Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические идеи и опыт « материнского » и « отцовского » воспитания народов Северного Кавказа и их использование в современных условиях Хуриева Марина Юрьевна

Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях
<
Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях Педагогические идеи и опыт « материнского » и  « отцовского » воспитания  народов Северного Кавказа  и их использование в современных  условиях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хуриева Марина Юрьевна. Педагогические идеи и опыт « материнского » и « отцовского » воспитания народов Северного Кавказа и их использование в современных условиях: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Хуриева Марина Юрьевна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова»].- Владикавказ, 2014.- 223 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Становление идей и опыта семейного воспитания в этнопедагогике северного Кавказа

1.1. Историко-педагогическое осмысление системы и содержания семейного воспитания .15

1.2. Идеи и опыт семейного воспитания в народной педагогике Северного Кавказа .41

1.3. Основные средства и методы воспитания в народной педагогике Северного Кавказа 71 Выводы .94

ГЛАВА II. Трансформация «материнской» и «отцовской» школы народов северного кавказа в современную воспитательную среду

2.1. Особенности «материнского» и «отцовского» воспитания у народов Северного Кавказа 99

2.2. Использование потенциала и опыта семейного воспитания северокавказских народов в современных условиях: «материнская» и «отцовская» школы .136

2.3. Исследование трансформации «материнской» и «отцовской» школы народов Северного Кавказа в современной системе семейного воспитания 161

Выводы 182

Заключение .186

Библиографический список

Идеи и опыт семейного воспитания в народной педагогике Северного Кавказа

Необходимым условием и гарантией поступательного движения человеческого общества во все времена выступало воспитание подрастающего поколения, которое определялось естественными и социальными потребностями, побуждающие человека к проявлению любви и уважения к национальному достоянию, собственной культуре, родному языку, достижениям своего народа. Каждый человек, являясь носителем большого комплекса этнических особенностей и традиционных устоев своего народа, должен обладать совокупностью личностных установок, положительных тенденций, разносторонних способностей, общечеловеческих ценностей, регулирующих поведение людей в обществе, семье, труде и быту. Эти ценностные установки и приоритеты формируются у человека прежде всего в семье, где он через призму национального самосознания получает первоначальное воспитание – физическую, психическую, социальную, моральную и материальную защиту и поддержку (Б.Ш. Алиева [8], П.А. Лебедев [161], Н.Л. Селиванова [160], Я.С. Смирнова [167]) и осваивает традиции и культуру той или иной этнической, либо полиэтнической среды. Как отмечает известный ученый, основоположник этнопедагогики Г.Н. Волков: «Совершенно очевидно, что знакомство с любым народом не может быть успешным без тщательного исследования системы его семейного воспитания: намерение глубоко изучить национальный характер может быть реализовано только посредством детального знакомства с исторически сложившейся национальной системой воспитания... Нет этой системы – нет и отдельного народа, есть просто население» [35, с. 80]. Знакомство с воспитательными традициями каждого народа, отражающими многовековую историю его социальной и духовной жизни, позволяет воссоздать общую картину истории воспитания.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что нормы, правила, прогрессивные традиции, жизненные позиции, характеризующие семейный уклад северокавказских народов, позволяют сохранять основные ценностные ориентации и лучшие традиции. По справедливому замечанию Н.Е. Щурковой, «Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образ жизни членов общества. Могучая духовная сила института семьи заложена в том, что дети учатся смотреть на окружающий мир глазами родителей, усваивают принятые в семье и обществе нормы общения, отношений, способы трудовой деятельности, представления о добре и зле, о допустимом и запретном» [214, с. 294].

Семьей традиционно принято называть важнейший социальный институт, персональную среду жизни, развития и становление человека как личности, качество которой определяется рядом специфических семейных параметров: социально-культурным параметром (М.А. Галагузова), который зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества [38, с. 126]; социально-экономическим параметром (Т.А. Гурко), который определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе [46, с. 126 – 129]; технико-гигиеническим параметром (А.Я. Варга), который зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни [31, с. 34 – 37]; демографическим параметром (А.А. Реан), который определяется структурой семьи [164, с. 84]. Обычно члены такой социальной группы объединены многосторонними родственными отношениями между женой и мужем, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее домашнее хозяйство. Представляя собой малую социальную группу структуры общества, семья является объектом исследования самых разных научных областей: философии (И.Я. Бахофен, Г. Гегель, Дж. Локк, К. Маркс, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Энгельс и др.); этнографии (Б.Х. Бгажноков, Ю.В. Бромлей, В.К. Гарданов, А.А. Гассиев, М.М. Ковалевский, В.Ф. Миллер, Ю.И. Семенов и др.); социологии (А.И. Антонов, Э.К. Васильев, С.И. Голод, А.А. Магомедов, В.М. Медков, А.Г. Харчев и др.); педагогики (Н.Н. Авдеева, Ю.П. Азаров, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.); психологии (А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин, А.Г. Лидерс, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Л.Б. Шнейдер и др.). В силу многоаспектности понятия «семьи» и выполняемых ею функций в научной литературе мы встречаем различные ее представления.

Так, например, рассматривая семью как сложную подсистему общества, как важную сферу самореализации человека, философия разрабатывает диалектику общих принципов и способов научного познания и поэтому для семейной педагогики она является теоретической основой осмысления прогрессивного опыта семейного воспитания, научных разработок в этой области и создания на этой основе педагогических концепций.

В духе своей идеалистической философии Гегель определял семью в качестве исходного природного наличного бытия в форме любви и чувства, предписанных людям самой природой. В обществе наличное бытие семьи одухотворяется человеческой культурой и возвышается до уровня ощущающего самого себя духа, идея которого очевидно продиктована европейской научной традицией [40].

Как справедливо указывал Карл Маркс, семья придает велению природы нравственный идеальный характер на основе духовного единства, поэтому духовная сущность семьи – основа ее функционального существования. Кроме этого, семья выполняет функцию социализации личности, является концентрированным выражением ее усилий по моральному, физическому, умственному и трудовому воспитанию, профессиональной подготовки подрастающего поколения [215].

Большой интерес вызывает взгляд этнографов на историю возникновения и развития семьи. Как отмечает Ю.И. Семенов, «…новые идеи в процессе эволюции семьи не возникли на пустом месте. В античное время наряду с «патриархальной теорией» имели место представления о беспорядочном общении полов и общности жен, послужившие исходным моментом для установления исторических фактов группового брака» [162, с. 117].

Основные средства и методы воспитания в народной педагогике Северного Кавказа

Народная оценка жизни, наблюдения ума у северокавказских народов была заключена в пословицах и поговорках. Пословицы создаются всем народом, поэтому выражают коллективное мнение народа. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дальнейших времен выступали как педагогические средства. «Учи теленка – пока на веревке, а ребенка пока в колыбели». Эта поговорка пришла к нам из устного творчества лезгинского народа, но мы уже отмечали ранее, что пословицы характеризующие отношение к детям, сходны у многих народов Северного Кавказа.

С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими педагогическими обязанностями [22, с. 147]. «Девушку, что хвалит мама, замуж не бери; девушке, что хвалят люди, сердце подари», «Адет, намыс нигде не продаются, учебою от предков нам даются», «Как за стариками смотришь ты, герой, так смотреть и дети будут за тобой» (балкарская). Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Дети чутко откликаются на все, что затрагивает их чувства и воображение. Они способны с интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство от примитивного не представляющего эстетической ценности. Музыка вызывает у ребенка разнообразные оттенки чувств, доставляет ему наслаждения, обогащают эмоциональную жизнь.

Среди разнообразных форм обрядовой поэзии значительное место занимает колыбельная песня, которая, в отличие от большинства других видов народной лирики, создается женщинами, что имеет особое значение не только в художественном, но и в социальном отношениях. Так, например, касаясь содержания колыбельных песен кумыков, которые делятся на две группы: песни для девочек и песни для мальчиков, следует отметить, что в них отражаются различные семейно-общественные представления кумыкской женщины, обусловленные особенностями окружающей ее хозяйственной и социальной жизни. В этих песнях, замечает Х.Д. Кадыраджиева, мать выражает два этических идеала: один по отношению к девочке, другой – к мальчику. В песнях, посвященных дочери, мать выражает надежду видеть свою дочь красивой и женственной: «Мени къызым гьачынна, гьамары бар башьгида. Сюрмеси бар гезюнде, сюйкюмю бар сезюнде. Дочь моя красавица, с пышными косами. Глаза ее насурьмлены, приятны речи». Эти строчки дают нам представление об идеале матери, желающей видеть свою дочь не только красивой, с пышными косами, насурьмленными глазами, но и достаточно красноречивой. Отношение матери к сыну было более требовательным и строгим. Мать желает видеть своего сына смелым, находчивым, умеющим постоять за себя и за своих родителей, счастливым в личной жизни: «Яшым мени минген аргъумакъ Аягъы киш, бонну хош. Къычы-ргьанда кекде будут ясагъан. Чыкъ-чыламукъ гечеде, санап аякъ басагьап. Скакун, на котором мой сын, Черноног и шея его стройна. От крика его сбегаются тучи. В сырой ночной мгле, Уверенно он шагает» [74, с. 20 – 21]. Развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, призваны загадки. Они применялись при проверке мудрости человека (особенно при проверке смекалки жениха, а иногда и невесты), поэтому они имели не просто воспитательно-прагматический смысл, но и фундаментально-мифологический. Важнейшие сведения о возникновении и устройстве мира подаются нередко в форме загадывания и разгадывания загадок. Таков был широко распространенный способ приобретения и закрепления знания в древних культурах.

Люди давно оценили дидактическую сущность загадки. Не случайно в народной педагогике, особенно в педагогике бесписьменных и младописьменных народов, загадкам отводится весьма важное место. Запоминая ответы на определенный набор загадок, молодежь постепенно усваивает не только названия нужных ей в жизни вещей, но и ряд изречений, необходимых для общения и правильного поведения. Загадки использовались в сказках, легендах, преданиях, нартском эпосе народов Северного Кавказа. Они применялись при проверке мудрости человека (особенно при проверке смекалки жениха, а иногда и невесты). Соответственно они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

На совершенствование нравственных качеств, так или иначе, направлены загадки об абстрактных явлениях. Много загадок о славе, лжи, сплетнях, горе, жизни, смерти, молодости и старости. («Не продается, не одалживается, среди людей нужная вещь? Порядочность, воспитанность», «Болезнь родителей, от которой нет лекарства? Непослушные дети» (чеченская); «Птицу поднимают крылья, человека – ум» (адыгская)).

Загадка во все времена сохраняла свое исконное назначение: служить целям воспитания, обучения, хотя эти цели и менялись. В наше время, сохранив присущую им издревле воспитательную функцию, загадки бытуют среди детей и школьников-подростков, а также людей, связанных с их воспитанием. Именно эта общественная функция помогает сохраниться старым традиционным загадкам, спасает их от забвения, а также открывает возможность создания новых загадок о новых предметах

Использование потенциала и опыта семейного воспитания северокавказских народов в современных условиях: «материнская» и «отцовская» школы

Педагогические воззрения народа, сложившиеся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, в известной мере носило стихийный характер. Сам процесс семейного воспитания, ежедневный педагогический контакт с детьми не всегда носил осознанный характер. В таких условиях поражает умение народа по крупицам отбирать все разумное, лучшее, отвечающее народному идеалу в воспитании совершенной личности. Тенденции современного общества таковы, что семейные ценности девальвируются, а традиций семейного воспитания становится с каждым годом все меньше. Точнее они пока есть, но те, что приходят на смену прежним, не всегда оказывают положительное влияние на воспитание детей. Традиция, когда женщина работает с утра до ночи, взяв на себя все материальную ответственность в семье, а мужчина сидит целыми днями дома, одинаково опасна как для дочери, так и для сына. Точно также традиция, когда помимо работы родители больше ни на что не находят сил и времени, отрицательно сказывается на детях.

Современная педагогическая теория и практика, обогащенные опытом народного воспитания, дают возможность значительно повысить педагогическую культуру родителей, как составной части общечеловеческой культуры, убедиться в том, что народные массы играют важную роль в развитии общепедагогической мысли. С данных позиций можно рассматривать народную педагогику как синтез национального

Кавказские этнографические реалии сохранили следы былого значения женщины-матери в оформлении социальных структур и самой жизни общества. Речь в данном случае не может идти о пережитках матриархата. Почет и уважение, которыми наделяло общество образ матери, были вызваны не только социально-историческими факторами, но и должным вниманием к женскому труду в воспитании детей. По оценкам народной педагогики, дети в неоплатном долгу перед своими матерями: «Если даже дитя для матери яичницу на ладони зажарит – и то за ее заботы не заплатит».

Рассмотренные нами методы и средства семейного воспитания отражают различное отношение родителей к детям, в первую очередь, матери к своему сыну или дочери, дается в высокохудожественной характеристике этический идеал юноши или девушки. Наиболее содержательными и интересными из них являются те образцы, которые еще сохраняют конкретную и живую связь с обрядовыми действиями, соответствующими тем или иным важным моментам в жизни ребенка и его семьи. Хотя для большинства обрядов и традиций в целом характерен консервативность, медленный темп изменений, традиционность и сильная преемственность, тем не менее, время вкладывает в них новые компоненты и новое содержание, соответствующее новому времени. Пословицы, поговорки, сказки, колыбельные песни развивают чувство оптимизма, они направлены на формирование у молодого поколения самых лучших человеческих качеств. Важно, чтобы родители чаще стремились в общении с детьми использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Устное народное творчество содержит различные явления языка, логические единицы, художественные миниатюры, поэтические образные обобщения социально-исторического опыта. Они выражают нравственные, этические и эстетические взгляды народа, в силу чего они представляют реальную основу для совершенствования семейного воспитания:

Многовековой опыт воспитания и развития молодого поколения выкристаллизован в народных пословицах, поговорках, сказаниях и других жанрах устного народного творчества: «В дом, где нет согласия, счастье не придет», «Аул без согласия и семья без согласия – погибнут», «Гнев матери подобен первому снегу: падает много, но быстро тает», «Плохое поколение только предков хвалит» (чеченские); «Весть о хорошем всегда далеко слышна», «Бездетная мать плакала, а мать плохих детей плакала вдвойне», «Доверять – хорошо, слишком доверять – опасно», «Знание ста языков – что сто умов», «Если фундамент криво положен, то и дом станет кривой», «От людей уйдешь в себя, а от себя – в никуда» (осетинские); «В бесплодное дерево палкой никто не швыряет», «В жизни человеку необходимы три вещи: умение хранить тайну, сладкий язык, терпеливость», «Движение – большое счастье юноши, покой – небольшое счастье девушки», «Делай добро своему врагу; пусть смутится, а потом научится» (ингушские); «Думать надо головой, пока она на плечах», «Младшим помощь окажи, старшим место уступи», «Бурный ручей редко до моря доходит», «Когда сердце слепо, то не видят и глаза», «Невыполненное за день дело, растягивается на год» (даргинские). Близкие и доступные людям по смыслу и содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в употреблении и обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе неоценимую народную мудрость.

Воспитание ребенка в семье начинается с самого раннего детства и первое, с чем знакомится ребенок осмысленно – это голос матери. Первые шаги приобщения ребенка к музыкальной культуре и художественному слову – это колыбельные песни матери, в которых заложен глубокий воспитательный смысл. Ребенок, по мере взросления, вращается среди родных, взрослых, постоянно слыша одобрительные, ласковые слова. У горцев это были либо нежные прилагательные, либо ласковые имена, либо ласкательные существительные.

Исследование трансформации «материнской» и «отцовской» школы народов Северного Кавказа в современной системе семейного воспитания

Семейное воспитание – сложный социально-педагогический процесс, который включает влияние микроклимата и всей атмосферы семьи на формирование и развитие личности ребенка. Семья, как социокультурное единство, скрепленное кровнородственными отношениями, имело четко очерченную иерархию культурных регламентаций. Уважение к матери, женщине – обычная этикетная норма у народов Северного Кавказа, проявляющаяся во все времена здесь более выраженной. В то же время отцу в традициях горцев отводится главное место, его высокий авторитет поддерживается, прежде всего, матерью, а также всеми членами семьи. Аксиомой стало то, что в семьях, где культивируется любовь к матери, почет

и уважение к отцу, который не только содержит материально семью, бережет ее честь и достоинство, всегда присутствуют дисциплина, порядок, согласие. Одна из самых важных, ответственных и специфических задач женщины-матери, которую никто и никогда ничем не заменит, – это ее как физическое (биологическое, т.е. природный материнский инстинкт), так и духовное материнство. Такая задача женщины определяется самой природой, продолжением человеческого рода, вечными общечеловеческими ценностями. В последнее время роль женщины рассматривается с изменением в обществе роли семьи. Резко выросла профессиональная и трудовая занятость женщин. Это привело к изменению ее ролевого статуса и положения в семье. Если раньше женщина экономически и социально во многом зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь в некоторых семьях ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, успешно конкурирующие на производстве и в профессиональной сфере с мужчинами. При этом женщины вынуждены проводить все больше времени вне семьи, и тогда перед родителями возникает вопрос распределения не только воспитательных функций, но и домашних обязанностей.

Однако, как показали результаты исследования, современные социальные стереотипы отцовства представляют собой достаточно противоречивую и разнообразную систему взглядов и нормативных требований общества в том, что именно должен делать отец. По нашему мнению, это противоречие – следствие переходного периода в истории отцовства с момента, когда общество всерьез обратило внимание на важность отца для развития личности ребенка. Изучение феномена отцовства, оказывающего существенное влияние и на благосостояние семьи, и на характер общественных отношений в целом, необходимо для более полного осмысления процесса всестороннего развития личности в семье.

В современном обществе утрачивается традиционная роль «мужчины-кормильца», «неприкасаемого авторитета», образца для подражания, 184 наставника детей в их будущей семейной жизни и в общественно производственной деятельности. Мужчина, отец, во многих семьях стал экономически зависим от женщины, и, следовательно, утратил образ «твердой мужской руки», олицетворение той власти, которой ребенок будет подчиняться беспрекословно. Слабые отцы не дают ребенку чувство защищенности, успешности и уверенности в своих действиях. Женщины, наоборот, по определенным причинам, вынуждены быть более самостоятельными и активными в жизни, поэтому у них остается меньше времени для воспитания своих детей. Помимо этого, в семье утрачиваются эмоциональные связи детей с родителями и близкими родственниками, в связи с чем растет количество детей с асоциальным поведением.

Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с матерью, отцом, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня возникла острая необходимость в обращении к опыту предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие сложные вопросы нашего времени. Все очевиднее становится тот факт, что только трехпоколенное (а иногда и четырехпоколенное) взаимодействие позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.

Воспитание ребенка – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка, развитие у него самостоятельности, ответственности, активности и т.д. Что касается влияния народной педагогики на семейное воспитание, то в наше время ее идеи, опыт и воспитательный потенциал приобретают особую актуальность. В семье мать и отец должны стремиться к формированию у детей тех качеств, которые необходимы для успешной социализации личности. Уже самой природой заложена необходимость заботы и воспитательного воздействия на ребенка, сознательного и ответственного отношения матери и отца к детям. Родители проявляют внимание, заботу, любовь к своему ребенку, помогают в сложных жизненных ситуациях. В практике семейного воспитания существуют различные по характеру взаимоотношения между родителями и детьми, которые реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т.д. Личный пример матери и отца – важнейшее средство воспитания и ориентир поведения ребенка. Воспитательное значение примера основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточного социального опыта, ребенок подражает действиям взрослых, копирует их. Характер отношений в семье, степень взаимного согласия родителей, уважения и внимания друг к другу, стили общения – все это воспринимается ребенком и служит образцом для его собственного поведения. Педагогическое искусство родителей заключается в том, чтобы быть для детей самыми родными людьми и близкими друзьями, кому они могут довериться и быть уверенными, что их поймут. Только семья способна формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально готовую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

Похожие диссертации на Педагогические идеи и опыт « материнского » и « отцовского » воспитания народов Северного Кавказа и их использование в современных условиях