научные принципы анализа исторических и педагогических источников, использованием системно-структурного подхода при анализе изучаемых явлений, объемом собранного фактического материала, его качественным и количественным анализом.
На защиту выносятся следующие положения:
Народная педагогика представляет проявление педагогической культуры масс, олицетворяет думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения и представления о человеке и семье, детях и их воспитании, обеспечивает самобытность нации, её языка и духовного богатства.
Чеченская народная педагогика - уникальный пример внутрисемейного и внутрикланового воспитания. Кодекс чести чеченской молодежи - представление о высоконравственной человеческой личности.
Народная педагогика обладает значительной воспитательной ценностью, механизмы ее воздействия, приемы и методы оказывают позитивное влияние на формирование нравственной культуры подрастающего поколения.
4. Теоретически разработанная и экспериментально апробированная авторская программа интеграции в учебно-воспитательный процесс современной школы идей и опыта нравственного воспитания чеченской народной педагогики - эффективное воспитательное средство современной молодежи.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования последовательно осуществлялось на всех трех этапах его проведения. Основные идеи и результаты исследования были доложены и получили одобрение на Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (Грозный, 2007); республиканской научно-практической конференции молодых ученых и студентов (Грозный, 2007); на семинарах и конференциях, проводимых Министерством образования и науки Чеченской республики, Чеченским институтом повышения квалификации работников образования, в выступлениях перед студентами Чеченского государственного университета, на расширенном заседании кафедры педагогики Чеченского государственного педагогического института.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (204 наименования) и 6 приложений.
Идеал личности. Место нравственного воспитания в чеченской народной педагогике
На определенном этапе развития человечества появилась этнопедагогика - часть и источник научной педагогики, исследующая закономерности и особенности народного и этнического воспитания. Используя методы и источники всей педагогики, она, наряду с собственными методами применяет этнографические, этнолингвистические, археологические, этнопсихологические и социологические методы, анализирует социальные и педагогические процессы, образовательно- воспитательные традиции того или другого этноса.
Одним из первых к разработке проблем этнопедагогики обратился Г.Н. Волков (70-е гг. XX в), определившим её как науку, сложившуюся под влиянием исторических условий, изучающую особенности национального характера, сохранившуюся, благодаря системе воспитания; и изменяющуюся вместе с условиями жизни народа. «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно - народного воздействия, о ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также, философски - этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности». [43]
Народная педагогика — дописьменная педагогика, имеющая свойственную только ей систему педагогических понятий и знаний, сохраненных народом в процессе жизни и творчества. Философы, педагоги и психологи из народа сформулировали идеи и положения, связанные с вопросами нравственного воспитания человека, определением его положения в обществе, отразили их в народном фольклоре и произведениях искусства.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод: «народная педагогика -система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с воспитательной практикой людей; выработанная тем или иным народом на протяжении своей многовековой истории; состоящая из взаимосвязанных элементов: осознания необходимости воспитания для развития личности и общества; цели, задач, содержания, принципов, методов и средств воспитания, получивших отражение в народном творчестве» [42].
Корни народной педагогики, ее сущность и содержание связаны с этногенезом самого народа. Интересны в данном направлении исследовательские работы выдающихся ученых-языковедов И.Ю. Алироева [9], Ш.М-Х. Арсалиева [18] С.А. Хасиева [1755] и др.
Как известно народная педагогика включает в себя обобщенный опыт семейного воспитания не только данного этноса, но и прогрессивный опыт, богатство знаний в этой области других народов, которые дополняют и обобщают ее. Именно в этнопедагогике семьи в наибольшей мере представлены духовные и, прежде всего, идейно-нравственные ценности народа, идеалы добра и красоты, нравственно - этическое восприятие им действительности: отношение к семье, к роду как к ближайшему окружению человека, этносу и межэтнические взаимоотношения.
Основываясь на положении о том, что воспитание - вечная категория, мы обратились к историческому опыту нравственного воспитания, провели его анализ длительного периода функционирования педагогической культуры народа. Выявление, научно - теоретическое и методическое обоснование развития данного опыта, его педагогических идей и культуры позволило выявить перечень наиболее вечных ценностей.
Одна из них - семья ядро любой национальной системы воспитания, её богатейший пласт. Благодаря семье, двадцать четыре депортированных народа, обреченные на исчезновения, смогли выжить, сохранить свой язык, культуру, обычаи и традиции.
В своей дальнейшей работе попытаемся рассмотреть формирование этнопедагогической микросреды на примере чеченской семьи.
Чеченцы - народ древнейшей цивилизации. Данное утверждение подтверждается многочисленными исследованиями авторитетных ученых России и зарубежных стран (А.В. Гадло, [48]; Л.П. Семенов, [139] и др.).
Кавказ и чеченцы - понятия неразделимы. Чеченцы называют себя «аборигенами» Кавказа. Что это за народ? Что он собой представляет?
До последнего времени не было работ, в которых предпринимались бы попытки освещения древней истории чеченцев. Поэтому, как справедливо указывает профессор А.Д. Яндаров [198], «...наш народ единственный в стране, не имеющий своей писаной истории».
Чеченцы играли и» играют, заметную роль среди народов, населяющих Кавказ. Они выработали за свою многовековую историю немало значительных ценностей, украшающих этнологическую палитру данного региона своей самобытной историей, материальной и духовной культурой. Чеченские племена вплоть до XVIII века осознавали свое этнокультурное единство и выступали на исторической арене под названием «чеченцы». Ранние письменные известия о их предках относятся к I тысячелетию до нашей эры. В «Географии» Страбона упоминается этноним «гаргареш», что- является производным от нахского «гаргара» - близкий, родственный. Чечня расположена на северных склонах Большого Кавказского хребта, на юге соседствует с горцами Грузии, на юго-востоке граничит с аварскими андо-цезскими народностями Дагестана, на северо-востоке - с кумыками.
На равнине чеченцы издавна соприкасались с различными народами. В последние столетия соседствовали с кабардинцами, ногайцами и русскими.
Вполне закономерно, что взаимовлияние этих народов друг на друга было явлением естественным, отражалось на их духовной и материальной культуре, пронизывало их традиции и обычаи. Исторически- территория Чечни, раскинувшаяся где-то на полтораста километров в поперечине, подразделялась на 13 диаметров — говоров, которые, в свою очередь, делились на более чем 160 субъэтнических единиц - тейпов. Само название чеченцев — «нохчи». В состав Чечни входят следующие этнические общества: аьккхи; нохчмахкхой; чіебарлой; міастой; тіерлой; шарой; шатой; нашхой; маьлхистои; галай; ламаьккхи. Как справедливо замечает С.-Х. Ну ну ев: «Обращает на себя внимание и удивляет не столько то, что маленькая Чечня дробна в этноязыковом плане, это сплошь и рядом встречающийся, на Кавказе факт, а то, что эти общества не утратили общности языка.. Из этого следует, что эти этнографические общества не были разрознены, оторваны друг от друга; а наоборот, все средневековое их общение было- интенсивным, настолько, чтобы сохранить и поддерживать языковое единство этноса» [119].
Известно, что народ можно узнать только по его традициям, его педагогической культуре. Академик Г.Н. Волков, в предисловии к монографии Ш.М.-Х. Арсалиева «Этнопедагогическое наследие чеченцев», пишет, что «в связи с исследованием этнопедагогики чеченцев, важно уяснить себе их национально — духовную свободу. В данном случае надо бы. попытаться понять глубинную сущность любой цивилизации, которая представлена свободой человека. Исключение не составляет и чеченская цивилизация» [41].
Русский этнолог Я.В. Чеснов эту уникальную цивилизацию связывает именно с тысячелетними этническими традициями воспитания подрастающего поколения [188]. Наукой установлено, что чеченцы, являясь представителями древнейшей цивилизации, создали к югу от Кавказа уникальный по значимости очаг культуры [188]. Данный факт можно объяснить результатами тысячелетнего этнопедагогического наследия народа, той монотеистической этикой, которая пронизывает весь этнический менталитет каждого чеченца.
Требования чеченского нравственного кодекса к молодежи
Особое место в содержании нравственного воспитания уделялось формированию внутрисемейных отношений. В дореволюционной чеченской семье строго выполнялся свод запретов, соблюдаемых супругами в отношении друг с другом, своих детей и определенной категории родственников. Муж и жена должны были избегать друг друга при посторонних. Муж никогда не называл свою жену по имени, а обращался к ней либо называя ее девичью фамилию, либо «хіусумнана» («наша жена»), «ціин нана» («наша хозяйка»), а та в свою очередь звала его «хіусум да» («наш мужчина»).
Чеченские дети с раннего детства окунались в систему нравственных семейных отношений, упражнялись в нравственном поведении. В случаях отклонения их от определенных норм поведения, взрослые проводили с ними назидательные беседы, используя пример поведения хороших, воспитанных детей. При этом, каждый взрослый человек, прекрасно понимая, что является для подрастающего поколения примером для подражания, старался безукоризненно выполнять в своей повседневной жизни все те требования, которые предъявлялись к детям. Т.е., нравственное воспитание детей оказывало обратное благотворное влияние и на взрослых. Следует отметить, что процесс нравственного воспитания детей родителями в чеченской семье затруднялся многочисленными запретами, обычаями избегания между родителями и детьми. Обычное право чеченцев предписано, что отец в присутствии посторонних и старших родственников не имел права брать ребенка на руки, не говорил о нем, не обращался к нему по имени. Избегание между родителями и детьми больше касалось отца, чем матери, оно отрицательно влияло на физическое и духовное развитие подрастающего поколения. Особенно неукоснительно эти обычаи выполнялись в большой патриархальной семье, где функции воспитания детей младшего возраста обычно лежал на «Ден нана» («бабушка»). Такие семьи отличались наличием значительного числа детей, связанных кровным родством, в семейных общинах их насчитывалось, по 20-25 человек. Родители каждого из них не смели проявлять свои родительские чувства, заботиться только о своих детях. Наличие подобного обычая способствовало тому, что у детей вырабатывались чувства скрытности, излишняя сдержанность и застенчивость. Особенно этому способствовали сложившиеся веками отношения между отцом и дочерью. В отношениях же между дедушкой и бабушкой, с одной стороны, и внуками, с другой, не существовало каких — либо ограничений, связанных с обычаем избегания. Старшее поколение могло свободно вращаться в кругу своих внуков, ласкать и брать их на руки.
Авторитет родителей в семье был непререкаем: «Отец полновластен над сыновьями и последние должны во всем повиноваться ему, со смирением и глубочайшим почтением принимать всякое приказание и безропотно выполнять иное. Малейшее сопротивление воле родительской, по адату, есть величайший стыд. То же самое касалось и девочек, которых с детства приучали к беспрекословному подчинению старшим, особенно мужчинам. Даже младший брат вне дома считался, старше сестры и мог сделать ей замечание по поводу ее поведения, отец не мог выдать дочь замуж без его согласия. Братья всегда внимательно следили за сестрой в общественных местах и готовы были защитить ее честь, оградить её от оскорблений. Выйдя замуж, сестра не лишилась их покровительства. При нанесении обиды замужней сестре, они наравне с мужем мстили обидчику» [9].
Важным фактором, определения внутрисемейных отношений являлась сыновья любовь. Следует отметить, что отношение горской молодежи к родителям представляет собой образец чуткости и глубокой заботы. Даже малолетние дети, стараясь уверить кого-либо в истинности своих слов, клялись именем отца или матери, памятью прародителей, их честью. В многочисленных сказках горцев сын отправляется в опасный для его жизни путь, чтобы раздобыть средство исцеления для больного отца. Дочери также проявляют большую любовь к своим родителям [9].
Особое место в воспитании детей чеченская народная педагогика отводит матери. «Мать - хранительница семейного очага, самый близкий и дорогой человек, её необходимо оберегать и защищать», - эти постулаты внушались детям с раннего детства. В чеченском быте священным долгом и обязанностью каждого члена семьи, в особенности мужчины, было оберегать честь матери. Дети воспитывались в духе покорности и уважение к ней, всякое неуважение к ней, характеризовало семью с самой отрицательной стороны. Ребенок должен был терпеть от матери все, даже не совсем ласковое обращение. Народ восхищался ее преданностью, тем огромным трудом, который она выполняет в процессе воспитания детей, ее жертвенностью: «Материнская ласка сладка», «Материнское чрево - целый мир», «Мечта матери — чтоб над детьми всегда сияло солнце» [197].
Основными методами воспитания, которые использовали старшие по отношению к младшим, были: убеждения, внушения, личный пример родителей, наставления и нравоучения. При этом главное внимание уделялось выработке таких привычек как терпение, упорство, настойчивость, сознательность, уважение к родителям, старшим, усвоение этикета поведения и другое. Эти приемы воспитания подрастающего поколения соблюдались как в семье, так и в обществе, развивались путем регулярного повторения и передачи из поколения в поколение, при поддержке силой общественного мнения.
Нет оснований сомневаться, что, нравственная сторона внутрисемейных и внутриклановых отношений представляет собой уникальный воспитательный фактор. Именно в семье прочно и глубоко дети усваивают в процессе подражания и сопереживания нравственные позиции родителей, проявляющиеся в их привычках, суждениях и оценках, отношениях к другим людям, общественным событиям и поступкам окружающих.
Однако, рассматривая пути формирования нравственности у молодежи в чеченской народной педагогике с позиций сегодняшнего дня нельзя не отметить, наряду с громадным багажом всего положительного, ряд недостатков.
Патриархальная семья, в которой господствующее место занимали адаты, подавляла самостоятельность, инициативу и волю детей. Существующие разного рода запреты и условности отделяли детей от родителей.
Подводя итог вышесказанному следует отметить, что, несмотря на ряд перегибов в воспитании подрастающего поколения, чеченская народная педагогика формировала в каждом молодом человеке личные и общественные начала, любовь к Родине, воспитывала его в духе гуманных отношений и взаимного уважения, о чем свидетельствует обычаи гостеприимство, уважения к старшим и женщине, внутрисемейные отношения — прочно вошедшие в каждую чеченскую семью.
Средства и методы нравственного воспитания в народной педагогике чеченцев
Особое место в народной педагогике вайнахов занимает отношение к родителям и старшим. Следует заметить, что подобное почитание родителей не всегда было свойственно чеченскому народу, о чем свидетельствует дошедшее до нас из глубины веков предание.
«Некогда существовал обычай, по которому состарившихся родителей, тела которых к старости высыхали и становились маленькими, как у детей, в плетеной корзине относили на вершину горы и оставляли там. (Этот обычай чем-то напоминает стремление некоторых детей «сдать» своих состарившихся родителей в «Дом престарелых»). Как—то сын нес своего отца в корзине на вершину горы. Когда они поднялись на нее, отец сказал: «Не выкидывай эту корзину - она еще понадобится твоему сыну, чтобы принести тебя сюда же». Говорят, сын тогда задумался над словами отца, понял, что и его самого ждет такая же судьба, это заставило его нарушить обычай - он вернулся домой вместе с отцом, начал в тайне от окружающих содержать его в полном достатке. Через какое-то время предводитель данного общества задал своим соплеменникам очень сложную загадку, которую никто не мог разгадать. Однако на следующий день неожиданно для всех правильный ответ дал юноша, не захотевший бросить своего отца на голодную погибель. Когда вождь спросил, каким образом ему удалось понять смысл загадки, тот честно признался, что ответ ему подсказал отец, которого он не смог оставить на вершине горы. Вождь понял, насколько полезным могут быть опыт и мудрость, накапливаемые годами, и отменил обычай умерщвления стариков». [61]
Подобные предания, песни, обычаи и традиции чеченского народа воспитывали в молодом поколении чуткость и гуманное отношение к людям, потерявшим близких и родных, к осиротевшим людям; заставляли их по-новому взглянуть на свои отношения с родителями, оценить их значимость в своей жизни, вызывали у них чувство уважения и любви к родителям, старшим. Анализ фольклорных произведении, исследование опыта семейного и общественного воспитания, отраженного в литературных, этнографических и исторических материалах, позволил нам выделить наиболее распространенные методы нравственного воспитания, используемые в чеченской народной педагогике: пример, убеждение, приучение, упражнения, поощрение, наказание и испытание; сделать вывод: пример в воспитании эффективен тогда и только тогда, когда он обладает наглядностью и эмоциональностью; действует сильнее правил и наставлений; когда его применение основывается на склонности детей к подражанию взрослым.
Использование метода подражания в нравственном воспитании чеченских детей можно объяснить отсутствием у последних жизненного опыта и доверием к старшим, его применение тем эффективнее, чем выше авторитет взрослых.
Народная педагогика Чечни обобщила требования к родителям, воспитателям, всем тем, кто непосредственно занимался воспитанием подрастающего поколения, выработала свод правил, которые должны соблюдаться ими для успеха воспитательного воздействия. В числе них -высокий уровень нравственности, единство слова и дела, недопустимость требования безусловного повиновения детей, уважение их личности, ответственность за воспитание перед семьей и обществом. Зная, что сын или дочь «воспитываются» в духе принятых в данной семье обычаев и традиций, что они во взрослой жизни будут вести себя так, как это делали отец или мать, дед и бабушка, чеченская народная педагогика учитывала и данный факт.
Выбирая невесту для сына, или, оценивая его выбор, старшие старались предугадать ее моральный облик, анализируя образ жизни и нравственные достоинства ее семьи. У горских народов по этому поводу существует общеизвестная поговорка: «Прежде чем жениться, погляди на мать девушки, прежде чем выйти замуж, погляди на отца юноши».
И в наши дни глубоко справедливо звучат народные суждения: «Ребенок что слышит, то и говорит», «Привычка матери - выкройка для дочери», «Полезла / мать на дерево, а следом дочь на ветку». Если молодой человек, сын безнравственных родителей, вел себя неприлично, то в обществе о нем говорили: «разве он мог найти хороший пример у своих родителей?» [170]. Из всего вышесказанного следует: малолетние дети, не имея жизненного опыта, видя поступки и действия окружающих их людей, копируют их, стараются вести себя так, как взрослые. Это и подтолкнуло чеченский народ посредством своих пословиц и изречений сформулировать основное требование к воспитанию детей: раз малолетние дети обладают склонностью к подражанию, необходимо создать вокруг них благоприятную обстановку. Исключить из нее примеры, недостойные подражанию и копированию. Необходимо научить детей дифференцировано подходить к анализу поступков взрослых, отличать хорошее от плохого. Можно сделать вывод: раз привычки матери - выкройка для дочери, а привычки отца — пример поведения для сына, то им, как и всем, кто занимается воспитанием детей, прежде всего, необходимо быть самим воспитанными, стараться, чтобы их нравственные поступки и поведение, честность и требовательность к себе были наглядным образцом для детей. Чеченцы всегда считали, что примерные родители воспитывают хороших детей: поведение, манеры родителей, их поступки и действия передаются детям: «Плохое потомство для родителей - страшная болезнь, а для людей — несчастье», «Недостойный весь род позорит», «Где есть согласие - там благодать». Следует отметить, что авторитет родителей оказывал и оказывает на детей наиболее значимое воздействие в ранней юности, когда идет процесс формирования их моральных чувств. Именно в это время, необходимо применять в процессе воспитания молодежи метод убеждения.
В семьях чеченцев, где отец и мать заботились о своих детях и поддерживали разумный порядок в доме, сочетающийся со строгостью и справедливостью отца, добротой и мягкостью матери, являлись примером в общественной жизни, они всегда были авторитетны.
Применение методов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы
Идеалом нравственности выступал, как правило, моральный облик труженика, защитника народа, борца за справедливость, гуманного человека. Именно эти черты личности воспеваются в произведениях устного народного творчества, в народных обычаях и традициях нашего народа. Опираясь на идею совершенной личности, вайнахи предъявляли соответствующие требования нравственного кодекса к подрастающим поколениям. Благородным, трудолюбивым, честным, правдивым, скромным, вежливым и милосердным следовало быть не ради достижения корыстных личностных целей, а ради всеобщего народного блага и его идеалов.
Следовательно, содержание нравственного воспитания, требования нравственного кодекса к детям и молодежи в чеченской народной педагогике раскрываются в духе общечеловеческой морали. Они характеризуются гуманистической направленностью, в то же время отражают национальные особенности жизнедеятельности чеченцев, свидетельствуют о высокой педагогической культуре народа. Все это не утратило своей жизнедеятельности в современных условиях российской действительности.
В ходе исследования выявлены и проанализированы, созданные народом основные средства, методы и приемы нравственного воспитания. К числу наиболее эффективных из них мы отнесли сказки, пословицы и поговорки, предания, легенды и притчи, историко-героические, колыбельные, обрядовые и трудовые песни.
Именно этот богатый фольклорный материал на ранних этапах развития личности оказывается на нее значительное влияние. Педагогические функции произведений устного народного творчества - бездонный колодец для чеченского народа, позволяющий черпать из него для себя великие морально-нравственные и духовные силы, богатство и многообразие образов, идеи и методы нравственного воспитания. Особое место в этом ряду занимают убеждения, приучения, наказания, упражнения, поощрения и испытания. При использовании данных методов, по мнению чеченского народа, необходимо соблюдать педагогический такт. Только он, наряду с любовью к детям, учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, поможет найти наиболее рациональные и гуманные способы педагогического воздействия на них, подтолкнет их к саморазвитию. Эмпирически созданная вайнахами система целей и задач, содержания, средств, методов и приемов нравственного воспитания отражает, как нам удалось показать в работе, особенности социально-экономической, духовно-нравственной и религиозной жизни чеченского народа, его национальный характер. Процесс нравственного воспитания при этом всегда осуществлялся на фундаменте единства и взаимосвязи социальной и духовной жизни человека, учитывал индивидуальные и возрастные особенности детей, был направлен на развитие у них самостоятельности, сознательности и общественной активности, на выработку гуманного поведения. Однако устои старой жизни не следует идеализировать, в них было и есть немало противоречивого, реакционного для формирования нравственных устоев у подрастающего поколения сегодня. Но вместе с тем, народная педагогика Чечни сохранила те идеи и средства, которые в течение столетий воспитывали высоконравственных людей.
Понимая, что использование опыта чеченского народа в процессе воспитания подрастающего поколения должно дать положительный результат, приступая к этой работе, мы не могли не учитывать реалии сегодняшнего дня.
Усиление в последние десятилетия негативных факторов в экономике России, многолетние войны на территории Чеченской Республике, отсутствие культурно-просветительской работы, беспринципная работа большинства средств массовой информации привели к потере нравственных ориентиров у значительной части подрастающего поколения к обесцениванию общечеловеческих ценностей. В результате разрушения, господствующей в советские времена идеологии, в системе ценностей значимое место заняли авторитет, как правило, с криминальным прошлым, и деньги. Из средств развития личности материальные блага, потребление, жажда наживы любым способом, превратились в самоцель, свели на нет процессы самовоспитания, интеллектуального и нравственного ее развития. Такие проявления высокой нравственности как сострадание, соучастие, сопереживание к беде другого отошли на второй план.
В школьной среде налицо усиление мировоззренческого и нравственного кризиса, катализатором которого, наряду со СМИ, выступают «просочившиеся» примеры из западной жизни. В сознание ребят усиленно внедряются сомнения по поводу прошлых успехов многонационального российского общества, сеются зачатки сепаратизма, что отделяет молодежь от культурно-исторического прошлого своего народа, разрушает в их душах привлекательность нравственных идеалов.
Изучив и проанализировав положение дел в республике, мы начали работу в двух городских и одной сельской школе. Прежде чем использовать идеи и опыт нравственного воспитания чеченской народной педагогики в образовательном процессе современной школе посчитали необходимым узнать, что знают об обычаях, традициях и этикете своего народа ученики. Данные, полученные путем анкетирования, показали, что большинство из них не знают истории своего народа, произведений его устного творчества, своей родословной, не могут перечислить и объяснить появление тех или иных традиций и обычаев, не знакомы с горским этикетом.
Подобный пробел способен восполнить тандем семьи и школы. Готовы ли к этому учителя и родители? Анкетирование и беседы с ними позволили констатировать: учителя, в большинстве своем, не знакомы с обычаями и традициями своего народа; практически никто из них не использует опыт, накопленный народной педагогикой Чечни, в своей профессиональной деятельности. Аналогичную картину мы наблюдали и после анкетирования родителей. Чтобы переломить создавшуюся в республике ситуацию, мы провели определенную работу с учителями-предметниками, классными руководителями, завучами по воспитательной работе, используя в качестве образовательного полигона курсы повышения квалификации Чеченского республиканского института повышения квалификации работников образования. Кроме того, к данному виду работы в процессе педагогической