Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий 19
1.1. Воспитательный потенциал самодеятельных хореографических
студий: историко-педагогический анализ 19
1.2. Пластическая культура как личностное качество участников самодеятельных хореографических студий: на примере балетной самодеятельности 42
1.3. Специфика формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий 63
Глава 2. Педагогические условия формирования пластической культуры участников в инвариантных моделях самодеятельных хореографических студий 88
2.1. Анализ состояния формирования пластической культуры участников в инвариантных моделях самодеятельных хореографических студий 88
2.2. Экспериментальная методика формирования пластической культуры участников в условиях самодеятельных хореографических студий 111
2.3. Сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики формирования пластической культуры участников в условиях самодеятельных хореографических студий 131
Заключение 151
Список литературы 1588
Приложения 1877
Приложение 1 1888
Приложение 2 1900
Приложение 3 1922
- Пластическая культура как личностное качество участников самодеятельных хореографических студий: на примере балетной самодеятельности
- Специфика формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий
- Экспериментальная методика формирования пластической культуры участников в условиях самодеятельных хореографических студий
- Сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики формирования пластической культуры участников в условиях самодеятельных хореографических студий
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена глубинными процессами, происходящими в отечественной культуре, расширением студийного движения в области хореографии и поиском новых форм пластического самовыражения участников. В досуговой сфере россиян свое место нашли многочисленные модные танцевальные стили и направления, зачастую демонстрирующие вульгарную агрессивность и примитивную пластику массовой культуры. Наряду с учреждениями социально-культурной сферы, в российских городах появилось множество коммерческих танцевальных школ-студий, танцполов, дансингов, фитнес-клубов, досуговых центров, развивающих потребительское отношение к хореографии, но не всегда ориентированных на нормы культуры.
В этих условиях важным становится формирование личности, гармонично сочетающей в себе эстетическую культуру с художественными способностями к хореографическому творчеству. Этой задаче в полной мере способствует социально-культурная деятельность хореографических студий, представляющих собой самодеятельные хореографические коллективы, совмещающие воспитательные и педагогические цели с художественным экспериментом и концертной практикой.
В истории русской культуры показано, что студийное движение в области самодеятельного хореографического творчества начала XX в. отражает творческие эксперименты выдающихся исполнителей в открытии креативных возможностей пластики, попытки освоения опыта предшествующих традиций и создания новых исполнительских стилей.
Поэтому широкими силами любителей изучаются и осваиваются ритмическая гимнастика Жак-Далькроза, эстетическая гимнастика Демени, английская каллистения, «грамматика художественного жеста» Дельсартра, свободная пластика по Дункан, эвритмия. На их основе создаются самобытные пластические направления: «биомеханика» В. Мейерхольда, «метроритмическая система» Б. Фердинандова, «целесообразное движение» Л. Кулешова, «гармоническая гимнастика» Л. Алексеевой, «выразительное движение» В. Майи, «искусство жеста» И. Чернецкой, «танцы машин» И. Фореггера, «музыкальное движение» С. Рудневой и др.
Так, благодаря активному участию и творческим экспериментам профессиональных исполнителей: Ю. Григоровича, К. Голейзовского, Н. Греминой, И. Чернецкой и др., хореографические студии, школы, театры-студии создавались и развивались в поле художественной самодеятельности и профессионального хореографического искусства советской России.
Как показывает практика, понятие пластической культуры в хореографическом творчестве многомерно и охватывает такие понятия, как музыкальность, свобода движения, выражение эмоций и чувств, которые помогают создать сценический образ в танце. При этом существенное значение приобретают такие качества, как эстетика исполнительского стиля, творческое самовыражение, стремление к самореализации. Это актуализирует поиск педагогических методик развития любительского творчества в области хореографии. В частности, Федеральным законом «Об образовании» № 145-ФЗ предусмотрена реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, ориентированных на выявление одаренных участников и подготовку их к возможному продолжению образования в области искусства.
Проведенный анализ показывает, что в ходе изучения широкого круга источников по теме диссертации были установлены противоречия между:
потребностью формирования устойчивого интереса к пластической культуре участников в условиях самодеятельных хореографических студий и отсутствием специальных исследований этого явления в теории, методике и организации социально-культурной деятельности;
необходимостью соблюдения принципов хореографического искусства и любительским подходом к определению уровней пластической культуры в самодеятельной хореографической студии;
значимостью формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по применению с этой целью педагогических технологий ее совершенствования.
Выявленные противоречия позволили сформулировать научную проблему, которая заключается в необходимости теоретического и экспериментального обоснования содержания и методики формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий.
Степень разработанности проблемы. Для нашего исследования важнейшее значение имели работы современных теоретиков и практиков танцевального искусства: Л.Д. Блок, В.М. Богданова-Березовского, А.Я. Вагановой, И.Я. Вершиной, Р.В. Захарова, Ю.Е. Соколовского, В.И. Уральской и др.; труды критиков танца: О. Гердт, И.И. Соллертинского и др.
Эстетические проблемы формирования пластической культуры личности рассматривали В.В. Ванслов, А.Л. Волынский, П.М. Карп и др.; тему движений и правил их исполнения – Н.П. Базарова, В.С. Костровицкая, А.А. Писарев, Н.И. Тарасов и др.; двигательный аспект хореографических упражнений – М.М. Габович, Е.Г. Котельникова, Н. Чефарова; выявление профессиональной хореографической одаренности – П.Б. Коловарский, И.Г. Соснина.
В контексте изучения форм художественной самодеятельности и любительского искусства выделены труды Т.И. Баклановой, Г.П. Блиновой, Е.И. Григорьевой, А.С. Каргина, Е.М. Клюско, Л.И. Михайловой, Л.Н. Солнцевой, Е.И. Смирновой, Е.Ю. Стрельцовой, Е.В. Литовкина, Э.И. Петровой и др. В указанных исследованиях дифференцируются направления народного художественного творчества (фольклор, художественная самодеятельность), любительского искусства и дилетантизма.
Среди современных педагогических исследований, посвященных проблематике формирования пластической культуры хореографов в условиях художественной самодеятельности и народного творчества, выделяются: докторские диссертации Г.Ф. Богданова, Е.П. Валукина, В.Ю. Никитина, В.Н. Нилова, а также кандидатские диссертации А.А. Алферова, А.Н. Брусницыной, Г.В. Бурцевой, В.В. Геращенко, Т.М. Кузнецовой, А.П. Кириллова, В.В. Королева, Б.Б. Мануйлова, Е.В. Перлиной, С.В. Филатова, М.Н. Юрьевой, Н.П. Яценко и др.
Самостоятельную группу источников представляют исследования социально-культурной деятельности, отражающие закономерности привлечения населения к процессу освоения культурных ценностей на основе самодеятельной активности в сфере культуротворческой деятельности, развивающего досуга, любительства (М.А. Ариарский, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, И.Н. Ерошенков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Е.М. Клюско, Е.В. Литовкин, О.Ю. Мацукевич, О.Б. Мурзина, А.А. Сукало, Ю.А. Стрельцов, В.С. Садовская, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков, Н.В. Шарковская, Н.Н. Ярошенко и др.).
Вместе с тем, в представленном анализе теоретических источников отсутствуют исследования, посвященные комплексному изучению пластической культуры в условиях самодеятельных хореографических студий. Это определило выбор темы данного диссертационного исследования «Педагогические условия формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий».
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий.
Объект исследования: воспитательный потенциал коллективов хореографической самодеятельности, обеспечивающий формирование личностных качеств их участников.
Предмет исследования: педагогический процесс формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий.
Задачи исследования:
раскрыть воспитательный потенциал самодеятельных хореографических студий на примере балетной самодеятельности как одного из направлений самодеятельного художественного творчества, предполагающего исполнение произведений хореографического искусства силами любителей;
на основе историко-педагогического анализа выделить этапы развития балетной самодеятельности в России;
уточнить понятие «пластическая культура» и определить специфику ее формирования у участников самодеятельных хореографических студий;
выявить педагогические условия формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий;
разработать теоретическую модель процесса формирования пластической культуры участников в условиях функционирования самодеятельных хореографических студий;
апробировать авторскую программу формирования пластической культуры участников в условиях самодеятельной хореографической студии.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что педагогическая эффективность формирования пластической культуры как личностного качества участников самодеятельных хореографических студий в значительной степени зависит от определения ее содержания и структуры, разработки авторской методики, а также соблюдения педагогических условий:
преемственность студийных традиций пластического самовыражения в развитии самодеятельных хореографических студий, в том числе балетной самодеятельности;
комплексность задач в определении содержания эстетического и предпрофессионального развития участников хореографических студий;
вариативность применения стилистических методик современного классического танца, гимнастических пластик, эвритмии в процессе воспитания пластической индивидуальности участников;
учет возрастных особенностей и мотивации участников к пластическим импровизациям;
активизация художественно-творческого потенциала участников самодеятельных хореографических студий посредством привлечения к сценическим постановкам, фестивальным и конкурсным выступлениям;
проведение постоянного мониторинга формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических коллективов на основе системы выделенных критериев и показателей.
Методологической основой исследования являются: положения о диалектической взаимосвязи и детерминации одних явлений другими, переходе количественных изменений в качественные; учение о ведущей роли деятельности в процессе формирования личности, объективных и субъективных факторах ее развития; наука о человеке как саморазвивающейся системе, активно взаимодействующей с социумом, способной к саморегуляции и самосовершенствованию; современные психолого-педагогические теории эффективной учебно-познавательной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных историков культуры, искусствоведов, педагогов и психологов о роли механизмов научного мышления и интуиции в процессе обучения. В основу положены идеи: о внешней (социальной) и внутренней (личностной) детерминации активности личности в художественно-творческой деятельности; идеи системного, личностно-деятельного подходов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.И. Фельдштейна и др.; индивидуально-творческого, культурологического и аксиологического подходов А.А. Аронова, В.Г. Афанасьевой, Е.В. Бондаревской, Е.Г. Силяевой, В.А. Сластенина; психологии творческой деятельности В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, Я.А. Пономарева, П.М. Якобсона и др.; о закономерностях развития движения (Н.А. Бернштейн, А.Л. Гройсман, Е.Г. Котельникова, П.Ф. Лесгафт и др.);
о специфике отечественной педагогики классической хореографии (А.Я. Ваганова, А.М. Мессерер, А.И. Пушкин, Н.И. Тарасов и др.) и ее интерпретации в педагогике самодеятельного художественного творчества (Е.И. Григорьева, Т.И. Бакланова, М.И. Долженкова, М.С. Жиров, Е.И. Смирнова и др.).
Методы исследования. Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: методы теоретического анализа культурологической, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы; методы системного анализа; методы сравнительного анализа; диагностические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, самооценка, экспертная оценка, рейтинг, ранжирование, обобщение независимых характеристик); констатирующий и формирующий педагогические эксперименты; методы статистической обработки результатов экспериментальной работы.
База исследования. Формирующая часть исследования проводилась на базе самодеятельных хореографических студий «Светлячок» и «Вдохновение» г. Красногорска (Моск. область), а констатирующая – на базе самодеятельных хореографических коллективов Москвы, Дубны и Чехова (Моск. область), Рязани. В исследовании принимали участие 210 человек.
Организация и этапы исследования. Организация исследования осуществлялась с 2008 по 2013 г. в несколько взаимосвязанных этапов.
Первый этап (2008-2009 гг.) – организационно-подготовительный, в процессе которого осуществлен теоретический анализ существующей литературы по проблеме формирования пластической культуры в условиях самодеятельных хореографических студий; проведен сравнительный анализ педагогических методик формирования пластической культуры участников в авторских школах любительской хореографии; уточнена гипотеза исследования; дана характеристика базы исследования; сформированы контрольная и экспериментальная группы педагогического эксперимента; проведен массовый опрос участников и педагогов самодеятельных хореографических студий.
Второй этап (2009-2010 гг.) – констатирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого осуществлен анализ уровней пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий гг. Москвы, Дубны и Чехова (Московская обл.), Тамбова, Рязани. На основе полученных результатов разработана педагогическая модель формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий; выявлена система критериев и показателей формирования пластической культуры по уровням, проведен констатирующий этап педагогического эксперимента.
Третий этап (2010-2012 гг.) – формирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого была апробирована и внедрена в учебный процесс самодеятельной хореографической студии «Вдохновение» г. Красногорска Московской области экспериментальная методика формирования пластической культуры участников; осуществлен сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики; проведены контрольные и промежуточные срезы формирования пластической культуры участников; проанализированы промежуточные и итоговые результаты педагогического эксперимента.
Четвертый этап (2012-2013 гг.) – заключительный, в процессе которого подведены итоги проведенного педагогического эксперимента; уточнены выводы исследования; подготовлены и внедрены научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий; результаты исследования оформлены в виде диссертации.
Научная новизна результатов диссертационного исследования определяется тем, что автор открывает новое направление в теории и методике социально-культурной деятельности, связанное с разработкой проблемы формирования пластической культуры участников в условиях самодеятельных хореографических студий. При этом:
впервые рассмотрена балетная самодеятельность как одно из направлений хореографического любительского творчества, предполагающее исполнение произведений хореографического искусства силами любителей, что определяет специфику ассимиляции танцевальных форм балетного искусства в бытовой танцевальной культуре россиян, а также расширяет воспитательный потенциал самодеятельного хореографического творчества;
выделены этапы развития балетной самодеятельности как направления хореографического любительского творчества, повлиявшие на организацию системы художественной самодеятельности в учреждениях культуры;
определены содержательные компоненты модели формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий: эстетичность, музыкальность, свобода движения в классических и современных канонах, свободное выражение эмоций и чувств, которые помогают создать сценический образ, в совокупности отражают сформированность навыков художественной выразительности движения, исполнительской образности и музыкальной сензитивности;
выявлены педагогические условия формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий, предполагающие преемственность студийных традиций в развитии хореографического любительского творчества; комплексности задач в определении содержания эстетического, художественно-творческого и предпрофессионального развития участников; вариативности применения дифференцированных педагогических методик;
на основе широкой опытно-экспериментальной работы доказана эффективность методики целенаправленного воспитательного воздействия, ориентированного на формирование пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:
выделен комплекс педагогических условий, определяющий эффективность формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий;
обоснована система диагностических критериев и показателей, позволяющая осуществлять педагогическую оценку уровней формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий;
разработана теоретическая модель формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий, что существенно расширяет обобщенные представления о ее деятельностной основе и позволяет наметить перспективы ее дальнейшего междисциплинарного изучения;
экспериментально апробирована авторская программа формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий;
доказано, что методы активизации художественно-творческого потенциала участников посредством моделирования авторских педагогических методик и форм развития индивидуальной сценической практики участников самодеятельных хореографических студий способствуют формированию пластической культуры.
Практическая значимость исследования определяется тем, что систематизированный материал о содержательных основах формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий позволяет: повысить качественный уровень изучения данного феномена в контексте педагогики социально-культурной деятельности; привлечь внимание педагогов-хореографов к необходимости дальнейшего теоретического и экспериментального изучения процессов формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий; применить технологический комплекс социально-культурной деятельности как один из педагогических компонентов содержательно-методического обеспечения процесса развития студийных движений в хореографическом любительском творчестве. Материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования, специалистов по художественно-творческому образованию, педагогической и творческой общественности, в системе повышения квалификации хореографического образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Студийное движение в самодеятельном хореографическом творчестве нацелено на популяризацию хореографического искусства, всестороннее художественно-творческое и эстетическое развитие личности участников хореографических студий на основе сочетания специальной и общекультурной подготовки. Одним из ведущих направлений в самодеятельном хореографическом творчестве является балетная самодеятельность, предполагающая исполнение произведений хореографического искусства силами любителей. Как самостоятельное направление любительского танцевального творчества балетная самодеятельность возникает в России в 20-е гг. ХХ в. и развивается в форме самодеятельных народных театров балета, хореографических школ-студий благодаря активному участию и творческим экспериментам профессиональных исполнителей.
2. На основе историко-педагогического анализа студийного движения выделены этапы развития балетной самодеятельности в России: I этап (1900-1917 гг.) – становление подходов к возникновению студийного движения;
II этап (1917-1934 гг.) – расцвет хореографических студий профессиональной и любительской направленности; III этап (1935-1953 гг.) – стагнация студийного движения; IV этап (1954-1980 гг.) – трансформация хореографических студий в институциональные формы художественной самодеятельности: народные театры балета, хореографические коллективы и ансамбли классического танца; V этап (1980-2013 гг.) – воссоздание студийного движения на основе художественных методов пластического самовыражения в хореографии, в направлениях эстетического развития и предпрофессиональной подготовки участников.
3. Пластическая культура участников самодеятельных хореографических студий, являясь одним из важнейших компонентов общей эстетической культуры личности, представляет собой комплекс сформированных навыков художественной выразительности движения, исполнительской образности и музыкальной сензитивности. Специфика формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий определяется освоением специальных теоретических знаний, практических навыков танцевально-пластического и движенческого характера, необходимых для создания художественного пластического образа, в том числе в ходе изучения стилистических особенностей хореодрамы, драмбалета, пантомимы, эвритмии, свободной пластики симфонического и характерного танцев.
4. Модель процесса формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий определяется комплексным характером решения педагогических задач развития физического аппарата участников (мышечная саморегуляция, правильная осанка, ритмичность и координация движений, гармонизация взаимодействия всех частей тела), их эмоциональности и пластической выразительности, а также навыков пластического художественно-образного решения и сценического воплощения. Уровни пластической культуры дифференцируются в зависимости от сформированности умений и навыков музыкально-пластической интонации при создании хореографического образа. Основным требованием к системе критериев явилось наличие количественных характеристик (показателей), отражающих процесс воспитания пластической индивидуальности участника. Критериями оценки сформированности пластической культуры являются: личностная характерность, танцевальность, координация и художественность. В качестве показателей по каждому из критериев определены: музыкально-пластический слух, ритмичность, интонирование, память, образное мышление, артистизм, пантомима, шаг, осанка.
5. Педагогическими условиями формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий являются: преемственность студийных традиций пластического самовыражения в развитии хореографического любительского творчества; комплексность задач в определении содержания эстетического, художественно-творческого и предпрофессионального развития участников; вариативность применения стилистических методик современного классического танца, гимнастических пластик, эвритмии в процессе воспитания пластической индивидуальности участников; учет возрастных особенностей и мотивации участников к пластическим импровизациям; активизация художественно-творческого потенциала участников посредством привлечения к сценическим постановкам, фестивальным и конкурсным выступлениям; проведение постоянного мониторинга формирования пластической культуры участников на основе системы выделенных критериев и показателей.
6. Авторская методика формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий ориентирована на воспитание пластической индивидуальности участников, построена на основе единства средств, форм и методов освоения феномена пластической культуры как проявления общей эстетической культуры личности и предполагает обеспечение выделенных педагогических условий. Это позволяет эффективно формировать пластическую культуру участников в самодеятельных хореографических студиях на основе расширения диапазона изучаемых предметов и исполнительских стилей, учета специфики разновозрастного состава студии, организации концертно-исполнительской деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: выступлений на международных, республиканских и межвузовских научно-практических конференциях, в том числе: Всероссийской научно-практической конференции «Хореографическое образование на рубеже ХХI в.: опыт, проблемы, перспективы развития» (Тамбов, 2005); VI Международном симпозиуме «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: русско-славянские культурные традиции и межкультурное взаимодействие» (Брянск, 30 мая – 2 июня 2012 г.); международной научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России» (Санкт-Петербург, 24-25 января 2013 г.); международной научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность как феномен педагогики» (Челябинск, 2013 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Русская культура и «Русский мир»»: духовные скрепы российской цивилизации» (Пермь, 14 июня 2013 г.); Московском молодежном форуме «Россия и мир в новой культурной реальности» (Москва, июнь 2013 г.) и др.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, опорой на широкий спектр научно-педагогических источников, обобщающих основные достижения в области педагогики балета, народного художественного творчества, социально-культурной деятельности, оптимизацией художественно-творческого процесса, проведением сравнительного анализа в процессе педагогического эксперимента и неоднократно апробированными в ходе исследования результатами.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Пластическая культура как личностное качество участников самодеятельных хореографических студий: на примере балетной самодеятельности
Обращаясь к проблематике формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий, следует а) конкретизировать особенности организации художественно-творческого и образовательного процессов в педагогической среде коллективов студийного типа, б) выявить педагогическую роль профессионального мастерства руководителя в воспитании пластической индивидуальности участников, в) проанализировать специфические компоненты пластической культуры, развиваемые в хореографии. По нашему мнению, в педагогике досуга наиболее точным является представление о студии как об учебной организации, исполнение хореографических произведений дает участнику любительской самодеятельности возможность активного постижения искусства, творческого действия и развития способностей. Поэтому, исходя из определения студии как экспериментального творческого коллектива художественно-эстетической направленности, представляется целесообразным выделить сущностные признаки организации образовательного процесса в исполнительской самодеятельности.
Мы разделяем точку зрения Е.И. Смирновой, утверждающей, что цель коллективов студийного типа является» приобщение человека к искусству, предоставление возможности всем желающим овладеть навыками художественного исполнительства, развития художественных способностей и всестороннего развития»23. Поэтому, основными направлениями работы студии, по мнению исследователя, является учебная деятельность, организация досугового общения на почве разнообразных художественных интересов и установок. Таким образом, в отличие от профессиональных коллективов, самодеятельные студии общедоступны для всех желающих любителей, независимо от способностей и степени художественной одаренности, что позволяет максимально использовать любительское исполнительское творчество как базу всестороннего и художественно-эстетического развития участников. Как показывает практика учреждений социально-культурной сферы, мотивация участников студийных коллективов чрезвычайно многообразна. Среди мотивов любительской деятельности присутствуют установки как на предпрофессиональное самоопределение, развитие исполнительских навыков, так и на общение в среде единомышленников и т.д. Поэтому демократизм функционирования самодеятельной студии обуславливает динамические преобразования внутри коллектива, изменяющиеся в зависимости от ориентаций и потребностей участников, их качественного роста исполнительской деятельности, смены состава и др. Как следствие, студия может эволюционизировать в эспериментальную лабораторию, мастерскую, поменять статус самодеятельной организации художественно образовательной направленности на звание профессионального коллектива. О тонкой грани взаимодействия любительского дилетантизма и профессионального искусства неоднократно отмечалось в научной литературе исследователями Т.И. Баклановой, А.С. Каргиным, Е.В. Литовкиным, Б.Б. Мануйловым, Е.Ю. Стрельцовой, Е.И. Смирновой, В.С. Цукерманом, В.Я. Суртаевым и др. В частности, Е.Ю. Стрельцовой отмечается, что «процесс развития любительского, или, как его еще называли, аматерного искусства оказался в России весьма своеобразным. Здесь, прежде всего, поражает феномен параллельности, и особенно те нередкие случаи, когда любители в определенном смысле опережали отечественных профессионалов»24. По мнению исследователя, любительство возникло вслед за проявлением профессионального художественного творчества, которое предполагало авторство, показ достижений и определенные элементы организации любительской деятельности. В данном контексте уместно назвать имена М.С. Щепкина, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского и др., впоследствии профессиональных актеров и режиссеров, начинавших свой путь в искусство с любительской театральной сцены во второй половине ХХ века в России.
Принимая во внимание, что жизнеспособность студии определяется одарнностью и широтой художественного мышления е руководителя, необходимо особо выделить организационные, профессиональные и личностные качества мастера, для которого коллектив любителей-единомышленников представляет собой базу художественного творчества. Думается, что именно харизма руководителя самодеятельной студии и определяет вектор развития коллектива исполнительской направленности. Поэтому мы солидарны с Н.К. Баклановой, впервые давшей разврнутое определение понятие профессионального мастерства специалиста культуры, в котором отмечается, что « в современных психолого-педагогических исследованиях понятие « профессиональное мастерство» употребляется в нескольких смыслах: как качественный уровень профессиональной деятельности, высокий уровень профессиональных умений и навыков, показатель профессиональной подготовленности специалиста»25. По мнению автора, сущность профессионального мастерства как деятельности определяется критериями ее профессиональной целесообразности, индивидуально-творческого характера и оптимальности.
Вместе с тем, как справедливо отмечает Г.Ф. Богданов, на практике многие педагоги-хореографы испытывают трудности не в плоскости методических знаний и практических навыков обучения танцу, а «из-за незнания технологии воспитательной работы, невладения педагогической техникой»26. При этом, автор особо подчеркивает педагогическую миссию руководителя самодеятельной студии, который «во-первых, вводит участника коллектива в мир хореографической культуры, в мир искусства; во-вторых, идет рядом, когда участник коллектива, всходя в сложный мир танцевального творчества, нуждается в помощи; в-третьих, помогает участнику разрешать определенные творческие и личные проблемы»27.
Специфика формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий
Следует отметить, что в период расцвета художественной самодеятельности 1980-х годов уделялось большое внимание проблеме взаимосвязи и взаимовлияния любительского и профессионального хореографического искусства, признанные мастера хореографии помогали и оказывали шефскую помощь народным коллективам в системе научно-методического обеспечения самодеятельного творчества. Наиболее полно данный аспект отражен в трудах А.Н. Беликовой, Г.Ф. Богданова, О.В. Кветной, Т.В. Пуртовой, В.Н. Нилова, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А. Устиновой и др., в которых отражена преемственность традиций хореографического искусства в любительском творчестве. Мы глубоко убеждены, что выдающимся научным достижением в области педагогики хореографии за прошедшие десятилетия является школа обучения классическому танцу, детально раскрытая в трудах А.Я. Вагановой, Е.П. Валукина, Н.А. Вихревой, С.Н. Головкиной, А.А. Горского, Л.Д. Блок, К.Я. Голейзовского, Р.В. Захарова, В.М. Костровицкой, Л.А. Коленченко, Ф.В. Лопухова, В.П. Мей, А.М. Мессерера, А.А. Писарева, П.А. Пестова, И.В. Смирнова, Н.И. Тарасова и др. Однако, не ставя под сомнение гениальность отечественной школы классической танца, мы вынуждены признать, что время исторических перемен в значительной мере повлияло на всю систему хореографического творчества и самого ребенка как субъекта творчества, ибо социальные причины, изменившийся менталитет, материальные факторы и ряд других обстоятельств негативно повлияли на процессы, происходящие в сфере хореографического творчества. Хотя объективно, от сохранения этих связей, их обогащения новыми формами дальнейшего развития во многом зависит судьба и профессионализм современной хореографии.
Деятельность большого числа любительских танцевальных коллективов самых различных направлений и уровней, от самых непритязательных танцевальных кружков до студий современного танца, фольклорных коллективов, студий классического танца, народных театров балета и т. д. мотивирует талантливых участников избирать профессию хореографа. Поэтому хореографические студии с различным уровнем танцевального мастерства и художественных результатов представляют собой благодатную почву, на которой произрастает профессиональное искусство.
Вместе с тем, статистика обучения в профессиональных академиях хореографии свидетельствует о высочайшей ротации числа учащихся, от начала поступления до окончания сохраняется лишь 0,1% поступивших, остальной контингент набирается за счет проводимых ежегодно вступительных испытаний и добора на каждый класс и курс обучения. Поэтому широко распространена практика привлечения наиболее талантливых детей самодеятельных хореографических студий, лауреатов хореографических конкурсов к профессиональному обучению.
Думается, что необходимо назвать и другие негативные факторы, влияющие на успешность процесса обучения в специализированных хореографических школах. Прежде всего – демографический, отражающий уменьшение количества детей, в целом по России. Немаловажным условием является переход начальной школы с 3-летнего на 4 –годичное обучение, что свидетельствует о необходимости здоровьесберегающих программ общего образования. Поэтому мы разделяем точку зрения Л.А. Коленченко в утверждении, что «только 5-10% детей имеют врожденную правильную осанку, а современный образ жизни, эстетические идеалы мало способствуют формированию качеств, необходимых будущим ученицам балетных школ…..все меньше и меньше детей обладают такими качествами, как грациозность, хрупкость, изящество, нежность, трепетность и воздушность».52
Проблематичнее всего обстоит ситуация с уменьшением количества часов на предметы гуманитарного цикла в общеобразовательных школах: музыка и пение, рисование, ритмика и др., что является залогом эстетического мировосприятия и эмоциональной сензитивности. По справедливому замечанию директора Государственного российского дома народного творчества Т.В. Пуртовой, « к сожалению, отсутствие танца как обязательного предмета в школьной программе обедняет процесс эстетического воспитания и физического развития подрастающего поколения. Танцу обучают в школах крайне редко, в основном ограничиваясь введением уроков ритмики в начальном звене, либо очень редкими факультативами» 53.
Экспериментальная методика формирования пластической культуры участников в условиях самодеятельных хореографических студий
Как показывает практический опыт деятельности самодеятельных хореографических студий, да и всего хореографического образования, ориентированного на эстетическое развитие и предпрофессиональную подготовку участников, многие проблемы формирования пластической культуры связаны с реализацией природного артистического потенциала, прогрессивным личностным творческим развитием. Отсюда и парадоксальные явления в становлении пластической индивидуальности исполнителя. Об этом неоднократно говорил К.С. Станиславский: «… талант застенчив и робок, особенно при первых своих проявлениях. В полную противоположность ему посредственность и бездарность смелы и наглы. Вот почему посредственность имеет часто больший успех на вступительных экзаменах, чем истинное дарование» 91.
Подтверждение этому суждению являются систематизированные исследования по проблемам профессионального отбора учащихся для исполнительской, художественно-творческой деятельности, проводимые в 20-е годы прошлого века. По данным Н.В. Рождественской92, еще в 1921 году В.О. Перцов представил секцию театрального отдела Наркомпроса «Материалы по профотбору в искусстве, в которых отмечалось, что «… не существует единого мнения о том, какими же способностями должен обладать человек, чтобы стать актером. Очевидно, что помимо выразительности лица и голоса, ладного тела и координированных движений, актеру присуще «какое-то особое устройство нервной системы, своеобразный психологический склад личности, позволяющие ему воспроизводить на сцене, под взглядами сотен зрителей тонкие душевные движения своего героя»93.
Как следствие, возникает потребность в разработке инновационных методик и студийных моделей альтернативных хореографических школ -муниципальных, частных, экспериментальных и др. образовательных учреждений, обучающих балетному искусству94. Помимо большого выбора хореографических направлений: классики, современного, характерного танца, свободной пластики и др., в которых участники могут найти себя и «реализоваться», в указанных школах у учащихся отсутствует постоянный страх быть исключенным, как это принято в специализированных школах. В ходе теоретического осмысления проблемы мы выдвинули предположение, согласно которому педагогическая эффективность формирования пластической культуры участников хореографических студий в значительной степени зависит от определения ее содержания и структуры, разработки авторской методики вариативного применения комплекса современного классического танца, гимнастических и театральных пластик, а также соблюдения педагогических условий: интеллектуализации образовательного пространства, активного привлечения к фестивальным и конкурсным выступлениям; вариативности применения стилистических методик современного классического танца, гимнастических пластик; комплексности задач эстетического и предпрофессионального развития участников; проведения постоянного мониторинга формирования пластической культуры участников на основе системы выделенных критериев и показателей; активизации художественно-творческого потенциала участников посредством моделирования авторских педагогических методик формирования пластической культуры; приоритетности индивидуальной сценической практики участников как фактора формирования пластической культуры. Теоретическое обоснование выделенных педагогических условий представлено нами в первой главе исследования.. В данном параграфе мы рассмотрим методику реализации предложенных педагогических условий. Но прежде чем подходить к представлению методики, необходимо обратиться к самому понятию «методика». В современной научно-педагогической литературе данное понятие рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле методика – это отрасль педагогической науки, предметом которой является сложный педагогический феномен, интегрирующий процессы обучения самообучения, воспитания-самовоспитания, развития-саморазвития, образования - самообразования личности 95.
Методика как наука исследует закономерности функционирования различных методических систем. Понимание методики в узком смысле этого слова связано с конкретной педагогической деятельностью, имеющей в своей основе целенаправленный комплекс методов, приемов и средств, обеспечивающих эффективное решение педагогических проблем (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова и др.). Отметим, что под методической системой или целостной методикой понимают единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа или типа обучения-самообучения, воспитания- самовоспитания, развития-саморазвития. В методической системе методы, приемы и средства выступают способами (методическими механизмами) реализации цели и содержания на конкретных этапах педагогического процесса. Думается, что решение проблемы разработки методики формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических балетных студий заключается не в изолированном подборе методических механизмов для каждого условия, а в построении целостной педагогической технологии, т.е. определенной методической системы. В данном контексте уместно привести мнение выдающегося педагога современности Ю.П. Азарова, что «технология - это жесткий расчет, наполненный духовным содержанием. Педагог, разрабатывая технологию и не упуская из виду развитие всей системы отношений, мыслит этическими категориями и подчиняет все развитие самостоятельности воспитанию у детей высокой нравственности»96. Для достижения цели нашего исследования весьма привлекательной является идея Н.М. Яковлевой97, полагающей, что формирование любых качеств у личности является результатом их включения в специально организованную деятельность в смоделированной художественно-творческой среде самодеятельной хореографической студии.
Сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики формирования пластической культуры участников в условиях самодеятельных хореографических студий
В соответствии с программой проведения опытно экспериментальной работы по формированию пластической культуры участников в условиях самодеятельной хореографической студии нами был проведн констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, который показал в целом средний уровень пластической культуры участников, поэтому формирующий этап был направлен на проверку эффективности разработанной нами педагогической модели, а также выявлению педагогических условий, оптимизирующих процессы пластического развития участников. В опытно-экспериментальной работе мы использовали ряд методик для изучения отношения участников хореографической студии к проблемам пластической культуры, развития мотивации к исполнительской деятельности, а также раскрытию художественно-творческого потенциала участников. Ведущими исследовательскими методами являлись: педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, опросы, интервью, тестирование, методы математической статистики.
На данном этапе опытно-экспериментальной работы мы применяли метод педагогического эксперимента. В первой (ЭГ-1) и второй (ЭГ- 2) опытных группах, выбранных с целью получения более достоверной информации о процессах формирования пластической культуры участников хореографической студии «Светлячок» г. Красногорска, реализовывалась традиционная модель развития хореографической пластики, кроме программы, с последующей диагностикой результатов на завершении обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы. В третьей (ЭГ-3) и четвртой (ЭГ- 4) опытных группах студии «Вдохновение» г. Красногорска реализовывалась экспериментальная модель формирования пластической культуры участников с выделенными педагогическими условиями. В выделенной контрольной (проверочной) группе (КГ) осуществлялась проверка полученных результатов. В общей сложности, в эксперименте участвовало210 участников балетных студий «Светлячок» и «Вдохновение» г. Красногорска Московской области, балетных студий г. Москвы и Московской области.
Интерпретация полученных данных позволила проанализировать мнения участников о сущности пластической культуры и мотивов ее формирования. В частности, если в 2008 году у участников в основном преобладали суждения, что в основе пластической свободы заложено «техническое совершенство» (17,1 %), «двигательная свобода» (15,6 %), «артистизм» и «эмоциональность» (по 14,8 %), то в 2012 году суждения ранжировались следующим образом: «артистизм» (17,1 %), «эмоциональность» (15,6 %), «двигательная свобода» (14,8 %). Рост суждений о приоритете «технического совершенства» произошел незначительно, на 0,8 %, но он сохраняет ведущую позицию в рейтинге суждений участников о сущности пластической культуры. Мы также изучили мотивы участия участников хореографической студии в сценических постановках, концертах, фестивалях и конкурсах, представляющих важнейший фактор формирования пластической культуры респондентов. В представленной Таблице 4 указана география конкурсов и достижений самодеятельной хореографической студии «Вдохновение» в период опытно-экспериментальной работы (2008-2013 гг). На итоговом срезе опытно-экспериментальной работы мы имеем изменения – личные мотивы (38,2 %), общественные (35,1 %), художественно-творческие (26,5 %) Промежуточные срезы оценки уровней пластической культуры участников проводили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в 2008 и 2012 годах, которые были направлены на уточнение и конкретизацию основных положений гипотезы, доработку содержания, форм, методов и средств воспитания пластической культуры участников. Результаты промежуточных срезов подтвердили наличие положительной динамики во всех опытных группах. Обобщающий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на обработку, анализ, обобщение результатов, соотнесение их с целью и задачами опытной работы. Результаты итогового среза подтвердили наличие положительной динамики во всех опытных группах, в большей степени проявившейся в ЭГ-3 и ЭГ- 4. Необходимо отметить, что по результатам итогового среза позитивные изменения в ЭГ-3 и ЭГ- 4 имеют место по всем критериям формирования пластической культуры, что полностью согласуется с концептуальными положениями нашего исследования, подтверждает правильность выбранной тактики организации педагогического процесса и свидетельствует о результативности опытно-экспериментальной работы по проверке педагогической модели формирования пластической культуры учащихся балетной студии.