Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности
1.1. Формирование культуры межнационального общения молодежи как научная проблема
1.2. Сущность и специфика формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности
1.3. Моделирование процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической о деятельности
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности
2.1. Изучение современного состояния культуры межнационального общения молодежи 93
2.2. Реализация организационно-педагогических условий по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности ... 114
Заключение 134
Список литературы 139
Приложение
- Сущность и специфика формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности
- Моделирование процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической о деятельности
- Изучение современного состояния культуры межнационального общения молодежи
- Реализация организационно-педагогических условий по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности
Введение к работе
Актуальность исследования. Особенностью Российского государства является то, что оно исторически сложилось и продолжает существовать как многонациональное государство, что всегда накладывало отпечаток на экономическую, политическую и культурную жизнь общества. В силу этих исторических обстоятельств проблема национального взаимодействия как на государственном, так и на региональном уровнях имеет для России особое значение.
Россия является полиэтничным, поликультурным, полирелигиозным обществом. В настоящий момент в трансформирующемся поликультурном российском обществе проблема формирования культуры межнационального общения особенно значима в сфере отношений между различными этническими общностями. Исторически сложившийся многонациональный состав населения Российской Федерации обязывает пристально изучать, сохранять и развивать все богатство и многообразие культур.
Глобальные изменения, происходящие в современном обществе в связи с экономическими и политическими изменениями, привели к нарастанию межнациональной напряженности, обострению национальных конфликтов, в связи с чем актуализируется поиск путей противостояния этой тенденции. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является духовное оздоровление общества, сохранение общенационального единства России, что невозможно без формирования культуры межнационального общения.
Новое мышление, экономические и политические деловые контакты, гуманизм, взаимопонимание, справедливость, милосердие все сильнее реализуются в международных отношениях. В этих условиях культура национального общения - важнейшее средство объединения людей различных народов и наций, их духовного и материального возрождения.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается, что сегодня необходимо обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
В процессе культурной модернизации российской действительности выявляются общие закономерности развития коммуникативной культуры, получая реальную объективацию. Культура общения индивида способствует повышению общего характера культуры, выступает детерминацией социального существования, новой формой социального бытия индивидов.
Уникальным и органичным ресурсом в решении задачи формирования культуры межнационального общения является туристическая деятельность, выполняющая функции социальной ориентации и помогающая найти эффективные пути взаимодействия различных культур.
За последние годы российская туристская отрасль прошла путь от крайнего монополизма до полной либерализации. Вместо трех компаний, господствующих в стране на протяжении многих лет («Интурист», «Спутник» и Центральный совет по туризму и экскурсиям – ЦСТЭ профсоюзов), появилось большое множество децентрализованных фирм. С 1990 года происходит формирование туристского рынка на основе новой законодательной базы: Конституция РФ (1993), Налоговый кодекс РФ (1996), Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» (1994), Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в РФ» (1995), ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (1996) и др.
Туризм является наиболее эффективным средством удовлетворения культурных и рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды деятельности — оздоровление, познание, восстановление производительных сил, а также является средством духовного, культурного и социального развития личности. Необходимость развития туристической деятельности обусловлена такими качествами молодых людей как активность, восприимчивость к новым идеям, непритязательность.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в необходимости определения потенциала туристической деятельности в формировании культуры межнационального общения молодежи.
Степень научной разработанности проблемы. Изучению проблемы межнационального общения посвящено значительное число работ.
Развитие культуры личности в национальной антологии обращено к постижению духовных основ традиционной русской культуры, начиная с педагогических трудов Н.Н. Блонского, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. Эти выдающиеся педагоги связывали проблему духовно-нравственного развития личности с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие и христианско-православные идеалы и ценности.
Исследование выстроено на изучении современных теорий, раскрывающих проблемы национального и общечеловеческого в культуре (Г.Д. Грачев, А.А.Григорьева, Ю.В.Бромлей, Т.Ф.Кузина, П.А.Сорокин, Э.А.Орлова и др.), культурно-нравственного развития личности (О.П.Зубец, В.А.Титов, Ю.Н.Лотман и др.); системы ценностных ориентаций в культуре (А.Я.Гуревич, И.М.Ильинский и др.), взаимосвязи личности и культуры (А.Г.Асмолов, Э.В.Соколов и др.). При исследовании разнообразных аспектов взаимосвязи различных культур мы опирались на работы Л.В.Боровикова, Л.Н.Гумилева, В.Д.Плахова и др.
Концептуальное осмысление культуры общения базируется на исследованиях социологов, философов, психологов, педагогов, посвященных изучению разных слагаемых культуры личности. В современном научно-педагогическом информационном поле представлены различные подходы к трактовке понятия «коммуникативная культура»: методологический (Е.В. Бондаревская, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др.), мировоззренческий (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов и др.), психологический (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, И.Б. Котова, А.А. Леонтьев, Е.И. Рогов, Ю.А. Шерковин и др.), социологический (Т.М. Дридзе, С.И. Самыгин, А.А. Реан, Е.В. Руденский и др.), лингвистический (Б.Н. Головин, Н.Н. Кохтерев, А.К. Михальская и др.), адаптивный (В.Т. Ащепков, Г.М. Якушева и др.), духовный (А.И. Солженицын, Э.В. Соколов и др.), что объяснимо взаимопроникновением научных знаний из различных областей.
В философских работах М.С.Кагана, В.М.Соковнина раскрывается природа общения, в трудах А.В.Резаева - парадигмы общения, И.А.Ильяевой, Е.П.Савруцкой, М.А.Чернышевой - культура общения, Ю.Д.Прилюка -проблема общения в историческом процессе и его значение для развития личности (Е.Г.Злобина), Т.М.Дридзе - общение как образ жизни, Б.А.Родионов - общение как процесс социального взаимодействия; этико-психологические основы общения (В.И. Бакштановский, И.А. Джидарьян, Ю.В. Согомонов, В.А. Чурилов), Н.К.Иконникова, В.П.Конецкая, А.В.Соколов, В.В.Сильвестров - способы общения и деятельности через системный анализ социальной коммуникации.
Настоящее исследование велось в контексте современных теоретико-методологических аспектов социально-культурной деятельности, которым посвящены труды отечественных учёных: А.И. Арнольдова, Л.А. Акимовой, Т.И. Баклановой, Т.Г. Бортниковой, Е.И.Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина, Б.Г. Мосалёва, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, Н.Н. Ярошенко и др.
Большое значение для исследования потенциала социально-культурной деятельности в формировании культуры межнационального общения имеют работы И.И. Алпацкого, М.А. Ариарского, Т.Г. Бортниковой, О.С. Газмана, Б.С. Ерасова, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, А.В. Мудрика, B.C. Мухиной, А.С. Орлова, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Б.А. Трегубова, В.В. Туева и др.
Важнейшими для нашего исследования являлись работы ученых, стоящих у истока краеведения и туризма в России: Б.П.Брюлова, И.М.Гревса, В.Г.Розепина; более современных исследователей: В.Н.Ашуркова, В.Ф.Зуева, Д.Н.Кайгородова, Д.В.Кацюба, М.И.Краймана, Г.Н.Матюшина, А.С.Потресова, А.Е.Ставровского, Д.Д.Семенова и др.
Значительное влияние на ход и результаты исследования оказала теория и практика туристско-краеведческой работы, разработанные в научных трудах И.В.Зорина, В.А. Квартального, А.А. Остапца-Свешникова и др.
В своем исследовании мы также опирались на труды М.И.Богатова, Ю.Т.Бородкиной, К.Н.Волкова, А.И.Денисова, И.С.Захарова, П.И.Истомина В.В.Кочергина, А.М.Кошелева, А.Г.Нагорного, И.Н.Пилата, М.Н.Ямницкого и др., в исследованиях которых были рассмотрены различные аспекты воспитания в процессе туристической деятельности.
Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности не решена, здесь имеются перспективы для дальнейших исследований.
Таким образом, нами были выявлены противоречия между:
- актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к уровню сформированности культуры межнационального общения молодежи, и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и педагогическим технологиям решения этой проблемы;
- потенциальными возможностями сферы туризма и учреждений культуры и досуга в расширении сферы межнационального общения молодежи и сложившейся инертной системой обучения и воспитания, не отвечающей современным требованиям, а также устаревшими формами построения воспитательного и образовательного процессов;
- наличием отдельного несистематизированного практического опыта по формированию культуры межнационального общения молодежи и отсутствием научных подходов к решению данной проблемы.
Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему, которая состоит в выявлении организационно-педагогических условий формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.
В качестве объекта исследования выступает педагогический процесс формирования культуры межнационального общения молодежи.
Предмет исследования - туристическая деятельности как средство формирования культуры межнационального общения молодежи.
Цель исследования заключается в выявлении и научном обосновании организационно-педагогических условий формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.
Задачи исследования:
-
Обосновать сущность и выявить специфику формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.
-
Выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.
-
Теоретически обосновать и разработать педагогическую модель формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.
-
Разработать инструментарий диагностического сопровождения педагогического процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.
-
Разработать и апробировать авторскую педагогическую программу формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования культуры межнационального общения молодежи будет эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- использования в педагогическом процессе потенциала туристической деятельности;
- осуществления целевого воздействия на личность при ее активной включённости в туристическую деятельность;
- учете интегративного подхода, включающего аксиологический, гуманистический, социокультурный, личностно-деятельностный, синергитический и др.;
- учете специфики формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности;
- выявления и учете факторов, способствующих оптимизации процесса формирования культуры межнационального общения молодежи;
- учете возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодых людей;
- осуществление воспитательного процесса с использованием туристической деятельности на основе разработанной нами модели;
- построения педагогического процесса на основе разработанной программы по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования является междисциплинарный подход, который основывается на использовании отечественных этнологических концепций, достижений философской и педагогической мысли; данных социологических и искусствоведческих исследований; на понимании культуры межнационального общения как важнейшей составляющей духовной жизни личности и государства; на идее непреходящей ценности культуры в обновляющемся мире; идеях о системе реконструирования личности в контексте культурно-исторической теории развития психики и сознания Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, теории деятельности А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, культурологической, научно-педагогической, психологической литературы, имеющихся разработок в социально-культурной сфере;
- анкетирование молодежи;
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- математическая обработка данных.
База исследования. Исследование осуществлялось в 2006-2009 гг. на базе института туризма и гостеприимства (филиал) РГУТИС (г. Москва), Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Тамбовского колледжа социокультурных технологий. В эксперименте участвовали 348 молодых людей.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2005-2009 г. и состояло из трех основных этапов.
На первом этапе (2005-2006 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературе. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования (определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования). Были проанализированы и обобщены основные подходы к формированию культуры межнационального общения, разработана модель формирования культуры межнационального общения в процессе туристической деятельности.
На втором этапе (2006- 2008 гг.) проводился социологический опрос молодежи с целью определения сформированности культуры межнационального общения. На данном этапе была разработана и внедрена авторская программа по формированию культуры межнационального общения в процессе туристической деятельности. К тому же были выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности. На основе разработанных критериев в ходе проведенного исследования была выявлена позитивная динамика, которая проявлялась в изменении уровня сформированности культуры межнационального общения молодежи после внедрения разработанной программы.
На третьем этапе (2008-2009 гг.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, выявлена степень реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования; выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия формирования культуры межнационального общения молодежи.
На данном этапе проводилась апробация полученных результатов в виде участия в научно-практических конференциях.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- расширены педагогические знания о возможностях использования туристической деятельности в процессе формирования культуры межнационального общения молодежи за счет обоснования сущности и специфики этого процесса;
- впервые обоснован комплекс организационно-педагогических условий формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, который определяется особенностями субъектов и объектов деятельности;
- разработана и апробирована теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, способных последовательно и максимально эффективно влиять на процесс формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, включающая: цель, принципы, функции, типы, формы, условия, виды осуществления туристической деятельности и конечный результат;
- разработан инструментарий диагностического сопровождения педагогического процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности;
- разработана педагогическая программа формирования культуры межнационального общения молодежи, которая направлена на умение личности осуществлять взаимодействие с представителями других национальностей соответственно нормам и правилам, исторически сложившимся в инонациональной культуре, а также формирование гражданской активности через развитие межэтнической интеграции, на основе демократических ценностей, гражданских прав и свобод, вековых духовных устоев российского общества.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности рассмотрен с позиции теории социально-культурной деятельности. В диссертации обобщены педагогические концепции и положения о методологических и технологических основах формирования культуры межнационального общения молодежи. При этом уточнено и конкретизировано понятие «культура межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности», под которой мы понимаем совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий, обеспечивающая в процессе туристической деятельности полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности. Проведен системно-типологический анализ туристической деятельности, позволивший определить ее потенциал в формировании культуры межнационального общения молодежи.
Выявленная сущностная характеристика процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности позволяет развивать социально-культурную активность личности и проводить ее целенаправленное нравственное воспитание в процессе занятий туризмом.
Разработанный инструментарий диагностического сопровождения педагогического процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности позволяет объективно оценить эффективность проведенной целенаправленной работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс культуры межнационального общения молодежи.
Результаты исследования обеспечивают работников учреждений социально-культурной сферы научно-обоснованными выводами и рекомендациями по организации педагогического процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.
Разработанная авторская педагогическая программа по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности может послужить основой для совершенствования воспитательного процесса с молодежью в различных сферах общественной жизни.
Материалы и выводы диссертационного исследования могут использоваться в деятельности государственных и негосударственных организаций при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ формирования культуры межнационального общения молодежи; при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности молодежи на федеральном и региональном уровнях; в работе центров по организации досуга молодежи; в системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания; целенаправленным анализом педагогической практики; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования; позитивными изменениями в результате реализации программы по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, представляет собой процесс преобразования личности и ее свойств, предполагающий установку на понимание чужой культуры, признание чужой культурной самобытности, умение включать чужие истины в свою позицию, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Понятие «культура межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности», конкретизируется как совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий, обеспечивающая в процессе туристической деятельности полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности.
2. Специфика формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности определяется тем, что при знакомстве с традициями и культурой других народов происходит процесс взаимодействия людей в различных сферах познания, передача и воспроизведение информации, реализуемой в межличностных отношениях, что способствует духовному объединению людей различных народов и наций.
3. Процесс формирования культуры межнационального общения молодежи будет происходить наиболее эффективно при соблюдении ряда организационно-педагогических условий:
- осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включённости в туристическую деятельность;
- учет интегративного подхода, включающего аксиологический, гуманистический, социокультурный, личностно-деятельностный, синергитический и др.;
- построение процесса формирования культуры межнационального общения на принципах этнокультурной толерантности, уважения к своеобразию и уникальности каждой культуры;
- обеспечение единства обучения и воспитания, учебной и внеаудиторной работы;
- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодых людей;
- осуществление воспитательного процесса с использованием туристической деятельности на основе предложенной нами модели;
- построение педагогического процесса на основе разработанной программы по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.
4. Педагогическая модель процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, включающая: цель, принципы, функции, типы, формы осуществления туристической деятельности и конечный результат.
5. Авторская педагогическая программа «Дети Земли» по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, которая развивает способность индивида к эмпатии, этнокультурной толерантности, уважение к своеобразию и уникальности других культур, желание участвовать в диалоге культур.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:
а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах в г. Тамбове, Москве, Рязани, Омске, Белгороде;
б) разработка авторской педагогической программы «Дети Земли» и непосредственное участие в ее реализации в Академии культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, институте туризма и гостеприимства (филиал) РГУТИС (г. Москва);
в) руководство курсовыми проектами в рамках преподаваемых дисциплин: «Проектирование туристических программ», «Основы социально-культурного сервиса и туризма», в институте туризма и гостеприимства (филиал) РГУТИС (г. Москва);
г) социально-культурная, воспитательная и педагогическая работа в институте туризма и гостеприимства (филиал) РГУТИС (г. Москва).
Результаты диссертационного исследования отражены в 9 научных публикациях автора общим объемом 4,3 п.л., в виде научных статей, в том числе в 1 статье, опубликованной в научном журнале «Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина», рекомендованного ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.
Сущность и специфика формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности
Термин «туризм» был введен в литературный обиход примерно в 1800 г., когда в опубликованный во Франции словарь французского языка было включено определение туриста, как путешествующего из любопытства или с целью «убить время». Как полагают отечественные исследователи, слово «туризм» происходит от латинского tornus (движение но кругу, вертеть, вращать) [42], во французском языке "tour" переводится как прогулка, поездка, что наиболее близко современному толкованию этимологии слова «туризм». Несмотря на четкие этимологические корни концепта «туризм», социальная динамика феномена туризма первоначально в условиях развитого индустриального общества, а затем и в эпоху глобализации предопределила его многоплановость как социально-экономического, социокультурного явления. Исключительное воздействие современного туризма на сферы социума стимулировало повышенный интерес к теории и практике туризма со стороны представителей различных наук.
Сегодня существует множество толкований и интерпретаций самого определения «туризм» как за рубежом, так и в России, что свидетельствует, на наш взгляд, с одной стороны, об открытом характере проблемы, и, с другой стороны, об осознании научной общественностью многогранности и сложности туризма как .социального феномена. Так, справочное издание «Энциклопедия туризма» дает тринадцать определений туризма, наиболее общепринятых в зарубежной и отечественной науке [67]. Зачастую противоречивые дефиниции туризма очерчивают круг проблем, связанных с поиском подходов к осмыслению туризма, и в очередной раз подтверждают тот факт, что туризм как явление развивается динамичнее, нежели темпы его актуализации. Представители различных научных подходов по-разному раскрывают природу феномена туризма. Многоаспектность и неоднозначность воздействия социально-экономических туристских практик, эндогенных и экзогенных факторов развития туризма, культурных аспектов туризма, а также глубокая смысловая наполненность концепта «путешествие» обусловили становление теоретико-методологической базы исследования туризма в рамках экономического, социологического, психологического, культурологического, антропологического, социально-философского и других подходов.
Социологический подход к изучению туризма как социокультурного феномена раскрывает его сущностные характеристики в терминах поиска аутентичного опыта, повсеместно манифестируемого современным обществом. Отношение к аутентичному опыту становится важной составляющей институализации социального пространства. Рассматривая типичные объекты туристского потребления, социологи реконструируют смысл общественных составляющих, которым они противопоставлены.
Первые попытки теоретического осмысления туризма в предметном поле относятся к 60-м гг. XX века. Д. Дж. Бурстин в 60-е гг. утверждал, что турист очарован всем ненастоящим и поверхностным - «псевдособытием» [194]. Анализ Д. Бурстина массового туризма как «псевдособытия» связан с его утверждением, что современные американцы не могут испытывать реальность, поскольку вырастают на «псевдособытиях», главным примером чему и является туризм. По мнению Д. Бурстина, механизм туризма заключается в следующем. Изолированный от окружающей среды и местных жителей, массовый турист путешествует в управляемых группах и находит удовольствие в недостоверных искусственных аттракционах, доверчиво наслаждаясь «псевдособытиями» и игнорируя «реальный» мир.
На Западе к 1970-м годам туризм стал объектом антропологических исследований. В рамках данного подхода большой интерес представляют работы американского социолога Д. Маккенела, осуществившего общенаучный анализ туристских потоков с семиотической, антропологической, социальной точек зрения. Д. Маккенел рассматривал туризм как новую теорию досугового класса, одним из первых применил семиотический подход к туризму и расширил хронологические рамки своего исследования - от глубокой древности до современности: «то, что начиналось как деятельность, которая пристала герою (Александр Македонский), постепенно становится целью социально организованной группы (крестоносцы), признаком статуса целого общественного класса (гранд-туры английских джентльменов) и, наконец, перерастает в универсальный опыт (туристы) [218], - писал он. Кроме того, Д. Маккенел подверг анализу генезис туристского опыта и определил факторы, влияющие на его формирование. По его мнению, неаутентичность и поверхность современной жизни воздействуют на характер сенсорных впечатлений жителя мегаполиса: быстрая смена образов, острая неоднородность в том, что схватывается взглядом, и неожиданность полученных впечатлений являются симптомами туристского опыта.
Тематизируя проблему аутентичности туристского опыта, Д. Маккенел утверждал, что туристы-созерцатели побуждаются желанием увидеть жизнь такой, какой она реально проживается, даже прожить ее вместе с коренными жителями, и в то же время они никогда не смогут достичь этих целей. Все туристы для Маккенела воплощают поиски аутентичности, и эти поиски -современная версия всечеловеческого стремления к священному [218].
Анализ поведения туриста как в повседневной обстановке, так и на отдыхе привел социолога к следующим выводам. По Д. Маккенелу, турист -модель современного человека «вообще» (modern-man-in-general), характерная для статистического представителя среднего класса западного мира, «прочесывающего мир в поисках опыта и впечатлений» [218]. Еще в 1973 году Д.Маккенел впервые определил туристский опыт как «сценическую подлинность» (staged authenticity), подразумевая то, что турист стремится к «прошлому, природе, всему незападному», тому, что им обещали создатели туристского продукта и что позволяет им самоидентифицировать при встрече с нетипичным, с другим. Он также высказал предположение, развиваемое позднее Ж. Бодрийяром и Дж. Урри, о том, что коммерческая природа туризма инициирует создание туристского пространства, состоящего из туристских достопримечательностей-«кривых зеркал», которые отражают внешнее содержание, но не являются подлинными достопримечательностями, желаемыми туристами в реальности.
Н.Грэберн акцентировал внимание на анализе влияния туристских процессов на взаимоотношения между метрополией и периферией, имущественными классами, оседлостью и маргинальностью [213]. Кроме того, совместно с Д. Маккенелом он исследовал проблему аутентичности в туризме, предлагая шкалу туристской мотивации, удовлетворения и поведения в контексте социокультурного повседневного окружения туристов. Многие работы Н.Х.Х. Грэберн посвятил изучению туризма на стыке культур в свете распространяющегося взаимопроникновения между Европой и Северной Америкой.
Антропологи подчеркивают значение туризма в формировании «новой реальности» современной западной цивилизации. Для описания последней Д. Клиффорд предлагает понятие travelling culture — это и «путешествующая культура», и вместе с тем «культура путешествий», т. е. культура, делающая ставку на гибридный, космополитический опыт саморепрезентации [214].
Моделирование процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической о деятельности
На основе изучения различных теоретических подходов к изучаемой проблеме нами была разработана педагогическая модель формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности. Разработанная нами модель включает: цель, принципы, функции, типы, формы осуществления туристической деятельности и результат (Рис.1). Педагогическая модель представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных последовательно и максимально эффективно осуществлять формирование культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности. В модели отражены функции туристической деятельности, обусловленные необходимостью удовлетворения культурных потребностей личности. Основу туристической деятельности составляют направления на: - рекреационно-оздоровительные аспекты организации туристической деятельности: отдых и организация досуга граждан, эмоциональное раскрепощение; - адаптацию и интеграцию молодых людей в «социальную ткань» общества, их подготовка к многочисленным культурным, социальным и экономическим переменам, происходящих в обществе. Кроме того, соответствующая организация туристической деятельности позволяет устранить проблемы в образовании и культурном уровне, так как она сглаживает определенные различия и предупреждает возникновение конфликтов путем устранения социально- культурных аномалий; образовательную функцию — специальная организация туристической деятельности позволяет дополнить имеющееся образование и акцентировать внимание на определенных культурных аспектах, дает знания, расширяет кругозор, формирует способность доходить до сущности явлений, что помогает определить жизненные перспективы; - воспитательную — туристическая деятельность несет в себе коллективистические начала, осваиваются нормы коллективного поведения, воспитывается дружба, солидарность, взаимовыручка, гуманность, социальный альтруизм, готовность придти на помощь и т.д.; - креативную - формирование творческого видения и восприятия окружающего мира. Эта функция прослеживается в поездках, в процессе экскурсий и т.д.; - эстетическую — вырабатывается способность воспринимать красоту в окружающем мире, давать оценку эстетическим восприятиям, развивается эстетический вкус; - и, самое важное, коммуникативную функцию - туризм включает в себя связи и взаимодействия между представителями различных народов и наций, возникающие в связи с удовлетворением их разнообразных потребностей, что дает возможность молодому человеку познать меру и эталоны подлинно человеческих форм общения и поведения. Все это позволяет человеку освоить культурное наследие различных народов и наций.
Рассмотренные функции предполагают конкретные пути практического воплощения, и определенные формы деятельности: поездки, экскурсии, походы, путешествия, экспедиции, соревнования и др. Характер, направленность, формы деятельности определяют конкретные типы деятельности: тематические, походные, физкультурные, рекреационно-оздоровительные, комбинированные. Формирование культуры межнационального общения в процессе туристической деятельности Основная цель Понимание чужой культуры, признание чужой культурной самобытности, умение включать чужие истины в свою позицию, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс
Социальности, активности, привлекательности, эмоциональной насыщенности, единства целей и интересов, доступности, дифференцированного подхода, доступности, доверия, доброжелательности Модель осуществления туристической деятельности ПО формированию межнациональной культуры молодежи Под целью туристической деятельности мы понимаем формирование культуры межнационального общения молодежи, предполагающее установку на понимание чужой культуры, признание чужой культурной самобытности, умение включать чужие истины в свою позицию, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс.
Среди видов деятельности туристических клубов мы выделяем: познавательную, спортивную, деловую, хобби, игровую, религиозную и т.д.
Анализ работ ведущих теоретиков и специалистов социально-культурной деятельности М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д.Жаркова, Т.Г Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко и др. позволяет определить принципы туристической деятельности по формированию культуры межнационального общения молодежи.
Принцип социальности - основывается на том, что именно в туристической деятельности находит своеобразное миниатюрное выражение вся гамма общественных отношений, человек «мягко», ненажимно входит в социум, в иную культуру, включается в систему этих отношений. Данный принцип предполагает адаптацию и интеграцию индивидуумов в «социальную ткань» общества, их подготовку к многочисленным культурным и социальным переменам, происходящих в обществе.
Принцип активности — предполагает активные деятельные формы проведения свободного времени, во время которых люди принимают участие в культурной жизни, проводят досуг с целью развития своих способностей и самосовершенствования.
Быстрое развитие активных форм проведения отпусков, наблюдающееся в последние годы является отражением потребности в более содержательном и продуктивном использовании времени, проводимого в туристских поездках, в культурном, физическом и познавательном отношениях. Принцип привлекательности предполагает свободный выбор форм, типов и видов деятельности в соответствии с собственными интересами. Именно хобби зачастую обуславливает желание людей совместно проводить досуг, получая при этом положительные эмоции.
Принцип эмоциональной насыщенности. Духовное развитие молодого человека во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между людьми. Туристическая деятельность - это то пространство, где как раз и устанавливаются такие духовные контакты на основе психологической совместимости, желании и умении общаться между собой. Туризм с его атмосферой любви, близости, делает общение желанным, эмоционально насыщенным, удовлетворяет его потребностям в положительных эмоциях.
Кроме того, общение в туризме оказывается мощным импульсом, в дальнейшем дающим простор для эмоциональных переживаний, реализации потребностей, тем самым, становящимся подлинной школой чувств. Это особенно важно с точки зрения эмоционально-нравственного развития личности в эпоху, когда интелектуализация и рационализация человеческих отношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточности».
Принцип единства целей и интересов — туризм включает в себя связи и взаимодействия между членами того или иного объединения, возникающие в связи с удовлетворением их разнообразных потребностей: единство целей, интересов. Именно в соответствии с этим принципом туристы могут объединяться для совместных путешествий, экскурсий, походов и т.д. В зависимости от того, какая организационная структура лежит в основе группы, она может быть постоянной или временной.
Изучение современного состояния культуры межнационального общения молодежи
Современное человечество составляет около 3000 этнических сообществ. Обеспечение сожительства различных этносов в рамках единого социума и стабильность общественного развития в нем представляют серьезную проблему для каждого полиэтнического государства.
Из более 200 государств, существующих сегодня, лишь 20 считаются этнически гомогенными, этнические меньшинства составляют в них менее 5 населения.
Поэтому на сегодняшний день единственно разумной идеологией и политикой современных государств, которые все больше становятся полиэтническими, является соблюдение принципа толерантности, то есть позитивное отношение к присутствию в социуме всевозможных этнических сообществ и добровольная адаптация социальных и политических институтов к потребностям и интересам разных социокультурных групп.
Как одно из крупнейших в мире многонациональных государств, как государство, стремящееся развивать демократические принципы, и права человека, Российская Федерация не может оставаться в стороне от общеевропейских и мировых процессов.
Внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений вызвано геополитическим положением России как евроазиатского многонационального государства, в котором проживают представители более двухсот наций, народов и национальностей, в том числе 89 коренных народов, каждый из которых имеет разное вероисповедание, сложную и особую историю, обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.
Существенной закономерностью современного общества является рост масштабов межэтнического и межкультурного взаимодействия как массового явления. Вместе с тем, культура межнационального общения, цивилизованные формы и нормы поведения людей в сфере межнациональных отношений остаются в течение многих лет одной из наименее разработанных, наименее освещенных научно-теоретических проблем национальных отношений. Являясь одной из форм межнационального, межэтнического, взаимодействия социальных общностей и индивидов, межнациональное взаимодействие нуждается в социально-культурном, политико-правовом, морально-психологическом регулировании, социальном контроле.
Межнациональное межкультурное общение в настоящее время связано в ряде территорий с трудностями и сложностями переходного периода, межэтническими конфликтами, потоками беженцев и вынужденных переселенцев, в значительной степени политизированным общественным сознанием. Снизить влияние этих неблагоприятных факторов на сознание личности можно лишь в том случае, если удастся совместить сохранение и возрождение культур народов субъектов Российской Федерации, составляющих неотъемлемую часть мировой культурной палитры. Современная практика межнационального общения требует иного сознания, создания новых правовых, нравственных и социальных норм, регулирующих отношения, в которые вступают этносы и представители разных национальностей в ходе переустройства модели и структуры общества.
Сегодня по-прежнему в мире весьма сильны расистские, религиозно-экстремистские, профашистские настроения. В настоящее время, используя средства культуры, у каждого человека необходимо развивать межнациональную толерантность, формировать: - чувство принадлежности к своему народу, к своему этносу, любовь и уважение к своим традициям и истории родного народа, стремление владеть своим национальным языком, своей культурой; - чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального тщеславия, от представлений о своей этнической исключительности; - чувство принадлежности к мировому (и европейскому) сообществу, чувство ответственности за судьбы не только своего народа, своей страны, но и всего мира.
В настоящее время государством признана первостепенная роль культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России, развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств - участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных регионах.
В определенной мере это еще более повышает социальную значимость учреждений культуры, которые реализуют особую миссию, заключающуюся в созидании духа отечественной культуры, формировании и укреплении ее ядра.
В силу своей специфической деятельности учреждения культуры не только располагают богатейшим культурным и духовным наследием, являются хранителями и преемниками исторической и культурной памяти народа и посредниками в ее передаче последующим поколениям, сохраняют и приумножают культурное наследие, но и отвечают за сохранение культурных традиций народов России, ее культурного многообразия, формирование системы позитивных ценностей, несут ответственность за будущее страны, ее созидательный и творческий человеческий потенциал. С целью изучения проблемы состояния формирования культуры межнационального общения молодежи в российском обществе мы провели мониторинг деятельности органов управления и учреждений культуры ряда областей.
Реализация организационно-педагогических условий по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности
Формирующий эксперимент был проведен в течение 2008-2009 гг. на базе Российского государственного университета г. Москва. В формирующем эксперименте принимали участие те же молодые люди, которые участвовали в констатирующем эксперименте — студенты Российского государственного университета — 87 человек.
Задачами формирующего эксперимента являлась разработка и апробация педагогической программы по формированию культуры межнационального общения молодежи, которая осуществлялось в рамках коммуникативно-направленной организации туристической деятельности.
Прежде всего, организация эксперимента по формированию культуры межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности потребовала осмысления различных методов, используемых для решения задач исследования. Наиболее распространенным методом формирования различных коммуникативных качеств является тренинг. Понятие «тренинг» напрямую связано с активными методами обучения. В практике коммуникативного обучения используют такие виды тренинга, как сенситивный, коммуникативный, мотивационный и др. В психологии, управлении персоналом и ряде других областей науки и практической деятельности термин «тренинг» (от англ. training - воспитание, обучение, подготовка) приобрел свою специфику и обычно связывается с комплексом упражнений, проводимых на умственном, интеллектуальном и психологическом уровне и осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе.
В технологическом плане тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования коммуникативных умений и навыков, повышения эффективности тех или иных видов деятельности.
В тренинге реализуются два основных подхода: поведенческий, ориентированный на повышение коммуникативной компетенции, и личностно-развивающий, направленный на изменение личности. Основные задачи: повышение социально-психологической компетенции участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими; формирование активной социальной позиции участников и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; повышение уровня культуры общения.
Начало научной истории использования групповых методов в обучении, формировании тех или иных личностных качеств относится к началу XX века, хотя многие ученые задолго до этого отмечали способность группы оказывать благоприятное воздействие на личность. В первое десятилетие XX века начали складываться экспериментальные техники исследования малых групп.
К.С.Станиславский разработал систему подготовки актера во взаимодействии с другими создателями спектакля, давшую много ценного для дидактики групповых творческих методов, разработкой которых впоследствии занималась С.В.Гиппиус.
Особый вклад в рассматриваемую проблему внесла советская педагогика как система коллективного воспитания. Обучающий и воспитывающий эффект группы был отмечен в теории и практике формирующего воздействия коллектива на личность (в трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.).
История групповой психотерапии в США включает «репрессивно-вдохновляющий подход» Дж. Пратта, психодраматические и социометрические методы Я.Морено, психоаналитические принципы З.Фрейда и гуманистическую ориентацию в психологии К.Роджерса.
В отечественной науке была предпринята попытка описать взаимодействия и взаимоотношения в группах на основе деятельностного опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности — стратометрическая концепция интрагрупповой активности в работах А.В.Петровского. Достаточно широко освещенным в научной литературе представляется понятие социально-психологического климата, механизмы воздействия группы на личность. Использование активных групповых методов психолого-педагогического воздействия отражено в работах Ю.Н.Емельянова, Л.А.Петровской и др.
В настоящее время получил развитие не только теоретический, но и прикладной аспект проблемы. Публикуется множество сборников различных игр и упражнений, коррекционных программ, направленных на развитие коммуникативных качеств личности (работы Н.В.Самоукиной, В.В.Петрусинского, А.С.Прутченкова, Н.И.Козлова и др.). В методических разработках и сценариях проведения занятий представлен оригинальный синтетический подход к использованию групповых методов самых разнообразных форм, психологических течений и направлений. На роль использования этих методов в создании привлекательной для молодежи воспитательной среды, благоприятной для формирования нравственной и коммуникативной культуры, навыков оптимального общения указывается в работах Н.И.Козлова, А.П.Егидеса, Л.Д.Столяренко и др.
Таким образом, можно отметить, что сегодня роль группы в формировании коммуникативных качеств личности освещена достаточно широко.
К факторам, побуждающим к активности, относятся: познавательный интерес или личная заинтересованность в познании; творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер проведения занятий, динамика и драматизация; эмоциональное воздействие разных факторов. Активным групповым методом может быть назван любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в туристической деятельности.
Активные групповые методы можно условно классифицировать следующим образом: а) дискуссионные методы; б) игровые методы; в) сенситивный тренинг. Дискуссионные методы. Групповая дискуссия повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности. Объектом дискуссионного обсуждения могут быть: реальные случаи, ситуации межличностного взаимодействия, морального выбора. Ценность метода чрезвычайно велика, поскольку именно однородность группы по интересам, доминирующим ценностям (что характерно именно для туристических объединений) обеспечивает ее эффективность.
Метод групповой дискуссии способствует уяснению каждым участником своей точки зрения, развитию инициативы, коммуникативных качеств и умения пользоваться своим интеллектом; помогает решать следующие задачи: а) обучать участников анализу реальных ситуаций, возникающих в процессе туристической деятельности; б) прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми; в) моделировать сложные ситуации.
Отметим, что дискуссионные методы имеют определенный недостаток - обращенность преимущественно к интеллектуальной стороне личности. Кроме того, человек реагирует не столько на предлагаемую ситуацию, сколько на свое восприятие этой ситуации, зависящее от системы его установок. Плюсом технологии является активное взаимодействие участников группы, что способствует формированию коммуникативной культуры.