Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей Касмицкая Екатерина Александровна

Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей
<
Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Касмицкая Екатерина Александровна. Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Касмицкая Екатерина Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2010.- 253 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/967

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей

1.1. Сущность музыкального воспитания участников студий 17

1.2. Психолого-педагогические особенности музыкального воспитания участников студий 61

1.3 Социально-культурные условия музыкального воспитания студийцев 78

Глава 2. Организация педагогической деятельности по комплексному музыкальному воспитанию участников студий в учреждениях дополнительного образования детей

2.1. Диагностика социально-культурных условий музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей 105

2.2. Педагогическая модель комплексного музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей 126

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 171

Заключение 195

Список литературы 201

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Перемены, происходящие в сфере музыкального воспитания детей, подростков, молодежи тесно связаны на современном этапе с качественными изменениями в области развития культуры и искусства. Сегодня образованному человеку необходимо обладать не только специальными предметными знаниями, но и быть разносторонне развитым, способным к самостоятельному жизненному выбору, самосовершенствованию, творческой активности, уметь разбираться в традициях и инновациях отечественной и мировой культуры, являться социально адаптированной личностью. Эти положения рассматриваются как актуальные в целом ряде нормативно-правовых документов, среди которых надо особо отметить Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальную доктрину развития образования в Российской Федерации», «Программу воспитания в системе образования России», «Национальную программу воспитания детей в Российской Федерации», «Концепцию художественного образования в Российской Федерации до 2025 года», а также одобренную распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 года «Концепцию развития образования в сфере культуры и искусств в Российской Федерации на 2008-2015 годы». В России сегодня более восьми тысяч учреждений дополнительного образования детей с контингентом около шести миллионов человек, и половина из них - участники студий.

Приобщение личности к музыкальной культуре с дошкольного возраста определяет ее дальнейшее отношение к «звуковой окружающей среде» на долгие годы, а возможно, и на всю жизнь. Педагогический опыт показывает, что музыка несет в себе глубокий ценностный потенциал, обладает социализирующими свойствами, она влияет не только на процесс эстетического и духовно-нравственного воспитания, культуру чувств, но и на коммуникацию, социокультурную адаптацию и развитие личности в целом. Важную роль в этой связи играет деятельность по формированию целостного социокультурного пространства, в контексте которого дошкольные инициативы выходят за рамки образования как такового и вступают в активный контакт с внешкольной системой развития музыкальной культуры и культуры в целом.

На сегодняшний день в системе дополнительного образования детей пока еще слабо разработанными остаются целостные технологии, основанные на синтезировании педагогического, психологического, культурологического и социокультурного знания и опыта. Отсутствуют программы, направленные на комплексное музыкальное воспитание участников детских кружков, коллективов, студий. Нередко вне системы музыкального воспитания детей остаются их родители.

Следовательно, проблемная ситуация, которая объективно сложилась в сфере дополнительного образования, состоит в противоречии между существующей общественной потребностью в воспитании «человека культуры», способного к творческой самореализации, и недостаточно эффективной системой образования, в которой отсутствуют научно определенные условия для комплексного музыкального воспитания, обучения и развития детей.

Несомненную значимость и актуальность в этой связи приобретает поиск эффективных путей и средств совершенствования деятельности многочисленных детских центров, обеспечивающих комплексное музыкальное воспитание.

Степень научной разработанности проблемы. В работах В.П. Голованова, О.Е. Лебедевой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой и др. раскрываются исторические аспекты развития и становления системы дополнительного образования; труды В.Г. Кузнецова, Л.С. Зориловой, Г.И. Шахова, Е.Б. Оселедчик, В.П. Подкопаева, М.Т. Картавцевой посвящены вопросам обучения и воспитания руководителей самодеятельных коллективов, содержанию их профессиональной деятельности.

Проблемами организации учебного процесса, создания среды, позволяющей динамично влиять на процесс совершенствования духовного содержания человека, занимались В.И. Загвя-зинский, В.В. Мудрик, В.В. Краевский, Я.С. Турбовский.

К настоящему времени выполнено множество квалифицированных исследований, посвященных изучению проблем, относящихся к формированию: музыкальных способностей (А.Л. Готсдинер, Т.В. Огороднова); музыкальной памяти (А.Б. Зелинский, И.И. Кевишас, В.И. Муцмахер); музыкальности и ритма (СИ. Науменко, Ю.А. Цагарели, А.К. Брыль); слушательского восприятия (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Н.Л.

Гродзенская, Е.В. Назайкинский, Б.Л. Яворский); музыкальных интересов и потребностей (А.Г. Болгарский, М.А. Давыдова, Э.П. Морозова, С.Н. Никитюк, Р.Н. Фрис).

Значимыми для исследования социально-культурных условий музыкального воспитания участников студий стали работы ученых: Ю.Б. Алиева, Т.С. Зиновьевой, Е.Г. Карповой, Э.П. Костиной, Е.Ю. Пономаревой, Г.М. Цыпина, касающиеся проблем музыкального воспитания и развития детей путем использования новых форм и методов обучения и воспитания; труды исследователей в области психологии, музыкальной психологии, музыкальной терапии: Джульетты Алвин, А.Л. Готсдинер, А.Н. Леонтьева, В.И. Петрушина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, СВ. Шушарджана, где освещаются вопросы активного воздействия музыки на формирование как специальных, так и общих способностей ребёнка, анализируются вопросы, касающиеся развития и коррегирования средствами музыки познавательной и эмоционально-волевой сфер.

В исследованиях Э.Б. Абдуллина, Н.А. Басиной, Н.А. Ветлу-гиной, Л.В. Горюновой, Н.Л. Гродзенской, Е.Р. Ильиной, Д.Б. Кабалевского, Л.В. Кравчук, СИ. Мерзляковой рассматриваются проблемы повышения качества музыкального образования детей через применение синтеза искусств.

Самостоятельную группу источников составляют труды, раскрывающие природу и сущность досуга, основные принципы социально-культурной деятельности, ее ценностно-развивающий и воспитательный потенциал, способствующий становлению «человека культуры»: А.А. Аронова, М.А. Ари-арского, А.Ю. Бутова, Е.Г. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Л.Г. Жарковой, А.Г. Казаковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильни-кова, Е.Л. Кудриной, А.Б. Лидогостера, И.А. Липского, B.C. Садовской, Т.К. Солодухиной, Е.Ю. Стрельцовой, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Е.В. Утина, Т.В. Христидис, В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.

Анализ специальной литературы и диссертационных исследований позволяет сделать вывод, что несмотря на несомненные достижения в области дополнительного музыкального воспитания детей, проблема комплексного музыкального воспитания нуждается сегодня в более глубокой целостной разработке, что и обусловило выбор темы диссертационного иссле-

дования - «Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей».

Объект исследования: педагогическая деятельность по музыкальному воспитанию участников студий в учреждениях дополнительного образования детей.

Предмет исследования: процесс обеспечения социально-культурных условий, оптимизирующих музыкальное воспитание участников студий в учреждениях дополнительного образования детей.

Цель исследования: теоретическое обоснование и технологическая разработка комплексной модели музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

охарактеризовать сущность музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей;

выявить психолого-педагогические особенности музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей;

определить оптимальные социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей;

раскрыть диагностику социально-культурных условий музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей в соответствии с задачами исследования;

разработать, внедрить и проверить на эффективность опытно-экспериментальным путем педагогическую модель комплексного музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что

музыкальное воспитание участников студий будет наиболее

эффективным, если:

- основывается на целенаправленном раскрытии таких потенциалов, как гносеологический (что участник знает о музыке), аксиологический (что он в ней ценит или, наоборот, отверга-

ет), праксиологический (что он умеет делать в области этого вида искусства);

в операциональном плане воспитательный процесс строится как органическое единство целенаправленных педагогических воздействий на личность в процессе деятельности (музыкальной, художественно-игровой, художественно-оценочной) и регулируемое педагогом межличное общение участников студий в учреждениях дополнительного образования детей;

музыкальное воспитание сознательно выводится из чисто педагогических рамок в реально-жизненное социокультурное пространство, где, по мере возможности, связывается и перекрещивается с регулируемым влиянием семьи, ближайшего внесемейного социума и других центров культуры;

целенаправленно создается оптимальная система внутрикол-лективных коммуникаций «участник студии - педагог», «участник студии - участник студии», «участник студии -педагог - родитель», которые способны стать эффективным ретранслятором знаний, оценок, ориентации, передающихся посредством межличностного общения участников студий в учреждениях дополнительного образования детей. Методологическую основу исследования составили идеи

представителей философии, культурологии, социологии: о системно-целостном подходе, обеспечивающем всестороннее рассмотрение структурно-логических и содержательных сторон изучаемых объектов и процессов (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); концепции, в рамках которых рассматриваются общие проблемы развития как направленного и закономерного изменения, сущность и особенности культурного развития человека как смены его состояний и уровней (И.А. Ильин, Э.В. Ильенков, Л.П. Карсавин); научные положения, выявляющие механизмы взаимосвязи развития и воспитания, единства развития и саморазвития, обусловленность развития и воспитания личности характером общественных отношений, представления о процессах инкультурации, социализации, социокультурной адаптации, закономерностях процесса возвышения культурных потребностей (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Арнольдов, Л.П. Буева, Б.С. Лихачёв, М.С. Каган, А.С. Кармин, Н.Л. Коган, А.А. Радугин, А.Я. Флиер).

Теоретическую основу исследования составляют:

- педагогические положения, раскрывающие взаимосвязи процессов воспитания и развития, ценностные основы воспитания, его диалогический характер; современные концепции о ведущей роли деятельности в развитии личности, о личностно-ориентированном подходе, о сущности и воспитывающем потенциале социальной среды, о роли художественной культуры в развитии и воспитании ребенка (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Л.В. Занков, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, В.К. Леднев, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина);

положения, выдвинутые в рамках общей, педагогической и музыкальной психологии о сущности и особенностях онтогенеза психики развивающегося человека, о взаимосвязи в учебно-воспитательной деятельности восприятия и мышления, о структуре детских коллективов и статусе ребенка среди сверстников, о связях ребенка с окружающей средой (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, Г.С. Костюк, М.Л. Лазарев, А.Н. Леонтьев, В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Теплов, Д.И. Фельдштейн, СВ. Шушарджан, Д.Б. Эльконин);

социально-культурные труды, посвященные вопросам производства, сохранения и трансляции культурных, и, в том числе, музыкально-художественных ценностей, а также проблемам целей, содержания, организации массовой и коллективной работы в области внешкольного обучения, образования, воспитания, развития творческих способностей детей и взрослых (М.А. Ариарский, Е.И. Григорьев, А.Д. Жарков, А.Г. Казакова, А.С. Каргин, Е.Л. Кудрина. Н.П. Паршиков, B.C. Садовская, Т.К. Солодухина, Е.Ю. Стрельцова, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Сур-таев, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко).

Цель и задачи исследования определили выбор используемых теоретических и эмпирических методов исследования.

В состав теоретических методов вошли: методы изучения и анализа философской, психолого-педагогической, культурологической и социокультурной литературы по проблемам исследования; метод исследования нормативной и учебно-методической документации учреждений системы дополни-

тельного образования; общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования.

В качестве эмпирических методов исследования были применены: метод педагогического наблюдения; метод устного и письменного опроса; метод тестирования; метод эксперимента, методы статистической и компьютерной обработки данных.

База исследования. Исследовательская работа проводилась в образовательных учреждениях: ГОУ МУДОД ЦДОД «Эрудит», детских садах: №2 «Светлячок», № 28 «Ладушки», №3 «Тополек» г. Геленджика; ГОУ Центр эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» Москвы. Всего в исследовании приняло участие 310 человек.

Основные этапы исследования. Исследование проходило с 1998 по 2010 год. На каждом этапе, в зависимости от задач исследования, применялись соответствующие методы и процедуры, адекватные конкретным задачам и специфике исследования.

На первом этапе (1998-2000) изучены теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, психолого-педагогической, культурологической, музыковедческой, этно-педагогической, социально-культурной литературе; определены теоретические положения исследования; выявлены основные принципы, методы, формы музыкального воспитания на разных исторических этапах; проведен их сопоставительный анализ; определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования. Были намечены основные подходы в совершенствовании деятельности по музыкальному воспитанию детей, выявлена специфика развития музыкальной культуры дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей.

На втором этапе (2000-2002) разрабатывались основные положения авторской концепции музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей; программа музыкального образования детей «Музыкальная фантазия» и программа социокультурного просветительства родителей учащихся «Шаг к успеху». Одновременно составлялись методические рекомендации и методическое обеспечение программ.

На третьем этапе (2002-2008) осуществлялась экспериментальная работа, направленная на внедрение в практику авторской модели музыкального воспитания участников студий и выявление ее эффективности.

В рамках формирующего эксперимента проводилось констатирующее исследование, посвященное выявлению традиционного состояния уровня музыкального развития дошкольников. Для данной части экспериментальной работы была разработана специальная диагностическая методика. На этом этапе осуществлялись: занятия-срезы, беседы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Были изучены и проанализированы планы, программы, отчеты, методические разработки проведения занятий и мероприятий УДО и ДОУ г. Геленджика. Всего было исследовано 130 респондентов: из них 80 детей дошкольного возраста и 50 родителей.

С 2004-го по 2009 год осуществлялась системная апробация авторской образовательной модели и внедрение ее содержательной части: программ «Музыкальная фантазия» и «Шаг к успеху». Для этого на базе ГОУ Геленджика МУДОД ЦДОД «Эрудит», ДОУ №28 «Ладушки», ДОУ №2 «Светлячок» при непосредственном участии автора были открыты детские музыкальные студии, где проводились музыкальные занятия (в студиях занималось около 130 детей дошкольного возраста). Одновременно проводились контрольные обследования всех респондентов. Это дало возможность получить взаимодополняемые и взаимоконтролируемые данные, отражающие динамику уровня музыкального развития детей и их психоэмоционального состояния. По итогам экспериментального исследования формулировались общие выводы. На данном этапе проводилась апробация полученных результатов в виде участия диссертанта в научно-практических конференциях (в Геленджике, Краснодаре, Москве), семинарах, «круглых столах», конкурсах общественно значимых педагогических инноваций Геленджика.

На четвёртом этапе (2009-2010) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования; выявлены и экспериментально обоснованы социально-культурные

условия обновленной модели музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей, составлены рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

научно обоснована необходимость применения в процессе теоретического осмысления и практического совершенствования музыкального воспитания детей дошкольного возраста комплексной совокупности знаний и технологий из области современной педагогики, психологии, культурологи и социокультурной теории, теории музыкального воспитания;

выявлены закономерности музыкально-воспитательной деятельности детей, посредством которых обоснована система принципов, правил и условий, обеспечивающих наиболее высокие воспитательные результаты;

обоснована и технологизирована на уровне проектной модели работа по формированию социокультурной среды (рациональное использование технических средств, творческое сотрудничество с центрами культуры и школами, участие детей в социально-культурных программах районов и округов);

разработана система базовых национальных ценностей, основы которых составляют доступные для участника студии произведения классической музыки и народного художественного творчества;

на основе анализа педагогического опыта и организации экспериментальной работы раскрыта обновленная гуманистическая концепция и оптимальная модель комплексного музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей;

на основе комплексного подхода выявлены и содержательно описаны уровни музыкального развития участников студий в учреждениях дополнительного образования детей (высокий, средний, низкий) и критериальные компоненты: музыкально-творческие способности, восприятие музыкального искусства, культурное проведение досуга, психоэмоциональное состояние.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что: обоснована совокупность новых знаний о воспитательных

возможностях единого социокультурного пространства и

конкретных путях реализации этих возможностей в составе музыкальной педагогики и теории музыкального воспитания;

применительно к музыкальной педагогике введена в научный оборот новая категория «культурологический подход к организации педагогического процесса», посредством использования которой достигается более глубокое понимание целей воспитания, смысла и сущности передаваемых в ходе воспитания культурных ценностей, выявление конкретных технологий включения участника студии в мир культуры, культурных контекстов межличностных коммуникаций и средовых влияний на культурное становление развивающейся личности;

определены социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий, учет и выполнение которых обеспечивают оптимальный уровень музыкального развития детей в учреждениях дополнительного образования;

внесены определенные дополнения в систему теоретических положений музыкальной педагогики относительно принципов педагогического синтезирования таких видов художественной культуры, как музыка, хореография, изобразительное искусство, театральное творчество;

предложена научно-обоснованная модель дальнейшей модернизации системы музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей. Практическая значимость исследования состоит в том, что

соискателем разработаны:

научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию организации учебно-воспитательного процесса и эффективному внедрению инновационных педагогических технологий в деятельность учреждений дополнительного образования детей;

предложения по научно-методическому обеспечению комплексного музыкального воспитания участников студий и повышения музыкальной и психолого-педагогической грамотности их родителей в системе дополнительного образования детей (программы «Музыкальная фантазия», «Шаг к успеху», методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, методические разработки содержа-

ния конкретных занятий и социально-культурных программ, сборник нотных приложений к программе обучения и другие дидактические документы); - критериально-оценочный инструментарий, позволяющий определить уровень музыкального развития участников студий, который включает в себя критерии, показатели, диагностические и контрольно-измерительные материалы. Результаты исследования, его теоретические положения, выводы, рекомендации могут быть использованы в центрах и учреждениях дополнительного образования детей, детских музыкальных студиях при ДОУ, а также в системе организации дополнительного музыкального образования в детских садах.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических предпосылок исследования, разнообразием источников информации и реализации комплексной методологии исследования, адекватной его логике и научному аппарату. Достоверность обеспечивалась также комплексом взаимодополняющих методов, которые нашли применение в констатирующей и формирующей части опытно-экспериментальной работы. Репрезентативность эмпирического материала, его апробация в учреждениях дополнительного образования детей, сообщения на научно-практических конференциях и участие в конкурсах общественно значимых педагогических инноваций города-курорта Геленджик и Москвы позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных, который также способствовал повышению уровня достоверности. Положения выносимые на защиту:

1. Сущность музыкального воспитания участников студий со
стоит в формировании и углублении определенных компонен
тов ценностного сознания студийцев. При этом выработка со
ответствующих ориентации и установок происходит с наи
большей педагогической эффективностью, когда они базирует
ся на переходящих из поколения в поколение глубинных архи
типических чертах национального менталитета, национального
характера, национальных традиций.

2. Основными психолого-педагогическими составляющими
процесса музыкального воспитания участников студий явля
ются: развитие творческого восприятия музыки; активное раз-

витие музыкально-творческих способностей; развитие высших чувств; формирование культуры музыкальных предпочтений; обеспечение необходимой широты музыкального кругозора; развитие навыков самостоятельной музыкальной деятельности. З.К социально-культурным условиям музыкального воспитания участников студий относятся: квалифицированное воздействие в музыкально-воспитательной деятельности на основные сферы музыкальной культуры человека - когнитивную, аффективную, поведенческо-деятельностную; продуманное применение в учебно-воспитательных целях наряду с музыкой других видов и жанров художественной культуры; построение учебно-воспитательного процесса на основании продуманного сочетания целенаправленных педагогических воздействий с реализацией формирующего потенциала предметно-практической деятельности и межличностного общения; постоянное включение в контекст воспитательной работы игровых технологий; создание в контексте жизненного пространства особой микросоциокультурной среды, способствующей музыкальному воспитанию ребенка.

4. Среди показателей музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей выявлены следующие уровни, которые соответствуют социально-культурным условиям:

Первый - уровень музыкального воспитания музыкально-творческих способностей, который характеризуется эмоциональной отзывчивостью; хорошим знанием музыкальной терминологии; умением выявлять контрастные темы; овладевать исполнительскими качествами; определять звуки по высоте, тембру, длительности; способностью создавать музыкально-двигательные, ритмические и инструментальные импровизации; свободно владеть популярным исполнительским репертуаром. Другой - это уровень восприятия музыкального искусства, то есть проявление устойчивого интереса к музыке, хорошее знание пройденных музыкальных произведений и их автора. Третий уровень - это уровень музыкального воспитания характеризуется культурным проведением досуга: систематичное посещение концертов, детских спектаклей, просмотр музыкальных передач и т.д. И наконец, четвертый уровень музыкального воспитания - это уровень психоэмоционального со-

стояния - положительный настрой на выполнение предлагаемых педагогом заданий; яркая и положительная тематика выполняемых участником студий рисунков; отсутствие сильного и сверхсильного нажима карандаша; преобладание теплых тонов цветовой палитры.

5. В основу разработанной педагогической модели комплексного музыкального воспитания участников студий автором диссертации положены представления об учебно-воспитательном процессе, включающем в себя следующие квалифицированно-определенные педагогом компоненты: цели; содержание деятельности по музыкальному воспитанию; средства, методы и формы организации совместной деятельности педагогов и воспитанников и результат, по описанной выше диагностике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась автором в форме:

выступлений на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств; в выступлениях на научно - практических конференциях (Москва, 2004 г.; г. Москва, 2005 г.; Геленджик, 2006 г., 2007 г.; Москва, 2008 г., 2009 г.); семинарах, круглых столах, инструктивно-методических совещаниях, на конкурсе «Учитель года Москвы - 2009» (в номинации «Педагог-внешкольник», где соискатель стала лауреатом);

разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс ГОУ МУДОД ЦДОД «Эрудит», ДОУ №28 «Ладушки», ДОУ №2 «Светлячок» г. Геленджика авторской экспериментальной дополнительной образовательной программы «Музыкальная фантазия» по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста и программы «Шаг к успеху» по повышению психолого-педагогической грамотности родителей учащихся.

Структура диссертации. Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, который включает более 180 источников и приложения.

Сущность музыкального воспитания участников студий

Воспитание является одним из древних пластов человеческого знания и по существу неотделимо от развития общества. Прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое последующее поколение людей начинало жизнь не с «чистого листа», а овладевало производственным, социальным, духовно-нравственным опытом предков, пропуская его через призму культурно-исторических ценностей, и передавая этот опыт уже в более совершенном виде своим потомкам. Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта во многом зависели от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения.

Современная педагогика характеризует «воспитание» как сознательное, целенаправленное, планомерное воздействие на личность с целью формирования у неё определенных установок, принципов, ориентации, качеств, обеспечивающих условия для её развития, выполнения той или иной общественной роли. Такая трактовка этого понятия требует уточнения: в процессе воспитания задействованы не только осознаваемые факторы, но и те, которые действуют помимо сознания. Поэтому воспитывают не только специальные учебные заведения, но и вся совокупность жизненных факторов (183, с.52).

В сложившихся условиях существующая прежняя система воспитания не в состоянии способствовать решению задач социализации и культурации личности. Воспитание значительно усложнилось и речь идет уже не просто о том, чтобы дать следующему поколению образование и профессию, а сформировать новое психолого-педагогическое социокультурное сознание, мышление, соответствующее времени. Однако следует помнить, что тенденция обновления содержания воспитания и образования ведут как к порождению новаторских идей, так могут вести и к утрате лучших традиций воспитания, сложившихся в педагогике. Поэтому коренной пересмотр направленности, содержания, форм и методов воспитания состоит в том, чтобы в центр воспиталия была поставлена личность участника студии со своей неповторимой миссией. «Каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором храниться суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им (6, с. 12-13).

Будучи носителем и творцом культуры, студиец вправе рассчитывать на создание и предоставление ему особых социокультурных условий в учреждениях дополнительного образования детей для свободного развития и совершенствования, где культура призвана стать движущей силой новой системы воспитания, средством интеграции общества. Интефация социальных, психолого-педагогических начал, художественной культуры и просвещения, будут способствовать воспитанию «человека культуры», социально адаптированного и способного к творческой самореализации.

Движение этой задачи требует разработки новой системы воспитания участников студий, фундаментом которой должны стать профессивные достижения науки и искусства, психолого - педагогической мысли и гуманитарного образования.

Как целенаправленная деятельность, воспитание дифференцируется в зависимости от того, на развитие каких способностей и качеств оно направлено. Так, с содержательной точки зрения наиболее обобщенная классификация включает мировоззренческое, трудовое, эстетическое, экономическое, экологическое, социокультурное воспитание и др.

Музыкальное воспитание принято рассматривать, как компонент эстетического, однако мы, в нашем диссертационном исследовании, постараемся дока 19 зать его социокультурную природу и сущность, столь важную в деле организации общественно-культурного времяпровождения студийцев и их семей.

Музыка, как самоценность и основной стержень системы музыкального воспитания участника студии, способна оказывать огромное эмоциональное воздействие на него, она врывается в эмоциональный мир ребенка и подчиняет его себе. Объясняется это тем, что музыка является самым сильным средством выражения эмоций в реальной жизни, а в процессе музыкального слушания, студиец не только поднимает себе настроение, но он еще глубже познает мир музыкального искусства. По мнению отечественного музыковеда А.Н. Сохора: «важнейшая функция искусства - укротить жизнь подлинной красотой, облагораживать духовный мир человека, формировать взгляды, вкусы и идеалы» (156, с.6).

Углубляясь в исторический аспект влияния музыки на человека, мы обращаем внимание на то, что развитая система воспитания людей посредством музыки была разработана еще в Древней Греции. По воззрениям древних греков, музыка, воздействуя на нравственный мир человека, воспитывала и исправляла его характер, формировала его психологическую настроенность — «этос». Поэтому система воспитания юношества в древнегреческом обществе строилась на основе гимнастики, воспитывающей тело, пения и инструментальной музыки (к которым присоединились поэзия и танец), воспитывающих душу.

Интересно отметить, что в эпоху возрождения придворные, служившие при дворах вельмож и королей, были обязаны владеть музицированием и нотной грамотой, так как им постоянно приходилось петь с листа, играть на разных музыкальных инструментах. В исполнителях особенно ценилось умение импровизировать и услаждать слух. Большое внимание уделялось эмоциональному воздействию произведений и особенно целенаправленному их использованию, одни из них предлагались для пышных церемоний, балов, другие — для борьбы с эпидемиями (колокольный звон, хоровое пение), третьи - для повышения боевого духа военных. Тяга к профессиональному музыкальному воспитанию в России, обнаруживает себя с последней трети XVIII в.: кружки Вильегорского, Одоевского, Волконского, Джона Фильда - приезжего англичанина. И уже с конца XVIII -начала XIX в.в. музыкальное воспитание вводится как обязательная дисциплина в учебных заведениях, правда первоначально это были частные школы. Так постепенно совершенствуя подготовку будущих профессионалов, в системе музыкального воспитания намечаются первые ростки узко — профильного обучения. В прошлом остаются музыканты, умеющие почти все: играть, петь, импровизировать, быть тонким слушателем и ценителем, а также композитором.

Психолого-педагогические особенности музыкального воспитания участников студий

Дошкольный возраст занимает от трёх до шести — семи лет и делится на четыре периода. Это связано, прежде всего, с особенностями психофизиологического роста и развития детей. Темп и содержание развития студийца в первые 7 лет его жизни стремительны и разнообразны, а детализированное рассмотрение и изучение возрастных изменений по этапам позволяет не пропустить существенных новообразований и кризисных моментов.

Первый период относится к возрасту три - четыре года и связан с укреплением эмоциональной саморегуляции участника студии и его физического развития, последнее становится необходимым фоном, на котором происходит успешное разностороннее развитие. Второй - охватывает возраст от четырёх до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, развития любознательности и самосознания. Студиец проявляет интерес к объектам социального мира, к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам и переживаниям. Третий период относится к возрасту пяти-шести лет ознаменован он появлением важных компонентов развития личности — это произвольность поведения и появление первого пика творческого воображения. Дети постоянно пребывают в разных ролевых образах, с удовольствием подражают и имитируют явления окружающей действительности, придумывают свои песни, стихи. Четвертый период относится к шести-семи годам. Он включает развитие учебной деятельности, появление ориентации на ценности, рост социального опыта и формирование деловых личностных качеств студийца. Содержание периодов, их временные границы, определяются возрастной динамикой психики, онтогенезом психических процессов и психологических качеств растущего и развивающегося человека.

Д.Б. Эльконин рассматривал ребёнка как целостную личность, активно познающую окружающий мир, мир предметов и человеческих отношений.

Такое активное познание происходит с помощью психики — способности мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Активная деятельность — важнейшее условие развития психики, её совершенствования, усложнения, углубления. Активность проявляется в движениях (двигательная активность). Именно движения обеспечивают как жизнь, так и заставляют функционировать организм, укрепляют и оздоравливают его. Познавательная активность служит первоначально жизнеобеспечивающим звеном в развитии студийца, поскольку способствует ориентации в нозом для него мире. Эмоциональная активность также важна, она показывает окружающим состояние участника студии, его реакцию на их действия. Активность необходимо поддерживать и направлять, однако всегда надо учитывать соотношение между мерой активности ребенка и его возможностями, тогда это послужит важным условием и предпосылкой развития как организма, так и всей личности в целом. У человека активность облекается в социальные формы - разные виды деятельности, каждый из которых направлен на удовлетворение каких-то потребностей (56).

На любой возрастной ступени студиец приобретает не только общие для всех детей черты характера,,но и свои собственные. Психика любого человека имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности, к которым относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы — это три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и воля. Познавательные процессы обеспечивают весь спектр получаемой информации об окружающем мире; чувства и эмоции отражают переживание человеком своего отношения к жизненным явлениям, определяют то, насколько они важны именно для него. Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведением, возможность действовать, осуществляя сознательно поставленную цель или план (56).

Психические состояния — относительно устойчивые психические явления, которые характеризуют воздействие на человека определенных внешних или внутренних событий. Как правило, само психическое состояние человек осознает, а то, что его вызвало - нет.

Психические свойства — наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психологическим свойствам относятся особенности личности, направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности. Психические процессы, состояния и свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга (56). Однако в дошкольном периоде формируются не только качества и свойства психики студийцев, которые определяют собой общий характер поведения, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.

Развитие личности участника студии по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от него, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи перед ним ставит на разных возрастных этапах. Постепенно это соответствие нормам, ценностям приводит к формированию культуры поведения, которая не должна ограничиваться «детским обществом». Она реализуется и во взаимоотношениях со взрослыми, но в обращении студийца со сверстниками выполняет более многогранную роль. Наряду с культурой поведения важное место занимает психологическая культура, под которой понимается психологическое здоровье, владение навыками светского и обыденного общения, саморегуляции и самосовершенствования. Говорить о психологической культуре участника студии дошкольного возраста невозможно, в силу его возрастных особенностей, а вот о формировании психологического здоровья необходимо, так как оно напрямую связано с полноценным и гармоничным развитием.

Термин «психологическое здоровье» был введен отечественным психологом И.В. Дубровиной, которая понимала под ним высокий уровень личностного развития, понимание себя и других, способность к постановке целей и управлению собой (саморегуляция) (57). Так, с одной стороны оно являлось условием адекватного выполнения студийцем своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивало ему возможность непрерывного развития в течение его жизни.

В современном мире к серьезным психологическим факторам, мешающим формированию полноценной психологически здоровой личности, можно отнести экономическую, политическую, ценностную нестабильность. Она связана, прежде всего, с возможным изменением социального статуса семьи, несбалансированным уровнем доходов, зачастую приводящих к психотравми-рующим факторам, как для родителей, так и для их детей.

Диагностика социально-культурных условий музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей

С этой целью был проведён формирующий эксперимент, заключающийся в технологической разработке и внедрении комплексной модели музыкального воспитания участников студий в учреждения дополнительного образования детей. В соответствии с целью, гипотезой и теоретическими положениями нами были определены задачи экспериментальной работы:

1. Изучить реальный музыкальный опыт детей дошкольного возраста, обратив особое внимание на музыкальные интересы и пристрастия.

2. Разработать диагностику социально-культурных условий музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей.

3. Создать оптимально-средовое пространство для эффективного воспитания студийцев, включающее как познавательные, предметно-визуальные, так и цвето-эмоциональные элементы.

4. Внедрить авторскую экспериментальную дополнительную образовательную программу для детей дошкольного возраста «Музыкальная фантазия»;

5. Для активно-творческого постижения музыкальной культуры подключить к совместному музицированию с детьми взрослых. Организовав для этих целей «родительскую школу», систему музыкально — дидактических бесед, прослушивание «золотого фонда» народной и классической музыки.

6. Определить оптимальные социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий, при которых выделенные нами компоненты будут взаимодействовать и способствовать более успешному музыкальному воспитанию студийцев в учреждениях дополнительного образования детей.

Для сбора и анализа данных были использованы следующие методы и средства: - наблюдение за процессом обучения; - беседа; - анкетирование студийцев и их родителей; - авторская диагностическая методика изучения музыкально-творческих способностей участников студий; - музыкально-дидактическая игра «Что звучит?»; - игра «Я с мамой ходил...»; - рисуночный тест «Цветомузыка»; - сводный список тестовых показателей по А.Л. Венгеру; - шкалирование предпочитаемых видов музыкально-творческой деятельности; - статистические методы обработки результатов (критерий хи - квадрат).

Базами экспериментальной работы явились МУДОД ЦДОД «Эрудит» г. Геленджика; Центр эстетического воспитания, детский сад №2 «Светлячок» г. Геленджика; детский сад №28 «Ладушки» г. Геленджика; детский сад-начальная школа №3 «Тополек» г. Геленджика; ГОУ Центр эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» г. Москвы. Выборочная совокупность составила 520 респондентов, из них 370 детей в возрасте от 4 до 7 лет и 150 родителей. Все участники, входящие в эксперимент отбирались по случайной выборке.

Экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа: констатирующее исследование, формирующий эксперимент, анализ результатов экспериментальной работы.

В соответствии с целью констатирующей части исследования изучение традиционного уровня музыкального воспитания детей дошкольного возраста, были выделены основные задачи экспериментальной работы: Ф изучить музыкальный опыт детей и музыкальную субкультуру (изучение особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных віщах деятельности); о выявить индивидуальные особенности музыкально-творческой одаренности дошкольников определенного возраста; определить психоэмоциональную комфортность детей до и после занятий; о выявить условия организации педагогического процесса, способствующие сформированное данного уровня музыкального воспитания детей; » на основе анализа полученных данных определить общие тенденции музыкального воспитания детей в УДО и ДОУ.

Опрос проводился в групповой и индивидуальной форме по авторской методике диагностирования музыкального воспитания детей. Данная методика основывается на авторской позиции по изучению уровня восприятия музыкального искусства (музыкального опыта), музыкально-творческих способностей, культурного проведения досуга, психоэмоционального состояния дошкольников, а также включает лучшие достижения в диагностировании музыкальных способностей детей (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Ю.Б. Алиев, Э.П. Костина и др.).

Создавая данную диагностическую методику, мы ориентировались на следующие принципы: - содержание диагностических заданий должно соответствовать содержанию выявляемых качеств субъекта; - диагностическая методика в целом и каждое задание должны достаточно точно и конкретно выявить искомую способность; - диагностика должна быть простой и понятной для педагога. Диагностические задания не должны быть объемными и должны включать точные оценки, позволяющие определить уровень искомого качества или способности у детей; - диагностические задания и соответствующие им оценки должны позволять дифференцировать детей по выявленным уровням и степени овладения детьми определенным содержанием. Диагностический процесс включает в себя ряд этапов: изучение уровня восприятия музыкального искусства (музыкального опыта), диагностику музыкально-творческих способностей, определение уровня культурного проведения досуга и диагностику психоэмоционального состояния детей. Диагностические задания выявляют уровни трех степеней: высокого, среднего и низкого, которые в свою очередь выявляют уровень искомого качества.

Педагогическая модель комплексного музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей

Определив современное состояние музыкального воспитания участников студий дошкольного возраста в ДОУ и УДО, мы пришли к выводу, что деятельность музыкальных руководителей ДОУ ограничивается рядом условий, которые ведут к снижению уровня музыкального воспитания детей. Организация учебно-воспитательного процесса в УДО, напротив, представляет собой основу для развивающей деятельности в рамках свободного времени.

Придерживаясь точки зрения В.В. Абрауховой и А.Г. Асмолова, мы рассматриваем дополнительное образование как социальную систему, где образовательная траектория воспитания и развития студийца может быть гармонизирована с его природой, интересами, потребностями и способностями. При этом, с одной стороны, развитие личности происходит в совместной музыкально-творческой деятельности участника студии со взрослыми (педагогом и родителями), сверстниками (студийцами), что способствует формированию адекватной картины мира, обеспечивающей правильную ориентацию воспитанника в различных ситуациях, стимулирует процессы личностного саморазвития и коррегирует эмоциональное состояния всех участников данной системы. С другой стороны, возможность создания оптимальных педагогических систем, вариативность музыкально-творческой среды, личностно-ориентированная направленность и применение инновационных педагогических технологий существенно повышают уровень личностных возможностей не только участников студий, но и всех включенных в данную систему.

В рамках данного исследования мы разработали оптимальную модель комплексного музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей, организовав детскую музыкальную студию в центре дополнительного образования «Эрудит» г. Геленджика. При разработке модели мы опирались на развивающие принципы гуманистической педагогики и психологии, а также использовали модульное проектирование.

Метод модульного проектирования строится по принципу структурирования научного знания. Основой структурирования содержания любого научного знания является системный подход, при котором всякая изучаемая система рассматривается состоящей из элементов с определенными связями между ними, а каждый элемент — как новая система, и так до заданного уровня глубины погружения.

Структурирование по модульному принципу позволяет выдерживать логику, соблюдать систематичность и последовательность, обеспечивать заданный уровень глубины изучения системы в зависимости от интересов, потребностей, необходимости и установки. Чтобы лучше представить разработанную нами модель, необходимо определить её ключевые понятия, каковыми являются: «модель», «моделирование», «модуль», «модульная система» и «педагогическое моделирование». Модель (от французского слова - «образец») — означает воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде. Моделирование - исследование на моделях процессов и конструкций, которые неудобно изучать в естественных условиях. Модуль (от латинского слова — «мера») - программная единица, представляющая относительно замкнутый отрезок обучения (71). Модульной системой обучения называют модель дидактической организации учеников по различным предметам, темам; на разных этапах обучения и т.п. «Модель» и «моделирование»- понятия родственные. Моделирование заключается в замещении одних объектов другими в определенном отношении. Так, отношение характеристик одного предмета можно воспроизвести с помощью характеристик другого предмета. В основе моделирования лежит умение оперировать объектами с одними свойствами как средствами для замещения других объектов с другими свойствами (71).

Известные научные деятели по-разному характеризуют понятие «педагогическое моделирование». И.П.Волков говорил: «Педагогическое моделирование, а далее и проектирование — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения». В.М. Монахов считал: «Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». В.М. Шепель определял модель как «искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» (124).

Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что педагогическое моделирование — это представление изоморфной конструкции педагогического процесса или ситуации с помощью модели, применяемой для исследования и управления. При таком моделировании каждому объекту системы ставится в соответствие определенный элемент моделирующей конструкции, а свойствам и отношениям объектов соответствуют свойства и отношения элементов. Данный процесс помогает нам абстрагироваться от некоторых свойств и отношений в моделируемой системе, что позволяет, игнорируя частности, описать достаточно широкий круг процессов, увидеть процесс музыкального воспитания участников студий как комплексный, системный и социальный проект.

Принимая во внимание вышесказанное, нами была поставлена цель - теоретически обосновать и технологически разработать комплексную модель музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования. Концепция модели музыкального воспитания студийцев базируется на анализе следующих групп предпосылок: - социально - педагогических, обусловленных генезисом фундаментальных представлений о участнике студии как о субъекте воспитания, в ходе которого он развивается и формируется, и значимости музыкального искусства в формировании музыкальной культуры как части общей духовной культуры личности студийца; - научно - теоретических, связанных с определением методологического аппарата настоящего исследования на следующих основных уровнях: методологическом: роль дополнительного образования в системе общего образования; значение музыкального воспитания в развитии участника студии; формирование музыкальной культуры студийцев; теоретическом: синтез теоретических положений, научных подходов, раскрывающих как внутренние закономерности музыкального воспитания участника студии в полихудожественной деятельности, так и содействующее ему; теоретическое обоснование комплексной модели музыкального воспитания. - научно-практических, выступающих как совокупность социально-культурных условий, применяемых в УДО и состоящих из: психолого-педагогической деятельности по музыкальному воспитанию студийцев; развивающей социокультурной среды; мониторинга уровня музыкального воспитания участников студий, совместной культурно-досуговои деятельности в связке «педагог- участник студии -родитель- участники студии», психологического комфорта. - содержательно-технологических, связанных с преобразованием содержания и процесса музыкального воспитания, поскольку существующая в учреждениях дополнительного образования традиционная система отстает от современных тенденций, ориентированных на формирование психологически здоровой, культурной, музыкально грамотной личности студийца.

Научная концепция модели музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования рассматривается нами как определенная совокупность теоретических конструктов, образующих соответствующий теоретический каркас данной модели (81).

Такими конструктами являются методологические и теоретические основания, которые, в свою очередь, являются отражением определенной педагогической философии.

Философия, определяющая понимание мира и студийца, сущности его воспитания, представления роли педагога-наставника, сопутствующего ему в познании мира, лежит в основе методологии любой образовательной систе мы. Педагогическая философия отвечает на вопрос о том, какое место занимает студиец в мире, чем он фактически является и кем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности (81). Философские основания позволяют нам определить ценности и цели комплексной модели, подходы и принципы музыкального воспитания участников студий.

Похожие диссертации на Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей