Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования 16
1.1. Сущность и специфика формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования 16
1.2. Модель формирования музыкальной культуры подростке в учреждениях дополнительного образования 71
Глава 2. Реализация социально-культурных условий формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования 103
2.1. Изучение особенностей сформированности музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования 103
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования 149
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
- Сущность и специфика формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования
- Модель формирования музыкальной культуры подростке в учреждениях дополнительного образования
- Изучение особенностей сформированности музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования
- Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования
Введение к работе
Актуальность исследования. Развитие новых прогрессивных тенденций в современной педагогике всё более связывают с процессами гуманизации и гуманитаризации образования, о чём свидетельствует деятельность различных учреждений социально-культурной сферы, направленная на создание благоприятных условий для реализации музыкальных, познавательных, образовательных, творческих потребностей подростков.
Сегодня художественное образование является фундаментом российской культуры и среди важнейших документов, отражающих государственную образовательную политику в этой сфере, таких, как Концепция художественного образования, Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, концепция Федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)" и др. подчеркивается необходимость приобщения граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
Приобщение человека к культурным ценностям и в частности к музыке, является одной из важнейших задач дополнительного образования, где основная роль отводится творческой личности как истинному субъекту социума.
Музыкальное искусство многофункционально, и одна из главных функций музыки есть ценностная информация об окружающей жизни. В целом формирование основ музыкальной культуры личности, несомненно, связано с музыкальным интересом, его формированием и развитием, а развитие музыкальных способностей способствует повышению уровня музыкальной культуры личности.
В силу огромного эмоционального воздействия, музыкальное искусство способно порождать в человеке потребность в проявлении духовности, возвышенных чувств, интеллекта, творческих задатков.
Таким образом, формирование музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс.
Степень научной разработанности проблемы. Важную роль в формировании концептуальной базы исследования в контексте подростковой педагогики сыграли труды Дж. Биррена, П.П Блонского, Д. Б. Бромлей, Л.С. Выготского, Г. Гримм, Б.Т. Лихачёва, Ж. Пиаже, 3. Фрейда, Д.Б. Эльконина и др. Возрастным закономерностям психического развития подростков посвящены исследования Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, А.И Кочетова, Л.Н. Печко, К. Роджерса, Л.Н. Таран, Э. Штерна, Ю.П. Щекочихина, Д.Б. Эльконина и др. Проблемам духовно-нравственного совершенствования личности подростков посвящены работы О.С. Богдановой, Е.Д. Божович, Л.И. Катаевой, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н, Новлянская, Е.А. Шумилин и др. раскрывают проблемы самоопределения личности подростка и использования подростком свободного времени.
Проблемы формирования и развития личности получили освещение в трудах О.С. Газмана, С.А. Ермоловой, М.С. Жирова, М.М. Князевой, Н.Б. Крыловой,Т.Н. Петраковой, Л.А. Рапацкой, Т.К. Рулиной, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и др. авторов.
Особенности развития музыкальной культуры общества и личности в современной социокультурной ситуации, роли среды отражены в работах С.Ф. Анисимова, М.В. Дёмина, Л.Н. Когана, Ю.А. Лукина, А.Н. Сохор, Л.Н. Столович, Ю.У. Фохта-Бабушкина, B.C. Цукермана, Э. Шпангера, Э. Эриксона.
Существенное значение в осмыслении проблемы формирования музыкальной культуры подростков сыграли для нас работы Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Б.В. Асафьева, Л. А. Баренбойм, П.П. Блонского, Л.Я. Брюсовой, Н.А. Ветлугиной, Л.В. Горюновой, Л.Н. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, В.Г. Ражникова, Л.А. Рапацкой А.Н. Сохор, В.А. Сухомлинского, Р.А. Тельчаровой, Н.А. Терентьевой К.Д. Ушинского, B.C. Цукермана, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, С.Т. Шацкого, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворского и др.
На тесную взаимосвязь культуры с творческой преобразующей деятельностью указывали выдающиеся исследователи современности Ю.Б. Алиев, В.И. Андреев, А.И. Арнольдов, Л.С. Выготский, Л.Г. Вяткин, Л.В. Горюнова, Ю.Н. Давыдов, Г.И. Железовская, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьев, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев Е.В. Назайкинский, Г.К. Паринова, Б.М. Теплов, Л.В. Школяр и др.
Особое значение для нашего исследования имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: Г.А. Аванесовой, М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Т.Э. Мангер, А.С. Петелина, Э.В. Соколова, Е.Ю. Стрельцовой, Ю.А. Стрельцова, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др.
Однако систематические исследования проблемы формирования музыкальной культуры подростков как целостного феномена в учреждениях дополнительного образования до сих пор не осуществляются. В данном диссертационном исследовании сделана попытка обобщить, систематизировать и теоретически осмыслить весь комплекс подходов, теорий и представлений, связанных с изучением музыкальной культуры подростков, и на этой основе разработать теоретическую модель ее формирования в учреждениях дополнительного образования.
Анализ основных подходов к формированию музыкальной культуры подростков позволил вскрыть некоторые противоречия.
С одной стороны назрела потребность социума в возрождении музыкальной культуры личности; с другой стороны, наблюдается разрыв между стремительным развитием социально-экономического потенциала нации и образовательной средой, не успевающей приспособиться к быстрому темпу изменений условий жизнедеятельности и социальной адаптации, недостаточной разработанностью социально-культурных условий, направленных на реальное достижение поставленной цели.
С одной стороны отмечаются потенциальные возможности социально-культурной деятельности в формировании музыкальной культуры подростков; с другой стороны, недостаточная разработанность научных подходов к решению данной проблемы, отсутствие единой методологической основы, системных научных подходов социокультурного воздействия на формирование музыкальной культуры подростка.
С одной стороны, современная социокультурная обстановка требует совмещения профессиональных интересов и высокой духовной культуры личности; с другой стороны, отмечается отставание оперативного реагирования учреждений дополнительного образования по внедрению новых средств социально-культурной деятельности.
Таким образом, совокупность выявленных противоречий позволяет сделать вывод о том, что возникла потребность в формировании музыкальной культуры подростков в условиях дополнительного образования с целью воспитания гармоничной личности, обладающей достаточно высоким уровнем развития музыкальной культуры.
Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать тему настоящего исследования: «Социально-культурные условия формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования».
Объект исследования – процесс формирования музыкальной культуры подростков.
Предмет исследования – деятельность учреждений дополнительного образования по формированию музыкальной культуры подростков.
Цель исследования – выявление и научное обоснование социально-культурных условий формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования.
Исходя из поставленной цели и предмета исследования, а также на основе анализа философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы и эмпирического опыта была сформулирована гипотеза исследования: процесс формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования будет эффективным при выполнении ряда условий:
учета возрастных особенностей личности, определяющих характер музыкальных запросов и интересов личности в рамках подростковой субкультуры, активизации механизмов личностного саморазвития подростков;
систематического расширения музыкального кругозора и развития музыкальной грамотности подростков;
- пропорционального соотношения структурно - содержательных компонентов музыкальной культуры на индивидуально - личностном уровне;
создания интегративно образовательной системы, обеспечивающей процесс формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования с учетом разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности.
На основе данной гипотезы сформулированы задачи диссертационного исследования:
-
На основе изучения современного состояния проблемы выявить педагогическую сущность и структуру формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования как составляющей целостного развития личности;
-
теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанную модель формирования музыкальной культуры подростков с учетом средств, форм и методов социально-культурной деятельности, а также описать методические рекомендации по ее реализации в учреждениях дополнительного образования;
-
разработать критерии и определить уровни сформированности музыкальной культуры подростков, обосновать принципы и методы их музыкальной информированности;
-
выявить и экспериментально обосновать совокупность социально-культурных условий эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования;
-
разработать и апробировать программу формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования.
Методологической основой исследования являются: важнейшие теоретические концепции отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов, психологов, культурологов, раскрывающие закономерности формирования музыкальной культуры подростков: концептуальные положения психолого-педагогических исследований о закономерностях развития личности, ее творческой деятельностной активности как непременном условии динамичного саморазвития (Л.И. Божович, В.В. Ванслов, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.Г. Вяткин, Г.К. Паринова и др.); идеи интегративного подхода к изучению личности, субъектности, рассмотрения личности как активного субъекта деятельности и отношений с миром, неравномерного и гетерохронного развития человека (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, В.С. Мухина, А.В. Петровский, СЛ. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.); общепедагогические принципы о единстве эмпирического и теоретического, личности и деятельности в педагогическом познании, о присущей мировому педагогическому процессу тенденции развития в гуманистическом направлении, о человеке как субъекте познания, общения, саморазвития и самореализации (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, Э.В. Ильенков, В.И. Журавлев, Л.В. Занков, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); исследования по возрастной педагогике и психологии (Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, Л.С. Выготский, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, М.М. Князева, Р.С. Немов, И.П. Подласый, Д.Б. Эльконин и др.); теории развития познавательной самостоятельности учащихся (Л.Г. Вяткин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.); концепции развития личности в системе внешкольного дополнительного образования, в области общей и частной музыкальной педагогики (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л. А. Баренбойм, Б.З. Вульфов Д.Б. Кабалевский, М.Б. Коваль, Л.Н. Коган, К.Д. Радина, А.Н. Сохор, Ю.У. Фохта-Бабушкин, B.C. Цукерман и др.); исследования феномена «культура» через призму ценностных ориентаций и различные виды музыкальной деятельности, как для каждого конкретного индивида, так и общества в целом (Э.Б. Абдуллин, С.Ф. Анисимов Н.А. Ветлугина, Л.В. Горюнова, М.В. Дёмин, Д.Б. Кабалевский, Ю.А. Лукин, В.Г. Ражников, Л.Н. Столович, Н.А. Терентьева, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая, Л.В. Школя и др.); работы ведущих ученых в области социально-культурной деятельности: (М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, Т.Э. Мангер, А.С. Петелин, Е.Ю. Стрельцова, В.Я. Суртаев, Ю.А. Стрельцов, В.В. Туева, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.).
Методы исследования. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы.
Применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический анализ научных трудов по культурологии, философии, педагогике, психологии; ретроспективный историко-педагогический анализ отечественной и зарубежной научной литературы; теоретическое моделирование содержательных основ; педагогическое наблюдение, анализ и обобщение опыта, опрос, беседа, контент-анализ; обобщение и интерпретация научных данных; статистическая обработка полученных данных.
Экспериментальную базу исследования составили: музыкальная школа при Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте имени С.В. Рахманинова; Областной Дворец творчества детей и юношества г. Тамбова; Школа искусств г. Котовска.
В исследовании приняло участие на всех этапах эксперимента 430 человек: 360 подростков в возрасте от 11 до 14 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и 70 педагогов.
Этапы исследования: Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:
На 1 этапе (2005-2006 гг.) – теоретическом – изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования, материалы периодической печати; разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и сформулирована рабочая гипотеза исследования; осуществлялся историко-педагогический анализ деятельности учреждений дополнительного образования и проблемы формирования музыкальной культуры подростков; выявлялась специфика формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности.
На 2 этапе (2006-2008 гг.) – опытно-экспериментальном – осуществлялся поиск авторских подходов к решению проблемы, были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. На этом этапе разрабатывался комплекс социально-культурных условий, теоретическая модель формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности, определялись критерии, с помощью которых изучался качественный рост уровня сформированности музыкальной культуры подростков, была разработана и апробирована авторская комплексная педагогическая программа по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности.
На 3 этапе (2008-2009 гг.) – аналитическом – обобщены результаты опытно-экспериментальной работы; проведена интерпретация полученных данных; осуществлена их проверка и перепроверка; подведены итоги теоретических и практических результатов исследования; разработаны практические рекомендации по совершенствованию деятельности учреждений дополнительного образования и в процессе формирования музыкальной культуры подростков средствами социально-культурной деятельности.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
на основе систематизации сложившихся в педагогической теории подходов к определению «музыкальная культура» была обоснована сущность и выявлена специфика формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования;
уточнено содержание понятий «музыкальная культура», «пропаганда», «музыкально-информационная компетентность личности»; расширены педагогические знания о возможностях использования различных форм социально-культурной деятельности в процессе формирования музыкальной культуры подростков;
разработана и апробирована теоретическая модель формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования, представляющая собой совокупность принципов, форм, методов, средств социально-культурной деятельности, ориентированных на развитие у подростков творческого потенциала с учетом индивидуальных запросов, интересов, возможностей; стимулирование музыкально-информационной активности, мотивации к творчески-преобразующей деятельности, выработку единой системы социальных ролей, ценностей;
обоснован и экспериментально проверен комплекс социально-культурных условий формирования музыкальной культуры подростков, направленный на создание соответствующей педагогической среды, стимулирующей творческое взаимодействие субъектов образовательной деятельности;
разработаны критерии оценки сформированности музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования, включающие в себя значимые компоненты (информационно-познавательный, когнитивно-операциональный, музыкально-творческий, эмоционально-чувственный) и качественные параметры - низкий (ситуативный), средний (уровень начальной сформированности), высокий (творческий) уровни.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования.
Выявленные сущность и специфика процесса формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией о возможностях учреждений дополнительного образования, способных целенаправленно формировать ценности и нормы повседневной музыкальной культуры подростков, развивать нравственные качества, а также потребность в творчески-преобразующей деятельности.
Разработанная теоретическая модель формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов и позволяет эффективно организовать педагогическую работу, в результате которой повышается уровень сформированности музыкальной культуры подростков, его потребностно-мотивационной сферы.
Разработанный пакет экспериментально-диагностических методик, значимых компонентов и качественных параметров позволяет выявлять результативность проведенной педагогической работы и получать характеристики, важные для изучения деятельности учреждений дополнительного образования, педагогического влияния на формирование музыкальной культуры подростков, что расширяет критериальный аппарат социально-культурной деятельности.
Практическая значимость исследования. Реализация на практике полученных в ходе исследования данных позволяет эффективно осуществлять процесс формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности.
Прикладное значение исследования заключается в разработке инструментария по формированию музыкальной культуры подростков, включающего разработанную комплексную педагогическую программу, в которой реализуются социально-культурные мероприятия на основе использования разнообразных технологий социально-культурной деятельности, а также диагностические экспериментальные методики, позволяющие исследовать урони и критерии сформированности музыкальной культуры подростков и оценить эффективность образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования.
Разработана и апробирована комплексная педагогическая программа по формированию музыкальной культуры подростков, которая построена на основе системного интегрированного подхода, сопровождаемая учебно-методическим обеспечением социально-педагогической, исследовательской, проектной, профориентационной, творческой деятельностью учреждений дополнительного образования и направлена на развитие интеллектуального и духовного потенциала подростков, обучение и воспитание музыкально-грамотной личности, обладающей высоким художественным вкусом, широким кругозором, в соответствии с предъявляемыми требованиями современного общества.
Материалы исследования могут являться теоретической основой для разработки перспективных моделей формирования музыкальной культуры подростков на основе использования форм, средств социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут послужить основой для совершенствования педагогического процесса формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности.
Кроме того, материалы исследования могут быть использованы:
при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности подростков;
в деятельности учреждений дополнительного образования, ведущих активную образовательную и музыкально-просветительскую работу с подростками;
в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями различных областей знания; целенаправленным анализом педагогической практики; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования; количественной и качественной обработкой репрезентативного материала; взаимопроверкой полученных результатов; адекватностью методов исследования его целям и задачам; согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований.
Положения, выносимые на защиту:
-
Сущность формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования, представляющая собой систематическое, планомерное воздействие на сознание индивида, заключается в популяризации, распространении, передачи исторически сложившихся ценностей, традиций музыкальной культуры, базирующихся на интегративном единстве познавательных, ценностно-ориентированных, коммуникативных, художественно-преобразовательных средств и форм социально-культурной деятельности, направленных на формирование музыкально-информационного мировоззрения подростков.
2. Специфика формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности определяется особым педагогическим потенциалом учреждений дополнительного образования, позволяющим формировать личностно значимые потребности и интересы подростков в освоении музыкальной культуры предполагает целенаправленный, динамичный процесс на основе использования средств социально-культурной деятельности.
-
Теоретическая модель формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования представляет собой комплекс тематически объединенных и композиционно выстроенных компонентов, способных последовательно и максимально эффективно влиять на формирование музыкальной культуры подростков посредством использования средств социально-культурной деятельности и включает в себя: принципы, цели, задачи, предпосылки, функции, виды, формы, методы, средства, социально-культурные условия, критерии оценки сформированности музыкальной культуры подростков, ориентированные на: формирование музыкально-грамотной личности; стимулирование музыкально-информационной активности подростков; сотворчество педагога и подростка в учреждениях дополнительного образования.
-
Социально-культурные условия эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования включают в себя: межпредметную интеграцию, направленную на формирование целостной системы педагогических знаний и практики и способствующей «уплотнению» содержания образования и совершенствованию его технологий; личностно-ориентированное обучение, направленное на качественное изменение личности, ее сущностных сфер - интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции; сотрудничество и сотворчество педагога и подростков в образовательном и музыкально-просветительском процессе; нормативно-правовое обеспечение; информационно - методическое обеспечение, направленное на создание единого информационного пространства, обеспечение образовательных учреждений современными информационными технологиями и учебно-методическими материалами и комплексами, соответствующими специфической системе знаний.
5. Комплексная педагогическая программа, направленная на формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования, с использованием разнообразных форм социально-культурной деятельности, способствует: развитию целостного миропонимания и обеспечение единства культурного пространства для духовно-нравственного, коммуникативного и художественно-творческого роста личности; овладению подростками всеми видами музыкальной деятельности с целью развития его способностей, нравственно-эмоциональной сферы, познавательных процессов и личностных новообразований; воспитанию эмоциональной сферы подростков, их музыкально-художественного вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять её; объединению традиционного музыкального образования и современных прогреcсивных информационных технологий для получения различной информации о музыкальной культуре.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось по ряду направлений:
а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах в Воронеже, Казани, Москве, Тамбове, Челябинске и др. городах России;
б) разработка и реализация авторской комплексной педагогической программы в учреждениях дополнительного образования гг. Котовска, Тамбова;
в) разработка педагогических программ курсов для педагогов дополнительного образования: «Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)», «Музыкальное краеведение», «Музыкальный калейдоскоп (литературно-музыкальные композиции)», «Основы анимационной деятельности (участие и организация праздничных программ)», «Информационный поиск. (Internet- технологии)» и др.
Основные положения и результаты исследования нашли отражения в научных публикациях автора в виде монографии, научных статей, тезисов и учебно-методических публикаций общим объемом 17,4 п.л., в том числе 3 публикаций в научно-реферируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Сущность и специфика формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования
В настоящее время одним из проиоритетных направлений образования выступает обеспечение целенаправленного характера формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования.
Современный этап развития общества в России характеризуется значительными изменениями в области политики, экономики, культуры, образования. Существенные изменения, характерные для современного периода развития государства обосновывают необходимость совершенствования деятельности всей системы образования, серьёзным недостатком которой является недостаточное воздействие на развитие творческих способностей обучающихся.
В последние годы Россия активно интегрируется в мировое сообщество и испытывает серьезные изменения в социально-экономической и культурно-образовательной жизни. Развивающемуся социуму требуются нравственные, высокообразованные, активно деятельные люди, отличающиеся динамизмом, инновационным конструктивным мышлением, способные самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, готовые к межкультурному взаимодействию [77].
Данный подход позволяет определить одним из стратегических направлений развития личности - формирование в ней музыкальной культуры. Приобщение общества к культурным ценностям является одной из важнейших задач современного образования, где основная роль отводится творческой личности как истинному субъекту социума. На рубеже ХХТ века человечество вступает в новую эпоху понимания и функционирования информации. Теория информации становится логической и организационной основой современной культурологии. В связи с появлением информационных технологий искусства музыкознание стоит перед задачей осмысления на новом уровне функций музыки как одной из подсистем общей информационной системы культуры. Данная работа представляет собой попытку рассмотрения процесса формирования музыкальной культуры как части информационного поля (пространства), созданного человеком.
Музыкальная культура, являясь составной частью системы образования России в целом, выполняет актуальную задачу — формирование и развитие гуманистической личности.
В современных условиях образование перестает быть только внешне организованным процессом. Его роль, в значительной степени, сводится к социокультурному образованию личности. Динамизм социума, усиление роли личности, гуманизация и демократизация отношений в нем, выход образовательного процесса за стены учебных заведений, за рамки традиционно сложившихся норм, позволяет образовательной среде органично вписаться в систему культурно-образовательной инфраструктуры общества [76].
Данная среда характеризуется объемом культурно-образовательных услуг, мощностью и интенсивностью культурно-образовательной информации.
В настоящее время Россия переживает сложный период, когда прежние ценностные ориентации уже ушли в прошлое, а новые ещё находятся на стадии становления. В значительной мере данная проблема затрагивает PI сферу дополнительного образования. Процесс развития общества требует сохранения и передачи накопленных знаний, а также опыта их получения, где одним из проводников выступает музыкальная культура.
Развитие новых прогрессивных тенденций в современной педагогике всё более связывают с процессами гуманизации и гуманитаризации образования, о чём свидетельствует деятельность как общего, так и дополнительного образования, направленная на создание благоприятных условий для реализации познавательных, образовательных, творческих, музыкально-информационных потребностей личности. В настоящее время формируется новый тип культуры - музыкально-информационный - в котором основной ценностью объявляются знания и информация. Музыкальная культура представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов таких понятий как музыкальная культура и информация.
Анализ источниковедческой базы свидетельствует о том, что проблема формирования музыкальной культуры подростков приобретает в последние годы особую актуальность. Вся история человечества показывает, что музыка является одним из основных катализаторов социального становления личности. В силу огромного эмоционального воздействия, музыкальное искусство способно порождать в человеке потребность в проявлении духовности, возвышенных чувств, интеллекта, творческих задатков, т.е. формировать его внутреннюю музыкальную культуру.
В данном контексте особую роль приобретает музыкальное просвещение. Музыкальным просвещением необходимо начинать заниматься с раннего детства, но особенно следует уделить внимание подросткам, ибо в подростковый период интенсивно развиваются способности чувствовать и понимать искусство.
Одним из показателей качества решения проблемы формирования музыкальной культуры подростков выступает механизм построения общей системы развития и совершенствования данного процесса. В этом вопросе крайне важно освещение исторического опыта и тенденций развития музыкальной культуры и просвещения.
Исследуемый нами феномен «музыкальная культура» относится к музыкальной педагогике, которая определяется как наука о воспитании человека средствами музыки. Музыка привлекалась для воспитания подрастающего поколения с древних времен. На каждом этапе развития общества, требования к формированию музыкальной культуры подростка носят специфический характер и обусловлены целым рядом объективно существующих обстоятельств. Каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с воспитанием личности.
Проанализируем процесс становления и развития музыкальной культуры в исторической ретроспективе. Исходные концептуальные идеи исследователей свидетельствуют о накопленном богатом практическом материале, требующем теоретического анализа с точки зрения данной проблематики.
Так, древние греки впервые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек — центральная тема древнегреческого искусства. «Отец комедии» Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, на то, что они «воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке», и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические [45].
Модель формирования музыкальной культуры подростке в учреждениях дополнительного образования
Демократические преобразования общества на современном этапе, особенности социокультурной ситуации послужили мощным стимулом к совершенствованию и реформированию всей системы образования. Ускорение научно-технического прогресса, гуманизация и гуманитаризация образования, информатизация общества определяют целесообразность формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования, цель которого создать все необходимые условия для творческого, эстетического развития личности.
Изучение проблемы формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования показало, что несмотря на присущие ей положительные стороны, она является несовершенной, ей свойственны определенные недостатки, что требует тщательного анализа, опытно-экспериментальной базы для дальнейшего ее развития.
Нами была разработана теоретическая модель формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования, в которой представлены предпосылки формирования данного процесса, принципы и функции построения данного процесса, средства, формы, методы, виды и технологии соцріально-культурной деятельности, социально-культурные условия реализации данной модели.
Формирование музыкальной культуры подростка в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности имеет свои внешние и внутренние предпосылки.
Внутренние предпосылки формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности связаны с необходимостью разрешения проблем не только самой системы, но и составляющих ее подсистем. К внутренним предпосылкам относятся информационные, коммуникационные и образовательные потребности субъектов системы дополнительного образования, оказывающие влияние на функционирование самой системы, перестройку ее работы на основе использования новых методологий обучения, интенсификации процесса обучения, внедрения в учебный процесс новых музыкально-информационных технологий, повышения просветительской деятельности.
Данные предпосылки находят свое отражение научно-исследовательской и практической деятельности учреждений дополнительного образования, направленной на обогащение и углубление содержания музыкально-информационного образования личности. Возникшие предпосылки формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования, направленные на формирование личности нового типа мышления, определяют создание развивающей образовательной среды в социально-культурной сфере, цель которой заключается в формирования музыкальной культуры подростков.
Моделирование процесса формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования ставит перед собой решение следующих задач: развитие творческого потенциала личности; расширение кругозора подростка; формирование культурного, музыкально-грамотного человека; организация музыкального самообразования личности; создание условий для самореализации в сфере досуга. Реализация поставленных задач возможна в государственных общеобразовательных учреждениях (общеобразовательные школы, училища, колледжи и др.) и учреждениях дополнительного образования и социально-культурной сферы (академии детства, центры развития, центры творчества, клубы по месту жительства, музыкальные школы, техникумы, школы искусств, и др.).
Построение образовательного процесса по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования должно осуществляться на традиционных и специфических принципах образования и социально-культурной деятельности.
К традиционным принципам мы относим: принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип системности и целостности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип сознательности и активности. Среди специфических принципов относительно нашего исследования мы выделяем: принцип междисциплинарной интеграции; принцип маневренности; принцип творческой направленности; принцип рефлексивного управления; принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности; принцип систематичности и целенаправленности; принцип развития инициативы и самоорганизации; принцип системности и последовательности; принцип фасилитации и интереса; принцип проблемности и практической направленности; информационно-просветительный принцип; принцип позитивности; принцип дифференцированного подхода; принцип единства просвещения и идейно-нравственного воспитания. Более подробная характеристика и обоснование перечисленных выше принципов приведена в 1.1.
Данные принципы предполагают целенаправленный, интегральный, динамичный подходы к формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования и определяют ее методологию и содержание, поставленные на технологическую основу.
Функции формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования отражают определенные стороны и направления образовательной деятельности, нацелены на стимулирование социокультурной активности подростков, адаптацию, развитие личности и ее творческих способностей, создание условий для полноценного музыкально-информационного творчества.
Изучение особенностей сформированности музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования
Постановлением правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г утверждено «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей». Данное положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (Дворцы, Дома и Центры детского творчества, музыкальные и художественные школы, школы искусств, Центры дополнительного образования детей, традиционной культуры, народных ремесел, Академии детства и др.). Образовательные учреждения дополнительного образования представляет собой тип образовательного учреждения, основное предназначение которого заключается в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
К основным задачам учреждений дополнительного образования относятся: 1) обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; 2) адаптация их к жизни в обществе; 3) формирование общей культуры; 4)организация содержательного досуга[50]. В настоящее время учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования осуществляется по конкретным образовательным программам.
Дополнительное образование подростков — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование многообразно и наиболее вариативно. Ценность дополнительного образования подростков в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Основное содержание дополнительного образования — практико-ориентированная деятельность. В учреждениях дополнительного образования личность действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками. В учреждениях дополнительного образования создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование носит исключительно творческий характер, потому что побуждает подростка находить свой собственный путь.
Созданию наиболее благоприятных условий для формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования в немалой степени способствует: личностно-ориентированная направленность учебно-воспитательного процесса - личность подростка, его неповторимая индивидуальность находится в центре внимания педагогических сил, в результате чего образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования оказывается направленным на развитие личностных качеств, музыкальных задатков и способностей индивида; призван гибко реагировать на запросы каждого обучаемого; предполагает конструирование и коррекцию как коллективных, так и индивидуальных программ музыкально-информационного развития подростка; разнообразие направлений деятельности - представляя обучаемым широкий спектр образовательных и развлекательных услуг, программа учреждения дополнительного образования включает в учебно-воспитательный процесс следующие виды деятельности: познавательную, культурно-развлекательную, музыкально эстетическую деятельности; психологизация образовательной среды - применение психолого-педагогической диагностики личности обучаемого, учёт её индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе на занятиях в учреждениях дополнительного образования, прогнозирование дальнейшего музыкально-информационного развития, способствует созданию психологического комфорта, ситуации успеха для каждого обучаемого; валеологизация образовательной среды - создание максимально-благоприятных условий для сохранения и улучшения психического и физического состояния обучаемых в учреждениях дополнительного образования; научное обеспечение образовательного процесса - интеграция сил науки практики, позволяющих прогнозировать дальнейшие перспективы музыкального развития обучаемых в системе дополнительного образования и создавать новые экспериментальные программы, направленные на развитие их музыкальной культуры.
Современная система дополнительного образования подростков предоставляет возможность каждой личности в соответствии с его пожеланиями, интересами, потенциальными возможностями и способностями охватывать огромный спектр дисциплин художественно-эстетического цикла и получить начальные музыкальные навыки.
Рассмотрим особенности деятельности некоторых учреждений дополнительного образования в гг. Воронеже и Саратове и г.Липецке.
Так, в г. Липецке на сегодняшний день образовательная деятельность ведется в 18 учреждениях дополнительного образования. Среди них 5 музыкальных школ, 2 художественные, 7 школ искусств и 4 Детских Дома творчества.
Особый интерес в контексте нашего исследования вызвала деятельность учреждений дополнительного образования г. Липецка. Так, в музыкальной школе №5 г. Липецка музыкальное образование складывается следующим образом: 7-летнее образование и дополнительный 8-й класс - для готовящихся к поступлению в музыкальное училище. В число изучаемых здесь дисциплин входят: игра на инструменте (фортепиано, смычковые, духовые, народные инструменты), сольфеджио, муз. грамота и теория, хор, пение и ансамбль.
Содержание образовательного процесса в этой школе комплексное, объединяющее не только профессиональные программы, но и различные базовые предметы программы дополнительного образования, включающие в себя факультативы, внеаудиторные формы общения с культурой и искусством. К ним относятся: «Музыка мира: диалог культур», «Современная музыка: проблемы, поиски, находки», «Создание мультимедиа-презентаций в редакторе Microsoft Offis Power Point» и др.
Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования
На следующем этапе опытно-экспериментальной работы по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования (формирующий эксперимент) нами была разработана, а затем апробирована комплексная педагогическая программа по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования (приложение В), в которой использовались разнообразные методы творческого обучения, модифицированные с учетом возрастных особенностей подростков, такие, как музыкальные иллюстрации, беседа, показ, прослушивание.
Данные диагностики респондентов позволили определить стратегические направления, цели, задачи, принципы, методы и технологию реализации комплексной педагогической программы по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования.
Под педагогической эффективностью образовательного процесса мы понимаем достижение поставленных целей обучения современными педагогическими и технологическими средствами, действенность полученных знаний, умений для решения разнообразных проблем с наименьшими затратами времени, труда и сил учащихся и учителя, что обеспечивает возможность дальнейшего обучения в прогнозируемый период времени.
Личностно ориентированный подход в целях формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности предполагает индивидуализацию и дифференциацию обучения. Одной из основных целей современной системы дополнительного образования является формирование умений работы с информацией, критического и творческого мышления.
Следовательно, новые технологии, а также отбираемые и специально создаваемые для целей обучения сетевые образовательные ресурсы, коммуникационные технологии должны решать эти дидактические задачи. Чтобы обеспечить деятельность подростков на разных уровнях познавательной деятельности с указанными целями, необходимо, чтобы содержание обучения, включая разнообразные задания, были ориентированы на взаимодействие учащихся в малых группах сотрудничества, в общей группе, на индивидуальную самостоятельную деятельность, дифференцированную по уровням обученности, индивидуальным типологическим особенностям учащихся. Некоторые из этих требований легче реализуются в очной форме обучения, другие - в дистанционной. Все это должно найти отражение в использовании новых технологий социально-культурной деятельности. Для решения поставленной проблемы нам придется ориентироваться на следующие показатели: показатели уровня обучения, воспитания и интеллектуального развития; показатели затрат учебного времени обучающихся; показатели работоспособности подростков (здоровье сберегающие показатели); показатели мотивационной устойчивости учебной деятельности обучающихся; показатели рациональности использования той или иной концепции обучения, тех или иных педагогических технологий, средств обучения; показатели затрат времени на передачу, обработку учебной информации; показатели работоспособности учителя; показатели мотивационной устойчивости трудовой деятельности учителя.
Для оценки эффективности использования социально-культурных условий в учреждениях дополнительного образования, мы опираемся на следующие ориентиры - оптимальность и результативность.
Оптимальность означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс современных технологий и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.
Результативность рассматривается как определенная устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность результативности заключается в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.
Данный подход позволяет говорить о том, что в деятельности учреждений дополнительного образования открывается возможность для проявления многообразных форм в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры от простого репродуцирования, введения в собственную педагогическую деятельность уже известных педагогическому сообществу знаний, технологий, концепций на индивидуально-логическом уровне до их эвристической, креативной разработки и внедрения.