Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга Опарина Ольга Владимировна

Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга
<
Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Опарина Ольга Владимировна. Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Опарина Ольга Владимировна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств].- Казань, 2009.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/465

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теория и практика формирования креативной личности средствами хореографии в сфере досуга 15

1.1. Феноменология креативности и факторы формирования креативной личности 15

12. Досуг как сфера интенсивного формирования креативной личности 41

13. Хореография как универсальное средство формирования креативной личности 73

Выводы по первой главе 92

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию креативной личности средствами хореографии в сфере досуга 94

2.1. Организационно-педагогические условия формирования креативной личности 94

2.2. Показатели качества творческой деятельности и критерии уровня сформированности креативности участников педагогического эксперимента 124

2.3. Ход и результаты экспериментальной работы 147

Выводы по второй главе 163

Заключение 167

Список литературы 170

Приложение № 1 186

Приложение № 2 214

Введение к работе

Развитие креативности и творческой способности личности, изучение психических закономерностей и механизмов творческого процесса на всех этапах развития общества являлись актуальной проблемой. Творческие способности являлись предметом изучения философов (Сократ, Платон, Аристотель, Г.Гегель, И. Кант, Л. Фейербах, Ф.Шеллинг и др.), зарубежных исследователей в области психологии (Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, Р.Джонс, С.Медник, В.Смит, К.Тейлор, Е.Торренс, Х.Трик, М.Уоллах, Д.Халперн). Значительный опыт изучения творческого процесса накоплен в отечественных психолого-педагогических исследованиях (Н.В.Кипиани, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарёв, Н.Г.Алексеев, С.М.Бернштейн, В.С.Библер, В.Н. Пушкин, О.К.Тихомиров, Э.Г.Юдин, Н.Г.Фролов, М.ГЛрошевский). Механизмы творчества и структура креативности с позиции психофизиологии разработаны такими исследователями, как М.Я.Басов, В.М.Бехтерев, П.П. Блонский, А.В.Брушлинский, Л.С. Выготский, Д.В.Колесов, Е.Н.Соколов, Б.М. Теплов.

Одним из основополагающих условий, необходимых для формирования креативности, выступает, по мнению ряда исследователей (В.Н. Дружинин,

А.Н.Лук, К.Роджерс) неформальность развивающей среды. Система образования, основанная на развитии в основном логического мышления, в условиях жёсткой регламентации образовательного процесса не способствует в полной мере формированию творческой личности. Культурно-досуговая деятельность, в рамках которой осуществляется процесс воспитания, напротив, обладает необходимым педагогическим потенциалом и обеспечивает культурно-формирующие условия для развития креативности. Педагогика досуга — наиболее динамичная, ситуативная, творческая отрасль педагогики. Огромный потенциал педагогики досуга отмечали в своих трудах Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.И. Осокина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.Ф. Воловик, Т.С. Комарова.

Учитывая тот факт, что обязательными условиями для проявления креативности являются творческая личность, творческий процесс, творческая среда, необходимо конкретизировать вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой осуществлялось бы формирование креативности личности.

Анализ основных видов и жанров художественно-творческой деятельности позволяет определить искусство хореографии как наиболее универсальное средство формирования личности и её креативных способностей, которое осуществляет развитие в трех основных направлениях: музыкально-эстетическое, нравственное, физическое. Кроме того, искусство хореографии является невербальным средством коммуникации, сочетающим в себе элементы сразу трёх знаковых систем: оптико-кинетической, пара- и экстралингвистической и визуальной.

Танец также является эффективным средством развития межкультурной коммуникации, так как отражает этнические особенности, хореографический язык, пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере и координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. Таким образом выбор

темы исследования обусловлен существующими на сегодняшний день противоречиями:

- между становлением и интенсивным развитием новой образовательной
парадигмы и недостаточной разработанностью содержательной и
процессуальной сторон её научно-методической организации в сфере досуга;

- между повсеместным внедрением инновационных технологий и
необходимостью креативных решений для воплощения инноваций на практике;

между социальным заказом на творческую личность и недостаточным обеспечением условий для её формирования и реализации возможностями культурно-досуговой сферы;

между педагогическим и коммуникативным потенциалом хореографии как вида искусства, развитием креативной личности средствами хореографии (классический танец) и недостаточной разработанностью соответствующих методик.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия и возможности искусства хореографии в процессе формирования креативной личности в сфере досуга. Актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная разработанность обусловили выбор темы: «Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга».

Степень научной разработанности проблемы. Формирование творческой личности в процессе обучения лежало в основе деятельности гуманистических педагогов: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Огромный потенциал педагогики досуга отмечали в своих трудах Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.И. Осокина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.Ф. Воловик, Т.С. Комарова. Практическое значение для формирования креативности в учебном процессе в рамках настоящего исследования имеет теория развивающего, эвристического и проблемного обучения (Л.А.Венгер, Н.Е.Веракса, Л.С.Выготский, В.В.

Давыдов, О.М.Дьяченко, Л.В.Занков, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Н.Н.Поддъяков, Д.Б.Эльконин, А.В.Хуторской и др.).

Значительный опыт, оказавший большое влияние на наше исследование, представлен в работах Ж.Далькроза, К.Шторка, Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, М.А. и Е.А.Румер, Е.Н.Водовозовой, А.П.Усовой, рассматривавших хореографию как развивающую творческое начало педагогическую методику, а также в исследованиях, посвященных становлению и развитию детского самодеятельного хореографического творчества (М.С. Боголюбская, Т.Н.Васильева, Г.П.Гусев, Л.Д.Ивлева, Е.В. Конорова, Э.А. Куруленко Т.В. Пуртова, А.Л. Сокольская, Т.С.Ткаченко, Т.Б.Хазанова).

При изучении педагогического и художественного потенциала хореографии и основ классического танца, нами были учтены работы Б.В.Асафьева, Н.В.Базаровой, Г.А.Безуглой, А Л.Вагановой, Л.Ладыгина, В.Мей, Н.Ревской, М.Фокина, Л.Ярмоловича. Проблемы синтеза музыки и движения, проблемы психологии музыкального восприятия, разработанные в трудах А.Л.Готсдинера, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, В.И.Петру шина, А.Н.Сохора, В.В.Холоповой, также учитывались нами в процессе диссертационного исследования.

В аспекте этнокультурного воспитания и образования основополагающими стали идеи великих педагогов XIX в.: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Д. Дьюи, К.Д. Ушинского, а также труды отечественных и зарубежных современных психологов и педагогов: Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Александрова, Б.М. Бим-Бада, В.И.Загвязинского, А.Э.Измайлова, М.Н.Кузьмина, В.В.Макаева.

Значительный опыт, оказавший большое влияние на данное исследование, в рамках сохранения и развития народных татарских музыкальных традиций накоплен в работах З.Р.Ажимова, Р.З.Ахияровой, В.А.Дьяконова, Р.И.Еникеевой, Р.А.Еникеева, А.А.Игламовой, А.В.Кибякова, Л.В.Никитиной, М.Г.Яхъяева.

Особый интерес для данного исследования представили философские основания досуга, как времени для духовного и физического развития человека (Аристотель, Ш.Фурье, В.Сен-Симон, Р.Оуэн, Р.Декарт, А.Шопенгауэр, А.Швейцер); научные разработки в области теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности, освещенные в трудах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, В.А. Воловика, Р.С.Гарифуллиной, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, Н.Ф. Максютина, В.Ш. Масленниковой, В.Е. Новаторова, В.Е. Триодина, Д.В. Шамсутдиновой; теоретические и практические разработки нравственного и эстетического формирования личности в условиях досуга (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.К. Крупская, А.Н.Леонтьев, Т.И. Осокина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова).

В последние годы был защищен ряд кандидатских (А.Н.Брусницына, В.В. Грачёв, Т.А.Гартунг, Т.О.Желткова, Е.Н. Яковлева и др.) и докторских (В.И.Козловский, А.В.Морозов, Е.Е. Щербакова и др.) диссертаций по проблеме формирования креативности в различных областях педагогики и психологии.

Однако, проблема формирования креативной личности средствами хореографии, в частности с помощью классического танца, не была предметом самостоятельного исследования и на сегодняшний день разработана недостаточно. Таким образом, актуальность проблемы, её слабая разработанность и противоречивость, а также практическая необходимость разработки этой проблемы, определили тему, объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом исследования является процесс формирования креативной личности средствами хореографии в сфере досуга.

Предмет исследования - комплекс организационно-педагогических условий формирования креативной личности средствами хореографии в сфере досуга.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий формирования креативной личности средствами хореографии в сфере досуга.

Гипотеза исследования: формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга будет эффективным при реализации следующего комплекса организационно-педагогических условий:

  1. введение в содержание занятий хореографического коллектива элементов проблемного и эвристического развития;

  2. разработке и внедрении методики формирования креативной личности средствами хореографии, содержащей современные способы использования национальной музыки на занятиях классического танца, и учитывающей наличие специальных способностей (музыкальных, танцевальных, ритмических), а также внешних и профессиональных данных у подростков, занимающихся в хореографическом коллективе;

  3. формировании готовности педагога - руководителя детского хореографического коллектива к инновационной деятельности (педагогическая креативность, новаторство).

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

  1. осуществить теоретическое обоснование возможности формирования креативной личности средствами хореографии в сфере досуга;

  2. выявить комплекс организационно-педагогических условий формирования креативной личности средствами хореографии в сфере досуга;

  3. выявить показатели качества творческой деятельности и критерии оценки уровня сформированности креативности личности участников эксперимента.

Методологической основой исследования явились:

— теоретические концепции креативности отечественных и зарубежных исследователей (Д.Б.Богоявленская, М.Воллах, Дж.Гилфорд, В.Н.Дружинин, Н.Коган, А.М.Матюшкин, С.Медник, Я.А.Пономарев, Р.Стернберг,

Е.П.Торренс); гуманистический подход к развитию личности (К.Н.Вентцель, А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, З.Фрейд); концепции социального формирования личности (М.Г. Арсланов, В.Д. Булгаков, К.Т. Гиззатов, Р.Х. Гильмеева, Ю.Н. Дрешер, Т.И. Ключенко, В.Ш. Масленникова, Г.П. Меньчиков, И.М. Миргалимов, Е.Д. Румянцев, Б.С.Сафаралиев, З.А. Сафиуллина, Л.Ю. Сироткин, Р.Р.Юсупов и др.);

- психолого-педагогические исследования креативных способностей
личности (Н.Ф.Вишнякова, Д.Б.Грановская, А.Н.Лук, А.В.Морозов, Е.Е.Туник,
Д.В.Чернилевский, А.В.Хуторской); механизмы творчества и структура
креативности с позиции психофизиологии, описанные в исследованиях
М.Я.Басова, В.М.Бехтерева, П.П.Блонского, А.В.Брушлинского, Л.С.
Выготского, Д.В.Колесова, Е.Н.Соколова, Б.М. Теплова;

— основные принципы деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин), личностно-ориентированного
(В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов) подходов;

— научные работы, посвященные исследованию деятельности детских
творческих объединений (Р.С.Гарифуллина, А.С.Каргин, Р.Г.Салахутдинов,
В.И. Смирнова, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, П.П.Терехов); труды,
посвященные специфике формирования креативной личности средствами
культурно-досуговой деятельности (Т.И.Бакланова, Н.А.Горбунова,
А.Д.Жарков, Л.С. Жаркова, В.С.Садовская, Ю.А.Стрельцов, Р.И.Турханова,
В.М.Чижиков, Н.Н. Ярошенко), а также ряд кандидатских диссертаций по
проблеме формирования креативной личности в сфере досуга (Н.Ю.Антипова,
О.А.Калимуллина, Н.А.Козлова, В.А.Матук, В.В.Нилов, Т.А.Сидорчук, Р.И.
Турханова) и в рамках детского хореографического коллектива
(В.В.Геращенко, Е.Н.Фокина, Ю.Н.Халилулина, Н.П.Яценко);

- исследования, посвященные искусству хореографии в целом и
классическому танцу в частности (Б.В.Асафьев, Н.П.Базарова, А.Я.Ваганова,
А.Л.Готсдинер, Ж.Далькроз, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский,
В.И.Петрушин, А.Н.Сохор, М.М.Фокин, К.Шторк, В.В.Холопова),

методические пособия и музыкальные хрестоматии по классическому танцу (Г.Безуглая, Н.Донченко, А.Нефёдова, Г.Новицкая, Н.Ревская Л.Ярмолович).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. теоретический анализ и классификация философской, культурологической, социологической, этнологической, а также психолого-педагогической и музыкально-хореографической литературы по избранной теме исследования;

  2. диагностика креативности участников педагогического эксперимента с помощью набора креативных тестов Ф.Вильямса, в адаптации Е.Туник;

  3. педагогическое наблюдение, сравнение, анализ работ передовых педагогов, а также анализ собственного опыта работы в качестве педагога по классу фортепиано и концертмейстера хореографического отделения в училище культуры и искусств и детского хореографического коллектива;

  4. обобщение результатов изучения уровня креативности участников педагогического эксперимента с помощью эмпирических методов исследования (беседа, наблюдение, опрос-анкетирование, тестирование, анализ творческих хореографических композиций);

  5. эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий, контрольный и сравнительный этапы анализа креативности его участников.

Научная новизна исследования заключается в следующием:

- теоретически обоснован процесс формирования креативной личности
средствами хореографии на уроках классического танца в рамках детского
хореографического коллектива в сфере досуга;

- разработаны эффективные методы и приёмы использования национальной
музыки на занятиях по классическому танцу с целью освобождения от

стереотипного, конформного мышления и активизации дивергентного, продуктивного мышления;

— теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс
организационно-педагогических условий формирования креативной личности
средствами хореографии в сфере досуга;

— определены показатели качества творческой деятельности и критерии
оценки уровня сформированности креативности участников эксперимента,
занимающихся классическим танцем по разработанной методике;

— расширен и научно обоснован социокоммуникативный аспект
общественного назначения досуга.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании и систематизации особенностей формирования креативной личности средствами хореографии и получении новых данных, которые дополняют существующие приёмы и методики преподавания классического танца в сфере досуга.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные о роли искусства хореографии в формировании креативности позволяют сформулировать научно обоснованные рекомендации по планированию и проведению занятий по классическому танцу в сфере досуга. Материалы диссертации могут использоваться при составлении методических пособий для руководителей различных хореографических коллективов, а также при проведении практических занятий по классическому танцу преподавателями хореографических отделений высших и средних учебных заведений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается историко-теоретической и психолого-педагогической методологией исследования, её соответствием поставленной проблеме, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, а также применением аппарата математической статистики при исследовании малых групп.

Экспериментальной базой исследования выступили Елабужское училище культуры и искусств (ЕУКИ), хореографическая студия «Детской академии искусств» при ЕУКИ, Народный хореографический ансамбль «Соцветие» (городской Дворец культуры г. Елабуги).

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:

- Первый этап (2004—2005 гг.) — проводились наблюдения за
формированием креативности на занятиях классического танца в детских
хореографических коллективах в сфере досуга, накопление теоретического и
фактического материала по указанной проблеме, формулировались рабочая
гипотеза, цель, задачи и общий замысел исследования.

- Второй этап (2005—2006 гг.) - формирование методологии исследования,
систематизация и обобщение материалов по избранной теме, разработка
методики «Хрестоматия для урока классического танца на основе татарской
музыки».

- Третий этап (2006—2009 гг.) - проведение основного педагогического
эксперимента, состоящего из констатирующей, формирующей и контрольной
частей. Внедрение результатов исследования в практику деятельности
социально-педагогических и культурно-досуговых учреждений, оформление
работы в виде диссертации.

Апробация и внедрение. Экспериментальная методика прошла апробацию на уроках классического танца в ГАОУ СПО «Елабужское училище культуры и искусств», в хореографической студии «Детской академии искусств» при ЕУКИ, а так же на занятиях Народного хореографического ансамбля «Соцветие» (на базе городского Дворца культуры г. Елабуги).

Участниками эксперимента стали: учащаяся молодёжь (студенты ЕУКИ специализации «Хореографическое творчество»), подростки вышеуказанных досуговых учреждений. Участники эксперимента были разделены на две группы. В первой, экспериментальной группе преподавание велось по авторской методической разработке, во второй по типовой учебной программе, принятой в многолетней практике преподавания урока классического танца и

его музыкального оформления. Проведённые эмпирические исследования укладываются в рамки требования репрезентативности.

Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ); на III Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика»: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта» (Казань, 5-7 декабря 2005 г.), на Межвузовских аспирантских чтениях «Молодёжь, наука, культура: исследования и инновации» (Казань, 14 апреля 2006 г.); на Международной научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество в мультикультурном пространстве: предмет, исследования, профессия, образовательная программа» (Томск, 25-26 апреля, 2006 г.); на Республиканской научно-практической конференции «Педагогические, творческие и воспитательные факторы модернизации досуговой сферы молодёжи» (Елабуга, 21 марта 2006 г.); на III Международной заочной научно-практической конференции «Музыкальное образование: современные технологии - социум - рынок» (Омск, январь-май 2007 г.); на Региональном семинаре «Татарское национальное искусство в образовательном процессе» (Набережные Челны, 21 мая 2008 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Специально организованная досуговая деятельность, используя внутренние (личностные характеристики - общая культура, интеллект и возрастные особенности психического и анатомо-физиологического развития) и внешние (окружающая среда — среда воспитания, обучения, общения) факторы, обеспечивает формирование креативной личности в рамках детского хореографического коллектива.

  2. Показателями качества творческой деятельности участников детского хореографического коллектива являются: 1) показатель конкретных знаний, умений и навыков (знание теории, методики и техники

выполнения движений классического танца, владение

профессиональной терминологией); 2) показатель творческого

мышления (самостоятельное сочинение танцевальных этюдов,

оригинальность при решении импровизационных комбинаций,

эмоциональное исполнение); 3) личностно-индивидуальный показатель

(коммуникативность, любознательность, воображение, воля,

трудолюбие, интерес к занятиям в коллективе).

3. Комплекс организационно-педагогических условий формирования

креативности: а) введение в содержание занятий хореографического

коллектива принципов проблемного и эвристического развития; б)

разработка и внедрение методики формирования креативной

личности средствами хореографии, содержащей современные

способы использования национальной музыки на занятиях

классического танца, и учитывающей наличие специальных

способностей (музыкальных, танцевальных, ритмических), а также

внешних и профессиональных данных у подростков, занимающихся

в хореографическом коллективе; в) формирование готовности

педагога - руководителя детского хореографического коллектива к

инновационной деятельности (педагогическая креативность,

новаторство).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,

заключения, списка литературы и приложений. Исследование содержит 3

таблицы, 5 схем, 214 наименований литературных источников. Объем

диссертации: 169 страниц основного текста, 16 страниц библиографии, два

приложения.

Феноменология креативности и факторы формирования креативной личности

По прогнозам учёных, третье тысячелетие — это период экономического, политического, экологического и культурного единения человечества, глобализации, повышения роли информационных технологий, роли знаний, образования и культуры. В мире формируется новое передовое направление экономических исследований в рамках так называемого «эндогенного подхода» к взаимосвязи между экономической и технологической политикой. Основным условием для этих исследований является высокая инновационная способность национальной экономической системы.

В настоящее время в России отмечен «инновационный бум»; по мнению аналитиков, наша страна вступила в «эру инноваций». Овладение инновационными технологиями, способность к инновационной деятельности в экономической, технической, социальной, культурной и иных областях стали приоритетными составляющими в развитии России XXI в.

Понятие «инновация» относится как к радикальным, так и к постепенным изменениям в качестве продукта, технике, технологии, процессах и стратегии их организации. Инновационная деятельность— это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на повышение эффективности какого-либо процесса путём успешного использования новых идей, изобретений и открытий.

Одними из основных проблем, связанных с развитием общества, культуры и образования, остаются проблемы гуманизации общества в целом и воспитания творческой, активной, открытой личности в частности. Большинство исследователей отмечают интенсивное развитие поликультурного образовательного пространства и становление новой образовательной парадигмы, направленной, прежде всего, на развитие духовности и творческой сущности человека. По мнению исследователей, с этой задачей призвано

справиться инновационное креативное образование. Вполне логично, что новая образовательная парадигма требует внедрения инноваций.

В образовательной системе инновационная деятельность подразумевает применение подходов, методов, педагогических технологий, содержащих в себе прогрессивные идеи, позволяющие эффективно решать задачи воспитания и обучения. По мнению исследователей, в частности В.А.Сластенина и Л.С.Подымова, инновация как элемент дидактического процесса — это «результат творческой деятельности, основное содержание которой находится в определённом противоречии с существующей традицией. Любая инновация может возникнуть только в недрах хорошо укоренённой традиции» [150.С. 169].

Традиция и инновация находятся в состоянии диалога и являются взаимонеобходимыми факторами развития. Благодаря диалогическому характеру этих отношений становится возможным творческий процесс и творческое развитие традиций: «творчество - деятельность, преобразующая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое» [155.С.24]. Таким образом, инновационные технологии в системе образования базируются на творческих способностях, творческом потенциале, творческой индивидуальности, креативности.

С понятием «инновация» тесно связано понятие «креативность», поскольку инновация возникает в результате того, что человек постоянно проявляет исследовательский интерес к тем или иным явлениям, разрушает устоявшиеся стереотипы, генерируя оригинальные идеи при решении стандартных задач; следовательно, креативность является необходимым условием для воплощения инноваций на практике.

Социальный заказ на исследования творческого потенциала личности обусловил особую актуальность проблемы креативности, так как динамика и характеристика творчества выражаются в креативности и её основных показателях. Известно, что творчество является высшим проявлением феномена человека. Однако оно менее всего изучено, поскольку спонтанность творческого процесса изначально делает его не уловимым для естественно научных методов. Исследования творческого процесса как индивидуального качества личности обусловили появление целого направления в психологии и педагогике под названием «креативность».

Креативность (лат. creatio — создание, сотворение) — творческие способности индивида, вызванные повышенной восприимчивостью и чувствительностью к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний. Такое определение предлагают поисковые системы сети Internet. Термином «креативность» в психологической науке обозначается «комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению» [119.С.37]. Существуют также и обобщённые определения, которые вобрали в себя все существующие понятия креативности, когда-либо высказанные зарубежными исследователями: «Креативность представляет собой сплав восприятий, осуществлённых новым способом (Маккеллар), способность находить новые связи (Кюби), возникновение новых отношений (Роджерс), появление новых сочинений (Меррей), предрасположения совершать и узнавать новшества (Лассуэль), деятельность ума, приводящую к новым прозрениям (Жерар), трансформацию опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Гизелин)» [48.С.96].

Впервые проблемы, связанные с природой творчества, рассматривались в трудах древних философов. Аристотель связывал момент возникновения новых знаний с алгоритмом логических заключений, а к творчеству в Древней Греции относили лишь музыку и поэзию как эмоциональную область, способную создавать новый чувственный мир. Принимая во внимания момент божественного озарения, в Древнем Риме к творческому процессу было причислено создание художественных полотен и скульптур. В средние века творчество выступало, прежде всего, как божественный акт творения всего живого, а творчество в отношении человека рассматривалось как порочное действие от «лукавого». В эпоху Возрождения творчество приобрело значение высшей художественной деятельности, а творческий человек, автор художественного произведения выступал в роли творца, гения.

С развитием общества, философской и психологической науки развивались и взгляды на проблему человеческого творчества. Огромный вклад в изучение природы креативности внёс Ф.Гальтон - основоположник эмпирического подхода к решению проблем способностей, одарённости и таланта. Ф.Гальтон разработал основные методы и методики дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития, он изобрёл метод анкетирования, метод свободных ассоциаций и апробировал их на представителях английской интеллектуальной элиты.

К концу XIX в. сложились все основные отрасли современной фундаментальной психологии, в том числе и психология способностей. Одна из господствующих теорий о природе креативности и механизмах творчества того времени известна под названием «интуитивизм». Данная теория опиралась на философию объективного диалектического идеализма, создателем и идеологом которой был В.Гегель, затем, в начале XX в. его идеи получили распространение в работах Н.О.Лосского, ставшего основоположником интуитивизма в философии.

Досуг как сфера интенсивного формирования креативной личности

Жизнь человека наполнена различной по характеру и содержанию деятельностью и, согласно утвердившейся дифференциации совокупного времени, она делится на две основные составляющие: рабочее и внерабочее время. Внерабочее время есть свободное от работы, учёбы и быта время. К началу XX в. понятия «свободное время» и «досуг» стали взаимозаменяемыми, и сегодня специалисты не делают строгих разграничений, напротив, объединяют эти два понятия.

Научное обоснование досуга и досуговой деятельности как одного из ведущих видов деятельности человека было сделано В.А. Воловиком. По его определению: «Досуг — это время, остающееся у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целесообразностью. Иначе говоря, досуг — это временной период, освобождённый от обязательных и непреложных дел» [35.С.6].

Н.Ф. Максютин определяет досуг как «часть свободного времени, которую человек использует на свои индивидуальные потребности: культурно-просветительские, любительские, физкультурно-оздоровительные занятия, туризм, общение с природой, с детьми в семье» [106.С.21]. Интересно определение В.И. Даля, приведённое в «Толковом словаре живого русского языка»: «недосужливый человек - это неискуссный, неумеющий, неизобретательный», а «досужий - умеющий, способный к делу, искусный, мастер своего дела».

К проблеме культурной ценности досуга и свободного времени в разное время обращались философы, социологи, педагоги, политические деятели. В Древней Греции досуг рассматривался как время для творческой деятельности, занятия искусством, спортом, науками и т.д. Средневековье, отвергая идеалы античности, дало новое понимание досуга — это общение с богом, размышления о нём в ежедневных молитвах. Возрождение возвратило античную модель досуга как времени для саморазвития личности.

С развитием антропоцентристских идей и взглядов досуг стал сферой самореализации индивида. Испанский философ Ортега-и-Гассет полагал, что труд лишь условие для самореализации «Я». К. Маркс в своих трудах говорил о превращении «царства необходимости» в «царство свободы», т.е. о сращивании ценности труда и досуга. В России идеи о культурной ценности досуга высказывал выдающийся русский философ В.Соловьёв, позже С. Шацкий на практике осуществил идею летних лагерей труда и отдыха для детей. По данным таких наук, как философия, социология, экономика, психология и педагогика, свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит формирование личности. Это подтверждается и мнением многих учёных и философов: Аристотель, Р.Декарт, Р.Оуэн, В.Сен-Симон, Ш.Фурье, А.Швейцер, А.Шопенгауэр — все они рассматривали свободное время как время для интенсивного саморазвития личности. К. Маркс, в своих трудах отмечал огромный потенциал культурно-досуговой деятельности, позже В.И. Ленин использовал его в своих политических целях, придав культурно-досуговой деятельности тоталитарный характер с безусловной коммунистической идеологией.

Исследованиями в области теории и истории культурно-досуговой деятельности в разное время занимались советские и российские ученые и педагоги. Научные разработки в области теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности представлены в трудах Б.С. Алишева, М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Г.М. Бирженюк, С.А. Белякова, В.А. Воловика, Р.С. Гарифуллиной, Д-М. Генкина, Е.И.Григорьевой, А.Д Жаркова, Л.С.Жарковой, Е.Я. Зазерского, М.И. Зеленецкого, Г.Х.Калимуллиной, Ю.Д. Красильникова, Т.Г. Киселёвой, Н.Ф. Максютина, В.Ш. Масленниковой, В.Е. Новаторова, З.А. Петровой, Т.А. Ремезовой, Р.Г. Салахутдинова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.Е. Триодина, П.П. Терехова, Р.И, Турхановой, Д.В. Шамсутдиновой, В.И. Черниченко и др.

На сегодняшний день проблемы досуга и свободного времени стали предметом пристального внимания социологов. Социологический опрос, проведённый в ряде развитых стран, показал, что большинство людей, отвечая на вопрос «Что для вас важнее — работа или досуг?», отдали предпочтение досугу как наиболее важной составляющей жизнедеятельности. Сопоставление оценки значимости трудовой деятельности и досуга американскими социологами показало, что с начала 1990-х гг. ценность досуга устойчиво выше ценности трудовой деятельности. Таким образом, в американской социологии возникла концепция стратификации по образу жизни, содержанию и ценности досуга. То есть не социальное положение, не материальная обеспеченность, а содержание культурно-досуговой деятельности становится основным параметром принадлежности к той или иной социальной группе. Сфера досуга становится всё более притягательной и для бизнеса. Сегодня в США, Европе и отчасти в России множество коммерческих объединений связали свою деятельность с туризмом и спортом. Среди них крупные туристические компании, известные на весь мир производители спортивного снаряжения и одежды.

Стратегической целью современного общества является эффективное использование свободного времени для нравственного, культурного, интеллектуального, эстетического, физического становления человека, что в итоге определяет уровень креативности личности в целом. В педагогической науке не раз исследовались проблемы эффективного использования времени в педагогическом процессе и в процессе культурно-досуговой деятельности.

Необходимо отметить, что под досугом ребёнка понимается та часть времени, которая остаётся после посещения школы и выполнения им обязанностей, так или иначе связанных с ней. В связи с этим в педагогической литературе существуют понятия «внешкольное образование», «внешкольное воспитание», «внешкольная воспитательная работа».

Особая заслуга в развитии внешкольного образования и воспитания принадлежит СТ. Шацкому и А.У. Зеленко, которые в 1905 г. создали первый в России детский клуб «Дневной приют для приходящих детей». Задачей этой организации было компенсировать отсутствие у детей рабочей бедноты систематического образования. В 1909 г. СТ. Шацким и А.У. Зеленко было создано общество «Детский труд и отдых», где детский труд рассматривался как средство воспитания, способ организации коллектива. Позднее была открыта детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь». На основе опыта работы колонии СТ. Шацкий сделал вывод о том, что физический труд и трудовые занятия имеют образовательный характер, являясь источником знаний о природе, сельскохозяйственном производстве, способствуют формированию трудовых навыков, оказывают организующее влияние на жизнь детского коллектива.

Временем расцвета внешкольной работы стала первая половина XX в. Возросло разнообразие организационных форм внешкольной работы с детьми, расширился спектр решаемых в данной сфере социально-педагогических задач. Внешкольное образование стало неотъемлемой частью системы народного образования и просвещения. Большое влияние на этот процесс оказали педагогические идеи А.С. Макаренко, которые легли в основу социального воспитания и на многие десятилетия определили перспективу развития внешкольных учреждений.

Деятельность СТ. Шацкого и А.С. Макаренко показала, что ребёнок является не только объектом педагогического воздействия, но и активным субъектом воспитательного процесса в стенах внешкольных учреждениий. Это положение подтверждается исследованием профессора Е.Н. Медынского («Энциклопедия внешкольного образования»), в котором автор, подчеркивая необязательность внешкольного образования, основным его свойством определил всестороннее развитие личности. Внешкольное образование, по его мнению, это процесс, не имеющий законченного характера, и никакая достигнутая ступень образования никогда не должна являться достаточной.

Организационно-педагогические условия формирования креативной личности

В настоящее время интерес к хореографическому искусству в сфере досуга значительно возрос, что обусловлено рядом причин. Во-первых, это популяризация различных танцевальных жанров, осуществляемая СМИ (танцы со «звёздами», танцы на льду и т.д.); во-вторых, привитие здорового образа жизни, появление такого понятия, как «to be fit» - быть в форме, и фитнес-клубов, главной концепцией которых стала идея массовости и доступности различных видов двигательной деятельности, включая танец. В-третьих, хореография — коллективный вид художественной деятельности, в процессе которой реализуются творческие и коммуникативные потребности личности.

Танцевально-художественное воспитание детей в сфере досуга осуществляется в Домах и Дворцах культуры, различных детских творческих объединениях, Домах и Центрах детского творчества, Центрах эстетического воспитания, хореографических кружках при школах и т.д. В 1950-е гг. в нашей стране был сформирован Научно-исследовательский институт хореографического воспитания (НИИХВ), где были заложены основы будущей системы танцевально-художественного воспитания детей и подростков в сфере досуга. Педагогическим активом НИИХВ были определены цели, задачи, методы и принципы работы с детьми в хореографических коллективах.

Проблеме детского самодеятельного хореографического творчества, различным его аспектам посвящено значительное количество трудов, это работы М.С. Боголюбской, Е.В. Коноровой, Э.А. Куруленко, Т.Б.Хазановой, Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой, О.В. Кветной.

Большой спектр проблем, наметившийся в связи с возросшим интересом к хореографическому искусству, а также в связи с возросшими требованиями к сценической самодеятельной хореографии (не только к технической оснащенности исполнения, но и к его содержательной, образной наполненности) связанными с широким обращением к нравственным и героическим темам, рассматривается в работе М.С.Боголюбской [22]. В данном издании нашли подробное освещение результаты экспериментально-опытной работы в условиях клуба, направленной на решение задач по формированию музыкально-танцевальной культуры детей и подростков в рассматриваемый период.

В монографии Е.В.Коноровой [89], обобщается большой практический опыт педагогов-хореографов в работе с детьми, накопленный к началу 1950-х гг., подробно рассматривается содержание занятий по танцу со школьниками самых разных возрастов, включая вопросы по учебно-тренировочной работе и репертуару, методические приёмы, обусловленные спецификой этого вида творчества, организационные формы работы по танцу.

В учебно-методической разработке Э.А. Куруленко [96] указанная проблема подробно освещается в исторической перспективе, но рассматривается она в связи с развитием творческих способностей личности, позволяющих ей быть творцом, созидателем эстетических ценностей. Поэтому закономерен вывод, к которому приходит автор, анализируя сложившиеся в ходе становления детского хореографического творчества формы работы, направленные на развитие творческих способностей детей, что их методика требует научной разработки. Кроме того, данная работа не затрагивает современный период.

Т.Б. Хазанова обращает особое внимание на возможности хореографии как синтетического вида искусства в воспитании гармонически развитой личности, раскрывает комплексное воспитательное воздействие различных видов танца на все стороны духовной культуры человека [192]. Важное значение она придаёт учебно-воспитательной работе, способствующей преемственности детских и взрослых танцевальных коллективов, залогу их стабильности и развития.

В современном издании авторов Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой, О.В. Кветной [145] обобщается методический и учебный материал разных этапов развития детского хореографического творчества, предлагается оптимальное соотношение элементов и движений классического танца, народно-сценического, историко-бытового и впервые — элементов джаз-танца и современных танцевальных стилей. Обосновывается новый подход, в том числе и опирающийся на итоги исследовательской и экспериментальной работы 1980-х гг., в организации массового обучения детей танцу -танцевальный всеобуч. Впервые авторами систематизируется, с учётом детского восприятия, материал по истории балета с привнесением сведений, способствующих осмыслению роли и места танца в общественной жизни и значения для современного человека.

В ходе теоретического анализа проблемы исследования и обобщения педагогического опыта нами были выявлен комплекс организапионно-педагогических условий, реализация которого способствует развитию креативности в процессе танцевального творчества.

1. Введение в содержание занятий хореографического коллектива элементов проблемного и эвристического развития, необходимых для формирования познавательной мотивации, дивергентного и продуктивного мышления.

Педагогическая целесообразность данного условия обоснована многочисленными психолого-педагогическими исследованиями методов развивающего обучения. В ходе исследований было экспериментально доказано превосходство развивающего обучения над традиционным. Проблемному обучению посвящены работы Дж. Дьюи, A.M. Матюшкина, М.Н. Махмутрва, А.А.Вербицкого, В педагогической науке эвристическое обучение исследовали П.Ф. Каптерёв, В.И, Андреев, А.В.Хуторской, в психологии эвристическим методам обучения уделяли внимание В.Н. Пушкин, А.Н, Лук.

В основу традиционного обучения заложено механистично-репродуктивное, программированное обучение, которое опирается на память и фактически исключает возможности мыслительной активности человека. Проблелшое обучение, напротив, моделируя проблемную ситуацию, создаёт условия для исследовательской деятельности обучаемого, в процессе которой он овладевает новыми знаниями и способами решения той или иной задачи.

В процессе разрешения проблемной ситуации активизируется продуктивное мышление по поиску ответа на вопрос о новом знании относительно свойств предмета, а новое знание воспринимается как субъективное открытие. Постижение и понимание научных фактов, принципов, закономерностей обретает личностную ценность, обусловливающую развитие интереса к содержанию учебного предмета и познавательной мотивации. В свою очередь, развитие продуктивного мышления и познавательной мотивации стимулирует творческие способности обучающихся.

Принципы проблемного обучения реализуются в содержании учебного материала и в процессе его развёртывания в учебной деятельности. Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которых они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных задач.

Показатели качества творческой деятельности и критерии уровня сформированности креативности участников педагогического эксперимента

При разработке показателей качества творческой деятельности участников педагогического эксперимента мы опирались как на авторитетные исследования, проведённые А.Н. Беликовой, Т.В. Пуртовой, О.В. Кветной, Г.П. Гусевым, так и на практический опыт собственной работы. Анализ мнения данных исследователей показал, что показатели качества творческой деятельности детей в хореографическом коллективе имеют несколько характеристик: передача характера музыки, владение техникой движения, пластикой движения, эмоциональное выражение элементов танца, решение образной композиции.

Как отмечают А.С. Яценко [211] и Ю.Н.Халилулина [191], в настоящее время нет единого подхода к балловой оценке качества ЗУН (знания, умения, навыки) ребёнка в рамках хореографического коллектива. Данное положение позволяет предположить, что оценка творческой работы представляет собой одну из наиболее трудных, хотя и решаемьгх задач преподавания хореографии в рамках детского хореографического коллектива.

Автор настоящего исследования не претендует на принципиальную оригинальность подхода к выделению показателей качества творческой деятельности, однако считает, что взаимосвязь ЗУН с уровнем развития креативности очевидна. Разработанные показатели качества творческой деятельности в рамках детских хореографических коллективов (классический танец) делятся на три группы: 1) показатель конкретных знаний, умений и навыков; 2) показатель творческого мышления; 3) личностно-индивидуальный показатель.

Первая группа показателей конкретных знаний, умений и навыков оценивалась по итогам наблюдения отдельных этапов усвоения программного материала урока классического танца. В эту группу вошли знания теории, методики и техники выполнения движений классического танца, а также владение профессиональной терминологией и знание хода урока.

Вторая группа показателей творческого мышления включает в себя самостоятельное сочинение танцевальных этюдов, оригинальность при решении импровизационных комбинаций, эмоциональное исполнение, музыкальность и воплощение художественного образа того или иного музыкального произведения. Третья группа личностно-индивидуальных показателей отражает личностные качества — коммуникативность, активность, любознательность, воображение, воля, трудолюбие, интерес к занятиям в коллективе.

По нашему мнению, разработанные показатели качества творческой деятельности детей отражают общую динамику развития креативности и находятся в прямой зависимости от уровня сформированности креативности: чем выше уровень развития креативности, тем выше показатели качества творческой деятельности ребёнка, и, наоборот.

Выявление исходного уровня креативности участников педагогического эксперимента являлось необходимым этапом экспериментальной работы, её констатирующей частью. Как известно, констатирующий эксперимент, будучи направлен на решение задач выявления начального состояния и уровня сформированности свойств и параметров испытуемых, позволяет определить актуальный уровень развития данных свойств у респондентов экспериментального исследования.

Экспериментальное изучение креативности ведётся с середины XX в., однако единого критерия креативности не существует. Поскольку креативность — это совокупность интеллектуальных и личностных качеств, а их проявление обусловлено различными факторами, то и в современной психолого-педагогической практике существует несколько основных подходов к экспериментальному изучению креативности.

В настоящее время для оценки уровня креативности широко применяются исследования с помощью стандартизированных методик. Наиболее известны и распространены тесты Дж. Гилфорда (ARP), Э.П.Торренса (ТТСТ), Р. Стернберга, С.Медника (RAT), методики «креативного поля» Д.Б.Богоявленской («Звери в цирке», «Морской бой»), Н.Ф. Калины и А.В. Лазукина (САМОАЛ), креативные тесты Ф. Вильямса (САР), Джонсона, Рензулли в адаптированном варианте Е.Е. Туник и др.

Для оценки уровня креативности с помощью тестов принято использовать такие понятия, как валидность и корреляция. Валидность теста - (англ. validity of test) — важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например с успешностью выполнения соответствующей деятельности. Выделяют несколько типов валидности: содержательную, по критерию (эмпирическую), понятийную (конструктивную) [117.С.61].

Корреляция - статистический показатель степени и направленности взаимосвязи между двумя случайными величинами. В частном случае это может быть связь между результатами первого и повторного тестирования (ретестовая надёжность), между тестовым и критериальным показателем. Коэффициент линейной корреляции характеризует знак и величину этой связи; чем больше абсолютная величина коэффициента линейной корреляции, тем ближе связь к линейной функциональной зависимости [58.С.353].

Как известно, пионером в области исследования креативности был Дж. Гилфорд, определивший четыре основных критерия креативности: беглость, оригинальность, гибкость, разработанность мышления. Тест дивергентного мышления Дж. Гилфорда предназначен, в основном, для взрослых людей, батарея креативных тестов состоит из экспресс-тестов. Всего в батарее 14 субтестов, из них 10 — на вербальную креативность, 4 — на невербальную. Дж. Гилфорд доказал валидность тестов, получив для каждого из них минимальную корреляцию (связь) с тестами, измеряющими другие факторы.

Разработанные Дж. Гилфордом критерии уровня креативности были использованы Э.П.Торренсом при создании батареи тестов, сгруппированных в три серии — вербальную, изобразительную, звуковую. Наибольшей популярностью пользуется изобразительная часть теста, больше известная как «фигурная форма», где испытуемому предлагаются различные задания с геометрическими фигурами, а также задания «закончи рисунок». Однако батарея тестов Э.П.Торренса (ТТСТ) является весьма трудоёмкой при проведении и обработке данных.

В настоящее время показатели ТТСТ часто ассоциируются с креативностью, хотя результаты современных исследований по тестам креативности и динамики их показателей свидетельствуют об их противоречивости (Е.С.Жукова, Е.С.Белова, М.А.Сорокина, М.И.Фидельман). Кроме того, сама концепция Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса неоднократно подвергалась критике (М.Д.Воллах, Н.Коган, Х.Айзенк, Р.Стернберг, Е.Григоренко).

Похожие диссертации на Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга