Введение к работе
Актуальность исследования. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, позволяющим быть успешным в социальном взаимодействии.
На фоне сложных социальных проблем, как никогда, становится важным воспитание у подрастающего поколения навыков этикета – совокупности сформированных, социально значимых качеств личности, поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности и этики, определяющей правила поведения людей в различных местах и при самых разных обстоятельствах.
Культурный уровень того или иного человека, в первую очередь, оценивается по его внешним проявлениям, т.е. поведению. Этикет, являясь одним из способов оформления социальных взаимодействий, позволяет адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде.
Наибольший интерес в этом плане представляет дошкольный возраст, так как именно в это время закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, формируются первые мироощущения, необходимые в последующей жизни взрослому человеку.
Дошкольное образование, являясь первоосновной социокультурного становления личности ребенка, в состав содержательной стороны жизнедеятельности детей включает искусство как базовый компонент образовательного процесса, направленный на формирование эстетических и нравственных чувств ребенка к реальному миру.
Актуальность проблемы отражена в ряде правительственных концептуальных документов, касающихся образования и воспитания подрастающего поколения: в Законе «Об образовании» (1992 г.); в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); в «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.); в Концепции развития образования в сфере искусства и культуры на 2008-2015 гг. (принятой постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р); в выступлении Президента РФ на расширенном заседании государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», в котором подчеркнута направленность политики государства в настоящее время и в перспективе на развитие человека во всех его проявлениях, особенно на удовлетворение его экономических, культурных и образовательных потребностей.
Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений, обусловлена ее синтезирующим характером. Движения под музыку можно рассматривать не только как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка, но и как развитие его личности в целом.
Несмотря на довольно активное изучение музыкального развития детей (приобщение их к творчеству в танцевальной деятельности, использование музыкально-хореографических традиций в музыкально-двигательном развитии дошкольников, полихудожественный подход к освоению детьми образной природы хореографии и пр.), исследованы далеко не все возможности хореографического искусства в развитии личности дошкольника.
Степень научной разработанности проблемы. Информационную и теоретическую базу исследования составили работы, затрагивающие различные направления философской, эстетической и искусствоведческой мысли в исследовании закономерностей развития искусства танца. Приступить к изучению обозначенной в диссертации проблемы позволил общий уровень науки об искусстве хореографии, достигнутый благодаря работам: Л.Д. Блок,
Ф.В. Лопухова, В.М. Красовской, Ю.А. Бахрушина, В.В. Ванслова, Е.Я. Суриц, М.М. Фокина, К.Я. Голейзовского, Ю.И. Слонимского, Ю.М. Чурко,
А.М. Мессерера, В.М. Гаевского, И.А. Моисеева, Г.Н. Добровольской,
И.В. Ступникова, А.П. Кириллова, И.А. Герасимовой, Д.Н. Катышевой и др.
Проблеме детского самодеятельного хореографического творчества, различным его аспектам посвящено значительное количество трудов. Анализ указанной литературы показывает, что в наибольшей степени она представляет разработку методических вопросов: методики организации детских хореографических коллективов, методики преподавания хореографических дисциплин, методических указаний по формированию детского репертуара (А.Н. Беликова, Г.О. Бильченко, Л.Н. Богаткова, М.С. Боголюбская, Е.В. Голикова,
Ю.И. Громов, В.П. Ивинг, О.В. Кветная, Е.В. Конорова, В.С. Константиновский, Г.Г. Кореневский, Э.А. Куруленко, Е.В. Николаева, В.В. Окунева,
Т.В. Пуртова, А.А. Радугин, В.Н. Светинская, Т.Б. Хазанова-Нарская и др.).
Особое значение для нашей работы имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка,
О.А. Дорожкиной, А.Д. Жаркова, А.С. Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, Ю.Д. Красильникова, В.М. Рябкова, А.В. Соколова, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др., в которых рассмотрены функции, принципы, средства социально-культурной деятельности, а также основные механизмы воздействия методов социально-культурной деятельности на различные категории населения.
Педагогические возможности социально-культурной деятельности изучались Т.И. Баклановой, Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жарковым, Л.С. Жарковой, Е.В. Литовкиным, Ю.А. Стрельцовым, А.А. Сукало, В.Я. Суртаевым, Б.А. Титовым, В.Е. Триодиным, В.М. Чижиковым и др.
Между тем, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема формирования навыков этикета у дошкольников полностью не решена. На наш взгляд, именно хореографическая деятельность обладает огромным потенциалом в решении данной проблемы, поэтому представляется необходимой научная разработка комплекса социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:
– актуализацией требований, которые предъявляются сегодняшней ситуацией к культурному уровню современного человека, и недостаточным умением оформления социальных взаимодействий, позволяющих ему адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде;
– существующей сензитивностью дошкольного возраста к овладению навыками этикета и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее формирования;
– потенциальными возможностями хореографии в нравственном и эстетическом воспитании детей, обусловленными ее синтезирующим характером, и недостаточным их использованием в воспитательном процессе с дошкольниками по обучению навыкам этикета;
– имеющимися отдельными эмпирическими наработками по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности и недостаточной разработанностью научных подходов к решению проблемы.
Совокупность указанных противоречий позволила нам сформулировать проблему, которая заключается в научном обосновании социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
В качестве объекта исследования выступает формирование навыков этикета у дошкольников как способа социального взаимодействия.
Предметом исследования являются социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
Цель исследования – обоснование, разработка и апробация социально-культурных условий формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
Задачи исследования:
-
Осуществить анализ основных научно-теоретических подходов к проблеме формирования навыков этикета у дошкольников как способа социального взаимодействия и, изучив потенциал хореографии в решении данной проблемы, обосновать сущность и специфику формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
-
Выявить и экспериментально обосновать социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
-
Разработать модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
-
Разработать критериальный аппарат, позволяющий проводить объективную оценку воспитательной деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников.
-
Разработать и апробировать педагогическую программу по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что формирование навыков этикета у дошкольников будет происходить эффективнее при следующих социально-культурных условиях:
признание приоритетности формирования навыков этикета в процессе педагогической деятельности с детьми как способа их успешного взаимодействия в социуме;
использование потенциала хореографической деятельности в формировании навыков этикета у дошкольников;
выявление факторов, способствующих оптимизации педагогического процесса по формированию навыков этикета у дошкольников;
разработка модельного подхода к формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности;
построение деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности на основе комплексной педагогической программы;
наличие подготовленных педагогов для организации деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников;
сотрудничество педагогического коллектива и семьи;
проведение оценки сформированности навыков этикета у дошкольников на основе системы выделенных критериев и показателей.
Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются труды по философии и теории искусства, эстетике, психологии и педагогике. В частности, ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:
– культурологический и искусствоведческий подход к хореографии (Г.Ф. Богданов, И.О. Дубник, А.В. Солодовников, В.И. Уральская и др.), определяющие роль искусств в развитии личности (А.Н. Столович, В.Н. Семенов, В.С. Селиванов, Б.М. Теплов, П.А. Флоренский и др.);
– понимание единства личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь,
A.A. Бодалев, Л.П. Буева, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко,
А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, A.B. Петровский, В.А Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и др.);
– взаимодействие искусства и воспитания, отраженное в работах известных психологов: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.;
– современные подходы к проблемам гуманизации образования (Ш.А. Амоношвили, А.Г. Асмолов, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская,
М.В. Бугуславский, A.B. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.В. Сенько, B.В. Сериков, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);
– понимание искусства как сферы особого культурного опыта (Д.С. Лихачев, Т.Е. Шехтер, Ю.М. Шор, М.С. Каган, В.В. Бычков, О.А. Кривцун,
Ю.Б. Борев, Е.Г. Яковлев и др.);
– психологическое и социально-психологическое обоснование процессов художественного восприятия (Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, М.С. Каган, О.А. Кривцун, Д.А. Леонтьев, П.В. Симонов и др.);
– понимание культурной традиции как способа осуществления преемственности тенденций творческой деятельности прошлого, имеющих значение для современного развития (Д.С. Лихачев, А.С. Запесоцкий, В.Г. Лукьянов и др.);
– понимание исторически сложившихся типов эстетического сознания, где ключевым является понятие «категории детства», от сохранения или утраты которого зависит творческий потенциал личности (А.А. Радугин);
– культурологические аспекты воспитания: приобщение детей к ценностям, обеспечивающее восхождение детей к культуре (Н.В. Бордовская,
З.И. Васильева, О.С. Газман, И.Н. Емельянова, М.С. Каган, И.А. Колесникова, В.А. Конев, Н.Б. Крылова, A.A. Реан, Е.В. Титова и др.);
– социально-культурные аспекты формирования и развития нравственных и эстетических ценностей в исследованиях М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Л.С. Зориловой, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина,
B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, В.Я. Суртаева, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ философской, культурологической, психологической, педагогической и другой литературы; систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование; эмпирические – анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; методы математической обработки полученных результатов.
Базы исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской дворец культуры г. Котовска» Тамбовской области и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Сказка» г. Котовска Тамбовской области.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2012 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе (2009-2010 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены социально-культурные условия и разработана педагогическая модель педагогического процесса по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
На втором этапе (2010-2011 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялась экспериментально-практическая работа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, изучались различные подходы к исследуемой проблеме на практике, проводилось анкетирование с целью выявления уровня сформированности навыков этикета у дошкольников; были экспериментально апробированы социально-куль-турные условия формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
На третьем этапе (2011-2012 гг.) подводились итоги исследования: осуществлялась проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, были сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Проводилось описание полученных результатов и их внедрение в практику.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
– процесс формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности рассмотрен с позиции социально-культурной деятельности, при этом в рамках предпринятого анализа автор уточняет и расширяет трактовку сущности понятия «формирование навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности» и специфики хореографического искусства в формировании навыков этикета у дошкольников;
– дано авторское определение понятию «формирование навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности», которое дает возможность её педагогической операционализации на уровне критериев и показателей учебно-воспитательного процесса;
научно обоснована, разработана и апробирована авторская педагогическая система формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, включающей в себя: целевой компонент (цели и задачи педагогической системы); социально-психологический компонент (взаимодействия субъектов в процессе формирования навыков этикета у дошкольников); технологический компонент (формы деятельности, методы и средства хореографической деятельности, используемые в процессе формирования навыков этикета у дошкольников); диагностический компонент (диагностический комплекс, необходимый для выявления эффективности системы формирования навыков этикета у дошкольников); результативный компонент (характеристика результатов применения разнообразных видов хореографической деятельности; разработке диагностического инструментария, позволяющего определить сформированность навыков этикета у дошкольников на основе показателей поведенческих признаков, проявляющихся в реальном учебно-воспитательном процессе).
– определены социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников;
– разработана и охарактеризована педагогическая модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, которая позволяет помочь в реализации творческого потенциала детей дошкольного возраста через различные средства, формы и методы социально-культурной деятельности;
– предложен критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни сформированности навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют научные представления о потенциале хореографической деятельности в решении проблемы формирования навыков этикета у дошкольников.
Выявленные и научно обоснованные социально-культурные условия осуществления педагогической деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией, что позволяет проводить целенаправленное воспитание дошкольников, эффективно формировать у них навыки этикета.
Разработанный критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни сформированности навыков этикета у дошкольников, позволяет давать объективную оценку проводимой педагогической работе.
Разработанная в исследовании педагогическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовывать педагогическую работу с дошкольниками, результатом которой будет повышение уровня сформированности навыков этикета.
Полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы в разработке воспитательных систем в различных типах учреждений дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации по организации хореографической деятельности дошкольников, в процессе которой у них будут эффективно формироваться навыки этикета.
Расширены педагогические знания о возможности использования потенциала хореографической деятельности в воспитательной работе с дошкольниками.
Разработана педагогическая программа «Волшебный мир танца» по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, содействующая гармоничному развитию дошкольника, развитию у него чувства гармонии. Педагогическая программа по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности может служить основой для совершенствования воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в направлении оптимизации использования средств, продуктивно применяющихся в педагогической работе.
Разработанное диагностическое сопровождение процесса формирования навыков этикета у дошкольников, включающее критерии, показатели и уровни его сформированности, позволяет осуществлять мониторинг данного процесса.
Материалы и результаты исследования могут быть применены специалистами учреждений общего и дополнительного образования, центров развития и других учреждений при проведении педагогической работы, могут иметь практическую ценность для совершенствования методической подготовки воспитателей и специалистов для работы с детьми дошкольного возраста: в учебно-педагогическом процессе высших и средних учебных заведений.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов была обеспечена их согласованностью с фундаментальными положениями педагогической теории; целенаправленным анализом педагогической практики; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования; количественной и качественной обработкой репрезентативного материала; взаимопроверкой полученных результатов; адекватностью методов исследования его целям и задачам; согласованностью основных положений теоретических подходов с данными экспериментальных исследований.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений: выступления соискателя перед педагогической и научной общественностью на международных и всероссийских научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах; разработка авторской педагогической программы «Волшебный мир танца» по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, ее основных компонентов и непосредственное участие при ее реализации.
Результаты диссертационного исследования отражены в 12 научных публикациях автора, общим объемом 4,4 п.л., в том числе в 3 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности трактуется как целенаправленный педагогически регулируемый и координируемый процесс включения детей в танцевальную деятельность, позволяющий приобрести комплекс знаний, умений и навыков, регламентирующий их поведение в различных ситуациях в соответствии с общепринятыми в обществе нормами нравственности, правилами учтивости и вежливости, способствующими достижению взаимопонимания и удовлетворяющими совокупности требований и ожиданий, предъявляемых к человеку современным обществом.
2. Специфика хореографического искусства в формировании навыков этикета у дошкольников определяется уникальностью педагогического воздействия танцевальной деятельности на сознание, чувства и поведение детей, позволяющего формировать общую поведенческую культуру, приобретать определенные манеры и принятые в обществе способы общения с окружающими.
3. Социально-культурные условия формирования навыков этикета у дошкольников, включающие: использование потенциала хореографической деятельности в формировании навыков этикета у дошкольников; признание приоритетности формирования навыков этикета в процессе педагогической деятельности с детьми как способа их успешного взаимодействия в социуме; выявление факторов, способствующих оптимизации педагогического процесса по формированию навыков этикета у дошкольников; разработку модельного подхода к формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности; построение деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности на основе комплексной педагогической программы; наличие подготовленных педагогов для организации деятельности по формированию навыков этикета у дошкольников; сотрудничество педагогического коллектива и семьи; проведение оценки сформированности навыков этикета у дошкольников на основе системы выделенных критериев и показателей.
4. Педагогическая модель формирования навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, включающая цель, задачи, принципы, условия, этапы организации педагогической деятельности, содержание, функции, формы, методы, средства, критерии, показатели и уровни оценки, предполагаемый результат деятельности.
5. Педагогическая программа «Волшебный мир танца» по формированию навыков этикета у дошкольников в процессе хореографической деятельности, которая направлена на повышение уровня знаний детей о нормах и правилах поведения; формирование навыков общения между мальчиками и девочками, а также со взрослыми; воспитание культуры бережного отношения к окружающему; формирование гигиенических навыков; воспитание нравственно-волевых качеств личности, используя язык хореографии.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.