Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания
1. Специфика экологического воспитания младших школьников 11
2. Соотношение этнопедагогики и экологического воспитания 34
3. Этнопедагогическое наследие мордовского народа 56
4. Критерии, показатели и уровни экологической воспитанности младших школьников 74
Глава 2. Пути и условия совершенствования содержания и форм экологического воспитания младших школьников Республики Мордовия средствами народной педагогики
1 . Анализ передового и массового опыта экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Республики Мордовия 89
2. Использование средств народной педагогики в экологическом воспитании младших школьников республики Мордовия 127
3.Совершенствование экологического воспитания младших школьников в целостном педагогическом процессе 153
Заключение 177
Список литературы 185
Приложения 204
- Специфика экологического воспитания младших школьников
- Соотношение этнопедагогики и экологического воспитания
- Анализ передового и массового опыта экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Республики Мордовия
- Использование средств народной педагогики в экологическом воспитании младших школьников республики Мордовия
Введение к работе
Объект исследования: процесс экологического воспитания младших школьников Республики Мордовия.
Предмет исследования: экологическое воспитание младших школьников Мордовии средствами народной педагогики.
Цель исследования: выявление и обоснование совокупности условий, обеспечивающих повышение эффективности процесса экологического воспитания учащихся начальных классов Республики Мордовия средствами народной педагогики.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что экологическое воспитание младших школьников будет осуществляться успешно, если:
в практику педагогической деятельности внедряются средства народной педагогики;
при организации целостного педагогического процесса используется опыт народной педагогики;
в организации процесса экологического воспитания реализуется личностный подход. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
раскрыть соотношение категорий «этнопедагогика» и «экологическое воспитание»;
охарактеризовать этнопедагогическое наследие мордовского народа с точки зрения его экологической направленности;
изучить массовый и передовой педагогический опыт экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Республики Мордовия;
выявить специфику экологического воспитания младших школьников;
обосновать критерии, показатели, уровни экологической воспитанности младших школьников; Рассмотрение этнопедагогического подхода к процессу экологического воспитания потребовало изучения трудов в области взаимодействия этноса и природы (Г.Гачев, Э.В.Гирусов, Л.Н.Гумилев, В.Г.Крысько, Н.А.Миненко, Э.М.Мирзоев, М.П.Шилов); исследований, раскрывающих роль природы в формировании социального сознания отдельной личности и целого народа (А.А.Бугаева, Г.Н.Волков, Л.М.Гюльвердиева, Я.И.Ханбиков, Е.Янакиева); значение народного опыта воспитания в формировании личности (Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, А.З.Измайлов, В.А.Николаев, А.П.Орлова, Н.В.Силистрару, З.П.Тюменцева, З.Б.Цаллагова, Я.И.Ханбиков, А.Ф.Хинтибидзе); эффективность использования традиционной этноэкологической культуры, средств народной педагогики в экологическом воспитании школьников (Н.Ш.Блягоз, О.Е.Винокурова, Т.Д.Замбалова, Ш.И.Джанзакова, Д.Р.Керимова, Н.С.Иванова, С.И.Фомина, З.А.Хусаинов).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, историко-этнографической литературы, краеведческих, фольклорных материалов, контент-анализ, изучение массового и передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, методы: диагностические, праксиметрические, статистические.
Базой опытно-экспериментальной работы явились общеобразовательные школы Республики Мордовия, педагогический факультет Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева.
Основные этапы исследования:
I этап (1995 - 1997 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, анализ психолого-педагогической, философской, этнографической литературы по теме исследования, изучение педагогического опыта экологического воспитания в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия.
II этап (1998 - 1999гг.) - проведение опытно-экспериментального исследования, в процессе которого корректировались исходные положения теории и методики педагогического исследования. III этап (1999 - 2000 гг.) - обработка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулировка общих выводов по проблеме, оформление результатов исследований в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
раскрыто соотношение категорий «этнопедагогика» и «экологическое воспитание»;
представлена характеристика этнопедагогического наследия мордовского народа с точки зрения его экологической направленности;
изучен, проанализирован и обобщен педагогический опыт экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Республики Мордовия;
выявлены особенности экологического воспитания младших школьников в содержательном и структурном аспектах;
обоснована система критериев, показателей и уровней экологической воспитанности младших школьников, отражающих развитие интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер личности;
показана эффективность использования мордовской народной педагогики в экологическом воспитании младших школьников;
выявлена и обоснована совокупность условий совершенствования экологического воспитания младших школьников в целостном педагогическом процессе в содержательном, организационно-методическом и результативно-деятельностном аспектах.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретические положения, выводы, рекомендации способствуют повышению эффективности процесса экологического воспитания младших школьников средствами народной педагогики. Материалы исследования используются в учебной деятельности педагогических учебных заведений, в системе повышения квалификации педагогических кадров в республике. Предлагаемая сово 8
купность критериев, показателей и уровней экологической воспитанности, методические материалы, помогают учителям более эффективно решать задачи экологического воспитания детей младшего школьного возраста; авторская разработка курса «Древо жизни» включена в концепцию воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия, принятую решением коллегии Министерства образования республики 12.02.97 г.
Апробация основных положений исследования осуществлялась в процессе их обсуждения на заседаниях кафедры общих основ образования и кафедры педагогики начального образования Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. Различные аспекты содержания диссертации излагались на ежегодных Евсевьевских чтениях (Саранск, 1996 - 1999 гг.), всероссийских научно-практических конференциях: «Народная художественная культура и образование» (Шуя, октябрь 1997 г.), «Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов» (Саранск, апрель 1998г.); региональной конференции «Образование в Мордовском крае: история и современность» (Саранск, декабрь 1998 г.), а также в публикациях автора.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены диалектической методологией; реализацией в ходе исследования системного, мотивационного, деятельностного, личностно-ориентированного научных подходов к анализу и синтезу процесса экологического воспитания школьников; применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования; позитивными результатами опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых положений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Соотношение категорий «этнопедагогика» и «экологическое воспитание» рассматривается в двух направлениях:
как формирование этноэкологической культуры под влиянием содержательного и практического компонентов народной педагогики; как этноэкологический компонент воспитания, предполагающий: овладение этноэкологическими знаниями, усвоение контрольно-наглядных образцов поведения в природе, принятие традиционных этноэкологических воззрений и соединение их с современной экологической культурой; использование комплексных этноэкологических средств воспитания.
2. Этнопедагогическое наследие мордовского народа включает в себя философско-мировоззренческие основы единства человека и природы: опыт по воспитанию бережного разумного отношения к родной земле и природе, гуманного отношения к растительному и животному миру; знания и традиции экологического характера.
3. В зависимости от постановки работы в общеобразовательных школах Республики Мордовия можно выделить три направления деятельности по экологическому воспитанию: передовая практика творчески работающих коллективов; положительное решение вопросов экологического воспитания в практике работы отдельных учителей; наличие эпизодического внимания к экологическому воспитанию школьников.
4. Особенности экологического воспитания младших школьников рассмотрены в содержательном и структурном аспектах. В содержательном аспекте экологическое воспитание младших школьников реализуется через следующие компоненты: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий. Структура экологического воспитания младших школьников включает в себя этапы формирования экологической культуры: освоение первоначальных сведений природоведческого и экологического содержания; эмоционально-образное восприятие окружающей социоприродной среды; первичная систематизация представлений о природе; мотивированное поведение.
5. Система критериев экологической воспитанности младших школьников состоит из: когнитивного, оценочно-эмоционального, мировоззренческого, поведенческого критериев. На их основе выделены высокий, достаточный, средний и низкий уровни экологической воспитанности младших школьников. 6. Эффективность использования средств народной педагогики в экологическом воспитании младших школьников обусловлена: обновлением содержания экологического воспитания; комплексностью применения средств народной педагогики в соответствии с целями, содержанием и методами экологического воспитания; организацией разнообразных педагогических ситуаций, наблюдений, исследовательской работы, создающих реальные возможности для деятельности школьников в социоприродной среде; соблюдением преемственности и взаимодействия школьного и семейного воспитания.
7. Совершенствование экологического воспитания младших школьников зависит от выполнения ряда педагогических условий: обеспечение содержательной стороны процесса (использование в содержании экологического воспитания элементов национально-регионального компонента); обеспечение организационно-методической и результативно-деятельностной сторон процесса (учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; определение и учет первоначального уровня экологической воспитанности; использование многообразия форм работы по экологическому воспитанию; взаимодействие средств экологического воспитания).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (Глава I- «Теоретические аспекты экологического воспитания». Глава II -«Пути и условия совершенствования содержания и форм экологического воспитания младших школьников Республики Мордовия средствами народной педагогики»), заключения, списка литературы, приложений.
Специфика экологического воспитания младших школьников
В условиях современной неблагоприятной экологической ситуации все более возрастает необходимость сознательного и ответственного отношения личности к окружающей природе на основе знания ее законов и закономерностей. Одним из важнейших этапов формирования ответственного отношения личности к социоприродной среде является младший школьный возраст. В связи с этим особую актуальность приобретает выявление специфики экологического воспитания младших школьников. Для раскрытия данной проблемы мы избрали следующие аспекты: - определить сущность понятия «экологическое воспитание»; - выявить состояние разработки проблемы экологического воспитания в современной философской и психолого-педагогической литературе; - рассмотреть особенности экологического воспитания младших школьников.
Рассмотрим более подробно каждый из вышеназванных аспектов.
Проведенный контент-анализ подходов ученых-педагогов к понятию «экологическое воспитание» (см. таблицу 1) дает основание отметить, что в современной психолого-педагогической литературе существует несколько подходов к определению сущности понятия «экологическое воспитание». 1 группа ученых (И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина, Л.П.Салеева, Л.В.Моисеева) рассматривает экологическое воспитание в качестве составляющей экологического образования; суть данного процесса сводится к формированию качеств личности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной и социальной среде. 2 группа ученых (С.А.Шумилова, А.В.Янушко) трактует экологическое воспитание как часть единой триады (экологическое воспитание - экологическое просвещение — экологическое образование). 3 группа ученых (И.В.Цветкова, Г.В.Буковская) рассматривает экологическое воспитание в широком (управление взаимодействием детей как активных субъектов деятельности с окружающей природной и социальной средой, в процессе которого происходит их личностное становление и адаптация к природным и социальным условиям) и узком смысле (создание педагогических условий, способствующих развитию экологической культуры личности). 4 группа исследователей (С.Н.Глазачев, М.В.Емельянова, Е.В.Яковлева) выделяет экологическое воспитание в качестве самостоятельного направления воспитания, играющего роль некоторого интегратора в современном воспитательном процессе, имеющего целью формирование экологической культуры личности, в основе которой лежит ответственное отношение к природной среде как общественной и личной ценности. 5 группа ученых (Н.К.Катович, Н.Н.Новожилова, Ю.Н.Ракчеева) пользуется сочетанием «экологическое образование и воспитание». Такой подход к системе экологического воспитания включает в себя как «житейский» эмпирический способ экологического ориентирования, так и опирается на научную теоретическую базу.
Исходя из анализа научной литературы обратимся к толкованию основных педагогических категорий - «образование» и «воспитание», которые являются доминирующими в вышеназванных исследованиях.
В педагогической литературе категория «образование» рассматривается как: процесс приобщения человека к культурным ценностям (С.И.Гессен); общественно организованный и нормированный процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенестиче-ском плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности1; категория «воспитание» как: восхождение к культуре, существенное изменение личности в процессе усвоения знаний и приобщения к общечеловеческим ценностям; процесс систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности; воспитание, будучи частью социализации, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей и воспи-туемых (А.В.Мудрик).
Исходя из данных определений, образование можно считать составной частью воспитания. Поскольку экологическое воспитание и экологическое образование являются частными направлениями более общих процессов - образования и воспитания, то правомерно экологическое образование рассматривать как составляющую процесса экологического воспитания.
Важно отметить, что Н.Н.Моисеев, анализируя в работе «Экология и образование» (1996) соотношение двух данных процессов, отмечает: «Экологическое воспитание невозможно без экологического образования, и поэтому образование должно развиваться в контексте воспитания, тем более что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека» (115, 25).
Вышеизложенное позволяет нам характеризовать «экологическое воспитание» как образовательно-воспитательную систему, обеспечивающую усвоение и присвоение учащимися совокупности специальных знаний, умений, навыков, чувств и переживаний, формирующих их экологическое сознание и мышление, развивающих эмоциональную сферу, это нравственно-эстетическое и правовое отношение к окружающей среде, укрепляющее природосообразное поведение и деятельность.
Соотношение этнопедагогики и экологического воспитания
В сложнейшем комплексе проблем, характеризующих процесс экологического воспитания в современных условиях, выделяется своей актуальностью соотношение этнокультуры и экологического воспитания, этнопсихологии и развития экологической культуры личности.
Значимость данной проблемы обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, в складывающихся социально-политических условиях становится очевидной необходимость создания этнически ориентированных воспитательных систем, близких людям по мировосприятию, что влечет за собой возрождение и переосмысление этнопедагогического наследия; во-вторых, для теоретического и практического решения экологических проблем необходимо использование не только достижений современной науки, философии, педагогики, но и опыта прошлого, в том числе опыта взаимодействия с природой каждого этноса, в его положительных и отрицательных моментах; в-третьих, потребности педагогической практики диктуют необходимость использования традиций народной педагогики, этноэкологических воззрений с целью повышения эффективности процесса экологического воспитания школьников.
В связи с этим в данном параграфе исследования нами будет предпринята попытка рассмотреть соотношение категорий «этнопедагогика» и «экологическое воспитание».
В справочной литературе термин «соотношение» определяется как: взаимное отношение, взаимная связь между чем-либо; зависимость различных величин, предметов, явлений, их сравнение, сопоставление друг с другом.
Исходя из этого, соотношение «этнопедагогики» и «экологического воспитания» будем рассматривать через выявление взаимосвязей, зависимостей различных сторон обозначенных категорий. В связи с этим возникает необходимость уточнения терминологии.
Исходя из анализа научной литературы, представленной в п.1 главы 1 исследования, можно сделать вывод: сущность понятия «экологическое воспитание» заключается в формировании экологической культуры личности, как части общей культуры, которая представляет наличие определенных ее качеств, обеспечивающих экологически обоснованное вазимодействие человека с окружающей средой - природной и социальной. Экологическое воспитание как об-разовательно-воспитальная система включает в себя комплекс задач, специфическую структуру, содержание, средства и методы.
В контексте исследуемой проблемы мы рассматриваем «этнопедагоги-ку» как область теоретического знания, предметом которого является традиционная педагогическая культура народа (Г.Н.Волков), история и теория, а также аналитическое описание народной системы воспитания (Н.В.Силистрару). Известно, что основу педагогической культуры составляет народная педагогика, которую современные исследователи рассматривают как объект этнопедагогики. Исходя из этого, соотношение этнопедагогики и экологического воспитания будет нами рассматриваться на основе анализа ряда проблем: народной педагогики, с одной стороны, проблем экологического воспитания, с другой. Проведенный контент-анализ подходов ученых-педагогов к понятию «народная педагогика» (см. таблицу 2) дает основание отметить следующее: с одной стороны, народная педагогика представляет собой сумму педагогических идей, значимый источник педагогических знаний, сферу актуальной духовной культуры народа; с другой стороны, народная педагогика включает в себя непосредственно педагогическую практику, сумму воспитательных отношений как целенаправленный процесс освоения норм и ценностей нравственности, составляющих этические основы жизни, конкретные способы и средства обучения и воспитания подрастающего поколения, что в литературе получило наименование народного воспитания (А.Л.Бугаева, З.П.Тюменцева, З.Б.Цаллагова). При этом цель, задачи, средства, методы воспитания находятся в тесной взаимосвязи, позволяя рассматривать народную педагогику как целостную педагогическую систему. Для нашего исследования также важен подход Н.В.Силистрару, который трактует народное воспитание как национальную систему воспитания человека с его национальным самосознанием, нравственным, эстетическим, экологическим отношением к действительности.
Рассматривая соотношение народной педагогики и экологического воспитания будем руководствоваться одним из важнейших методологических принципов - постулированного единства человека (общества) с природой, сущность которого состоит в том, что человек - часть природы и должен согласовывать свою деятельность с ее законами. При чем человек - существо коллективное, и люди взаимодействуют с природой не в одиночку, а будучи соединенными в определенные группы или общности, наиболее древними среди которых являются этносы или народы.
В процессе культурно-исторического развития люди приспосабливались к разным условиям окружающей среды (климат, ландшафт, экосистемы). В этом смысле этнос представляет собой продукт развития взаимодействия человеческого общества с природой, составную часть биосферы планеты. Из такого толкования вытекает оригинальная концепция, выдвинутая Л.Н.Гумилевым. Этнос в ней представлен как природно-географическая единица исторического процесса, его развитие сопряжено с определенными природно-географическими условиями среды. Для нас данная концепция представляет несомненную ценность, так как в ней последовательно прослеживается идея коэволюции, т.е. совместного развития природы и этнических общностей.
По мнению В.Гумбольдта, каждая нация имеет свое собственное понятие природы, иными словами, восприятие мира природы имеет определенную этнопсихологическую обусловленность. Данный аспект четко прослеживается и в работах В.Г.Крысько, который подчеркивает национальное своеобразие и самобытность взаимодействия этноса с природой в процессе исторического развития.
Г.Гачев в работе «Национальные образы мира» отмечает, что природа определяет лицо народа, являясь постоянно действующим фактором, она предопределяет род деятельности, образ мира, особенности языка, этнические традиции, национальную культуру в целом. По его мнению, природа - это текст, «скрижаль завета», которую данный народ призван прочитать, понять и реализовать в ходе истории на своей земле (36,34).
Анализ передового и массового опыта экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Республики Мордовия
Экологическое воспитание подрастающих поколений, имея общие задачи и содержание, неизбежно приобретает в различных регионах свою национально-региональную специфику. В Республике Мордовия, где выполнялось исследование, эта специфика отражается в содержании изучаемого нами процесса, как природных, экологических, социально-экономических, так и национальных условий.
В Мордовии положение в этом отношении уникально. Экологическая обстановка обостряется из года в год, состояние природной среды в республике оценивается как критическое: бесконтрольная эксплуатация вод артезианского бассейна ведет к истощению их запасов; ухудшается качество питьевой воды; в результате аварии на Чернобыльской АЭС 2,18 % территории республики загрязнено радионуклеидами; сокращаются массивы лесов. С целью создания системы мер по оздоровлению экологической обстановки в республике, оптимизации среды обитания Правительство Республики Мордовия приняло постановление «О научном обеспечении экологической безопасности населения и устойчивого развития Республики Мордовия на 1996 - 2000 г.» (27.03.96г.); региональные аспекты экологически безопасного развития рассмотрены также в материалах всероссийской конференции «Экологическая безопасность и социально-экономическое развитие регионов России» (Саранск, 1994 г.).
Как отмечается в документах, одним из условий обеспечения устойчивого развития региона, должно стать формирование экологической культуры населения на базе развертывания экологического образования и воспитания. Министерство образования республики во исполнение федерального приказа издало соответствующий приказ «О постановке экологического просвещения в учреждениях образования республики» (1994 г.)
Необходимость формирования у подрастающего поколения экологического мышления и ответственного отношения к природе, призыв к экологизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях был высказан на республиканских научно-практических конференциях по экологическому воспитанию (1990 - 1995 г.). Экологическое воспитание признано одним из приоритетных направлений в «Концепции воспитания учащайся молодежи Республики Мордовия» (1997 г.). В мае 1999 года в республике состоялся II экологический съезд Мордовии, по итогам работы которого был разработан план конкретных мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и природоохранительной пропаганде среди взрослых и учащейся молодежи. Одним из необходимых условий перехода региона на модель устойчивого развития отмечается усиление экологической направленности учебной и воспитательной работы в образовательных учреждениях.
На содержании экологического воспитания неизбежно сказываются и национальные условия. В республике, по данным переписи населения 1989 года, основными этническими группами являются русские (60,8%), мордва (32,5%), татары (4,9%).1 Национальные культуры этих народов, имеющие наряду с общечеловеческим содержанием национальную специфику, развиваются в тесной взаимосвязи и взаимопроникновении. Их богатства, в частности, опыт народной педагогики, должны быть широко использованы в экологическом воспитании подрастающего поколения.
Результаты изучения официальных документов, материалов конференций, деятельности Мордовского Республиканского Института Повышения Квалификации Работников Образования, Управления Образованием администрации г. Саранска, деятельности общеобразовательных учреждений позволили провести анализ педагогического опыта экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Республики Мордовия.
Дальнейшее изложение результатов исследования вызывает необходимость определения сущности понятия «педагогический опыт».
Анализ литературы показывает, что ученые (А.М.Гельмонт, Л.А.Левшин, М.Н.Скаткин) определяют педагогический опыт как: порождение многообразной, развивающейся действительности; один из важнейших источников развития педагогической науки; совокупность методов, приемов, форм, средств обучения и воспитания, а также результаты их применения в педагогической практике.
Ученые-педагоги отмечают, что педагогический опыт может быть передовым и массовым. В теории педагогики и методической литературе понятия «массовый» и «передовой опыт» рассматриваются как родственные, но не тождественные по форме и содержанию. Они обозначают функциональные подсистемы со своим набором эффективных приемов и методов обучения и воспитания, правилами их применения и оценки. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения педагогическими закономерностями (Ю.К.Бабанский); форму проявления постоянно воспроизводимой части практики в сфере педагогической деятельности аккумулирующейся в более эффективном использовании форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания и обеспечивающий достижение максимально возможных учебно-воспитательных результатов при рациональном расходовании времени и усилий педагогов и учащихся (В.И.Журавлев).
Исходя из вышеизложенного, нами были определены следующие этапы анализа педагогического опыта экологического воспитания в практике общеобразовательных школ: 1) изучение передового опыта экологического воспитания; 2) анализ и выявление существенных признаков массового опыта экологического воспитания.
Рассмотрим каждый из вышеуказанных этапов.
При изучении передового опыта экологического воспитания мы руководствовались следующими принципами: научности (объективность, всесторонность и доказательность обоснования положений и выводов); целенаправленности изучения (выявление степени значимости изучаемых процессов и явлений в решении современных образовательных и воспитательных задач); оптимального отбора (нахождения наиболее удачного и ценного опыта); выявления общего в конкретном (целостность учебно-воспитательной практики); планирования (целеполагание, использование конкретных форм и методов изучения педагогического опыта).
Представляется необходимым заметить, что руководствуясь определением, данным в 1 главы 1 исследования, мы рассматриваем экологическое воспитание как целостную образовательно-воспитательную систему, в которой экологическое образование является частью экологического воспитания.
Анализ передового опыта экологического воспитания представим в содержательном и организационно-методическом аспектах.
Изучение передового педагогического опыта экологического воспитания в содержательном аспекте позволяет отметить, что в данном направлении имеются определенные достижения.
Использование средств народной педагогики в экологическом воспитании младших школьников республики Мордовия
В последние годы актуализировалась проблема этнопедагогического подхода в проектировании и организации педагогического процесса. Это нашло отражение в разработке концепций воспитания с опорой на национальные традиции, народную культуру. Данный процесс характерен и для Республики Мордовия. В настоящее время в Мордовии идет возрождение историко-педагогических и этнопедагогических идей, нашедших отражение в содержании и системе образования. В соответствии с Законом Республики Мордовия «Об образовании» (3.12.98г.) организационной основой политики в области образования должна стать программа республиканского уровня. Одним из направлений реформирования в данной области является создание национальной системы образования, основная цель которой - возрождение и развитие национальной школы, а также воспитание подрастающего поколения в духе бережного отношения к этническим культурам народов, населяющих республику, развитие национальных традиций, языка, культуры.
Возрождение национальной школы невозможно без учета богатого наследия прошлых эпох, традиционного опыта народной педагогики в воспитании детей. В связи с этим в последнее время для деятельности школ республики стало актуальным рассмотрение различных направлений воспитания, в том числе и экологического, в русле мордовской народной педагогики.
Наиболее благоприятным периодом для использования опыта народной педагогики в экологическом воспитании является младший возраст, о чем свидетельствуют, рассмотренные в главе 1 исследования, возрастные особенности младших школьников.
Исходя из теоретических положений о возможностях использования народной педагогической культуры в современных учебно-воспитательных системах, потребностей педагогической практики, на наш взгляд, одним из путей повышения эффективности процесса экологического воспитания младших школьников на основе средств народной педагогики является авторская программа курса «Древо жизни», разработанная в рамках «Концепции воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия»(одобрена решением коллегии Министерства образования Республики Мордовия от 12.02.97г.).
Рассмотрим более подробно основные положения данной программы.
Программа «Древо жизни» разработана на материале традиционной мордовской культуры для учащихся начальных классов. В ее основу положены национальный и краеведческий аспекты изучения природы и социального окружения, нацеливающие учащихся на чувственное, эстетическое общение с окружающим миром.
Методологическим обоснованием программы послужили: этнопедагоги-ческая концепция воспитания (Г.Н.Волков), основанная на идеях гуманизации и демократизации педагогического процесса в школе и семье с учетом достижений национальной культуры; положения Закона РМ «Об образовании» и «Концепции воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия» о необходимости обогащения учебно-воспитательной работы элементами национальной культуры и использования ее традиций.
Целью реализации авторской программы «Древо жизни» является дополнение и углубление знаний и представлений детей природоведческого и экологического характера на основе практического ознакомления с природой путем создания специальных ситуаций (приближенных к реальности или игровых) и использования средств народной педагогики.
Достижение данной цели осуществляется посредством решения ряда задач, основными среди которых являются: — обогащение знаний учащихся сведениями о природе родного края, в том числе и содержащимися в этнопедагогическом наследии; — углубление знаний о национальных традициях, обычаях, народной культуре; — формирование основ национального самосознания; — развитие эмоционально-ценностного, эстетического отношения к окружающему миру; — формирование умений и навыков природоохранной деятельности.
Всю проведенную работу по разработке содержательной части програм мы можно разделить на этапы:
1) анализ и дидактическая переработка фольклорных материалов, этнографических источников;
2) разработка программы курса.
На первом этапе были изучены существующие исторические, этнографические, фольклорные источники мордовского народа, содержащие материал о традиционном опыте взаимодействия с природой. Из выделенных средств народной педагогики мордвы с учетом возможностей их восприятия младшими школьниками были отобраны наиболее приемлемые для использования в педагогическом процессе, удовлетворяющие следующим условиям: а) образность и доступность материала для младших школьников; б) воспитывающий и развивающий характер материала; в) взаимосвязь и общность по структуре и содержанию со средствами народной педагогики других этносов, населяющих республику; г) в основе заложены общечеловеческие ценности.