Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры Герасимова, Наталия Геннадьевна

Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры
<
Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герасимова, Наталия Геннадьевна. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Герасимова Наталия Геннадьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2011.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/91

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Сущность организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры 22

1.1 Развитие творческих способностей учащейся молодежи как объект исследования 22

1.2. Деятельность учреждений культуры по созданию организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи 45

1.3. Дидактическая модель развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры , 65

Глава II. Совершенствование организационно педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры 89

2.1. Совершенствование организационных условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры 89

2.2. Совершенствование педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры 117

2.3. Интеграция организационных и педагогических условий - важнейший , фактор совершенствования процесса развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры 141

Заключение 169

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Стратегической задачей современного этапа общественного развития становятся коренные изменения, происходящие во всех областях жизни. Опыт организации, к которому отечественная научно-педагогическая общественность относится неоднозначно, предстоящие реформы в связи с вступлением России в Болонский процесс ставят перед учреждениями образования и культуры множество новых проблем. Одной из особенно актуальных для деятельности учреждений культуры становится разработка теоретико-методологических и технологических проблем создания организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи. Педагогическая наука в создании организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры обращает внимание на необходимость учета потребности личности в индивидуализации мастерства, и на этой основе - потребности в общественном признании.

Однако создание организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры не отвечает современным требованиям саморазвития, самоактуализации, эмпатии, рефлексии, конструктивности, оригинального, творческого подхода, что не позволяет обновлять схемы мышления и поведения, деятельности и общения.

Проведенный анализ показывает, что учащаяся молодежь постоянно находится в ситуации мировоззренческого выбора, оценки событий, фактов, поступков, формируя тем самым совокупность отношения к миру, обществу, окружающим людям и самому себе. Поэтому моделирование учебно-творческого процесса в учреждениях культуры регулируется организационно-педагогическими условиями, за которыми скрываются определенные социальные обстоятельства, одним из которых является самодеятельность.

В данном контексте организационно-педагогические условия выступают и как метод, с помощью которого обеспечивается трансляция ценностей культуры и развитие «Я» как системы ценностных ориентации, которая содержит и когнитивные, и эмоционально-чувственные, нравственно-волевые компоненты, составляющие творческий потенциал личности учащейся молодежи.

Ценностные ориентации удовлетворяют потребности учащейся молодежи в русле гуманистической позиции в период перехода к новому историко-культурному состоянию общества, изменяя структурную композицию внутреннего мира личности, что актуализирует необходимость глубокого теоретического и методологического изучения данной проблемы.

Организационно-педагогические условия в учреждениях культуры, осуществляя непосредственную связь с социумом, являются важнейшим инструментом влияния на сознание и чувства молодежи, обеспечивая регуляцию учебно-творческого процесса развития творческих способностей учащейся молодежи. Следовательно, возникает необходимость научного исследования организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры с выяснением внешних и внутренних противоречий.

Актуальность темы диссертационного исследования вытекает из противоречий между:

состоянием организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры и отсутствием на практике оптимальной системы в рыночных отношениях;

творческой деятельностью, определенной в пространстве, и деятельностью, протекающей во времени.

Степень научной разработанности проблемы исследования. В настоящем диссертационном исследовании рассмотрен и обобщен опыт изучения проблемы развития творческого потенциала отечественными и зарубежными учеными.

Особый интерес представляют труды ученых, внесших существенный вклад в решение проблем, связанных с особенностями психики человека, с чувственными формами освоения действительности, с развитием творческих способностей, интеллекта, затрагивавших теоретические и прикладные проблемы психологии творчества, таких, как: Б.Г. Ананьев, Т.В. Антропова, Е.Ю. Артемьева, А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков, Д.Б. Богоявленская, А.А. Бодалев. Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, В.М. Козубовский, Б.Б. Косов, П.Ф. Каптерев, А.В. Карпова, В.П. Красникова, В.Г. Крысько, B.C. Кузин, Ю.Н. Кулготкин, А.Н. Леонтьев, Е.Л. Яковлева и др.

Особый интерес для нашего исследования представили работы классиков психологии и педагогики Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.С. Лихачева, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, СТ. Шацкого, посвященные изучению творческой активности личности.

Исследование опирается на научные разработки по развитию творческого потенциала личности В.Н. Дружинина, СО. Грузенберга, СА. Изюмовой. А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, Я.А. Пономарева и др.

В рассмотрении вопросов развития личности в коллективе основополагающими для нашего исследования явились труды отечественных педагогов - И.П. Иванова, М.Г. Казакина, Т.Е. Конниковой, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, К.Д. Радина, разработавших на основании теории и методики организации коллектива, его роли в воспитании личности, педагогического руководства им.

Исследования, посвященные выявлению природообразующих составляющих творчества и его развития, отражены в трудах: Л.К. Веретенниковой, А.Н. Воронина. Н.И. Дергача, О.И. Евдокимова, Е.А. Красновой, Н.В. Кузьмина, В.А. Лисовской, И.О. Мартынюк, A.M. Матюшкина, М.Н. Морозова, В.А. Сластенина, Т.А. Саламатовой, X. Трика, И.Г. Трифоновой, П.С Подымовой, Б.Г. Урмурзиной.

Проблемы психологии художественного творчества, развитие творческих способностей освещали в своих исследованиях: Р.Н. Арнхейм, Е.Я. Басин, СО. Гризенберг, В.В. Дранков, В.П. Зинченко, В.А. Кан-Калик, П.Ф. Кравчук, О.А. Кривцун, А.Н. Лук, В.А. Левин, М.Н. Морозов, Я.А. Пономарев, Н.М. Сокольников, Б.М. Теплов, Я.Д. Телегина, Г.Д. Чистяков, Д.И. Фельдштейн и др.

Изучению природы эстетического воспитания и вопросов его формирования, применению комплекса искусств в процессе обучения

посвящены труды: А.И. Бурова, Е.Я. Васина, А.Г. Виноградова, О.И. Ворожейкиной, Л.А. Воловича, Е.Р. Ильиной, Н.И. Лихачева, С.Х. Раппопорта, СВ. Образцова, О.Н. Органовой, М.Ф. Овсянникова, В.Н. Самохина, К.Г. Юнга, П.М. Якобсона и др.

Сложноструктурированная система социально-культурной предметной деятельности, изначально задающая ценностные ориентации, формирующая ценностное отношение студента к системе человеческих ценностей, раскрыта в трудах М.Н. Афасижева, Ю.К. Бабанского, В.А. Квартальнова, И.Я. Лернера, В.П. Орлова, Б.Ф. Сафонова, Л. Савенко, Ю.У. Фохт-Бабушкина, P.M. Чумичева, В.И. Шинкарук и др.

Концептуальный аксиологический подход к развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств заложили П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Занков, В.П. Зинченко, А.Н. Леонов, В. Оконь, А.А. Пелипенко, В.А. Ремизов, Л.Б. Рылова, Д.Б. Эльконин и др.

Исследования профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности, художественно-творческих аспектов образования в вузах культуры и искусств нашли отражение в трудах Н.К. Баклановой, СИ. Бледного, О.А. Блоха, А.Ю. Бутова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Ласкина, А.С. Каргина, И.А. Липского, В.Н. Нилова, СМ. Оленева, Н.А. Паршикова. B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Е.В. Утина, Т.В. Христидис, В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.

Эти исследования представляют собой методологический и общетеоретический фундамент процесса развития творческих способностей учащейся молодежи.

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых показывает, что данная проблема исследования с учетом всех выявленных противоречий представляет новое направление в педагогической области знания в связи с отсутствием теории и технологии создания оптимальных организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры.

Объект исследования - развитие творческих способностей у учащейся молодежи в учреждениях культуры.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития творческих способностей у учащейся молодежи в учреждениях культуры.

Цель исследования - разработать методологию и теорию создания организационно-педагогических условий по развитию творческих способностей у учащейся молодежи в учреждениях культуры и реализовать их на практике.

Исходя из поставленной цели были определены задачи исследования:

определить понятийный аппарат исследования;

рассмотреть развитие творческих способностей у учащейся молодежи как объект исследования;

раскрыть дидактическую модель по созданию организационно-педагогических условий развития творческих способностей у учащейся молодежи в учреждениях культуры;

выявить закономерности, принципы и структуру организационно-педагогических условий развития творческих способностей у учащейся

молодежи в учреждениях культуры на основе системы ценностей и убеждений, разделяемых субъектом и объектом, которые определяют мировоззрение и характер деятельности;

создать комплекс организационно-педагогических условий, оказывающих наиболее эффективное воздействие на процесс развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры, пробуждающих духовную энергию, человеческие ресурсы, выбор ценностных ориентации;

- экспериментально выявить эффективность авторских технологий и
передовых методик по развитию творческих способностей как субъективно-
объективной ценности личности молодого человека в условиях учебно-
воспитательного процесса в учреждениях культуры;

- обосновать эффективность интеграции взаимодействия учебно-
воспитательного процесса и деятельности учреждений культуры в процессе
совершенствования развития творческих способностей учащейся молодежи в
учреждениях культуры.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития творческих способностей у учащейся молодежи в учреждениях культуры будет совершенствоваться, если:

рассматривать его в контексте интеграции организационно-педагогических условий, позволяющих осуществить разработку учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры как многоуровневый феномен, реализуемый в предметно-объективных отношениях;

будет систематизирована сущностная характеристика структуры процесса развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры и структурирован комплекс организационно-педагогических условий развития творческих способностей у учащейся молодежи в учреждениях культуры;

разработана педагогическая модель ценностно-ориентированного обеспечения развития творческих способностей у учащейся молодежи в учреждениях культуры, адекватных организационно-педагогических условий, требующих постоянного самосовершенствования.

Методологическую основу исследования составили:

- основные положения диалектико-материалистической философии о
теории познания, о ведущей роли деятельности в развитии личности, о
диалектическом единстве теории и практики;

- общенаучные принципы изучения педагогических явлений и управления
педагогическим процессом в учреждениях культуры;

философские взгляды мыслителей на природу творчества (Платон, Н.А. Бердяев, Гегель, И. Кант, К. Юнг, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг);

гуманистические философские и психологические учения и идеи о ценности личности (А. Маслоу, К. Роджерс);

культурологический подход в образовании (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, М.С. Каган, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Е.В. Ткаченко, Н.Е. Щуркова и др.).

Теоретическая база исследования:

- работы в области общей методологии- организации сетевого
взаимодействия (А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова, Э.И. Скоблева, Р.В. Приходько,
СВ. Ткаченко и др.) и учреждений образования в частности (А.Д. Цедринский,
О.В. Кайгородова, Н.С. Бугрова, З.М. Зарипова, Е.В. Рябышева, Л.И. Мухина,
А.В. Воронин, Р.В. Приходько и др.); фундаментальные труды в области
воспитания толерантности учащихся (С.К. Бондырева, А.Н. Ермоленко,
Е.С. Каменева, Д.В. Колесов, В.А. Лекторский, B.C. Малахов, Ю.П. Платонов,
Т.К. Солодухина, В.А. Тишков, Д.И. Фельдштейн и др.); синергетическая
теория досугового общения Ю.А. Стрельцова; фундаментальные труды в
области теории, методики и организации социально-культурной деятельности
(А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.С. Каргин, B.C. Садовская, Ю.А. Стрельцов,
В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.), интегрированные педагогические
технологии на принципах педагогики искусства (Б.П. Юсов, Л.П. Савенкова и

др);

- формирование ценностных ориентации личности в образовательном
процессе (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн),
обеспечивающих развитие творческих способностей.

Положения философии, эстетики, искусствоведения творчества как системы в специфической форме передачи мировоззренческих ценностей через художественно-образное воздействие на личность (Б.В. Асафьев, А. Банфи, М.М. Бахтин, Ю.Б. Бореев, Г.П. Выжлецов, 3. Депеш, Л.А. Закс, В.И. Иванов, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.).

Методы исследования:

Теоретические методы включали: широкое изучение и анализ специальной философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования; анализ учебно-методической документации, общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования.

Общелогические методы (моделирование, сравнение). Изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, концептуализация образовательной практики. Применение методологических установок, определенных информационной парадигмой, теорией самоорганизации. Эмпирические методы: наблюдение и анализ практической деятельности педагогов и студентов в рамках социально-педагогического эксперимента, опытно-экспериментальная работа по разработанной программе развития творческих способностей у учащейся молодежи в учреждениях культуры. Методы статистической обработки данных, диагностика развития творческих способностей учащейся молодежи.

Базами исследования стали учреждения культуры Орловской области, целевые программы для молодежи федерального и регионального значения, деятельность средств массовой информации.

Среди учреждений культуры: Областное государственное учреждение культуры «Орловский областной центр народного творчества», Орловский областной Дворец культуры профсоюзов; учреждения культуры всех типов Мценского и Волховского районов Орловской области, а также учебный театр «Диагональ» кафедры режиссуры и мастерства актера Орловского

государственного института искусств и культуры, а также учебный театр «Пристройка» Алтайской государственной академии искусств и культуры.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа (с 2007 по 2011 годы).

Первый этап - поисково-теоретический (2007-2008 гг.). В этот период
выявлялся основной круг проблем по исследуемой теме. Уточнялась степень
разработанности исследуемой проблемы в практике деятельности учреждений
культуры с учащейся молодежью. Разрабатывалась концепция исследования,
цели, задачи исследования, определялись, верифицировались и
систематизировались организационно-педагогические проблемы и

противоречия, оказывающие непосредственное воздействие на процесс развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры.

На втором этапе (2008-2010гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, основной замысел который состоял в том, чтобы создать новую дидактическую модель развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры, опирающуюся на новую структуру содержания деятельности общеобразовательных учреждений и учреждений культуры. Проектируемая дидактическая модель состоит из трех основных компонентов: овладение знаниями, умениями и навыками учащейся молодежи в процессе развития творческих способностей. Как показало исследование, для раскрытия творческих способностей дидактическая модель дополнена потребностями и мотивами личности молодого человека, воздействием на отношение к действительности, созданием целенаправленных психических состояний, учетом противоречий в процессе развития креативности личности, структуры и этапов творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры.

На этом этапе была осуществлена практическая реализация разработанной дидактической модели по развитию творческих способностей у учащейся молодежи в учреждениях культуры, где особое внимание было уделено разработке оценочных критериев уровня развития творческих способностей участников контрольных и экспериментальных групп; уточнены требования к выполнению экспериментальных учебных заданий.

Формирующий социально-педагогический эксперимент проходил в учреждениях культуры Орловской области. В состав участников эксперимента вошел и Орловский государственный институт искусств и культуры и учебный театр, где участвовали студенты социально-культурного факультета 1-5 курсов дневного отделения, кафедры режиссуры и мастерства актера - 37 студентов, режиссуры театрализованных представлений - 33 студента. Контрольным стал учебный театр «Пристройка» Алтайской государственной академии искусств и культуры - 38 студентов театральной кафедры.

В ходе эксперимента была применена научная концепция профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры, которая по своей сущности ориентирована на идеалы, общечеловеческие и отечественные духовные ценности, имеющие общие цели, детерминируемые объективными и субъективными факторами, регулирующие организационно-педагогические

условия развития творческих способностей у учащейся молодежи в учреждениях культуры.

В ходе эксперимента в учреждениях культуры Орловской области принимали участие 900 человек респондентов молодого возраста, разного пола и социального положения, и 21 эксперт-специалист: педагоги Орловского государственного института искусств и культуры и Областного центра народного творчества.

В процессе экспериментального исследования были реализованы воспитательные и дидактические задачи, направленные на выработку способности к напряженности энергетического поля, рождающегося в противостоянии субъекта и объекта деятельности. Восприятие учащейся молодежью ценностей, идеалов, норм в зависимости от степени их значимости, субъективно воспринимаемой ценности.

Третий этап (2011г.) - заключительный, где была завершена исследовательская работа в виде анализа и обобщения результатов опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы исследования, сделаны научно-методические рекомендации, подведены итоги. Анализ дидактической модели организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры показывает, что, с одной стороны, молодой человек создает культурные ценности, которые определяют смысл его существования в социуме, а с другой, организационно-педагогические условия придают содержательную определенность, неповторимость в пространстве социума.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

организационно-педагогические условия развития творческих способностей у учащейся молодежи в учреждениях культуры рассмотрены с позиций единства мировоззренческих, ориентированно-художественных, мотивационно-потребительских, когнитивно-рефлексивных наклонностей, дарований и прежде всего осознанных духовных интересов. Сущность создания организационно-педагогических условий как процесса состоит в гармонии среды, позволяющей раскрыть внутренний мир личности молодого человека, его духовном становлении, проявляющихся во внешних показателях развития творческих способностей личности молодого человека;

выявлена системообразующая целостность организационно-педагогических условий развития творческих способностей молодежи в учреждениях культуры, которая обеспечивается наличием базовых ценностей, духовных интересов, сохраняющих целостность учебно-воспитательного процесса и его практическую значимость;

- по-новому рассматриваются качества личности молодого человека в
процессе развития творческих способностей в конкретных организационно-
педагогических условиях в учреждениях культуры как сложное многогранное
сочетание личностных качеств, общей культуры, специальных знаний, умений
и навыков, позволяющих эффективно осваивать творческую предметную
деятельность;

- разработана педагогическая модель, структурирующая организационно-
педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи
в учреждениях культуры на основе движения души, активности человеческого

организма проявляющиеся в творческих достижениях, вкладе в культуру, науку, образование;

выявлены технологии создания организационно-педагогических условий, сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций преподавания, культурно-художественной деятельности в концертной и других формах, поддающиеся научному наблюдению, анализу внешних проявлений и повышения уровня фиксируемых критериев;

- дано определение понятия «развитие творческих способностей у
учащейся молодежи» как ведущее человеческое качество, обеспечивающее
мотивационно-потребностную, прогрессивно-преобразовательную
деятельность по разработке и внедрению социально-культурных нововведений
по освоению высших гуманистических ценностей культуры, активизации
самостоятельной творческой деятельности в конкретных организационно-
педагогических условиях;

- доказано, что ведущей тенденцией развития творческих способностей у
учащейся молодежи в учреждениях культуры является интеграция комплекса
составляющих организационно-педагогических условий, поэтапное
формирование творческой индивидуальности в совместно-разделенной
предметной деятельности, в процессах общения и взаимодействия, с
индивидуальной ответственностью за коллективное творчество. Единицей
предметной творческой деятельности выступает продукт или номер
художественной самодеятельности в социально-культурной программе, или
совокупность социально обусловленных и культурно-нормированных действий,
стимулирующих повышение творческой активности, поиск новых путей
творческого отношения к динамично изменяющейся действительности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: разработан понятийно-терминологический аппарат организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры, раскрыты понятия «талант», «творческая личность», «творческая деятельность», «творческий педагог», «педагогическое творчество», «творческий климат», «творческий тренинг», «творческий показ».

Выявлено теоретическое значение организационно-педагогических
условий реализации педагогической модели развития творческих способностей
у учащейся молодежи в учреждениях культуры обеспечивающих прямую связь
между идеалами, идеями, ценностными ориентациями общества и овладением
логико-дидактическим и психолого-педагогическим содержанием,

обеспечивающим развитие творческих способностей, что позволяет выстраивать коммуникативно-конструктивные процедуры, адекватные разнообразным ситуациям, складывающимся в рамках гибкого сочетания традиционных и инновационных методов обучения.

Разработана педагогическая модель организационно-педагогических условий с учетом творческой индивидуальности личности молодого человека, способного творчески мыслить, альтернативно решать и инновационно действовать в новой общественно-экономической формации.

Разработаны критерии развития творческих способностей: уровень общей культуры, уровень творческого замысла, уровень исполнения, ценностно-

ориентированной системы взглядов, нравственная зрелость, гуманистическая атмосфера образования и творчества.

Теоретически разработана иерархическая структура организационно-педагогических условий, включающих управленческий, содержательный, аксиологический, социальный, художественный, психологический, педагогический, самодеятельный и оценочно-результативный компоненты.

Разработана модель деятельности учреждений культуры по созданию организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности реализации творческих изысканий в целостном процессе развития творческих способностей у молодежи. В данной ситуации коллективы художественной самодеятельности становятся постоянными объектами управленческого и педагогического внимания, с критериями профессиональной оценки деятельности специалистов учреждений культуры и их актива.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, комплекс предложенных в работе дидактических программ могут быть использованы для различных уровней развития творческих способностей у молодежи в учреждениях культуры при отборе и организации содержания учебно-воспитательного процесса, его структурирования в рамках предметной деятельности в учреждениях культуры всех типов.

Материалы исследования могут быть использованы также в учебном процессе вузов культуры и искусств на кафедрах социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: логикой исходных методологических позиций автора; использованием комплекса объективных методов исследования, адекватных поставленным задачам; организацией педагогических экспериментов - поискового, формирующего и контрольно-оценочного; репрезентативностью выборки; корректной обработкой полученных результатов исследования статистическими методами; и подтверждена актами о внедрении.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась в следующих формах:

выступления автора на международных, российских, региональных межвузовских конференциях:

научно-практической конференции «Культурная политика в условиях модернизации российского общества (Орел, декабрь 2008г.);

международной практической конференции «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: новые пути наук о культуре» (Москва, май 2009);

- международной научно-практической конференции «Молодежь и
будущее России: стратегия развития образования и культуры в современном
мире» (Орел, ноябрь 2009); научно-практической конференции «Наука как
перспективное направление деятельности молодежи» (Москва, ноябрь 2009);

- научно-практической конференции «Инновационные модели и реальные
проекты культурного пространства» (Орел, декабрь 2009);

- научно-практической конференции «Культура, образование, наука:
актуальные проблемы современности (Москва, февраль 2010);

публикации статей (см. список авторских публикаций с указанием объема в конце автореферата);

преподавание курса «Режиссура и мастерство актера» в Орловском государственном институте искусств и культуры.

Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре социально-культурной деятельности Орловского государственного института искусств и культуры 30 мая 2011 г. (Протокол №10).

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущностная характеристика целостной системы развития творческих
способностей у молодежи в учреждениях культуры определяется
целенаправленным процессом создания организационно-педагогических
условий сознания, гражданской ответственности через содержание каждого
вида, формы деятельности.

Объективным фактором развития творческих способностей является художественная самодеятельность, которая наиболее эффективно влияет на этот процесс. Это происходит потому, что: во-первых, она есть свободная и самонаправленная деятельность, изменяющая сами схемы деятельности, а во-вторых, развивает самоопределение лиц и коллективов, необходимое для творческого акта.

Поскольку предметом художественной самодеятельности являются способы деятельности, то молодой человек не теряет себя в предмете, не отчуждается от себя в творческих актах, а вырабатывает внутреннее отношение к самому себе, т.е. к своим продуктивно-творческим возможностям, которые запечатлены в предмете.

2. В художественной самодеятельности, клубах по интересам,
любительских объединениях, функционирующих в учреждениях культуры,
осуществляется практическое закрепление способности личности молодого
человека к самоопределению. Эта способность - необходимая предпосылка
творческого освоения мира как ценностного (мораль, искусство, религия), так и
научно-теоретического. Развитие мышления у молодежи позволяет ей
творчески моделировать внутренние отношения, которые восприятию не
поддаются. Творчество является дополнительной частью мышления всех
участников художественной самодеятельности, клубов по интересам и
любительских объединений, а интеллектуальная активность стимулирует
взаимодействие мотивационных и потребностных составляющих творчества в
их единстве и относится к основным факторам, определяющим
индивидуальные творческие способности.

3. Организационные условия развития творческих способностей личности
молодого человека в учреждениях культуры включают постановку цели,
познавательных и творческих задач, дидактических средств, их достижения,
формирующих ответственность, умение планировать свое свободное время,
развивать коммуникативные способности, интегрировать знания, умения,
навыки, полученные при обучении, в практику творческой деятельности.

Управление этим процессом возможно при создании специалистами учреждений культуры и их активом следующих организационных условий:

- наличие помещения (желательно специального) для данного коллектива
художественной самодеятельности, постоянного расписания, оборудования и
квалифицированного педагогического состава;

- планирование процесса развития творческих способностей через
научнообоснованную организацию действий, выполнения и контроля принятых
решений, координацию действий с другими коллективами учреждения
культуры и других районов;

- целенаправленное развитие у молодежи ответственности в процессе
развития творческих способностей при проведении государственных
праздников и других социально-культурных обязательств.

Организационными условиями развития творческих способностей у молодежи в учреждениях культуры является создание: обстановки, творческой атмосферы, дружного коллектива, правил поведения, без которых не может быть создан творческий продукт. Решение задач развития творческих способностей у молодежи обеспечивается целенаправленным учебно-творческим процессом.

4. Педагогические условия развития творческих способностей у
молодежи в учреждениях культуры начинаются с создания условий для
выяснения мотивации потребностей, интересов, психологических установок,
духовных запросов, творческих задатков, способностей, преодоления
психологического барьера, связанного с применением теоретического
материала в ходе выполнения педагогических заданий; настроенности на успех.

Педагогические условия развития творческих способностей у молодежи это: авторские технологии обучения, обеспечивающие последовательность включения различных приемов, обеспечиваемых практическим действием в сочетании с теоретическими методами, использованием показа элементов непосредственно педагогом, осуществляемое в зависимости от этапов развития творческих способностей, соблюдением принципа возрастной доступности и учетом нарастающей сложности восприятия, постепенности усложнения материала.

Через коллективные формы художественная самодеятельность учреждений культуры создает свой творческий продукт, направленный на социально-культурную специфику воспитания аудитории, что позволяет реализовать приобретенные знания, умения и навыки молодежью с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

5. Педагогические условия проявляются и в модернизации учебно-
творческого процесса, обеспечивающего духовное наслаждение участников,
вдохновение, освоение идеалов, идей, культурных ценностей. Это и становится
системообразующим базовым состоянием обучения, позволяющим
одновременно осуществлять воздействие на пассивность зрителя. Поэтому
модель организационно-педагогических условий развития творческих
способностей у молодежи в учреждениях культуры отражает динамику данного
процесса: цели, задачи общепедагогические, научно-методические и
технологические.

6. Интеграция организационно-педагогических условий развития
творческих способностей у молодежи в учреждениях культуры находится в
прямой зависимости от интеграции социума и социологических факторов.

Среди множества способов развития творческих способностей следует создавать различные педагогические ситуации с целью использования в творческом взаимодействии в системе развития творческих способностей у участников коллективов художественной самодеятельности. Профессионализм педагога позволяет использовать индивидуальные, дифференцированные задания для реализации творческого потенциала молодежи через создание атмосферы сотворчества эмоциональной насыщенности занятий, характеризующейся доверительностью, открытостью, свободным творчеством, культурой взаимодействия педагога и участника.

Специфику учебно-творческого процесса в учреждениях культуры определяет система сознательно организуемых внутриколлективных отношений «педагог - участник», «участник - участник» и «участник - педагог - член семьи», что способствует реализации развития творческого потенциала в свободно выбранном виде творческой деятельности, оптимизации процесса. Создание творческой среды обеспечивает осуществление целенаправленной педагогической поддержки в развитии творческого потенциала молодежи, возможность соединения самоуправления с элементами включенности педагога, что позволяет эффективнее реализовать молодым людям свои индивидуальные творческие способности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Деятельность учреждений культуры по созданию организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи

В процессе развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры актуальным является- прежде всего художественно-образное восприятие молодежи, которое является,, исходным положением данного исследования.

Накопление идет определенными порциями, или «шагами», что определяет дискретный, шаговый характер восприятия. Можно предположить, что разные слушатели характеризуются различным шагом смыслового восприятия - или дробным, мелким или, наоборот, крупным, широким. Эта разница может определяться-как разными типами восприятия--целостным, синтетическим или аналитическим, - так- и широтой и глубиной личностного опыта, включающего и знание темы. Более мелкий; дробный. шаг осмысления иногда затрудняет и тормозит восприятие. Он может также затруднять мгновенное схватывание более общих положений, основывающихся на сцеплении частных. Крупный; широкий шаг осмысления позволяет отвлекаться от деталей, следить за развитием основной мысли только по узловым моментам. Такой характер осмысления может определять. и большую скорость понимания: Часто в молодежной аудитории присутствуют лица, характеризующиеся разными «шагами», поэтому педагог должен варьировать стратегию выдачи текстовой информации и творческого показа.

Следующей важной- характеристикой восприятия- искусства является апперцепция или влияние прошлого опыта. Эта особенность наиболее явно проявляется на примере восприятия искусства, которое обуславливается знанием и языка, и предмета, о котором идет речь, и практикой зрителя (не говоря уже об общем уровне культуры, образовании, возрасте и т.д.). Для того чтобы преподаватель вуза культуры и искусств был правильно и точно понят студентами, ему необходимо представлять, каким может быть влияние прошлого опыта аудитории на ее восприятие текста лекции. Необходимо четко представлять, на какие знания аудитории педагог может опереться в изложении материала, как уже на известное ей, что можно излагать, как само собой разумеющееся, а что требует детального объяснения в вузе и учреждении культуры. Следует отметить, что и сам педагог со своей сторонытоже может отчасти организовать положительное влияние прошлого опыта студентов, в частности, их прошлых знаний, на процесс восприятия; понимания учебного материала. Для этого он должен создать у студентов» внутреннюю установку на восприятие. В общепсихологическом плане установка понимается как готовность субъекта к совершению какого-либо» действия. Установка на. восприятие темы, может возникнуть у человека в результате его внутреннего настроя; внутренней; готовности, вызванных определенной мотивацией и потребностью; на может быть.сформирована1 посредством умелого указания педагога, интересного раскрытия плана1 сообщения; постановки программы в учреждениях культуры. В этих случаях установка на участие4 в творческой деятельности во всех видах и формах внушается педагогом.

Зависимость восприятия от прошлого опыта молодого человека дает ему основание для построения некоторых прогнозов в, процессе восприятия искусства, т.е. позволяет определенным образом предвосхищать будущее. Это влияние прошлого опыта, выражающееся в предугадывании будущего, носит название антиципации или предвосхищения и является одним из важнейших законов, умственной, интеллектуальной и творческой деятельности.

В работах целого ряда психологов (А.Н. Леонтьев, Е.Н. Соколов, И.М. Фейгенберг и др.) было показано, что это предвосхищение носит вероятностный характер. Другими словами, в процессе восприятия молодой человек прогнозирует наиболее вероятную для данной ситуации реализацию явления. Особенно ярко вероятностное прогнозирование выявляется при восприятии речевых сообщений. Это позволяет говорить о вероятностном характере восприятия речевого сообщения в социально-культурной деятельности, как одной из определяющих особенностей этого процесса. Механизм прогнозирования высказывания заключается в том, что в процессе слушания молодой человек, приняв первое слово фразы, уже может предположить (не осознавая, конечно, этого), какое слово будет с наибольшей вероятностью следовать за ним. Этот процесс прогнозирования наиболее вероятного смыслового завершения педагогической мысли и является основным педагогическим условием развития! творческих способностей у учащейся молодежи.

Это - наиболее творческий и нестандартизованный этап исследования; поэтому он трудно поддается предварительному описанию, особенно, учитывая, что многие как раз наиболее плодотворные приемы, и способы обработки и осмысления рождаются»в самом процессе.

В данном параграфе не будут описываться важные, но хорошо-описанные в соответствующей литературе приемы статистической обработки массового эмпирического материала (вычисления средних, индексов, корреляций, построение рядов распределения и т.п.);

Принципиально важным, решаемым в каждом исследовании, является процесс группировки данных. Эта операция стоит на грани, между рутинными, механическими и нестандартными, творческими. Основные-группировки, как известно, в принципе определяются задачами и гипотезой исследования. В соответствии с этим, важнейшими» группировками, по которым будет проводиться сопоставление многочисленных характеристик единиц анализа, будут группировки, прямо вытекающие из гипотезы исследования.

Именно в ходе сопоставления данных, сгруппированных согласно гипотезе, и последует либо подтверждение, либо ее опровержение. Остановимся еще на нескольких процедурах, апробированных в ходе исследования, начиная с 2007 года. Эти процедуры касаются наиболее существенного для нас отношения: отношения «молодежь - учреждение культуры», причем, прежде всего - исследования этого отношения в прогностическом плане.

Обычно в эмпирических исследованиях по специальности 13.00.05 -теория, методика и организация социально культурной деятельности отношения «молодежь - учреждение культуры» ограничиваются фиксацией и более или менее сложным подсчетом конкретных высказываний респондентов или изредка конкретных поведенческих актов (например, подсчитываются отмеченные респондентами названия»наиболее желательных для них культурно-досуговых программ). Такой подход не позволяет исследователю существенно подняться в понимании проблемы- над уровнем рядового респондента. Излишняя конкретность эмпирически фиксируемых высказываний и поведенческих актов; необходимая по технологическим соображениям, не позволяет заглянуть достаточно глубокое суть.явлений и, кроме того, затрудняет сопоставление результатов, полученных в разных регионах страны, в разное время, различными исследователями: ведь в каждом таком случае применялись формулировки, которые весьма заметно различались.

Дидактическая модель развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры

В содержание профессионально-педагогической деятельности специалиста учреждения культуры, кроме специальной, включаются функции: обучающая, воспитательная, развивающая, креативная, исследовательская, существующие в единстве как компоненты одной системы. Наиболее специфично для специалиста учреждения культуры сочетание креативной и развивающей функций деятельности; активно влияющее на- его внутренний мир, развивающее творческий потенциал, повышающий культуру.

Профессионально-педагогическая.. деятельность специалиста учреждения культуры побуждает и его самого осознанию своей миссии как педагога и профессионала-мастера в воспитании, обучении, развитии молодежи через свою деятельность. Если, профессиональная- деятельность специалиста учреждения культуры не подкреплена педагогической, то мастерство не может быть. сформировано. Профессионализм заключается в умении не только видеть и формулировать задачи и доводить до участников самодеятельного коллектива, но и решать их, опираясь на знания в области педагогики и-психологии .

Приобщая молодежь к различным видам» творчества, специалист учреждения" культуры проявляет себя как личность творческую, реализующуюся и через профессионально-педагогические функции, педагогические способности. Творческая индивидуальность, специалиста -его- визитная карточка; и как творчество, она является продуктом его личности.

Профессионально-педагогическая деятельность специалиста учреждения культуры побуждает и его самого к осознанию своей миссии как творческую личность, как педагога и профессионала-мастера в воспитании, обучении, развитии людей через свою творческую деятельность, содержание профессиональных ценностей, способствующих выявлению профессиональных склонностей и направленности личности. Направленность или ориентация личности является одной из центральных ее характеристик. Выделяют два типа направленности на успешное выполнение педагогической деятельности: направленность на задачу и направленность на взаимодействие.

Технология формирования педагогических способностей не может рассматриваться вне деятельности, но не всякая профессиональная деятельность сказывается на повышении ее результативности в воспитанники1 образовании людей. Исследования H.Bi Кузьминой позволяют сделать вывод, что в процессе профессионально-педагогической деятельности педагогические способности формируются активнее, если специалист владеет технологиямиих развития.

Это подтверждает изложение Н.К. Баклановой структуры личности профессионала-мастера, специалиста культурьь художественного- профиля. Автор предлагает и обосновывает структурно-логическую »- модель педагогических способностей, доказывает, что у каждого специалиста учреждения культуры есть свое представление О педагогических способностях и их видах, своя специфика психолого-педагогического воздействия на аудиторию и на отдельного человека, на развитие тех или иных способностей, которые тесно связаны с общением, и, соответственно; с информационно-коммуникативными способностями. Партнеры, по общению осознают, как они воспринимаются другими. У специалиста учреждения культуры, обладающего перцептивными способностями, хорошо развито чувственное восприятие состояния другого человека. Специалист учреждения культуры, обладающий перцептивными способностями, наиболее чувствителен к психоэмоциональному состоянию других людей и партнеров по общению. Исследования показывают, что данные способности

МГУКИ.2001.-С.124. включают в себя несколько видов чувствительности, например, это чувство объекта, представляющее собой особую чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у других, в какой мере интересы и потребности их выявляются. Данный вид чувствительности сходен с эмпатией и проявляется в быстром и глубоком проникновении в психологию партнера по общению, такте, сопереживании.

Особенно важны организационные способности; которые включают в себя организаторские, управленческие, перспективные способности. Организаторские способности исследовались Л.И. Уманским, выделившим 18 типичных организаторских качеств личности. Сочетаясь с управленческими, они позволяют управлять и организовывать себя, свое время;, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность своих сотрудников, творческие личности на основе подготовки решения текущих и перспективных задач, планировать, ставить конкретные цели и контролировать полученные результаты. Опытные специалисты умеют организовать свою работу, опираясь на наблюдение, беседу, предполагающую взаимный обмен информацией. Расширять самостоятельность, так же как и сопряженный с нею переход на создание организационно-педагогических условий развития1 творческих способностей у учащейся молодежи в учреждениях культуры. Реальное содержание этой деятельности может быть только, тогда, когда есть с заинтересованность специалистов в. высоких результатах деятельности. Если в массе своей специалисты учреждения культуры, которые не принимают участия в выработке и принятии управленческих решений, не несут экономической ответственности за результаты труда, то сохраняется существовавшее ранее противоречие между объективным положением специалиста как сохозяина учреждения культуры и субъективным ощущением, препятствующим ему утвердиться в этой своей роли.

Создание организационных условий для специалистов учреждений культуры является сегодня важнейшим средством обеспечения социальной справедливости - этой мощной системы мотивов и стимулов, побуждающей человека полностью раскрыть и реализовать свои способности в деле.

Разбираться в выразительных средствах, то есть «инструментах», с помощью которых специалисты и актив учреждений культуры могут оказать интеллектуально-эмоциональное воздействие на молодежную аудиторию, значит овладеть профессиональным мастерством создания организационно-педагогических условий развития творческих способностей у учащейся молодежи.

Добиться гармонии в использовании выразительных средств, к которым относятся живое слово и все виды, формы профессионального и самодеятельного искусства, радиовещание и телевидение, технические (проекционная звукозаписывающая и звуковоспроизводящая-аппаратура) и конкретные живые люди участники событий, знакомые люди. в. социуме, регионе, стране.

Каждое из этих средств .обладает огромными возможностями воздействия на людей; на. их мысли, убеждения; поступки, на-развитие их интересов и вкусов, деловых, моральных и физических качеств. Достаточно сказать,, что только искусство самодеятельное и профессиональное, их различные виды и жанры могут дать огромное число различных вариаций.

Каждое выразительное средство имеет свои- психологические и педагогические аспекты воздействия, к тому же все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это обязывает специалистов, учреждений» культуры знать психологические закономерности восприятия происходящего в учреждении культуры.

Совершенствование педагогических условий развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры

На этом основании проповедуется «культ индивидуальности» в создании и трактовке произведений искусства, отдается предпочтение оригинальному, спонтанному, интимно-личностному, абсолютно лишенному какого-либо жизненного смысла. Восстановление того факта, что художественная образность всегда имеет реальные жизненные истоки, следует считать стратегической задачей в деятельности учреждений культуры по развитию творческих способностей у учащейся молодежи.

Следовательно, задача специалистов учреждения культуры возвышать осмысление обыденного до философского уровня и о приоритете его в творческом мышлении, а значит можно заключить, что творческая деятельность во всех своих областях протекает как эмоционально-интеллектуальная деятельность высшего порядка.

В ходе проводимого эксперимента творчество раскрывалось как особое «чувство художественности», в котором отражено стремлениеL молодого человека одухотворять действительность и которое протекает как деятельность созидательная, социально-культурная:

С одной стороны, творчество открывает возможность преодолеть жесткость, антитезы, «творчество - не творчество», а с другойвхамойприроде творчества заключена диалектика перехода разрушительного, отрицательного в положительное, т.е. все негативное становится необходимым- элементом раскрытия философско-эстетической." идеи средствами1 драматургии и режиссуры, той противоположностью, через которую раскрывается положительное.

В» соответствии с этим утверждается, что не бывает художественного творчества с отрицательным знаком, применительно к. художественным знаниям, умениям и навыках речь должна идти лишь о его количественных и качественных характеристиках. Художественные знання, умения и навыки, отражая в себе природу художественно-исполнительского творчества в деятельности учреждений культуры, могут существовать только как «единство в многообразии». В связи с этим приходится констатировать факт, что в условиях

Отсюда, дидактическая модель развития творческих способностей молодежи в учреждениях культуры есть процесс, имеющий своим \ основанием алгоритмы деятельности специалистов, направленных на целостное развитие родовой человеческой способности от «нулевой точки» к сложным деятельностно-психологическим образованиям. I Эта «нулевая точка» обозначает не просто некое формальное начало; а і отражает диалектическую сущность, процесса развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры. \ Это такое состояние- родовой способности молодого человека, где художественные знания, умения и навыки присутствуют как еще не 1 проявившаяся генетическая способность, но и как готовая к развитию в і высшие формы - творческо-психологические. 1 Но- это возможно лишь тогда, когда в, каждом конкретном случае \ содержанием знаний будет выступать художественная идея высокого уровня, закономерно требующая от специалистов!,учреждения культуры адекватных форм и способов своего выражения. Множественность художественных интерпретаций жизненных смыслов, (авторских, исполнительских и т.д.), содержание знаний все время меняется, оставаясь во всеобщем смысле одним и тем же.

Отсюда умения и навыки также становятся постоянно-переменной величиной: являясь общими способами воплощения замысла, они в то же время в каждой художественной, конкретности разные («единство в многообразии»). В искусстве не может быть ничего в «застывшем», догматическом виде.

В ходе эксперимента в поисках совершенствования организационных условий был осуществлен замер всего творческого процесса. Главная «цель — действие» должна проходить красной нитью в системе взаимосвязанных действий. 1. Этап взаимодействия режиссера и актера в учебном театре проходил следующим образом. Эмоциональное прощупывание этой связки происходило в основном на уровне ощущений, эмоций, интуиции. Активизировалось воображение по всему объему репертуара. Состояние чувственных образов, спонтанно рождающихся ассоциаций, обеспечивало артисту роли весь набор элементов системы К.С. Станиславского. Здесь главным организационным условием становится максимальное использование материально-технической- базы, для укрепления дисциплины и порядка на репетициях.

Последующие репетиции (за столом, или на площадке)?- сложные по структуре действия, включающие анализ и синтез вместе с эмоциональными прорывами к роли. Активизируется процесс первоначальных подходов/к роли, отбираются, образы воображения, пластики\ в. ходе актерских проб, длительного промежуточного этапа постоянного сближения- себя с ролью і Этот процесс представляет собой попытку сближения, образов сознания; заимствованных из памяти актера, с образами воображения, сформированными только теперь, при работе над ролью, и поиск новых, нужных для образа воспоминаний, впечатлений, переживаний, движений, действий.и т.п.

Интеграция организационных и педагогических условий - важнейший , фактор совершенствования процесса развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры

В данном исследовании приняли участие 296 учеников общеобразовательных школ города Орла, учеников школ искусств, воспитанников домов творчества; интернатов, детей из неблагополучных семей. Различными курсами для детской аудитории было поставлено 4 спектакля, после просмотра которых проводился опрос: «Вино из одуванчиков», спектакль по повести Р. Брэдбери (5 курс кафедры режиссуры и мастерства актера, руководитель - В.В. Ламакина, постановка - В.Н. Ермоловой); «Левша», спектакль по повести Н. Лескова (4 курс кафедры режиссуры и мастерства актера, руководитель курса и режиссер - В.Ю. Иванов); «Детский детектив», или приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна, рассказанное студентами четвертого курса кафедры режиссуры и мастерства актера. (Руководитель курса - В.Ю. Иванов, постановка Л.В. Ивановой); «Сказки на ночь», спектакль по произведениям Дж. Родари (4 курс кафедры режиссуры и мастерства актера, руководитель - О.В. Князева, постановка - Н.Ю. Крючковой).

Изучение и анализ данных анкет указывает, что привлечение подобной зрительской аудитории, организация непосредственного общения студентов-актеров и детей несет не только- просветительскую, познавательную функции, но и адаптационную, обоюдное обогащение жизненнымопытом.

Все четыре спектакля» вызвали в равной степени заинтересованность детей, они охотно включались в действие, сопереживали героям. Трудности в восприятии- возникали у воспитанников интернатов, что объясняется особенной замкнутостью в незнакомой обстановке этой категории детей. Студенты также отмечали трудности в процессе налаживания контакта с залом именно во время спектаклей для социально неблагополучных детей.

Нами было проведено анкетирование, ориентированное на более широкий круг зрительской аудитории, универсальное для каждого человека, пришедшего в театр.

Неоднократный показ дипломных спектаклей на большой сцене представляется-народному артисту РФ О.П. Табакову, обучившему не одно поколение актеров, составляющих гордость современного русского театра, крайне необходимом на определенном этапе обучения. Как отмечает О.П. Табаков в статье «Из моего опыта определения и развития актерской одаренности», основанной на опыте работы с одним выпуском: «...мы осуществили постановку сказки «Белоснежка и семь гномов» О. Табакова и Л. Устинова. Этот спектакль был сыгран нашими студентами на сцене театра

«Современник» более ста раз. Спектакль «Прощай, Маугли!» был сыгран что-то около ста раз в процессе обучения. Третьим спектаклем была философская притча, или, как назвал свою пьесу автор, Александр Володин, психологический детектив каменного века «Две стрелы»... И этот спектакль прошел около 80 раз, причем на каждом спектакле было 110-120 зрителей. Если сложить все спектакли, то получится весьма внушительная цифра. Эти три спектакля прошли около трехсот раз. Другие три спектакля, в которых были заняты довольно равномерно все студенты курса, шли еще сто раз. Таким образом, каждый из пятнадцати наших студентов выходил на сцену, на зрителя более трехсот раз. Мне также представляется_ наиболее важным подчеркнуть объем-работы, проведенный нашими воспитанниками, я считаю принципиально важным и то, что каждый из четырехсот сыгранных спектаклеш смотрелся педагогами и после этого делались.замечания стало быть, играя спектакли, студенты тоже получали уроки актерского мастерства....этот живой постоянный контроль за развитием-стимулировал и саморазвитие»59.

BL процессе показов дипломных спектаклей на сцене учебного театра, что подтверждает и О.П. Табаков, идет работа над «серьезными изъянами по части дикции», так как внятность произнесения.определяется тем, действует ли студент, сталкивается ли он всерьез со своими партнерами, на сцене-или нет. Если он не действует, а имитирует процесс, то и речь его становится не очень внятной, и его часто бывает не слышно. Идет работа над изъянами в пластике. Кроме того, студенту предлагалось пробовать, как-то дополнять имеющиеся у него выразительные средства, что, естественно, предостерегало и от штампов, и от повторов, и «от самодемонстрации от шармерства, каботинства, премьерства, - ибо каждый из сыгранных спектаклей был своего рода уроком актерского мастерства»60.

Но мы делаем акцент не на обучении, а на производственной практике, и то внимание общественности, которое существует к работам студентов, тот зрительский интерес, который сопровождает их работы, не могут не сказаться на человеческом становлении, на их нравственном развитии. Так они участвуют в живом театральном процессе.

В целом, воспитание актера представляет собой сложный, противоречивый процесс. Обучение мастерству актера, профессиональное и нравственное воспитание неразрывносвязаны.

Во главу своего учения о театре К.С. Станиславский ставит этику. Этика - наука, относящаяся к философским. Это наука о морали (нравственности). Как термин восходит к Аристотелю, впервые встречается в названии всех трёх его сочинений, посвященных проблемам нравственности. Этика, по Станиславскому, охватывает все звенья театрального процесса, при этом.он стремится через постановку этических проблем вскрыть особенности. театрального искусства, как искусства коллективного.

Как видим, педагогические условия-развития творческих способностей1 учащейся,молодежи в.учреждениях культуры.

Главное среди них - коллективность творчества. В театре спектакль создают драматург, режиссёр, артисты, художники, музыканты, гримеры, костюмеры и люди многих других профессий: Этика нужна, чтобы урегулировать работу многих самостоятельных творцов, в процессе подготовки и выпуска спектакля. Для этого необходимы, нравственные правила, создающие уважение к чужому творчеству и атмосферу общей деятельности.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры