Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности Горева Лариса Валерьевна

Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности
<
Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Горева Лариса Валерьевна. Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Тамбов, 2001 277 c. РГБ ОД, 61:02-13/690-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Народная художественная культура как основа реализации творческого потенциала личности в современной социально-культурной среде

1.1. Этнопедагогические основы развития творческих способностей личности в современном социуме

1.2. Эволюция психолого-педагогических концепций развития творческого потенциала личности .

1.3. Социально-педагогический потенциал народной художественной культуры в развитии творческих способностей личности.

Глава 2. Социально-педагогические факторы развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности .

2.1 Теоретическое обоснование экспериментальной системы развития творческой активности детей в процессе освоения народной художественной культуры

2.2 Педагогические технологии системы развития творческой активности детей в процессе освоения народной художественной культуры

2.3 Эффективность педагогической системы развития творческой активности детей в процессе освоения народной художественной культуры

Заключение 223

Литература 230

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях, как в нашей стране, так и за рубежом в центре внимания педагогической теории и практики оказывается проблема развития творческих способностей в процессе эстетического воспитания. Новые реалии требуют переосмысления проблемы формирования творческой активности личности, которое связано с развитием мотивационно-ценностного отношения к исторически сложившимся традициям этнохудожественного воспитания, обеспечением функциональной полноты содержания подготовки специалистов-этнокультурологов к работе с подрастающим поколением

Данная проблема получила признание на международном и федеральном уровнях, в частности в рамках разработки и реализации программных и нормативных документов, проведении научных конференций, реализации педагогических проектов. Так, в "Концепции дошкольного воспитания", принятой решением коллегии Госкомитета СССР по народному образованию /16.06.89 №7/1/, непосредственно акцентируется внимание на формирование компонентов творческой деятельности, которые составляют базис личностной культуры ребенка. Развитие творчества способствует высокой динамичности, гибкости поисковой деятельности, направленной на получение оригинальных художественных результатов. В процессе творческой деятельности формируются важные личностные качества, которые позволяют физически и духовно раскрепощать детей, что приводит к максимальной самореализации ребенка, формированию свободы детского восприятия и мышления.

В принятой к реализации программе "Одаренные дети: природа, диагностика, развитие" (1996 г.) на первый план выдвигается задача развития творческой активности детей в естественных условиях, отходя от "лабораторных" исследований и констатации наличия или отсутствия способностей к развитию с помощью специально организованных занятий творче-

4 ством Среди ключевых положений данной программы выделены следующие:

разработка фундаментальных проблем творчества, природы и методов выявления одаренности и талантливости детей;

разработка методов творческого обучения и воспитания;

координация исследовательских проектов и поддержка инициативных ученых и педагогов;

выявление и развитие специальной одаренности (художественной, математической и др.).

В качестве наиболее актуальных направлений педагогических изысканий в рамках программы определены:

исследование форм и методов проведения занятий;

исследование конкретных видов способностей (музыкальных, изобразительных, театральных) детей дошкольного возраста;

исследование и анализ актуальной проблемы подготовки дошкольных педагогических кадров.

Проблема развития творческой активности детей нашла отражение и в принятой ЮНЕСКО «Конвенции о правах ребенка» (1986), где непосредственно указывается на необходимость учитывать в воспитании и образовании детей «традиции и культурные ценности каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка». Причем, государства-участники ЮНЕСКО «уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха» (Преамбула, ст.31).

Таким образом, документы международного и федерального уровней прямо указывают на значимость освоения детьми национального культурного наследия, поскольку традиционная художественная культура не только позволяет направлять педагогический процесс по пути гумани-

5 зации, но и непосредственно воздействует на формирование и развитие

художественно - творческих способностей детей, создавая эмоционально благоприятную обстановку для развития каждого ребенка. Практическим воплощением данного положения является создание студий раннего развития детей, деятельность которых строится на основе альтернативной педагогики, в их программы входят различные виды творчества.

Решение проблемы развития творческой активности детей в системе этнохудожественного образования получило разработку в ряде регионов страны в виде авторских программ, направленных на приобщение ребенка к национальной культуре («Светлица» (Бакланова Т.И.), «Горенка» (М.В.Хазова), «Оберег» (Е.Г.Боронина), «Берегиня» (Васеха Л.В.) и др.), а также совместного проекта Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации и Гуманитарного издательского центра «ВЛАДОС», цель которого заключается в обеспечении методической литературой педагогических кадров сферы культуры и образования.

Однако до настоящего времени проблема развития творческой активности детей в системе этнохудожественного образования не нашла достаточного методологического обоснования и отражения в содержании учебного процесса. Предпринимаемые попытки творческой актуализации детей не всегда реализуются с учетом имеющегося регионального социально-педагогического и историко-культурного потенциала и не представляют собой системный целенаправленный процесс формирования и развития креативности.

Это обусловило поиск социально-культурных условий развития творческой активности детей в системе комплексного этнохудожественного воспитания, и, соответственно, возникла необходимость анализа и уточнения понятия «творческая активность», рассматриваемого нами

как психический процесс создания новых ценностей на основе присвоения материальных и духовных богатств этнической культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема развития творческих способностей, их природа, условия их формирования исследовались педагогами, психологами, философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков, но и на сегодня не решен вопрос об условиях, методах их развития.

К настоящему времени создан общетеоретический фундамент этно-художественного воспитания детей в процессе творческой деятельности. Проблема этнохудожественного образования широко представлена в трудах Т.И.Баклановой, Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, Т.Я.Шпикаловой, Ю.Л.Рудь, А.П.Усовой, С.В.Телициной, А.В.Молчевой, Ш.А.Мирзоева, Г.А.Курушевой, З.Б.Ложновой, Т.А.Брюхановой, Е.Л.Христовой, Ц.Н.Шейтановой и др. В их работах раскрываются проблемы сохранения и возрождения традиционной народной культуры, рассматриваются направления развития этнохудожественного образования в России.

Особое значение для нашего исследования имеют работы В.С.Воронова, А.С.Канцедикаса, Э.Г.Скворцова, П.Г.Богатырева, М.Н.Некрасовой, М.М.Громыко, В.Е.Гусева, И.Я.Богуславской, В.М.Григорьева, Г.А.Дубрызовой, Т.С.Комаровой, Л.Б.Рыловой, Э.И.Сокольниковой, Е.И.Коряжкиной, рассматривающие основополагающие факторы взаимодействия народного искусства и творческого процесса, народного творчества и народной педагогики.

Наше внимание также привлекли диссертационные исследования Р.И.Жуковой, Н.С.Карпинской, Е.А.Трусовой, Г.Н.Новиковой, Н.С.Александровой, С.А.Улановой, А.М.Магомедова, Ш.А.Мирзоева, З.Д.Киекбаева, С.И.Раимова, Х.Я.Раннап, Б.М.Неменского, посвященные рассмотрению детского творчества как компонента эстетического воспитания.

Формирование творческого потенциала на основе народного искусства и фольклора определяется в трудах Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Н.Б.Халезовой, Н.А.Метлова, М.А.Медведева, Е.И.Тихеевой, А.С.Шибицкой, М.Т.Картавцевой.

Философский и культурологический аспекты понимания проблемы творчества широко изучались как русскими, так и зарубежными исследователями: Н.А.Бердяев, В.Н.Вернадский, А.А.Потребни, В.И.Соловьев, И.А.Ильин, С.О.Грузенберг, А.Камю, Б.Кроче, А.Мальро, Ф.В.И.Шеллинг, П.К.Энгельмейер и многие другие.

Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М.Бехтерев, Ф.Бинэ, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, И.Я.Лернер, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов и другие. Они подробно исследовали "механизм" творческого процесса и условия развития способностей. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека (Л.В.Вергер, А.А.Леонтьев, А.Н.Леоньев, С.Л.Рубинштейн, В.Я.Дранков, Медушевский, Готсдинер, А.Ю.Козырева и др.).

Огромное значение развитию творческих способностей придавали известные педагоги: К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, А.С.Симонович, В.И.Водовозов, Е.Н.Водовозова, И.А.Сикорский, П.Ф.Каптерев, Е.А.Покровский, К.Н.Венцель, М.Х.Свентицкая и многие другие.

Большой вклад в изучение проблемы формирования креативности внесли зарубежные психологи: Е.Торренс, Ж.Тейлор, Дж.Гилфорд, К.Роджерс, А.Маслоу, Т.Рибо, Дж.Уоллес и другие. Первый тест, направленный на определение креативности, был разработан американским педагогом Т.Торренсом.

8 Концептуальные основы культурологического аспекта воспитания и

развития творческих способностей содержат работы: А.И.Арнольдова, Ю.П.Азарова, А.С.Каргина, Н.К.Баклановой, Л.В.Даниловой, А.Д.Жаркова, С.Н.Иконниковой, В.С.Кузина, Т.И.Баклановой, А.Г.Михайлик, М.В.Махдинарова, Г.А.Праздникова, Ю.А.Стрельцова, Е.Ю.Стрельцовой, Т.Л.Якубовской и других. Этими авторами рассматриваются проблемы развития конкретных видов способностей (музыкальные, художественные, театральные, вокальные и др.), их диагностика и условия формирования. Большая часть работ исследует проблему подготовки педагогических кадров для учреждений культуры, имеются исследования, направленные на проблему подготовки студентов вузов культуры. Известны работы по изучению развития творческой активности детей на основе изучения этнохудожественных традиций различных регионов. Но, к сожалению, в большинстве исследований развитие творческой активности личности осуществляется в процессе освоения одного из видов традиционного искусства. Целостного же рассмотрения проблемы влияния традиционной художественной культуры на развитие творческой активности ребенка, а именно - определение социально-культурных условий развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности предпринято не было. Очевидно противоречие между объективной потребностью в определении психолого-педагогических условий развития творческих способностей детей и сложившимся уровнем решения этой проблемы на федеральном и региональном уровнях. В то же время необходимо признать недостаточное количество системных исследований, отражающих технологические условия развития различных компонентов творческих способностей детей на основе целостного подхода к изучению региональных традиций художественной культуры, что и повышает значимость работы, ориентированной на изучение психолого-педагогических

9 процессов развития творческих способностей детей на основе внедрения

этнохудожественных традиций.

В соответствии с этим в качестве объекта данного исследования

выступает развитие творческих способностей личности в системе эстетического воспитания.

Предметом исследования являются социально-педагогический про jnecc формирования творческих способностей детей в процессе этноху-дожественной деятельности.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать юнщи тезу исследования, которая предполагает, что этнохудожественное образование является эффективным средством формирования творческой активности личности ребенка при выполнении следующих условий:

Этнопедагогические основы развития творческих способностей личности в современном социуме

Русский этнос, существующий не одно столетие, в процессе своего исторического развития, впитывал наиболее ценное, значимое для воспитания подрастающего поколения. Постепенно систематизировались знания о воспитании и обучении детей. Педагогическим идеалом народа, выступающим в роли воспитателя и педагога, выступала задача формирования инициативных, творческих личностей. Решение проблемы передачи накопленного опыта последующим поколениям осуществлялось на основе поставленных воспитательных целей, опирающихся на национальное мировоззрение, складывающееся с учетом российской многонациональности, в тесном единстве народов, населяющих территорию России. Сформулированные в разных регионах педагогические постулаты, под воздействием социально-культурных преобразований выкристаллизовались в педагогические модели. Наиболее прогрессивные идеи народной педагогики становились предпосылками государственной образовательной педагогической системы.

С развитием этноса постепенно складывались знания о возрастных психологических особенностях детей, с учетом которых были выделены приемы и средства активизации педагогического процесса. Народная среда воспитания предполагала обязательное участие ребенка в игре и повседневной деятельности взрослых, как фактор развития и формирования подрастающего поколения. Полученные художественные навыки и умения, по мере взросления ребенка, преобразовывались в компоненты, составляющие основу творческой деятельности.

Осознание в народной педагогике задачи формирования творческих способностей рассматривалось в контексте всестороннего развития личности. Составленные в народе представления и взгляды, направленные на решение данной проблемы, конечно, не имеют, на первый взгляд, законченной формы. Но попытки осмысления аспектов формирования и развития творческого потенциала подрастающего поколения предпринимались постоянно, на что указывает наличие понятий "творчество", "творческий", "талант", "воспитание", "традиция" в "Толковом словаре живого русского языка" В.Даля (34). При анализе данных определений становится явной их взаимосвязь, позволяющая говорить о наличие ряда существенных черт этнопедагогического процесса, направленных на формирование и развитие творческих способностей детей в процессе их деятельности. Творчество, -как указывает В.Даль, - это творение, сотворение, созидание, выступающее как деятельность, а творение, в свою очередь, все созданное умом человека. Творческий человек в народе рассматривается как творец и "ко творчеству отнеще". Постижение народным сознанием наследственного фактора творческого процесса находит отражение в понятии талантливый - человек, наделенный, "даровитый природными способностями". Таким образом, в понимании народа было дано понятие творчество, которое рассматривалось как деятельность, приводящая к созданию нового. Осуществление этой деятельности проходит на основе природных данных, то есть способностей. Следовательно, в представлении народа творческие способности рассматриваются как способности, помогающие вносить в процесс деятельности нечто новое, не существовавшее ранее. Обратившись к тому, как трактуется определение "воспитывать" - научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно "от малолетнего до возраста его и понятие "обучать" - учить, научить, передавать кому-либо знание, искусство, можно говорить, что решение поставленной проблемы имело место в этнопе-дагогическом процессе. На основании представленных данных понятий, мы позволили сформулировать положение, что формирование творческих способностей детей в русской этнопедагогике шло на основе полученных в процессе воспитания и обучения навыков и умений, применяемых ими в последующей деятельности, имеющей творческую направленность на создание нового, ранее не существовавшего. Осуществление данного процесса протекало с раннего возраста и в период дошкольного детства (от 3 до 6 лет) или "младенчества".

Формирование творческих способностей проходило на основе сложившихся в народе традиций воспитания и обучения. Народные воззрения на воспитание и обучение облечены в форму устной традиции. Они трактуются в народе как - "предания", все, что устно перешло от одного поколения на другое. Отсюда, - традиционные обряды - "искони условно принятые"

Таким образом, мы можем предположить, что если процесс воспитания и обучения в этнопедагогике опирался на передачу накопленного опыта последующим поколениям, то есть на традиции, то формирование творческих способностей детей шло по определенной системе, опирающейся на ряд существенных черт или дидактических принципов.

Отсюда вытекает необходимость определения особенностей формирования творческих способностей детей в русской этнопедагогике ,а, следовательно, постижения дидактических основ или принципов, лежащих в основе педагогической модели, созданной народом.

Эволюция психолого-педагогических концепций развития творческого потенциала личности

Изучение проблем детского творчества оказалось в центре научных исследований психологов, педагогов, социологов, как в нашей стране, так и за рубежом. Все большее количество работ посвящается рассмотрению вопросов, направленных на осмысление интеллектуального, художественного творчества детей. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важнейшую роль в воспитании разносторонне-развитой личности, развитии потребностей и мотивов поведения ребенка.

Творчество взрослого человека в своей развитой форме имеет существенные качественные и количественные отличия от творчества ребенка. Последнее, хотя и выступает еще в неразвитой форме, уже содержит в себе важные свойства, дающие полное право говорить о подлинном творчестве. Это не условно понимаемое творчество, а настоящее, опирающееся на полученные детьми известные знания и умения, в результате которых создается новый продукт - рисунок, постройка, сказка и т.д.

Понятие "творчество" раскрывает существенную особенность человеческого отношения к действительности, социальную форму отражения. Творчество, выступающее как социальное явление, не мыслимо вне общества. При этом человек в состоянии проявить творчество во всех областях свой деятельности, а оно в свою очередь, становиться жизненной необходимостью для его существования, формируя человека как субъекта творческой деятельности.

Рассмотрение вопросов формирования и развития творческих способностей подверглось наиболее яркому рассмотрению она в 19-20 вв. с позиции педагогической, психологической и философской научной мысли. Анализ философской и психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод, что среди исследователей нет единства взглядов по вопросам сущности и результатов творчества. Боль шинство авторов трактует творчество, прежде всего как деятельность лич ности, состоящую в производстве нового, оригинального(Г.А.Давыдова, Т.В.Кудрявцев, С.Л.Рубенштейн, А.Г.Спиркин, Н.И.Чангли, А.П.Шептулин, А.Т.Шумилин, М.Г.Ярошевский, Л.В.Яценко и др.). М.Г.Ярошевский раскрывает понятие творчество как что-то новое; А.В.Брушлинский как до того неизвестное.

В рамках нашего исследования наибольшую значимость получили взгляды ученых, в которых творчество рассматривается как деятельность. Так, по мнению А.Г.Спиркина, творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности, "это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является созидание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры"(И6,сЗЗО). И.П.Калошина полагает, что творчество - синоним понятия творческая деятельность - характеризуется направленностью на решение задач, для которых нет способа решений и знаний, необходимых для его разработки; созданием новых для субъекта знаний.(81,с.4) П.П.Гайденко трактует творчество как деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.(23,с.330-331) Э.Боно рассматривает творчество как деятельность, в результате которой возникает исторически объективно новый и общественно ценный продукт.(24) В.В.Игнатова и С.Н.Орлова, в своем исследовании делают вывод, что: " творчество -это мыслительная и практическая деятельность, преобразующая природный и социальный мир; для творческого субъекта оно является средством самовыражения, самореализации сущностных сил, развития личности в целом.(39,с.15)

С точки зрения Н.Д.Левитова под творческой деятельностью надо считать "такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, в той или другой мере выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика. Обычное определение творческой деятельности как создающей новые оригинальные продукты, имеющие высокую общественную ценность, неприменимо к детям, которые создают много нового, но обычно не представляющего общественной ценности".(59,с.214)

Ю.Н.Кулюткин подразумевает под творчеством "такой процесс, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности, в котором она сама развивается".(140)

А.М.Матюшкин, З.С.Калмыкова, Д.Б.Богоявленская и другие в целом понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся зна-ний.(8) Я.А.Пономарев характеризует творчество в самом широком смысле как взаимодействие, ведущее к развитию(87). По мнению В.А.Моляко, творчество важно "и как стимулятор деятельности, способствующий развитию познавательной сферы и развитию личности в целом".(8) Другие исследователи утверждают, что творчество характеризуется созданием знаний, новых для субъекта /Н.Д.Левитов А.Рошка и другие/.

Во второй половине нашего века были определены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственность за принятое решение. Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в "скачку идей", когда решение до конца не продумывается. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная, идея преобразовывается и открывает путь к решению проблем. Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. И.Я.Лернер определил такие черты творческой деятельности: 1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; 2) видение новой функции предмета (объекта); 3) видение проблемы в стандартной ситуации; 4) видение структуры объекта; 5) способность к альтернативным решениям; 6) комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. (61)

Теоретическое обоснование экспериментальной системы развития творческой активности детей в процессе освоения народной художественной культуры

Процесс развития творческих способностей детей представляет собой сложную открытую рефлексивную педагогическую систему. Исходя из рассмотренных выше психолого-педагогических концепций развития творческих способностей детей на основе традиционной художественной культуры, он может быть эффективен при выполнении следующих условий:

Ценности народной художественной культуры определяются системообразующим компонентом художественного воспитания и образования детей;

Формирование творческих способностей осуществляется в системно-организованном педагогическом процессе, ориентированном на решение педагогических задач этнохудожественной и творческой направленности;

Реализация творческой деятельности проходит на основе индивидуальных и коллективных форм работы, адекватных синкретизму видов и жанров народной художественной культуры;

Занятия имеют комплексный характер, объединяющий различные виды деятельности с учетом возрастных особенностей развития и компонентов творческой деятельности: восприятие, внимание, мышление, воображение, память и т.п.;

Развитие творческих способностей детей систематически фиксируется посредством замеров в процессе занятий. Следовательно, исходя из этого основными организационно-методическими задачами развития творчества детей дошкольного возраста, будут являться: 1. определение стартового, промежуточного и итогового уровней креативности детей в процессе этнохудожественного воспитания и обра зования; 2. разработка системы критериев и параметров оценки уровней креа тивности дошкольников в процессе освоения традиционной этнохудоже ственной культуры; 3. программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях; 4. комплексное, многоступенчатое апробирование модели развития творческой активности детей на основе народной художественной культуры в воспитательных учреждениях региона.

Для проверки подтверждения истинности выдвинутых положений было проведено экспериментальное исследование. Формирующий эксперимент проводился в течение четырех лет с 1998 по 2001 год. Особое внимание при его проведении было направлено на определение изменений уровня креативных способностей детей дошкольного возраста в процессе изучения традиционной художественной культуры. Цель экспериментального исследования заключалась в обосновании социально-педагогических механизмов креативного развития дошкольников посредством изучения традиций народной художественной культуры. В качестве баз исследования выступили детские сады №44 г.Тамбова, №№1,11,26 г.Мичуринска. В экспериментальные и контрольные группы вошли дети в возрасте 3-6 лет. Количественный состав каждой из них составили 16 человек. Комплектование групп осуществлялось по возрастным показателям в соответствии со структурой экспериментальной программы: младшая возрастная группа - от 3 до 4 лет - знакомство с основными видами народной художественной культуры, накопление знаний, навыков и умений для самостоятельной творческой деятельности; средняя возрастная группа - от 4 до 5 лет - расширение знаний о традиционной художественной культуре родного края, введение элементов самостоятельного творчества в практических формах работы на основе обрядово-праздничной культуры и фольклорных материалов; старшая возрастная группа - от 5 до 6 лет - активный этап формирования и развития творческой активности детей, самореализация детей в практической творческой деятельности на основе полученных знаний, навыков и умений.

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников была выработана система оценки развития креативности, выраженная в баллах: 9-Ю баллов - высокий уровень развития креативности; 6-8 баллов - средний уровень развития креативности; 3-7 баллов -ниже среднего уровень развития креативности; 1-2 балла - низкий уровень развития креативности.

Данная система способствовала более точному фиксированию изменений уровня креативности в процессе структурализированного наблюдения. Полученные "сырые" баллы переводились в процентные показатели, которые позволяли объективно отображать полученные данные в индивидуальных картах психологического развития креативности ребенка.

В качестве инструментов изменения уровня креативности дошкольников выступали достоверные, широко апробированные методики, содержательно адаптированные к сфере традиционной народной художественной культуры и психологическим особенностям дошкольного возраста. Замеры осуществлялись с учетом выработанной системы оценки уровня креативности на основе критериев, компонентов, параметров и факторов развития креативности.

Педагогические технологии системы развития творческой активности детей в процессе освоения народной художественной культуры

В связи с рассмотрением региональной педагогической модели формирования и развития креативных способностей детей дошкольного возраста как процесс комплексного развития системы критериев, компонентов, факторов, параметров оценки уровня креативности дошкольников на основе традиционной этнохудожественной культуры, апробирование содержания программы обучения детей можно подразделить на ряд этапов, в каждом из которых подразумевались приоритетные дидактические направления.

Содержание первого этапа включает в себя развитие мотивации детей к творческой деятельности. Целью первого этапа являлось определение интереса к творческой деятельности, желания к самостоятельной реализации в процессе работы с дидактическим материалом, в качестве которого выступали образцы народного художественного творчества. Для реализации поставленной цели необходимо было идти от восприятия художественного образа к осознанию его внутреннего содержания и характерных особенностей и, наконец, к самостоятельному воспроизведению дошкольниками образцов художественного творчества. Исходя из этого, задачами первого этапа являлись: - Ознакомление детей с образцами народного художественного творчества; - Ознакомление с разнообразными приемами и способами создания образцов традиционной художественной культуры; - Развитие интереса детей к традициям этнохудожественной культуры мотивации к самореализации в творческой деятельности; - Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для по следующей реализации в практической деятельности, в том числе и творческой;

В качестве средства этнохудожественного воспитания выступали нравственно-эстетические ценности традиционной художественной культуры во всех ее проявлениях. Развитию восприятия и мышления детей способствовали знакомство с образцами народного художественного творчества и разнообразными приемами и способами их создания.

Содержанием второго этапа являлось формирование знаний и умений, их систематизация для самореализации детей в творческой деятельности. Целью второго этапа являлось целенаправленное развитие образного мышления и воображения, как существенных компонентов творческой деятельности. Основные задачи данного этапа заключались в: - осуществлении построения комплексных занятий на основе интеграции различных видов деятельности; - проникновении в сущность предметов, понимание их специфики, заключающейся в отличительных признаках, их общности и разности; - проведении совместного анализа составляющих элементов композиционного построения в процессе творческой деятельности. В качестве средства для развития творчества детей, роста уровня их креативности выступала образная сфера народного искусства. Третий, завершающий этап, предполагал преобразование дошкольниками в продукт творчества полученных навыков и умений по созданию художественного образа в работе с исходным материалом. Развитие творческих способностей детей осуществлялось на основе принципа от простого к сложному, где в качестве усложнения выступали изобразительные средства и способы создания продуктов творчества.

Первый этап социально - педагогического эксперимента был направлен на развитие восприятия и мышления детей на основе накопления знаний, навыков и умений, необходимых в дальнейшей творческой деятельности, а также формирования мотивации и интереса к самостоятельной реализации в процессе работы с материалом, в основе которого выступала сфера традиционной художественной культуры.

Результаты изменения уровня креативности в экспериментальных группах были зафиксированы на занятиях, посвященных изучению истории тамбовского края, обрядовой культуры, фольклорных источников на основе тестовых методик, адаптированных к сфере народной художественной культуры. На каждом занятии проводился контроль, в ходе которого отмечались: -уровень освоения традиционной этнохудожественной культуры дошкольниками; -уровень развития компонентов креативности: восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти, рост общеинтеллектуального развития детей; -влияние курса "Родники" на развитие моторных навыков дошкольников; -умение воспроизводить основной материал в самостоятельной творческой деятельности.

Систематические контрольные этапы позволяли своевременно определить положительные и негативные стороны экспериментального исследования, акцентировать внимание на формирование и развитие тех компонентов, у которых в процессе наблюдения преобладали низкий и ниже среднего уровни креативности, провести корректирование в построении занятий.

Полученные данные развития уровня креативности фиксировались в соответствии с поставленными программными требованиями к конкрет ному занятию с учетом возрастных психологических особенностей дошкольников.

На каждом занятии ставилась определенная цель, направленная на постепенное и систематическое формирование и развитие компонентов креативности дошкольников. Главным требование, предъявляемое к структуре занятий, выступало в виде непременного использования игрового метода в сочетании с интегрированием различных видов деятельности:

Введение на начальном этапе доступного и понятного материала для детей младшей возрастной группы способствовало формированию интереса к региональной художественной культуре, а также мотивации к самореализации в творческой деятельности.

Простота темы, посвященной знакомству с природой родного края, обитателями лесов способствовала формированию внимательного отношения к тому, что излагалось воспитателями на каждом конкретном занятии. Дети привыкали к тому, что каждое полученное сведение непременно закрепляется в самостоятельной практической деятельности.

Сочетание видов деятельности способствовало снижению нагрузки и утомляемости детей в процессе проведения занятия. Происходило переключение внимания от познавательных разделов к практическим формам: аппликации, рисунку, лепке, играм с элементами театрализации и т.д.

Похожие диссертации на Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности