Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры : интегративно-педагогический подход Зезека, Елена Михайловна

Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры : интегративно-педагогический подход
<
Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры : интегративно-педагогический подход Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры : интегративно-педагогический подход Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры : интегративно-педагогический подход Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры : интегративно-педагогический подход Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры : интегративно-педагогический подход
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зезека, Елена Михайловна. Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры : интегративно-педагогический подход : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Зезека Елена Михайловна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2011.- 269 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/399

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Интегративно-педагогический подход научная основа духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры 20

1.1. Сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры 20

1.2. Интегративно-педагогическая деятельность учреждений культуры как воспитательная система 45

1.3. Интегративно-педагогическая деятельность учреждений культуры в духовно-нравствен ном воспитании молодежи 67

Глава вторая. Технология организации духовно нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического , подхода 89

2.1. Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода 89

2.2. Система критериев и показателей эффективности духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода 106

2.3. Опыт организации духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода 151

Заключение 168

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования социально-культурной деятельности с позиций интегративно-педагогического подхода определяется многочисленными проблемами в духовно-нравственном воспитании молодежи, вызванными стремительным процессом социально-экономического расслоения российского общества, а также снижением роли традиционных культурных ценностей. Это привело к девальвации их в сознании молодежи, деинтеллектуализации новых поколений, замене подлинных ценностей мнимыми. По существу, выросло целое поколение молодых людей, частично или полностью лишенное социально-культурных корней, оторванное от живой, питательной среды национальной культуры, место которой заполнено и продолжает заполняться инородными образцами массовой эрзац-культуры.

Только в последние годы наметилось возвращение внимания государства на сферу социально-культурной деятельности молодежи. Это вызвано признанием недостаточной эффективности культурно-просветительной работы, реализуемой общественными и религиозными организациями, зарубежными институтами и т.п., а также недостаточностью общественного и государственного контроля за деятельностью этих новых образований.

В последнее десятилетие принят ряд важных документов в области культуры, образования, социальной и молодежной политики, в которых в той или иной мере затрагиваются проблемы социально-культурной деятельности молодежи («Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2002), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральные целевые программы «Молодежь России» (2001-2005 гг.), «Дети России» (2003-2006 гг.), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», «Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг.» и др.).

В целях реализации положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Комитетом по делам молодежи Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации разработан Проект Федерального закона «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» (2011). Одним из главных направлений государственной молодежной политики является создание условий для позитивной социализации, самореализации, социального развития молодежи.

Однако принятые документы, раскрывая важность досуга и его педагогической организации, не раскрывают педагогические особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры. В сложившейся ситуации особое значение имеет изучение роли и места учреждений культуры в духовно-нравственном воспитании молодежи, выявление воспитательного потенциала интеграции средств смыслового и эмоционального воздействия на личность. При этом обнаруживаются противоречия между:

- потребностью теории социально-культурной деятельности в осмыслении закономерностей педагогической интеграции средств воспитательного воздействия в деятельности учреждений культуры и отсутствием научных разработок в этом направлении;

- актуализацией требований, которые предъявляются современным обществом к уровню сформированности духовно-нравственных качеств молодежи, и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и педагогическим технологиям решения этой проблемы;

- потенциальными возможностями деятельности учреждений культуры в формировании духовно-нравственных качеств молодежи и неразработанностью условий для их формирования;

- наличием отдельного несистематизированного практического опыта по формированию духовно-нравственных качеств у молодежи у учреждений культуры на основе использования интегративных технологий и отсутствием научных подходов к решению данной проблемы.

Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему: выявление возможностей интегративно-педагогического подхода в совершенствовании деятельности учреждений культуры, направленной на духовно-нравственное воспитание молодежи.

Степень разработанности проблемы. Сущность и природа социализации молодежи и роль воспитания в этом процессе анализировались рядом отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.). Наиболее ярко эти категории раскрыты в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.П. Буевой, С.С. Батенина, Т.Н. Заславской, Ю.А. Зубок, С.П. Иваненкова, С.Н. Иконниковой, А.И. Ковалевой, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, А.А. Мальцева, А.В. Мудрика, К.В. Рубчевского, Л.В. Сохань, Ж.Т. Тощенко, В.И. Чупрова и др.

Значительный вклад в разработку методологии воспитания как общественного явления внесли исследования Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Н.К. Гончарова, Л.Ю. Гордина, Л.В. Занкова, Б.П. Есипова, Б.Т. Лихачева, И.Я. Лернера, Э.И. Моносзона, А.В. Мудрика, И.Т. Огородникова, В.А. Сухомлинского, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной, Д.И. Фельдштейна и др. В исследованиях этих авторов подчеркивается мысль о возрастающем значении субъективного фактора в процессе воспитания молодежи. Исследователями также отмечается необходимость расширения арсенала педагогических средств, обеспечивающих этот процесс, применения инновационных технологий, в том числе на основе интегративно-педагогического подхода.

Значительный вклад в исследование интегративной педагогики внесли В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, В.И. Загвязинский, А.Я. Найн, В.Д. Семенов, Ю.С. Тюнников, Л.Д. Федотова, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев и др., что позволяет признать интегративно-педагогический подход одним из интенсивно развивающихся направлений теории и практики воспитания. Глубокий анализ теоретико-методологических основ педагогической интеграции проделан в работе Н.К. Чапаева «Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции», которая использовалась автором для определения основных теоретических понятий данного диссертационного исследования.

Общие закономерности социально-культурного воспитания отражены в трудах М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, М.И. Долженковой, А.С. Каргина, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова, В.М. Рябкова, В.С. Садовской, В.И. Солодухина, Т.К. Солодухиной, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, В.Е. Триодина, В.В. Туева, В.М. Чижикова, Н.В. Шарковской, Н.Н. Ярошенко и др.

Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной социально-культурной деятельности. Социально-культурные проблемы молодежи представлены в исследованиях Л.А. Акимовой, Г.П. Бирженюка, С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, А.С. Запесоцкого, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Н.А. Паршикова, В.Я. Суртаева, и др.

Технологические аспекты использования социально-культурной деятельности в духовно-нравственном воспитании молодежи обоснованы в исследованиях И.И. Алпацкого, И.Н. Григорьева, В.З. Дуликова, И.Н. Ерошенкова, Л.С. Жарковой, Г.Г. Новиковой, Г.В. Олениной, Н.Н. Ярошенко и др.

Позитивно оценивая научные труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов в разработке различных аспектов данной проблемы, следует подчеркнуть, что еще не было специально изучено духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры на основе интегративно-педагогического подхода. Это и определило выбор темы диссертационного исследования «Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры: интегративно-педагогический подход».

Цель исследования - научно-теоретическая разработка и практическая апробация совокупности педагогических условий духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода.

Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры.

Предмет исследования – интегративно-педагогическая деятельность учреждений культуры в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач.

1. Раскрыть сущность и специфику процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры.

2. Выявить воспитательный потенциал интегративно-педагогической деятельности учреждений культуры в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи.

3. Разработать педагогическую модель духовно-нравственного воспитания молодежи на основе интегративно-педагогического подхода.

4. Определить критерии и показатели эффективности духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода.

5. Разработать и экспериментально апробировать программу духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что интегративно-педагогический подход повышает эффективность процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры, если воспитательные программы носят целостный, интегративный характер, все компоненты внутренне детерминированы общими целями социально-культурного воспитания молодежи, конкретизированными в технологиях деятельности данных учреждений.

Интегративно-педагогический подход может повысить эффективность процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры при следующих условиях:

учете индивидуально-личностных особенностей современной молодежи при ее активной включенности в социально-культурную деятельность, ориентированную на развитие информированности в духовно-нравственной сфере, формирование духовно-нравственных качеств личности и эмоционального отношения к происходящим историческим событиям, произведениям искусства;

интеграции специфических методов работы учреждений культуры по формированию духовно-нравственных качеств молодежи посредством образовательной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, творческой деятельности молодежи;

реализации программы духовно-нравственного воспитания молодежи учреждениями культуры на основе интегративно-педагогического подхода, предусматривающего учет содержательно-целевой основы организации свободного времени молодежи, специфики деятельности учреждений культуры, современной социокультурной ситуации, особенностей применения инновационных воспитательных технологий;

наличии подготовленных специалистов учреждений культуры к организации процесса духовно-нравственного воспитания молодежи на основе интегративно-педагогического подхода.

Методологической основой создания научной концепции интегративно-педагогического подхода в части духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры выступают фундаментальные идеи интеграции процессов развития личности и ее социально-культурной деятельности, в основе которых - концентрация внимания на человеке как базовой ценности, стремление максимально учесть весь комплекс человекознания в формировании разносторонней и гармонично развитой личности на принципах гуманизации, креативности, технологичности социально-культурной деятельности.

Теоретическую основу исследования составили: теория деятельности (А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, Н.Ф. Талызина), психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Д.И. Фельдштейн), теория педагогического процесса как творчества (М.В. Аверьянов, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, Я.А. Пономарев), теория воспитательного воздействия (И.М. Чередов, А.А. Кирсанов, Г.А. Захаров), теория интегративной педагогики (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, В.И. Загвязинский, А.Я. Найн, В.Д. Семенов, Ю.С. Тюнников, Л.Д. Федотова, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев), теория социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, Н.Н. Ярошенко).

Особое теоретическое значение для данного диссертационного исследования имеет концепция профессора Н.Н. Ярошенко, которая раскрывает значение педагогической составляющей социокультурной деятельности как особой системы духовного производства, функционирующей в сфере свободного времени, обеспечивающей воспроизведение в новых поколениях достигнутого обществом уровня культуры. С этих позиций социально-культурная деятельность может быть понята как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры сущностно обусловливают формирование качественно новых духовно-нравственных ценностей, общественных отношений.

Методы исследования. В диссертации использованы различные методы, адекватные цели и поставленным задачам. Опираясь на общенаучные методы познания (анализ, систематизация, сравнительный анализ и синтез полученных данных) для решения исследовательских задач нами применялись метод опроса (анкетирование, интервьюирование), метод наблюдения, метод анализа документов, метод моделирования, а также методы статистического анализа данных. При этом была проведена опытно-экспериментальная работа, построенная в соответствии с концепцией интегративно-педагогической деятельности учреждений культуры. Проводилось наблюдение за практической деятельностью специалистов учреждений культуры и эффективностью их работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи на основе интегративно-педагогического подхода.

Базы исследования. В ходе исследования изучен практический опыт организации социально-культурной деятельности молодежи в учреждениях культуры разного типа городов Брянска, Орла, Тамбова. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Муниципального учреждения культуры «Городской Дворец культуры им. Д.Н. Медведева» (г. Брянск). Контрольная база – Муниципальное учреждение культуры «Городской Дворец культуры им. Д.Е. Кравцова» (г. Брянск). Было изучено мнение более 800 человек, из них: 300 чел. опрошено на экспериментальной базе, 300 чел. - на контрольной базе, в экспертном опросе приняли участие 200 работников учреждений культуры Брянской области.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение четырех лет в три этапа, с 2007 по 2011 гг.

На первом этапе исследования (2007-2008 гг.) изучалось состояние проблемы в философской, социальной, психолого-педагогической, социально-культурной, социологической литературе. Определялся общий замысел исследования и концепция духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода.

На втором этапе исследования (2008-2010 гг.) осваивалась научная концепция педагогической интеграции и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению интегративно-педагогического подхода в процесс духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры.

Была разработана педагогическая модель духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода, построенная на взаимодействии традиционных технологий духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры и применении инновационной технологии - интегративно-педагогического подхода. Это потребовало выявления воспитательного потенциала в деятельности учреждений культуры: поиска подходов к интеграции общих и специальных компонентов, различных технологий деятельности учреждений культуры в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи. Были определены критерии, показатели и индикаторы духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры и интегративно-педагогического подхода в части духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры. Проводилась организационная работа по подготовке и проведению педагогического эксперимента.

Дальнейший ход исследования основывался на внедрении педагогической модели духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода в деятельность экспериментальной базы. Педагогическое наблюдение за участниками эксперимента осуществлялось в будние дни, во время праздников, в ходе проведения и участия в фестивалях, конкурсах, концертах, гастролях по стране и за рубежом.

В ходе эксперимента осуществлена организационная корректировка общественно значимых мотивов деятельности молодежи в учреждениях культуры в процессе их творческой самореализации, соотношение их личных и общественных интересов.

На третьем этапе исследования (2010-2011 гг.) разрабатывалась и экспериментально апробировалась Программа духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры Брянской области на основе интегративно-педагогического подхода на 2011-2013 годы, проводились анализ и обобщение полученных фактологических данных, завершен общий текст диссертационного исследования, сформулированы основные положения и выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в теории, методике и организации социально-культурной деятельности с позиции интегративно-педагогического подхода раскрыты педагогические условия повышения эффективности деятельности учреждений культуры по духовно-нравственному воспитанию молодежи. При этом:

- уточнено содержание понятия «духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры» как целостный, целенаправленный педагогический процесс творческо-воспитательной деятельности, интегративно решающий задачи личностного развития, просветительно-информационной, культуротворческой деятельности молодежи;

- впервые понятие «интегративно-педагогический подход» применено к деятельности учреждений культуры. При этом раскрыто взаимодействие традиционного процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры и инновационных педагогических технологий с целью совершенствования процесса воспитательного воздействия на молодежь;

- научно доказано позитивное воспитательное воздействие на молодежную аудиторию интегративно-педагогической деятельности учреждений культуры;

- впервые на основе критерия «сформированность духовно-нравственных ценностей» разработана совокупность критериев и показателей, позволяющих оценивать эффективность духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности положением о необходимости многоуровневой интеграции функциональных связей, которые определяют внутреннее единство духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры, интеграции технологических воспитательных систем, интеграции целей и методов организации информационно-просветительной, культуротворческой и рекреативной деятельности молодежи.

Разработана педагогическая модель духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода, которая функционирует в единстве традиций и инноваций, общественных задач и личностных предпочтений молодежи.

Теоретически раскрыт процесс духовно-нравственного воспитания молодежи на основе интегративно-педагогического подхода в условиях деятельности учреждений культуры, отличающейся по содержанию от трудовой и учебной деятельности. Выявлены внешние и внутренние факторы, которые реализуются поочередно, автономно друг от друга и в совокупности в духовно-нравственном процессе воспитания с учетом добровольного выбора форм и методов проведения досуга, где на смену типичному и необходимому для трудовой и учебной деятельности рационализму приходит открытое проявление социальных ролей, отношений, действий, что необходимо для формирования личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы в процессе опытно-экспериментальной работы подходы и рекомендации, способствующие повышению эффективности духовно-нравственного воспитания молодежи. Эти материалы могут быть использованы в процессе организации воспитательной деятельности в учреждениях культуры и образования.

Разработана и внедрена Программа духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры Брянской области на основе интегративно-педагогического подхода на 2011-2013 годы, утвержденная управлением культуры Брянской области и направленная для реализации во все учреждения культуры и образования области.

Результаты исследования могут служить основой для инновационной деятельности учреждений социально-культурной сферы в части духовно-нравственного воспитания молодежи.

Материалы, полученные в ходе исследования, были использованы при подготовке ряда педагогических программ, учебных планов, занятий, докладов и выступлений на конференциях, семинарах, совещаниях, творческих лабораториях и других мероприятиях областного и всероссийского уровней.

Научные результаты диссертационного исследования используются при чтении лекций в Брянском институте повышения квалификации работников образования и Брянском областном учебно-методическом центре культуры и искусства.

Достоверность исследования определяется его организацией, объектами, источниковой и эмпирической базами, реальными проектами педагогических программ, учебных планов, занятий, наличием справок о внедрении, наглядным материалом (афиши, программы), подтверждающим реализацию мероприятий Программы духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры Брянской области на основе интегративно-педагогического подхода на 2011-2013 годы.

В диссертации используются материалы наблюдений автора на социокультурных, культурно-досуговых, образовательных, просветительских мероприятиях, осуществляющих духовно-нравственное воспитание молодежи.

Достоверность исследования подтверждается репрезентативностью полученных результатов социально-педагогического опроса молодежи и экспертного опроса специалистов учреждений культуры, интервью, бесед, освещением в средствах массовой информации.

Апробация основных результатов исследования осуществляется в следующих формах.

1. Участие в социологических исследованиях, проводимых Государственным учреждением культуры «Брянская областная детская библиотека» «Чтение подростков в начале XXI века» (февраль – октябрь 2007 года, Брянская область), «Что значит быть патриотом» (март 2010 года, Брянская область); исследовании по заказу Министерства регионального развития Российской Федерации «Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи» (май 2008 года, Брянская область); исследовании «Роль средств массовой информации в социализации молодежи» (май 2009 года, г. Брянск).

2. Участие в научно-практических конференциях, совещаниях, форумах, творческих лабораториях: XII Ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации «Библиотека в системе социальных коммуникаций» (14-19 мая 2007 года, г. Брянск); XIII Творческая лаборатория работников детских библиотек России «Библиотека. Человек. Общество» (14 – 20 июня 2007 года, г. Геленджик Краснодарского края); Совещание у заместителя Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.Е. Бусыгина по вопросу подготовки к заседанию Правительства Российской Федерации на тему «Развитие библиотечного дела в России» (18 июля 2007 года, г. Москва); Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей «Гуманитарные науки и образование: новые пути интеграции» (6-7 февраля 2008 года, г. Орел); Пятнадцатая Юбилейная Международная конференция «Крым – 2008»; «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» (7-15 июня 2008 года, Судак, Автономная Республика Крым, Украина); Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные модели государственного и муниципального управления: взгляд в будущее» (19-20 июня 2008 года, г. Брянск); Форум молодежи Центрального федерального округа «Мы – россияне!», проводимый Ассамблеей народов России (26 августа 2008 года, г. Брянск); Организация и проведение на базе ГУК «Брянская областная детская библиотека» Всероссийского совещания директоров детских и юношеских библиотек «Культурный ареал детства» (22-26 сентября 2008 г., г. Брянск); Организация и проведение областного конкурса юных журналистов «Мои первые строчки» (март-сентябрь 2009 г., г. Брянск, Брянская область); Организация и проведение по инициативе Министерства печати и массовых коммуникаций Фестиваля для детей и молодежи «Вместе с книгой – в Новый год!» (15-20 декабря 2009 года); Организация и проведение областного конкурса художественного творчества детей и молодежи «Эта книга меня потрясла» март-сентябрь 2010 года); Организация и участие в мероприятиях долгосрочной областной программы «Молодежь Брянщины» на 2011-2013 годы, раздел I «Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи»; Разработка и реализация Программы духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры Брянской области на основе интегративно-педагогического подхода на 2011-2013 годы.

3. Публикации тезисов, статей (см. список авторских публикаций с указанием объема в конце автореферата).

4. Чтение лекций в Брянском областном учебно-методическом центре культуры и искусства, Брянском институте повышения квалификации работников образования.

Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры».

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-нравственное воспитание в деятельности учреждений культуры представляет собой целостный, целенаправленный педагогический процесс творческо-воспитательный деятельности, создающий предпосылки для формирования у подрастающего поколения духовности, высших нравственных ценностей личности, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к созидательному, бескорыстному служению своему народу. Содержание процесса духовно-нравственного воспитания в учреждениях культуры определяется системой гуманистических ценностей, отраженных в произведениях культуры и искусства, что позволяет специалистам учреждений культуры напрямую и опосредовано воздействовать на когнитивную, эмоционально-мотивационную, творческо-деятельностную сферы личности, а также активизировать саморазвитие личности участника социально-культурных программ. Именно эта специфика позволяет учреждениям культуры эффективно участвовать в процессе формирования духовно-нравственных ценностей молодежи.

2. Интегративно-педагогическая деятельность - это специфический вид педагогической деятельности, в ходе которой актуализируются те или иные интегративные задачи в области образовательно-воспитательной теории и практики. При этом интегративно-педагогическая деятельность учреждений культуры как воспитательная система отражает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств творческо-производственной деятельности, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие на сознание, чувства и поведение молодежи с целью формирования интегративных качеств личности.

3. Интегративно-педагогическая деятельность учреждений культуры в духовно-нравственном воспитании молодежи, обладающая интегративными признаками, структурой и содержанием, выступает в качестве необходимого и самодостаточного компонента воспитательной деятельности. Составляющими процесса интегративно-педагогической деятельности учреждений культуры в духовно-нравственном воспитании молодежи являются специфические объекты, цели и формы интеграции, распространяющиеся на все содержание, методику и технологии социально-культурной деятельности. При этом реализация интегративного подхода осуществляется в форме интегрированных программ, занятий, творческих ситуаций в концертной, гастрольной, постановочной и других видах творческо-производственной деятельности учреждений культуры.

4. Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода значительно повышает эффективность процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры. Педагогическая модель разработана с учетом содержательно-смысловой основы организации свободного времени молодежи, специфики деятельности учреждений культуры, современной социокультурной ситуации, досуговых предпочтений современной молодежи и базируется на широком использовании педагогического потенциала учреждений культуры, взаимодействии традиционных и инновационных воспитательных технологий.

5. Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания на основе интегративно-педагогического подхода определяется исходя из сформированности духовно-нравственных ценностей. Критерии сформированности духовно-нравственных ценностей у молодежи, посещающей учреждения культуры: а) эмоциональная отзывчивость по отношению к происходящим событиям, окружающим людям, произведениям искусства, (показатели: гармония молодого человека с самим собой, окружающей средой и другими людьми); б) информированность в духовно-нравственной сфере (показатели: создание алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, а также адекватной самооценки, широта представлений о наиболее значимых понятиях, степень сформированности понятий); в) сформированность духовно-нравственных качеств личности (показатели: сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, стремление к самопознанию и самосовершенствованию). В соответствии с этим были установлены три уровня сформированности духовно-нравственных ценностей: эмоционально-эмпирический (низкий), содержательно-оценочный (средний); творческо-деятельностный (высокий).

6. Программа духовно-нравственного воспитания молодежи на основе интегративно-педагогического подхода на 2011-2013 годы оказывает прямое и опосредованное влияние на активную и пассивную аудиторию учреждений культуры, пробуждает духовное и культурное сознание населения, повышает уровень культуры молодежи в целом.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, по три параграфа в каждой, заключения, списка литературы и приложений.

Интегративно-педагогическая деятельность учреждений культуры как воспитательная система

Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания молодежи необходима единая трактовка понятий «духовность», «нравственность», «культура», «молодежь». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук.

Понятием «духовность» обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В.И. Даль). Если, более развернуто, духовность: - в этическом, политологическом и теологическом смысле устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; - основа и главная причина любой веры и религиозности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Развитие духовности человека представляет собой формирование его духовной культуры, в границах которой происходит выбор ценностей, . осуществляется оценка явлений, действительности, разрабатываются цели и средства деятельности, создаются жизненные планы, определяется жизненная позиция и стратегия. Личность, которой свойственна духовность, г осваивает сокровища культуры, произведения искусства, нравственный опыт,, впитывая в себя вековые завоевания человечества. Вникая в мир науки, искусства, религии, она в этом своем духовном труде видит не жертву, не принудительную дань требованиям общества, а идет навстречу своим потребностям, которые и свидетельствуют о духовности личности. В этой работе своего духа такая личность чувствует себя комфортно."

Проявления духовности в людях весьма разнообразны, они придают деятельности людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для общества в целом, а также могут классифицироваться в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ: .1) производство духовных ценностей; 2) трансляция духовных ценностей; і 3) сохранение духовных потребностей культуры.

Сущность духовности в контексте исторического познания определяется не однозначно. Духовность — совокупность всех явлений духа, который включает в себя не только сферу психического, но и все то, что выходит за рамки психики как свойства высокоорганизованной материи. Духовность — это понятие, образованное от другого понятия— «дух». Одно из определений понятия «дух» — психические способности, сознание, мышление. Наконец, «дух» выступает как обозначение бесплотного, сверхъестественного существа, принимающего участие в жизни природы или человека, а также «дыхания».

При изучении феномена духовности традиционно обращаются к культурно-антропологическому контексту, в нем духовность выступает как характеристика внутреннего, субъективного мира человека, духовного мира личности. Под духовностью здесь понимается определенный уровень развития мышления, уровень образования и способы приобретения знаний, наличие определенных познавательных и культурных потребностей. Однако очевидным является тот факт, что духовность невозможно свести лишь к рациональному освоению человеком мира культуры. Духовность включает в себя в первую очередь ценности, на основе которых решаются проблемы смысла жизни, вечные проблемы человеческого бытия, определяются сущность собственного «Я», место человека в мире и обществе, критерии выбора целей и смысла деятельности, возможности и пределы личностного роста.

Путь духовного развития представляет собой движение к духовности как восхождение по пути обретения истины, добра и справедливости. На этом пути человек приобретает способности соотносить свои потребности и желания с потребностями и желаниями других людей, соотносить себя с миром человеческих ценностей, видеть себя в мире.

В традиционном понимании духовность включает в себя три начала: познавательное, нравственное и эстетическое.5 Этим началам соответствуют три сферы человеческой деятельности, три сферы духовных ценностей — истина, добро, красота. Именно эти три начала образуют критерий такого уровня развития человека, который определяется как духовная личность.

Выделим те направления человеческой деятельности, которые характеризуют духовную сущность человека:

1. Всеобъемлющий характер проявления духовного, в основе которой находится трансцендентная:деятельность человека. Она включает в себя рациональные и эмоционально-аффективные стороны, гносеологически когнитивные стороны и ценностно-мотивационные моменты, ориентированные на внешний и внутренний мир.

2. Духовное — это итог идеального освоения мира без привлечения материально-предметного содержания. Духовное обладает абсолютной емкостью, универсальной восприимчивостью и способностью творить новое, а значит, и обеспечивать развитие материального, в том числе самого человека, общества и природы в целом.

3. Духовное —- основа субъективного мира человека. Именно духовное делает возможной внутреннюю, частную жизнь, и оно проявляется в имманентном пространстве и времени человеческого бытия.

4. Духовная сфера как основа отношения человека к социуму и миру в целом. Отношение человека к миру — это отношение двух принципиально разных величин: человека в его идеально субъективном обличий и мира, начисто лишенного этой субъективности, принципиально внешнего. Эта констатация обнаруживает, что между человеком и обществом есть некий сложный барьер, связанный с их разнокачественностью.

5. Духовная сфера как детерминационно-императивный компонент человеческого бытия. Человеческое бытие — это не просто существование и воспроизводство этого существования. Человеческая жизнь может быть деянием, вторжением в наличную существующую реальность, её преобразование, созидание. Но если человеческая жизнь, по сути, есть деяние, созидание, то возникает вопрос о том, какая же сила осуществляет руководство этой деятельностью, её направляет, организует, корректирует. Такой силой в общем смысле выступает духовная сущность человека, на основе которой формируется сознание, мышление и духовные ценности.

Интегративно-педагогическая деятельность учреждений культуры в духовно-нравствен ном воспитании молодежи

В ходе исследования был проведен педагогический эксперимент, который предполагал внесение в процесс духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры заметных положительных изменений, введение инновационных технологий, программ, использование новых форм работы, отвечающим современным требованиям молодежи.

Замысел педагогического эксперимента уточнялся на всех последующих этапах через конкретизацию цели. Доработка экспериментальных материалов осуществлялась в ходе проведения эксперимента на обеих экспериментальных базах, на которых осуществлялся адекватный процесс духовно-нравственного воспитания молодежи.

В связд с этим перед специалистами учреждений культуры ставилась задача анализа деятельности учреждения культуры в части духовно-нравственного воспитания молодежи. Это объясняется тем, что деятельность учреждений культуры в направлении духовно-нравственного воспитания по своему содержанию и методам не всегда удовлетворяет запросы молодежи, её потребности в стремительных переменах в экономическом и политическом состоянии общества, глубочайших изменениях, происходящих в быту и образе жизни.

Также педагогический эксперимент показал реальную картину ценностных ориентации современной молодежи, их духовные запросы, нравственные принципы, отношение к себе и окружающим.

В результате был сделан вывод: в деятельности учреждений культуры в части духовно-нравственного воспитания наметился определенный разрыв между ценностными ориентациями современной молодежи и содержанием традиционного процесса духовно-нравственного воспитания. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные и их последующая обработка в ходе педагогического эксперимента и, особенно, во время формирующего этапа эксперимента, что потребовало введения целого комплекса вышеуказанных методов,,

Исследование проводилось в течение четырёх лет в три этапа, с 2007 по 2011 годы. На первом этапе исследования (2007-2008 гг.) изучалось состояние проблемы в философской, социальной, психолого-педагогической, социально-культурной, социологической литературе. Определялся общий замысел исследования и концепция духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода.

На втором этапе исследования (2008-2010 гг.) осваивалась научная концепция педагогической интеграции и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению интегративно-педагогического подхода в процесс духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры.

Была разработана педагогическая модель духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода, построенная на взаимодействии традиционных технологий духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры и применении инновационной технологии - интегративно-педагогического подхода. Это потребовало выявления воспитательного потенциала в деятельности учреждений культуры: поиска подходов к интеграции общих и специальных компонентов, различных технологий деятельности учреждений культуры в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи. Были определены критерии, цоказатели и индикаторы духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры и интегративно-педагогического подхода в части духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры. Проводилась организационная работа по подготовке и проведению педагогического эксперимента.

Дальнейший ход исследования основывался на внедрении педагогической модели духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода в .деятельность экспериментальной базы. Педагогическое наблюдение за участниками эксперимента осуществлялось в будние дни, во время праздников, в ходе проведения и участия в фестивалях, конкурсах, концертах, гастролях по стране и за рубежом.

В ходе эксперимента осуществлена организационная корректировка общественно значимых мотивов деятельности молодежи в учреждениях культуры в процессе их творческой самореализации, соотношение их личных и общественных интересов.

На третьем этапе исследования (2010-2011 гг.) разрабатывалась и экспериментально апробировалась Программа духовно-нравственного восдитания молодежи в учреждениях культуры Брянской области на основе интегративно-педагогического подхода на 2011-2013 годы, проводились анализ и обобщение полученных фактологических данных, завершен общий текст диссертационного исследования, сформулированы основные положения и выводы.

Слово «модель» (от лат. слова «modus», «modulus») означает «мера, образ, способ» и т.п. В.А. Штофф дает следующее определение модели: «Модель — это система, которая с той или иной степенью сходства вос производит другую систему (оригинал) и замещает ее в познавательном процессе так, что изучение модели позволяет получить информацию о воспроизводимой и отражаемой системе (оригинале)». В.А. Штофф разграничивает понимание значения модели в широком и узком смысле.

Система критериев и показателей эффективности духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода

Жизнеспособность модели духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода отразилась в совершенствовании технологий социально-культурной деятельности.

В ходе исследования была разработана и внедрена Программа духовно-нравственного воспитания молодежи на основе интегративно-педагогического подхода Муниципального учреждения культуры «Городской Дворец культуры им. Д.Н. Медведева» на 2009-2010 годы, которая в дальнейшем переросла в Программу духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры Брянской области на основе интегративно-педагогического подхода на 2011 — 2013 годы (см. приложение 4). Основная цель Программы определяется общей потребностью общества в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоев населения; психологической готовности молодежи к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.

Достижение указанной цели осуществляется через решение стратегических и тактических задач. Стратегические задачи: - служение своему Отечеству и народу; - возрождение и формирование у населения православных цецностей; - формирование бережного отношения к культурному наследию народов России; истории и традициям Брянской области; - усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории; - усвоение и воплощение в жизнь духовно-нравственных традиций национальной культуры; - сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня; Тактические задачи: - интеграция воспитательной деятельности всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов; , - усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни в средствах массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия; - сохранение исторической преемственности поколений; - воспитание, социально активных граждан, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; - усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения молодежи в сфере свободного времени, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятиях спортом. Программа предусматривает деятельность учреждений культуры по духовно-нравственному воспитанию молодежи на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-чувственном, поведенческом. На когнитивном уровне предполагается сформировать систему общих знаний о человеке и обществе, а также понимание собственной роли и места в жизни. На эмоционально-чувственном уровне необходимо развивать чувство эмоциональной привязанности к Родине.

На поведенческом уровне важно подготовить молодежь к взаимодействию с другими людьми, культурами, прививать навыки поведения в соответствии с нормами общественной морали, действующим законодательством. В условиях современного общества невозможно эффективно решать общественно значимые задачи без учета интегративных процессов. Интегративно-педагогическая деятельность в учреждениях культуры - это специфический вид педагогической деятельности, в ходе которой актуализируются те или иные интегративные задачи в области воспитательной практики. При этом интегративно-педагогическая деятельность учреждений культуры как воспитательная система отражает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие на сознание, чувства и поведение молодежи с целью формирования интегративных качеств личности в рамках творческо-педагогического процесса. , Интегративно-педагогическая деятельность учреждений культуры в духовно-нравственном воспитании молодежи, обладающая интегративными признаками, структурой и содержанием, выступает в качестве необходимого и самодостаточного компонента воспитательной деятельности.

Составляющими процесса интегративно-педагогической деятельности учреждений культуры в духовно-нравственном воспитании молодежи являются специфические объекты, цели и формы интеграции, распространяющиеся на все содержание, методику и технологии социально-культурной деятельности.

При этом важнейшими педагогическими условиями этого процесса являются: учет индивидуально-личностных особенностей современной молодежи при ее активной включенности в социально-культурную деятельность, ориентированную на развитие информированности в духовно-нравственной сфере, формирование духовно-нравственных качеств личности и эмоционального отношения к происходящим и историческим событиям, произведениям искусства; интеграция специфических методов работы учреждений культуры по формированию духовно-нравственных качеств молодежи посредством образовательной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, творческой деятельности молодежи; наличие подготовленных специалистов учреждений культуры к организации процесса духовно-нравственного воспитания молодежи на основе интегративно-педагогического подхода.

Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания на основе интегративно-педагогического подхода определяется исходя из сформированности духовно-нравственных ценностей." Критерии сформированности духовно-нравственных ценностей у молодежи, посещающей учреждения культуры: а) эмоциональная отзывчивость по отношению к происходящим событиям, окружающим людям, произведениям искусства (показатели: гармония молодого человека с самим собой, окружающей средой и другими людьми); б) информированность в духовно-нравственной сфере (показатели: создание алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, а также адекватной самооценки, широта представлений о наиболее значимых понятиях, степень сформированности понятий); в) сформированность духовно-нравственных качеств личности (показатели: сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, стремление к самопознанию и самосовершенствованию). Результатом исполнения Программы должны стать духовный и культурный , подъем, снижение остроты духовно-нравственного кризиса в регионе, активизация духовного и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей, подростков и молодежи.

Опыт организации духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода

10 лет назад во дворце была создана рок-группа «NEXT». 45 молодых людей объединило увлечение рок-культурой. За долгие годы существования музыканты накопили определенный запас знаний об этом направлении музыкального творчества, а также добились высокого уровня исполнительского мастерства. В программе духовно-нравственного воспитания молодежи на основе интегративно-педагогического подхода была поддержана их инициатива о проведении областного фестиваля «Свой взгляд», который проходил в рамках общественно-культурной акции «Новое поколение выбирает жизнь без наркотиков». В фестивале приняли участие рок-группы из гг. Брянска, Клинцы, Новозыбков, Унеча, Брасовского, Злынковского и Дятьковского районов.

Таким образом, учреждением культуры были созданы условия для поддержки и развития рок-культуры в молодежной среде, повышения уровня культуры молодежи в целом посредством привлечения их сверстников — участников творческих коллективов, пропаганды здорового образа жизни.

Реализуя оригинальные проекты, в рок-группу привлекают учащихся детских школ искусств, так в составе появились скрипач, баянист. Группа тесно взаимодействует с организациями и учреждениями образования, здравоохранения, соцзащиты, правоохранительными органами, отделом молодежи г. Брянска. Проявляя общественную активность и гражданскую сознательность, рок-группа «NEXT» выступает с агитконцертами во время предвыборных компаний, является активным участником городских акций: «Нет наркотикам», «21 век без СПИДа», митингов памяти земляков. Проведение фестиваля стало ежегодным.

Особое место в деятельности Городского Дворца культуры им. Д.Н. Медведева занимает работа с детской аудиторией. В центре внимания учреждения культуры находятся проблемы духовно-нравтсвенного воспитания детей и подростков. Дворец совместно с другими организациями и ведомствами обеспечивает целенаправленное воздействие на детей в свободное от учебы время, развивает творческие способности, удовлетворяет их разносторонние интересы и запросы в области культуры, создает условия для общественной активности и самостоятельности, обеспечивает условия для отдыха.

Во дворце активно практикуется программное планирование детского досуга. Наиболее важные направления работы с детьми и подростками и проблемы воспитания подрастающего поколения нашли отражение в Программе духовно-нравственного воспитания молодежи на основе интегративно-педагогического подхода Муниципального учреждения культуры «Городской Дворец культуры им. Д.Н. Медведева» на 2009-2010 годы. Данная программа носит межведомственный характер и предполагает проведение разнообразных по форме и содержанию мероприятий.

Приоритетными задачами деятельности дворца в духовно-, нравственном воспитании детей и подростков являются: - организация полноценного и полезного отдыха детей и подростков; - создание условий для реализации творческих способностей; - пропаганда здорового образа жизни; - отвлечение от «свободы уличного воспитания»; - профилактика наркомании, СПИДа и других вредных привычек; - профилактика безнадзорности и правонарушений.

В целях активизации и стимулирования художественного творчества лучшие детские коллективы приглашаются к участию в крупных культурных акциях областного, городского, муниципального уровней, таких как областной конкурс детских и молодежных хореографических коллективов «Здравствуй, мир!», программа летнего чтения для детей и подростков «Марафон книгочеев», гражданский форум «Кто ты, современный подросток?», благотворительные мероприятия, посвященные Дню защиты детей, праздничные мероприятия ко Дню Победы и др.

Таким образом, дети ориентируются на здоровый образ жизни, выбирают активную жизненную позицию, привлекают сверстников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Специалисты дворца стараются отражать в целостном творческо-воспитательном процессе проблемы государства и общества, воспитывать понимание мира детства, обязанность защищать, помогать, поддерживать тех, кто в этом нуждается. По итогам реализации Программы духовно-нравственного воспитания молодежи на основе интегративно-педагогического подхода Муниципального учреждения культуры «Городской Дворец культуры им. Д.Н. Медведева» на- 2009-2010 годы управлением культуры Брянской области было, принято решение о формировании Программы духовно нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры Брянской области на основе интегративно-педагогического подхода на 20 И — 2013 годы. Программа была принята и направлена во все учреждения культуры Брянской области. , За первый 2011 год Программа духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры Брянской области на основе интегративно-педагогического подхода на 2011 - 2013 годы реализована на 37% (см. приложение 5). Участники мероприятий программы были участниками педагогического эксперимента. Учитывая тот факт, что за время эксперимента уровень духовно-нравственного воспитания молодежи учреждений культуры - участников эксперимента, вырос до оценочной категории «высокий» можно предположить, что в результате прямого и опосредованного воздействия мероприятий Программы на активную и пассивную аудиторию учреждений культуры повысился и уровень культуры молодежи в целом.

Диссертантка лично участвовала во всех этапах сбора информации, анализа и формирования программы, являлась руководителем проектов, членом жюри, режиссером и ведущей социально-культурных программ и культурно-досуговых мероприятий для молодежи.

В результате проведенного педагогического эксперимента можно сказать, что педагогическая модель духовно-нравственного воспитанияр молодежи в учреждениях культуры на основе интегративно-педагогического подхода значительно повышает эффективность процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры.

При этом важнейшими педагогическими условиями этого процесса являются: учет индивидуально-личностных особенностей современной молодежи при ее активной включенности в социально-культурную деятельность, ориентированную на развитие информированности в духовно-нравственной сфере, формирование духовно-нравственных качеств личности и эмоционального отношения к происходящим и историческим событиям, произведениям искусства; интеграция специфических методов работы учреждений культуры по формированию духовно-нравственных качеств молодежи посредством образовательной, эмоционально-волевой,, интеллектуальной, творческой деятельности молодежи; наличие подготовленных специалистов учреждений культуры к организации процесса духовно-нравственного воспитания молодежи на основе интегративно-педагогического подхода.

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры : интегративно-педагогический подход