Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Народная педагогика Северного Кавказа о задачах, содержании и роли физического воспитания в процессе развития и формирования подрастающих поколений 12-63
1.1. Народная педагогика Северного Кавказа о целях, задачах и сущности воспитания 12-20
1.2. Народная педагогика Северного Кавказа о роли и месте физического воспитания в системе подготовки подрастающих поколений к жизни 20-28
1.3. Народная педагогика Северного Кавказа о целях и задачах физического воспитания и развития детей 28-35
1.4. Народная педагогика Северного Кавказа об учете возрастных и половых особенностей в физическом воспитании детей 36-50
1.5. Взаимообусловленность военного и физического воспитания детей в народной педагогике горцев Северного Кавказа 51 -62
Выводы
Глава II. Народная педагогика Северного Кавказа о формах, методах, приемах и средствах воспитания горских детей 64-107
2.1. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием горских детей 64-76
2.2. Формы, методы и приемы физического воспитания горской молодежи в прошлом 76-89
2.3. Средства физического и трудового воспитания 89-97
2.4. Взаимосвязь физического и трудового воспитания в народной педагогике Северного Кавказа 97-105
Выводы 105-107
Заключение 108-113
Список литературы
- Народная педагогика Северного Кавказа о роли и месте физического воспитания в системе подготовки подрастающих поколений к жизни
- Народная педагогика Северного Кавказа об учете возрастных и половых особенностей в физическом воспитании детей
- Формы, методы и приемы физического воспитания горской молодежи в прошлом
- Взаимосвязь физического и трудового воспитания в народной педагогике Северного Кавказа
Введение к работе
Постановка и актуальность проблемы. Начало XXI века характеризуется коренной перестройкой жизни общества, требующей осмысления положения, в котором находятся национальные школы, системы умственного, нравственного и физического воспитания в них.
Сегодня мы все чаще обращаемся к истокам народной педагогики, вспоминаем используемые ею средства и методы воспитания.
Так как утрата духовных ценностей наших предков может привести к бездуховности личности, то переосмысление педагогических и этнических традиций нашего народа особенно значимо сегодня.
Как известно, для постоянного совершенствования общества необходима целенаправленная система его воспитания. Определенная роль в этой системе отводится физическому воспитанию, развитие которого тесным образом связано как с общественным строем, так и с экономикой, семейным бытом и.т.д.
Народная педагогика Северо-Кавказского региона - пласт, объединяющий огромный педагогический опыт, выработанный в течение тысячелетий народами, его населяющими. Их формы и методы имеют много общего, однако не лишены присущей каждому из них индивидуальности. Знание и использование этих особенностей в воспитательной деятельности сегодня являются необходимыми условиями успеха, становятся важнейшей задачей ученых и школьных педагогов, совершенствующих современную систему воспитания.
Интерес к этнопедагогическим проблемам в республиках Северо-Кавказского региона, в частности, Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Ка-барды, Осетии, Чечни, велик и продолжает расти.
Ценные и интересные сведения об особенностях физического воспитания горцев мы черпаем из фольклорных произведений: «Адыгэ гущэЬжъхер» (адыгские шутки), «Адыге псалъэжьхэр» (адыгские пословицы), Сказаний о нартах (адыгский, осетинский и чеченский варианты), а также из народных сказок, преданий, пословиц и поговорок северокавказских народов.
Материал по интересующей нас проблеме мы нашли в различных дореволюционных периодических изданиях: в журнале «Вестник воспитания», «Сборнике сведений о кавказских горцах», «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», в газетах «Кавказ» и «Терские ведомости».
Горцы, как и другие народы, всегда уделяли серьезное внимание физическому воспитанию детей} о^^м^щ^щ^ь^цщрг работы адыгс-
тихії
ких, дагестанских, осетинских, чеченских писателей, просветителей и общественных деятелей: И.Канукова, Т.Кашежева, А.Г.Кешева, УЛаудаева, Ш.Б.Ногмова, А.Омарова, П.И.Тамбиева, С.Хан-Гирея, К.Л.Хетагурова, И.Шорова и многих других. Серьезное внимание этой проблеме уделяли и иностранные ученые (военные историки и путешественники), жившие в течение длительного времени на Кавказе: Д.Белл, Жан-Шарль Бесс, К.Главани, Карл Кох, Г.Ю.Клапрот, Ф.И.Леонтович.
Русские ученые, военные историки, работавшие и служившие до революции на Северном Кавказе, И.Бларамберг, С.Броневский, Н.Дубровин, М.Ковалевский, Д.Лавров, Т.Макаров, С.А.Покровский, П.Услар и другие также не обошли вниманием эту проблему.
Для теоретического анализа идей народной педагогики по вопросам становления и развития системы физического воспитания, мы использовали работы как отечественных, так и зарубежных ученых: Я. А.Коменс-кого, Н.А.Константинова, М.О.Косвена, Б.Т.Лихачева, Е.Н.Медынского, К.Д.УШИНСКОГО, И.Ф.Харламова, М.Ф.Шабаевой, Д.Б.Эльконина.
Кроме того, в настоящем исследовании мы учитывали, что проблемы этнопедагогики нашли свое отражение в трудах известных ученых Г.Н.Волкова, М.Б.Гуртуевой, М.ПЗагазежева, В.К.Кочисова, Х.Х.Малкон-дуева, Г.Х.Мамбетова, Х.Х.Хадикова, Е.Е.Хатаева, ИА.Шорова. Для изучения проблемы физического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа важное значение имеют работы ученых-практиков, изучавших различные аспекты физического воспитания горцев: Ф.А.Агапова, Б.Х.Бгажнокова, С.Г.Гагиева, А.И.Краснова, К.У.Тайсаева и другие.
Однако, не умаляя достоинств вышеназванных авторов, следует заметить, что проблема физического воспитания северокавказских горцев в их работах рассматривалась частично, не была предметом специального исследования.
Исходя из вышеизложенного, нами была определена тема исследования и сформулирована его проблема: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы развития физического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - система народного воспитания горцев Северного Кавказа.
Предметом исследования являются проблемы становления и развития физического воспитания, подготовка подрастающих поколений к жизни, труду и защите своего отечества.
В соответствии с проблемой, объектом, целью и предметом исследования были опред^'нд^едр. с5рдукэд1Ц[ё,задачи:
4 -.«},«!'.j it
' »«* -ф tv '
- определить цель, задачи, содержание и роль физического воспитания
в народной педагогике Северного Кавказа;
показать взаимосвязь физического и трудового воспитания молодежи в системе народного воспитания;
выявить особенности физического воспитания горских детей в соответствии с их возрастными и половыми особенностями, бытовыми условиями жизни и природными факторами;
на основе историко-педагогического обобщения исследуемого процесса определить взаимообусловленность военного и физического воспитания детей в народной педагогике Северного Кавказа;
с учетом форм, методов, приемов и средств физического и трудового воспитания, применяемых в народной педагогике Северного Кавказа, проанализировать их роль и значение в процессе становления и развития подрастающего поколения.
Методологическую основу исследования составили положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, социально-исторической обусловленности характера педагогической мысли народов, диалектике общего и особенного, бережном отношении к культурному наследию прошлого, идеи влияния фольклора на физическую культуру и развитие молодежи, на своеобразие и самобытность культурных традиций разных народов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
изучение и теоретический анализ историко-этнографических, ис-торико-педагогических, философских, литературных и фольклорных источников;
сопоставление исторических и фольклорных материалов;
исследование и анализ трудов отечественных и современных авторов по фольклору и этнографии, материалов периодической печати Северного Кавказа того периода;
научный анализ и систематизация документов из архивов республик Северного Кавказа, исторических и этнопедагогических источников.
Источниковая база исследования:
архивные документы, извлеченные автором из Северо-Осетинс-кого Центрального государственного архива Республики Северная Осетия - Алания, Центральных архивов Кабардино-Балкарии и Адыгеи, отдела рукописных фондов СОИГСИ;
издания дореволюционных и современных писателей, посвященные горскому фольклору, а также сказки, сказания, пословицы, поговорки, трудовые и колыбельные песни;
- труды дореволюционных и современных авторов по истории пе
дагогической мысли (научной и народной) горских и других народов
России.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в III этапа:
1-ый этап (2000-2001 годы) - определение темы исследования и изучение научно-педагогической и этнопедагогической литературы по проблеме;
П-й этап (2001-2002 годы)- сбор научной информации и архивных материалов по теме диссертации. Определение изученности проблемы, методологии, методов, научно-понятийного аппарата и задач исследования;
Ш-й этап (2002-2004 годы) - издание статей и методических пособий по проблеме исследования, обобщение полученных результатов, литературное оформление текста, формулировка основных выводов.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Система воспитания народов Северного Кавказа содержала в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал, который при отсутствии в крае школ, успешно реализовывался северокавказскими горцами в процессе воспитания подрастающего поколения.
-
Физическое воспитание детей горских народов имело свои общие и специфические особенности.
-
Система физического воспитания горцев, являясь самобытной, способствовала укреплению здоровья и формированию двигательных умений, необходимых для овладения ими как трудовыми, так и боевыми навыками; правильному их физическому развитию; становлению их воли и характера. Все эти качества формировали юношу-воина, способного защитить себя, свою семью и страну от врагов.
-
В народной педагогике Северного Кавказа была ярко выражена идея взаимосвязи физического и трудового воспитания.
Научная новизна исследования:
сделана попытка решения одной из проблем этнопедагогическо-го характера: воссоздания целостной картины становления и развития системы физического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа;
в этих условиях определены цель, задачи и методы физического воспитания у северокавказских народов;
- выявлена сущность и взаимосвязь физического и трудового вос
питания молодежи горских народов в народной педагогике Северного
Кавказа;
- проанализирована имеющаяся специфика физического воспитания и развития горских детей, обусловленная их особыми условиями жизни.
Теоретическая значимость исследования: обобщен и систематизирован материал о роли физического воспитания в формировании личности на Северном Кавказе в дореволюционный период, что позволило существенно расширить имеющиеся представления о системе физического воспитания в прошлом.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе положения и выводы автора могут быть использованы в практике совершенствования физического воспитания как в средней общеобразовательной, так и высшей школе; в курсе «Методика преподавания физического воспитания» на факультетах физического воспитания в педагогических институтах и университетах; в образовательном процессе средних и высших учебных заведений педагогического профиля при чтении спецкурсов; в ходе переподготовки преподавателей физического воспитания; аспирантами и студентами.
Объективность и достоверность полученных результатов обеспечена широкой источниковой базой; соответствием методов исследования его целям и задачам; многоплановым характером исследования, тщательным отбором фактического материала и архивными документами.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику.
Основные идеи и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры психологии и кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова, докладывались на IV международном конгрессе (г.Пятигорск, 2004г) и на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Северо-Осетинском государственном университете им К.Л.Хетагурова (2001-2004гг). Результаты исследования внедрены в учебный процесс исторического факультета и факультета психологии и социологии Северо-Осетинского государственного университета им.К.Л.Хетагурова, используются в практической деятельности преподавателями физического воспитания республики.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (189 источника).
Народная педагогика Северного Кавказа о роли и месте физического воспитания в системе подготовки подрастающих поколений к жизни
Каждый период истории народа имеет особые черты, которые делают его неповторимым, специфичны и условия семейной жизни, отражающиеся на воспитании детей, которое осуществлялось по-разному. В то или иное время на первый план выдвигались различные факторы - семья, среда, государство, школа, религия. В ранний период на духовный мир человека особенно влияла среда, его взаимоотношения с семьей, с природой; именно они определяли его место в жизни, влияли на психологию.
Пример родителей, соседей и родных формировал взгляд ребенка на мир, это была школа жизни; дети становились свидетелями и участниками всех событий - совместных работ, праздников, похорон, они часто включались в действо наравне со взрослыми. Все это активно влияло на развитие и воспитание маленького человека, хотя довольно сложные понятия и убеждения народа о воспитании не обобщались и не формулировались, а иногда даже не сознавались старшими. Однако они существовали, в чем убеждают нас произведения устного народного творчества, народные обычаи и традиции. Результаты коллективного вклада многих поколений в духовную культуру способствуют социализации личности, ее жизнеспособности, помогают накопить знания, обрести необходимые умения и навыки.
В воспитании подрастающего поколения принимали участие не только старые люди, но и молодежь, и сельская община, и социальная среда: «У людей есть духовная потребность в воспитании подрастающего поколения, при этом не исключается наличие и элемента бессознательности и удовлетворения этой потребности» [31, С.5].
В «Педагогической энциклопедии» (1966 г.) содержится такая информация: «Народная педагогика — область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения. Источниками изучения народной педагогики являются произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, народные воспитательные традиции, игры и игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания и пр.»[115,с.35].
Наиболее важной особенностью народной педагогики является ее связь с жизнью; она становится частью педагогической науки и занимается исследованием особенностей и закономерностей народного или этнического воспитания. Сегодня в литературе мы можем встретить термины «народная педагогика» и «этнопедагогика» (последний ввел в речевой оборот в 1972 году Г.Н.Волков), близкие по смыслу, хотя некоторые авторы используют их со специфической смысловой нагрузкой, считая, что «народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы», а этнопедагогика - «это обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов [90, с.6]. Мы же будем употреблять вышеприведенные термины как синонимы.
«Одним из наиболее существенных элементов духовного наследия каждого этноса, - отмечает В.К.Кочисов, - является его педагогическая культура - педагогические взгляды и опыт воспитания, в которых находит отражение многовековая педагогическая практика широких народных масс. Изучение опыта народного воспитания непременно ведет к обогащению и самой педагогической науки: оно проливает свет на происхождение доклассовых форм и институтов воспитания, позволяет выявить сущность и раскрыть процесс воспитательной деятельности трудящихся масс в разные исторические эпохи, установить национальную специфику воспитания» [85, с.10].
Потребность в обобщении воспитательного опыта возникла еще в первобытном обществе, в дальнейшем народ формулировал идеи и положения о воспитании человека, которые получили отражение в фольклоре. Я.А.Коменский, разрабатывая свою педагогическую теорию, использовал прогрессивные традиции славянских народов, он требовал всеобщности и обязательности школы для всех детей, в том числе и бедных крестьян [82, с.29]. И.Г.Песталоцци, автор теории элементарного образования, создавая основы системы воспитания, использовал опыт швейцарских крестьян, пропагандировал педагогические идеи народа, стремился сделать начальную школу близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс [82, с.69, 75].
К.Д.Ушинский, который впервые ввел в научный оборот словосочетание «народная педагогика», писал, что произведения устного народного творчества являются «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики». Идея народности и родного языка стала основной в педагогике этого реформатора школы. В статье «О народности в общественном воспитании» читаем: «... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [150, с.253]. По его мнению, для достижения успеха в воспитании надо опираться на педагогическую систему, созданную самим народом, учитывающую своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств.
Обязательным условием воспроизводства общества и самоутверждения личности были народные традиции, обычаи, социально-этические нормы, формирующие такие качества, как честность, порядочность, сопереживание, ответственность, доброта, трудолюбие, мужество, терпимость. Народная педагогика всегда отражала педагогические идеи и определяла воспитательные средства различных этапов развития общества, однако основной проблемой этнопедагогики является трудовое воспитание, передача молодежи производственных знаний, умений и навыков, физическое воспитание. Народными средствами эстетического и физического воспитания были народные сказания, песни, сказки, считалки, подвижные игры, которые бытуют до сегодняшнего дня. В памятниках народной педагогики «аккумулированы все народные идеи воспитания и весь воспитательный опыт трудящихся горцев» [46, с. 179].
Северный Кавказ издавна был конгломератом этносов и религий (в настоящее время процесс межнациональной интеграции продолжается); здесь жили скифо-алано-сарматские, вайнахские, тюркские и многие другие племена. Историк Я.А. Федоров замечает, что именно «в горах Западной Алании далекие предки карачаевцев и балкарцев смешались с здешними обитателями - аланами-дигорцами» [153, с.110-118]. На Кавказе «несмотря на различие в происхождении, несмотря на соперничество, на внутренние и межплеменные распри ... сложился свой тип материальной и духовной культуры, тип, хоть и не одинаковый для всех - он имеет множество вариаций, - но очень своеобразный по сравнению с южными и северными соседями» края [50, с.8].
На Кавказе живет свыше пятидесяти народов, говорящих на языках трех лингвистических семей: собственно кавказской (или иберо-кавказской), индоевропейской и алтайской [25, с. 116]. С глубокой древности горцы создавали духовные и материальные ценности, они строили жилища, обрабатывали землю, готовили к жизни детей. Заслуги народа в накоплении опыта воспитания и педагогических идей огромны: «Сказки, поговорки, легенды, каждая страница и эпизод из героического эпоса северокавказских народов «Нарты» заполнены сюжетом воспитательного смысла. В них прослеживаются важные педагогические рекомендации, факторы и закономерности развития личности» [163, с.12]. В течение нескольких веков развитие народной и научной педагогики шло параллельно, мало того, обогащаясь народным опытом и новыми идеями, этнопедагогика обогащала научную педагогику.
Народная педагогика Северного Кавказа об учете возрастных и половых особенностей в физическом воспитании детей
Эти и им подобные прибаутки, которыми так богат фольклор адыгов, уже в младенческие годы пробуждали в детях особое отношение к лошадям, желание сесть на коня, испытать радостное чувство всадника. Отсюда недалеко было до таких простейших игр как «хворостина - конь», «всадник справный» и т.п., с помощью которых воображение ребенка рисовало скачущего или джигитующего на коне всадника, тем самым усиливая желание поскорее научиться ездить на настоящей лошади» [106, с. 150].
Верховой езде северокавказские горцы обучали мальчиков с 5-6 лет, однако своего коня он получал к 14 - 15 годам [138, с.129] (у народов, живущих в Средней Азии, детей сажали на лошадь уже в 2 - 3 года вместе со взрослыми). Есть сведения о том, что в Северной Осетии мальчикам с самого раннего возраста прививалась любовь к коню, в 3-5 лет их впервые подсаживали на коня и учили держаться на нем» [165, л.59].
К начальному этапу обучения езде на лошади везде относились очень серьезно. Сначала мальчик безбоязненно должен был сидеть на лошади, держась за переднюю луку седла, уметь управлять лошадью с помощью взрослых и т.п. Лишь после этой пробной (учебной) езды он допускался к самостоятельной езде на своем жеребенке. Часто ребенку предназначали жеребенка от отцовской кобылы, родившегося в один год с ним, их воспитывали чуть ли не вместе, так что к тому времени, когда ребенка сажали на жеребенка, тот бывал совершенно выезженный и ручной, как комнатная собака.
Большое значение придавали горцы технической стороне обучения: для безопасности ребенка жеребенка седлали специальным детским седлом (однако следует отметить, что приобрести детское седло было под силу не каждому, поэтому для этих целей использовались обычные подушки, веревочные стремена и т.п. Но как бы то ни было, родители старались придать этому приспособлению хороший внешний вид).
Вся техническая и тактическая сторона подготовки маленького наездника была направлена на выработку правильных навыков и умений в верховой езде, ловкости и смелости, уверенности в своих силах.
Физическое воспитание молодого поколения проводилось в определенной последовательности с учетом возрастных возможностей [185, л.94]. Хотя маленьких детей воспитывала мать, с 6 - 7 лет начинали проявляться различия в воспитании мальчиков и девочек: мальчику всегда напоминали, что он будущий мужчина и не должен плакать, обижать сестренок и младших, а затем мальчик переходил в ведение мужчин (это время называлось периодом отцовского воспитания) [184, л.43].
К.Хетагуров в очерке «Особа» писал, что в 8 — 9 лет мальчику поручали пасти ягнят, а девочку заставляли нянчить грудных детей и помогать по хозяйству. «В 13-14 лет мальчик становился помощником отца во всех отраслях хозяйства, а к 16 годам свободно управлял сохой, владел топором, серпом и косой. С этих же лет он делался «взрослым», с правом голоса членом семьи; с этого возраста он мог вступать в брак» [166, с.48-49].
После семи лет мальчики переходили на полное попечение своего отца, в обязанности которого входило обучение мальчика в совершенстве владеть ножом, кинжалом и попадать ими в цель из любых положений. Отец учил сына стрельбе из лука, ружья и пистолета, джигитовке, набрасыванию аркана, лазанию по деревьям, столбам и канату, преодолению оврагов, рвов, ущелий в одних случаях пешим, в других - на коне. Мальчики учились легко взбегать на крутые горы и быстро спускаться оттуда. Дети бегали, метали камни, прыгали, лазили, плавали, стреляли из лука, ружья и пистолета, боролись, скакали на коне, ходили по качающемуся бревну над горной рекой и играли в различные игры. Они привыкали не бояться резкой смены температуры, холода, жары, голода, жажды, бессонницы, изнурительного труда и других лишений [139, с.125].
Мальчики семи - восьми лет допускались к участию в официальных спортивных соревнованиях по конным скачкам. Они составляли основную массу участников скачек на трехлетках и четырехлетках.
Не нужно, однако, думать, что основу физического воспитания детей этого возраста составляли в основном физические упражнения и игры, связанные с верховой ездой, хотя она являлась одним из главных средств физического воспитания. Наряду с этим в системе физического воспитания имело место использование различных других видов физических упражнений и игр. Среди подвижных игр было много таких, которые включали метание, прыжки, бег и борьбу, применялось также много физических упражнений и игр, не имевших непосредственного значения для практики; они также были направлены на решение практических задач, связанных с физическим развитием ребенка.
Тем не менее, в этот период все большее место в жизни мальчиков начинают занимать физические упражнения и игры, имеющие узко прикладное значение; подростки участвуют уже в маневрах, примерных сражениях. Теперь некоторые подвижные игры напоминают уже спортивные игры и состязания взрослых, а отдельные из них имеют и военный характер.
Среди этих прикладных видов физических упражнений и игр наибольшей популярностью пользовалась стрельба из лука. Меткой стрельбе обучали их опытные стрелки и хорошие охотники, показавшие свои способности в этом деле на практике. Почти у всех мальчиков имелись пращи из войлока и лук со стрелами, который имел форму полукруга, изготовлялся большей частью из дерева, а иногда и из кости. Костяные луки являлись более прочными и сильными, следовательно, ценились дороже, чем деревянные, луки делали также из камыша. Мальчики в этот период начинали не только наблюдать охоту взрослых, но и самостоятельно охотиться. Сначала это была охота на птиц, а в дальнейшем по мере развития соответствующих навыков в стрельбе и накопления опыта об окружающей природе, это могла быть и охота на мелких зверей.
Зимой физическое развитие мальчиков и девочек продолжалось в новых условиях и формах.
Широко практиковалось на Северном Кавказе катание на санках («дзоныгъ», «цонагь» - осетин., «чанагь» - аварск., «чана» - лакск., «1эжьэ» - адыгск. и т.д.), которые в бытовых целях использовались горцами с древнейших времен. Они представляли собой два деревянных полоза из досок высотой 8-20 см и длиной 40-55 см, на которые набиты доски (ширина саней - 30-35 см). Передний край полозьев снизу закруглен, а в Балкарии изогнут. Спуски на санках, как и на горных лыжах и коньках, производились на скорость, на дальность и сложность маршрута. Встречались спуски сидя (ноги по бокам волочатся, ноги впереди, на корточках, по-турецки), лежа боком, на животе (головой вперед), на спине (головой назад).
Формы, методы и приемы физического воспитания горской молодежи в прошлом
Иль навостряют стрелы быстры [96, с.18]. Система народного воспитания имела определенные правила, которыми руководствовались крестьяне. Народ учили жизнь и труд; именно жизненный опыт горцев диктовал правила и принципы воспитания молодежи. Если бы народ был грамотным и имел научные знания, народные правила и принципы воспитания получили бы более глубокое понимание. Вот основные правила трудового воспитания горской молодежи:
1. Учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей; народ брал во внимание индивидуальные особенности детей, их физические возможности, девочки выполняли более легкую работу («Женщине нужна печь, а мужчине - плуг»).
2. Доступность трудовых поручений (горцы говорили: «Непосильный труд вредит здоровью»). Люди учитывали силы и возможности детей и старались дать им работу, доступную их силам и возможностям («Перегрузишь ребенка - искалечишь его»). 3. Постепенное усложнение трудовых занятий («В труде веди от малых дел к большому делу»).
4. Опора на самостоятельность и инициативу детей («Малая опека вредит работе»). Родители развивали у детей интерес к труду; воспитывая самостоятельность, говорили: «Ты уже большой, сам сможешь сделать эту работу».
5. Обеспечение беспрерывного выполнения детьми трудовых поручений («Кто оставляет детей бездельниками, тот погубит их»). 6. Руководство и контроль трудовой деятельности детей и подростков. Взрослые по опыту знали, что молодые могут допустить ошибку в работе, выполнить ее нерационально или некачественно. Поэтому старшие брали на себя руководящую роль по выработке необходимых работнику качеств. «Научная методика организации трудового воспитания многое заимствовала из методики народной системы трудового воспитания» [57, с.101-102].
У горцев существовали эффективные словесные, наглядные и практические методы трудового воспитания - личный пример, убеждение, разъяснение, показательные упражнения, одобрение, осуждение, поощрение, наказание. Личный пример родителей и воспитателей был одним из наиболее эффективных методов трудового воспитания. Примеры трудолюбия всегда привлекали молодежь; сочетаясь с методами словесного убеждения, они формировали лучшие профессиональные качества у детей. Народная мудрость гласит: «Слова зовут, а примеры влеїсут»; в крестьянской семье дети постоянно имели перед глазами ежеминутно занятых работой родителей, которые трудились в доме и в поле днем и ночью. Кроме этого, трудовая атмосфера в семье, в ауле оказывала позитивное влияние на трудовую подготовку детей и молодежи.
Народная педагогика считала, что воздействие слова в трудовом воспитании зависит от того, как работают сами родители. Дети видели, что для старших отдых - это перемена труда, что труд - смысл жизни; поэтому для юных горцев он становился естественной потребностью (кабардинская народная мудрость утверждает: «Лэжьыгъэр ф1ыуэ зылъфгъу адэ-анэм и сабийхэр щхьэхынкъым» - «Родители трудолюбивы - и дети не ленивы»). Герои нартского эпоса были мужественными людьми и неутомимыми тружениками: Сосрыко учился у кузнеца, Ацамаз и другие герои любили работать [122].
Основными методами трудового воспитания у горцев были показ и разъяснение, как следует выполнить данную работу, и упражнение, которое применялось для выработки основных необходимых умений и навыков у ребенка. Объяснялись правила выполнения и порядок операций, детям предлагалось сначала обдумать, что нужно делать, а затем приступать к работе; горцы говорили: «Не хвались прежде, чем сделаешь», «Люди не спросят, быстро ли ты сделал, а спросят, хорошо ли сделал», «Свое слово украшай делом», «Хорошо вспашешь - получишь обильный урожай» [24, с.91, 87]. Обязательно разъяснялось, как нужно пользоваться определенным инструментом, для чего он предназначен. Дети непрерывно участвовали в процессе обучения.
В трудовом обучении важное значение придавалось показу, он имел в народной педагогике две формы: «1. Взрослые детям показывали, как они работают, какие приемы труда используют и как надо пользоваться инструментами при выполнении данной работы, с чего начать работу и чем она должна кончиться; 2. После этого взрослые детям вручали инструменты и показывали, как ими пользоваться в процессе труда. В первом случае показ с разъяснениями, как нужно работу выполнять, выступал как наглядное средство обучения, а во втором случае показ выступал как практический метод обучения труду, как метод упражнения» [57, с.109]. Например, мать учила девочку готовить еду, сначала показывая, а затем, объясняя порядок приготовления блюда, потом девочка чистила и резала овощи, а затем производила те или иные операции самостоятельно.
Главный принцип народной педагогики в трудовом обучении можно сформулировать так: только в труде можно приучить молодое поколение к труду и развить физически, только в процессе труда дети могут полюбить труд. После объяснений детей заставляли выполнять подготовительные упражнения, а когда ребенок самостоятельно мог производить все операции и качество работы удовлетворяло старшего, ему поручалось выполнить работу от начала и до конца. Если какую-то часть трудовой операции ребенок выполнял неправильно, ему вновь показывали и объясняли, как правильно выполнить эту часть работы. Считалось, что просто слова - это пустые звуки: «У умного дел много, а у дурака - слов» [12, с.41].
Большое значение в трудовом воспитании детей имело одобрение, которое у горцев чаще всего выражалось в словесном поощрении, при этом приемами одобрения были: предварительное одобрение (пожелание успеха перед началом работы, чтобы настроить ребенка, например: «Я уверен, что эта работа будет выполнена успешно»); текущее одобрение (при проверке работы отец говорил сыну: «Ты все сделал как надо, молодец, только немного ошибся вот здесь»); итоговое одобрение (проверяя сделанную работу, родители говорили: «В целом работа выполнена хорошо, молодец, но ты допустил мелкие погрешности, думаю, что в следующий раз ты эти ошибки не допустишь»).
Взаимосвязь физического и трудового воспитания в народной педагогике Северного Кавказа
Во время пахоты горцы, которые не могли обработать свой участок сами, объединялись в супряги (дээй - у кабардинцев, жыйын - у балкарцев, цэедис (объединение, союз) по-осетински); при этом одни вносили в это временное объединение лошадей или быков, другие - плуг, третьи -рабочую силу. «Обязанности между членами супряги были строго распределены: один выполнял функции повара (пщафіз, шапа) другой -плугаря (пхъэГэщэжь, сабан-агъачы), третий - погонщика (дакъэ, вауэ), четвертый ночью пас волов (выхъуэ, епозсюрючю) и т.д.» [62, с.282-283].
Сфера распространения благотворительной помощи постепенно расширялась; к ней стали прибегать в разных жизненных ситуациях: при строительстве дома, при заготовке дров, уборке урожая и даже при прядении шерсти, а также при организации свадебного или поминального застолья. В этом обычае нашло свое отражение чувство коллективизма и товарищеской солидарности.
Чаще всего осетины зиу устраивали по субботам; после легкого ужина участники зиу при восходе солнца с песнями дружно брались за работу. Иногда на помощь выходило все взрослое трудовое население в сопровождении детей. «Работа шла быстро, в виде трудового соревнования, ибо смысл мероприятия заключался в том, чтобы именно сегодня прийти на помощь нуждающимся. Каждый из участников хотел поработать больше другого, показать искренность своего участия и бескорыстность оказываемой помощи, превзойти других в работе, чтобы потом удостоиться похвал своих односельчан.
Быть победителем на подобных трудовых соревнованиях было очень почетно. До сих пор сохранилось выражение: «Кэед мын зиуы нае фагуаелахиз дае» (Как будто победил во время зиу). Как правило, помощь заканчивалась обильным угощением, во время которого победитель трудового дня удостаивался почетного бокала и лучшего куска жертвенного животного (сгуы). Эффект подобного награждения был велик, ибо это возвышало человека среди окружающих» [172, с.35-36].
Этнографы часто описывали случаи бескорыстной помощи нуждающимся семьям со стороны общества. Например, в 1914 году в газете «Кавказское слово» была опубликована статья С.Каргинова «Война и осетины». В ней освещалась работа «Комитета по оказанию помощи семьям ушедших на войну»: «Сами жители аулов на широких началах выполняют в отношении к семьям военнослужащих так называемый обычай «зиу». По этому обычаю на обязанности жителей всего аула издревле лежит поддерживать существование тех бедняков - вдов, сирот, дряхлых стариков и старух в ауле, кои собственными силами не в состоянии добывать себе кусок хлеба. Этим, между прочим, объясняется и то, что во всей Осетии до сих пор нигде не встретите ни одного нищего на улице, ибо попрошайничество совершенно воспрещается обычаем зиу, как основанном на чувстве единения, развившемся в народе веками. К категории этих нуждающихся, беспомощных в аулах Осетии ныне отнесены и семьи ушедших на войну, для коих жители аула совместными силами выполняют все их сельскохозяйственные работы, убирают хлеб, косят сено, пашут и сеют, доставляют топливо и т.д. Благодаря столь организованной общественной помощи в настоящее время семьи ушедших из Осетии на войну обеспечены настолько, что в их хозяйстве не наблюдается пока никакой дезорганизации» [70, с.39].
В 1899 году через газету «Казбек» известный осетинский писатель К.Л.Хетагуров обратился к землякам с просьбой придти на помощь жителям хутора Гокинаевского Черноярской станицы, которые пострадали от пожара. Он писал: «Вспомните наш лучший традиционный обычай зиу, когда каждый осетин от всей души откликался на нужды другого, не принимая во внимание ни родство, ни свои личные интересы. Молодежь отправлялась на луга и в несколько часов покончив покос лишенной рабочей силы бедной семьи, с песнями возвращалась в аулы. Молодые женщины в свою очередь снимали хлеб с небольшой нивы нуждающейся семьи. При стихийных бедствиях каждый не лишенный способности ходить осетин при малейшей тревоге спешил на место происшествия и по мере сил и возможностей помогал пострадавшим чем и как мог: личным трудом, сеном, соломой, дровами, строительным материалом и пр.» [167, с.212].
На призыв К.Л.Хетагурова откликнулись многие, люди оказали безвозмездную помощь жителям станицы: дарили телят, овец, домашнюю птицу и т.д. Следует обратить внимание на то, что каждый из даривших мог также оказаться в беде и имел право обратиться за помощью к соседям и односельчанам. Поэтому людей, уклоняющихся от помощи пострадавшей семье, практически не бывало.
Воспитательное значение горского обычая взаимопомощи заключалось в том, что дети и подростки оказывали активную помощь пожилым людям, развивались физически и приобретали высокие нравственные качества.
Под физическим воспитанием в узком смысле этого слова принято понимать воздействие на физическое развитие для укрепления здоровья, то есть приобретение и усовершенствование физических качеств личности. «Физическое разбитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека» [162, с.446]. Однако целостный процесс физического воспитания решением этих специфических задач не ограничивается. В этом процессе определенное место занимают и другие аспекты воспитания, в том числе важнейший из них, так как он применим к широким слоям населения -трудовое воспитание. Этот аспект прослеживался с самого раннего периода воспитания горцев.
Таким образом, в прошлом и в наши дни физическое и трудовое воспитание тесно взаимосвязаны и являются одним из основополагающих направлений в системе народного воспитания.