Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) Щербакова Татьяна Николаевна

Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия)
<
Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щербакова Татьяна Николаевна. Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саранск, 2000 160 c. РГБ ОД, 61:01-13/986-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование эстетического интереса как психолого-педагогическая и философская проблема

1.1. Из истории проблемы формирования интереса у молодежи в педагогической науке и психологии 14

1.2. Формирование интереса как составная часть проблемы эстетического воспитания и художественного образования студентов 33

1.3. Формирование интереса к народному декоративно-прикладному искусству у студентов педагогического факультета в системе их эстетического воспитания и художественного образования 56

Выводы 75

Глава II. Методика формирования эстетического интереса к народному декоративно-прикладному искусству 77

2.1. Особенности изучения первоначального уровня знаний о народном искусстве студентов педагогического факультета 79

2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты 87

2. 3. Педагогические условия подготовки студентов педагогического факультета к самообразованию в области народного декоративно-прикладного искусства 101

Выводы 115

Заключение 116

Библиография 118

Приложения 139

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Современная система образования переживает в настоящее время большие изменения. В контексте гуманизации образования и духовного возрождения общества огромное значение приобретают проблемы эстетического воспитания и художественного образования. Решение данной проблемы невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе высшей школы, особенно при подготовке будущих учителей начальных классов.

Именно учитель начальных классов стоит у истоков эстетического, нравственного, духовного развития младших школьников. Только тот учитель, который обладает высокой эстетической культурой, развитым эстетическим вкусом, определенными потребностями в области эстетического, знаниями о различных видах искусства может воспитать личность с высокими эстетическими требованиями к себе и потребностью в эстетической деятельности. Решению данной задачи способствует правильно построенная система эстетического воспитания, включающая в себя различные компоненты формирования личности.

Эстетическое воспитание является в настоящее время элементом целостной системы формирования личности. Оно охватывает все области жизнедеятельности человека, развивает те качества и способности личности, которые помогают не только воспринимать окружающий мир через призму эстетических ценностей, но и способствует формированию эстетически активной личности, способной преобразовывать действительность «по законам красоты».

Одним из важнейших средств эстетического и нравственного воспитания подрастающих поколений является народное декоративно-прикладное искусство, т.к. именно в нем сохраняется связь времен, историческая память различ- ных поколений, народное мировоззрение, мировосприятие, народная мудрость, понятие о добре и зле, о красоте, о полезности.

Обладая большими познавательными, воспитательными и развивающими возможностями, народное искусство активно участвует в эстетическом развитии личности учителя.

Систематическое и целенаправленное приобщение будущих учителей начальных классов к народному декоративно-прикладному искусству способствует гармоничному развитию их личности, развивает эстетические, нравственные качества, формирует эмоционально-ценностное отношение к объектам и явлениям действительности, является фактом формирования мировоззрения и значительно повышает профессиональный уровень педагогов.

Общие вопросы формирования духовной культуры личности, а также проблемы эстетического воспитания молодежи рассматриваются в трудах М.С. Кагана, Л.И. Когана, Б.Т. Лихачева, М.Ф. Овсянникова, B.C. Кузина, Т.Я. Шпикаловой и др.

Особенностями декоративно-прикладного искусства, использованию национальных традиций в эстетическом воспитании посвящены исследования Ю. Арбата, А.В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова, Т.Я. Шпикаловой, Ю.У. Фохта-Бабушкина и т.д.

Особый интерес для нашего исследования представляли работы мордовских этнографов, искусствоведов: Т.С. Палласа, А.О. Гейкеля, М.Е. Евсевьева, Н.И. Смирнова, П.И. Мельникова и др.

Исследования названных ученых содержат основополагающие данные по характеристике существенных черт материальной и духовной культуры мордвы, общественного и семейного быта, религиозных верований и обрядов мордовского народа, а также этнокультурных взаимотношений с другими народами.

Современные ученые и педагоги-практики также изучают народное искусство и применяют знания о нем в своей педагогической деятельности. Нами был изучен опыт Варданяна В.А. (учитель ИЗО, шк. № 20 г. Саранска), Улановой С.Л. (преподаватель ИЗО факультета дошкольного образования МГПИ им. М.Е. Евсевьева), Юдиной Г.В. (преподаватель ИЗО педагогического факультета МГПИ им. М.Е. Евсевьева), которые включают занятия, посвященные изучению мордовского народного декоративно-прикладного искусства в систему эстетического воспитания учащихся и в профессионально-педагогическую подготовку будущих педагогов.

Народное декоративно-прикладное искусство, как отмечают современные исследователи, многофункционально. Среди наиболее важных функций выделяют эстетическую, экологическую, художественную, нравственную, трудовую и т.д. Определенная значимость народного искусства состоит и в том, что оно включает в себя многие виды деятельности, в том числе творческую, изобразительную, трудовую и др., что позволяет формировать многие качества личности (например, трудолюбие, бережливость, ответственность, аккуратность и т. д.).

В последние годы появился целый ряд научно-педагогических исследований по проблеме использования народного и декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе педагогических вузов: Е.С. Асыл-ханова, Б.С. Белова, Л.В. Ершовой и т.д.

Анализ рассмотренных работ позволил сделать вывод, что проблема подготовки учителя начальных классов средствами народного декоративно-прикладного искусства имеет определенные наработки. Но следует отметить, что народные художественные традиции, сложившиеся в каждом конкретном регионе, имеют определенное, только им присущее историческое развитие, специфические культурные, этнические особенности. В связи с этим нельзя результаты исследований по одним регионам механически переносить в учебно-воспитательный процесс школ и высших учебных заведений других регионов.

Поэтому необходимо выстраивать комплексную систему изучения народного искусства в педагогическом вузе с учетом уже сложившихся традиций, а также с опорой на культуру конкретного этноса.

При решении данной проблемы необходимо учитывать особенности подготовки учителей начальных классов в педагогических высших учебных заведениях. Наше исследование было построено с опорой на изучение концепций подготовки учителей начальных классов, разработанных А.Е. Дмитриевым, М.Р. Львовым, В.А. Сластениным, Б.Г., Ю.К. Бабанским, В.И. Загвяздинским и

Основой изучения народного декоративно-прикладного искусства и приобщения к народным традициям учащихся начальной школы является наличие устойчивого эстетического интереса к данному виду искусства у учителя, работающего с этой возрастной группой.

Методические основы изучения эстетических потребностей и интересов заложены в ряде философских исследований М.Ф. Овсянникова, М.С. Кагана, Л.И. Когана, Л.И. Колесника, О.В. Лармина, В.А. Разумного и т. д.

Эстетические и художественные интересы школьников и студентов изучали О.В. Лармина, В.Г. Лисовский, У.Ф. Суна, А.Н. Семашко, Г.А. Петрова, Г.И. Щукина и др.

Было замечено, что для студентов высших учебных заведений определяющим является интерес к своей будущей профессии на фоне разнообразных интересов, в том числе к эстетической деятельности. Это подтверждают исследования известных ученых: Б.Г. Ананьева и его последователей, а также социологические и психолого-педагогические исследования, направленные на изучение эстетических и художественных интересов школьников и студентов: Аничкина С.А., Верба М.А., Дементьевой Л.Ю., Квятковского Е.В., Кабалевского Д.Б., Лармина О.В., Михалкова СВ., Семашко А.Н., Суна У.Ф., Фохта-Бабушкина Ю.Х. и др.

До последнего времени достаточно редко появлялись исследования, раскрывающие проблему формирования эстетических интересов и потребностей у студентов колледжей, училищ, вузов. Интересной представляется в этом плане диссертация А.П. Головизина, которая освещает особенности формирования эстетических потребностей и интересов у студентов промышленных и энергетических техникумов [М., 1998]. В данной диссертации эстетический интерес представлен как необходимое условие профессиональной подготовки студентов промышленных техникумов.

Педагогические основы формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей в условиях взаимосвязи различных видов искусств раскрыты в диссертационном исследовании Завальской С.А. [М., 1999].

Однако, в настоящее время практически нет исследований по проблеме формирования эстетического интереса именно к народному декоративно-прикладному искусству у студентов факультета начального образования.

Все это определяет актуальность данного диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогической науке, в теории и практике эстетического воспитания будущих учителей начальных классов, а также определило проблему, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования.

Проблема исследования: раскрытие педагогических условий формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов в системе их эстетического воспитания и художественного образования. Решение данной проблемы является целью исследова-ния.

Объект исследования: эстетическое воспитание студентов педагогической специальности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования: педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей началь-ных классов.

Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству в системе эстетического воспитания студентов педагогической специальности возможно при соблюдении следующих условий если: будут учтены психолого-педагогических особенностей личности студентов педагогического факультета; эстетический интерес будет представлен как педагогический феномен, находившийся в основе эстетического развития личности педагога; будет выявлена и обоснована роль народного декоративно-прикладного искусства России (и Мордовии) в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей .начальных классов; будут определены условия, методы, приемы и средства формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у студентов педагогической специальности; будет разработана программа изучения народного и декоративно-прикладного искусства для студентов педагогических институтов.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи: проанализировать психолого-педагогическую, искусствоведческую, философскую литературу по проблеме исследования; обосновать роль эстетического интереса в системе эстетического воспитания будущих учителей начальных классов; раскрыть проблему формирования эстетического интереса как педагогическую, психологическую проблему, проблему общего и эстетического развития личности педагога; обосновать роль и место народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания, а также профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов; разработать программу изучения народного декоративно-прикладного искусства для студентов педагогических вузов; выявить влияние на формирование устойчивых интересов к изучаемому виду искусства определенных методов, приемов и средств, а также условий, при которых данное влияние представляется наиболее эффективным. показать значение устойчивого эстетического интереса для дальнейшего самообразования и самовоспитания будущего учителя начальных классов.

Для достижения поставленных задач и правки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: метод теоретического анализа: изучение и анализ научной литературы по педагогике, психологии, философии, искусствоведению, по вопросам изучения народного декоративно-прикладного искусства, его роли в эстетическом воспитании и художественном образовании будущих учителей начальных классов; анализ литературы по проблеме изучения сущности эстетического интереса, а также условий его формирования у студентов педагогических вузов. изучение и обобщение передового опыта по использованию знаний, умений и навыков о народном и декоративно-прикладном искусстве в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей; изучение и анализ учебно-методической документации, учебных планов, программ, методики преподавания народного искусства в школах и педагогических институтах; психолого-педагогический эксперимент; - анкетирование, тестирование, интервьюирование студентов дневного отделения, а также заочной формы обучения; - анализ продуктов творческой деятельности студентов. Экспериментально-исследовательская работа проводилась в течение

1996-2000 гг. в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева.

Исследования было проведено в 3 этапа:

На I этапе (1996-1997 гг.) изучалась философская, историческая, культурологическая, искусствоведческая и психолого-педагогическая литература по проблеме диссертационного исследования, выяснялось состояние работы по изучаемой проблемы в практике учебно-воспитательной деятельности педагогических институтов. Подобная работа позволила определить основное содержание экспериментального курса «Народное декоративно-прикладное искусство в системе мировой и национальной культуры» в системе эстетического воспитания студентов педагогического факультета, разработать методику эксперимента и педагогические пути, методы и средства преподавания экспериментального курса.

На II этапе (1998-1999 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент. В ходе экспериментальной работы уточнялась, конкретизировалась общая гипотеза исследования.

Сущность методики эксперимента заключалась в обучении студентов по экспериментальной программе при постоянном сравнении с традиционным обучением элементам данного вида искусства в курсе изобразительного искусства. Одновременно проходило сравнение педагогических путей, методов, средств обучения и воспитания, а также содержательная сторона читаемых курсов в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе занятия велись по предложенной диссертантом программе с использованием разработанных занятий и определенной системы учебно-методических наглядных пособий, с применением творческих заданий, докладов, рефератов по проблемам народного декоративно-прикладного искусства.

В процессе систематических исследований (анкетирования, собеседования, выполнения практических работ) сравнивались результаты экспериментального преподавания курса и традиционной методики изучения народного декоративно-прикладного искусства. На основе полученных результатов установились уровни сформированности интереса у будущих учителей начальных классов к данному виду искусства.

На III этапе (1999-2000 гг.) проводился анализ эстетической деятельности студентов педагогического факультета, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, были сформированы выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

Формирование устойчивых эстетических интересов у будущих учителей начальных классов является одной из важнейших задач эстетической и профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов в условиях гуманизации современной системы образования.

Формирование эстетического интереса может наиболее полно осуществляться посредством изучения народного декоративно-прикладного искусства, которое позволяет наиболее эффективно обеспечить личностный, а также разносторонний подход студентов педагогической специальности к эстетическому освоению и преобразованию действительности, к различным явлениям национальной культуры.

Формирование эстетического интереса предполагает усвоение будущими учителями начальных классов определенных эстетических понятий, знаний, умений и навыков, которые далее должны углубляться и расширяться, тем самым подготавливая основу для эстетического самовоспитания и самообразования.

4. Одновременно с усвоением знаний, представлений, понятий о народном декоративно-прикладном искусстве, формированием эстетического интереса к данному виду искусства, предполагается использование полученных знаний, умений и навыков в процессе изучения явлений эстетической действительности, в собственном творчестве, в производственной практике, в повседневной жизни.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоит в следующем: обоснована роль народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания будущих учителей начальных классов; проанализирована сущность и содержание эстетического интереса; определены педагогические основы формирования эстетического интереса к народному декоративно-прикладному искусству у студентов педагогического факультета; разработана методика формирования эстетического интереса у будущих учителей начальных классов; выявлено влияние данной методики на формирование устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству у студентов педагогической специальности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе теоретического анализа и обобщения результатов опытно-экспериментальной работы составлена и внедрена в практику работы педагогического факультета программа «Народное декоративно-прикладное искусство в системе мировой и национальной культуры», определены и экспериментально проверены наиболее эффективные педагогические методы и средства формирования интереса к народному искусству у будущих учителей начальных классов.

Результаты и основные положения исследования могут быть использованы для совершенствования системы эстетического воспитания студентов педа- гогических вузов в процессе их профессиональной подготовки и в работе по повышению квалификации учителей начальных классов в институте усовершенствования учителей, в педагогических училищах и колледжах.

Достоверность исследования обеспечена опорой на результаты современных исследований по педагогике, психологии, философии, основные положения искусствоведческой теории народного искусства; целесообразностью выбранных методов исследования и их соответствием поставленным задачам. Она подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования докладывались и получили одобрение на ежегодных научных конференциях МГПИ им. М.Е. Бвсевьева, на Всероссийской научно-практической конференции «Фундаментализация образования в современном обществе» (Уфа, 1998г.), на региональной научно-практической конференции «Отечественное образование: тенденции и перспектива развития» (Саранск, 2000 г.). Результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедры научных основ образования МГПИ им. М.Е. Евсевьева, а также на кафедре педагогики начального образования названного института.

Структура диссертации. Диссертация выполнена на 166 страницах компьютерного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (264 источников). В работу также вошли приложения (анкеты, иллюстративный материал, студенческие работы).

Из истории проблемы формирования интереса у молодежи в педагогической науке и психологии

Ни наука, ни практика не могут успешно развиваться без опоры на исторический опыт изучения той или иной проблемы или теории и опыта ее реализаций в мастерских лучших ученых.

Проблема формирования интереса в обучении изучалась на прикладном и методологическом уровнях в философии, психологии, педагогике. При этом интерес выступал в различных характеристиках в зависимости от требований жизни и взглядов отдельных ученых и педагогов.

По мнению Гольбаха - «интерес - это реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом». В трудах Гельвеция - «интерес -всесильный волшебник, изменяющий в глазах существ вид всякого предмета» [59, с. 34]. В исследованиях И. Канта и Гегеля - «интерес несовместим с естественной природой человека. Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов и лишь они играют главную роль» [93, с. 306].

В различных западных теориях господствовал взгляд, согласно которому интерес является врожденным свойством личности. С точки зрения этих исследователей, интерес присущ ребенку с момента рождения. При этом некоторые ученые связывали наличие интереса с инстинктами, присущими человеку в силу наследственности или в силу его биологической сущности (Бертон, Джеймс, Торндайк, Клапаред). Представители другого направления считали интерес высшей духовной сущностью, направляющей способностью души, проявлением внутреннего состояния духа. При этом некоторые психологи считали интерес эмоциональным проявлением человека (Остерман, Солли и др.), другие -проявлением его интеллектуальной сущности (Герберт, Дюваль и др.), третьи проявлением воли (Вильман, Наторп).

Но надо сказать, что родоначальником научного подхода к теоретическому анализу и практическому решению проблемы изучения интереса можно считать великого чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670 гг.), создателя знаменитой книги «Великая дидактика». Именно в этой книге им были написаны следующие строки: «Какое бы занятие не начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно» [106, с. 354].

Решение проблемы возбуждения интереса у детей Я.А. Коменский связывал с несколькими факторами, среди которых наиболее значимыми являются: процессы обучения и воспитания, личность учителя и поддержка родителями в глазах детей учительского авторитета. Им также были созданы учебники, в основе которых лежало полное соблюдение принципа интереса в обучении и идея о легкости, приятности и основательности обучения. Великий педагог глубоко верил в нравственные и умственные возможности каждого ученика, которые, по его мнению, изначально заложены в природе ребенка, поэтому рекомендовал учителям отбросить суровые методы обучения и воспитания (например, запугивание, постоянный жесткий контроль, подавление личности ученика, телесные наказания и т. д.), а строить общение с ребенком на равных. Именно гуманное отношение к личности ученика, вера в его способности, а также любовь к своему предмету педагога необходимы для формирования интереса ребенка к обучению.

Следует отметить, что идея гуманизма, которую так воспевал Коменский, получила в дальнейшем развитие, и является неотъемлемой частью современного процесса обучения и воспитания, одним из принципов формирования познавательного интереса.

Дальнейшим исследованием формирования интереса занимался И.Ф. Гербарт (1776-1841). Он разработал весьма своеобразную, хотя и не бесспорную (по мнению ученых), систему интересов. Данная система включала 6 направлений интересов: эмпирический (от опыта), спекулятивный (от размышлении о предметах опыта), симпатический (от общения), социальный (от размышлений, от общения), эстетический и религиозный. По мнению Гербарта интерес выступает связующим звеном между учителем, учеником и изучаемым материалом. В связи с этим важнейшей задачей учителя является возбуждение, поддержание и развитие у ребенка интереса в его различных видах.

Ценность человека не в его знаниях, а в его хотении. Конечная цель обучения - понятие и восприятие добродетели. А путь к ней - через возбуждение хотения с помощью непосредственного интереса. Так как умственная деятельность весьма разнообразна, то и интерес должен обладать многосторонностью.

В теории И.Ф. Гербарта имеет место разделение интересов на посредственные и непосредственные. Первые ведут к односторонности и даже эгоизму, т.к. человека интересует в данном случае только то, что приносит лично ему пользу или вред. Непосредственный интерес - широк и полезен как для человека, так и для общества. Он основывается на разных источниках, и чем их больше, тем более развит человек, восприимчив к общественной жизни, добродетели.

Гербартом были определены некоторые дидактически правила, соблюдение которых может способствовать возбуждению и поддержанию интереса. Но развивая свою теорию интереса, он имел ввиду прежде всего развитие интереса к изучению отдельных учебных предметов: формировать интерес по Гербарту, значит, вызвать желание изучать данный предмет.

Несколько иначе трактовал проблему интереса Джон Дьюи (1859-1952) -один из основоположников прагматистской педагогики. Излагая теорию интереса, он приводил его психологический анализ, хотя основа данного анализа -биологическая (интерес возникает из спонтанных способностей ребенка, из его врожденных потребностей). Эти потребности необходимо развивать в деятельности и ни в коем случае их нельзя тормозить или стеснять. Ребенок, по выражению Дьюи, «это солнце, вокруг которого вращаются все средства образования; в учебном процессе все должно быть подчинено желаниям и интересам ученика» (именно интересы ребенка определяют содержание и методы обучения) [72, с. 43]. Сильной стороной такого подхода является обращение к непосредственному интересу ученика.

Д. Дьюи были составлены полезные рекомендации по развитию творческой активности детей, пробуждение в них «духа исследователя». Особые надежды возлагались на «метод проектов»: учащиеся приобретают синтезированные знания по основам наук при планировании и выполнении конкретных заданий - проектов (например, работа на пришкольной ферме, изготовление школьной мебели, учебных пособий, организация праздника, постановка спектакля и т. д.). «Опыт должен непосредственно задеть ребенка, чтобы вызвать в нем достаточный интерес, желание рассказать о нем другим и в ответ искать их рассказ» [72, с. 45]. Этот метод формирования интереса дает положительные результаты, но следует его сочетать с другими методами.

Формирование интереса как составная часть проблемы эстетического воспитания и художественного образования студентов

В настоящее время нет единого подхода в определении интереса. Это объясняется тем, что природа интереса вызывает существенные разногласия среди педагогов, психологов и философов. В психологических определениях он рассматривается как:

Направленность сознания (П.И. Иванов, Л.А. Гордон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [62, 121, 205]; - интерес представляет собой эмоционально окрашенную направленность нашего сознания на определенные объекты; - интерес - специфическая познавательная направленность личности на определенные предметы или явления действительности. - интерес - более или менее длительная направленность личности на определенный предмет или определенную область деятельности; - интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности (С.Л. Рубинштейн). 2) Избирательное отношение личности к определенному объекту, отраженному в его сознании (В .Г. Иванов, А.Г. Ковалев); - интерес - эмоционально окрашенное избирательное отношение личности к познанию предметов и явлений внешнего мира, которое развивается из потребности в процессе отражения человеком объективного мира и активного воздействия на него. - интерес - специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательности; - интерес - потребность в том или ином предмете, как возбудитель субъективно значимых эмоций и средств объективно значимых целей. 3) Активизатор разнообразных чувств человека (С. Фрейер); 4) Структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюшер).

Интерес связан с различными психологическими процессами, из которых наиболее часто выделяют эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные (внимание, воля), его включенность в такие личностные образования, как отношения, потребности, направленность личности, активные процессы сознания и деятельности.

С точки зрения философии, интерес рассматривается как одна из форм общественной направленности личности, как «реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т.д., - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов» [233, с. 213].

Основным вопросом категории интереса в философии является единство в нем объективного и субъективного: интересы людей - не продукт их воли и сознания, они обусловлены общественными отношениями. Интерес - это единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта (А.Г. Здравомыслов).

Социальные основы теории интереса рассматривали многие философы и социологи: А.И. Заозеров, А.С. Айзикович, Г.И. Гак, Г.Е. Глезерман, А.Г. Здравомыслов, В.Г. Нестеров и др.

По мнению этих исследователей, возникновение интереса означает, что природа и положение данного субъекта порождают у него «определенные потребности, которые требуют от него определенных действий для их удовлетворения, причем эта необходимость порождается не его сознанием, а условием его общественного бытия»[60, с. 15]. Глезерман отмечает, что интерес обладает сложной внутренней структурой, «объективная сторона интереса состоит в тех связях, которые в нем выражены, в социальном положении любого действующего субъекта». Все интересы в обществе, по его мнению, порождаются материальными и экономическими отношениями [60, с. 16].

Ряд ученых (Д.И. Чесноков и др.) утверждают, что «в основе интереса лежат потребности людей, а потребности, в конечном счете, порождаются способом производства материальных благ. Интерес — это объективное отношение общества, отдельного человека к условиям собственной жизни и имеющимся потребностям, побуждающим социальный коллектив или отдельных людей содействовать сохранению условий, благоприятных для жизни и развития коллектива или личности, и бороться с условиями, затрудняющими их существование и развитие».

В.Г. Нестеров считает, что «интерес - явление объективное, представляет собой единство объективного и субъективного, поскольку, с одной стороны, он имеет материальные основы (объективно существующие потребности личности, общества в целом), а с другой стороны - всегда так или иначе, более или менее глубоко, правильно или неправильно отражаются в сознании и формируются в нем в виде отдельных целей». В связи с этим интерес представляет собой «единство объективного и субъективного» [156, с. 37].

В своих исследованиях А.Г. Здравомыслов отражает сущность интереса в единстве объективного содержания и субъективной формы, как единство объективного и субъективного понимания. Таким образом, основы интереса и характер причин, его порождающих, определены следующим образом: - по форме существования интерес субъективен, ибо «всегда» оформлен в сознании; - содержание интереса определено как объективное.

Опираясь на рассмотренные теоретические положения, можно отметить, что интерес выражает избирательную направленность личности и окружающим условиям. Интерес нужно рассматривать не только как сложное отражение в сознании человека сторон объективной действительности, но и как положительное и избирательное отношение к этим сторонам действительности, как сближение психологических и социологических аспектов определения интересов, как обнаруживающиеся диалектические единства объективного и субъективного в явлении интереса.

Особенности изучения первоначального уровня знаний о народном искусстве студентов педагогического факультета

Констатирующий эксперимент имел цель - выявить знания студентов педагогического факультета о народном декоративно-прикладном искусстве, полученные в школе. Для реализации данной цели применялись следующие методы исследования: анкетирование, беседы, интервьюирование. Анкетирование - письменный опрос студентов. Как метод исследования он продуктивен, гибок по возможностям получения и обработки информации, поэтому оптимален для констатирующего этапа эксперимента. В ходе обработ- ки данных анкет возникали вопросы, которые требовали дополнительной информации. Эта информация была получена в процессе беседы с респондентами. Анкетирование проводилось в первые дни пребывания студентов в педагогическом институте: с 3.09.97 по 10.09.97; с 5.09.98 по 14.09.98. Содержание анкеты приводится в Приложении 1. к диссертации. Нами выяснялось: - отношение первокурсников к народному декоративно-прикладному ис-кусству; - осведомленность о видах НДПИ Мордовии и других регионов; - степень заинтересованности будущих учителей в более детальном знакомстве с данным видом искусства; - предпочтения студентов к формам занятий по ДЛИ; - отношение студентов к изучению НДПИ в начальной школе. Остановимся подробнее на результатах констатирующего эксперимента. В анкетировании принимали участие 106 студентов 1 курса педагогического факультета (101-105 группы). Следует отметить, что на данном факультете учебные группы имеют определенную специализацию: 102 группа - «Учитель декоративно-прикладного искусства», 103 группа - «Социальный педагог», специальность 104-105 групп «Учитель музыки». Это наложило соответствующий отпечаток на дифференциацию интересов студентов, что достаточно ярко проявилось в ходе исследования. Данные анкетирования показали, что 80% студентов представляют НДПИ как совокупность отдельных ремесел (вышивка, изготовление игрушек, резьба по дереву и т. д.); 12% первокурсников отмечают, что данный вид искусства - это воплощение в различных изделиях, имеющих утилитарное значение, культурного наследия изготовившего их народа, его традиции и т. д.; 8% -не смогли ответить на данный вопрос. Это говорит о том, что в школе не всегда уделяется должное внимание этому виду искусства, хотя оно занимает не последнее место в эстетическом воспитании учеников. Для учащихся начальных классов разработаны программы по изобразительному искусству, включающие занятия, посвященные декоративно-прикладному и народному искусству. В 1992 г. вышла программа Т.Я. Шпикаловой «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.) Отвечая на вопрос - какими качествами должны обладать произведения народного декоративно-прикладного искусства, - студенты давали самые разнообразные ответы. Приведем типичные выдержки из анкет студентов, которые отражают общую идею: - «Я ценю произведения декоративно-прикладного искусства за их красоту и неповторимость». - «Мне нравится в декоративных изделиях яркость красок и идеальные формы; они вызывают восхищение, восторг, насыщают жизнь яркими красками». - «Эти вещи сделаны умными, одаренными людьми, которые помогают нам увидеть красоту реального мира, то, что мы не замечаем в повседневной жизни». Также выделяют и такие качества произведений народного творчества, как: - верность традициям; - гармоничность формы и рисунка; - мастерство создателя; - оригинальность. Декоративно-прикладное искусство в современном мире выполняет различные функции, среди которых исследователи данного вида искусства выделяют следующие: - преобразование мира; - формирование личности человека; - средство познания мира. Мы предложили первокурсникам определить функции НДПИ, которые на их взгляд представляются наиболее важными. 55 человек отметили, что основная функция народного декоративно-прикладного искусства - воспитание нравственных и эстетических идеалов, т. к. оно несет в себе культуру народа, традиции воспитания, обычаи, обряды и т. д. 16 студентов ответили, что данный вид искусства помогает познать жизнь, увидеть ее по-новому. Для 29 первокурсников произведения ДЛИ являются средством наслаждения и отдыха, т. к. глядя на них человек, отвлекается от проблем и растворяется в мире прекрасного, восхищаясь мастерством автора, формой изделия, красками, орнаментом и т. д. 10 человек из 102 группы и 34 их 104 и 105 групп отметили, что ДЛИ для них - основной источник творчества, который вдохновляет на создание музыкальных, поэтических и других произведений. Практически все первокурсники указывают, что изделия народного декоративно-прикладного искусства первоначально выполняли утилитарную функцию, т.е. были предназначены для пользования (посуда, одежда, ритуальные предметы и т. д.), а уже потом стали украшаться и становились объектом эстетического наслаждения и восхищения. Заметим, что студенты недостаточно хорошо знакомы с отдельными видами НДПИ своей республики. Возможно, это связано с тем, что в школах не всегда в полной мере реализуется региональный компонент содержания образования и чаще происходит более детальное ознакомление с теми видами декоративно-прикладного искусства, которые получили широкое признание (например, Золотая хохлома, Гжельская роспись, Филимоновская игрушка и т. д.). Это подтверждает тот факт, что кроме традиционных промыслов, которые распространены в Мордовии (например, вышивка, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, игрушек и посуды), первокурсники выделяли и другие виды работ (чеканку, художественную роспись), но не смогли ответить на вопрос об особенностях этих видов искусства в своей республике.

Опытно-экспериментальная работа и ее результаты

Система высшего педагогического образования готовит специалистов, которые будут работать непосредственно с детьми, заниматься воспитанием подрастающего поколения. Поэтому, важнейшей чертой современного педагога является включенность в национальную культуру, усвоение интеллектуального, эмоционального, нравственного, эстетического богатства народа.

В современной системе образования учитель выполняет различные функции, наиболее важными из которых являются: информационная, воспитывающая, развивающая, ориентирующая, исследовательская и активная. В реализации каждой из названных функций педагог может применять свои эстетические знания, умения, навыки, потребности, интересы, способности, имеющие место в эстетической культуре учителя начальных классов.

В требованиях, предъявляемых к учителю начальных классов, имеет место следующее положение: «Специалист имеет представление об историческом многообразии культур и цивилизаций;... о роли этнических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации, знает об эстетических ценностях, умеет ориентироваться в них». (Государственный образовательный стандарт, С. 3-5.)

Экономические, политические, социальные изменения, происходящие в современном мире, нанесли ощутимый удар по национальным культурам. Человек потерял связь с национальными корнями, с историей, культурой своего народа. Восстановить эту связь и гармоничное развитие личности частично можно путем усиления роли национального эстетического воспитания, т.е. существует объективная необходимость в приобщении подрастающих поколений к духовным ценностям национальной культуры.

Одним из ведущих, основных направлений в решении этой проблемы является изучение народного искусства как части мировой и национальной художественной культуры. При этом необходимо изучать историю культуры и ее современное состояние, учитывать особенности народного искусства, его своеобразие у различных народов. В многонациональных регионах должны быть одинаково представлены национальные традиции каждого народа, недопустимо предпочтение одной культуры другой, т. к. они имеют одинаковую ценность для эстетического, нравственного, трудового воспитания молодежи.

Изучение народного искусства осуществляется путем реализации регионального и национально-эстетического компонента содержания образования и способствует включению учащихся средней и высшей школы в социальную и культурную среду.

Современный педагог должен обладать высокой культурой, развитым эстетическим вкусом, чутко реагировать на все изменения, происходившие в мире и в общественных отношениях, в науке и культуре. Кроме того, общение с народным искусством, изготовление нужных и красивых вещей, умение создавать эстетическую среду — необходимые условия осуществления общего художественного развития личности учителя, развития эстетических идеалов, эмоциональной восприимчивости к красоте действительности, искусства и человеческих отношений.

«Совершенно верно, - считает М.А. Верб, - что современному педагогу должны быть присущи все основные качества эстетически развитого человека. Вместе с тем педагог должен уметь использовать свой эстетический арсенал в целях всестороннего развития свих воспитанников. А это, безусловно, требует дополнительных специальных знаний, умений, способностей» [43, с. 6.].

Учитель начальных классов должен владеть системой ценностных ориентации в области искусства (иметь устойчивые эстетические интересы, потребности, вкусы); быть научно-эстетически образованным (знать основные факты из истории и теории культуры и искусства и т. д.); иметь «набор» художественно-творческих способностей, позволяющих вносить эстетический элемент в различные виды деятельности; обладать развитым воображением, образным мышлением, наблюдательностью; иметь знания, умения и навыки, необходимые для осуществления эстетического воспитания младших школьников.

Похожие диссертации на Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов (На материале республики Мордовия)