Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания организационно-педагогических условий развития художественных умений и навыков как востребованного вида развития творческих способностей молодежи, реализующихся в условиях современного социально-культурного пространства.
Свобода в области творчества, переход на новые экономические отношения в сфере культуры и искусства породили качественно новые возможности, как для разработчиков, так и для пользователей культурных услуг.
Возникает потребность обеспечения занятий художественной деятельности в учреждениях культуры, где содержаться огромные материальные, технические, интеллектуально-творческие ресурсы для достижений конкретной цели: оптимизации качества и интенсивности культурной жизни, удовлетворение культурных потребностей, организации досуга и воспитания населения средствами культуры и искусства.
Художественный вид деятельности является для современной России одним из ведущих в условиях досуга населения, поэтому развитие художественных умений и навыков является актуальной проблемой. Однако учреждения культуры не достаточно занимаются развитием художественных умений и навыков у молодежи.
Современные реалии таковы, что многие специалисты социально-культурной деятельности - арт-менеджеры, арт-директоры, продюсеры, организаторы концертной деятельности приобретают опыт и профессиональные компетенции непосредственно на практике, методом проб и ошибок.
Качество процесса развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры обеспечивается уровнем материально-технической базы, компетентности специалистов и их актива в сфере музыкального, хореографического, театрального, оригинального искусства, и организационно-педагогических условий, регулирующих все аспекты деятельности. В настоящее время не уточнен системогенез - принципы, на которых можно построить модель организационно-педагогических условий развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры.
Специфика процесса развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры обусловлена особыми организационно-педагогическими условиями, квалификацией специалистов и их актива, учета дифференцированного подхода к различным категориям молодежи, учитывающимися специалистами и их активом, взаимодействием биологического и социального факторов. В этой связи особую актуальность представляет вариативность видов художественной деятельности, их применение в создании культурно-досуговых программ, способствующих
реализации приобретенных художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры.
Однако на сегодняшний день недостаточно внимания уделяется обобщению опыта применения на практике организационно-педагогических условий, не систематизированы принципы симметрии в развитии художественных умений и навыков.
Все это обусловливает актуальность исследования сущности и специфики влияния организационно-педагогических условий на развитие художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры и порождает ряд противоречий между:
необходимостью создания эффективных организационно-педагогических условий развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры и знанием системы социально-культурного пространства и времени;
- востребованностью данных художественных умений и навыков
молодежи и реальным состоянием организационно-педагогических условий
их развития в учреждениях культуры;
- значимостью труда специалистов учреждений культуры в создании
организационно-педагогических условий развития художественных умений и
навыков у молодежи - участников художественной самодеятельности, клубов
по интересам и любительских объединений к высшим ценностям искусства в
самых разных жанрах. И недоступностью результатов труда для посетителей
различных культурно-досуговых программ.
С учетом обозначенных противоречий нами сформулирована проблема, которая стоит в том, что общественное развитие требует коренного перелома в совершенствовании художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры, способных решить государственную задачу духовного возрождения народа.
Степень научной разработанности проблемы. Методологические основы развития художественных умений и навыков раскрывались в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского и др.
Социологический аспект данной проблемы представлен в трудах А.А. Артюхова, И.В. Бестужева-Лады, М.М. Поташника.
Большой вклад в развитие социально-педагогической теории воспитания внесли Ю.П. Азаров, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, СТ. Шацкий и др.
Многие философы, психологи и педагоги отмечают, что на сознание и деятельность личности влияют полярные силы: внешние (среда) и внутренние (собственная воля, желание и стремление). Эта мысль прослеживается в работах B.C. Библера, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной и
ДР-
В своих трудах известные зарубежные философы, педагоги и
психологи - Л.Андерсон, Д. Бардон, А. Браун, Р. Берне, Р. Клир, Ф. Гегель,
М. Кордуэлл, Б. Кроге, А. Маслоу, В. Ницше, К. Роджерс, В. Фромм, С. Френс, которые рассматривают вопросы воспитания, образования, деятельности для развития теории личностного потенциала, в том числе творческого, включая художественные навыки и умения.
Идеи личности образования, связанные с адекватными представлениями молодежи о себе, других людях, особенностями межличностных взаимоотношений, творчества, развития, самореализации, разрабатывали: К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, А.А. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.М. Никольская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская.
В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, И.О. Исаев и др. характеризуют педагогическую деятельность как творческий процесс. Г.А. Балл, А.И. Мищенко, Л.Ф. Спирин и др. утверждают положение об активности личности молодого человека под воздействием педагогической деятельности.
В.Н. Беспалько, В.И. Боголюбов, И.Ф. Исаев, А.Г. Казакова, М.М. Левина, Т.Е. Решетников, Г.К. Селевко и др. разработали общие основы педагогической технологии в системе образования.
О.С. Анисимов, М.К. Кларин, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов определили технологию обучения как систему, где представлены все личностные, технические средства и способы их использования в виде целостной модели, направленной на достижение цели.
Г.К. Селевко разработал классификацию педагогических технологий на основе активизаций и идентификации деятельности молодежи: игровые, коммуникативные проблемного обучения, и др. П.И. Самойленко ввел термин «обобщенные технологии обучения», в число которых входят: проблемные, развивающие, дифференцированные, концентрированные, модельные, дидактические игры.
Определение сущности организации деятельности учреждений культуры как единство научных знаний, особой специализации профессионалов, обеспечивающих производственный процесс представлено в трудах Л.С. Жарковой.
Большое внимание проблемам деятельности учреждений культуры уделено в трудах М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, А.С. Каргина, СМ. Оленева, B.C. Садовской, Т.К. Солодухиной, Ю.А. Стрельцова, В.Е.Триодина, В.М. Туєва, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.
Однако специального исследования по данной проблеме не было осуществлено. Потребность практики и обусловила выбор темы нашего исследования: «Организационно-педагогические условия развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры».
Объект исследования - развитие художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры.
Предмет исследования - процесс создания организационно-педагогических условий развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать оптимальные организационно-педагогические условия развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
определить понятие «художественные умения и навыки молодежи»;
выявить педагогические основы развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры;
раскрыть сущностную характеристику и уточнить приоритетные организационно-педагогические условия развития художественных умений и навыков как единый педагогический процесс;
создать педагогическую модель организационно-педагогических условий развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры;
рассмотреть процесс совершенствования деятельности учреждений культуры по развитию художественных умений и навыков молодежи в учреждениях культуры;
разработать научно-методические рекомендации, направленные на развитие художественных умений и навыков молодежи в учреждении культуры, основанные на эффективных организационно-педагогических условиях.
Гипотеза исследования состоит в предложении о том, что развитие художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры будет наиболее эффективным, если создать оптимальные организационно-педагогические условия, способствующие расширению личности опыта молодежи, обогащению его новыми эмоциональными и эстетическими переживаниями, расширить набор художественных умений и навыков, уделив особое внимание умению ориентироваться во всем многообразии, целенаправленных действий ориентировочной основы построения художественного умения и навыка, которыми овладевают молодые люди в учреждениях культуры.
Методологической основой диссертации стали: педагогические концепции, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями о сущности художественного творчества; современных способов построения сложно координированных процессов, использующих организационно-педагогические условия для развития художественных умений и навыков.
Методологической основой стали ведущие идеи А. Маслоу, К. Роджерса, концепции Л.И. Анциферовой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.В.Петровского, В.А.Петровского, С.Л.Рубинштейна и др. о деятельностном подходе к развитию личности.
Личностно ориентированный подход к развитию личности, раскрыт в трудах Б.Г.Ананьева, И.М.Андреевой, Л.И.Божович, Е.В.Бондаревской, Ю.С.Борцова, Я.И.Ваграменко, А.А.Вербицкого, М.Г.Вохрышевой, В.В.Давыдова, В.А.Извозчикова, И.В.Роберта, В.В.Серикова, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской и др.
Теоретическую основу исследования составили:
теория деятельности; теория развития личности; личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы; основные положения теории поэтапного формирования умений и навыков в контексте учебной программы;
положения о природе и механизме мотивации деятельности, сформулированные В.П.Беспалько, Л.С.Выготским, М.Ш.Магомед-Эминовым, А.Маслоу и др.;
теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной; идеи художественного обучения: А.А.Вербицкого, В.А.Слободчикова, Г.А.Цукермана, В.А.Возчикова и др.;
- идеи и труды Б.Г.Ананьева, А.М.Дикунова, С.В.Дмитриева,
Д.Д.Донского, А.Ц.Пуни, А.В.Ширяева и др., в которых раскрываются
вопросы использования различных технологий обучения для развития
художественных умений и навыков, обращает внимание на
многофункциональность практики и на важность развития умений и навыков
в каждом виде искусства.
Методы исследования. В соответствии с задачами и особенностями предмета исследования использовались методы теоретического познания: анализ и синтез эмпирического материала, построение аналогий, логические методы для установления причинно-следственных связей, метод экспертных оценок и самооценок учебной деятельности; анализ педагогического процесса педагогических занятий, социально-педагогический эксперимент.
Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе создания оптимальных организационно-педагогических условий, которые характеризовались стремительным ростом возможностей и доступности развития художественных умений и навыков в учреждениях культуры Москвы: Дворец культуры Метростроя, Культурный центр «Южный» и Московской области: Дворец культуры «Родина» г. Химки и Дворец культуры профсоюзов г. Красногорска.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2006-2011гг. в три этапа.
На первом этапе исследования (2006-2007гг.) изучалось состояние проблемы, педагогическая, культурологическая, искусствоведческая литература. Определялся общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.
На втором этапе исследования (2007-2010гг.) была разработана научная концепция, и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению организационно-
педагогических условий развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры. Экспериментальный подход к изучению влияния организационно-педагогических условий на развитие художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры, позволил разработать взаимодополняющие методы, способствующие целостному, всестороннему и взаимосвязанному анализу методологии, теории и педагогических идей, обеспечивающих эффективность этого процесса.
На третьем этапе исследования (2011г.) были проведены анализ и обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы, формулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
впервые организационно-педагогические условия развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры рассмотрены с позиций единства биологического и психологического, духовного и физического (концепция Жарковой Л.С. о мотивационном развитии личности на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности). Сущность создания организационно-педагогических условий как процесса состоит во внутреннем развитии личности молодого человека, его духовном становлении, проявляющихся внешних показателях развития художественных навыков. Диагностика изменений в развитии художественных умений и навыков фиксирует репрезентативное движение тела, действия, слова, предметные результаты активности человеческого организма, а движения души скрыты и порой неподвластны научному наблюдению, их состояние проявляется опосредствованным способом, путем анализа внешних проявлений в конкретных организационно-педагогических условиях учреждения культуры;
сформулировано понятие «развитие художественных умений и навыков молодежи» как ведущее человеческое значимое качество, их способность обнаруживать и их классифицировать. Данный аспект рассматривает реализацию дидактического принципа последовательности действий в процессе развития художественных умений и навыков в новой социокультурной ситуации, с использованием вариантных возможностей современного поколения молодежи, обеспечивающей управляемую педагогом технологию использования организационно-педагогических условий учреждения культуры;
обоснованы и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия развития художественных умений и навыков, последовательность их включения в учебно-творческий процесс, в предметную деятельность учреждения культуры в зависимости от этапов освоения того или иного умения или навыка в сочетании с традиционными методами показа непосредственно педагогом.
- рассмотрен процесс реализации организационно-педагогических условий в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях, клубов по интересам с позиции мотивационного развития личности молодого человека с использованием в учебно-творческом процессе тренинга технологий глубинного общения; активного обращения в изучении исторических аспектов становления художественных умений и навыков у участников любительской деятельности. Широко разработаны и внедрены тренинги психологических методик, направленных на формирование коммуникативных навыков, стимуляции творческого мышления, активности и самостоятельности.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что организационно-педагогические условия развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры рассмотрены как целостность. Целостность трактуется как предполагающее единство взаимосвязи содержательного, деятельностного и результативного уровней с вовлечением в учебно-творческий процесс коллективов художественной самодеятельности на основе упорядочения, соединения по функциональному принципу независимых элементов.
Раскрыто теоретическое значение организационно-педагогических условий, обеспечивающих прямую связь между развитием художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры и владением непредметным (логико-дидактическим) содержанием, каковыми являются умения и навыки, обеспечивающие освоение сценарно-режиссерских технологий в целостном процессе развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры.
Теоретически разработана иерархическая структура организационно-
педагогических условий, включающих содержательный, психологический,
педагогический, организационно-педагогический и оценочно-
результативный компоненты.
Разработана модель деятельности учреждений культуры по созданию организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности реализации теоретических изысканий в целостном процессе развития художественных умений и навыков у молодежи. В данной ситуации коллективы художественной самодеятельности становятся постоянными объектами управленческого и педагогического внимания, с критериями профессиональной оценки деятельности специалистов учреждений культуры и их актива.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, комплекс предложенных в работе дидактических мер могут быть использованы для различных уровней обучения художественным умениям и навыкам молодежи в учреждениях культуры при отборе и организации содержания учебно-воспитательного процесса, его структурирования в рамках предметной деятельности.
Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов культуры и искусств на кафедрах социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются: логикой исходных методологических позиций автора; использованием комплекса объективных методов исследования, адекватных поставленным задачам; организацией педагогических экспериментов - поискового, формирующего и контрольно-оценочного; репрезентативностью выборки; корректной обработкой полученных результатов исследования статистическими методами; и подтверждены актами о внедрении.
Апробация основных результатов исследования осуществляется в следующих формах:
Выступлениях автора на международных, российских, региональных межвузовских конференциях:
- научно-практическая конференция «Культурная политика в условиях
модернизации российского общества» (декабрь 2008г.);
-ежегодная научно-студенческая конференция «Особенности Российского бизнеса в новых экономических условиях» (Москва, МИРБИС, апрель 2009);
международная практическая конференция «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: новые пути наук о культуре (Москва, май 2009);
международная научно-практическая конференция «Молодежь и будущее России: стратегия развития образования и культуры в современном мире» (Москва, ноябрь 2009); научно-практическая конференция «Наука как перспективное направление деятельности молодежи» (Москва, ноябрь 2009);
научно-практическая конференция «Инновационные модели и проекты культурного пространства (Москва, декабрь 2009);
научно-практическая конференция «Культура, образование, наука: актуальные проблемы современности (Москва, февраль 2010);
публикации статей (см. список авторских публикаций с указанием объема в конце автореферата);
- преподавание курса «Продюсирование и постановка эстрадно-
концертной деятельности» на кафедре культурно-досуговой деятельности в
Московском государственном университете культуры и искусств.
Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурно-досуговой деятельности МГУКИ 07 февраля 20Юг (Протокол №5).
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущностная характеристика целостной системы художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры определяется целенаправленным развитием у молодежи художественного сознания, гражданской ответственности через содержание каждого вида, формы
деятельности, смысловой нагрузкой каждого действия. Целостность системы достигается:
проведением лекций, бесед, занятий, обеспечивающих мировоззренческую подготовку участников;
- традиционным использованием показа в качестве основного средства
развития художественных умений и навыков у участников;
пониманием умений и навыков как зрительного, слухового, моторного, тактильного восприятия изучаемого в рамках художественного вида деятельности;
направленностью практики применения художественного вида деятельности с учетом специфики адаптированных к пространству и времени действий, сознательного подхода к каждому действию и координации действий;
анализом и синтезом действий на всех этапах развития
художественных умений и навыков, что позволяет расширить представление
у молодежи о многообразии субъективных картин мира, обеспечивающих
доступность восприятия (понимания) личностно-создаваемых
художественных образов. В ходе решаемых познавательных и учебных задач необходимы организационно-педагогические условия.
2. Организационные условия развития художественных умений и
навыков включают постановку цели познавательных и воспитательных задач,
дидактических средств, их достижения, формирующих ответственность,
умение планировать свое свободное время, развивать коммуникативные
способности.
Управление процессом развития художественных умений и навыков возможно при соблюдении специалистами учреждений культуры следующих организационных условий:
- наличие помещения (желательно специального) для данного
коллектива художественной самодеятельности, постоянного расписания,
оборудования и педагогического состава;
планирование развития художественных умений и навыков научно обоснованной организации действий выполнения и контроля принятых решений, координации действий с другими коллективами;
целенаправленное развитие у молодежи художественного сознания, ответственности.
Организационными условиями развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры является создание: обстановки, творческой атмосферы, дружного коллектива, правил поведения, без которых не может функционировать коллектив. Применительно к решению задач, благодаря которым развиваются художественные умения и навыки, т.е. совокупность взаимосвязанных мер, необходимых для создания целенаправленного педагогического процесса.
3. Педагогические условия развития художественных умений и
навыков у молодежи в учреждениях культуры начинаются с выяснения
мотивации потребностей, интересов, психологических установок, духовных запросов, выяснения творческих задатков, способностей, преодоление психологического барьера, связанного с применением теоретического материала в ходе выполнения педагогических заданий; настроенность на успех.
К педагогическим условиям развития художественных умений и навыков у молодежи относятся: последовательность включения различных приемов, обеспечиваемых практическим действием в сочетании с традиционными методами показа элементов непосредственно педагогом, осуществляемые в зависимости от этапов развития умения, навыка с соблюдением принципа возрастной доступности и учетом нарастающей сложности восприятия, постепенности усложнения материала.
Коллективные формы художественной самодеятельности в учреждениях культуры создают свой творческий продукт, направленный на преодоление противоречий между индивидуальным способом усвоения знаний и коллективным характером труда, что позволяет реализовать приобретенные знания, умения и навыки с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
4. Эффективность организационно-педагогических условий
проявляется в модернизации учебно-творческого процесса, связанного с
освоением новых художественных умений и навыков, которая
обеспечивается системообразующим базовым состоянием обучения,
позволяющим одновременно осуществлять профессиональную ориентацию и
развивать информационную культуру молодежи. Поэтому модель
организационно-педагогических условий развития художественных умений и
навыков у молодежи в учреждениях культуры отражает динамику данного
процесса: цели, задачи, общепедагогическое, научно-методическое и
технологическое обеспечение развития творческого потенциала, показателей
этого процесса и результата.
5. Результативность организационно-педагогических условий развития
художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры,
находится в прямой зависимости от интеграции организационных и
педагогических условий. В которых постоянно учитываются возрастные
особенности осуществления мотивации на приобретение новых умений и
навыков в различных педагогических ситуациях с целью использования
нестандартных методов, форм и заданий творческого взаимодействия в
системе развития творческого потенциала участников коллективов
художественной самодеятельности. Высокий уровень творческой
профессиональной культуры педагога позволяет использовать
индивидуальные, дифференцированные задания. Реализация основных
теоретических подходов планирования организационно-педагогических
условий через создание атмосферы сотворчества эмоциональной
насыщенности занятий характеризующейся доверительностью, открытостью,
свободным творчеством, культурой взаимодействия педагога и участника,
включение в содержание занятий на образцах традиционной народной художественной культуры, реализация развития творческого потенциала в свободно выбранном виде творческой деятельности, что способствует оптимизации процесса. Наличие гуманистически ориентированной творческой среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки в развитии творческого потенциала молодежи, возможность самоуправления с элементами включенности актива, позволяют эффективнее реализовать молодым людям свои индивидуальные интересы и развить художественные умения и навыки.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.