Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений Строков Владимир Иванович

Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений
<
Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Строков Владимир Иванович. Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Тамбов, 2006 191 с. РГБ ОД, 61:06-13/2884

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Формирование музыкальной культуры молодежи как социально-культурная проблема

1.1. Основные подходы к исследованию проблемы формирования музыкальной культуры молодежи

1.2. Отечественный опыт формирования музыкальной культуры подрастающего поколения в исторической ретроспективе

1.3. Зарубежный опыт формирования музыкальной культуры молодежи

1.4. Особенности музыкальной культуры молодежи на современном этапе развития общества

1.5. Модель формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкальной культуры молодежи в условиях концертно-зрелищных учреждений .

2.1. Анализ деятельности концертно-зрелищных учреждений в Тамбовской области

2.2. Изучение сформированности музыкальной культуры молодежи

2.3. Обеспечение социально-культурных условий формирования музыкальной культуры молодежи в условиях концертно-зрелищных учреждений

Заключение 153

Библиография 161

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Мир, в котором живет человек, все более динамично меняется. С момента начала демократических преобразований в нашей стране прошло не так много времени. Между тем Россия быстро продвигается по пути реформ, и механизмы работы, характерные для мировой практики, становятся актуальными и у нас. Экономические, политические и социальные преобразования, происходящие в нашей стране, выявили острую необходимость подъема духовного развития.

Сфера культуры призвана удовлетворять возрастающие запросы различных категорий населения, развивать способности людей, обеспечивать возможности для творчества, обогащения жизни в целом. По мере роста культурного уровня народа влияние искусства на жизнь общества, его морально психологический климат, постоянно усиливается.

Фактически музыкальное искусство - наиболее универсальный стимулятор общественного сознания, его творческого характера, проявляющегося в общественных отношениях. Музыка в этом плане выполняет особую роль как искусство, непосредственно воздействующее на чувственный мир подростков и молодежи. Поэтому в современных социокультурных условиях особое внимание уделяется художественному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

Подтверждением этому являются федеральная целевая программа "Культура России (2006-2010 гг.)", концепция художественного образования Российской Федерации, утвержденная 30 ноября 2001 года, основанная на методологических позициях Национальной доктрины образования в Российской Федерации. Данный документ определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года, пути духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства. Особые возможности в реализации поставленных целей возлагаются на

4 систему общего и дополнительного образования, общественные объединения и учреждения социально-культурной сферы.

Процесс духовного развития подрастающего поколения во многом обусловлен степенью приобщенности молодежи к музыкальной культуре общества. Он происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания, поэтому проблема совершенствования форм и методов музыкального воспитания приобретает особую актуальность. Реальный процесс развития музыкальной культуры происходит на уровне музыкального воспитания и образования.

В последние десятилетия произошло отчуждение образования от духовности личности. Музыкальное образование потеряло музыкально-эстетическую ориентацию, превратилось в однонаправленное обучение какому-либо виду исполнительской деятельности, а в современных экономических условиях стало уделом немногих. Сложившаяся кризисная ситуация в массовом музыкальном воспитании подвела к потере поколений слушателей, что отразилось на музыкальной жизни общества. Несмотря на то, что по объему охвата населения музыкальное искусство за счет радио, телевидения носит почти всеобщий характер, живые источники музыкальной культуры - концерты филармонии посещаются недостаточно интенсивно.

Общение с серьезной музыкой рассчитано именно на непосредственное ее восприятие. В результате богатство классической и современной академической традиции, фольклорная культура оказываются недоступными для понимания современного массового слушателя. Между тем, определяющим критерием состояния музыкальной культуры общества служит отношение слушателей к музыке классических жанров.

В создавшихся условиях остро стоит вопрос о формировании и развитии музыкальной культуры подрастающих поколений с акцентизацией направленности на активное формирование личности, воспитание музыкально-эстетических ориентации. Массовое музыкальное воспитание

5 должно быть направлено не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема музыкальной культуры, ее природа и сущность исследовались педагогами, психологами, философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков (О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Р.И.Грубер, Д.Б.Кабалевский, А.Н.Сохор, Б.М.Тешюв, B.C. Цукерман и др.). Много внимания музыкальному просвещению и образованию уделял в своих работах Б.В. Асафьев. Основными в его исследованиях были вопросы воспитания активного, осознанного эстетического восприятия музыки. По его мнению, музыкальное искусство должно быть достоянием широкого массового музыкального просвещения.

Профессиональный интерес ученых к различным видам и уровням музыкальной культуры молодежи и сегодня весьма высок. Об этом свидетельствует количество и направленность научных работ, посвященных проблеме музыкального просвещения подрастающего поколения: Н.А. Ветлу гиной, Т.Д. Сусловой, Р.А. Тельчаровой, Б.Л. Яворского и др.

К настоящему времени проблема музыкально-эстетического просвещения и формирования музыкальной культуры широко представлена в работах Н.П.Гродзенской, А.Н.Сохора, Б.М.Теплова, В.Н.Шацкой, СТ. Шацкого и др.

Работы психологов Л.С.Выготского, А.В.Мудрика, Д.Б. Эльконина и др. позволили учесть социально-психологические особенности испытуемых при проведении экспериментальной работы.

О б ще педагогическим фундаментом работы явились положения теории
воспитательной работы; Ш.А. Амонашвили, И.Ф. Гончарова,

В.А. Караковского, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, К.Д. Ушинского и др.

Проблемам эстетического воспитания и развития творческой личности посвящены работы В.В. Медушевского, С.В.Никитюк, Л.Р.Обыскаловой, В.И.Петрушина, М.В.Савиновой, общей теории формирования личности -исследования М.А.Вейта, С.Н.Иконниковой, М.В.Кузьмина и др.

Социально-педагогические и психологические возможности культурно-досуговой деятельности изучали Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Ю.А. Стрельцов, А.А. Сукало, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков и др.

Важную роль в формировании концептуальной базы исследования сыграли труды А.С. Запесоцкого, М.С. Кагана, Э.А. Орловой, А.В. Соколова, Э.В. Соколова и др.

Особое значение для нашей работы имеют труды теоретиков в области социально-культур ной деятельности: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина, В.В. Туєва, Н.Н. Ярошенко и др.

Тем не менее, несмотря на наличие работ по вопросу формирования музыкальной культуры молодежи, эта проблема исследована далеко не полностью. Работ, в которых рассматриваются возможности концертно-зрелищных мероприятий в формировании музыкальной культуры молодежи, недостаточно.

Таким образом, анализ научной литературы дает основание сделать вывод о недостаточной степени разработанности проблемы формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных мероприятий.

С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:

возрастающими требованиями действительности к росту культурного уровня населения, с одной стороны, и недостаточным уровнем музыкальной культуры молодежи, с другой;

- имеющимися отдельными эмпирическими наработками по проблеме формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных мероприятий и отсутствием научного подхода к данной проблеме;

7 имеющимися потенциальными возможностями концертно-зрелищных мероприятий в формировании музыкальной культуры молодежи и недостаточной степенью целенаправленного их применения.

Таким образом, существующие противоречия позволяют констатировать проблему, которая заключается в необходимости научного обоснования возможностей концертно-зрелищных учреждений в формировании музыкальной культуры молодежи.

Объект исследования - музыкальная культура молодежи.

Предмет исследования - деятельность концертно-зрелищных учреждений по формированию музыкальной культуры молодежи.

Цель исследования заключается в научном обосновании педагогических условий применения социально-культурных технологий в процессе деятельности концертно-зрелищных учреждений по формированию музыкальной культуры молодежи.

Данная цель потребовала решения следующих задач исследования:

  1. На основе систематизации основных подходов к проблеме формирования музыкальной культуры молодежи раскрыть сущность формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений.

  2. Определить специфику формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений на основе использования современных социально-культурных технологий.

  3. Обосновать модель формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений на основе использования современных социально-культурных технологий.

  4. Разработать и апробировать авторскую педагогическую программу формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений на основе использования социально-культурных технологий.

5. Выявить и экспериментально обосновать организационно-

педагогические условия формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений будет эффективным при соблюдении ряда условий:

- учета возрастных особенностей личности, определяющих характер музыкальных запросов и предпочтений в рамках молодежной субкультуры, активизации механизмов личностного саморазвития молодежи;

систематичности и последовательности, комплексности и дифференцированного подхода в организации педагогического воздействия на молодежную аудиторию путем интеграции региональных, культурно-исторических и образовательных традиций на основе использования социально-культурных технологий;

реализации педагогических технологий, нацеленных на развитие творческой активности и инициативы молодежи, укрепление социально-психологических взаимосвязей в молодежном коллективе через включение молодежи в активные формы музыкальной деятельности;

разработки и реализации педагогической модели и программы формирования музыкальной культуры молодежи;

наличия диагностического инструментария, направленного на определение уровней сформированности музыкальной культуры молодежи.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются:

- идеи А.И. Арнольдова о влиянии культуры на человека и общество; Л.Н. Когана, который дает характеристику различных аспектов личностного уровня развития культуры; исследования А.Н. Сохора, B.C. Цукермана, анализирующие аксиологические аспекты музыкального сознания;

положения психологии творчества о деятельностном подходе в творческом развитие личности (Б.Г.Ананьев, Л.В. Брушлинский, В.В. Ванслов, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Г. Маслоу, Б.С. Мейлах, А.А. Мелик-Пашаев, О.В. Ощипкова, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Терентьева и др.);

исследования по эстетике о функциях искусства и художественно-творческой деятельности в жизни общества и человека (Ю.Б. Борев, Ю.Н. Давыдов, Е.Б. Долинская, Л.Я, Дорфман, Е.А. Дуков, Л.А. Закс, А.Я. Зись, Ю.Н. Капустин, Ю.А. Лукин, И.А. Набок, М.Ф. Овсянников, Ю.В. Перов, С.Н. Плотников, Л.Н. Столович и др.);

труды по музыковедению, музыкальной психологии, раскрывающие закономерности музыкального восприятия (Б.В. Асафьев, С.Н. Беляева-Экземплярская, М.П. Блинова, Л.П. Бочкарев, А.Л. Гождинер, А.А. Мазель, В.В, Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Ж.С. Степанян, Б.М. Теплов, Г.Я, Трошин, Г.М. Цыпин, Б. Ярустовский и др.).

педагогические аспекты восприятия музыки в условиях общественного образования О.А. Апраксиной, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Н.А. Ветлугиной, Э. Жак-Далькроза, Д.Б. Кабалевского, 3. Кодая, К.ГТ. Португалова, В.Г. Ражникова, Т.Д. Сусловой, Г.С. Тарасова и др.;

- положения Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова о технологическом

обеспечении просветительства в современной социально-культурной деятельности; Ю.А. Стрельцова о ведущей роли общения в организации социально-культурной деятельности населения; А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова об организационно-методических основах деятельности учреждений культуры и создания культурно-досуговых программ; Т.Н. Баклановой о любительской художественно-творческой деятельности; А.С. Каргина об исторических особенностях развития самодеятельного и народного художественного творчества в регионах.

Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ педагогической, психологической и социологической литературы; наблюдение, анкетный опрос, интервьюирование; эксперимент, математическая обработка и сравнительный анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлось

Государственное учреждение «Тамбовконцерт».

На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 359 человек - молодых людей в возрасте от 16 до 21 года.

Этапы исследования: Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:

На 1 этапе (2000-2001 гг.) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования. Разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и сформулирована рабочая гипотеза исследования, разрабатывалась модель формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений. Систематизировались основные подходы к проблеме формирования музыкальной культуры молодежи, дано научное обоснование сущности и специфики формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений.

На 2 этапе (2002-2003 гг.) анализировалась деятельность концертно-зрелищных учреждений Тамбовской, Липецкой, Рязанской областей, изучалась сформированность музыкальной культуры молодежи с помощью анкетирования и диагностического обследования, проводился констатирующий эксперимент. Проводился отбор наиболее эффективных социально-культурных технологий, способствующих формированию музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений. Была обоснована и апробирована социально-

культурная модель формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений,

6. На 3 этапе (2004-2006 гг.) был проведен формирующий

эксперимент, направленный на разработку авторской педагогической программы формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений на основе использования социально-культурных технологий. Кроме того, были подведены итоги и сделаны выводы по результатам исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в теории, методике и организации социально-культурной деятельности рассмотрены технологии социально-культурной деятельности, используемые в концертно-зрелищных учреждениях при формировании музыкальной культуры молодежи. При этом:

впервые выделена совокупность положений, раскрывающих сущность и специфику формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений на основе использования социально-культурных технологий;

выявлены и научно обоснованы организационно-педагогические условия формирования музыкальной культуры молодежи, которые включают в себя: разработку и внедрение модели и авторской педагогической программы; включение молодежи в активные формы музыкальной деятельности; целенаправленное воздействие на микросреду коллектива; учет возрастных и индивидуальных особенностей; формирование положительной самооценки молодежи;

научно обоснована, разработана и апробирована модель формирования музыкальной культуры молодежи, включающая условия, принципы, средства, формы, методы и технологии социально-культурной деятельности;

разработана и апробирована педагогическая программа, направленная на формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности

12 концертио-зрелищных учреждений на основе использования социально-культурных технологий.

Теоретическая новизна исследования заключается в том, что:

результаты исследования расширяют научные представления о формировании музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений на основе применения современных социально-культурных технологий;

выявлена и обоснована совокупность организационно-педагогических условий формирования музыкальной культуры молодежи в деятельности концертно-зрелищных учреждений;

реализованный автором педагогический подход к использованию социально-культурных технологий в процессе формирования музыкальной культуры молодежи позволяет рассматривать концертно-зрелищные учреждения как особый тип учреждения культуры, способствующий не только образованию и воспитанию молодежи, но и самореализации творческой активности в процессе досуговой деятельности;

разработанная педагогическая модель формирования музыкальной
культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных
учреждений на основе использования социально-культурных технологий
позволяет сформировать социально-ценностные ориентации молодежи,
развивать устойчивую социально-культурную активность и проводить
целенаправленное гражданско-патриотическое, нравственное и

художественно-эстетическое воспитание личности;

- полученные теоретические результаты носят общепедагогический
характер и могут быть использованы в разработке образовательных и
воспитательных систем в различных типах учреждений дополнительного
образования и сферы культуры и искусства.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования данные позволяют эффективно осуществлять процесс

13 формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений.

Прикладное значение исследования заключается в создании программы по формированию музыкальной культуры молодежи, в которой реализуются социально-культурные мероприятия, направленные на развитие художественно-творческих сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, формирование высокого уровня знаний и оценочных представлений в музыке.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут послужить основой для совершенствования процесса формирования музыкальной культуры молодежи в различных учреждениях социально-культурной сферы, образования и др.

Кроме того, материалы и выводы исследования, разработанная модель и программа формирования музыкальной культуры молодежи могут быть использованы:

в деятельности государственных организаций при выборе ориентиров культурной политики и создании федеральных и региональных программ по работе с молодежью;

при разработке проектов, педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности молодежи различного уровня;

- в учебно-воспитательном процессе среднего, общего, дополнительного и
высшего профессионального образования;

- в деятельности учреждений культуры и досуга, а также общественных
организаций;

в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены:

14 их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями различных областей знания;

- целенаправленным анализом педагогической практики;

- применением комплекса эмпирических и теоретических методов,
адекватных задачам исследования;

- количественной и качественной обработкой репрезентативного материала;
взаимопроверкой полученных результатов;

- адекватностью методов исследования его целям и задачам;
согласованностью основных положений теоретических положений с
данными экспериментальных исследований.

На защиту выносятся следующие положения: 1) Сущность формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно "Зрелищных учреждений, представляет собой системный, целенаправленный, динамичный, поэтапный, развивающий и обучающий процесс, направленный на повышение общей культуры личности, развитие активности и целеустремленности человека в процессе самоактуализации, творческое взаимодействие участников досуговой общности.

2) Специфика формирования музыкальной культуры молодежи в концертно-зрелищных учреждениях определяется особым педагогическим потенциалом концертно-зрелищных учреждений, которые не только способствуют повышению уровня общей культуры человека, но и развивают музыкальные интересы, художественно-творческие способности, музыкальную грамотность, музыкальный вкус, повышают уровень самооценки, стабилизируют эмоциональные переживания, формируют общественно и личностно значимые потребности и интересы.

3) Модель формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений основанная на использовании современных социально-культурных технологий и включающая следующие компоненты: цель, задачи, направления, методы,

15
формы, принципы, организационно-педагогические условия. Данная модель
позволяет сформировать социально-ценностные ориентации молодежи,
развивать устойчивую социально-культурную активность и проводить
целенаправленное гражданско- патриотическое, нравственное и

художественно-эстетическое воспитание личности.

4) Организационно-педагогические условия формирования музыкальной
культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных
учреждений, среди которых выделяются:

- учет возрастных особенностей личности, определяющих характер музыкальных запросов и предпочтений в рамках молодежной субкультуры;

систематичность и последовательность, комплексность и дифференцированный подход в организации педагогического воздействия на молодежную аудиторию путем интеграции региональных, культурно-исторических и образовательных традиций на основе использования социально-культурных технологий;

- использование социально-культурных технологий, нацеленных на
развитие творческой активности и инициативы молодежи, укрепление
социально-психологических взаимосвязей в молодежном коллективе через
включение молодежи в активные формы музыкальной деятельности;

- разработка и внедрение педагогической модели и комплексной программы
формирования музыкальной культуры молодежи, основанной на реализации
следующих принципов: индивидуального подхода, систематичности и
целенаправленности, преемственности, занимательности;

наличие диагностического инструментария, направленного на определение уровней сформированности музыкальной культуры молодежи.

5) Педагогически эффективная программа формирования музыкальной
культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных
учреждений основанная на взаимосвязи и взаимодополняемости
традиционных и инновационных технологий социально-культурной
деятельности, которая позволяет развивать художественно-творческие

стороны личности; повышать уровень направленности интересов, вкусов, ценностных ориентации в музыкальном искусстве; формировать высокий уровень знаний и оценочных представлений в музыке, расширять музыкальную эрудицию; развивать музыкально-творческий потенциал; повышать положительную самооценку.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

а) выступления на научно-практических конференциях: заочный научно-практический Интернет-семинар «Организация профилактической работы в системе образования» (Тамбов, февраль 2006 г.); научно-практическая конференция «Традиции и инновации в подготовке специалистов среднего профессионального образования» (Тамбов, апрель 2006 г.); Молодежь, наука, культура: исследования и инновации (Казань, апрель 2006 г.); «Державинские чтения» (2003-2006);

б) разработка и внедрение в практическую деятельность программы и

комплекса диагностических методик, направленных на формирование музыкальной культуры молодежи;

в) использование результатов исследования в процессе преподавания
ряда учебных дисциплин в Академии искусств, сервиса и рекламы
Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в
частности, на кафедре социально-культурной деятельности при
преподавании следующих дисциплин: «Социально-культурная
деятельность», «Технологические основы социально-культурной
деятельности»; «Арт-менеджмент», «Основы продюсерского мастерства» и

др.;

г) использование результатов и выводов исследования в процессе
организации практики студентов 3-5 курсов Тамбовского государственного
университета им. Г.Р. Державина.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 10 научных публикациях автора в виде научных статей, тезисов и учебно-методических публикаций общим объемом 4,3 п.л.

б) Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 180 страницах машинописного текста и состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 313 источников, и ряда приложений.

Основные подходы к исследованию проблемы формирования музыкальной культуры молодежи

Экономические, политические и социальные преобразования, происходящие в нашей стране, выявили острую необходимость подъема духовного развития подрастающего поколения. Российскую специфику в области молодежной культуры обуславливают три фактора.

Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г, согласно данным Госкомстата, России молодежь (16-30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последние два-три года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план духовные потребности.

Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с молодежными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор — утеря в российском обществе тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти и высшим должностным лицам. В середине 90-х годов негативные оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный сдвиг наметился в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, ноябрь 2001 г., В. В. Путин вызывает доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет).

На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. С 1990 г. по 2000 г. число лиц, совершивших преступления, увеличилось почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18-24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2000 г. к лицам, совершившим преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14-29 лет) - более половины (53,6%) всех преступников. Расчет показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данный момент составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14-30 лет.

Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежной культуры в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным культурным образованиям в молодежной среде, то связь с криминальными структурами окажется одной из наиболее часто представленных — наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого.

Духовное развитие подрастающего поколения во многом обусловлено степенью приобщенности к музыкальной культуре общества. Этот процесс происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания. Поэтому проблема совершенствования форм и методов музыкального воспитания приобретает особую актуальность. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование музыкальной культуры личности.

Признавая воспитывающее и развивающее значение всех видов искусств, отмечается, что музыка играет особую роль: она обладает способностью сильно, тонко и глубоко воздействовать на духовный мир человека, отражать его природу и бытие в гармоничной целостности и единстве эмоциональной и рациональной сторон. Музыка обладает интернациональным языком, полифункциональностью и может быть сопряжена практически со всеми видами искусства. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

Отечественный опыт формирования музыкальной культуры подрастающего поколения в исторической ретроспективе

В России сегодня прослеживается переходный этап развития общества: изменения социально-экономических и социокультурных механизмов государственного устройства. Сложившаяся система музыкального воспитания и образования не соответствует демократическим преобразованиям постиндустриального общественного развития. В свою очередь, возникающие под влиянием прогресса идеи модернизируют существующую систему музыкального воспитания и образования.

Данный тезис находит подтверждение в историческом анализе прогрессивного преобразования моделей музыкального образования, в которых наиболее ярко проявляется динамика соотношения идей просвещения, образования и воспитания.

Исторический опыт музыкально-художественного воспитания красноречиво свидетельствует о том, что воспитательная направленность приобщения к искусству, как правило, является одной из центральных педагогических проблем. Более того, по мнению профессора О.А. Апраксиной, цели и содержание музыкального воспитания отражают общее состояние педагогической науки, ее установки и направления в конкретно-исторических условиях [10].

Истоки музыкально-эстетического воспитания в нашей стране уходят в глубокую древность и неразрывно связаны с богатейшими русскими культурными традициями. Древнерусская общественная жизнь отличалась оригинальными обычаями, носившими ярко выраженную нравственно-воспитательную направленность (детское побратимство и посестринство, обычаи посвящения детей в сферы их будущей деятельности).

Известно, что отечественным воспитательным традициям более двух тысяч лет. Наследование накопленного общественно-исторического опыта составило основу древнерусской педагогической культуры.

Музыкальное просвещение в России возникает на фоне активного формирования светской музыкальной культуры, корни которой уходят вглубь веков. Идеи христианства существенно повлияли на развитие народной музыкальной культуры, выделяя хоровое искусство культовым направлением русской музыки. Профессиональная культовая хоровая музыка, накопившая определенные певческие традиции, основанная на русском народно-песенном исполнительстве, становится фактором возникновения музыкального просветительного движения в России.

Древнерусские этико-педагогические традиции теснейшим образом связаны с эстетико-воспитательными. Художественно-эстетический гений русского народа проявился в летописном искусстве, возникшем в Киевской Руси, художественном оформлении оружия и воинских доспехов, художественном литье, резьбе по кости и дереву, шитье золотом и серебром, инкрустации, шелковой мозаике миниатюр, пышном декоративном оформлении рукописей. Предметом особой гордости древних мастеров являлось зодчество и живопись, получившие еще в начале прошлого века мировое признание [10].

Музыка древней Руси, развивавшаяся в культовой форме в рамках церковно-певческого искусства, певческие рукописи, теоретические руководства - все это свидетельствует о высочайшем уровне древнерусского вокально-хорового искусства.

Древнерусское певческое искусство, которое справедливо рассматривается как начальный этап развития единой национальной музыкальной культуры и формирования профессиональной вокальной школы, послужило основой эстетического и методического музыкального обучения.

Методы вокального обучения, существовавшие в Древней Руси, свидетельствуют об углубленной разработке вопросов музыкального обучения и воспитания. Так, певцов обучали системе вокально-технических и ритмических упражнений, методам транспозиции, пению от примарных тонов, разнообразным способам вокального звукоизвлечения и другим исполнительским приемам [10].

Интересно соотнести пути развития древнерусского певческого искусства с судьбами народного инструментального музицирования. Носителями инструментальных традиций были скоморохи - народные музыканты и певцы, танцоры и циркачи, искусство которых носило демократический характер, а подчас антифеодальный и антицерковный характер. Скоморохи будоражили умы и души людей смелыми, вольнолюбивыми песнями и наигрышами -именно поэтому, а также в связи с принципиальным неприятием православной церковью инструментальной музыки искусство скоморохов подвергалось частым нападкам и гонениям. Преследование скоморохов, однако, не привело к полному исчезновению скоморошьего искусства и прекращению его социально-культурной миссии. Был найден компромиссный путь «официализации» скоморошества. При царском дворе организовали «Государеву потешную палату», которая объединила бывших скоморохов и поставила их искусство на службу царю: инструментальный ансамбль сопровождал торжественные приемы, царские выезды, свадьбы и прочее.

В отличие от скоморошества, профессиональное вокальное искусство пошло фактически по противоположному пути - от культовой этикетности к развитию свободного творческого начала, постановке и решению музыкально-художественных задач. Нормативность в музыкальном обучении и воспитании была формально сохранена, однако певцу предоставлялось право выбора норм и правил, а значит - относительная творческая свобода. Критерием выбора техники пения в этот период становится специфика музыкального образа, т.е. осмысляется эстетическая сторона музыкального содержания с его обязательной ориентацией на слуховое восприятие. Так складывались национально-исторические тенденции воспитательного функционирования музыки, которые свидетельствовали о глубоком понимании эстетико-воспитательной роли музыкального искусства [125].

Анализ деятельности концертно-зрелищных учреждений в Тамбовской области

С момента начала демократических преобразований в нашей стране прошло не так много времени. Между тем Россия быстро продвигается по пути реформ, а механизмы работы, характерные для мировой практики, становятся актуальными и у нас.

Не секрет, что в настоящее время учреждениям культуры гарантировано только минимальное финансирование из государственного бюджета. Других реальных экономических гарантий не существует. Однако в условиях экономического кризиса, острого дефицита и расстроенной системы государственных финансов, государственный бюджет не способен обеспечить нужды культуры. Вся тяжесть создавшегося положения ложится на субъекты Федерации, органы местного самоуправления, которые остались практически один на один со своими социальными, финансовыми и экономическими проблемами. Поэтому учреждениям культуры в современных экономических условиях приходится рассчитывать на себя, искать возможность дополнительного ресурсообеспечения.

Определенная часть учреждений культуры, такие как крупные музеи, библиотеки, картинные галереи, выставочные комплексы достаточно успешно решают вопросы по привлечению дополнительных средств для сохранения и развития своих фондов и материально-технической базы. Однако большая часть учреждений культуры - сельские клубы и библиотеки, музеи небольших городов, действуя поодиночке, практически не имеют 92 возможности выхода на международную арену, привлечения спонсорских средств, оказания платных услуг и т.п.

В настоящий момент возникла необходимость формирования региональной системы культуры и новой системы управления.

В середине 90-х годов Министерство культуры России начало активно развивать вертикальные связи и определять характер взаимодействия между федеральными и региональными органами власти. Они строились на партнерской основе и были, как правило, достаточно конструктивными. В этот период активно заключались соглашения о культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и их межрегиональными формированиями. Такие документы были подписаны с ассоциацией "Сибирское соглашение", с администрациями Приморского края, Псковской, Тульской областями.

С Тамбовской областью был подписан договор от 20.03.95 г №17 "О совместном финансировании организаций и проведении работ по Федеральной программе "Сохранение и развитие культуры и искусства в 1995 году" (от 20.03.95г.№17). По договору предусмотрено выделение 1170,0 млн. рублей, выделено 930,6 млн. рублей (79,6%). В 1996 г действие договора было продлено. Однако из запланированных 1350,0 млн. рублей выделено 70,0 или 5,2%. В последующие годы Министерство отказало области в подписании договора.

Как показывает практика, всякое обновление начинается с изменений в первую очередь формальных характеристик, и не всегда вслед за этим идут изменения по существу.

В области сложился богатый творческий потенциал: это творческие союзы - тамбовские отделения Союзов России - писателей, художников, архитекторов, театральных деятелей, журналистов, концертных деятелей; общества - музыкальное, охраны памятников истории и культуры, книголюбов, отделение Рахманиновского общества.

Свыше 10 тысяч детей и подростков обучаются в 51 детской музыкальной, художественной, хореографической школе, школе искусств.

Кроме того, для социокультурной сферы области готовят высококвалифицированных специалистов профессорско-преподавательский состав учреждений высшего и среднего профессионального образования: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (институт культуры и искусств); Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени СВ. Рахманинова; колледж искусств; Моршанский муниципальный областной естественно-гуманитарный колледж (факультеты библиотечный, социальной педагогики). В области широко распространено народное самодеятельное творчество. Около четырех тысяч специалистов учреждений культуры и искусств привлекают к творчеству более 36 тысяч участников художественной самодеятельности, около 100 самодеятельных коллективов имеют статус "народный коллектив".

Как и в прошлые годы, поддерживая традицию духовного и нравственного обогащения населения, в области систематически проводятся литературно-музыкальные праздники, посвященные Н. Гончаровой в Знаменке, 200-летию со дня рождения Е.А. Боратынского в Уметском районе, книгоиздателю И.Г. Рахманинову в с. Старая Казинка Мичуринского района, 125-летию С.Н. Сергеева-Ценского в городах Тамбове и Рассказово, Дни литературы, посвященные поэту В.Богданову в Тамбове и Мордовском районе, Замятинские и Державинские чтения.

Изучение сформированности музыкальной культуры молодежи

Теоретический анализ литературных источников потребовал экспериментального изучения сделанных нами выводов на практике.

Наша опытно-экспериментальная работа была направлена на изучение сформированности музыкальной культуры молодежи, и, в частности, на формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелипдных учреждений. Исследование состояло из нескольких этапов: констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента и проводилось в 2003-2006 гг. (Приложение 1). Были поставлены следующие задачи исследования: 1. Изучить на практике сформированность музыкальной культуры молодежи, для чего разработать вопросы анкеты и провести анкетирование. 2. Используя методики для изучения сформированности музыкальной культуры молодежи, провести диагностическое обследование. 3. Выявить и экспериментально обосновать социально-культурные условия формирования музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений. 4. Разработать и апробировать программу, позволяющую влиять на формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений. 5. Используя метод анкетирования и методики для изучения сформированности музыкальной культуры молодежи, провести повторное обследование. 6. Провести количественную и качественную обработку полученных данных и сравнить их. 7. Сделать выводы об эффективности использования разработанной нами программы по формированию музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений. Исследование проводилось на базе Государственного учреждения: «Тамбовконцерт». В исследовании принимали участие 359 человек - молодых людей в возрасте от 16 до 21 года. Исследование проводилось в три этапа: На 1 этапе проводился констатирующий эксперимент, исследовались вопросы сформированности музыкальной культуры молодежи с помощью анкетирования и методик. На 2 этапе была разработана и внедрена в воспитательный процесс программа по формированию музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений. Программа составлялась с учетом полученных данных констатирующего эксперимента. Далее мы провели контрольный срез, анкетирование и диагностической обследование по тем же самым методикам, которые использовались нами для констатации фактов на первом этапе опытно-экспериментальной работы. На 3 этапе был проведен сравнительный анализ результатов, полученных в констатирующем и формирующем экспериментах и сделаны выводы.

Констатирующий эксперимент проводился на базе Государственного учреждения «Тамбовконцерт», «Рязаньконцерт» и Липецкой областной филармонии. Констатирующий эксперимент проводился в 2003-2004 гг. и состоял из двух этапов. В констатирующем эксперименте принимали участие 359 человек в возрасте от 16 до 21 года. На этапе констатирующего эксперимента решались следующие задачи: 1. Осуществлялся подбор методик, адекватных задачам исследования, разрабатывалась анкета с целью выяснения особенностей сформированности музыкальной культуры молодежи. 2. С помощью разработанной нами анкеты проводился социологический опрос. 3. С помощью подобранных методик выявлялись особенности сформированности музыкальной культуры молодежи: музыкальный интерес, музыкальность (музыкальные способности, способность эмоционального сопереживания музыке), музыкальная грамотность (музыкальные знания, умения, навыки), музыкальный вкус, способность к самостоятельным творческим проявлениям в музыкальной деятельности и т.д. 4. Анализировались полученные результаты. Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы: анкетирование молодежи по вопросам разработанной нами анкеты с целью изучения особенностей сформированности музыкальной культуры молодежи (Приложение 2); проведение диагностического обследования; математическая обработка и анализ полученных данных.

В рамках изучения особенностей сформированности музыкальной культуры молодежи мы проводили анкетирование молодежи. В анкетировании приняли участие 359 человек, из них - 42% - юноши, 58 % -девушки. Из числа лиц, принимавших участие в анкетировании, 25% имеют высшее образование, 36% - неоконченное высшее, 18% - среднее специальное, 15%» - среднее; 6% - основное. Анкетирование проводилось среди молодежи г.Тамбова. Нами была разработана анкета, состоящая из 11 вопросов, на каждый из которых был предложен ряд ответов, один из которых - свой вариант мнения (Приложение 2). Данное анкетирование проводилось с целью решения ряда вопросов: какое место занимает музыка в культурной жизни молодежи, каковы музыкальные предпочтения молодых людей; какова направленность ценностных ориентации в музыкальном искусстве и т.д. Во всех вопросах участникам предоставлялась возможность указать свой вариант ответа, не охваченный анкетой. Респондентам предлагалось коротко сформулировать свои предложения для решения поставленной проблемы. На вопрос: «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» были получены следующие ответы: читают - 15%; 30% респондентов слушают музыку; 3% -занимаются домашними делами; 45% - увлекаются хобби; смотрят телевизор - 40%; гуляют на улице - 27%. На второй вопрос: «Можете ли Вы назвать себя любителем музыки?» большинство респондентов ответило положительно (62%), из них: очень любят музыку - 28%, далеко не все виды музыки мне нравятся- 13%, иногда я интересуюсь музыкой - 21%. При этом ответ «не люблю музыку» выбрал лишь 1% респондентов. Таким образом, ответы большинства респондентов иллюстрируют наличие интереса к данному виду деятельности. На третий вопрос анкеты «На Ваш взгляд, достаточно ли в нашем городе (области) музыкальных объединений?» ответ «Хотелось бы больше» выбрали 60% респондентов. Интерес к музыке, в основном, проявляется в прослушивании музыки (85%) и посещении дискотек (76%), что следует из ответов на вопрос «В чем проявляется Ваш интерес к музыке?». Среди культурно-просветительных учреждений, посещаемых молодыми людьми, были названы: филармонии (60%), кинотеатры (55%\ библиотека (45%), театр (30%). На вопрос: «Какой из предложенных видов досуга Вы предпочтёте в ближайшие выходные?» были получены следующие ответы: проведу шумный вечер в компании друзей (80%); планируют посетить учреждения культуры (театр, концерт, кинотеатр) - (52%); провести выходные на диване у телевизора хотят 20%; прогулки на природу планируют 40%.

Похожие диссертации на Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений