Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы эстетического воспитания подростков средствами народной музык 14
1.1 Эстетический потенциал народной музыкальной культуры 14
1.2 Эстетическая культура личности современного подростка 40
Глава II. Организация художественно-эстетического воспитания подростков средствами народной музыки 63
2.1 Педагогические условия и модель эстетического воспитания подростков средствами народной музыки 63
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы 113
Заключение 140
Библиография 144
Приложения
- Эстетический потенциал народной музыкальной культуры
- Эстетическая культура личности современного подростка
- Педагогические условия и модель эстетического воспитания подростков средствами народной музыки
- Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях примитивизируется эстетическое начало в жизни человека (окружающее пространство не отличается красотой, и снижается культура поведения людей и т.д.). Для динамичного развития общества, поддержания динамики социокультурной модернизации необходимо преобладание высокохудожественных эстетических ценностей и идеалов национальной культуры, а не ценностей, навязанных массовой культурой. В XXI столетии общество, с одной стороны, нуждается в эстетически развитой личности, умеющей понимать, ценить и создавать прекрасное, но с другой — имеет место ярко выраженная тенденция преобладания рационально-логических способов познания в педагогическом процессе. Такой подход затрудняет духовное развитие подрастающего поколения, так как не развивается эмоционально-чувственная сфера, без которой невозможно полноценное эстетическое развитие личности. В сложившихся условиях проблема формирования эстетической культуры подрастающего поколения, способного испытывать эстетические эмоции, чувства и реализовывать эстетический потенциал в мире культуры, приобретает актуальную значимость.
В современном обществе есть две ярко выраженные тенденции, порожденные противоречивыми процессами глобализации и регионализации: с одной стороны — преобладание унификации мировых культур, с другой — возрастающий интерес к национальным культурам. Народная мудрость, аккумулированная в многовековой памяти национальной культуры, указывает современному подростку пути духовного и физического совершенствования, способствует достижению единства внутреннего и внешнего, гармонии с миром и самим собой. В народной музыке отображены особенности национального мировоззрения и характера, заложен национальный идеал человека, а также культурные традиции народа. В последнее время утрачивается естественный процесс постижения народной музыки путем передачи ее через поколения. Поэтому возрождение народной
4 музыки, использование ее эстетического потенциала осуществляется в настоящее время в основном через школы и студии, особенно в условиях городской среды. Музыкальный фольклор используется эпизодически, часто только при работе в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования с дошкольниками и младшими школьниками.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки сложна и многогранна. В разные эпохи она решается по-разному. Проблеме эстетического воспитания были посвящены работы Г.Г.Солодовой, Н.А.Климовой, И.И. Барабановой, В.И. Гладилиной, Т.А. Калинкина, М.Х.Герандокова, О.Н. Органовой, Л.А. Воловича, Н.И.Киященко, М.С.Кагана, А.И.Комаровой, Р.П. Шульги, В.М. Пивоева и др.. Проблема места и роли народной культуры в воспитании подрастающего поколения рассматривается социологами, этнографами, педагогами и психологами В.Я.Бабенко, И.И.Валеевым, Л.С.Выготским, А.Г.Здравомысловой, Р.К.Кузеевой, А.Н.Леонтьевым, М.С.Старгеусом, Ю.А. Цагарелли, В.А.Петрушиной, Л.Л.Бочкаревой, Г.В.Иванченко и др. Исследованию этнопедагогики (традиций народного воспитания) посвящены труды В.Ф.Афанасьева, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, З.Г.Нигматова,
М.Г.Стельмаховича, ЯМ. Ханбикова, О.А. Пашина. Разработка проблем музыкального фольклора носит искусствоведческий характер. Проблема собирания фольклора разработана в трудах С.С. Алымова, B.C. Базина, А.А.Иванова, А.В. Киселева и др.. В работах Т.В. Поповой, А.Л. Топоркова, О.А. Пашиной раскрываются жанровые особенности фольклора. Отдельные жанры музыкального фольклора исследует И.И. Земцовский (лирические песни, былины), Н.П. Кузьмина (молодежные игры и хороводы) и т.д. Имеются программы, посвященные проблеме приобщения детей к музыкальному фольклору, но в большинстве своем они касаются воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (Д.А. Рытов, Е.Г Воронина, Г.Г. Ибрагимова и др.). Э.П. Герасимова применяет национальное
5 музыкальное искусство для формирования этнической толерантности у подростков. В.В. Путиловская формирует художественный интерес подростков средствами музыкального фольклора и т.д..
На основе анализа психолого-педагогической, искусствоведческой, философской литературы, изучив опыт работы учреждений дополнительного образования, музыкальных школ и школ искусств, учитывая современные требования общества к воспитанию подрастающего поколения, нами были выявлены следующие противоречия: 1) между ориентацией общества на эстетически развитую личность и низким уровнем эстетизации современного общества; 2) социальной потребностью приобщения подростков к народной музыке и недостаточной разработанностью вопросов эффективного использования ее ресурсов в воспитании эстетической культуры подростка.
На основании выявленных противоречий была установлена проблема: определить педагогические условия и модель процесса художественно-эстетического воспитания подростков средствами народной музыки.
Исходя из этого, была определена тема исследования: «Формирование эстетической культуры подростков средствами народной музыки (на примере учреждений дополнительного образования)».
Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая реализация педагогических условий и модели по формированию эстетической культуры подростков средствами народной музыки.
Объект исследования - формирование эстетической культуры подростков в процессе участия и приобщения к народной музыке в музыкальной деятельности.
Предмет исследования — педагогические условия формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки.
Гипотеза исследования - эффективность формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки достигается при условии реализации предлагаемой модели и соблюдении следующих общих и частных педагогических условий:
Общие педагогические условия: готовность педагогов-музыкантов к воспитанию эстетической культуры средствами народной музыкальной культуры; использование народной музыки, которая способствует формированию эстетических ценностей и развитию у подростков эстетических чувств, воображения, мышления, памяти и т.д.; использование дифференцированного и индивидуального подходов в процессе музыкальной деятельности; учет возрастных особенностей в организации эстетического воспитания подростков.
Частные педагогические условия: организация эмоционального пространства в процессе деятельности с использованием народных музыкальных традиций; понимание народной музыкальной культуры через ее коды, символы, знаки, изучение музыкальных традиций жизни народа; овладение музыкальным языком народной культуры в процессе формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки; использование коммуникативных особенностей народной музыки как способа оптимизации музыкальной деятельности; установление взаимосвязи между изучением и исполнением народной музыки подростками (что ведет к определенным изменениям в мировосприятии, меняет их отношение к культуре в целом, а также влияет на стиль общения и поведения подростков).
Задачи исследования:
Выявить формирующий потенциал народной музыки в воспитании эстетической культуры подростков.
Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить комплекс педагогических условий. Апробировать модель формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки.
3. Определить критерии формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки.
7 4. Раскрыть специфику формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки в учреждениях дополнительного образования.
Методологическую основу исследования составляют идеи, положения и методические основы современных социально-психологических и педагогических концепций, разработанных и применяемых в отечественной педагогике и психологии (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, В.И. Петрушин, С.А. Кравченко, Л.Ю.Сироткин и др.); в области музыкальной культуры и образования (Б.В. Асафьев, Ю.Б Алиев, Э.Б Абдуллин, В.К. Белобородова, А.Гольденвейзер, Г. Нейгауз, Д. Кабалевский, В.В. Медушевский, В.И.Петрушин, А.Н. Сохор, Р.А.Тельчарова, С. Фейнберг, Н. Шацкая, Г.М.Цыпин, Б.Яворский); а также исследования по народной педагогике (В.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, З.Г. Нигматов, М.Г.Тельмахович, О.А. Пашин, Я.И. Ханбиков и др.); исследования в области эстетического воспитания (А.А. Адаскина, И.И. Барабанова, М.А.Верб, Л.М. Гуляева, Н.И. Киященко, О.В. Лармин, М.С. Каган, Б.Н.Абросимов и др.).
Методы исследования: теоретический анализ и синтез содержания философских, психологических, педагогических, эстетических, искусствоведческих, музыкально-педагогических научно-литературных источников, полученных научных фактов по проблеме эстетической культуры подростков; изучение и анализ педагогического опыта работы учреждений дополнительного образования и культурно-досуговых учреждений, планов занятий с музыкальными коллективами с целью изучения состояния проблемы; метод сбора эмпирической информации — анкетирование, наблюдение, тестирование, педагогическое моделирование, эксперимент; методы статистической обработки, качественный и количественный анализ, интерпретации полученных данных в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Научная новизна исследования: - выявлен и охарактеризован воспитательный потенциал народной музыки в формировании эстетической культуры подростков, заключающийся: в использовании традиций народной музыки и ее эстетически значимых ценностей для формирования сознания и художественно-образного мышления подростков; во влиянии на чувства и эмоции подростков, которое происходит за счет художественно-творческого изложения материала народной музыки; в изучении особенной эстетической знаковой системы, характерной для песенного и инструментального народного музыкального творчества; - теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия и модель, обеспечивающие эффективность процесса формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки; определены критерии формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки: интерес подростков к народным музыкальным традициям; восприятие и усвоение произведений народного искусства; способность подростков к активной творческой деятельности, участие в музыкальной деятельности; раскрыта специфика формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки: расширение познавательной сферы подростков (через изучение народной музыки узнают много нового о культуре, обрядах, обычаях своего народа); мотивация подростков к коллективному творчеству и творческому самовыражению (это исполнение народной музыки в ансамблях, оркестрах, совместное написание докладов, подготовка мероприятий, участие в исследовательской деятельности); развитие когнитивной сферы подростков (развитие чувственной и эмоциональной сферы подростков путем включения их в пространство народной музыки, развитие мышления, речи, фантазии, анализ абстрактных идей через изучение знаковости, музыкального языка, кодов народной музыки).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы составляющие компоненты эстетической культуры
9 подростков и изучено влияние на них социокультурной ситуации. Выделен эстетический потенциал народной музыки, раскрыта специфика формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки. Определены критерии эстетического воспитания подростков средствами народной музыки. Разработаны педагогические условия, способствующие приобщению подростков к народной музыке.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты обеспечивают педагогов дополнительного образования, а также педагогов музыкальных школ и школ искусств, научно обоснованными выводами и рекомендациями по организации процесса эстетического воспитания подростков средствами народной музыки. Учебное пособие «Народная музыка в эстетическом развитии личности» (Казань, 2007) и монография «Эстетическая культура учащихся в условиях трансформации современного российского общества» (Казань, 2004), написанные автором исследования, используются в работе творческих вузов, культурно-досуговых учреждениях, музыкальных школ и школ искусств. В них обосновываются актуальность и целесообразность изучения в вышеуказанных заведениях народной музыки с целью повышения эффективности эстетического воспитания и успешной социализации подростков.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются последовательной реализацией методологической основы исследования на всех его этапах, использованием комплекса методов, адекватных предмету исследования и поставленным задачам, продолжительностью опытно-экспериментальной работы и получением положительных результатов, статистической значимостью полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе Дворца детского творчества им. А. Алиша г. Казани, Центра детского творчества при муниципальном учреждении культуры «Дом культуры» г. Рузаевка (Республика Мордовия), ДМШ №4 и ДМШ №11 г. Казани.
10Основные положения, результаты, выводы и рекомендации обсуждались на кафедрах педагогики и психологии, народно-инструментального творчества Казанского государственного университета культуры и искусств, на республиканской научно-практической конференции «Психолого- педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования» (Казань, 2001), VIII международной научно- практической конференции к 125-летию КГПУ «Формы и методы воспитательной работы в Вузе» (Казань, 2001), Всероссийской научно- практической конференции (КГАКИ 2002), республиканской конференции КГПУ (Казань, 2002), Всероссийской научно-практической конференции КГУКИ (Казань, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования» (Казань, 2005), Международной научно-практической конференции «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (КГУКИ, 2008).
Исследования проводилось в три взаимосвязанных этапа:Первый этап (2001-2004гг.) включал изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической, культурологической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, формировался понятийный аппарат, на базе Дворца детского творчества им. А. Алиша г. Казани анализировался опыт работы по эстетическому воспитанию подростков средствами народной музыки. Была определена рабочая гипотеза, разработана процедура диагностики эстетической развитости личности подростков. Проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап (2004-2007) предполагал продолжение теоретического исследования проблемы, теоретическое обоснование подходов по формированию эстетической культуры подростков средствами народной музыки, осуществлялась разработка гипотезы; составлялся экспериментально-программный материал, формировались и уточнялись педагогические условия, осуществлялся формирующий эксперимент.
Третий этап (2007 -2008) предполагал обработку и анализ полученных результатов по формированию эстетической культуры подростков средствами народной музыки, их теоретическое обоснование, формулирование научных выводов и оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
Формирование эстетической культуры подростков, которое происходит интенсивнее при использовании потенциала народной музыки в условиях художественно-творческого коллектива. Народная музыка содержит в себе следующие средства воздействия: 1) изучение традиций народной музыки, которая влияет на формирование сознания и художественно-образного мышления; 2) на эмоции и чувства, вызванные художественной стороной исполняемой народной музыки, которая способствует активному осознанному восприятию, эстетическому переживанию действительности; 3) изучение ценностей народной музыки как средства воздействия на эстетические взгляды и убеждения подростков; 4) изучение знаковой системы народной музыки, ее кодов, сигналов, специфического языка, которые побуждают, мотивируют подростков к теоретической деятельности, а также вызывают интерес к творчеству через активную музыкальную деятельность.
Модель эффективной организации формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки представлена в следующем виде: 1) цель; 2) основные задачи; 3) основные компоненты эстетической культуры; 4) основные критерии развития эстетической культуры подростков средствами народной музыки; 5) общие педагогические условия; 6) частные педагогические условия; 7) методы работы; 8) основные виды и формы работы (см. приложение).
Педагогические условия эффективного формирования эстетической культуры подростков в процессе музыкальных занятий средствами народной музыки: общие: готовность педагогов-музыкантов к процессу формирования эстетической культуры средствами народной музыкальной культуры; использование народной музыки, которая способствует формированию эстетических ценностей и развитию у подростков эстетических чувств, воображения, мышления, памяти и т.д.; использование дифференцированного и индивидуального подходов в процессе музыкальной деятельности; учет возрастных особенностей в организации эстетического воспитания подростков; частные: организация эмоционального пространства в процессе деятельности с использованием народной музыкальной традиции; понимание народной музыкальной культуры через ее коды, символы, знаки, через изучение музыкальных традиций жизни народа; овладение музыкальным языком народной культуры в процессе формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки; использование коммуникативных особенностей народной музыки как способа оптимизации процесса музыкальной деятельности; установление взаимосвязи между изучением и исполнением народной музыки подростками, что ведет к определенным изменениям в их мировосприятии, меняет отношение к культуре в целом, а также влияет на стиль общения и поведения подростков.
III. Критерии эффективности формирования эстетической культуры подростков: интерес к народной музыке; восприятие и усвоение произведений народного музыкального искусства; способность к активной творческой деятельности, участие в музыкальной деятельности.
IV. Специфика формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки: расширение познавательной сферы подростков (через изучение народной музыки узнают много нового о культуре, обрядах, обычаях своего народа); мотивация подростков к коллективному творчеству
13 и творческому самовыражению (это исполнение народной музыки в ансамблях, оркестрах, совместное написание докладов, подготовка мероприятий, участие в познавательной деятельности); развитие когнитивной сферы подростков и развитие чувственной и эмоциональной сферы подростков путем включения в их пространство народной музыки, развитие мышления, речи, фантазии, анализ абстрактных идей через изучение знаковости, музыкального языка, кодов народной музыки.
Специфика организации занятий для подростков предполагают соблюдение необходимых и достаточных условий: 1) изучение народной музыки (средствами постижения музыкального языка, кодов, знаков, символов народной музыкальной культуры и т.д.); 2) применение и использование разножанрового, разнохарактерного народного музыкального материала; 3) организация исполнительской и интерпретационной деятельности; 4) применение навыков исполнения народной музыки; 5) организация эмоционально-чувственного восприятия народной музыки для слушателей и исполнителей.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (300 наименований, в том числе 5 на иностранном языке), таблиц, графиков и приложений.
Эстетический потенциал народной музыкальной культуры
В новой исторической, общественно-социальной, духовной и экономической ситуации в глобальном масштабе встает вопрос о ценности народной музыки и ее месте в современной культуре. На рубеже третьего тысячелетия в культуре разных народов и стран прослеживались две глобальные тенденции. Одна определяется образованием единых эталонов универсальной культуры, представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы, близкие всему человечеству. Другая тенденция связана с возрождением национальной культуры, происходит переориентация мировоззрения людей, они возвращаются к своим историческим корням, к народной культуре.
Данное обстоятельство, во-первых, выдвинуло проблему концентрации внимания на том, что ещё сохранилось в памяти народа, во-вторых, породило необходимость поддержания традиций и их возможного возрождения. Всё отчетливее осознается задача как восстановления, поддержания, воспроизведения, сохранения традиций народной музыки, так и воспитания подрастающего поколения на материале своей народной культуры. Поскольку традиционные формы передачи народной музыки практически забыты, ее возрождение должно осуществляться не только в семье, а путем эстетического воспитания и развития подростков в общеобразовательных, музыкальных школах, а также в учреждениях дополнительного образования и досуговых учреждениях.
В современных условиях обозначалась тенденция к комплексному и интегрированному гуманистическому образованию. Мы согласны с мнением В.Н. Банникова в том, что «глубоко мотивировано обращение многих ученых к этнокультуре и этнохудожественным проблемам развития и становления личности, ибо нет более целостных и совершенных объектов познания мира, столь универсально и синкретично вобравших в себя все базисные основания жизни человека, его отношения с миром природы и людей» [21, с. 136].
За последние годы проблема народной культуры в воспитании подрастающего поколения рассматривается в области социологии, этнографии, педагогики и психологии. В этой связи необходимо отметить труды В.Я. Бабенко [18], И.И. Валеева [43], Кузеевой [126], И.В.Абдарашитовой [1], Л.С. Выготского [54,56], А.Н.Леонтьева [131, 132, 133], М.С. Старгеуса [233], Ю.А. Цагарелли [271], В.А. Петрушина [183], Л.Л. Бочкаревой [38], Г.В.Иванченко[97].
Исследованию этнопедагогики (традиции народного воспитания) посвящены труды В.Ф. Афанасьева [16], К.Ш. Ахиярова [17], Г.Н. Волкова [50], З.Г.Нигматова [171], М.Г. Стельмаховича [234], Я.И. Ханбикова [268], О.А.Пашина[182].
Так, например, в работах Г.Н. Волкова раскрыты возможности народной педагогики в нравственном, трудовом, эстетическом воспитании подрастающего поколения. Развитию художественного вкуса ребенка средствами фольклора посвятили свои работы Е.И. Тихеева (в процессе развития речи, с помощью сказок), А.П. Усова (обращает особое внимание на художественные качества фольклора, сочетание содержания и формы, которые, по ее мнению, являются главным критерием в эстетическом воспитании ребенка).
Важно отметить тот факт, что проблемам музыкального фольклора посвящено достаточно много работ, однако в большей степени они носят искусствоведческий характер. Проблемы собирания фольклора отражены в работах С.С. Алымова, B.C. Базина, А.А. Иванова, А.В. Киселева и др.. В работах Т.В. Поповой, А.Л. Топоркова, О.А. Пашиной раскрываются жанровые особенности фольклора. Отдельные жанры музыкального фольклора исследует И.И. Земцовский (лирические песни, былины), Н.П.Кузьмина (молодежные игры и хороводы) и др.
Есть программы, посвященные проблеме приобщения детей к музыкальному фольклору, но в большинстве своем они затрагивают дошкольный и младший школьный возраст. Например, Д.А. Рытов разработал программу для детей от 4-10 лет, основу которой составляет освоение народных инструментов, собранных в оркестре «ДАР» [213]. Е.Г.Боронина использует музыкальный фольклор для приобщения детей 5-7 лет к традиционной культуре [37]. Г.Г. Ибрагимова применяет средства музыкального фольклора для активизации чувства ритма у детей младшего школьного возраста [95]. При работе с подростками к музыкальному фольклору обращается Э.П. Герасимова, применяя национальное музыкальное искусство для формирования этнической толерантности у подростков [67]. В.В.Путиловская формирует художественный интерес подростков средствами музыкального фольклора [198].
Эстетическая культура личности современного подростка
Эстетическое развитие личности подростка — проблема, актуальность которой не вызывает сомнения, поскольку подростковый возраст предполагает не только стремление к утверждению собственного «Я» в социальном пространстве, но и выявляет потребность развития эстетических качеств личности. В этой ситуации особенно важно, то, что зная психофизиологические особенности подросткового возраста, необходимо создать условия для позитивного развития подростков.
Современное культурное пространство отличается скудностью эмоциональных контактов, анонимностью общения, значительной дистанцированностью людей друг от друга, что создает для подростка трудности во взаимодействии со средой. Повышенная степень отчужденности актуализирует потребность в эмоциональной близости, которая может удовлетворяться включением подростка в эстетическую деятельность. За последнее время произошла интенсивная примитивизация сознания подростков. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. Следствием этого является потеря молодыми людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Поэтому решение вопросов развития именно эстетической культуры современного подростка не только являются необходимыми, но и весьма актуальными.
Историю эстетического воспитания в России рассматривали в своих работах Г.Г. Солодова и Н.А.Климова [230], а также И.И. Барабанова, которая дает характеристику эстетического воспитании с 1960 по 1990-е годы [22].
Эстетическая культура рассматривается как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире. Исследуется эстетическая культура как показатель интеграции человеческих качеств и способностей в единое целое, создающее базисную структуру человеческого характера. «Эстетическая культура - это формирование внутреннего мира в его целостности перед лицом внешнего мира. Это и совокупность ценностных ориентиров личности в ее взаимоотношениях с миром, ориентиров, касающихся и направляющихся на содержательные, выразительные стороны человеческой деятельности» [287, с.41].
Эстетическая культура никогда не бывает продуктом стихийного процесса формирования. Она всегда предполагает личную активность, направленную на себя как на объект формирования. Развитие эстетической культуры является, таким образом, характеристикой ценностных оснований внутреннего мира подростка.
Поэтому процесс развития эстетической культуры личности в современных условиях должен заключаться: во-первых, в предоставлении каждому подростку наряду с общим образованием условий для развития индивидуальных и творческих способностей; во-вторых, в разработке интегрированных занятий и гибких учебных планов по эстетическому развитию подростков; в-третьих, в осуществлении дифференцированного подхода дополнительного образования и осуществлении целостного педагогического процесса. Учреждения дополнительного образования, а также досуговые учреждения могут осуществить на практике выполнение данных условий.
Последние годы ученые уделяют большое внимание проблеме эстетической культуры личности. Ее рассматривают как «качество личности, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать и оценивать явления жизни и искусства, прекрасные или безобразные, трагические или комические, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека по «законам красоты» [288, с.б].
Остро встает проблема именно духовного развития личности. Без развития духовного начала, невозможно и развитие эмоций и чувств человека. Эмоционально-чувственная сфера личности проявляет себя как потребность организма в определенных состояниях, делает человека эмоционально отзывчивым на явления прекрасного в окружающей его жизни. Основу эмоциональной отзывчивости составляет, в том числе и восприимчивость подростков к красоте звуков, а для этого необходимо развивать музыкальный слух, и прежде всего посредством народной музыки, поскольку она является основой национальной музыкальной культуры. Народная музыка всегда ярко эмоциональна, в ней отображены чувства и эмоции человека.
В эстетических отношениях проявляются прежде всего духовные, чисто человеческие эмоции и чувства. Эстетические чувства — это внутреннее состояние человека, выражающееся в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающим восприятие и оценку данного предмета. Эмоциональный строй народной музыки имеет глубокие корни, что, безусловно, может повлиять на духовное развитие подростков.
Подростковый возраст характеризуется выраженной способностью к анализу и оценке. Однако надо следить за тем, чтобы теоретическое осмысление народной музыки не перекрывало ее эмоциональное восприятие. Подростки учатся контролировать свои эмоции, это может привести к тому, что они перестанут выражать свои эмоции и чувства. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы через народную музыку и внутренний мир ее героя, подросток постигал всевозможные психологические состояния, открывая для себя другой мир, полный душевных переживаний, различных мыслей, чувств, настроений, и при этом подросток должен учиться сам проявлять свои эмоции и чувства.
Педагогические условия и модель эстетического воспитания подростков средствами народной музыки
Проблемы воспитания эстетического развития подростков средствами народной музыки на современном этапе определяются процессами и содержанием условий, характеризующими жизнь современного общества. Необходимо преодолеть противоречия, имеющиеся в настоящее время в теории и практике эстетического развития подростков средствами народной музыки. Это противоречия между ориентацией общества на духовно активную творческую личность подростка и ростом проявлений бездуховности в социальной среде; социальной потребностью в эстетически культурных подростках, способных воспринимать и любить музыкальную культуру своего народа, и недостаточной разработанностью вопросов эффективного использования ресурсов в воспитании эстетической культуры подростка.
Задачи формирования эстетической культуры подростков средствами народной музыки: приобретение подростками системных знаний о народной музыке своего народа; формирование ценностного отношения подростков к народной музыкальной культуре, формирование эстетического опыта, интереса, потребностей, вкуса через изучение народной музыки; развитие музыкальных и других творческих способностей подростков; развитие художественно-образного сознания и мышления в разных формах общения с народной музыкой; формирование у подростков способности и стремления к познанию и изучению народной музыкальной культуры своего народа.
Экспериментальной площадкой исследования уровня, форм и методов эстетического развития подростков средствами народной музыки являлись Дворец детского творчества им. А. Алиша г. Казани, Центр детского творчества при муниципальном учреждении культуры «Дом культуры» г. Рузаевки (Республика Мордовия).
При работе с подростками мы использовали следующие принципы эстетического воспитания: принцип саморазвития личности (всестороннего и гармоничного развития личности, проблемности, опоры на сильные и учета слабых сторон, свойств, творческих способностей личности); принцип информативности (генерализации информации, избыточности и ограничения информации, необходимого и достаточного разнообразия средств, методов поиска, сбора, хранения, обработки, использования информации); принцип оптимальности (оптимального сочетания теории и практики, сочетания индивидуального и коллективного, эмоционального и рационального); принцип социализации (сочетания личной и общественной значимости деятельности, принцип сотрудничества, эстетические принципы); принцип ориентации на ценности и ценностные отношения.
Вначале рассмотрим предметный потенциал народной музыки в эстетическом развитии подростков. Задачи эстетического развития подростков средствами народной музыки условно делятся на две группы: приобретение теоретических знаний о народной музыке и формирование практических навыков ее исполнения. Первая группа — теоретические дисциплины (сольфеджио, история народной музыки) — решает вопросы усвоения определенного объема научных знаний, изучения музыкального языка народной музыки; изучение мировоззрения народа, его эстетических ценностей, образов, идей, символов и обычаев, развитие познавательного интереса, потребности постоянно пополнять свои знания. Вторая группа — практические занятия (игра на инструменте, пение) - посвящена музыкально — эстетической деятельности, развитию умений и навыков, необходимых для восприятия и исполнения народной музыки, а также развитию художественного сознания, мышления, опыта, воображения. В таблице 1 предлагается основной вид дисциплин, тип занятий, планируемый результат и преобладающий вид эстетической деятельности.
Досуговые учреждения, центры детского творчества, несомненно, являются благодатной почвой для воспитания эстетической культуры подростков через включение их в музыкальную деятельность. Различные формы и типы занятий, неформальное общение, помогают подросткам проявить свои творческие способности, а также развить свой эстетический вкус, научиться оценивать произведения искусства, создать свой эстетический идеал, на основе полученного эстетического опыта и изучения эстетических ценностей разных эпох и культур, сформировать свои эстетические потребности. В процессе обучения используются различные виды эстетической деятельности.
Предметный потенциал эстетического воспитания подростков в процессе изучения данных дисциплин очень высок. Однако недостаточно используется материал именно народной музыки и музыкального фольклора данного региона, так как основной акцент делается на освоении зарубежной классики или эстрадной музыки (в классах оркестра, ансамбля, хора и инструментальных классах).
Для преодоления противоречия между значительным уровнем потенциала досуговых учреждений и центров детского творчества в эстетическом развитии подростков средствами народной музыки и низким уровнем эстетической культуры подростков и нежеланием их изучать музыкальную культуру и фольклор своего народа, необходимо создать систему по изучению народной музыки в пространстве досуговых учреждений.
При организации воспитательного процесса необходимо использовать системный подход, который характеризуется единством воспитательных и образовательных задач, целостностью, всеобщностью, единством музыкального и эстетического развития подростков по всем предметам.
Системность развития эстетической культуры подростков должна строиться на выполнении четкой последовательности действий: 1 - анализ уровня эстетической культуры подростков, 2 - непосредственное формирование эстетической культуры, 3 — отслеживание эффективности формирования эстетической культуры, 4 — коррекция задач и методов формирования эстетической культуры подростков.
Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
В процессе воспитания эстетической культуры подростков нами использовалась народная культура, которая представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации. Подростки начинают чувствовать свою принадлежность к культуре своего народа, они становятся «носителями» и пропагандистами этой культуры, происходит индивидуальное самоопределение личности. Возрастает их значимость в собственных глазах и в глазах сверстников. Повышается уровень специальной и общекультурной теоретической подготовки подростка, растет избирательность в сфере эстетических ценностей, меняется характер и качество этого восприятия, глубина эстетических переживаний эстетически значимого объекта. Формируется новый тип личности, которому свойственна художественно-эстетическая активность, в свою очередь стимулирующая его социальную активность. Это отражается в активизации духовного потенциала личности, в определенной мере способствующее гармонизации ее общественного бытия, достигается внутреннее равновесие личности подростка.
Занимаясь музыкальной деятельностью, подростки включались в эстетическую деятельность, тем самым происходило эстетическое развитие личности. Эстетическая деятельность всегда внутренне целесообразна и выполняет жизненно - важные для человека функции. В ее процессе формировался, прежде всего, сам подросток, его внутренние духовные способности и эстетические качества. В процессе эстетического освоения мира, в том числе в формах искусства и народной музыки, проявляются объективные, универсальные закономерности (мера, гармония, целесообразность), которые, соотносясь с потребностями человека, субъективируются, становясь специфическими чертами и свойствами его характера.
В ходе занятий происходили изменения в поведении и стиле общения подростков. Они учились общаться по модели взаимного сотрудничества, соучастия, партнерства между педагогом и ребенком, между участниками своих групп в процессе творческой работы. У них развивалась способность чувствовать и оценивать совершенство или несовершенство, единство или противоположность содержания и формы не только в искусстве, а что более важно, в жизни. Способность к глубокому переживанию и сопереживанию можно было наблюдать в процессе творческой работы, особенно в классах оркестра и ансамблевой игры, когда подростки стремились помочь друг другу.
При встрече с прекрасными образцами народной музыки у подростков возникали возвышенные переживания и духовное наслаждение. Они уже более критично стали относиться к популярной, эстрадной музыке. В ходе занятий, подростки сталкивались со всеми проявлениями эмоций: чувством юмора, иронии, сарказма, чувством гнева, страха, сострадания. Все эти чувства они переживали не только, в музыке, но и в процессе музыкальных занятий.
В ходе занятий у подростков формировалось очень важное в современном мире качество - толерантность(способность терпимо и с пониманием относиться к культуре и традициям не только своего народа, но и к традициям и обычаям людей других национальностей).
Все это, а также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни - признаки подлинной эстетической развитости и воспитанности. Внешний показатель того, что у подростков в ходе музыкальных занятий повысился уровень эстетической культуры — это художественно-эстетическое творчество подростков в искусстве, жизни, поведении, отношениях с окружающими.
Таким образом, досуговые учреждения помогают подросткам проявить свои творческие способности, а также развить свой эстетический вкус, научиться оценивать произведения искусства, сформировать эстетический вкус и идеал, на основе полученного эстетического опыта и изучения эстетических ценностей разных эпох и культур, сформировать эстетические потребности. Однако необходимо, чтобы при решении задач по музыкальному обучению подростков, акцент ставился не на развитии профессиональных умений и навыков, а в первую очередь развивал их духовно, т.е. главное - это эстетическое развитие подростков, и эффективным средством решения данной проблемы является, на наш взгляд, народная музыка. Для этого были разработаны общие и частные педагогические условия: 1) готовность педагогов-музыкальнтов к осуществлению эстетического развития подростков средствами народной музыки обеспечивает эффективность воспитательной работы с подростками; 2) эстетическое воспитание подростков в учебно-воспитательной работе осуществляется эффективнее при использовании народной музыки, которая способствует формированию ценностей и развитию у подростков эстетических чувств, воображения, мышления, памяти; 3) на занятиях с подростками при изучении народной музыки необходимо учитывать возрастные особенности; 4) дифференцированный и индивидуальный подход в процессе эстетического воспитания на занятиях (сольфеджио, оркестр, ансамбли и т.д.) в центрах детского творчества. Частные педагогические условия: 1) организация эмоционального пространства в процессе обучения народной музыкальной традиции; 2) для понимания народной музыкальной культуры необходимо изучить ее коды, через изучение традиций жизни того народа, чью культуру мы изучаем; 3) для воспитания эстетической культуры подростков средствами народной музыки, необходимо овладеть музыкальным языком народной культуры; 4) необходимо использовать коммуникативные особенности народной музыки;