Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ИДЕИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 14
I. Традиции патриотизма как средства интернационального воспитания 14
2. Труд как источник формирования нравственных качеств 46
3. Башкирская народная педагогика о нравственном усовершенствовании подростков в процессе под готовки к семейной жизни 74
Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 98
I. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных идеях и опыте народной педагогики в связи с уроками башкирской литературы и языка 98
2. Использование идей нравственного воспитания народной педагогики во внеучебное время 126
3. Воспитание детей и подростков в семье на народных нравственных идеях и традициях 151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172
БИБЛИОГРАФИЯ 178
ПРИЛОЖЕНИЕ 194
- Традиции патриотизма как средства интернационального воспитания
- Труд как источник формирования нравственных качеств
- Нравственное воспитание подростков на прогрессивных идеях и опыте народной педагогики в связи с уроками башкирской литературы и языка
Введение к работе
В теоретической концепции школы развитого социализма, данной в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" обращается большое внимание на нравственное формирование строителей коммунизма. "Грандиозные задачи конца нынешнего и начала грядущего столетий будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. Им предстоит продолжить дело Великого Октября, на их плечи ляжет ответственность за исторические судьбы страны, за всесторонний прогресс общества, его успешное продвижение по пути коммунистического строительства" /31, 37/. Для решения этих задач важно "более активно использовать богатый арсенал средств просвещения и воспитания, применять их более активно, творчески, учитывая, в частности, значительно возросший уровень образованности и запросов советских людей" /30, 53/
Упрочение социалистического сознания идет в упорном противоборстве с рецидивами мелкобуржуазной психологии, с проникающими по разным каналам идеологическим влияниям империалистической пропаганды на сознание некоторой части населения. Идеологическая работа в условиях нашей страны, объединяющей свыше ста наций и народностей, немыслима без внимательного изучения специфических интересов, особенностей национальной психологии и культуры. Отмечается, что решение национального вопроса в том виде, в каком он достался нам от прошлого, отнюдь не означает, что национальный вопрос вообще снят с повестки дня. Продуманная, научно обоснованная национальная политика - неотъемлемая часть деятельности партии по совершенствованию развитого социализма. Придавая воспитанию подрастающего поколения и всех трудящихся в духе пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма первостепенное значение, важно всесторонне анализировать тенденции расцвета и сближения - 4 -наций, находить такие формы работы, которые открывают еще больший простор взаимообогащению культур наших народов.
В.И.Ленин учил, что пока существуют национальные различия и поскольку эти различия будут существовать долго, необходимо в практической деятельности "исследовать, изучать, отыскивать, угадывать, схватить национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к решению единой интернациональной задачи" /24, 77/. В.И.Ленин неоднократно подчеркивал, что по мере движения общества к коммунизму естественно и неизбежно будет развертываться процесс неуклонного сближения культур всех наций на основе расцвета каждой социалистической культуры, благодаря тесному сотрудничеству и дружбе народов, взаимному обмену духовными ценностями, результатами научно-технического творчества, координации усилий во всех сферах духовной жизни. Высокий духовно-нравственный климат социалистического общества обусловлен становлением и упрочением нового типа гуманных, коллективистических отношений между людьми. Высокая культура человеческого общения, в свою очередь, создает благоприятную психологическую атмосферу, необходимую для плодотворного развития личности, повышения ее ответственности, воспитания социалистической дисциплины, которую В.И.Ленин характеризовал как дисциплину товарищескую, дисциплину всяческого уважения, дисциплину самостоятельности и инициативы.
Совершенно прав Г.Н.Волков в том, что "Духовное богатство личности в строящемся коммунистическом обществе обеспечивается совокупностью всех национальных и интернациональных влияний. При игнорировании национального происходит духовное оскудение личности. Человек, оторванный от родных корней, теряет многие духовные и нравственные качества. И коммунистическое воспитание нельзя понимать иначе,как сочетание национального и интернационального" /78,3/.
Социалистическая культура формируется на исторически сложившейся национальной почве, воспринимая прогрессивные традиции народа; в ходе этого процесса происходит сближение и взаимообогащение национальных социалистических культур, а вместе с тем и выявление всех лучших национальных особенностей, всемерное раскрытие духовных богатств каждой нации.
Эти положения касаются, в первую очередь, нравственного воспитания. В последнее двадцатилетие с целью обогащения практики коммунистического воспитания проблемы народных педагогических традиций активно стали изучаться почти во всех национальных :». союзных автономных республиках, областях. Современный уровень этнопедаго-гических исследований позволяет перенять в нравственном воспитании наиболее прогрессивные методы и средства воспитания подрастающего поколения, что позволит дальнейшему укреплению и обогащению социалистической культуры, дружбы и интернационализма и на их основе взаимного доверия и уважения к каждой национальной культуре и сплоченности, активности советских людей в строительстве коммунизма. Знание педагогической культуры каждого из ста с лишним народов и народностей нашей страны позволит полнее использовать богатый народный опыт нравственного воспитания, который представляет собой, как отмечает В.Н.Столетов, необходимый компонент марксистско-ленинской педагогики.
Говоря об истории развития русской народной педагогической мысли, Е.Н.Медынский писал, что "Корни русской народной педагогики следует искать в быту древних слався. В этот доисторический период русская педагогика нашла свое выражение в народной поэзии -пословицах, поговорках, сказках и былинах. В дальнейшем она развивалась как оригинальная педагогика путем народного творчества и находила свое выражение в трудах замечательных прогрессивных мысли- - б - телей и педагогов, причем, понятно, ими критически использовалось все лучшее, что было' в развитии педагогической мысли и педагогической практики других стран" /108,290/. Заслуга критического использования педагогической практики народа и научного обоснования принадлежит замечательным основоположникам научной педагогики Я.А.Коменскому и К.Д.Ушинскому.
Я.А.Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания выдвинул и разработал идею "материнской школы". Эта идея глубоко обоснована и опирается на сложившийся опыт подготовки подрастающего поколения в трудовых семьях. Некоторые дидактические правила им даны в форме афоризмов, а в ряде случаев они составляют какой-то элемент дидактических положений Я.А.Коменского. Следует обратить внимание на то, что Я.А.Коменский свою просветительную деятельность начал как собиратель произведений устного народного творчества чешского народа и как исследователь его традиций и обычаев.
Все прогрессивные мыслители прошлого, отразившие передовые педагогические идеи своего времени, широко опирались на народный опыт воспитания.
Немалую роль в пропаганде педагогических идей трудящихся масс сыграли научно-исторические работы видных советских педагогов В.Я.Струминского, Н.А.Константинова, М.і.Шабаевой, Е.Н.Медынского и других. Особое значение имеет то, что в их трудах народная педагогика рассматривается как существенная сторона всех идей образования и воспитания подрастающего поколения, показываются важнейшие этапы развития народных представлений о формировании личности, прослеживается многогранность педагогических взглядов трудящихся масс, подчеркиваются центральные положения трудового воспитания.
Педагоги советского времени продолжают черпать из педагогической сокровищницы народа лучшие идеи и традиции. Традиции народной педагогики были творчески использованы А.С.Макаренко, В.А.Су- - 7 -хомлинским. В последних работах В.А.Сухомлинского проводится мысль о возрождении педагогических традиций народа, о широком внедрении их в практику воспитания школы.
В последние годы созданы значительные труды, посвященные изучению национальных традиций и этнопедагогики многих народов нашей страны. Огромный вклад в разработку проблем воспитания внесли труды Г.Н.Волкова, А.Ф.Хинтибидзе, Я.И.Ханбикова, А.Ш.Гашимова, В.Ф.Афанасьева и других. Г.Н.Волков обогатил опыт педагогических исследований введением нового понятия "этнопедагогика/"отражающего глубинные процессы взаимодействия"двух национальных культур в каждой национальной культуре". Близкой к теме нашего исследования являются исследования С.Темуровой "Прогрессивные"народные традиции в системе нравственного воспитания", И.Оршибекова "Идеи нравственного воспитания в казахском устном народном творчестве", М.Муратовой "Народные традиции и их функции в процессе нравственного формирования личности", О.Валяевой "Молдавское устное народное творчество как средство нравственного воспитания и его использование в современной практике учебно-воспитательной работы начальных классов", З.Магомедовой "Прогрессивные традиции народов'Дагестана как средство нравственного воспитания школьников", Ж.Бешимова "Народные традиции в нравственном воспитании старших классов" и другие.
Но такие аспекты как патриотизм^как средство интернационального воспитания в историческом плане, труд как основа нравственности, нравственное усовершенствование через подготовку к семейной жизни не рассматриваются. В массовой практике школ .прогрессивные народные традиции используются недостаточно, что в известной степени снижает уровень нравственного воспитания учащихся. Между тем башкирский фольклор очень богат, не менее богаты педагогические традиции. Выдающийся русский фольклорист академик Ю.М.Соко- - 8 -лов на заседании секции фольклора Ооюза писателей СССР, посвященном башкирскому устному поэтическому творчеству, восхищенно говорил: "Перед нами открылся необычайно богатый мир народной поэзии, и наша задача состоит в том, чтобы помочь башкирским товарищам сделать это поэтическое богатство достоянием не только башкирского, но и русского, всех народов Советского Союза, а также народов всего мира" /188, 51/.
В настоящее время башкирское устное народное творчество изучено в основном в филологическом плане. По народной педагогике башкир имеются всего два диссертационных исследования: З.Д.Киек-баевой "Эстетическое воспитание, в башкирской народной- педагогике и использование его традиций в современной школьной практике", Т.К.Искакова "Идеи и практика воспитания в башкирской народной педагогике". Исследование Т.К.Искакова посвящено трем сторонам воспитания: взглядам башкирского народа на физическое воспитание; видам трудовых занятий башкирского народа и традициям трудового воспитания; народным традициям в нравственном воспитании. Эти три стороны воспитания рассматриваются только в двух общественно-экономических формациях: родовом и феодальном. Поэтому идеи и традиции нравственного воспитания не рассмотрены глубоко и всесторонне.
Тема данного исследования - "Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике". Интересный материал для нашего исследования представляют исследования Г.С.Амантаева (1936), А.Н.Киреева (1969, 1970), М.М.Сагитова (1965), С.А.Галина (1967, 1972), М.Х.Минга- жетдинова (1969, 1971), Т.И.Ягудина (1968) и других. Богатый ма териал для изучения педагогических традиций башкирского народа представляют работы историков, этнографов, писателей, искусство ведов. *
Ценный материал для изучения башкирской народной педагогики представляют сборники народных эпических произведений, сказок, песен, легенд, пословиц и поговорок, загадок - многотомное собрание произведений башкирского устного народного творчества, издаваемое Институтом истории, языка и литературы им. М.Гафури Башкирского филиала АН СССР.
Методологической основой диссертационной работы послужили учение основоположников марксизма-ленинизма о роли народных масс в создании материальной и духовной культуры, о двух культурах в каждой национальной культуре, национально-специфическом и национально особенном в решении единой интернациональной задачи; решения и постановления ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам образования, просвещения и коммунистического воспитания.
Богатство идей и традиций нравственного воспитания башкирского народа, многогранность предмета, целей и задач исследования потребовали применения разнообразных методов исследовательского поиска. В работе были использованы следующие методы: теоретический (изучение и анализ философской, исторической, этнографической, педагогической, учебно-методической и художественной литературы и разработка на их основе концепции проблемы) ; социолого-педагогический (анализ учебников, существующих программ, устных и письменных работ учащихся, ознакомление с опытом работы школ, изучение и обобщение передового педагогического опыта); экспериментальный: констатирующий и формирующий.
В исследовании использован также педагогический опыт автора в качестве учителя башкирского и русского языков и литератур, директора башкирской сельской школы (1973-1977), преподавателя кафедры педагогики Стерлитамакского педагогического института.
В исследовании проблемы можно выделить несколько этапов.
На первом этапе (1976-1978) были выявлены назначение и место народного педагогического опыта в нравственном воспитании подрастающего поколения, условия введения его в учебно-воспитательный процесс, изучение нравственной сущности некоторых народных идей и традиций, поиски повышения эффективности воспитательной работы.
На втором этапе (1978-1980) проведен констатирующий эксперимент, были изучены особенности использования прогрессивных нравственных идей и традиций, подвергнут изучению передовой педагогический опыт и организована экспериментальная работа со студентами филологического факультета Стерлитамакского государственного педагогического института, которая проводилась под руководством диссертанта, сделан анализ результатов первого цикла, апробированы полученные результаты и выводы в условиях сельской и городской школ, в детских клубах по месту жительства.
На третьем этапе (1980-1982) изучен передовой педагогический опыт, определены основные направления исследовательского поиска организации работы в школах № 2 г.Отерлитамака, № I, № 2, № 15 г.Ишимбая и сельской школы деревни Кинзебулатово Ишимбайского района? сделан анализ результатов первого цикла работы.
На четвертом этапе исследования (1982-1984) анализировались учебники и программы по башкирской литературе (раздел фольклора), были посещены и проанализированы уроки башкирского языка и литературы, внеклассные мероприятия, разработаны рекомендации и требования к отбору произведений устного народного творчества, к проведению воспитывающего обучения на уроках; повторно был проведен педагогический эксперимент в школах. Изучена и проанализирована практика воспитания школьников с целью выявления типичных недочетов в учебно-воспитательном процессе на идеях и традициях башкирской народной педагогики. Проверялась действенность и целесообразность использования нравственных идей для формирования нравствен- - II - ного облика подростков.
Объектом исследования является многовековой опыт воспитания башкирского народа, отраженный в устных народных источниках, обычаях, нравах, традициях, этнографических, исторических, мемуарных материалах и художественных произведениях.
Предмет исследования - выявление эффективных путей использования проверенного в ходе исторического процесса опыта нравственного воспитания башкирского народа в практике воспитания школьников.
Цель исследования состоит в выявлении прогрессивных воспитательных идей и традиций в устном народном творчестве, быте, обычаях, определение наиболее эффективных путей их использования в современной школьной практике.
Задачами исследования являются: выявление и обобщение прогрессивных идей нравственного воспитания из истории башкирского народа, созвучных с современными проблемами воспитания; анализ программ и учебников с точки зрения установления эффективного использования возможностей нравственных идей и традиций башкирского народа в учебно-воспитательном процессе современной национальной школы, разработка на их основе педагогических рекомендаций для учителей и воспитателей; использование воспитательных возможностей народной педагогики в повышении уровня воспитанности подростков в семье.
В диссертации выдвинута следующая гипотеза: Процесс формирования идейно-нравственного облика подростков будет более эффективным при условии, если: - в учебно-воспитательной работе применять проверенные много вековым опытом идеи и традиции нравственного воспитания; систематически обогащать испытанным опытом народной - 12 -педагогики нравственные знания и поступки подростков; внеклассная воспитательная работа является продолжением учебной при педагогически целесообразном объединении усилий школы, семьи и общественности.
Научная новизна состоит в том, что народные традиции патриотизма башкирского народа рассматриваются как средства интернационального воспитания; в историческом аспекте был применен деятель-ностно-комплексный подход к выработке социально-ценных нравственных качеств у подрастающего поколения; научно-педагогическому анализу подвергнуты произведения устного народного творчества, а также обычаи, традиции с целью актуализации нравственных идей и традиций с точки зрения генезиса и развития тех или других этических норм и качеств. Научная новизна определяется также конкретными сведениями, отражающими богатство содержания, многообразие средств, форм и методов нравственного воспитания башкирской народной педагогики. Впервые проанализированы программы, учебники, периодические педагогические издания, уроки и внеклассные мероприятия по изучению башкирского фольклора как источника народной педагогики с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, выявлены эффективные пути и условия воспитания подростков на нравственных идеях.и традициях народа.
Научная значимость исследования состоит в разработке содержания нравственного воспитания башкирского народа на прогрессивных идеях и традициях, методических рекомендаций учителям, воспитателям, родителям и составителям программ, учебников башкирского языка и литературы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что обосновано идейно-нравственное просвещение подростков на материале народной педагогики в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла и внеклассной воспитательной работы. Разработаны яауч- - ІЗ -но-методические рекомендации учителям, воспитателям, родителям по повышению качества нравственного воспитания. Эти рекомендации могут быть использованы не только в башкирских, но и других школах. На основе выявленных идей и практических рекомендаций можно организовать спецкурс студентам педвузов и университетов. Материалы исследования используются и для педагогического просвещения родителей в народных университетах педагогических знаний.
Достоверность и обоснованность научных выводов обусловлена марксистско-ленинским методологическим подходом к проблеме исследования, разнообразием источников информации, тщательным их анализом, длительным характером исследования с использованием комплексных методов, конкретными сведениями об идеях и традициях нравственного воспитания башкирской народной педагогики.
Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись путем ознакомления с нравственными идеями и традициями башкирского народа студентов педагогических институтов Башкирской и Татарской АССР, учителей, классных руководителей' и родителей школ БАССР, оказания им методической помощи,в выступлениях диссертанта на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов в Казанском и Стерлитамакском педагогических институтах, республиканских педагогических чтениях и на научно-практических конференциях учителей, писателей, родителей, на педагогических советах средних школ и методических объединениях учителей, в периодических изданиях.
Диссертация выполнялась как составная часть комплексной программы Межвузовской научной лаборатории "Совершенствование подготовки будущих учителей к воспитательной работе" при Казанском педагогическом институте (руководитель проф. Я.И.Ханбиков).
Объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Традиции патриотизма как средства интернационального воспитания
Патриотизм и интернационализм являются острой проблемой воспитания. Пока существуют две противоположных идеологии и два мира, нет места компромиссам. Поэтому в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" отмечается: "Школа призвана закладывать прочный фундамент коммунистической убежденности своих питомцев, воспитывать их в духе интернационализма, братской дружбы народов, растить патриотами нашего многонационального Отечества, всегда готовыми к его защите" /31, 17/.
Общеизвестно, что плоды тысячелетних трудов цивилизованных стран исчезли с лица земли из-за кровопролитных и ожесточенных войн. Чтобы сохранить всю современную культуру будущим поколениям, нужен мир. Как сказано в Программе, главной целью своей внешнеполитической деятельности КПСС считает: "Обеспечить мирные условия для построения коммунистического общества в СССР и развития мировой системы социализма и вместе со всеми миролюбивыми народами избавить человечество от мировой истребительной войны" /32, 56, 58/.
Для воспитания учащихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, братской дружбы народов целесообразно соблюдать преемственность поколений, что обеспечивает преумножение революционных, боевых и трудовых традиций. В народной педагогике всегда были сильны традиции миролюбия, героико-патрио-тического и интернационального воспитания. Эти традиции уходят вглубь веков.
Труд как источник формирования нравственных качеств
В трудовом воспитании подрастающего поколения, в частности, в нравственной подготовке к труду в настоящее время есть серьезные упущения. В материалах июньского Пленума (1983 г.) КПСС отмечается недобросовестное отношение со стороны некоторых молодых людей к труду, факты недисциплинированности: "Большинство трудится честно, как велит рабочая совесть. А смотришь на иного, работает кое-как и прогулять может, зато в день зарплаты у кассы стоит первым, да еще жалуется - мало начислили.
Потерял человек совесть. Хочет поменьше дать, но побольше-урвать. А у кого урвать-то? У государства, а значит, у нас"/30, 36/. Поэтому важнейшей работой партии на данном этапе коммунистического строительства является воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо. И общественное признание, и материальное благосостояние человека должны определяться прежде всего тем, как он работает. Ведь в труде человек не только создает материальные ценности, но и выковывает свои лучшие способности, закаляет волю, развивает творческие силы, утверждает себя как гражданин, активный строитель коммунизма. Вне труда невозможно формирование высоконравственной, личности. В этом смысле труд никогда не перестанет играть человекосозидающую роль. Самой своей сущностью труд дарит людям радость, приносит им материальное и моральное удовлетворение. Труд является основой научного познания, этического и эстетического отношения к действительности. Изменяя в труде и формируя вещи, предметы природы, человек меняет при этом и себя: развивает свой кругозор, духовный мир, знания о мире: "Каждое из его человеческих отношений к миру, - писал К.Маркс, - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, хотение, деятельность,, любовь, - словом все органы его инди- . видуальности... являются в своем отношении к предмету присвоением последнего, присвоением человеческой деятельности" /5, 593/. Труд является создателем человека не только в физическом, но и в нравственном отношении. Это отчетливо прослеживается из возникновения и.смены общественно-экономических формаций, классовой борьбы.. Отношением к труду определяется нравственность и человечность, ценность и полезность человека в обществе; Трудолюбие и творческий труд как в узел собирают все основные качества человека: коллективизм, дружба и взаимопомощь, честность и правдивость, сила воли,
Нравственное воспитание подростков на прогрессивных идеях и опыте народной педагогики в связи с уроками башкирской литературы и языка
Роль фольклора как учебного предмета и как искусства слова в нравственном воспитании учащихся осознана давно. Произведения фольклора развивают и обогащают творческую фантазию учащихся, психологии которых глубоко импонируют смелые, волевые, сильные и справедливые герои. Изучение произведений народно-поэтического творчества помогает глубже и полнее представить процесс развития художественной литературы. По справедливому высказыванию А.М.Горького, начало искусства слова в фольклоре. Не зная фольклора, учащиеся не смогут с достаточной глубиной и полнотой понять произведения писателей, создавших под влиянием фольклорных произведений замечательные произведения. И, наконец, ценность изучения произведений народного творчества состоит в том, что они активно способствуют развитию устной и письменной речи учащихся.
На ряде последних съездов и Пленумов ЦК КПСС указывалось на необходимость повышения методов нравственного, трудового, идейно-политического воспитания школьников. Это вызвано тем, что, как отмечалось в июньском Пленуме (1983 г.) ЦК КПСС: "Советское общество вступило в такой этап, когда назрели глубокие качественные изменения в производительных силах и соответственно этому совершенствование производственных отношений. В тесной взаимосвязи с этим должны происходить и изменения в сознании людей, во всей надстройке общества" /30, 67/. В формировании нравственных качеств у учащихся неизменно повышается роль учителя, так как учитель, будучи педагогически грамотным человеком по сравнению с остальной массой населения, руководит всей воспитательной работой в союзе с семьей и общественностью.
Основы научного понимания идеи единства обучения и воспитания в сложных условиях непримиримой классовой борьбы пролетариата против буржуазии за упрочение, развитие экономического, идеологического, политического, общего фундамента реального социализма были заложены В.И.Лениным. В понимании В.И.Ленина воспитание и обучение не два изолированных, взаимодействующих только в определенных условиях процесса, а единый процесс, обеспечивающий наряду с передачей знаний, умений, навыков решение главной задачи -коммунистического нравственного воспитания детей.