Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи Кондаков Максим Игоревич

Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи
<
Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кондаков Максим Игоревич. Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.05 Москва, 2007 173 с. РГБ ОД, 61:07-13/1741

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы влияния социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи

1. Сущность социально-культурных факторов и специфика их воздействия на организационно-педагогическую деятельность учреждении культуры

2. Понятие «Организационно-педагогическая деятельность учреждений культуры»

3. Понятие «Молодежная аудитория учреждения культуры»

Глава II. Совершенствование процесса влияния социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи

1. Педагогические условия самореализации молодых людей в учреждениях культуры

2. Приоритетные направления участия молодежи в организационно-педагогической деятельности учреждений культуры

3. Оптимизация процесса влияния социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждении культуры по воспитанию молодежи.

Заключение 144

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена многочисленными проблемами воспитания молодежи в учреждениях культуры. Одной из причин этого процесса является высокий уровень популярности у молодёжи культурно-развлекательных программ. Молодежь привлекают, прежде всего, понятные, демократичные, красочные шоу-программы с отсутствием представленных в них тем и сюжетов, а присутствие звёзд на программе, как в качестве ведущих, так и гостей, вызывает повышенный интерес. Стремление создать как можно большее количество культурно-развлекательных программ в учреждениях культуры - это недооценка организационно - педагогической деятельности и влияние на неё социально-культурных факторов. Это указывает на то, что недооценка организационной идеи воспитательного фактора в деятельности приводит к дополнительным проблемам стратегического и тактического характера.

Культурно-развлекательные программы для молодежи являются наиболее привлекательными потому, что позволяют молодежи отвлечься от повседневных актуальных проблем. Поэтому влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждения культуры с молодежью позволяет реализовывать их огромный опыт и воспитательный потенциал, воздействуя одновременно на эмоциональную и рациональную стороны личности молодого человека.

Проведённый анализ показывает, что современная жизнь молодежи самоидентифицируется с помощью набора мифотворческих средств - это массмедиа, кино, сценическое искусство, массовая литература, формирующие в совокупности представления человека об окружающем его мире. Все эти средства социально-культурной деятельности являются носителями воспитательного воздействия на молодежь. Возрастание видов и числа социально-культурных средств, воздействия породило разделение на тех, кто производит информацию, и тех, кто ее потребляет. И если прежде в процессе познания мира молодой человек опирался на официальные способы получения информации, то в настоящее время речь

5 идёт о собственных коммуникативных средствах. Фактически около 73% информации из средств массовой коммуникации молодой человек получает субъективно, попадая в зависимость от того, кто ее предоставляет, от тех целей и задач, которые ставятся перед носителями информации.

Именно поэтому средства массовой коммуникации являются важнейшим фактором влияния организационно-педагогической деятельности учреждений культуры на воспитание молодёжи.

Следовательно, возникает необходимость научного осмысления вышеперечисленных механизмов воспитательного воздействия на молодежь, поиска новых научных подходов.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в поисках воспитательного потенциала учреждений культуры в работе с молодежью и отсутствием механизмов влияния социально-культурных факторов на практике.

Степень разработанности проблемы. В любой сфере жизнедеятельности общества предполагается наличие целостной системы воспитательного воздействия. Социализация, развитие и воспитание -процессы, которые проходят одновременно.

Сущность и природа социализации анализировались рядом отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов и культурологов. Теоретические проблемы социализации личности освещались в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Н.В. Андреенковой, Г.М. Андреевой, В.Н. Боряз, Л.П. Буевой, С.С. Батенина, Т.Н. Заславской, Ю.А. Зубок, СП. Иваненкова, С.Н. Иконниковой, А.И. Ковалёвой, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, А.А. Мальцева, А.В. Мудрика, К. Рубчевского, Л.Н. Сиднева, Л.В. Сохань, Н. Смелзера, Ж.Т. Тощенко, К. Хуррельманна, В.И. Чупрова, Я. Щепаньского и др.

Феномен «воспитание» достаточно полно раскрыт в зарубежной и отечественной педагогике (ЯЛ. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.). Значительный вклад в разработку

проблем методологии воспитания как общественного явления внесли исследования Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Н.К. Гончарова, Л.Ю. Гордина, Л.В. Занкова, Б.П. Есипова, Б.Т. Лихачёва, И.Я. Лернера, Э.И. Моносзона, А.В. Мудрика, И.Т. Огородникова, В.А. Сухомлинского, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. В исследованиях этих авторов подчеркивается мысль о возрастании роли и значения воспитания молодежи. Они считают, что это связано с тенденцией возрастания роли субъективного фактора в процессе исторического развития.

Интерес к проблемам молодёжи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной социально-культурной деятельности.

Социально-культурные проблемы молодёжи представлены в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.

Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли А.Л. Аксимова, Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, Т.И. Бакланова, Н.В. Кротова, B.C. Садовская), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).

Основные позиции исследования данной темы диссертации потребовали проработки теоретических положений: о сущности, структуре, процессе воздействия социально-культурных факторов (Г.М. Бирженюк, Т.И. Заславская, В.Н. Иванов, А.С. Калугин, A.M. Марков, Р.В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко); о сущности социальных технологий (В.Г. Афанасьев, А.И. Зайцев, Э.С. Маркарян, Н. Стефанов).

В научном анализе теории социально-культурной деятельности диссертант опирался на научные труды И.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Коновича, А.С. Каргина, В.А. Ковшарова, Ю.Д. Красильникова, Н.А. Паршикова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.

Позитивно оценивая научные труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов в разработке пограничных аспектов данной проблемы, следует подчеркнуть, что ещё не было специального диссертационного исследования на тему «Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодёжи».

Проблема исследования вытекает из противоречия между потребностью общества в совершенствовании организационно-педагогической деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи и современным состоянием этого процесса на практике.

Объект исследования - организационно-педагогическая деятельность учреждений культуры по работе с молодежью.

Предмет исследования - процесс влияния социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи.

Цель исследования состоит в разработке апробации и внедрении научной концепции влияния социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

- раскрыть понятие «социально-культурные факторы»;

теоретически обосновать процесс воспитательного воздействия социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры;

выявить основные направления совершенствования процесса воздействия социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи;

- раскрыть концептуальную модель воспитательного воздействия на
организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по
воспитанию молодежи;

определить оценочно-диагностические критерии содержания социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи;

разработать, апробировать и внедрить научно-методические рекомендации по внедрению модели воздействия социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-культурные факторы оказывают прямое и опосредованное воздействие на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи. Эффективность данного процесса будет значительно выше, если специалисты овладеют научной концепцией профессора А.Д.Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры. Это концепция утверждает, что необходимо научиться видеть в социально-культурных факторах ценности человеческой жизни, которые анализируются в организационно-педагогической деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи.

Автор диссертации рассматривает единый технологический процесс в учреждениях культуры как комплекс планируемых взаимосвязанных элементов, направленных на решение конкретных содержательных позиций, педагогических задач посредством драматургического метода монтажа и режиссерских методов театрализации, иллюстрирования и игры.

Методологическую основу исследования составили: теория деятельности (А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, Н.В. Талызина); психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов), концепция педагогического процесса как творчества (М.В. Аверьянов, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, ЯЛ.

9 Пономарев), концепция воспитательного воздействия (И.М. Чередов, А.А. Кирсанов, Г.А. Захаров); технология культурно-досуговой деятельности строилась на идее взаимодействия ценностно-смысловой сферы личности (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, М.С. Яницкий) и технологического процесса в учреждениях культуры (А.Д. Жарков), опосредованной технологическими средствами (Дактум) и выражающей отношение к ней субъекта (модальность), развиваемых и развивающихся в процессе деятельности врожденных свойств личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).

Основой изучения молодежи в учреждениях культуры выступает методология феноменологического анализа социогрупповых явлений (П. Бергера, Т. Лукмана, А. Щюца). Ее смысл состоит в исследовании процессов молодежной аудитории, ее окружения в культурно-досуговом пространстве через организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры.

Методы исследования. Автор диссертации использовал различные методы, адекватные поставленным цели и задачам, опираясь на общенаучные методы познания: анализ, систематизация теоретических данных, статистические методы, моделирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов, изучение текущих материалов, обобщение, сравнительный анализ и синтез полученных данных. Опытно-экспериментальная работа построена на научных теориях и гипотезе исследования. Велось наблюдение за подготовленностью к практической деятельности специалистов в условиях рыночных отношений.

Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и их последующая обработка в ходе социально-педагогического эксперимента и особенно во время проведения формирующего этапа эксперимента, что потребовало введения целого комплекса вышеуказанных методов. Комплексность исследования позволила выяснить состояние организационно-педагогической деятельности, где критерием является культурный уровень молодежи, посещающей учреждения культуры.

10 Определить общие и частные характеристики обследуемого объекта в процессе влияния социально-культурных факторов удалось в процессе изучения мнения свыше 1600 городских жителей Москвы - в Центре досуга и творчества молодёжи «Россия» - 800 человек и Чертановском молодёжном центре - 800 человек. Это позволило выяснить и динамику воспитательного воздействия социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждения культуры. Анализ педагогической, социально-культурной литературы позволил разработать и применить инновационные культурно-досуговые технологии к процессу воспитательного воздействия социально-культурных факторов.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение трех лет в три этапа, с 2004 по 2007 годы.

На первом этапе исследования (2004-2007гг.) изучалось состояние проблемы в социальной, психолого-педагогической и управленческой научной литературе. Анализировалась теория воспитательного воздействия социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи.

Определился общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.

На втором этапе исследования (2005-2006гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению инновационных культурно-досуговых технологий воспитательного воздействия на организационно-педагогическую деятельность с молодежью в учреждениях культуры.

Было проведено социологическое исследование, целью которого являлось выяснение влияния социально-культурных факторов на молодежь, что позволило разработать теоретическую модель, определить показатели эффективности инновационных культурно-досуговых технологий, построенных на взаимодействии основных компонентов и родовых методов культурно-досуговой деятельности. Проводилась содержательная и

организационная работа по подготовке непосредственных исполнителей и лиц, вовлекаемых в экспериментальную часть исследования.

Дальнейшее продвижение исследования осуществлялось на основе внедрения технологий в практическую деятельность учреждений культуры при воспитательном анализе воздействия культурно-досуговых программ на молодежную аудиторию.

Педагогическое наблюдение за участниками эксперимента осуществлялось как в будние дни, так и во время праздников и юбилейных торжеств.

Постоянные посетители экспериментальных программ - члены клубов по интересам, участники любительских коллективов художественной самодеятельности.

Целью эксперимента стало внедрение научного подхода к процессу влияния социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи. Разработанные автором диссертации технологии были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий, препятствующих повышению организационно-педагогической деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи.

В ходе эксперимента проходили организационная корректировка и педагогическая регуляция ранее разработанных молодёжных культурно-досуговых программ.

На третьем этапе исследования (2006-2007гг.) проводился анализ и обобщение полученных фактологических данных. Разрабатывалась модель процесса воспитательного воздействия социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры через инновационные культурно-досуговые программы, что потребовало поиска взаимосвязи общих и специальных компонентов, их корреляции с различными видами деятельности, динамикой воспитательного воздействия на молодежь.

12 Научная новизна исследования заключается в том, что:

впервые разработано содержание понятий «молодежь», «социально-
культурные факторы», «организационно-педагогическая деятельность»,
«учреждение культуры», в основе которых лежит педагогическая
аксиология;

раскрыто взаимодействие различных социально-культурных факторов с использованием личностных ресурсов специалистов, которые являются субъектами совершенствования процесса воспитательного воздействия на молодежную аудиторию учреждения культуры, где способом интерпретации определены координаты, смысловые отношения между ними;

научно обосновано позитивное воспитательное воздействие молодёжных культурно-досуговых программ на воспитание постоянных посетителей учреждений культуры: членов любительских объединений, клубов по интересам, участников коллективов художественной самодеятельности, неформальных объединений;

доказано, что влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры, где все компоненты внутренне детерминированы условиями, требованиями, внешними обстоятельствами, событиями эпохи и явлениями, происходит на основе переосмысления и переоценки ценностей, несущих в себе гуманистическое начало, требующих положительного отношения к ним;

выявлен и экспериментально подтвержден ранжир социально-
культурных факторов, оказывающих влияние на организационно-
педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию
молодежи на основе сложившихся традиций, посредством увеличения
значимости оценочно-смыслового направления, за счёт использования
практико-ориентированных инновационных культурно-досуговых
технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию социально-

13 культурной деятельности за счет систематизации и структуризации обобщённой научной информации, формирования отношения к содержанию, к реализации этого отношения в реальном поведении. Организационно-педагогическая деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи выявила направление поиска и разных структурно-содержательных характеристик, раскрывающих целостность социально-культурных факторов.

Разработана модель влияния социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи, которая функционирует на основе оценочно-прогностического, мотивационного, коммуникативного компонентов. Разработаны теоретические принципы организационно-педагогической деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи, оптимизирующие соотношение содержания, формы, методов, выразительных средств, стиля, жанра, сценографии, режиссёрско-драматургических компонентов как важнейших детерминантов инновационных культурно-досуговых технологий.

Теоретически раскрыто влияние социально-культурных факторов на основе концепции А.Д. Жаркова о ценностных ориентациях, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу создания молодёжных культурно-досуговых программ на интегративной схеме сохранения регионально-национальных традиций общественной жизни. В организационно-педагогической деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи были открыты доминирующие, синтетические, инновационные факторы, которые реализуются поочередно, автономно друг от друга и в совокупности в технологическом процессе. Доказана неразрывность функциональных связей, которые определяют внутреннее единство социально-культурных факторов в процессе влияния на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

материалы, полученные в ходе исследования, были использованы при подготовке ряда молодежных целевых программ, определяющих перспективное развитие культурно-досуговой деятельности;

научные результаты диссертационного исследования используются при чтении дисциплин: «Культурно-досуговая деятельность», «Технология культурно-досуговых программ» в Московском государственном университете культуры и искусств;

материалы диссертации используются в центрах досуга и
творчества.

Достоверность исследования определяется его организацией, объектами, источниковой и эмпирической базами, проектами культурно-досуговых программ, осуществлённых на сцене экспериментального Центра досуга и творчества «Россия» г.Москвы, что подтверждается актами о внедрении.

В диссертации используются материалы наблюдений автора на культурно-досуговых программах, осуществляющих воспитательное воздействие на молодёжную аудиторию.

Достоверность исследования подтверждается репрезентативностью полученных результатов социологического опроса, интервью, бесед.

Апробация работы основных результатов исследования осуществляется в следующих формах:

1. В выступлениях автора на двух международных, российских конференциях, двух межвузовских; второй международной научно-практической конференции «Науки о культуре: актуальные проблемы» (Москва, 2004); третьей международной научно-практической конференции «Науки о культуре: актуальные проблемы» (Москва, 2005); второй межвузовской научно-практической конференции «Инновационные технологии в учреждениях культурно-досугового типа» (Москва, 28 апреля, 2004); международного «круглого» стола «75 лет творчества и созидания: наука, культура, образование XXI века» (Москва, 02 декабря, 2005); «Современная Россия - горизонты культуры» (Москва, 20 апреля, 2006);

15 межвузовской конференции «Воспитательные проблемы в учреждениях культурно-досугового типа» (Москва, 2007).

2. В публикации тезисов, статей (см. список авторских публикаций с
указанием объема в конце автореферата).

3. В преподавании курса «Технология культурно-досуговых
программ» в Московском государственном университете культуры и
искусств на кафедре культурно-досуговой деятельности.

4. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите
на кафедре культурно-досуговой деятельности МГУКИ 05 апреля 2007 года
(протокол № 7).

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-культурные факторы - ведущие детерминанты развития
молодого человека. Влияние социально-культурных факторов на
организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по
воспитанию молодежи проявляется как сложное, многогранное
образование, обусловленное социально-политической, социально-
экономической и социально-культурной ситуацией в стране. Каждый
социально-культурный фактор становится движущей силой другого
фактора, в взаимодействии с общественными отношениями, что создаёт
условия для воспитания молодёжи в учреждениях культуры.

2. Деятельность учреждений культуры находится в прямой
зависимости от общечеловеческой культуры и ценностных ориентации
молодежи. Связь между действием социально-культурных факторов и
условиями их воспитательного воздействия в учреждениях культуры
многообразна, что влечет за собой разнообразие культурно-досуговых
программ и действий, появление целого спектра не имеющих в прошлом
аналогов учреждений, организаций, фирм, довольно прочно и эффективно
заполняющих образовавшиеся ниши в сети государственных,
ведомственных, профсоюзных учреждений культуры.

3. Одним из условий социально-культурных факторов развития
организационно-педагогической деятельности учреждений культуры

являются значительно совершенные, общественные, материальные и духовные условия их функционирования. Это способствует активному внедрению в городскую культурную жизнь форм и видов социально-культурной деятельности, не имеющих в прошлом аналога, но весьма привлекательных прежде всего для молодежи.

К важнейшим социально-культурным факторам относятся «нормативы размещения» учреждений культуры в населенных пунктах в зависимости от численности населения и административного статуса. Ориентация деятельности учреждений культуры, рассчитанная на массового, а не дифференцированного зрителя, на экстенсивное расширение сети и реализуемых объемов услуг и предложений, повлекла, за собой дефицит художественного производства продукции, удовлетворяющей потребности молодежи.

4. Официальными строго регламентированными структурами учреждений культуры, обеспечивающими организацию и педагогику и различные виды деятельности, усиливается процесс естественного формирования альтернативной деятельности, представленной, прежде всего, развитием любительства и разнообразными формами домашнего проведения досуга. Рост нетрадиционных видов досуговой деятельности, осуществляемых вне рамок формализованной культуры, наиболее ярко свидетельствует о том, что современное состояние учреждений культуры усиливает значение домашнего досуга. Эта проблема все более усугубляется, ибо набор учреждений культуры все более активно дополняется новыми, расширяется спектр новых форм домашнего досуга, выпадающих из-под влияния организационно-педагогической деятельности учреждений культуры.

Структура диссертации. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложений на русском языке.

Сущность социально-культурных факторов и специфика их воздействия на организационно-педагогическую деятельность учреждении культуры

В ходе реформирования нашего общества выделяется не всегда заметная даже для специалистов проблема влияния социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи.

Последнее десятилетие убедительно показало, что вне учета влияния социально-культурных факторов невозможно добиться заметного воспитательного результата в молодежной аудитории учреждений культуры.

Каждая новая стадия развития общества, какой бы трудной она ни была, имеет свои характерные особенности. В настоящее время актуализируется обозначение ценностно-смысловых конструктов социально-культурного воздействия, идет интенсивный поиск ее духовно-нравственных ориентиров для молодежи.

Научная дискуссия о социальных свойствах культуры порождает распад привычного уклада жизни, разрушение духовных идеалов прошлого и отсутствие новых. Специфика современных проявлений социально-культурного воздействия характеризуется многообразием ее инвариантных черт, которые растворяются в вариативности форм деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи.

Автор дисертации согласен с мнением Б.Г. Мосалева о том, что «социальное многообразие культурных проявлений интегрируется в понятии «социокультурное», которое наиболее полно и адекватно отражает ценностно-смысловые взаимосвязи социального и культурного в целостной системе человек - общность - общество - человечество. В этом контексте социальное отражает главным образом типичные для данного общества способы взаимодействия индивидов, их групп во всех видах общественных отношений.

Социальное определяет внешний характер контактов взаимосвязей между индивидами, их общностями, обществом в целом и характеризует «совместимость» различных культурных феноменов и процессов. Культура же представляет собой меру ценностно-содержательного влияния на различные стороны социальных отношений. Ее сущностный смысл предстает как высшая степень облагороженности, одухотворенности и человечности природных, социальных условий и человеческих отношений».1

Специалисты учреждений культуры и их актив в процессе своей деятельности имеют возможность реально влиять на молодежь, и тем самым на общественные процессы. Деятельность учреждений культуры представляет собой сложную структуру, которая имеет свою технологию и включает в себя многие компоненты и элементы. Одним из таких компонентов можно считать педагогически организованное воспитание молодежи.

В учреждениях культуры молодежь объединена культурными интересами, творческой общественно-значимой деятельностью, которая сама является фактором формирования личности. Можно с полным основанием считать, что учреждение культуры через объединение молодежи участвует в реализации главной задачи культурной политики государства: открыть самый широкий простор для выявления способностей людей, сделать их жизнь духовно богатой, многогранной. В учреждении культуры эта задача реализуется несколькими путями. Как отмечает Л.С. Жаркова: «Во-первых, интенсификацией деятельности специалистов, повышением уровня профессионализма и мастерства. Во-вторых, расширением функции актива, ростом самодеятельных начал с молодежью, улучшением организационно-педагогических условий для посетителей и материально-технической базы учреждений культуры. В-третьих, активизацией аудитории учреждения культуры, удовлетворением и развитием культурных потребностей молодежи, а также изживанием потребительских настроений, которые проявляются ее определенной частью по отношению к культуре» .

Потребительские тенденции среди молодежи по отношению к деятельности учреждений культуры, в частности, связаны с определенным односторонним уклоном современной культуры в сторону пассивно-созерцательных форм.

В учреждениях культуры г.Москвы лишь 22% реализуется потребность молодежи в новых, инновационных формах культурно-досуговой деятельности и 13,5% в осовременивании старых.

Следовательно, актуально построить всю культурно-досуговую деятельность так, чтобы она все полнее удовлетворяла духовные запросы молодежи, шла навстречу ее интересам.

Выйти же на новые рубежи можно, лишь объединив усилия теоретиков и практиков. Изменение форм и методов культурно-досуговой деятельности, их совершенствование возможно лишь на основе многостороннего анализа с обязательным учетом запросов молодёжной аудитории учреждений культуры.

Педагогическая психология особенно актуальна для практиков учреждений культуры. Индивидуальное воздействие на личность, воспитание через коллектив, инновационные приемы и методы культурно-досуговой деятельности возможно усовершенствовать, прежде всего, обладая педагогическими знаниями.

Понятие «Организационно-педагогическая деятельность учреждений культуры»

«Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и т.д. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, восприятие потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержания. Основное назначение учреждения культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий». Для правильной, то есть эффективной организации культурно-досуговой деятельности необходимо разобраться, что такое эта самая организация культурно-досуговой деятельности.

Организация - это функция управления, организующая деятельность в данном случае в действующей системе культурно-досуговой работы. Организация культурно-досуговой деятельности - это наличие необходимых для достижения выдвинутых целей и задач людских, материальных, информационных ресурсов учреждений культуры, содержание и последовательность намеченных практических действий штатного аппарата, общественных работников культуры, инициативных групп, кружков, объединений, составляющих в своей совокупности клубную общность. В понятие «организаторская деятельность» входит умение ставить цели и задачи, принимать решения, подбирать и расставлять кадры, распределять обязанности между ими, ценить время, отвечать за порученное дело, осуществлять контроль исполнения, добиваться реальных результатов, эффективно использовать материально-технические, людские и финансовые ресурсы учреждения культуры. Все это является исходным состоянием технологического процесса.

Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, определить персонально обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля исполнения принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе. При определении основных задач организатору культурно-досуговой деятельности необходимо: уметь выделить главные задачи и второстепенные, внимательно следить за выполнением всей суммы задач, что позволяет вовремя увидеть изменение статуса второстепенной задачи, ее переход в разряд основных, своевременно решить те второстепенные задачи, которые оказывают или могут оказать влияние на ход выполнения основных. Организация призвана обеспечивать оптимальное состояние клуба как социально-педагогической системы, то есть согласованность, взаимодействие, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов.

Каждое учреждение культуры как культурный комплекс, как территориальная система должно иметь четкие административные и территориальные границы, в рамках которых происходит объединение усилий, консолидация культурных возможностей социума. Учреждение культуры как организация - это: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу, достигающих цели и действующих на основе определенных правил и процедур. Организация деятельности учреждений культуры как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений.

В этих условиях особую важность приобретают прежде всего упорядочение и активизация профессиональной деятельности каждого специалиста на основе общих положений, определяющих все стороны организации деятельности учреждения культуры и его составляющих, но одновременно и корректировка ведомственных уставов и инструкций с учетом совместной деятельности различных учреждений культуры.

Специалисты, занимающиеся организаторской деятельностью, становятся профессионалами в этой области на основе развития природных данных и приобретенных качеств в процессе общего и профессионального развития личности. Эта деятельность носит синтетический характер, включая несколько компонентов: инициативность поведения в сфере досуга, инициативность поведения в сочетании с реактивностью (т.е. способностью поддерживать чужие инициативы) и реактивность поведения в сфере досуга. Организаторская деятельность предусматривает строго определенный порядок действий в технологическом процессе. Принятие решения -важнейший ее этап. Затем надо организовать его исполнение и проконтролировать выполнение задания. Для этих целей существуют такие важные функции, как контроль и учет.

Контроль исполнения - трудоемкая функция. Она осуществляется на протяжении всех фаз организаторской деятельности. Данные по контролю служат, прежде всего, цели выявления неполадок и их незамедлительного устранения.

Сердцевиной организаторской деятельности является информация. Информация - основной канал связи субъектов и объектов. От того, насколько метко и оперативно циркулирует информация, во многом зависит эффективность организаторской деятельности. Специалисты выделяют три уровня обработки информации. На первом происходит сбор первичных сведений. Второй характеризуется первичным анализом собранных данных. Третий, "высший" уровень позволяет выявить информацию, необходимую для принятия решения. Предложенная схема рациональна как с точки зрения анализа функций переработки информации в культурно-досуговых учреждениях, так и с точки зрения определения специализации сотрудников по отдельным видам и формам организаторской деятельности. Информация является главным источником организаторской деятельности работников культуры. Информационная деятельность учреждения культуры - это оптимизация документальных потоков, улучшение делопроизводства, рационализация документооборота. Исследование информационных аспектов организаторской деятельности сопровождается изучением вопросов, связанных со структурой, разделением, кооперацией труда работников.

Структура характеризует строение организации, составляющие ее части, их взаиморасположение и взаимосвязи. В теории организации культурно-досуговой деятельности структура определяется как взаимоотношение подразделений и должностей в учреждении культуры, где распределение полномочий и ответственности между должностными лицами и порядок функциональных связей обусловлены целями данного объекта. Система внешних связей учреждения культуры с другими организациями, учреждениями составляет ее внешнюю структуру.

Педагогические условия самореализации молодых людей в учреждениях культуры

В ходе исследования был проведён социально-педагогический эксперимент, который предполагал внесение в опыт заметных положительных изменений, введение определённых элементов нового в виде целевых, культурно-досуговых программ для молодежной аудитории. Это позволило оптимизировать целостную структуру педагогических условий самореализации молодых людей в учреждениях культуры.

Замысел социально-педагогического эксперимента уточнялся на всех последующих его этапах через конкретизацию цели. Доработка экспериментальных материалов осуществлялась и в ходе проведения эксперимента на обоих экспериментальных базах, где создавались адекватные организационно-педагогические условия самореализации молодых людей в учреждениях культуры.

В связи с этим перед профессиональными специалистами учреждений культуры ставилась задача педагогического анализа условий для функционирования молодежных культурно-досуговых программ. Это объясняется тем, что культурно-досуговая программа по своему содержанию и методам пока отстает от духовных запросов молодежи, ее потребности в стремительных переменах в экономической и политической областях, строится без достаточного учета тех глубочайших изменений, которые происходят в быту и образе жизни молодежи. В деятельности учреждений культуры наметился определенный разрыв между ценностными ориентациями молодежи и содержанием культурно-досуговой деятельности

Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и их последующая обработка в ходе социально-педагогического эксперимента и особенно во время проведения формирующего этапа эксперимента, что потребовало введения целого комплекса вышеуказанных методов. Комплексность исследования позволила выяснить состояние организационно-педагогической деятельности, где критерием является культурный уровень молодежи, посещающей учреждения культуры. Определить общие и частные характеристики обследуемого объекта в процессе влияния социально-культурных факторов удалось в процессе изучения мнения свыше 1600 городских жителей Москвы - в Центре досуга и творчества молодёжи «Россия» - 800 человек и Чертановском молодёжном центре - 800 человек. Это позволило выяснить и динамику воспитательного воздействия социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждения культуры. Анализ педагогической, социально-культурной литературы позволил разработать и применить инновационные культурно-досуговые технологии к процессу воспитательного воздействия социально-культурных факторов.

Исследование проводилось в течение трех лет в три этапа, с 2004 по 2007 годы. На первом этапе исследования (2004-2007гг.) изучалось состояние проблемы в социальной, психолого-педагогической и управленческой научной литературе. Анализировалась теория воспитательного воздействия социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи.

Определился общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.

На втором этапе исследования (2005-2006гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению инновационных культурно-досуговых технологий воспитательного воздействия на организационно-педагогическую деятельность с молодежью в учреждениях культуры.

Было проведено социологическое исследование, целью которого являлось выяснение влияния социально-культурных факторов на молодежь, что позволило разработать теоретическую модель, определить показатели эффективности инновационных культурно-досуговых технологий, построенных на взаимодействии основных компонентов и родовых методов культурно-досуговой деятельности. Проводилась содержательная и организационная работа по подготовке непосредственных исполнителей и лиц, вовлекаемых в экспериментальную часть исследования.

Дальнейшее продвижение исследования осуществлялось на основе внедрения технологий в практическую деятельность учреждений культуры при воспитательном анализе воздействия культурно-досуговых программ на молодежную аудиторию. Педагогическое наблюдение за участниками эксперимента осуществлялось как в будние дни, так и во время праздников и юбилейных торжеств. Постоянные посетители экспериментальных программ - члены клубов по интересам, участники любительских коллективов художественной самодеятельности. Целью эксперимента стало внедрение научного подхода к процессу влияния социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи. Разработанные автором диссертации технологии были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий, препятствующих повышению организационно-педагогической деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи. В ходе эксперимента проходили организационная корректировка и педагогическая регуляция ранее разработанных молодёжных культурно-досуговых программ. На третьем этапе исследования (2006-2007гг.) проводились анализ и обобщение полученных фактологических данных. Разрабатывалась модель процесса воспитательного воздействия социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры через инновационные культурно-досуговые программы, что потребовало поиска взаимосвязи общих и специальных компонентов, их корреляции с различными видами деятельности, динамикой воспитательного воздействия на молодежь.

Приоритетные направления участия молодежи в организационно-педагогической деятельности учреждений культуры

Анализ полученных материалов в ходе эксперимента указывает на приоритетные направления участия молодёжи в организационно-педагогической деятельности учреждений культуры.

Предметом исследования нынешней ситуации в сфере культуры являлись, прежде всего, содержание культурной политики на федеральном уровне, её взаимосвязи с духовными потребностями различных слоев населения, и учётом динамики ресурсного обеспечения учреждений культуры.

На наш взгляд, для определения приоритетных направлений участия молодёжи необходимо уделять внимание социально-экономическому анализу развития учреждений культуры с позиции динамики целей и интересов основных участников культурного процесса-в данном случае молодых потребителей культурных благ и услуг. Поэтому культурная политика через органы управления, социальных институтов, учреждений культуры выступает от имени всего общества.

С точки зрения согласованности целевых установок в культурной политики, реальных потребностей населения и направленности действий учреждений культуры, на которые их ориентирует влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры, можно выделить три этапа. Первый характеризуется высокой степенью такой согласованности. С позиции государства приоритет в развитии и функционировании комплекса культуры отдавался задачам расширения масштабов приобщения молодёжи к таким видам культурных благ и услуг, которые обеспечивали эффективную трансляцию ценностей политического, экономического и воспитательного характера. Кроме того, повышение культурного уровня молодёжи само по себе рассматривается как неотъемлемая составная часть процесса социально-экономической модернизации страны.

Значит, модернизационные установки культурной политики и потребности молодёжи в больших объемах культурного «вала» не могут органично сочетаться друг с другом. В этих условиях организационно-педагогическая деятельность учреждений культуры может удовлетворять только тогда, когда есть конкретные приоритетные направления всех участников этого процесса.

На втором этапе происходит рассогласование представлений культурной политики и молодёжи, в том числе наиболее активных и продуктивных её групп, о роли, содержании и формах проведения досуга. Рост материального благосостояния и духовного уровня молодёжи обуславливает усложнение для учреждений культуры удовлетворения культурно-досуговых потребностей молодёжи.

В ходе эксперимента выяснялось, что совершенствование сети учреждений культуры и, главным образом, развитие средств массовой информации, увеличило возможности у молодёжи выбора в потреблении благ и услуг. В этих условиях молодёжь ожидает от учреждений культуры более дифференцированного учета индивидуальных духовных потребностей, специфики, конкретных условий, значительной диверсификации и повышения адресности предложения, культурных благ и услуг.

Однако практические установки федерального аппарата, вырабатывающего принципы культурной политики, не претерпели коренного изменения: подчинение деятельности учреждений культуры задачам распространения общественных и общекультурных ценностей, набор которых задается сверху; усредненное, более или менее стандартное по качеству и максимально широкое по охвату молодёжи обслуживание.

В ходе эксперимента именно на реализацию этих требований была целиком направлена деятельность учреждений культуры, основные элементы которого сформировались в предыдущий период. В результате централизованно регулируемая деятельность учреждений культуры на этом - втором этапе, которая в основном отвечала требованиям культурной политики, все больше расходится с интересами молодёжи. При этом, если в начале эксперимента соответствие конкретного содержания деятельности учреждений культуры установкам культурной политики было реальным, то с течением времени оно становилось все более «бумажным», так как контролировалось по отчетным показателям, которые неизбежно являлись лишь формальным отражением действительных результатов и к тому же нередко становились объектами прямой фальсификации.

С другой стороны, оказалось возможным в основном переложить эти задачи на средства массовой информации, которые по своей мощи и приникающей способности неизмеримо превзошли учреждения культуры. Отсюда, отрасль культуры, соответственно оказалась вне механизма выделения ресурсов на приоритетные социальные цели. Она превратилась в ординарную часть непроизводственной сферы, где приоритет культуры при распределении любых ресурсов сразу стал весьма низким, причем даже внутри самой непроизводственной сферы. Это произошло, во-первых, потому, что роль культуры сегодня не столь очевидна, как, например, у образования или здравоохранения, а во-вторых, вследствие того, в силу бесплатного или льготного предоставления молодёжи значительной части культурных благ и услуг отрасль культуры не смогла создать себе имидж в виде системы общепринятых количественных экономических показателей, демонстрирующих ее действительную или мнимую экономическую эффективность.

Похожие диссертации на Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи