Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена изменением взглядов школьников на воспитательное воздействие танца.
Именно школьники сейчас широко вовлечены в реальную танцевальную среду с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, цинизмом, бездуховностью. Над этим «воспитательным опустошением» доминирует феномен танца. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия школьного учителя, педагогов учреждений дополнительного образования детей, специалистов средств массовой информации
В практике общеобразовательной школы накоплен большой опыт стимулирования интереса к воспитанию культуры танца (соревнования, конкурсы, призы, поездки, экскурсии и т.д.). Создавая условия для воспитания у школьников танцевальной культуры в учреждениях дополнительного образования детей, хореографический коллектив становится основным способом реализации моральных стимулов (интерес, игра, общественное мнение, грамоты, доверие, ориентация на будущую профессию).
Постепенное изменение отношения школьников к идеалам, ценностям, идеям, которое приобретает в основном утилитарный характер, где главный принцип – практическая польза, успех, деловые отношения переходят сферу педагогики. Очевидно, что сегодня культура танца может противостоять обострению негативных установок (антиценностей) и росту их привлекательности. При этом необходимо предложить школьникам такие формы работы, которые помогли бы самоутвердиться, самореализоваться в творческом процессе, предоставили возможность испытывать новые ощущения, познавать собственное «Я» и его возможности. При этом исподволь, ненавязчиво, но неуклонно школьники, пренебрегая духовным ростом, стремятся к формированию и укреплению норм повседневного поведения через сиюминутный успех.
Воспитание танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей - это ориентация на современное понимание культуры, способ формирования ценностного отношения к эстетическим и этическим идеалам, вкусам, предпочтениям в хореографическом виде деятельности, где концептуальные подходы способны усилить эффективность этого процесса.
Следует учитывать то обстоятельство, что основная задача педагогики дополнительного образования – это продление трудовой активности школьников в хореографических коллективах после основных учебных занятий.
Послеурочное время выступает как досуг, способствующий развитию творческой самореализации в учреждениях дополнительного образования, опирающийся на исторические, духовные, танцевально-культурные традиции как способ в выборе ценностных ориентаций.
Танцевальная культура школьников характеризуется эмоциональным переживанием и любовью к искусству, вырабатывает тип поведения, внутреннюю культуру личности, которую необходимо отрефлексировать, пройти проверку по определенным критериям.
Поиск выхода из этого состояния может быть осуществлен только путём воспитания общей культуры личности школьника, ее целеустремленности, выбора направленности танца, музыкального сопровождения.
Поэтому актуальность темы исследования характеризуется тем, что процесс воспитания в хореографических коллективах в учреждениях дополнительного образования детей вытекает из противоречия между потребностью общества в высокой танцевальной культуре школьников и низким уровнем танцевальной культуры на практике.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что существует значительное число научных публикаций, раскрывающих методологию функционирования системы дополнительного образования, прежде всего, труды М.М.Бахтина, П.П. Блонского, А.У. Зеленко, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, С.Т. Шацкого, К.Д. Ушинского.
В области психологии хореографической деятельности как основы культуры танца – труды Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, А.Г. Рузской, Д.Б. Эльконина, которые, опираясь на экспериментальные исследования, убедительно доказали, что эффективность произвольных движений существенно зависит от характера педагогических задач, решаемых личностью при достижении поставленной цели. А.В. Запорожец выявил основные этапы процесса развития произвольных движений в школьном возрасте, в котором особое значение принадлежит потребностям в достижении определенной цели.
Другая группа психологов предприняла попытку выявить процесс освоения движений как основу активности и эффективности деятельности школьника. Это было сделано В.Г.Асеевой, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Й.Лингарт, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейном, П.В. Симоновым, Г.И. Щукиной и другими.
Современной педагогикой накоплен значительный опыт в области совершенствования учебного процесса в школе, где содержание этого процесса включает широкий спектр общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности. При этом следует отметить, что Ю.К.Бабанский, А.Ю. Бутов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А.Сластенин раскрыли педагогические, социальные, личностные подходы к учебной деятельности школьников на основе творческого подхода.
Исследования этой проблемы выполняли ученые и исследователи вузов культуры и искусств.
В исследованиях А.А. Алферова, Ю.В. Богачевой, Т.И.Баклановой, Ю.С. Герасимовой, В.В. Геращенко, Л.С.Жарковой, А.Д. Жаркова, Л.С. Зориловой, Л.Г. Лукина, М.П.Мурашко, В.Н. Нилова, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова, И.Г. Скляра, Н.Н. Ярошенко, А.С. Яценко и Н.П. Яценко раскрываются проблемы совершенствования профессионального образования, дополнительного образования детей.
Издан ряд монографий, учебно-методических пособий, сборников, в которых собран богатейший материал по записи и обработке танцев, что оказало большую помощь в работе над диссертацией. Среди них следует назвать работы Б.Т. Абирова, Л.А. Адеевой, А. Азимовой, Г.Ф. Богданова, Ф.А. Гаскартова, В.И. Геращенко, С.М. Гребенщикова, К.Я. Голейзовского, Ш.Б. Жиенкулоновой, А.А. Климова, В.Н. Нилова, О.Н. Ниязовой, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А. Устиновой и других, но они не касались воспитания танцевальной культуры в деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Актуальность проблемы, её различные аспекты изучены недостаточно в педагогической науке. Однако потребность практики в обоснованных научных рекомендациях по воспитанию танцевальной культуры обусловила выбор темы нашего исследования и его понятийно-категориального аппарата.
Объектом исследования стали школьники-участники хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей департамента образования города Москвы.
Предмет исследования - процесс воспитания танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного подхода.
Цель исследования заключается в разработке теоретических положений воспитания танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе в учреждении дополнительного образования детей и их внедрении в практическую деятельность.
Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:
- разработать понятие «танцевальная культура школьников»;
- рассмотреть методологию воспитания танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей;
- раскрыть теоретические основы реализации личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей;
- выявить специфику учебно-творческого процесса в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры;
- экспериментально проверить совершенствование процесса внедрения личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей;
- разработать методические рекомендации по внедрению личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что воспитание танцевальной культуры у школьников в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей будет значительно результативнее, если внедрить в учебно-воспитательный процесс личностно-деятельностный подход, предполагающий:
- целенаправленную педагогическую деятельность руководителей хореографического коллектива, овладевших спецификой преподавания танца в учреждениях дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры;
- целостность технологического процесса с учетом специфики функционирования хореографического коллектива в учреждениях дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры;
- мотивацию школьников на участие в хореографическом коллективе в учреждении дополнительного образования детей и нацеленность на высокую танцевальную культуру;
- постоянный поиск инновационных педагогических технологий по воспитанию танцевальной культуры у школьников на основе личностно-деятельностного подхода.
Методологической основой исследования послужили идеи и положения о диалектической взаимосвязи явлений, их сущности и процессов, обеспечивающих личностно-деятельностный подход в воспитании танцевальной культуры: принципы культурно-методического развития Л.С. Выготского, принципы личностного подхода Н.А. Бердяева, М.Я. Басова, А.Ф. Лазурского, принципы деятельностного подхода Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьева, А.В.Петровского.
Огромное влияние на методологию исследования проблемы воспитания танцевальной культуры у школьников оказали философские труды С.С. Аверинцева, А.И. Арнольдова, Е.Я. Александровой, А.А. Аронова, Л.М. Баткина, Д.С. Васильева, А.Я. Гуревича, И.А. Ильина, С.Н. Иконниковой.
Теоретическими основами исследования стали психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); теория психологического анализа личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.М. Бехтерев, А.А.Бодалев, И.С. Кон, А.В. Петровский, Б.Н.Теплов, П.М. Якобсон).
Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К.Бабанского, А.К. Марковой, Н.Н. Нечаева, А.А. Вербицкого; теория педагогического программирования и проектирования социальных, педагогических технологий проявляется в особенностях личностно-деятельностного подхода.
В разработке проблемы воспитания танцевальной культуры личности школьника в учреждениях дополнительного образования детей автор диссертации исходила из единства содержания образовательного процесса и процесса проведения досугового времени.
Базой исследования стали государственные учреждения дополнительного образования Московского комитета образования - Центр образования и культуры «Кузьминки» (экспериментальная) и клуб «Вдохновение» - контрольная база.
На экспериментальной базе - Центре образования и творчества «Кузьминки» было создано две группы по 20 школьников 12-14 лет и 15-17 лет.
Для сравнительного анализа и выявления специфики учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей были подобраны ещё две базы: общеобразовательная школа № 1405 – экспериментальная и школа № 843 – контрольная Юго-Западного административного округа г. Москвы, в которых школьники занимались в хореографических коллективах продленного дня. В школе №1405 в эксперименте участвовали 2 группы по 20 школьников в каждой группе. Всего в эксперименте участвовали 12 педагогов школы №1405 и Центра образования и творчества «Кузьминки».
Экспериментальная база государственное образовательное учреждение Московский городской Центр образования и творчества «Кузьминки» является методическим центром хореографического творчества учреждений дополнительного образования города Москвы, учредителем которого является Управление воспитания и дополнительного образования Департамента образования г. Москвы.
Организация и этапы исследования.
Исследования проводились с 2002 по 2007 гг. и осуществлялись в несколько этапов, являясь органическим продолжением научного интереса диссертантки к современному состоянию танцевального искусства, проблемам и перспективам совершенствования педагогических технологий в воспитании танцевальной культуры в учреждениях дополнительного образования детей.
На первом констатирующем этапе (2002-2003 гг.) был осуществлен анализ научных источников, проблемы, формулировка темы, разработка программы и методики исследования. Изучены материалы деятельности хореографических коллективов по воспитанию танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования, обосновывалась актуальность рассматриваемой проблемы, формировались цели и задачи, гипотеза, предмет и объект исследования.
Проанализировано состояние экспериментального и контрольного объектов и деятельность учреждений дополнительного образования детей города Москвы в избранном аспекте исследования: существующие учебные программы по преподаванию танца, одобренные Комитетом образования г. Москвы, учебно-методическая литература, на основании которой осуществляется учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей, материально-техническая база и уровень профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
В ходе констатирующего этапа экспериментального исследования выявилось состояние изучаемой проблемы воспитания танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей. На основе личностно-деятельностного подхода проводился социологический опрос в 11 учреждениях (общее количество опрошенных – 380 человек).
Второй этап исследования (2004 – 2006 гг.) носил поисково-экспериментальный характер, где вначале был проведен анализ фактологического материала и сделаны обобщающие выводы.
Итогом второго этапа исследования стало завершение систематизации материалов исследования, выявлены организационно-педагогические и методические условия для внедрения личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей.
На этой основе была организована опытно-экспериментальная работа по воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждении дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного подхода.
Основу опытно-экспериментальной работы составил социально-педагогический эксперимент, цель которого состояла в поисках наиболее эффективных условий внедрения личностно-деятельностного подхода в учебно-творческий процесс учреждения дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры.
В ходе эксперимента педагоги овладевали процессом воспитания танцевальной культуры школьников на основе современного, историко-бытового и народного танца.
Динамика уровня воспитания танцевальной культуры у каждого школьника отмечалась по следующим критериям: овладение композицией, музыкальное сопровождение, этикет, костюмы, эстетическая выразительность, пластичность, настроение. На основе полученных данных создавались авторские технологии воспитания танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного подхода.
На третьем этапе (2006 - 2007 гг.) была завершена экспериментальная работа и окончательно сформулированы выводы, проводилась апробация результатов исследования. На основе обобщения полученных материалов сделан анализ эффективности личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- впервые в данном исследовании разработано понятие «танцевальная культура школьников» в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей;
- раскрыта методология воспитания танцевальной культуры у школьников в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей;
- выявлены организационно-педагогические условия внедрения личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей;
- дано педагогическое обоснование взаимосвязи объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на учебно-творческий процесс в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей;
- рассмотрены авторские технологии, обеспечивающие эффективность воспитания танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного подхода;
- разработаны научно-методические рекомендации педагогической деятельности по внедрению личностно-деятельностного подхода к воспитанию у школьников танцевальной культуры в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей на основе создания композиций на материале традиционных танцевальных движений, орнаментальных мотивов, проникновения в суть национального характера, развития многовековых традиций народа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
– уточнен и дополнен понятийный аппарат, раскрывающий теорию воспитания танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей, опирающуюся на потребности и мотивацию участников, их выбор направления исполнительской деятельности в хореографическом искусстве;
– сформулированы теоретические основания процесса внедрения личностно-деятельностного подхода в активную деятельность школьников по усвоению новых знаний, умений и навыков владения своим телом, создания имиджа своей личности, развития способности к саморегуляции;
– разработаны синтезированные авторские технологии поэтапного воспитания танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей;
– предложена новая теория воспитания танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного подхода: ценностно-ориентированный активно-деятельностный способ комплексной воспитанности: в процессе создания современных сценических постановок на базе многовековых традиций народного танца, воспитание на них участников и зрителей. Это работа с музыкальным материалом, над движенческой лексикой, танцевальным рисунком, манерой поведения танцующих персонажей.
Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и методические рекомендации внедрены в учебно-творческий процесс учреждений дополнительного образования Департамента образования г. Москвы. Методические рекомендации внедрены в деятельность педагогов-хореографов руководителей хореографических коллективов в общеобразовательных школах №1405 и №843 г. Москвы.
Материалы диссертации могут быть использованы на курсах повышения квалификации педагогов школы и учреждений дополнительного образования детей, Московского комитета образования, в Московском институте повышения квалификации работников образования, в средних учебных заведениях, педагогических вузах и вузах культуры и искусств.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- публикаций в сборниках Московского государственного университета культуры и искусств;
- выступлений на международных, республиканских, региональных научно-практических конференциях: на международной научно-практической конференции молодых ученых «Науки о культуре: современный статус» с докладом «Личностно-деятельностный подход к воспитанию танцевальной культуры в учреждениях дополнительного образования детей». Москва, МГУКИ, 18 декабря 2004 г.; на международной научно-практической конференции: «Науки о культуре: современный статус» с докладом «Методология воспитания танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей». Москва, МГУКИ, 12 декабря 2005 г.;
- применения разработанных автором технологий преподавания хореографических дисциплин специального цикла для школьников в учреждениях дополнительного образования детей «Кузьминки» г. Москвы и образовательных школ № 1405 и № 843 Юго-Западного округа г. Москвы.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с личностно-деятельностным подходом к решению проблемы, опорой на широкий спектр научно-педагогических источников, обобщающих основные достижения в области дидактики, оптимизации учебно-творческого и воспитательного процесса, проведением сравнительного анализа в процессе социально-педагогического эксперимента и неоднократно апробированных в ходе исследования результатов, сопоставлением данных, полученных в учреждениях дополнительного образования идентичного профиля, и актами о внедрении результатов диссертационного исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культура есть мера способности интеллекта школьника преобразовывать окружающий мир во имя развития жизни. Воспитание танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования представляет собой сложное, мотивационно-смысловое, творческо-тренинговое образование, в основе которого лежат мировоззренческая и гражданская позиция, духовно-нравственное развитие личности, умения позиционировать себя, создавать имидж хореографического коллектив школы или учреждения дополнительного образования детей.
2. Танцевальная культура школьника, обучающегося в учреждении дополнительного образования детей, воспитывается под влиянием сложного процесса взаимодействия внешних и внутренних организационно-педагогических и методических условий. Внешние воздействия рассматриваются как целостная система ценностных отношений личности школьника, входящих в личностную структуру образа жизни, и только при совпадении социального и личностного значения формируется положительное отношение к танцевальной культуре.
Внутренние потребности: мотивы, интересы и психологические установки определяют целенаправленность деятельности педагога-хореографа и школьника, которые в совместных усилиях совершают действия, направленные на воспитание танцевальной культуры школьников.
Взаимодействие внешних организационно-педагогических и методических условий в учреждениях дополнительного образования детей и внутреннего состояния школьника – это педагогика творчества, интегрирующая знания, закономерность творческого процесса освоения хореографического искусства.
3. Личностно-деятельностный подход к воспитанию танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей основан на личностных качествах: рост, полнота или худоба исполнителя, черты его облика, то есть существуют анатомические типы, восприятие зрителей, где «кинетика», «контактность», «телосложение», «психика» относительно самостоятельны, но и взаимосвязаны и взаимообусловлены. Деятельность как совокупность действий – это проявление мышечной, психологической, творческой энергии.
В этой связи личностно-деятельностный подход синтезирует элементы танцевальной культуры и средовой фон деятельности, отвечая всем социальным и культурным нормам поведения в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования и во всех контактах в условиях досуга.
4. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования побуждает к исследованию феномена качества хореографической культуры в целом, свидетельствуя в пользу оправданности введения данного понятия в научный оборот педагогического знания. Такое явление, как воспитание танцевальной культуры, не может развиваться без концептуальных подходов, отражающих специфику составной части хореографической культуры.
Масштабность личностно-деятельностного подхода отчетливо проявляется в особенностях воспитания танцевальной культуры в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования, главная его особенность состоит в том, что он позволяет выявить принципиальные способы включения личности обучающегося в деятельность, демонстрируя объекту соответствующие движения, ориентируя его на образ действия до того, как последнее будет практически осуществлено.
Структура диссертации
Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения.