Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга Головко Татьяна Ивановна

Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга
<
Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Головко Татьяна Ивановна. Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Барнаул, 2006 164 с. РГБ ОД, 61:06-13/2020

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности городских подростков в проблемном поле исследований СКД 15

1.1. Социально-культурные тенденции организации досуга современных городских подростков 16

1.2. Возрастной кризис детей и подростков в контексте психологии, педагогики и социально-педагогической деятельности 34

1.3. Опыт использования форм и средств коррекции возрастного кризиса подростков народной педагогикой в сфере социально-культурной деятельности (ретроспективный анализ) 56

Глава II. Разработка и апробация культурно-досуговой программы педагогической коррекции возрастного кризиса подростков на основе использования элементов народной смеховой культуры 78

2.1. Коррекционные возможности народной смеховой культуры в социально-культурном программировании досуговой деятельности городских подростков 78

2.2. Теоретическое обоснование структуры и содержания культурно-досуговой программы педагогической коррекции возрастного кризиса городских подростков на основе использования элементов народной смеховой культуры 97

2.3. Культурно-досуговая программа как фактор оптимизации социальной адаптации, коммуникации и инкультурации городских подростков ,114

Заключение 134

Список литературы 139

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью общественного влияния на воспроизводство межпоколенческих механизмов трансляции культуры и обеспечения стабильности социально-культурного развития социума. В ситуации перехода в новое тысячелетие, когда кризисные моменты общего социокультурного положения России с очевидностью осложняются недостатками и просчетами в системе воспитания детей и подростков, обращение к педагогическому наследию, основанному на принципах народной педагогики, оказывается не только оправданным, но едва ли не единственно продуктивным. Национальная доктрина образования, изложенная в «Стратегии модернизации общего образования на период до 2010 года» одним из условий качества воспитания выдвигает умение полноценно, предметно-ориентированно организовывать личностный досуг и досуг в среде. В социально-культурной деятельности досуг традиционно рассматривается как фактор социализации подрастающего поколения, как своеобразное временное пространство культуры, в котором осуществляется развитие и стабилизация его участников. Вместе с тем, сложившийся в конце XX века плюрализм культур и субкультур, расширившийся диапазон целей и ценностей нередко с трудом усваивается молодыми людьми, детерминирует маргинальность сознания, стимулирует внутреннее беспокойство, создает своеобразный «горючий материал» для агрессии и конфликтного взаимодействия с миром. В наиболее трудном положении в этой ситуации оказались дети, находящиеся на подростковом этапе онтогенеза, представляющего собой период остро протекающего перехода от детства к взрослости и получившего название «подростковый кризис».

Возрастные кризисы - закономерные и необходимые этапы развития человека. Однако подростковый возраст относят к числу критических периодов онтогенеза по причине того, что с ним связаны кардинальные изменения

в физическом развитии, преобразования в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений. Вместе с тем, противоречия между изменившимися духовными и физическими возможностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений с окружающим миром приводят к конфликту. Зоной риска оказываются отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, потенциал познавательной сферы, спектр творческих интересов. Определяющее значение здесь имеет ярко выраженный личностный характер общения подростка. Даже при относительно благоприятной ситуации сложившихся отношений, когда кризис внешне протекает мягко, подростки сами активно ищут возможности противопоставить себя миру взрослых и действительности, окружающей их. В этом проявляется факт самоопределения юности, мятеж против окружающей, но не ею созданной культуры, предчувствие нового, хотя и неопределенного будущего. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей и притязаний самоутверждение подростка может принимать деструктивные формы.

Несмотря на несомненную социальную значимость процесса взросления, современная педагогическая наука не фиксирует и атрибутивно не обозначает специфику процесса обретения самостоятельности и общественной ценности растущего индивида, в то время как традиции народной культуры всегда актуализировали механизмы инкультурации и социальной адаптации. Социально-культурная деятельность постперестроечного периода использовала элементы народной педагогики и формы народной художественной культуры в работе с детьми и подростками, однако не ставила задачи преодоления сложностей кризисного периода взросления. Вместе с тем, народная педагогика имеет многовековой опыт коррекции возрастных кризисов с помощью тех элементов народной культуры, которые представляют ее сме-ховое начало. Смех - эффективное средство преодоления кризисных состояний вследствие того, что обладает способностью ослаблять напряжение лич-

4 ности или процесса межличностного взаимодействия, производить эмоциональное отстранение, достигать объективного взгляда на мир и свое место в нем. В связи с этим представляется актуальной социально-педагогическая коррекция кризиса взросления подростков на основе объединения теории и практики использования народной смеховой культуры и ее модернизированных форм, что позволит оптимизировать процесс социальной адаптации, коммуникации и инкультурации подростков, переживающих возрастной кризис.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что специализированных исследований по коррекции возрастного кризиса подростков с использованием элементов народной смеховой культуры до настоящего времени не проводилось. Однако накоплен богатый теоретический и практический опыт исследования культуры детства. Он описан в работах зарубежных и отечественных философов, культурологов, этнографов: И.А. Андреева, Ф. Арьеса, Г.С. Виноградова, И.И. Клявиной, М. Мид, Г.М. Науменко, И.И. Шангиной и

др.

Проблемы духовно-нравственного развития личности на основе традиций отечественной культуры и народной педагогики получили освещение в работах Т.И. Баклановой, В.И. Белова, Е.В. Борисовой, Г.Н. Волкова, СИ. Гессена, М. Забылина, А.В. Юдина и др.

В своих педагогических концепциях подчеркивали значение народных основ духовно-нравственного развития подрастающего поколения В.В. Зень-ковский, И.А. Ильин, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и т.д.

Типология возрастных кризисов и современное понимание феномена «подростковый кризис» излагается в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М. Кле, И.С. Кона, Н.А. Носова, Л.Ф. Обуховой, К.Н. Поливановой, Д.И. Фельдштейна, Э. Эриксона.

Для осмысления феномена инициальных и других посвятительных обрядов в период изменения социальной идентичности мы обращались к работам Л. Винничук, В.В. Малявина, Р.Б. Пандея, В.Я. Проппа, В. Тэрнера, Д.Д. Фрезера, М. Элиаде и др.

Значимые для темы исследования теоретико-методологические проблемы досуга как базовой категории социально-культурной деятельности разработаны в трудах Л.А. Акимовой, М.А. Ариарского, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.В. Соколова, Ю. А. Стрельцова, В. В. Туева, Н. Н. Ярошенко и т. д.

Социологический аспект изучения досуговых предпочтений подростков и молодежи представлен в работах Р.Н. Азаровой, В.И. Гладилиной, О.А. Копцевой, Г.К. Селевко, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова, А.В. Федорова, С.А. Шмакова и др.

Весомый вклад в разработку проблематики подростково-молодежных субкультур внесли отечественные социологи и культурологи А.С. Запесоц-кий, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, И.А. Невский, Е.Л. Омельченко, З.В. Сикевич, Т.Б. Щепанская и т.д.

Методологически значимыми для данного исследования являлись труды по народной смеховой культуре и философско-культурологическому анализу феномена смеха: М.М. Бахтина, А. Бергсона, А.Я. Гуревича, Л.В. Кара-сева, А.Г. Козинцева, Д.С. Лихачева, А.Н. Лука, A.M. Панченко, А. Обухова, В.Я. Проппа, Л.Н. Столовича, Б.А. Успенского и др.

В диссертационном исследовании использовались работы по теоретико-методологическим основам педагогического и социокультурного проектирования: B.C. Безруковой, СБ. Брижатовой, И.А. Липского, Л.В. Марда-хаева, Г.Н. Селевко, Н.О. Яковлевой.

Отдельные аспекты методического обоснования социально-педагогической и психологической поддержки детей и подростков представлены в работах: В.П. Добридень, Ю.В. и Т.А. Васильковых, Т.Д. Зинкевич-

Евстигнеевой, М.Н. Зыковой, В.П. Кащенко, М.А. Костенко, Ю.С. Моздоко-вой, Л.Д. Назаровой, Р.В. Овчаровой, Ю.С. Шевченко и др.

Таким образом, противоречие между потребностью общества эффективно влиять на молодое поколение для поддержания традиций культуры взросления и недостаточной реализацией педагогического потенциала государственных институтов в современной социокультурной ситуации, незначительная позитивная результативность большинства форм организованного детско-подросткового досуга актуализирует проблему педагогической коррекции мировосприятия и досугового поведения городских подростков, стимулирует поиск механизмов конструктивного социокультурного воздействия на развивающуюся личность. Актуальность рассматриваемой проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность дали основание для выбора темы исследования.

Объект исследования: социально-культурная деятельность в среде городских подростков, находящихся в ситуации возрастного кризиса.

Предмет исследования: социально-педагогический процесс коррекции возрастного кризиса городских подростков средствами народной сме-ховой культуры.

Цель исследования: разработать и апробировать досуговую социально-педагогическую программу коррекции возрастного кризиса городских подростков на основе использования элементов народной смеховой культуры.

Гипотеза исследования заключается в том, что социально-педагогическая деятельность в сфере досуга городских подростков способна оптимизировать коррекцию возрастного кризиса при условии использования воспитательного потенциала народной смеховой культуры; выступать фактором повышения позитивной результативности большинства форм организованного развлекательного досуга городских подростков; оказывать конструк-

тивное воздействие на личность подростка в процессе формирования механизмов социальной адаптации, коммуникации и инкультурации.

Задачи исследования:

1. Проанализировать социально-культурные факторы, влияющие на содержание досуга городских подростков.

2.Изучить педагогические аспекты специфики проявления возрастного кризиса подростков.

  1. Осуществить теоретический анализ использования опыта народной педагогики в преодолении возрастного кризиса подростков.

  2. Определить конструктивный социально-педагогический потенциал народной смеховои культуры в современных условиях, его роль в процессе социальной адаптации городских подростков.

  3. Теоретически обосновать и методически разработать программу социально-педагогической коррекции возрастного кризиса городских подростков на основе использования элементов народной смеховои культуры в сфере подросткового досуга.

6. Апробировать досуговую социально-педагогическую программу
коррекции возрастного кризиса подростков на основе использования элемен
тов народной смеховои культуры и выявить ее эффективность.

Методологические основы исследования. Методологически значимыми для данного исследования являются идеи Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, СИ. Гессена, А.Ф. Некрыловой, А.В. Юдина и др. о роли этнической культуры в развитии личности; о развитии нравственного сознания и поведения подростков в контексте традиционной культуры; обоснование возможности использования этнопедагогических факторов в условиях современной социокультурной деятельности. Определяя специфику современных механизмов трансляции ценностей традиционной культуры, мы опирались на наблюдения и выводы И.А. Андреева, М. Мид. При осмыслении конструктивного потенциала народной смеховои культуры, обусловленного амбивалент-

8 ностью смеха, были учтены идеи М.М. Бахтина, Л.В. Карасева, А.Г. Козинцева, Д.С. Лихачева, Б.А. Успенского. При изучении феномена возрастных кризисов и источников кризиса взросления подростков были приняты во внимание концепции Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.Б. Элько-нина, Э. Эриксона. Анализируя факторы, влияющие на досуговые ориентации подростков, мы опирались на данные исследований И.И. Клявиной, Е.Л. Омельченко, Г.К. Селевко, Б.А. Титова и др. На концепцию работы оказали влияние методологические подходы, ставящие в центр научной проблематики тенденции развития отечественной сферы социокультурной деятельности и досуга, представленные в работах М.А. Ариарского, СБ. Брижатовой, А. Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.В. Соколова, В.В. Туева и

др.

Методы исследования. На основе парадигмы междисциплинарного характера исследования и на разных стадиях его проведения были использованы общенаучные методы: системного, сравнительно-исторического и аксиологического анализа, методы индукции и дедукции; специальные методы: педагогической эвристики, проектирования и программирования, включенного наблюдения, контент-анализа, анкетирования, беседы.

Организация и этапы исследования. Была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы, на каждом из которых применялись различные исследовательские методы, соответствующие характеру решаемых задач. Данное исследование по специальности 13.00.05 - теория, история и организация социально-культурной деятельности осуществлялось с 1998 по 2006 годы и проходило в четыре этапа.

На первом этапе (1998-2003 гг.) был проведен анализ исходного состояния объекта социально-культурного воздействия - городских подростков. Проведено социологическое исследование, включающее наблюдение, анкетирование, тестирование, систему специально разработанных заданий.

9 Опрошено более 350 подростков и старшеклассников городов Алтайского края: Барнаула, Рубцовска, Камня-на-Оби, Бийска, Алейска, Заринска с целью выявления их индивидуальных представлений о духовно-нравственной атмосфере микросоциума и их культурных потребностей, интересов, досуго-вых предпочтений.

На втором этапе (2003-2004 гг.) апробировались основные теоретические положения, изучался и систематизировался опыт народной педагогики в преодолении вероятностных поведенческих отклонений подростков. Акцентировалось как значимое: последовательность и систематичность педагогической деятельности в народной традиции; синтез этического и эстетического опыта, передающегося внеинституциональным путем; предпочтение использования смехового начала народной художественной культуры как наиболее оптимального варианта преодоления вероятности девиантного поведения в период возрастного кризиса подростков. Были сформулированы цель, задачи, гипотезы исследования; определялись теоретическая и методологические основы диссертационного исследования. Исследовательский материал был включен в программу преподавания следующих учебных дисциплин: «Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками», «Теория социокультурной анимации», «Основы программирования анимационной деятельности», «Педагогика народного художественного творчества».

На третьем этапе (2004-2005 гг.) было осуществлено пилотажное социологическое исследование на базе экспериментального учреждения «Алтайский краевой кризисный центр для мужчин», школ-гимназий № 85 и № 42, лицеев № 73 и № 130, МОУ СОШ № 82 г. Барнаула с целью диагностики культурно-досуговых предпочтений подростков и выявления объектов, вызывающих у них тревогу и состояние дискомфорта. Параллельно разрабатывалась и апробировалась досуговая социально-педагогическая программа, варианты которой были внедрены в подростковых досуговых группах учреждений системы общего, дополнительного, специального образования и це-

10 левой группе подростков «Алтайского краевого кризисного центра для мужчин» г. Барнаула.

На четвертом этапе (2005-2006 гг.) уточнялись цель, задачи, гипотезы исследования, анализировались результаты апробации экспериментальной программы; определялись проблемы и перспективы исследования, подведен итог сравнения и сопоставления полученных результатов. В ходе опытно-экспериментальной работы проверена эффективность и достоверность досу-говой социально-педагогической программы коррекции возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры и предложены варианты использования фрагментов программы в социально-культурной деятельности.

Научная новизна исследования заключаются в том, что:

  1. Выявлены социокультурные факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации и досуговых предпочтений городских подростков в современных социально-культурных условиях.

  2. Определены социально-культурные и социально-педагогические возможности смеховых элементов народной художественной культуры (в традиционном и модернизированном вариантах) для коррекции возрастного кризиса городских подростков.

  3. Использован воспитательный потенциал народной художественной культуры в преодолении девиантных форм проявления возрастного кризиса городских подростков.

  4. Обоснована социально-педагогическая результативность использования элементов народной смеховой культуры по формированию защитных механизмов у подростков в период возрастного кризиса. При этом доказывается, что действенность смехового начала обусловлена амбивалентностью смеха, где утверждение позитива через отрицание приводит к сублимации деструктивных поведенческих реакций.

5. Разработана и апробирована на муниципальном и региональном уровнях культурно-досуговая социально-педагогическая программа коррекции возрастного кризиса городских подростков, основанная на использовании элементов народной смеховой культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач по оптимизации социально-культурных условий для коррекции возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры. Результаты проведенного опытно-экспериментального исследования важны для расширения направлений реализации социально-культурной деятельности (работа с педагогами досуга и организаторами внеклассной работы систем общего и дополнительного образования, в кризисных центрах), а также для разработки в современном обществе подходов к оптимизации условий социальной адаптации и инкультура-ции городских подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно послужило основой оптимизации социально-педагогического процесса в городских центрах коррекции возрастных кризисов детей и подростков в Алтайском крае; вошло в качестве альтернативной культурно-досуговой программы внеклассной работы для школьников среднего звена образовательных учреждений г. Барнаула (школы-гимназии № 85 и № 42, лицеи № 73 и № 130, МОУ СОШ № 82); стало органичной частью цикла учебных дисциплин в Алтайской государственной академии культуры и искусств. Изданы и используются в учебном процессе учебно-методическое пособие «Социально-культурные аспекты работы с детьми-сиротами», учебные лекции по теме «Народная педагогика в системе социальной адаптации подростков».

Внедрение результатов исследования осуществлено через практику подготовки и переподготовки специалистов по работе с подростками по программе «Социальный педагог по работе с детьми и подростками» на факультете дополнительного образования; через систему повышения квалификации

12 специалистов Алтайского края и Западно-Сибирского вузовского округа художественного образования, работающих в системе общего и дополнительного образования.

Материалы исследования используются в ряде учебных курсов специализаций «Организатор-постановщик социально-культурных программ», «Экономика и управление в социально-культурной сфере», а также при написании студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.

Практическая значимость исследования подтверждается и тем, что научные студенческие работы, выполненные в контексте авторской концепции коррекции возрастного кризиса подростков, получили в 2001 и 2004 гг. признание на Всероссийском конкурсе научных студенческих работ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: многолетней опытно-экспериментальной практикой; реально функционирующей теоретической моделью программы коррекции возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховои культуры; логичностью исходных теоретико-методологических позиций; последовательным использованием комплекса теоретических и эмпирических мето-дов познания, адекватных задачам исследования; целенаправленным анализом результатов экспериментальной работы, проведенной в течение нескольких лет.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Коррекция возрастного кризиса подростков - это социально-педагогический процесс, в основе которого лежит органичное единство традиционных и инновационных принципов, заключающихся в соединении модернизированных элементов народной смеховои культуры с современными формами социально-культурной деятельности.

  2. Культурно-досуговые социально-педагогические программы, построенные на единстве традиционных и инновационных принципов воспитания подростков, позволяют преодолеть возможность перехода кризисных яв-

лений в девиантные формы поведения, поскольку элементы народной смехо-вой культуры обладают значительным потенциалом коррекции, снятия и сублимации кризисного напряжения.

3. Оптимальными формами социально-педагогической коррекции под
росткового кризиса является подростковый неофольклор, элементы празд
нично-обрядовой смеховой культуры, результативность которых обусловле
на:

а) амбивалентностью смехового начала, где негатив компенсируется
позитивом;

б) сублимацией агрессии и неуверенности в себе в художественно-
творческие акции.

4. Результатом реализации культурно-досуговой программы, основан
ной на использовании элементов народной смеховой культуры, является оп
тимизация педагогической коррекции возрастного кризиса подростков, что
проявляется в формировании механизмов социальной адаптации, социальной
коммуникации и инкультурации.

Базами экспериментального исследовании явились государственные образовательные учреждения г. Барнаула: гимназии № 42 и № 85, лицеи № 73 и № 130, МОУ СОШ № 82. Экспериментальной базой исследования и внедрения досуговой социально- педагогической программы стало экспериментальное учреждение «Алтайский краевой кризисный центр для мужчин» (АККЦМ), а также Алтайская государственная академия культуры и искусств, кафедры социально-культурной деятельности и теории и истории художественной культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности (1998-2006гг), кафедры теории и истории художественной культуры (2005-2006гг) Алтайской государственной академии культуры и искусств, а также были представлены в виде докладов и выступ-

14 лений на научно-практических конференциях и семинарах: Международной

научно-практической конференции «Сохранение и воспроизводство культурного наследия Сибири» (Барнаул, 15-16 марта 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Культура. Литература. Искусство. Регион» (Тюмень, 12-13 апреля 2000 г.), V межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные задачи реализации учебно-научно-творческого потенциала Западно-Сибирского округа художественного образования» (Барнаул, 16-17 мая 2005 г.), межвузовском научно-практическом семинаре «Социально-культурная деятельность и образование XXI века» (Улан-Удэ, 13 марта 2000 г.), краевой научно-методической конференции «Реабилитация и интеграция в общество детей-инвалидов» (Барнаул, 15 декабря 2004 г.), краевом научно-практическом семинаре на базе Алтайского краевого центра народного творчества и досуга «Деятельность учреждений культуры по формированию духовного мира подрастающего поколения» (Барнаул, 20-21 марта 2003 г.), на курсах повышения квалификации вожатых общеобразовательных школ и слушателей курсов для студенческих педагогических отрядов (ежегодно).

Структура и объем диссертации обусловлены авторским замыслом и логикой исследования, направленной на достижение указанных нами целей и задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Список литературы включает 182 наименования. Анкетный материал, использовавшийся в ходе опытно-экспериментальной работы, наглядно иллюстрирует содержание диссертационного исследования в четырех сводных таблицах и двух рисунках. Общий объем работы составляет 162 страницы.

Социально-культурные тенденции организации досуга современных городских подростков

Анализируется специфика типов молодежной городской субкультуры как реального спектра идеалов для подростка и потенциальной социокультурной сферы их жизнедеятельности.

Определяя специфику современных механизмов трансляции ценностей традиционной культуры, мы опирались на наблюдения и выводы И. А. Андреева, И.А.Кутырева, М. Мид.

Факторы, влияющие на досуговые ориентации подростков, мы рассматривали, опираясь на данные исследований И.И. Клявиной, Е.Л. Омель-ченко, Г.С. Селевко, Б.А. Титова и др.

Определены как основополагающие тенденции развития отечественной сферы социально-культурной деятельности и досуга, представленные в работах А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.В. Соколова, В.В. Туева и др.

Кроме того, в данном разделе работы систематизируется информация о специфике форм организации досуга современных городских подростков, которая проявляется в стремлении подростка к неформальному общению, рожденному в праздничной ситуации; дается характеристика понятия "молодежная субкультура"; рассматриваются популярные для конца ХХ-ХХ1 веков подростково-молодежные движения, определяемые ювенологами, культурологами, социологами как неформальные; определяется семантический объем феномена и понятия "подростковая субкультура"; приводятся данные социологических исследований о досуговых предпочтениях и ценностных ориентациях подростков центральных и периферийных городов России, что позволяет реконструировать шкалу приоритетных досуговых занятий городских подростков.

Особое внимание обращается на сложность проблем "промежуточности" подростковой субкультуры с ее размытыми границами, где "мир детства и взрослости" еще имеет глубинные и органичные связи. Отсюда - акцентируется идея о необходимости формирования предпочтений и ценностей подростка как идея социально-культурная, социально-педагогическая и культу рологическая, поскольку от характера предпочтений будущих граждан России во многом зависит уровень и особенности ее развития.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется актуализацией научного интереса ко всем сторонам жизни «детского сообщества» (терминология И.И. Клявиной), поскольку объектом исследования становятся игры, лексика, детский юмор, фольклор и другие компоненты детской субкультуры как семантико-символического пространства установок, ценностей, способов деятельности, форм общения. Подростковый досуг является важнейшей компонентой подростковой субкультуры, занимая особое место в структуре представлений подростка о содержательном разнообразии жизни. Ценность его для подростка - в спонтанной направленности, ограниченной регламентированности со стороны взрослых, удовлетворении потребности в самопознании.

Вместе с тем, в педагогике свободного времени досуг традиционно рассматривается как фактор социализации подростков, как своеобразное временное пространство культуры, в которой осуществляется их развитие и стабилизация при условии его социально ценной организации. В контексте социально-педагогических, социологических изысканий, в дискурсе теоретических исследований педагогики молодежного и подросткового досуга нам представляется принципиальным наблюдение В.Я. Суртаева. По его мнению, сложившийся в конце XX века плюрализм субкультур, расширившийся диапазон целей и ценностей нередко с трудом усваивается молодыми людьми, детерминирует маргинальность сознания, стимулирует внутреннее беспокойство, создает своеобразный «горючий материал» для агрессии и социальных конфликтов [145, с.72].

Словарно-справочное определение понятия «субкультура» фиксирует, что это некая система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства. Кроме того, мы согласны с утверждением С.Ф. Шмидт, что это такой тип отношений между людьми, в основе которого лежат правила ситуативного взаимодействия индивидов друг с другом внутри группы и самой группы с другими группами и их отдельными представителями [170, с.74].

Анализируя сущность молодежной субкультуры, необходимо отметить, во-первых, что это культурная подсистема внутри базовой культуры общества и ей присущи ценности, мировосприятие и социокультурные установки этого общества; во-вторых - она всегда есть большее или меньшее отрицание общепринятых позиций [132, с. 10]; в-третьих, ее характеризует мозаичность, неоднозначность жизненных идеалов и ценностей, в том числе и приоритетов в сфере досуга [70, с. 123]. И, наконец, роль молодежной субкультуры возрастает тогда, когда основные социальные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, социальные и образовательные учреждения, общественные и религиозные организации, средства массовой коммуникации), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретение социального статуса, интеграцию молодежи в общество [145, с. 73].

К дефиницированию рабочего для нас понятия "подростковая субкультура" мы придем индуктивным методом, отталкиваясь от анализа специфики типов молодежной городской субкультуры как реального спектра идеалов для подростка и потенциальной досуговой (шире - социокультурной, личностной) сферы жизнедеятельности. Формирование подростково-молодежной субкультуры происходит под воздействием многих факторов.

Возрастной кризис детей и подростков в контексте психологии, педагогики и социально-педагогической деятельности

Исследуются воззрения на типологию возрастных кризисов, разработанную Л.С. Выготским, который понимал феномен кризиса как естественный промежуточный период между относительно стабильными в психологическом плане возрастными периодами. Обращается внимание на современное понимание феномена «возрастной кризис» (Л.И. Божович, И.С. Кон, К.Н. Поливанова). Принципиальной для понимания и решения проблемы социально-педагогической коррекции протекания возрастного кризиса, в том числе средствами социально-культурной деятельности, представляется научная классификация специфических подростковых поведенческих реакций на воздействие социальной среды. В этой связи представляется продуктивной авторская позиция Н.А. Носова о виртуальном человеке, где подростковая аутизация оценивается им как уход подростка в свой, виртуальный мир. Подростковые реакции на окружение зависят от степени реальности личности, и, отсюда, задачи педагогов видятся в целенаправленном сближении неразвитости и сверхразвитости личности подростка - к норме. Социальная и досуговая педагогика разрабатывают три ключевых направления в контексте обозначенной проблемы: поддержка взросления подростка; помощь и поддержка в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах; обеспечение условий для инициативного и поливариантного проведения досуга.

Изучение подростков как специфической возрастной группы в ее сегодняшней, а не абстрактной и вневременной ситуации развития предполагает анализ данного возрастного периода в исторической перспективе.

До XVII-XVIII вв. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психологическое и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между взрослостью и детством.

Глубокие социально-экономические преобразования, связанные с развитием капиталистической формации, одним из последствий имели изменение периодов онтогенеза. Занимающийся проблемами детства французский историк культуры Ф. Арьес считал, что на это изменение повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа средних и высших учебных заведений и обязательная воинская повинность (в XVIII столетии в странах Европы мальчики стали призываться на военную службу в период между окончанием школы и вступлением во взрослую жизнь) [9, с.38]. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость - продукт нового времени. Сегодня в психологии существует множество теорий подросткового возраста, но, каково бы ни было определение этого периода развития, никто в наше время не сомневается в его реальности, хотя два столетия назад оно едва вырисовывалось.

Осознание объективных изменений в жизненном цикле человека происходило постепенно, чему в значительной степени способствовало развивающееся в общем русле борьбы за права человека, социальное движение за права молодёжи. В конце XIX в. в результате этой борьбы государства Европы и Америки были вынуждены оформить юридический статус подростка, приняв детское трудовое законодательство и специальные законы о правах молодёжи, введя обязательное (преимущественно государственное) образование и установив границы подросткового возраста между достижением по ловой зрелости и возрастом, который закон определяет как обязательный для трудовой деятельности и правовой ответственности.

С течением времени мир кардинальным образом изменился и продолжает меняться. Изменяются ли вместе с ним характеристики подросткового возраста? Ответы на этот вопрос поляризуются в зависимости от того, кто отвечает - психолог, педагог или социолог. Социолог подчёркивает очевидные классовые, национальные и другие различия между подростками; психолог выделяет свойственные подросткам из различных социальных групп общие черты: специфические подростковые формы поведения и реагирования, особенности подросткового способа построения отношений со взрослыми и сверстниками, самоопределение подростка и т.д.

На протяжении подросткового возраста в силу особых социальных условий его проживания может быть несколько периодов, по содержанию приближающихся к возрастному кризису. Их протекание разнится у разных детей, так как на симптоматику критического периода влияют многие обстоятельства: отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, развитость познавательной сферы, сформированность творческих интересов и даже физиологические особенности, а именно - время начала пубертата.

Подростковый возраст даже в его стабильной фазе характеризуется особым интересом взрослеющего человека к самому себе, своему внутреннему миру и внешнему облику. Происходит процесс интенсивного самопознания.

Вместе с тем, современный социум не предоставляет подростку адекватных, социально приемлемых «мест» взросления. Это приводит к затяжному характеру возрастного кризиса.

В различных психологических, социально-педагогических теориях термин «возрастные кризисы» использовался по-разному. В отечественную науку представление о возрастном кризисе ввел П.П. Блонский, а затем в 30-е годы описал и содержательно раскрыл Л.С. Выготский [22, с. 85; 40, с. 249] . Рассматривая возрастное развитие как диалектический процесс, он отмечал, что эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития - возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте.

Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы: кризис ново-рожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис первого года отделяет младенчество от раннего детства; кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту; кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис тринадцати лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. Возрастные кризисы - закономерные и необходимые этапы развития ребенка; таким образом, понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения - упрямством, негативизмом, конфликтностью в общении и т.д. Источник этого явления - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия.

Коррекционные возможности народной смеховой культуры в социально-культурном программировании досуговой деятельности городских подростков

Проблема амбивалентности смеха и смеховои культуры является одной из актуальных как в теории социально-культурной деятельности, так в культурологии и философии, поскольку она ориентирована на сложное восприятие мира и человека в мире. Попытаемся систематизировать основные научные концепции по следующим параметрам: 1) понятие смеха как культурной и психосоциальной категории (М.М. Бахтин, А. Бергсон, Л.В. Карасев, А.В. Пешкова, В.Я. Пропп, Л.Н. Столович, В. Тростников, Б.А. Успенский); 2) понятие смеха в религиозной христианской культуре (М.М. Бахтин, Л.В. Карасев, А.Г. Козинцев, Д.С. Лихачев, А. Обухов); 3) классификация категорий смешного (А.Н. Лук, И.В. Мусийчук, Ю. Стора-Шандор, А.И. Спершунов, А.А. Сычев); 4) морфологическая классификация смехового начала в культуре и проблема морфогенеза (Т.В. Иванова, О.А. Коновалова, Л.В. Кучепура, Е.Г. Ромахина, Г.А. Тульчинский, Н.В. Шашкова).

Исследование проблемы изучения смеха связано, по словам А.В. Дмитриева, с «акробатической» балансировкой на грани того, что можно назвать собственно «научным знанием», так как уложить его в чистые схемы невозможно, разбить на составляющие - проблематично [48, с. 144]. Однако как явление многогранное, феномен смеха может рассматриваться в различных аспектах: в физиологическом, психологическом, социальном, культурологическом, теоретико-информационном, эстетическом.

По замечанию Л.Н. Столовича, «эстетика настаивает на отличии понятия «смех» от эстетической категории «комическое», которая не сводится к «смешному», а «смех» может выходить за пределы эстетического отношения человека к миру» [141,с.243]. Вместе с тем, смех неизбежно попадает в орбиту философии, поскольку представляет собой определенный вид эмоционально-ценностного мировосприятия. Подробнее остановимся на анализе метафизического подхода к феномену смеха, фиксирующего отношение смеха к коренным проблемам бытия - к Богу и Мудрости, к Жизни и Смерти, к Свободе и Необходимости, к Добру и Злу (А. Бергсон, А.Г. Козинцев, Л.Н. Столович, А.А. Сычев, В. Тростников и др.).

Смех как общечеловеческая способность воспринимать мир во всем многообразии светлых и темных сторон таит в себе мудрое начало. Так, Н.А.

Бердяев в смехе видел освобождающее начало, возвышающее над властью обыденного. Ю.Б. Борев, рассматривая комическое и смех «как утверждение радости бытия», подчеркивает, что «смех всегда есть смех над хаосом во имя гармонии, он - гармонизация хаоса» [24,с.131]. Вместе с тем, утверждая жизнь, смех выступает против всего того, что ей мешает, что потеряло актуальность. По словам молодого К. Маркса: «Это необходимо для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым» [цит. по 141, с.256]. В этом - парадокс смеха, его амбивалентная природа.

Своеобразное место в понимании природы смеха занимает соотношение его с понятием «Свобода». М.М. Бахтин отмечал, что «рядом с универсализмом средневекового смеха необходимо поставить вторую его замечательную особенность - неразрывную и существенную связь его со свободой... Эта свобода смеха, как и всякая свобода, была, конечно, относительной; область ее была то шире, то уже, но вовсе она никогда не отменялась» [12,с.102-103]. О связи смеха со свободой свидетельствует не только социология и культурология смеха, но и его психология. На первый взгляд кажется, что заразительность смеха означает подчинение индивида коллективу. Вместе с тем, он вправе выбирать, «смеяться или не смеяться». «Нельзя заставить смеяться, так же, как нельзя заставить наслаждаться прекрасным, восторгаться возвышенным ... Смех возможен при свободе душевной деятельности или ведет к ней» [там же, с.260]. Свобода смеха проявляется и в том, что он способен преодолевать такие несвободные состояния человека, как страх и стыд. Об этом, в числе прочих аспектов феномена смеха, пишет в своей работе «Философия смеха» Л.В. Карасев [62]. Речь в данном случае не идет о бесстыдном смехе, однако смех способен освобождать людей от принятых в данном обществе, часто отживающих норм стыдливого и постыдного. Такого рода смех проявлялся, например, в древних празднествах, включавших оргиастические элементы. В контексте идей М.М. Бахтина о риту альном очищении посредством карнавального смеха, можно говорить о том, что недоступный запретный плод вполне доступен смеху.

Еще одна из важных проблем метафизики смеха - отношение смеха к ценностям и антиценностям. Смех над злом обнаруживает в человеке способность видеть настоящую цену явлению, сопоставляя его (возможно, бессознательно) с подлинными ценностями. Таким образом, смех, разоблачая мнимые ценности, сам становится важной человеческой ценностью. В контексте обозначенной проблемы интерес для нас представляет работа А.Г. Козинцева «Об истоках антиповедения, смеха и юмора», в которой автор предлагает анализ позиций исследователей, рассматривающих смех как временное освобождение от целого ряда существенных, но порой обременительных человеческих проявлений: «Шопенгауэр А. видел в комическом средство вырваться из-под гнета разума; по Фрейду 3. - остроумие позволяет преодолеть преграды, сооруженные логикой и моралью. Для М.М. Бахтина смех - средство победить пиетет и страх. Для Л.В. Карасева смех - антитеза стыда. Майндес к числу вещей, от которых освобождает смех, относил конформизм, комплекс неполноценности, разум, наивность, социальную запрограммированность, серьезность, самомнение, условности, преклонение перед авторитетами, благоговение перед смертью» [71, с.31].

Теоретическое обоснование структуры и содержания культурно-досуговой программы педагогической коррекции возрастного кризиса городских подростков на основе использования элементов народной смеховой культуры

Усложнение видов человеческой деятельности предполагает закономерность их градации на составляющие этапы и операции. Обеспечение оптимальной последовательности социально-педагогической деятельности позволяет получить рациональный результат в конкретной ситуации. Сегодня часто говорят о «механизации», «технизации» педагогического процесса, о "преобладании управленческих компонентов" [181, с.38]. С другой стороны -утверждается необходимость внедрения технологий в социокультурную деятельность, социальную педагогику, в процессы обучения и воспитания [10; 14; 28; 50; 66; 79; 88; ПО; 130]. Мы, скорее, согласны с теми исследователями, которые считают, что социально-культурные и социально-педагогические технологии - это особого рода программа деятельности специалиста социокультурной сферы или социального педагога, их сотрудничество с индивидом или социальной группой в определенных условиях [88; с.13].

Для нашего исследования принципиально важно утверждение Н.Н. Ярошенко о том, что «...социально-культурная деятельность - это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» [182, с. 44]. Так, Л.В. Мардахаев рассматривает социально-педагогическую технологию как «...целенаправленную, наиболее оптимальную последовательность социально-педагогической деятельности (упорядоченную совокупность действий, операций и процедур) по реализации специалистами методов, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком, группой в определенных условиях среды» [там же]. И.А. Липский предложил классификацию технологий социальной работы и социально-педагогической деятельности, выделив общеотраслевые, межотраслевые и отраслевую группу технологий, отнеся к последней технологии: социально-педагогической адаптации, социально-педагогической реабилитации, социально-педагогической поддержки, социально-педагогического сопровождения, социокультурной анимации [79, с.37-38]. Ю.С. Моздокова сделала попытку систематизации основных социально-культурных реабилитационных технологий [10].

На наш взгляд, в этот ряд может быть поставлена технология программирования «социально-педагогической коррекции», предполагающая педагогически целесообразное, корректное вмешательство в процесс личностного развития с целью непрерывного преобразования объекта социально-педагогического воздействия. Кроме того, мы учитывали рекомендации Т.Г. Новиковой и А.С. Прутченкова по социально-педагогическому проектированию. Так, определяя алгоритм разработки социально-педагогических проектов, авторы указали на следующую последовательность: выявление потребности в некоем изменении и выделение проблемы; определение цели проекта; постановка задач по реализации цели; определение идей реализации цели и задач; определение видов деятельности, необходимых для разработки и запуска проекта; прогнозирование результатов; определение участников деятельности на этапах разработки и запуска проекта; определение допустимых сроков исполнения. Наряду с этим, в рамках настоящего исследования нами была использована технологическая «цепочка» подготовки досуговой соци ально-педагогической программы, разработанная Г.В. Олениной. Автором выделяются следующие этапы: 1. Выбор темы досуговой социально-педагогической программы (далее ДСПП); 2. Теоретическое обеспечение целевого блока ДСПП; 3. Теоретическое обеспечение содержательно-деятельностного блока ДСПП; 4. Выбор метода и технологии ДСПП; 5. Выбор форм ДСПП; 6. Диагностический блок ДСПП [ПО].

Исходя из этого, на первом этапе нами была предпринята попытка выделить проблему формирования защитных механизмов у подростков, находящихся в ситуации возрастного кризиса, определив место социально-культурной деятельности, народной педагогики и народной художественной культуры, в частности, ее смехового аспекта в системе коррегирующей деятельности. Мы пришли к выводу, что объединение теории и практики использования народной смеховой культуры возрастной психологией, социальной педагогикой, теорией и практикой социокультурной деятельности сможет повысить социальную адаптивность подростков; сформировать у них способность к ситуативной коррекции поведения и эмоций в сторону нормы; реализовать их познавательные потребности в информации о традиционной, в том числе смеховой культуре. В контексте немалого количества профилактических, адаптационных, реабилитационных программ и на фоне незначительной позитивной результативности большинства досуговых форм, основанных на тиражировании эпатажных стереотипов поведения, коррекцион-ные программы, актуализирующие опыт народной педагогики и амбивалентность смехового начала в культуре, позволят преодолеть возможные девиации и развить навыки коммуницирования.

Разработка целевого блока досуговой социально-педагогической программы требует обоснования педагогических принципов, положенных в основу программы. На наш взгляд, должны быть учтены следующие принципы воспитания:

1. Принцип природосообразности, который актуализирует требование учитывать физиологические, биологические, половозрастные особенности развития объекта педагогического воздействия - подростков, проживающих в условиях современного города.

2. Принцип культуросообразности в контексте нашего исследования один из основополагающих; он обеспечивает процесс инкультурации и одновременной социализации подростка через освоение системы социальных и культурных норм своего народа. Вместе с тем, национальная окрашенность воспитания открывает возможности включения подростков в широкий многонациональный мир.

3. Принцип креативности - основа основ досуговой педагогики: он предполагает развитие творческих способностей ребенка и подростка, освоение им в процессе творчества духовных ценностей, создание творческой атмосферы, позволяющей юмористически-креативно решать проблемные ситуации.

4. Принцип демократизации воспитательной среды отражает стремление помочь субъектам досуговой социально-педагогической программы преодолеть конфликтную или кризисную ситуацию, повысить их самосознание и скорректировать самооценку.

5. Принцип идентификации - отождествления индивида с группой, в которой он находится, предполагает, что это помогает ему усвоить ценности группы, сознательно и активно включиться в деятельность.

Похожие диссертации на Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга