Введение к работе
Актуальность исследования. Наше государство, как и любое другое, располагает системой государственных праздников. В сложном историческом переходе нашей страны на рыночные отношения система претерпела изменения, что привело ко многим проблемам в воспитании молодежи на государственных праздниках.
Отсутствие у нашего общества общенациональной идеи во многом определяют слабое влияние государственного праздника на социально-культурное воспитание молодежи.
Многолетние наблюдения показывают, что в период подготовки и проведения государственных праздников актуализируется процесс воспитания молодежи, активизируется государственное сознание, создается особая дружественная атмосфера в обществе, социуме, семье. Государственные праздники позволяют сглаживать политические, экономические и социальные проблемы молодежи, способны эффективно снимать напряжение в кризисное время.
Занимая важное место в жизни нашего общества, государственные праздники детерминируют более активную деятельность учреждений культуры и других институтов воспитания в стране.
В настоящее время значительно расширилось число молодых людей, стремящихся к объединению, коллективным действиям в период подготовки и проведения государственных праздников, могут удовлетворить данную потребность, изменив тем самым парадигму этого процесса.
Новая парадигма требует новой социально-культурной начинки государственного праздника.
Диссертант исходит из постулата о том, что педагогическое регулирование процесса подготовки и проведения государственных праздников в учреждениях культуры является необходимым способом деятельности учреждений культуры в период подготовки и проведения государственных праздников в рыночных отношениях. Пока слабо используются потенциальные педагогические возможности социально-культурного воспитания молодежи.
Эффективное решение социально-культурного воспитания молодежи в учреждении культуры на государственных праздниках представляет взаимосвязанную и взаимодействующую систему, определяющую действия субъектов, как по горизонтали, так и по вертикали.
Поэтому актуальность исследования вытекает из противоречия между:
- острой потребностью общества в социально-культурном воспитании молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках и отсутствием на практике стремления специалистов учреждений культуры осуществить этот процесс с целью приобщения молодежи к общей культуре, общественным делам и интересам, культуре поведения, удовлетворив тем самым ее духовные потребности;
- многоаспектным характером воспитательного потенциала
государственного праздника в социально-культурном воспитании молодежи
и слабыми научно разработанными основами этого процесса, сводимого
только к деятельности штатных специалистов учреждений культуры на
практике;
- необходимым разнообразием форм, методов и средств идейно-
эмоционального воздействия и однообразным сценарием проведения
праздничных программ для молодежи в учреждениях культуры, что
приводит к обратному «воспитательному воздействию на молодежную
аудиторию».
Выявленные противоречия и обнаружили проблему исследования, которая состоит в необходимости разработки теоретического и научно-методического обоснования и апробирования модели социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках на основе педагогического сопровождения творческого процесса.
Степень научной разработанности проблемы. Как научное направление учение о празднике берет свое начало в исследованиях И.М. Снегирева, в его работе «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837 г.). Изучению народной праздничной культуры посвящены многочисленные исследования представителей филологической науки (А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, И.П. Сахаров, А.В. Терещенко). В первые десятилетия XX века праздник стал предметом исследований в работах П.М. Керженцева, А.В. Луначарского, Л.И. Пиотровского, которые рассматривали его как важную форму социальной практики и жизнедеятельности народа.
Отдельные идеи развития социально-педагогической концепции праздника автор диссертации находит в педагогических трудах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской. Праздник активно изучается рядом философов, этнографов и литературоведов. Среди них отметим М.М. Бахтина, А.А. Белкина, П.Г. Богатырева, Д.С. Лихачева, В.Я. Проппа, В.И. Чичерова.
Особый интерес для нашего исследования представляют работы специалистов, в которых они рассматривали праздник с историко-этнографических позиций (Л.А. Абрамян, В.П. Даркевич, А.Н. Мазаев, Н.Ф. Некрылова, В.К. Соколова, С.А. Токарев); с режиссерско-постановочной (технологической) точки зрения (Б.П. Глан, Б.Н. Петров, А.Д. Силин, В.А. Триадский, И.М. Туманов, И.Г. Шароев); при исследовании обычаев и традиций, а также процессов формирования новых обрядов (В.П. Брудный, М.Я. Задорожная, Н.М. Занкович, Д.М. Угринович). Праздник как социально-педагогическое явление рассматривается в работах А.С. Аксенова, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.И. Мазаева, О.И. Маркова, М.А. Пола, Н.В. Семенова, Л.А. Сургинене, А.И. Чечетина. В 90-е годы появляются исследования А.В. Бенифанда, О.В. Немиро, Д.В. Тихомирова, Г.П. Черного, А.С. Шмакова, А.А. Коновича, раскрывающие теоретико-методологические основы праздника.
Праздник стал предметом исследований историков, социологов и психологов зарубежных стран (Я. Бинчак, К. Жигульский, Л. Косик, С. Крыстев, Б. Суходомский, И. Хейзинга). Решению и разработке психолого-педагогических проблем праздника способствовали педагогические исследования В.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева, Л.И. Новиковой, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, а также работы психологов К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Выготского. И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Поставленная в исследовании проблема совершенствования социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведении государственных праздников в последние годы получила определенное развитие в трудах В.Н. Гагина, А.А. Коновича, М.В. Майборода, О.И. Маркова.
При всей ценности представленных работ исследователей, потребность в теоретической разработке и практической реализации социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведениия государственного праздника становится чрезвычайно актуальной, что определило тему исследования.
Объект исследования - воспитательное воздействие государственных праздников на молодежь.
Предмет исследования - процесс социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках.
Целью исследования является изучение, обобщение и совершенствование процесса социально-культурного воспитания молодежи, ее типологизация в контексте социально-культурного пространства-времени государственного праздника и внедрение данной модели в процессе организации и проведения программ различного типа в учреждениях культуры.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
обосновать современное понимание сущности государственного праздника как важнейшего способа и формы социально-культурного воспитания молодежи, выявив культурную динамику и его воспитательное предназначение в обществе в соответствии со сложившимися рыночными отношениями;
раскрыть социально-культурные предпосылки возникновения государственного праздника;
осуществить анализ технологических основ проведения государственного праздника, произвести их генерализацию и определить их влияние на социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры, осуществить корректировку ее понятийного аппарата, набора выразительных средств, методов и приемов педагогического обеспечения;
выявить концептуальные подходы к социально-культурному воспитанию молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника в учреждениях культуры;
разработать социально-культурную программу моделирования процесса социально-культурного воспитания в учреждениях культуры молодежи в период подготовки и проведения государственных праздников;
внедрить методические рекомендации по совершенствованию социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что процесс социально-культурного воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника будет проходить эффективнее, если:
внедрить в практическую деятельность учреждений культуры научную концепцию А.Д Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в подготовке и проведении государственных праздников;
создать систему социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры в период подготовки и проведения государственных праздников;
разработать целенаправленное содержание совместной деятельности специалистов учреждений культуры и активной молодежи в процессе социально-культурного воспитания.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2011 год и состояло из трех взаимосвязанных этапов.
Первый этап (2005-2006 годы) был связан с теоретическим анализом философской, исторической, социологической, психолого-педагогической литературы, который включал изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы, посвященной проблемам социально-культурного воспитания молодежи в процессе освоения сценарно-режиссерских технологий праздника; разработку категориального аппарата исследования: определение проблемы, цели, задач, объекта, предмета и гипотезы: уточнение методического направления, подборку материала для проведения исследовательской работа с целью выявления основных направлений социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника.
Второй этап (2007-2010 годы) - разработка плана социально-педагогического эксперимента по определению процесса эффективности социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры в ходе подготовки и проведения государственного праздника. Социально-педагогический эксперимент был осуществлен в учреждениях культуры: Москвы - Дворец культуры автозавода «ЗИЛ», центр досуга молодежи «Южный» - экспериментальный и Дворец культуры Московского Метростроя - контрольный, Московской области - Дворец культуры «Родина» городского округа Химки - экспериментальный и дворец культуры города Красногорска — контрольный. Социально-педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, сравнительный и изучение причин возникновения проблемы, введение в естественный процесс подготовки и проведения праздничных программ
молодежи, занимающейся в коллективах художественной самодеятельности и клубах по интересам, любительских объединениях. Всего в социально-педагогическом эксперименте приняло участие свыше 1600 человек.
Третий этап (2010-2011 годы) - сравнительный анализ полученных результатов, обобщение, систематизация и обработка результатов диссертационного исследования; проверка эффективности исследования в процессе сопоставления исходных данных, характеризующих процесс социально-культурного воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника в экспериментальном и контрольном учреждениях культуры. Оформление результатов экспериментальной работы, подготовка к обсуждению полученных данных в форме докладов на конференциях и совещаниях, теоретических выводов и практических рекомендаций; обоснование особенностей измерения социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника в учреждениях культуры.
Методологическая основа исследования. Многомерность и многоаспектность, историко-культурная многоликость, многообразие и инвариантность содержательно-дидактического наполнения праздника как социально-культурного явления потребовали его концептуализации посредством преодоления сложившегося в специальной литературе формализма и схематизма. В поисках методологии, релевантной предмету исследования, автор диссертации остановился на целостном технологическом процессе в учреждениях культуры в период подготовки и проведения государственного праздника.
Методология исследования формировалась на основе научных идей А.И. Мазаева, Н.Ф. Некрыловой, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Коновича, О.И. Маркова, И.М. Туманова, И.Г. Шароева, которые раскрывают концептуальные подходы к подготовке и проведению государственного праздника с позиций теории, методики и организации социально-культурной деятельности.
Теоретическая основа диссертации определяется фундаментальными исследованиями в области педагогики и психологии по содержанию и функциям государственного праздника Н.М. Андрейчук, Г.А. Веденеева, С.И. Гавдис, И.В. Гужовой, Л.В. Гужовой, М.И. Дука, А.Д. Силина, В.А. Триадского, освещающих отдельные теоретические аспекты технологии воспитания молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые выявлен потенциал социально-культурного воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника в учреждениях культуры.
Раскрыта сущность социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника, которая характеризуется содержанием событийного ряда, единством в технологическом процессе учреждения культуры.
Осуществлена типологизация государственного праздника по критериальному признаку разновидности социально-культурных программ и форм их проведения.
Научно обосновано происхождение государственного праздника как социально-культурного феномена, анализируются и уточняются категориальный аппарат, конструируются понятия процесса «социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры в период подготовки и проведения государственного праздника».
Введено в научный оборот понятие «модификация творческого процесса подготовки сценария праздничной программы в учреждениях культуры», наиболее характерными признаком которой является его спектральность, что отражает сложную многоуровневую структуру социально-культурной деятельности в целом.
Научно подтверждено, что целеполагание является ведущим элементом эффективности социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника, в конкретных педагогических условиях учреждения культуры, где организационно-методические подходы обеспечивают только эффективность совокупного действия.
Введен в научный оборот новый способ «коммуникативной площадки», используемый в экспериментальных праздничных технологиях социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры.
Изучены происходящие изменения в социально-культурном воспитании молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника, обеспечивающие единство общего и особенного. Это и есть система отношений, определяющая характер переживаний особенностей действительности.
Определено, что специалисты учреждений культуры, занимающиеся социально-культурным воспитанием молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника, способны системно выстроить коммуникативно-конструктивные процедуры, адекватные предпраздничным ситуациям в соответствии с потребностями, мотивами, интересами молодежи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые теоретически разработан процесс социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры в процессе подготовки и проведения государственного праздника как общественно-политического явления.
Теоретически проанализирована воспитательная функция праздника, механизмы её реализации, сконструированы и систематизированы технологии, направленные на гармоничное сочетание форм, средств и методов в подготовке программ в учреждениях культуры посвященных государственным праздникам.
Теоретически создана модель социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственных праздников, обусловленная блочным подходом.
Раскрыты основные понятия «социально-культурное воспитание молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника».
Разработана авторская концепция социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника в учреждениях культуры, общечеловеческих и отечественных гуманистических ценностей, через формирование потребностно-мотивационной сферы личности молодого человека.
Выявлена совокупность структур деятельности технологий интенсивной подготовки и проведения государственного праздника в учреждениях культуры, обеспечивающая эффективность процесса социально-культурного воспитания молодежи, через реализацию идеи данной теории, которая подтверждает признание органического единства рационального и эмоционального в перцептивно-коммуникативном процессе.
Теоретически установлена спектральность преодоления разрыва между идеальным и реальным в государственных праздниках, что позволяет раскрыть факторы эффективности реализации модели социально-культурной деятельности в процессе самостоятельной деятельности учреждений культуры: реализации творческих стратегий на основе выбора путей и форм самовыражения и самосовершенствования генерирования идей в области воспитания личности молодого человека, стимулирования развития творческих способностей.
Практическая значимость диссертационного исследования
обеспечивается возможностью реализации результатов в научной новизне и теоретической значимости исследования, направленных на решение проблем социально-культурного воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника.
Материалы исследования, его основные положения представляют интерес и для специалистов учреждений культуры всех типов, учреждений дополнительного образования детей, а также аспирантов и преподавателей кафедр социально-культурной и культурно-досуговой деятельности вузов культуры и искусств.
Результаты исследования находят применение при подготовке и проведении районных семинаров, мастер-классов, тренинг-семинаров сценаристов-режиссеров и в процессе разработки сценариев, праздничных социально-культурных программ, праздничных проектов и корпоративных заказов.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации, ее выводы обсуждались на заседаниях кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ).
Апробация работы проводилась в процессе опытно-экспериментальной работы автора в учреждениях культуры г. Москвы и Московской области, полученные результаты уточнялись и проверялись в практической деятельности во МГУКИ и нашли отражение в публикациях, выступлениях
на различных научно-практических конференциях университета: «Науки о культуре: современный статус» (18 декабря 2006 г.; 12 декабря 2007 г.), международной конференции 17-18 мая 2007 г., «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (16 декабря 2008 г.), «Инновационные модели и проекты институтов культурного воспитания» (23 декабря 2009 г.); «Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности» (11 апреля 2010 г.) и др.
Апробация осуществлялась в чтении спецкурса «Социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры на государственном празднике» на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.
Положения, выносимые на защиту:
1. Государственный праздник является важнейшим средством
воспитательного воздействия на молодежь. Содержание социально-
культурного воспитания молодежи и содержание государственного
праздника идентичны. Наличие в каждом государственном празднике
исторического события объединяет всех организаторов и участников
политических, культурных и иных предпочтений и мобилизует их на
подготовку и проведение. Всенародное признание и любовь к
государственным праздникам способствуют сохранению и развитию лучших
традиций российской истории. Отсюда, социально-культурное воспитание
молодежи обусловлено социальной средой, желанием друзей, товарищей
участвовать в процессе подготовки и проведения государственных
праздников.
2. Государственный праздник в учреждениях культуры реализуется по
законам науки, искусства, коммуникативной культуры, где сценарист и
режиссер совместно с большим активом участников художественной
самодеятельности, любительских объединений, клубов по интересам создают
праздничные программы. Весь процесс от разработки плановой идеи по
организации до творческого замысла и его реализации в праздничном
действии обеспечивает социально-культурное воспитание молодежи.
Эффективность воспитания молодежи в период подготовки и проведения
государственных праздников обеспечивает тесное творческое содружество
всех институтов воспитания государства и общества.
3. Социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях
культуры на государственных праздниках основано на общих законах
воспитания и педагогической деятельности, кроме этого заразительность,
сила сопереживаний в празднике способствуют появлению стремления к
коллективным действиям. Эти действия, отражая взгляды, чувства молодежи,
связанные с идейной и эмоциональной направленностью государственных
праздников, становятся своеобразным барометром, определяющим степень
социально-психологического единения аудитории в учреждениях культуры.
Все это позволяет судить о тождественности воззрений и представлений,
переживаний молодежи различных социальных слоев.
Этот процесс характеризуется глубокой приобщенностью к отечественным ценностям, традиционным моральным и деловым подходом к деятельности и ответственным поведением молодежи в условиях учреждения культуры. Отсюда социально-культурное воспитание молодежи на государственных праздниках базируется на убеждениях, внушении, подражании, заражении, объединяя участников и зрителей вокруг единых целей и задач. Поэтому специфика государственных праздников - в гармонии восприятия в них общественного и личного, едином отношении к праздничному событию, что является предпосылкой для образования общественного сознания, благоприятной почвой для социально-культурного воспитательного воздействия.
-
Эффективность социально-культурного воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственных праздников зависит от общего настроения, убеждений, интересов участников праздника. Сам факт причастности молодого человека к праздничному событию - это участие в жизни общества, интерес к происходящему, потребность наиболее полно осознать свое значение и роль в жизни социума. Другая особенность государственных праздников состоит в том, чтобы вызвать стремление к широкому общению, которое предполагает наличие всех способов взаимодействия молодежи, что способствует концентрации чувств, рождает эмоциональную общность, формирует общность характера. При этом яркое художественное оформление праздника создает праздничную атмосферу, помогая воздействию социально-психологических механизмов, обеспечивающих социально-культурное воспитание самих участников и зрителей, объединенных единой целью, едиными идеями праздника.
-
Социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры на основе государственных праздников включает в себя организацию обрядов, ритуалов, церемониалов, которые требуют соответствующих технологий подготовки и проведения. Поскольку государственный праздник – это кульминационный момент в жизни общества, то он имеет свою стадию развития. По вертикали эту стадию развития обеспечивают средства массовой информации и особенно телевидение. А по горизонтали кульминационный момент обеспечивают специалисты учреждений культуры и их актив в форме обрядов, ритуалов, церемониалов, что обуславливает живое социально-культурное воспитание молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника.
Структура диссертации. Поставленные в исследовании цель и задачи ее достижения определили логику выстраивания материала, его структуру, представленную введением, двумя главами, шестью параграфами, заключением и списком литературы.