Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан) Иванова Наталия Ивановна

Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан)
<
Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан) Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан) Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан) Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан) Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан) Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан) Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан) Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан) Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова Наталия Ивановна. Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Стерлитамак, 2004 214 c. РГБ ОД, 61:04-13/2039

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-теоретическиЙ анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности .

1.1. Понятие принципа природосообразности в педагогике II

1.2.Сущность принципа природосообразности в опыте народного

воспитания 3

1 1.3 . Модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики 56

Выводы по первой главе 87

Глава II. Педагогические условия природосообразного воспитания средствами народной педагогики в чувашской семье и школе .

2.1. Организация природосообразного воспитания в учебном процессе 90

2.2. Внеклассные, внешкольные и семейные формы природосообразного воспитания 135

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по

природосообразному воспитанию учащихся средствами народной

педагогики в чувашских школах Республики

Башкортостан 163

Выводы по второй главе 174

Заключение 176

Библиография 181

Приложения 199

Введение к работе

В центре воспитательного процесса стоит человек как космо-био-социальное уникальное образование, питаемое историко-генетической основой, имеющее природно-социальный опыт родовых, национальных, культурных традиций, направленное на развитие своих сущностных сил. Такое понимание сущности человека предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса. Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.

В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности. Становление традиций народного воспитания было ориентировано на отношение к детям, природе, окружающему не по модели господства и подчинения, а на нравственную ответственность перед собой и миром. Это обеспечивалось тесной неразрывной связью жизни с законами природы, следовательно, природосообразным воспитанием подрастающего поколения. В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития. Еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания, т.е. принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицинтном состоянии. Именно это позволило выявить данный принцип

з из опыта народного воспитания и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания.

Опыт, мудрость народов занимали умы таких выдающихся педагогов-классиков, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев и др. Так, впервые обоснованный Я.А. Коменским принцип природосообразности воспитания, проникнутый духом гуманизма, народности, патриотизма, является величайшим вкладом в развитие подлинно научного учения о воспитании. Природосообразностъ как основной принцип этнопедагогики выделяет исследователь народной педагогики Г.Н. Волков. Труды этого ученого выходят далеко за пределы региональной чувашской народной педагогики. Они сыграли большую роль в становлении и развитии этнопедагогики как науки, в определении предмета, педагогических основ, методологии, методов, средств и принципов данной науки, в создании концепции этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Природосообразное воспитание невозможно без этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в целом. Пути решения проблемы совершенствования воспитательного процесса лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий. Проблемы функционирования принципа природосообразности освещаются в работах В.В. Кумарина, А. Кушнира, Н.Д.Виноградовой и др. Природосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых рассматривается З.И. Тюмасевой. Принцип природосообразности в этнопедагогике нашел отражение в исследованиях П.П, Козловой. Проблемам методологии изучения народной педагогики посвящены исследования Ю.А. Рудь, Е.Л. Христовой и др. Вопросы исторической этнопедагогики изучает Т.Н. Петрова, над проблемой функционирования афоризмов в народной педагогике работает З.Б. Цаллагова, изучением семейной этнопедагогики занимается Э.И. Сокольникова, этнопедагогики среды - Л.В. Кузнецова. Гуманистические проблемы педагогики находят

отражение в исследованиях З.Н. Нигматова, Р.Х. Шаймарданова, Я.И. Ханбикова, К.Ш. Ахиярова. Проблемы связи народной педагогики с современной практикой воспитания рассматриваются в работах Р. И. Байчоровой, В.И. Элашвили, С. Танхасаевой, И.Г. Швецовой, Н.А. Матвеевой, Р. Сулейманова, У.Ш. Атангулова, С.А. Мухамедьянова, З.Ф. Исламовой, A.M.Сулейманова, Л. Канбековой, В.И. Баймурзиной, Х.Х. Баймурзина, A.M. Сафина и др. Разные аспекты привлечения данных народной педагогики в учебно-воспитательный процесс освещены в исследованиях Л.М. Кашаповой, P.M. Салимовой, К.Х. Гизатуллиной, В.А. Афанасьева, А.Я. Бугаевой, В.А. Иванова, М.И. Стельмахович, М.Г. Харитонова, И.А, Шарова и др.

Вопрос воспитания детей невозможно рассматривать вне реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социально-экономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие как средств воспитания, так и особенности организации процесса воспитания учащихся. Однако недостаточно исследованы особенности, возможности использования традиций природосообразного воспитания чувашского народа в условиях полиэтничности. Так, эта ситуация характерна для чувашской диаспоры, проживающей в Башкортостане и других регионах страны. Качественно иные условия (другая природа, разнообразное этническое окружение, многообразие культур, иной уклад жизни и др.) предъявляют новые требования к природосообразному воспитанию чувашских детей в семье и школе. Вхождение в новую среду социального существования всегда связывается с изменением привычного образа жизнедеятельности и требует адаптации к данным условиям.

Следует также отметить, что в педагогической теории и практике нет специальных работ по природосообразному воспитанию средствами народной педагогики, что актуализирует данное направление в исследованиях.

Проблема заключается в противоречии между необходимостью в природосообразном воспитании учащихся средствами народной педагогики и недостаточной разработанностью педагогических условий организации этого процесса как в учебной, так и внеклассной и внешкольной формах в чувашских школах Республики Башкортостан.

Таким образом, актуальность избранной проблемы обусловлена социальными запросами совершенствования воспитания подрастающего поколения.

В поисках возможности преодоления данного противоречия нами была
сформулирована проблема исследования: каковы условия

природосообразного воспитания учащихся в чувашских школах Республики Башкортостан?

Целью исследования является решение данной проблемы.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в чувашских школах Республики Башкортостан.

В качестве предмета исследования выступает процесс природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан.

Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть гипотезу: природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан будет протекать эффективно, если:

учитываются сущность и специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики;

учитывается процесс адаптации в полиэтническом пространстве как особенность природосообразного воспитания;

- осуществляется сотрудничество семьи и школы как целостного
института природосообразного воспитания;

организуется целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

6 В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Осуществить историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности.

  2. Раскрыть сущность, специфику и природосообразную значимость средств чувашской народной педагогики.

  3. Разработать модель природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан.

  4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия природосообразного воспитания учащихся чувашских школ Республики Башкортостан,

Методологическую основу исследования составляют произведения классической педагогической литературы (Я.А Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), концепция освоения и творческой переработки историко-педагогического наследия (Г.Н. Волков, К.Ш.Ахияров, Т.Н. Петрова и др.); концепция о природосообразном подходе к обучению и воспитанию (В.В.Кумарин, А. Кушнир, П.П.Козлова, З.И.Тюмасева и др.); концепция об этносоциальном подходе к образованию (С.Ю.Курганов, З.Г.Нигматов, А.М.Анохин); культурологический подход (М.М. Бахтин, Э-Г.Т.Ардаширова, В.Л.Бенин); аксеологический подход (А.В. Кирьякова, А.Т.Михайлов); деятельностный подход (В.А.Сластенин, Р.М.Асадуллин, В.Г. Рындак); работы по философии культуры (М.С. Каган, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин), философии образования (БЛ\ Лихачев, Б.С. Гершунский), методологии и теории педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, А.Я. Наин и др.); по основам моделирования (В.В. Краевский, А.И. Уемов, А.Т. Шумилин).

Теоретическую основу составили философские, культурологические и этнографические работы Л.Н. Гумилева, Д.С. Лихачева, Г.Д. Гачева, А.И. Арнольдова, Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнова и др.; работы по психологии,

этнопсихологии, этносоциологии, педагогике и этнопедагогике И. А. Зимней, B.C. Мухиной, Т.Г. Стефаненко, В.Г. Крысько, Э.А. Саракуева, М.О. Мнацаканян, Р.С. Немова, Ю.П. Азарова, Г.Н. Волкова, Н.Д. Виноградовой, П.П. Козловой, Т.Н. Петровой, М.Г. Тайчинова, Е.Л. Христовой, А.Л. Бугаевой, Я.И. Ханбикова, М.Г. Харитонова, К.Ш. Ахиярова и др.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались разнообразные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение философской и психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, опрос, наблюдение, рефлексивный анализ наблюдаемых явлений, изучение школьной документации, изучение опыта народного воспитания, ретроспективный анализ опыта собственной воспитательной деятельности, учителей и родителей, моделирование, педагогический эксперимент, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.

В качестве экспериментальной базы исследования было задействовано 8 чувашских школ Аургазинского, Кармаскалинского, Стерлитамакского, Миякинского районов Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 284 учащихся, 55 учителей и руководителей образовательных учреждений.

Исследование осуществлялось в период с 2001 по 2004 гг. и включало несколько этапов.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2001 - 2002 гг.) изучались и анализировались философские, культурологические, этнографические, психолого-педагогические источники, опыт народного воспитания, школьная документация, использование народной педагогической культуры в школах; раскрывались сущность, специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики; были определены исходные позиции исследования и проведен констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась методика формирующего этапа эксперимента, разрабатывалась и апробировалась

модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2002 - 2003 гг.), осуществлялась работа по организации и проведению формиругощего этапа эксперимента, проводились срезы по формирующему этапу эксперимента, анализировались результаты контрольного этапа эксперимента.

Третий, заключительно-оценочный, этап (2003 — 2004гг.), был посвящен систематизации полученных данных, формированию выводов, оформлению диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

раскрыты возможности средств народной педагогики в природосообразном воспитании учащихся чувашских школ Республики Башкортостан;

- разработана модель природосообразного воспитания учащихся
чувашских школ средствами народной педагогики;

- выявлены и обоснованы педагогические условия природосообразного
воспитания учащихся чувашских школ Республики Башкортостан.

Теоретическое значение выполненной работы состоит в том, оно является определенным вкладом в воспитание школьников. В нем осуществлен историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности и определены критерии и уровни природосообразной воспитанности учащихся чувашских школ Республики Башкортостан,

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также методические рекомендации по организации природосообразного воспитания способствуют совершенствованию воспитательного процесса национальной школы; материалы данного исследования и разработанная автором программа факультативного курса "Родной край как фактор природосообразного воспитания детей» могут быть использованы учителями

и руководителями общеобразовательных школ при организации учебно-воспитательного процесса; преподавателями педвузов для разработки учебных программ и учебно-методических пособий по проблемам природосообразного воспитания; студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и дипломных работ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций; разнообразием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам; последовательным проведением педагогического эксперимента, объективностью и репрезентативностью его данных; практическим подтверждением и качественным анализом результатов исследования, анализом работы чувашских школ Ульяновской и Самарской областей, Республики Башкортостан, Республики Татарстан и Чувашской Республики и известных педагогов Российской Федерации. На защиту выносятся:

1. Модель природосообразного воспитания учащихся средствами
народной педагогики, включающая в себя цель, задачи, принципы, основные
направления работы, формы, методы и средства.

2. Педагогические условия природосообразного воспитания учащихся
чувашских школ Республики Башкортостан:

учет специфики природосообразных средств чувашской народной педагогики;

- учет процесса адаптации в полиэтническом пространстве как особенности природосообразного воспитания;

сотрудничество семьи и школы как целостного института природосообразного воспитания;

целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных (г. Москва, 2001; г. Чебоксары, 2003; г.Пермь, 2003; г.Казань, 2004; г. Белово, 2004; г.Новосибирск, 2004), всероссийских (г.Челябинск, 2002; г. Бирск, 2002; г. Стерлитамак, 2002; г. Нижнекамск, 2003; г.Пермь, 2003; г.Казань, 2003), региональных (г.Уфа, 2003; г.Новосибирск, 2004) научно-практических конференциях, на кафедре педагогики СГПИ (2001, 2002, 2003, 2004). Результаты исследования внедрены в практику работы Меселинской и других чувашских школ Аургазинского, Кармас калине кого, Стерлитамакского, Миякинского, районов Республики Башкортостан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Понятие принципа природосообразности в педагогике

Еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природ осообразных средствах воспитания. Арсенал средств народного воспитания содержал внутри себя возможности природосообразного развития человека, т.е. принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицинтном состоянии. Именно это позволило выявить данный принцип из опыта народного воспитания и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания.

Основатель педагогической науки Ян Амос Коменский (1592-1670) просветительскую деятельность начал как собиратель устного творчества чешского народа, его традиций и обычаев, составлявших его педагогическую культуру. Любовь к своему народу побудила Я.А.Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики. Таким образом, к своей природосообразной «Великой дидактике» Я.А.Коменский пришел через «Мудрость старых чехов», «Чешскую дидактику». Это указывает на этнопедагогические истоки и самого принципа природосообразности, который, по мнению В.В.Кумарина, должен стать «методологическим, т.е. исходным или аксиоматическим, принципом подлинно научной педагогики» [116;9].

Концепция естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо (1712-1778), ставшей переворотом в педагогических воззрения того времени, также имела в своей основе народные традиции простоты, непосредственности в воспитании. Особое внимание в воспитании Ж.-Ж.Руссо отводил изучению исторического наследия народа: история дает возможность отобрать для воспитания наиболее важный материал [88;46].

Огромное влияние на последующее развитие мировой педагогической мысли оказал И.Г.Песталоцци (1746-1827). Известно, что свои педагогические теории он строил на основе практики, наблюдая работу своих школ. Так, И.Г.Песталоцци пришел к выводу , что нравственное развитие ребенка необходимо начинать в семье и опираться на практику жизни. Это есть не что иное, как воспитание на основе традиций семьи, народа. Здесь также проявляется и идея природосообразного воспитания, являющаяся ведущей в педагогической концепции И.Г.Песталоцци. Педагог, в частности, утверждал, что при обучении родного языка ребенок, начиная со звуков, постепенно осваивает формы речи, различные ее конструкции, одновременно расширяет кругозор своих представлений и понятий об окружающем мире, развивает свое мышление.

Педагога Ф.А.В. Дистервега (1790 — 1866), занимавшегося проблемами природосообразности и культуросообразности, считают основоположником педагогического образования в Германии. А.Дистервег предложил разработку выдвинутой ранее идеи общечеловеческого воспитания применительно к социально-историческим условиям своего времени. Таким путем можно обеспечить не только природосообразность воспитания в соответствии с сущностью самого человека, но и единство, связь каждого со всеми индивидами и обществом в целом. Ребенок, по мнению А. Дистервега, не просто «натура» - часть природы, которую воспитатель призван развивать, но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей культуры. По существу, идея культуросообразности воспитания включала мысль о том, что педагогика - часть культуры, неотъемлемая часть того общества, в котором она формируется [88; 130].

К.Д. Ушинский (1824-1870) является основоположником научной педагогики и народной школы в России. На основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран К.Д. Ушинский сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогиче

ских системах, построенных на абстрактных идеях. Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Центральное место в формировании человека должен занимать родной язык - «сокровищница духа народа».

Новаторство А.С. Макаренко (1888-1939) заключается в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которое создано человечеством, и, прежде всего такими народами, как русскими и украинцами. Народная педагогика, опирающаяся на житейскую мудрость, на «обыкновенный здравый смысл», в деятельности и творчестве А.С.Макаренко представлена широко. В частности, трудовые традиции колонии и коммуны представляют собой переосмысленные народные традиции (праздник первого снопа и

ДР Эффективность воспитательной системы В.А.Сухомлинского (1918 1970) также обеспечивалась тем, что все проблемы воспитания он решал, опираясь на народную педагогику. Поэтому в своих книгах известный педагог подчеркивал мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. В трудах В.А. Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке. Так, педагог утверждал, что «важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания являются красота и величие, сила и выразительность родного слова» [183;83].

Модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики

В решении проблемы природосообразного воспитания учащихся огромную пользу может оказать использование средств народной педагогики. Здесь следует отметить, что понятие «средство» мы используем в общелингвистическом значении этого слова, которое в «Толковом словаре русского языка» СИ. Ожегова определяется как «то, что способствует достижению какой-либо цели»[152;749], в нашем же случае—то, что способствует природосообразного воспитания.

Применение средств народной педагогики в школьной практике дает положительные результаты, поскольку именно в них заключена многовековая мудрость народа - воспитателя. Поэтому воспитание подрастающего поколения нужно начинать с его приобщения к духовно-нравственным ценностям народа, его традициям, обычаям. В связи с этим В.Д. Шадриков пишет: "Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Для нашей многонациональной Родины это особенно важная и сложная проблема. В конечном счете, эта проблема заключается в правильном понимании национального (патриотического) и интернационального (общечеловеческого)" [191 ;61].

Решение проблемы ученый видит в том, что образование «должно ориентироваться на национальную культуру, включать в себя национальные мифы и предания; всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; дела и слова святых, героев, гениев и вождей; родной язык и литературу; обычаи и обряды, национальную архитектуру, дизайн утвари, изобразительное искусство, хореографию и музыку, народный костюм; меры, средства и способы измерения, средства ориентирования, гадания и знамения, национальные игры и виды спорта, народную медицину; знание национальной культуры земледелия, животноводства, орудий труда и технологий, и многое другое" [191;62].

Исходя из этого в данном параграфе мы и построим модель приодосо-образного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашской национальной школе.

В связи с этим требуется рассмотрение феномена национальной школы с позиции истории современности. Что же входит в понятие «национальная школа», каковы ее отличительные признаки, как работали и работают чувашские национальные школы в Чувашской республике и за ее пределами? Определение понятия «национальная школа» мы находим далеко не у всех авторов современных научных публикаций оно отсутствует и в Российской педагогической энциклопедии. В психолого-педагогическом словаре под редакцией П.И. Пидкасистого дается следующее определение: «Национальные школы — учебные заведения, осуществляющие учебный процесс во всех или в части классов на родном языке учащихся» [169;269]. Другие толкования делают акцент на включение учащихся в этнокультурные традиции. По утверждению Н.Бодиевой, «национальная школа как объект социальной сферы современного общества представляет собой сложную динамическую социально-педагогическую систему, построенную на принципе включения детей и подростков на основе полноценного владения родным языком в этнокультурную традицию. Основная задача национальной школы - становление личности в условиях многоязычности и поликультурности» [33;55]. Близкая к этому определение предлагает Н.К. Елаев: «Под национальной школой понимается система образования детей и подростков, строящаяся на принципе включения их в родную этнокультурную традицию с целью становления новых поколений ее носителей и творческих продолжателей на основе полноценного владения родным языком... Это школа диалога культур, формирующая у своих воспитанников национальную этнокультурную толерантность» [73;46]. К.К. Тагиров, рассматривая национальное образование в качестве педагогической категории, понимает его как «систему образования, транслирующую национальную культуру через обучение и воспитание детей на родном языке и обеспечивающую их национальную идентификацию 185; 156]. Обобщая и анализируя различные педагогические позиции и взгляды на понятие «национальная школа», Х.Х. Лукманова отмечает его определенную многомерность и выявляет ряд признаков, присущих национальной школе:

—этнографический облик, сохраняющий внешние атрибуты материальной и духовной культуры этноса;

—лояльность по отношению к нравственным ценностям религии; —осуществление разностороннего образования и нравственного воспитания которое естественным образом обусловливают формирование национального менталитета;

—этнокультурная направленность и включенность в диалог языков и культур; —перманентное качественное обновление в условиях модернизации и глобализации общества [127; 18] В качестве рабочего определения понятия «национальная школа» нам подходит толкование К.Н. Елаева, Однако, как подчеркивает министр образования, науки и высшей школы Республики Чувашия Р.Н. Морозов, существующие сегодня чувашские школы не стали подлинно национальными, они скорее всего соответствуют лишь такому понятию, как «школа, функционирующая в населенном пункте с компактным проживанием той или иной национальности, где организовано изучение родного языка»[132;2], хотя многие из них, следуя традициям И.Я. Яковлева, стараются учитывать национальные особенности народа, прежде всего язык, социальную и географическую среду

Организация природосообразного воспитания в учебном процессе

И природа, и деятельность людей, а, следовательно, и воспитание, подчинены определенным законам. Поэтому, утверждает Я.А. Коменский, детей нужно обучать и воспитывать, следуя этим законам природы в широком понимании этого слова, поскольку закономерность природосообразности обучения и воспитания соответствует самой сути человека. Это представляется особенно важным сейчас, когда, по утверждению П.П. Козловой, «сегодняшнее внимание к личностно-ориентированному воспитанию и обучению, развитию индивидуальных способностей, формирование духовного мира учащихся означает этап эволюции принципа природосообразности, его трансформацию в категорию еще более высокого уровня — в принцип философии образования» [101;319]. Однако, в психолого-педагогической литературе не в полной мере отражены особенности, педагогические условия природосообразного воспитания учащихся. Следует отметить, что под педагогическими условиями мы понимаем «целенаправленно созданную обстановку, в которой в тесном взаимодействии представлена наилучшая совокупность психологических, педагогических и других факторов, средств, обеспечивающая педагогу возможность эффективно осуществлять учебную или воспитательную работу» 74;30].

Во второй главе дается описание проведенной экспериментальной работы по апробации разработанной модели природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан. Цель, этапы эксперимента, основные задачи, содержание, методы исследования, формы работы отражены в технологической карте эксперимента.

Опытно-экспериментальную работу мы разделили на три этапа: I этап -констатирующий, II этап - формирующий, III этап - анализ результатов исследования.

На I этапе экспериментальной работы с целью реализации задач исследования и проверки ее гипотезы в ноябре 2001 года при кафедре педагогики Стерлитамакского государственного педагогического института на базе Ме-селинской, Шланлинской СОШ Аургазинского района, Ефремкинской СОШ Кармаскалинского района Республики Башкортостан была создана педагоги ческая лаборатория по изучению природосообразных основ учебно-воспитательного процесса чувашской школы. В работе лаборатории также выразили желание участвовать Бишкаинская, Кировская СОШ Аургазинско-го района, Сихонкинская СОЮ Кармаскал и некого района, а также Услыба-шевская СОШ Стерлитамакского района, Киргиз-Миякинская СОШ Мия-кинского района Республики Башкортостан.

Состав педагогической лаборатории был утвержден на заседании педагогического совета школы. В него вошли: доктор педагогических наук, профессор П.П. Козлова, доценты A.M. Анохин, О.Ю. Шаврина, заместители директора школы по учебной работе — И.Я. Ефимова, по воспитательной работе - В.В. Кортенко, классные руководители: 5 класс — СИ. Ефимова, 6 класс — О.И. Бывшева, 7 класс — Н.Н. Орлова, 8А класс — Н.П. Алексеева, 8Б класс — А.И. Ефимова, 9 класс — Е.А, Иванова, 10 класс — В.Ф. Никитина, 11 класс — С.Н. Иванова, психолог школы - О.А. Григорьева, директор Шлан-линской СОШ — А.Н. Алексеев, директор Ефремкинской СОШ — Р.А. Александрова.

Руководителем лаборатории был назначен автор данного исследования. Было принято решение, что в конце каждого учебного года руководитель педагогической лаборатории и ее члены будут отчитываться на педагогическом Совете школы о результатах деятельности лаборатории.

В первый год деятельности педагогической лаборатории мы ставили следующие цели и задачи:

-определить степень используемости принципа природосообразности в учебно-воспитательном процессе;

- определить возможности школьных предметов по природосообраз-ному воспитанию;

- обобщить педагогический опыт по использованию средств народной педагогики с учетом условий республики Башкортостан;

-определить уровень знаний учащихся о традициях, обычаях, представлениях своего народа, о народной культуре своих соседей (русских, баш-кир, татар и др.);

-составить программу факультативного курса по изучению природосо-образно значимых традиций чувашской культуры;

- провести занятия по темам данной программы с учащимися, опираясь на имеющиеся у них практические знания;

-провести педагогический всеобуч родителей по темам данной программы;

-внедрить активные формы и методы воспитания: этические беседы, коллективные творческие дела, ролевые игры, рассмотрение жизненных педагогических ситуаций и др. на основе их интеграции с методами, средствами народной педагогики чувашей; а также использовать такие формы и методы народного воспитания, как посиделки (Улах, Ларни), летние гуляния (Ваиа), игры и др.

На первом этапе работы мы активно применяли следующие методы педагогического исследования: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, методика незаконченных предложений.

Предварительный опрос учащихся показал, что их интересует история происхождения чувашского народа, ответ на вопрос, как их предки оказались в Башкирии, как развивались их отношения с жившими здесь народами, каким образом они смогли сохранить свою культуру, язык, не затерялись среди других народов. Нами было установлено, что учащихся старших классов интересуют также вопросы бытия человека и всего сущего, смысла и законов жизни, добра и зла, самоопределения, национального самосознания и др. Какие ответы дают предки на вопросы: Что такое человек? Что такое жизнь? Чем является природа для человека? Почему, несмотря на достижения в науках, мы зависим от нее? Что надо делать, чтобы прожить достойную человека жизнь? Где наши прадеды, не знавшие школы, находили ответы, получали знания? Как чувашский народ объясняет вопросы мироздания? Почему иногда зло побеждает добро? Как толкуют эти понятия чуваши? Как появились праздники, обычаи нашего народа? Для чего они нужны? С чем связаны? По-чему иногда схожи с праздниками башкир и других народов? и т.д.

Интерес учащихся к этнокультурной проблематике был обсужден на очередном заседании Совета педагогической лаборатории и было принято решение о начале работы по целенаправленному природосообразному воспитанию учащихся средствами чувашской народной педагогики. С целью выявления сформировавшихся представлений учащихся об идеале современного человека в чувашской культуре нами были проведены анкетирования и опросы. На вопрос: «Какими качествами должен обладать совершенный чуваш?» ответы учащихся распределились следующим образом: 50% учащихся считают, что он должен быть физически здоров; 20% - что он должен отличаться умом; 20% - скромностью, добротой, честностью, умением дружит; 5% считают, что у него должны быть развиты все качества.

Внеклассные, внешкольные и семейные формы природосообразного воспитания

Одним из направлений внеклассной работы по природосообразному воспитанию учащихся являлось проведение факультативного курса. Нами была разработана программа и методические рекомендации «Родной край как фактор природосообразного воспитания человека», при определении тематики которой учитывались и интересы самих учащихся.

В своей работе по программе мы рассматривали проблему духовно-нравственного становления личности учащихся через систему общечеловеческих ценностей духовно-нравственной культуры чувашского народа. Как мы считаем, становление личности природосообразного человека немыслимо без усвоения культуры, традиций и обычаев родного народа, в которых сконцентрирован опыт природосообразной жизни многих поколений, так как этнос, наряду с другими общностями, также накладывает отпечаток на психологию человека, его поведение, социальный облик в целом. Общественные условия жизни чуваш и их система воспитания с раннего детства формировали у ребенка понятия чести и достоинства, честности и чистоты, здоровья во всех смыслах гуманизма и доброты, трудолюбия и патриотизма, милосердия и сочувствия, мира и согласия, любви и гармонии и других понятий, связанных с идеалом совершенного человека, всесторонне развитой личности. Как раз эти качества, по мнению современных педагогов, психологов и социологов, выступают в качестве основных социально-личностных характеристик идеального человека. Это и обусловило то обстоятельство, что все темы курса мы рассматривали в контексте духовно-нравственных традиций чувашского народа и принципа природосообразности.

Во введении раскрывается природная сущность человека и его жизни. Характеризуются современные тенденции развития взаимоотношений природы и человека, человека и человека (глобальный характер экологической проблемы, экология природы, экология человека, экология культуры и т.д.). Обосновывается необходимость специального природосообразного естественного развития и воспитания учащихся.

Задачей первого раздела «Природа и человек в свете духовно-нравственных и культурных традиций чувашского народа» является углубление и закрепление знаний учащихся в области духовной культуры и природ осообразных традиций чувашского народа. Раскрывается значение таких нравственных и природосообразных понятий, как чистота, порядок, любовь, гармония. Рассматриваются природосообразные нормы поведения в религиозных верованиях народа и их нравственная сущность. Изучается положение природы у чувашей в прошлом и настоящем. В этом разделе также необходимо рассмотреть нравственные нормы природосообразного поведения в христианской, исламской и буддийской культурах в сопоставлении. При изучении первого раздела мы поставили задачу по выявлению осознания учащимися природосообразной сущности человека и его жизни. Наряду с лекциями, учащиеся пополняли свои знания в ходе самостоятельного изучения литературы по истории появления и функционирования человека и его культуры благодаря природе, об эволюции их взаимоотношений с природой, современных тенденциях развития этих взаимоотношений. В результате проделанной работы старшеклассники пришли к выводу, что культура является исторически конкретной системой взаимоотношений между человеком и природой. Социальная необходимость ее обусловлена природной потребностью человека в материальной и духовной деятельности. Учащиеся также осознали, что культура со временем меняется, приспосабливаясь к изменяющимся отношениям человека к природе, к человеку, что отражается на воспитании подрастающего поколения, на его мировоззрении и ценностях. При этом подчеркивается невозможность существования и развития человечества вне природы. В результате проведенной работы 80% учащихся в своих итоговых творческих работах отметили жизненную значимость гармоничных взаимоотношений человека и природы, человека и человека для духовно-нравственного развития как личности, так и общества.

Следует отметить, что постижение природной сущности человека происходило не только при изучении первого раздела. К вопросам ценности гармоничных взаимоотношений человека и природы и естественного развития мы возвращались при изучении всех тем факультативного курса. Это объясняется тем, что общечеловеческие ценности гармоничного во всех отношениях человека пронизывает весь спектр вопросов и проблем, представленных к изучению в нашей программе факультативного курса.

Как мы уже отметили, основной задачей становления природосообраз-ной личности является формирование у учащихся личностных духовно-нравственных качеств человека на основе изучения духовных и природосо-образных идей, традиций своего народа. С целью приобщения учащихся к природосообразным традициям своего народа в процессе внеклассной работы провели инсценировку таких народных обрядов, как «Сурхури», «Савар-ни», «Серен», «Вайа» и др. Действующими лицами были учащиеся всех классов, учителя, родители. При подготовке сценария этих мероприятий активное участие принимали и сами ученики. Они читали литературу, вместе с учителем музыки подбирали и разучивали песни, ставили танцевальные номера и т.д. Это способствовало развитию коммуникативных навыков, познавательных интересов и природосообразного поведения учащихся. Воспитательная эффективность этих мероприятий также состоит в том, что они помогают учащимся на практике, соприкоснуться, познать, ощутить народный дух с ее тысячелетней культурой, проникнуться уважением к народным традициям.

Похожие диссертации на Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан)