Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры 18
1. Понятие «общественные интересы молодого человека».. 18
2. Понятие «организационно-педагогические условия деятельности учреждений культуры» 40
3. Молодежная аудитория учреждения культуры - объект исследования 62
Глава II. Совершенствование организационно- педагогических условий воспитания общественных интересов молодежи в учреждениях культуры 85
1. Совершенствование организационных условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры 85
2. Совершенствование педагогических условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры 113
3. Организационные и педагогические условия как единый технологический процесс воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры 134
Заключение 155
Список литературы 163
Приложения 185
- Понятие «общественные интересы молодого человека»..
- Молодежная аудитория учреждения культуры - объект исследования
- Совершенствование организационных условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры
- Организационные и педагогические условия как единый технологический процесс воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена многочисленными проблемами воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры. Одной из причин осложняющих этот процесс является высокий уровень популярности у молодёжи культурно- развлекательных программ, среди которых молодежь привлекают, прежде всего, демократичные, красочные шоу-программы с отсутствием представленных в них серьезной тематики и сюжетов, а присутствие звёзд шоу-бизнеса на программе, как в качестве ведущих, так и гостей, вызывает повышенный интерес. Стремление создать как можно большее количество культурно-развлекательных программ в учреждениях культуры и увлечь тем самым молодежь не способствует воспитанию общественных интересов, развитию самосознания, отражающего личностное мировосприятие, переживания, уровень удовлетворенности молодого человека своим положением и жизнью в целом.
Поскольку современная жизнь молодежи самоидентифицируется с помощью набора мифотворческих средств - это массмедиа, кино, сценическое искусство, массовая литература, формирующие в совокупности представления человека об окружающем его мире, то воспитание общественных интересов в рыночных отношениях требует тонкого профессионализма специалистов учреждений культуры.
Возрастание возможностей социально-культурных средств воздействия на молодежь породило разделение на тех, кто производит информацию, и тех, кто ее потребляет. И если прежде в процессе познания мира молодой человек опирался на официальные способы получения информации, то в настоящее время речь идет о собственных коммуникативных средствах. В подобной ситуации, естественно, воспитываются определенные отношения, в том числе общественного характера.
Отказ государства от своих традиционных культурно- просветительских, образовательных и социальных функций, передача этих функций, соответствующих прав и ответственности общественным организациям, частным предпринимателям, зарубежным институтам, фирмам и т.п., а также передача контроля за деятельностью этих новых образований привели к отрицательным результатам. Прежде всего, к быстрой утрате самих этих культурных ценностей и завоеваний, к девальвации их в сознании молодежи, деинтеллектуализации новых поколений, замене в их сознании подлинных ценностей мнимыми. По существу, выросло целое поколение молодых людей, частично или полностью лишенное социально-культурных корней, оторванное от живой, питательной среды национальной культуры, место которой заполнено и продолжает заполняться инородными образцами эрзац-культуры.
Учреждения культуры, осуществляя непосредственную связь с молодежью, являются важнейшим фактором влияния на ее сознание, обеспечивая условия воспитания общественных интересов, через решение конкретных общественно-значимых задач.
Следовательно, возникает необходимость научного осмысления организационно-педагогических условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры на основе новых подходов.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в воспитании у молодежи общественных интересов в учреждениях культуры и отсутствием на практике механизмов, вырабатывающих общественные взгляды, оценки, интересы у молодежи в условиях рыночных отношений.
Степень разработанности проблемы. - В каждой сфере жизнедеятельности любого общества предполагается наличие системы воспитательного воздействия на молодежь.
Сущность и природа социализации человека анализировались рядом отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов. Наиболее ярко освещались в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.П. Буевой, С.С. Батенина, Т.Н. Заславской, Ю.А. Зубок, С.П. Иваненкова, С.Н. Иконниковой, А.И. Ковалевой, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, A.A. Мальцева, A.B. Мудрика, К. Рубчевского, Л.В. Сохань, Н. Смелзера, Ж.Т. Тощенко, В.И. Чупрова и др.
Феномен «воспитание» достаточно полно раскрыт в зарубеленой и отечественной педагогике (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко и др.). Значительный вклад в разработку проблем методологии воспитания как общественного явления внесли исследования Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Н.К. Гончарова, Л.Ю. Гордина, Л.В. Занкова, Б.П. Есипова, Б.Т. Лихачева, И.Я. Лернера, Э.И. Моносзона, A.B. Мудрика, И.Т. Огородникова, В.А. Сухомлинского, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. В исследованиях этих авторов подчеркивается мысль о возрастании роли и значении воспитания молодежи. Все они сходятся к мысли, что воспитание молодежи связано с тенденцией возрастания роли субъективного фактора в процессе исторического развития.
Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной социально-культурной деятельности. Социально- культурные проблемы молодёжи представлены в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.
Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли А.Л. Аксимова, Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, A.A. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада.
К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, B.C. Садовская и др.), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, A.B. Петровский и
др.)-
Основные позиции исследования данной темы диссертации потребовали проработки теоретических положений: о сущности, структуре, организационно-педагогических условиях (Т.И. Заславская, В.Н. Иванов, Р.В. Рывкипа, Ж.Т. Тощенко).
В научном анализе теории социально-культурной деятельности автор диссертации опиралась на научные труды М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, J1.C. Жарковой, A.A. Коновича, A.C. Каргина, Ю.Д. Красильникова, B.C. Садовской, Т.К. Солодухиной, В.И. Солодухина, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.И. Хоменко, В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко.
Позитивно оценивая научные труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов в разработке пограничных аспектов данной проблемы, следует подчеркнуть, что ещё не было специального диссертационного исследования на тему «Организационно-педагогические условия воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры».
Объект исследования - молодые посетители социально-культурных программ, участники художественной самодеятельности, члены клубов по интересам любительских объединений в учреждениях культуры.
Пред1мет исследования - процесс реализации организационно- педагогических условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры.
Цель исследования состоит в разработке, апробации и внедрении научной концепции организационно-педагогических условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач: раскры I ь понятие «организационно-педагогические условия воспитания ишересов у молодежи»;
теоретически обосновать процесс воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры;
- выявить основные направления совершенствования организационно- педагогических условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры;
- создать концептуальную модель организационно-педагогических условий восппгания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры;
разрабсмать, апробировать и внедрить научно-методические рекомендации по внедрению модели организационно-педагогических условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что организационно-педагогические условия оказывают прямое и опосредованное воздействие на воспитание общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры.
Эффективность данного процесса будет значительно выше, если специалисты будут действовать на основе научной концепции профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.
Эта концепция прежде всего ориентирует на необходимость видения смысла человеческой жизни, истинные ценности жизни, которые организуют взаимодействие специалистов и молодежи в учреждениях культуры.
В целях гармонии профессионального мастерства специалистам следует овладеть единым технологическим процессом в учреждениях культуры как комплексом планируемых взаимосвязанных элементов, направленных на решение конкретных педагогических задач посредством родовых методов культурно-досуговой деятельности, драматургического метода монтажа и режиссерских методов театрализации, иллюстрирования и игры.
Мегодоло: пческой основой создания организационно-педагогических условий воспшания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры выступает методология феноменологического анализа социогрупповых явлений (П. Бергера, Т. Лукмана, А. Щюца), ее смысл состоит в исследовании процессов молодежной аудитории, ее окружения в культурно-досуговом пространстве.
Теоретическую основу исследования составили: теория деятельности (А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, Н.Ф. Талызина); психологическая теория личности (А.Г Лсмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов), теория педаго! ического процесса как творчества (М.В. Аверьянов, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, Я.А. Пономарев), теория воспитательного воздействия (И.М. Чередов, A.A. Кирсанов, Г.А. Захаров); теория кулы урно-досуговой деятельности строилась: на идее взаимодействия ценностно-смысловой сферы личности (Л.И. Божович, A.A. Леонтьев, М.С. Яницкий) и на технологическом процессе в учреждениях культуры (А.Л Жарков), опосредованной технологическими средствами (Дактум) и выражающей отношение к ней субъекта (модальность), развиваемых и развивающихся в процессе деятельности врожденных свойств личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), социально-культурная теория молодежи как важнейшая содержательная компонента мо iодежной субкультуры, включающая общественное сознание и степень воспитания общественных интересов.
Mei оды исследования. В диссертации использованы различные методы, адекватные цели и поставленным задачам. Опираясь на общенаучные методы познания (анализ, систематизация теоретических данных), статистические методы (моделирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов, изучение текущих материалов, обобщение, сравнительный анализ и синтез полученных данных), была проведена опытно-экспериментальная работа, построенная на научных теориях и гипотезе исследования. Велось наблюдение за подготовленное 1ью к практической деятельности специалистов в учреждениях к>льтуры и эффективностью их деятельности по воспитанию общественных интересов у молодежи.
Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и их последующая обработка в ходе педагогического эксперимента и особенно во время проведения формирующего этапа эксперимента, что потребовало введения целого комплекса вышеуказанных методов.
Комплексность исследования позволила выяснить исходное состояние организационно-педагогических условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры, определить общие и частные характеристики обследуемого объекта. Экспериментом было охвачено свыше 1250 человек — посетителей и постоянных участников коллективов учреждений культуры города Москвы и Московской области. По объектам в Москве: в Центре досуга и творчества молодёжи «Россия» - 300 человек, в Доме культуры «Рублёво» 250 человек. В Московской области - в Красногорском Дворце культуры - 400 человек, во Дворце культуры «Родина» г. Химки - 300 человек.
Базы исследования. Экспериментальная база - Центр досуга и творчества молодёжи «Россия» г. Москвы. Контрольная база - Дом культуры «Рублёво» г. Москвы. В Московской области: Дом культуры «Родина» г. Химки - экспериментальная база, Красногорский городской Дворец культуры - контрольная база.
Организации и этапы исследования. Исследование проводилось в течение пяги лет в три этапа, с 2004 по 2009 годы.
На первом этапе исследования (2004-2009 гг.) изучалось состояние проблемы в философской, социальной, психолого-педагогической, социально-кулыурной, социологической литературе. Определялся общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования. Разрабатывалась теория организационно-педагогических условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры.
На втором этапе исследования (2005-2007 гг.) осваивалась научная концепция А.Д. Жаркова и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению инновационных культурно-досуговых технологий воспитательного воздействия на воспитание у молодежи общественных интересов в учреждениях культуры на основе оптимальных организационно- педагогических условий.
Был проведен социально-педагогический эксперимент, целью которого стало выяснение влияния оптимальных организационно-педагогических условий на воспитание общественных интересов у молодежи, что позволило разработать педагогическую модель, определить показатели эффективности инновационных культурно-досуговых технологий, построенных на взаимодействии педагогических средств и воздействии родовых методов культурно-досуговой деятельности. Проводилась организационная работа по подготовке и проведению экспериментальных программ, отбор активистов, исполнителей, участников клубов по интересам и любительских объединений, участников художественной самодеятельности. Дальнейший ход исследования проходил на основе внедрения технологического процесса в деятельность учреждений культуры по воспитанию общественных интересов у молодежи.
Педагогическое наблюдение за участниками эксперимента осуществлялось как в буднг?е дни, так и во время праздников. Постоянными посетителями экспериментальных программ стали члены клубов по интересам, члены любительских коллективов, неформальных объединений, участники коллективов художественной самодеятельности.
Целью эксперимента стало внедрение научного подхода к процессу создания организационно-педагогических условии воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры. Разработанные автором диссертации технологии были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий, препятствующих повышению эффективности организационно-
педагогических условий в воспитании общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры. В ходе эксперимента проходили: организационная корректировка и педагогическая регуляция по выявлению общественно- значимых мотивов деятельности молодого человека в учреждениях культуры ,их соотнесенности с личными. Общая цель, общие задачи расчленялись на частные, при которых создавались условия для воспитания общественных интересов.
На третьем этапе исследования (2008-2009 гг.) проводились анализ и обобщение полученных фактологических данных. Разрабатывалась модель организационно-педагогических условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры через инновационные культурно-досуговые программы и нахождение решений, которые позволили вызвать внимание, поддержать, улучшить, развить и воспитать общественный ишерес. Э~о потребовало поиска взаимосвязи общих и специальных компонентов, их взаимодействия с различными формами деятельности учреждений культуры в едином, целостном технологическом процессе воздействия на молодежь.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
впервые разработано содержание понятия «организационно- педагогические условия воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры», в основе которого лежит педагогическая аксиология развития мотивации у членов любительских объединений, клубов по интересам, участников коллективов художественной самодеятельности, посетителей массовых культурно-досуговых программ;
- раскрыто взаимодействие различных организационно-педагогических условий с использованием личностных ресурсов специалистов учреждений культуры, которые являются субъектами совершенствования процесса воспитательного воздействия на воспитание общественных интересов молодежи в учреждениях культуры посредством координации, интерпретации смысловых действий, демонстрации отношения к миру, обществу, региону, социуму, коллективу, к себе;
научно обосновано позитивное воспитательное воздействие молодежных культурно-досуговых программ на постоянных посетителей учреждений культуры: членов любительских объединений, клубов по интересам, участников коллективов художественной самодеятельности, неформальных объединений, реальную и потенциальную и, что особенно важно, на разнохарактерную молодежную аудиторию;
доказано, что организационно-педагогические условия воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры оптимальны, если все компонент ы внутренне детерминированы требованиями, внешними обстоятельствами, идеями, событиями времени и формами времени, происходит выбор мотивов на основе переосмысления и переоценки ценностей, несущих в себе гуманистическое начало, требующих положительного отношения к ним;
выявлен и экспериментально подтвержден ранжир организационно- педагогических условий, оказывающих влияние на воспитание общественных интересов у молодежи, полученных знаний, умений и навыков в учреждениях культуры, общественной деятельности на основе личностно-ориентированных категорий: любви к своей стране, добру, истине, уважения к сложившимся традициям, посредством увеличения значимости оценочно-смыслового содержания, за счет использования инновационных культурно-досуговых технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию социально- культурной деятельности за счет систематизации построения целостного технологического процесса в учреждениях культуры, воздействующего на сознание молодого человека, ориентирующегося в жизни страны, способного инициативно и плодотворно участвовать в общественно- значимых акциях.
Воспитание общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры теоретически происходит по педагогическим закономерностям, которые представляют собой организационную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих педагогические условия. Это главный структурно-содержательный механизм воспитания общественных интересов в учреждениях культуры Москвы и Московской области, раскрывающий целостность оптимальных организационно-педагогических условий.
Разработана модель организационно-педагогических условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры, которая функционирует на предпосылках оценочно-прогностического, мотивационного и коммуникативного компонентов, определяемых общественной связью и общественной зависимостью, двигаясь через противоречия к реальным общественным поручениям.
Раскрыты функции организационно-педагогических условий при воспитании общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры, оптимизирующие соотношение содержания, форм, методов, выразительных средств, стиля, жанра, сценографии, режиссерско-драматургических компонентов как важнейших детерминантов инновационных культурно- досуговых технологий, внешнего воздействия на социальную аудиторию.
Теоретически раскрыты организационно-педагогические условия свободной деятельности молодежи в учреждениях культуры по воспитанию общественных интересов на основе смены форм деятельности, отличающихся по содержанию от трудовой деятельности на интегративной схеме сохранения регионально-национальных традиций общественной жизни. Были выявлены доминирующие, синтетические, инновационные факторы, которые реализуются поочередно, автономно друг от друга и в совокупности в целостном технологическом процессе, с учетом свободного выбора форм и методов проведения досуга. Доказана необходимость, неразрывность функциональных связей, которые определяют внутреннее единство организационно-педагогических условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры, где на смену типичному и необходимому для трудовой деятельности рационализму приходит открытое проявление социальных ролей, отношений, действий, проблем личности молодого как носителя культурных качеств, культурного пространства.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
материалы, полученные в ходе исследования, были использованы при подготовке ряда молодежных целевых программ в Центре досуга и творчества молодежи «Россия» г. Москвы и Дворце культуры «Родина» г. Химки Московской области, определяющих перспективное направление воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры;
научные результаты диссертационного исследования используются при чтении дисциплин: «Культурно-досуговая деятельность», «Технология культурно-досуговых программ», «Патриотическое воспитание» на кафедрах культурно-досуговой и социально-культурной деятельности в Московском государственном университете культуры и искусств;
материалы диссертации могут использоваться во всех типах учреждений культуры Москвы и Московской области.
Достоверность исследования определяется его организацией, объектами, источниковой и эмпирической базами, реальными проектами культурно-досуговых программ, осуществлённых на сценах экспериментальных учреждений культуры: Центра досуга и творчества «Россия» г. Москвы и Дворца культуры «Родина» г. Химки Московской области.
В диссертации используются материалы наблюдений автора на культурно-досуговых программах, осуществляющих воспитание общественных интересов у молодежи.
Достоверность исследования подтверждается репрезентативностью полученных результатов социологического опроса, интервью, бесед и актами о внедрении.
Апробация основных результатов исследования осуществляется в следующих формах:
выступлениях автора на международных, российских, региональных межвузовских конференциях: второй международной научно-практической конференции «Науки о культуре: актуальные проблемы» (Москва, 2004); третьей международной научно-практической конференции «Науки о культуре: актуальные проблемы» (Москва, 2005); международном «круглом столе» «75 лет творчества и созидания: наука, культура, образование XXI века» (Москва, 2 декабря, 2005); межвузовской конференции «Воспитательные проблемы в учреждениях культурно-досугового типа (Москва, 2007); международной научно-практической конференции молодых ученых «Науки о культуре: современные концепции и традиции» (Москва, 25-26 декабря 2007); восьмой международной научно- практической конференции «Инновационные технологии обучения в учреждениях культурно-досугового типа» (Москва, 2008); международной научно-практической конференции «Культурная политика в условиях модернизации Российского общества» (Москва, 20-21 ноября 2008);
публикациях статей и тезисов (см. список авторских публикаций с указанием объема в конце автореферата);
преподавании курса «Технология культурно-досуговых программ» на кафедре культурно-досуговой деятельности в Московском государственном университете культуры и искусств.
Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурно-досуговой деятельности МГУКИ 19 июня 2009г. (протокол №5).
Положения, выносимые на защиту:
1. В стабильном обществе трансляция ценностных ориентаций устойчива, воспроизводство его в основных параметрах удовлетворяет большую часть молодежи, опыт общества востребован. Деятельность учреждений культуры находится в прямой зависимости от общественных отношений и воспитание общественных интересов у молодежи теснейшим образом связано с активностью и инициативностью, ответственностью как «личностный механизм реализации необходимости», «превращения внешней необходимости ро внутреннюю детерминанту». Это особенно сложно реализовать в молодежной аудитории, где интересы, потребности, мотивы в зависимости от пола, возраста, образования чрезвычайно разнообразны. С появлением в рыночных отношениях целого спектра не имеющих в прошлом аналогов учреждений культуры и организаций досуга довольно прочно и эффективно заполняющих образовавшиеся ниши в общественных ценностях и под влиянием различных факторов: социально- экономических, социально-политических, социально-культурных, возрастает интерес к молодежи, к идее возрождения национальных культур и субкультур.
Общественный интерес как одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете, в учреждениях культуры проявляется не только в познавании, общении, творчестве, креативности, участии в социально- ценностных акциях. Воспитание общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры носит взаимопреобразующий характер, протекающий в интерактивном поле «человек - среда», что позволяет улавливать тенденции развития объективно складывающихся локальных социально-культурных ситуаций. Поэтому воспитание общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры позволяет выстраивать перцептивно-коммуникативные процедуры адекватные социально- культурным ситуациям, в которых функционирует единый технологический процесс. Целостный технологический процесс в учреждении культуры — это комплекс взаимозависимостей, который вбирает в себя непосредственный диалог личности с субъектами социально-культурной деятельности.
Организационно-педагогические условия в деятельности учреждений культуры по воспитанию общественных интересов у молодежи позволяют совершать социально-культурные поступки в соответствии с общественными потребностями, интересами, так и их дифференциации в технологическом процессе.
Ведущим организационно-педагогическим условием воспитания общественных интересов является обеспечение адресности и содержания для молодежи во всех видах деятельности учреждений культуры с учетом запросов различных категорий молодежи. Это позволяет расширить у молодого человека объем педагогических знаний о сущности социально- культурной деятельности, которые проявляются на основе намерений личности и в связи с этим зачастую отражают результаты, которые находятся в процессе постановки и реализации как ближайших целей, так и ее мотивов при осуществлении социально-культурной деятельности.
Эффективность деятельности учреждений культуры в воспитании общественных интересов у молодежи требует встречного движения обратных связей, организованного получения информации о ходе процесса и его результатах. Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой возникновения педагогической мысли. Организационно-педагогическими условиями здесь становятся: содержание, структурирование в соответствии с целями воспитания общественных интересов, организующих усвоение содержания. Организационные условия предполагают включение участников в творческую деятельность; совместное планирование субъектов и объектов, необходимых для движения к намеченной цели; ориентацию на смысловую сторону деятельности; закономерную перестройку исходных взаимодействий.
Различие картин образного восприятия социальной действительности, при соблюдении этических норм-правил, активного распространения личностью молодого человека как коммуникатора социальной информации для конкретной аудитории учреждения культуры, развивается в рамках организаторской, исполнительской, педагогической деятельности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Понятие «общественные интересы молодого человека»..
Проблемами воспитания молодежи занимаются многие ученые. В трудах большинства авторов подчеркивается мысль о возрастании роли и значении воспитания молодежи. Они считают, что это связано с тенденцией возрастания роли субъективного в процессе исторического развития.
Интерес к проблемам молодёжи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной социально-культурной деятельности. Социально-культурные проблемы молодёжи представлены в исследованиях С.И. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.
Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли А.Л. Аксимова, Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, A.A. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (Л.И. Беляева, B.C. Садовская), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, A.B. Петровский и др.).
В научном анализе теории социально-культурной деятельности диссертантка опиралась па научные труды А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В .Я. Суртаева, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко.
Проведенный нами опрос в учреждениях культуры Москвы и Московской области показал, что в шкале ценностных суждений, предложенных до и после социально-культурных программ среди молодых людей от 25 до 35 лет общественные интересы заняли последнее место (эти интересы привлекают лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из опрошенных (25,5%) готовы жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в тоже время почти половина выборки (47,5%) полагает, что в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде.
В современный период существует целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодежной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен - «неформалов») продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодежным проблемам или попытками решать их административными методами . Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодежь требует и чем вызваны подобные требования.
Актуально рассмотреть причины появления и родовым особенностям молодежных организаций, их роли в процессе социализации молодежи и влиянию образуемых ими субкультур на формирование мировоззрения будущего члена общества.
Прежде всего, давайте уточним некоторые структурные понятия связанные с общественными интересами, одним из которых является «Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека», включающая также «отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции»2. Мировоззрение играет решающую роль в отношении молодого человека к миру. Определяющим признаком мировоззрения являются не знания сами по себе, а выработка на основе этих знаний отношения к миру. Глубина же знаний, их характер, определяют научность или ненаучность мировоззрения, его полноту или ограниченность и т.д. Следовательно, мировоззрение выступает как часть ценностного отношения к миру, как система принципов этого отношения.
Неотъемлемый компонент мировоззрения - убеждения, существенная черта которых - приверженность идее, которую человек признает справедливой и правильной. Например, К. Маркс писал, что идеи, которые овладевают мыслью, «подчиняют себе наши убеждения», к ним «разум приковывает нашу совесть, - это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца...» .
Характер мировоззрения определяется в конечном счете уровнем общественного развития, состоянием науки, просвещения. Решающим условием развития мировоззрения (кстати, оно может формироваться стихийно или целенаправленно) человека является его активное участие в жизни общества.
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы . Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации - усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
В основе интереса лежат потребности молодого человека, в свою очередь определяющиеся общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни.
В психологическом словаре интерес (от латинского — имеет значение, важно), т.е. отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интересов связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное формирование интересов имеет важное значение в процессе воспитания и обучения. Содержание интереса - это те объекты, на которые он направлен на технику, историю, музыку и т.д. По содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: как высокие, благородные, направленные на высокоценное для общества, или как мелкие, обывательские, связанные с удовлетворением только личных потребностей. Развитие личности молодого человека предполагает большую широту и разносторонность интересов, направленность их на различные объекты, при наличии основного. Бывает когда молодой человек поверхностно интересуется всем, а по сути дела, ничем по-настоящему. Устойчивые интересы играют существенную роль в жизни и деятельности молодого человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности. Неустойчивые интересы носят характер кратковременного явления, быстро возникающего и быстро угасающего. Различают прямые (непосредственные) и косвенные (опосредствованные) интересы. Прямые вызываются самим содержанием знаний или деятельности, на которые они направлены. Косвенные интересы вызываются не содержанием объекта, к которому проявляется интерес, а тем значением, которое этот объект имеет для познания другого объекта, непосредственно интересующего молодого человека.
Молодежная аудитория учреждения культуры - объект исследования
Для нормальной жизнедеятельности личности молодого человека в коллективах учреждения культуры или стабильной аудитории в качестве активиста, осуществляется перемена деятельности по всем выше перечисленным «измерениям».
Основными элементами деятельности учреждения культуры, обеспечивающими воспитание общественных интересов является единство социализации и самореализации, в соответствующих организационно- педагогических условиях.
Организационные условия - часть воспитательного процесса, обеспечивающие планирование, управление и контроль, основу которых составляет педагогическое воздействие, содержащее в себе педагогическую цель, адекватное ей содержание и способы их достижения в учреждении культуры.
Педагогические условия - это преобразующая составляющая воспитательного процесса, которая обеспечивается профессиональными с глубоким пониманием современных требований к достижению продуктивных результатов «возделывания» общественных интересов в учреждениях культуры. Организационно-педагогические условия содержат в себе педагогическую цель, адекватную ей содержанию и способам учебно- творческой деятельности для её достижения. Помимо отдельных процессов предметной деятельности в узком их смысле относительно конкретных педагогических целей и задач необходимо иметь в виду и их интегративное проявление относительно каждой личности молодого человека. Основоположник деятельностного С.А. Рубинштейн писал, что «Величие человека, его активность проявляются не только в деянии, но и в созерцании, в умении правильно постичь и правильно отнестись ко Вселенной, к миру, к бытию» .
Следовательно, организационно-педагогические условия — это воспитательное воздействие и взаимодействие в коллективе которое создается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Коллектив, как педагогическая организация является средством введения молодежь в жизнь общества. Педагогически организованный коллектив создает возможности для формирования общественно ценной сущности личности и яркой индивидуальности.
Идея деятельностного опосредования межличностных отношений в группе включает: содержание деятельности коллектива, ее значимые цели и ценности, опосредующие межличностные отношения. Концепция берет начало от макаренковского понимания «...коллектива как группы людей, объединенной общественно значимыми целями деятельности...» . A.C. Макаренко различал стадии развития коллектива в зависимости от степени социальной ценности его целей, общественного интереса, содержания труда и отношений, уровня дисциплины, организованности деятельности и межличностных отношений. В концепции предпринята попытка рассмотрения педагогической теории коллектива сквозь призму проблем межличностных отношений, психологической совместимости членов группы, группового климата, общения, взаимоотношений лидера, типологии групп.
Воспитательный коллективное учреждения культуры не просто группа, а педагогически организованная система воспитания общественных интересов. A.C. Макаренко считал, что коллектив обладает органами самоуправления и координирования, уполномоченными представлять интересы всех членов и общества; объединяет общей целью и организацией труда. Он неразрывно связан с другими, прежде всего трудовыми коллективами нашей страны.
В процессе общественной жизни молодые люди вступают в такие взаимоотношения, которые требуют от каждого проявления коллективистических качеств. Чтобы воспитывать коллективизм, надо систематически упражняться в коллективной жизни и деятельности. Педагогический процесс необходимо сделать процессом глубоко содержательной гуманистической организации всей жизни в коллективе на общественном интересе.
Поэтому, выполняя свою роль по «обслуживанию» посетителей учреждения культуры вместе с тем остается, как правило, субъектом и автором произведенных им духовных ценностей. При всей относительности свободы интеллигентского труда, всегда сохраняется принцип творчества нового, приращения знания. Ведь чтобы быть, а не только слыть специалистом учреждения культуры, мало уметь теоретически «оформлять» мысли о самом себе, создавать социально-культурные и культурно- досуговые программы. Надо также обладать умением, теоретической (понятийной) или духовно-практической (художественно-образной) способностью выражать всеобщность общественных интересов, отношений, связей. Для этого действительно надо знать больше и мыслить лучше, чем другие, выработать личное - общественно значимое! - отношение к проблемам своего времени, обладать повышенной чувствительностью и умением откликаться на нужды простых людей. Тогда и результаты труда будут иметь поистине общественное и общечеловеческое значение. Если данный критерий посчитать завышенным или не строго обязательным, будет стираться, размываться различие между общественно богатым и бедным живым трудом (включая и репродуктивную деятельность, которая тоже может быть выполнена творчески и не творчески).
Таким образом, автор диссертации рассматривает общественные интересы как совокупность ценностных ориентации, взглядов, идей, мыслей, реализуемых в оптимальных организационно-педагогических условиях учреждений культуры, где субъектами и объектами в целенаправленном технологическом процессе являются молодые люди 2035 лет. Воспитание у них общественных интересов в современных условиях - это новая система координат социально-культурного мира, без которой молодой человек может утратить способность действовать целенаправленно и последовательно в интересах общества. Здесь чрезвычайно важными являются умение субъектов учреждений культуры определить содержание духовных потребностей молодых людей; характер и направленность их ценностных ориентации; специфику инициатив молодежи, проживающей в социуме учреждения культуры, степень ее активности в реализации и удовлетворении собственных духовных потребностей и интересов.
Исследование показало, что важнейшим организационно- педагогическим условием является готовность многочисленных групп молодежи и отдельны;, индивидов к активному участию в культурной жизни своего социума. Здесь обнаруживаются взаимосвязи, взаимопереходы между внутренней, психической, и внешней, физической, деятельностью молодых людей, направленной на их адаптацию в учреждениях культуры. В связи с этим поведение молодежи оказывается весьма показательным критерием для изучения общих проблем воспитания, таких, как проблемы деятельности, жизненного значения досуга, его ориентирующей и регулирующей роли в воспитании общественных интересов у молодежи.
Совершенствование организационных условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры
Деятельность учреждения культуры и ее улучшение зависит не только от умелой организации, но и от педагогических условий. Первое педагогическое условие состоит в том, чтобы деятельность молодых людей в учреждениях культуры основывалось на добровольности, на личной инициативе, на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии поведения. Другое педагогическое условие требует содержательности всех форм, в каких участвуют молодые люди или в предметной деятельности. Реализуя цель развития общественных интересов, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях учреждения культуры, род деятельности молодых людей. Поэтому учреждениям культуры следует переходить от регламентированных действий, где развитие и обогащение личности носят не только добровольный характер.
В этих условиях нельзя не учитывать общих психологических особенностей современного молодого человека, проявляющихся в его общественной деятельности. Поэтому нельзя от общих методов педагогических воздействий на личность молодого человека переходить к воздействию на каждую личность в отдельности и группу, коллектив, нестабильную аудиторию и различные социальные общности, посещающие учреждение культуры. Следует добиваться, чтобы учреждения культуры стали посредником между личностью и обществом.
Все эти педагогические условия нужно учитывать в совершенствовании деятельности учреждений культуры среди молодежи.
Потребности в учреждениях культуры имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребность, что порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать личность молодого человека. Поэтому педагогические условия предполагают переход от простых форм деятельности ко все более сложным, от пассивного отдыха - к активному, от удовлетворения социальных к культурным стремлениям, от физических форм рекреации - к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей к творчеству, от личного интереса - к корпоративному, от корпоративного интереса к общественному.
Когда меняется социальное положение молодого человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга, который обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня.
Структура личности молодого человека состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.
Проведенное нами исследование показывает, что наиболее эффективным организационно-педагогическим условием воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры является праздник. По своему содержанию и эмоциональному воздействию праздник, оказывает наиболее эффективное воспитание общественных интересов у молодежи.
Праздник - это массовая форма культурно-досуговой деятельности, которая создает оптимальные организационно-педагогические условия для воспитания общественных интересов у огромного числа молодых людей по всей стране, особенно в дни государственных праздников.
Теория праздника разработана глубоко и всесторонне. До сих пор не утихают споры относительно эстетической самостоятельности праздника: является ли она новой музой или же соединяет на подмостках произведения разных видов искусства. Сложной проблемой выглядит соотношение авторского и исполнительского начал на шоу-сцене. Известно, что особенности зрительского восприятия представления нередко приводят к отождествлению этих двух фигур: артист нам кажется автором исполняемых им произведений, причем даже в тех случаях, когда мы заранее знаем, что это не так. Способны поставить в тупик даже самого искушенного в эстетических вопросах человека проблемы классификации разновидностей и жанров праздника, ее границ с музыкальным театром, цирком и т.д. Наряду с этими - эстетическими и, психологическими - проблемами теории весьма актуальными выглядят сегодня вопросы общественного функционирования праздника . Десятилетие демократического развития России внесло решительные перемены в бытование праздника, в особенности музыкальных его разновидностей. Появление и широкое распространение таких технических средств, как приборы лазерного цветового эффекта, дымовые завесы, стереозвучание оказались могучим ускорителем в деле распространения произведений праздничных программ .
Современные телевизионные средства распространения программ совершили подлинный переворот не только в характере функционирования праздника, создав предпосылки для преимущественного развития одних жанров перед другими, но и в бытовании художественной культуры в целом. В нынешних условиях произведения искусства (или, как их нередко именуют в социологических трудах, «художественный продукт») функционируют («потребляются») в основном в форме технических репродукций. Эстетики и критики справедливо пишут о том, что в подобных условиях теряется значительная часть художественных достоинств каждого произведения, однако компенсацией этих потерь становится небывалая широта распространения и удобство «потребления» продуктов культуры.
Характерно, что технические средства оказались в наиболее тесном альянсе с теми видами искусства, и которые изначально рассчитаны на массовую аудиторию. В связи с этим обстоятельством некоторые искусства, и без того не обиженные широтой распространения их произведений, обрели еще большие, фактически безграничные возможности. Среди них следует назвать кинематограф, получивший себе в помощь телеэкран и видеомагнитофонную технику, а также, шоу-искусство, которое пользуется услугами не только названных средств, но еще и грамзаписи, радио, всех разновидностей магнитофонов" .
Современная социокультурная ситуация в стране определяет своеобразие положения разных видов искусства в наши дни. Не посягая на принцип эстетического равенства всех родов художественного творчества, следует признать, что наиболее массовые по способу функционирования виды искусства получают возможность более активного участия в процессе социальной регуляции, чем характеризуется жизнь художественной культуры в целом .
Важным фактором, который оказывает существенное влияние на функционирование современного праздника, является общественное отношение к развлекательной функции искусства в нашей стране. Оно стремительно меняется в последние годы. От поры, когда самый термин этот - развлекательность - звучал бранно, до времени серьезного внимания к стоящим за ним проблемам, прошло совсем немного лет. Своеобразный «комплекс неполноценности», который прежде преследовал шоу-искусство, в нынешних условиях потерял основания: развлечение публики, заполнение ее досуга стало восприниматься как выполнение важной идеологической задачи .
Названные обстоятельства серьезным образом меняют положение праздника в нашем обществе. Искусство, которое и в прежние эпохи не могло пожаловаться на недостаток внимания со стороны публики, сегодня, как уже говорилось, стало претендовать на положение одного из самых массовых. Его аудитория — в особенности молодежная - стала поистине беспредельной. Престиж популярных участников праздничных программ на шкале зрительских ценностей сегодня весьма велик .
Организационные и педагогические условия как единый технологический процесс воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры
Проведенный эксперимент показал, что одним из приоритетных направлений участия молодежи в деятельности учреждений культуры является создание оптимальных педагогических условий воспитания общественных интересов.
Научно обоснованные и системно развиваемые общественные отношения в современных обществах составляют основу для регулирования процесса воспитания общественных интересов у молодежи. Отмечая это, нельзя отрицать факты манипулирования сознанием и поведением молодых людей. Весомый вклад в изучение проблемы внесли В. Боровик, Д. Джуманулиев, Г. Журавлев, Е. Игитханян, И. Казаринова, Е. Катульский, Л. Коклягина, Е. Соловьев, С. Спановский, И. Староверова, М. Топалов, М. Черныш, А. Шаронов, Ю. Зубок.
В совершенствовании педагогических условий воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры автор диссертации исходила из того, что все педагогические условия взаимосвязаны и составляют потенциальные возможности личности, ее побудительно-мотивационные сущностные характеристики.
Совершенствование педагогических условий предполагает скрытый характер педагогических нравоучений. Молодой человек не хочет быть подвержен педагогическим влияниям в учреждениях культуры. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, общими интересами субъекта и объекта, предоставлением последнему личностной свободы, уважительным, демократическим стилем общения.
Молодым респондентам был задан вопрос: «Что, по вашему мнению, является причиной низкого уровня воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры?». В качестве ответов предлагалось четырнадцать критериев. На первом месте среди причин, по мнению почти половины (47%) опрошенных, оказались педагогические условия, ибо на эту тему не ведется даже разговоров. На втором месте (№7%) - плохое воспитание, отсутствие культуры. И на третье место вышла альтернатива «получение быстрого «финансового успеха»».
Основными формами, используемыми на данном этапе эксперимента, выступили: самостоятельная деятельность членов любительских клубов по интересам, участников коллективов художественной самодеятельности с планами, программами, формами, социально-культурной средой учреждения культуры. Здесь использовался метод экспертной оценки, с помощью которого осуществлялась проверка творческих работ, выполнение которых предполагало самостоятельное изучение истории, традиций нашего народа. Надежность экспертных оценок достигалась за счет согласованности мнений экспертов: если два любых эксперта (в качестве которых выступали как преподаватели, так и участники группы) одинаково оценивали одну и ту же работу или ответ, то их мнения считались согласованными. Реализация данного педагогического условия способствовала тому, что 12% участников .повысили уровень своей профессиональной компетентности, стали способны самостоятельно проявлять творческую активность в качественном освоении воспитания общественных интересов.
Таким образом, поэтапно вводились педагогические условия, необходимые для воспитания общественных интересов. В ходе эксперимента были проведены три комплексных среза. Обработка результатов осуществлялась с использованием методов социологии.
Результаты формирующего эксперимента показали, что в учреждениях культуры внедрялись три педагогических условия, высокий уровень культуры возрос на 23%, средний - на 28%, низкий уровень уменьшился на 51% по сравнению с данными констатирующего эксперимента. Был реализован весь комплекс педагогических условий , высокий уровень увеличился соответственно на 38% и на 46%, средний — на 23% и 21%, а низкий уменьшился соответственно на 61% и 67%.
Динамика изменений уровней воспитания общественных интересов была измерима.
Проведенный эксперимент показал, что одним из приоритетных направлений участия молодежи в деятельности учреждений культуры является создание оптимальных педагогических условий для восприятия молодежной аудиторией текущей информации, «растолковывающей» молодому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в «нужном» для ангажирующего данное СМИ «заказчика» ракурсе. Другими словами, фактически манипулирующие сознанием молодых людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего «заказчика».
Принципиально новым подходом, отмеченном новыми количественными и качественным характеристиками, оказался Интернет, воздействие «мировой паутины» на молодежь значительно усиливается на фоне общих тенденций глобализации, что оказывает отрицательное воздействие на педагогические условия воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры.
В ходе эксперимента установлено, что важным педагогическим условием совершенствования воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры являются массовые постановочно- зрелищные представления, площадки по проведению культурно- развлекательных программ, где используются технические эффекты и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания.
В ходе исследования было адаптировано свыше 30 культурно- развлекательных программ к интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, широко применялись средства технического тиражирования этой продукции и ее доставки «на дом» потребителю через системы электронных средств массовой информации.
Значительное место в индустрии культурно-развлекательного досуга занимают компьютерные игры. В ходе эксперимента педагогически регулировалось число различных игр с новыми модификациями. 73% посетителей учреждений культуры — любители компьютерных игр. Экран монитора, «мышка» и клавиатура стали главными средствами формирования жизненных впечатлений, а жизнь среди объектов, созданных с помощью компьютерной графики, и общение с электронными партнерами становятся заменителями реальной жизни и реальных партнеров.