Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Айкина, Любовь Павловна

Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста
<
Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Айкина, Любовь Павловна. Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Айкина Любовь Павловна; [Место защиты: Алт. гос. акад. культуры и искусств].- Барнаул, 2011.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/369

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основы развития музыкально-творческих способностей младших школьников в сфере досуга

1.1. Сущность и специфика развития музыкально-творческих способностей младших школьников

1.2. Музыкально-творческое развитие младших школьников в условиях досуговой деятельности .

1.3. Социально-педагогическая модель развития музыкально- творческих способностей младших школьников в сфере досуга

Выводы по первой главе 97

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-творческих способностей младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в вокально-хоровом коллективе .

2.1. Диагностика исходного уровня развития музыкально- творческих способностей младших школьников в самодеятельном вокально-хоровом коллективе

2.2. Программа развития музыкально-творческих способностей младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в вокально-хоровом коллективе

2.3. Педагогический анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по второй главе 157

Заключение 169

Список литературы 166

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед социально-культурными институтами на современном этапе, является проблема организации творческого развития детей младшего школьного возраста в условиях досуга. Досуговая деятельность, являясь сферой социализации и инкультурации, дает ребенку возможность реализовать естественные потребности как в восстановлении психофизических сил, общении, так и в познавательной деятельности, развитии творческого потенциала. В связи c этим перед педагогами-организаторами досуга школьников встает острая необходимость поиска не столько развлекающих форм досуговой деятельности, сколько форм развивающих, в процессе реализации которых будет происходить развитие творческих способностей детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Все это обусловливает пристальное внимание к проблеме организации свободного времени младших школьников, требует поиска новых форм и методов организации их досуговой творческой деятельности, привлекательных для данной возрастной группы. На решение этой проблемы, в частности, направлены такие целевые программы, как федеральная программа «Дети России», краевая «Дети Алтая» и др., призванные обеспечить социально-культурные условия, способствующие максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка.

Однако, как показывает анализ современной социально-культурной ситуации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году и положивший начало , поставил в сложное положение процесс создания благоприятных социально-культурных условий реализации творческого развития детей, развития материальной базы досуговых учреждений, привлечения квалифицированных кадров. Обозначенная проблема требует выявления, систематизации и реализации социально-культурных условий творческого развития и саморазвития личности ребенка в культурно-досуговом учреждении, самодеятельном коллективе.

Характерным направлением реализации социально-культурной деятельности является музыкальное самодеятельное творчество, а одним из основных и наиболее доступных способов вовлечения в музыкальную деятельность подрастающего поколения служит вокально-хоровое искусство. Хоровое пение как один из видов коллективной деятельности способствует осмыслению младшими школьниками социально-культурного опыта, отраженного в музыкальных произведениях, осознанию воспринятых художественных образов, а результатом совместной музыкально-хоровой деятельности становится развитие эмоционально-ценностного и творческого отношения участников хорового коллектива к миру, развитие их музыкально-творческих способностей. Это особенно важно для детей младшего школьного возраста со свойственной им конкретностью мышления, образностью представлений, что требует осмысления в теории, методике и организации социально-культурной деятельности педагогических возможностей игры, театрализации и других форм культурно-досуговых технологий, направленных на развитие музыкально-творческих способностей младших школьников, посещающих самодеятельный коллектив. Таким образом, воспитательные возможности вокально-хорового искусства, а также направленность и характер его социально-культурного воздействия на личность младшего школьника представляются важнейшими критериями, определяющими общественную и культуротворческую значимость вокально-хорового исполнительства.

Однако анализ практики музыкального воспитания показывает, что проблема развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста технологиями культурно-досуговой деятельности не получила должного освещения в литературе, посвященной вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса любительского художественного коллектива в учреждениях социально-культурной сферы, включая общеобразовательные учреждения. В научном обосновании нуждаются также вопросы специфики деятельности любительского вокально-хорового творчества младших школьников с учетом современных социально-культурных условий развития их музыкально-творческих способностей.

Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена противоречиями между:

- социальным заказом общества (существующей общественной потребностью) на разностороннее музыкально-творческое развитие школьников и недостаточной мерой его реализации в структуре досуговой деятельности младших школьников в условиях учреждений образования, культуры и досуга;

- значительным личностно-развивающим педагогическим потенциалом вокально-хорового искусства и недостаточной педагогической обеспеченностью культурно-досуговыми технологиями учебно-творческого процесса в организованных художественно-творческих самодеятельных коллективах;

- необходимостью научно-педагогического осмысления и технологической реализации социально-культурных условий процесса развития музыкально-творческих способностей младших школьников на базе учреждений образования, культуры и досуга и недостаточной разработанностью этого процесса в теории, методике и организации социально-культурной деятельности.

Проблема исследования заключается в необходимости выявления комплекса социально-культурных условий, способствующих развитию музыкально-творческих способностей младших школьников в учреждениях сферы образования, культуры и досуга и включающих: разработку социально-культурной модели и программы развития музыкально-творческих способностей младших школьников, а также организационно-педагогические условия.

Степень разработанности проблемы исследования. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что существует определённое количество трудов, посвященных вопросам осмысления сущности досуга и социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Дж. Дюмазедье, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Б.Г. Мосалев, О.В. Первушина, В.Е. Триодин, В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко и др.); различным аспектам изучения социально-педагогических основ организации досуга различных социально-демографических групп и среди них – детей и молодежи (Р.Н. Азаровой, И.Н. Ерошенкова, М.Б. Зацепиной, Г.В. Олениной, Э.В. Соколова, Б.А. Титова, С.А. Шмакова и др.). Проблемам теории технологического комплекса социально-культурной деятельности, художественно-педагогических, игровых технологий, технологий театрализации, основам самодеятельной художественно-творческой деятельности посвящены труды Т.И. Баклановой, С.Б. Брижатовой, Т.И. Головко, Е.И. Григорьевой, Т.А. Дмитриевой, А.С. Каргина, Е.А. Касмицкой, Л.А. Нагорновой, Г.К. Селевко, Е.И. Смирновой, Ю.А. Стрельцова, В.Ф. Чабанного и др.

Вопросы музыкального воспитания как социально-педагогического процесса нашли освещение в трудах Е.А. Касмицкой, Г.А. Семячкиной, Н.В. Серегина, К.И. Чижовой; психолого-педагогические проблемы музыкально-творческого развития личности, формирования ее умений, мотивов, интересов, развития способностей изучали такие психологи, педагоги и социологи, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Л. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, О.М. Молодых, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Л.С. Рубинштейн, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.; проблемы музыкального просвещения подрастающего поколения, детского вокально-хорового исполнительства, музыкально-творческого развития детей младшего школьного возраста являлись предметом исследования О.А. Апраксиной, Т.И. Баклановой, Л.А. Баренбойма, Л.А. Безбородовой, Н.А. Ветлугиной, Л.Г. Дмитриевой, Э. Жак-Далькроза, В.И. Закутского, Т.К. Овчинниковой, Г.П. Стуловой, Б.Л. Яворского и др.

В трудах видных ученых в области психологии и педагогики освещалась возрастная периодизация психофизиологического развития детей (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.). Современные подходы к теории и методике научно-педагогических исследований в образовательных учреждениях разного типа и уровня освещались в трудах В.И. Загвязинского, В.И. Матиса, Б.А. Федулова.

Несмотря на значительное количество опубликованных работ, посвященных различным аспектам организации досуга детей, целостного анализа педагогического потенциала вокально-хорового искусства в организованной досуговой деятельности детей до сих пор не было, не выявлены социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в самодеятельном хоровом коллективе.

Социально-педагогическая значимость развития музыкально-творческих способностей младших школьников, необходимость реализации поставленной научной проблемы и отсутствие современных научно обоснованных технологий в теории, методике и организации социально-культурной деятельности обусловили целесообразность выбора темы диссертационного исследования: «Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс социально-культурных условий развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.

Объект исследования – процесс музыкально-творческого развития младших школьников в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.

Предмет исследования – социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях детского самодеятельного коллектива.

В исследовании сформулирована гипотеза как комплекс предположений, направленный на реализацию цели исследования, включающий:

- осмысление педагогических противоречий процесса музыкально-творческого развития младших школьников, связанных с выявлением, систематизацией и реализацией комплекса социально-культурных условий данного процесса в учреждениях образования, культуры и досуга;

- трактовку социально-культурных условий развития музыкально-творческих способностей младших школьников как комплекса внешних и внутренних обстоятельств, от которых зависит эффективность педагогического процесса развития этих способностей у детей младшего школьного возраста;

- рассмотрение младших школьников как возрастной группы, нуждающейся в оптимальном уровне развития своих музыкально-творческих способностей в сфере досуга, который достигается путем применения в учебно-творческом процессе не только музыкально-педагогических, но и культурно-досуговых технологий;

- переход на более высокий уровень развития музыкально-творческих способностей младших школьников в условиях организованного самодеятельного коллектива на основе социально-педагогического моделирования процесса посредством синтеза культуротворческой, просветительской и игровой деятельности и апробации программы развития их музыкально-творческих способностей.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность и специфику развития музыкально-творческих способностей младших школьников в условиях досуговой деятельности;

- обосновать основные направления музыкально-творческого развития младших школьников в условиях самодеятельного хорового коллектива в аспекте развития общих творческих и музыкальных способностей;

- экспериментально апробировать социально-педагогическую модель развития музыкально-творческих способностей младших школьников в учреждениях образования и досуга, включающую социально-культурные условия этого процесса;

- диагностировать исходный уровень и критерии развития музыкально-творческих способностей младших школьников в вокально-хоровом коллективе;

- разработать социально-культурную программу развития общих творческих и музыкальных способностей младших школьников в самодеятельном коллективе;

- осуществить педагогический анализ и интерпретацию результатов опытно-экспериментальной работы.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- на философском уровне: взгляды на сущность и социальную природу досуга (Аристотель, М.С. Каган, Г.В. Плеханов и др.), теория развития личности и учение об интегральной природе человека и деятельности как основе его творческого развития (А.Н. Леонтьев, Э.В. Соколов, С.Л. Рубинштейн и др.); исходные принципы творческой деятельности, специфика художественного творчества (Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.);

- на общенаучном уровне: учение о гармоническом и всестороннем развитии личности, путях и средствах развития ее способностей (Б.В. Асафьев, А.А. Бодалев); теория целостного развития личности ребенка (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, В.А. Сластенин); психолого-педагогические исследования по проблемам диагностики и развития способностей, оптимизации процесса обучения (В.П. Анисимов, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); исследования в области музыкально-творческого развития личности, роли музыки в воспитании личности (О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, B.C. Мерлин, Г.М. Цыпин, В.Д. Шадриков и др.); работы в области теории и практики вокально-хорового творчества и педагогики (В.П. Морозов, В.Г. Соколов, Г.П. Стулова и др.);

- на конкретно-научном уровне: труды по проблемам социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Дж. Дюмазедье, Ю.А. Стрельцов, Н.Н. Ярошенко и др.), исследования в области развития творческих способностей личности в условиях социально-культурной среды, использования ее педагогического потенциала (С.Б. Брижатова, А.Д. Жарков, Е.А. Касмицкая, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, О.М. Молодых, Ю.А. Стрельцов и др.), культурно-созидающего и рекреационно-развивающего потенциала досуга и педагогических условий его реализации (Л.К. Балясная, Н.М. Борытко, М.Б. Зацепина, Б.А. Титов и др.); труды исследователей по теории и практике культурно-досуговой деятельности, рассматривавших самодеятельное художественное творчество в сфере свободного времени (Т.И. Бакланова, А.С. Каргин, В.Е. Триодин, В.Ф. Чабанный и др.).

Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач, проверки доказательств выдвинутой гипотезы и обобщения результатов исследования применялся комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов, включающий: теоретические методы, содержащие анализ и систематизацию философско-культурологической, психологической, социально-педагогической литературы по проблеме развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также литературу в области хороведения, искусствоведения и музыкальной педагогики; сравнительный анализ различных точек зрения ученых, работавших по проблемам организации досуговой деятельности детей; эмпирические методы, куда вошли наблюдение, опрос, анкетирование, моделирование, педагогический эксперимент, обобщение собственного педагогического опыта.

Информационная база исследования представлена анализом закона РФ «Об образовании» (1996 г. и 2006 г.), «Федеральной целевой Программы развития образования на 2006–2010 гг.», а также «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», «Концепции художественного образования в Российской Федерации до 2025 года», анализом «Федеральной целевой Программы «Дети России» на 2007–2010 годы», «Краевой целевой программы «Дети Алтая» на 2007–2010 годы», «Конвенции ООН о правах ребенка» (2002 г.).

Основной опытно-экспериментальной базой исследования послужили: МБОУ «Гимназия № 69» г. Барнаула, детская вокально-хоровая студия «Капель» при Институте дополнительного образования Алтайской государственной академии культуры и искусств, вокальная студия при детском развлекательном центре «Лазурный» Регионального центра образовательных и социально-культурных программ «ВИРА» (г. Барнаул). Всего в констатирующем этапе эксперимента принимало участие 223 ребенка младшего школьного возраста (6 – 11 лет), посещающих вокально-хоровые занятия; на уровне формирующего этапа в состав контрольной группы вошли 34 человека, в состав экспериментальной 33 человека.

Основные этапы исследования осуществлялись в период с 2003 по 2011 гг.

Первый этап (2003–2004 гг.) поисково-аналитический характеризовался разработкой методологических и методических подходов к изучаемой проблеме на основе анализа отечественных и зарубежных публикаций, разработкой концепции, понятийно-категориального аппарата исследования, подготовкой необходимого методического обеспечения для проведения констатирующего этапа исследования, определением проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, диагностических заданий, выявляющих уровень музыкально-творческих способностей младших школьников.

Второй этап (2005–2009 гг.) – опытно-экспериментальный, он включал разработку программы развития музыкально-творческих способностей младших школьников, проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента, цель которых заключалась в проверке на практике разработанной модели, направленной на формирование социально-культурных условий развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста на основе комплексного использования культурно-досуговых технологий и методик музыкально-певческой деятельности.

Третий этап (2010–2011 гг.) – теоретико-обобщающий, включавший сравнительный анализ и обобщение полученных результатов, проверку достоверности полученных выводов путем сопоставления исходных, промежуточных и завершающих данных, характеризующих изменения уровней развития музыкально-творческих способностей младших школьников в экспериментальной и контрольной группах; оформлялись результаты экспериментальной работы, теоретические выводы и практические рекомендации, завершалась апробация полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определена сущность процесса развития музыкально-творческих способностей младших школьников в условиях организованного досуга, под которой понимается комплексная целенаправленная совместная деятельность педагога и детей по актуализации музыкально-творческого потенциала личности ребенка; специфика развития музыкально-творческих способностей младших школьников заключается в сочетании развития музыкально-творческих способностей с организованной досуговой активностью детей, соответствующей их личностным потребностям и возрастным психофизиологическим особенностям, что требует применения технологий культурно-досуговой деятельности;

- обоснованы направления музыкально-творческого развития детей в условиях досуга; установлено, что данные направления имеют в своей основе педагогическую систему, сочетающую эстетическое воспитание, специальное музыкальное образование, творческое развитие ребенка средствами музыкально-педагогических и культурно-досуговых технологий (культуротворческих, информационно-просветительных, игровых);

- экспериментально апробирована социально-педагогическая модель развития музыкально-творческих способностей учащихся в учреждениях образования, культуры и досуга, в которой представлена дифференцированная система социально-культурных условий, обеспечивающих эффективность развития музыкально-творческих способностей младших школьников в самодеятельном музыкальном коллективе;

- разработана социально-культурная программа развития музыкально-творческих способностей младших школьников в самодеятельном коллективе, в которой интегрированы принципы общей педагогики и педагогики досуга, общие и специфические функции педагогического процесса в вокально-хоровом коллективе и культурно-досуговые технологии и формы;

- предложен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, позволяющий утверждать, что развитие музыкально-творческих способностей младших школьников в самодеятельном коллективе способствует формированию таких личностных качеств, как готовность к музыкальному обучению, познанию, воспитанию культуры чувств и адекватной оценке вокально-хорового творчества; активизирует участие ребенка в коллективной музыкально-творческой деятельности с опорой на формирование творческой индивидуальности ребенка; ориентирует младших школьников на культурные формы проведения досуга.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в развитие концепции музыкально-творческих способностей личности применительно к сфере организации досуга детей младшего школьного возраста, при этом:

- определена структура музыкально-творческих способностей младших школьников, наиболее значимых применительно к участникам самодеятельных вокально-хоровых коллективов, представляющая собой сложное многоуровневое образование, включающее как компоненты, отличающие продуктивное творчество личности (способность к самостоятельному выбору в проблемно-творческих ситуациях; гибкость мышления, индивидуальность замысла, творческое воображение), так и компоненты, характеризующие музыкальное исполнительство (музыкальный слух в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов; темпо-ритмическое чувство, музыкальную память, музыкальную отзывчивость, исполнительское мастерство); ядром музыкально-творческих способностей служит мотивационная направленность личности;

- систематизированы внутренние и внешние социально-культурные условия организации музыкально-творческого развития младших школьников в самодеятельном коллективе. К внутренним условиям относятся обстоятельства целенаправленно сконструированного педагогом процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение педагогических целей, учитывающих уровень музыкально-творческого развития личности младшего школьника и построение учебно-воспитательного процесса в самодеятельном коллективе на основе применения наиболее эффективных методов и технологий культурно-досуговой деятельности; внешние условия включают наличие субъекта деятельности (образовательное учреждение), имеющего материально-техническую и кадровую базу и реализующего социально-культурную программу развития музыкально-творческих способностей младших школьников в самодеятельном коллективе;

- определены и проверены критерии развития музыкально-творческих способностей младших школьников, содержанием которых являются показатели развития: когнитивно-ценностных установок, ориентации детей на совместную деятельность и культурный досуг, основных музыкально-творческих способностей в соответствии с тремя уровнями замера (низкий, средний, высокий) данных качеств личности в процентном соотношении по каждому из четырех компонентов развития личности (мотивационному, когнитивному, эмоционально-оценочному, деятельностно-поведенческому).

Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и положения могут быть использованы педагогами культурно-досуговых и образовательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих авторские программы музыкально-творческого развития детей младшего школьного возраста в условиях художественно-творческого коллектива с опорой на технологии культурно-досуговой деятельности; разработанная программа «Гармония» по развитию музыкально-творческих способностей младших школьников в самодеятельном коллективе может быть использована в учебно-воспитательном процессе в художественно-творческих коллективах на базе учреждений образования, центров детско-юношеского творчества, культурно-досуговых учреждений.

Материалы диссертации могут использоваться при подготовке студентов вузов культуры и искусств, изучающих методику детского вокально-хорового воспитания, на обучающих семинарах, курсах повышения квалификации педагогов культурно-досуговых и образовательных учреждений по оптимизации музыкально-творческой досуговой деятельности младших школьников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективное развитие музыкально-творческих способностей младших школьников зависит от комплекса социально-культурных условий организации целенаправленной совместной деятельности педагога и младшего школьника в самодеятельном коллективе по актуализации творческого потенциала личности ребенка, сочетающей развитие музыкальных способностей с организованной культурно-досуговой активностью детей, соответствующей их личностным потребностям и психофизиологическим особенностям; это позволяет преодолевать противоречия процесса развития музыкально-творческих способностей младших школьников в учреждениях образования, культуры и досуга, поскольку у детей формируется и поддерживается интерес к занятиям хоровым пением и культурным формам проведения досуга.

2. Младшие школьники являются возрастной группой, нуждающейся в оптимальном уровне развития музыкально-творческих способностей, достигающемся путем применения в учебно-творческом процессе в музыкально-творческом самодеятельном коллективе культурно-досуговых технологий, ядром которых является игра и театрализация, сензитивные данному возрасту, способствующие формированию позитивной мотивации младших школьников, эффективному развитию не только музыкальных, но и общих творческих способностей детей.

3. Социально-педагогическая модель развития музыкально-творческих способностей младших школьников включает социально-культурные условия, представляющие собой комплекс внешних и внутренних обстоятельств, от которых зависит эффективность педагогического процесса развития этих способностей у детей младшего школьного возраста, посещающих самодеятельный коллектив в учреждениях образования, культуры и досуга. Внешние условия связаны с наличием субъекта, организующего педагогический процесс в данных учреждениях, материально-техническим и кадровым обеспечением педагогического процесса; внутренние условия определяют общее направление организации педагогического процесса в данном коллективе и личностно-развивающие цели, музыкально-творческие и культурно-досуговые технологии, принципы, средства и формы общей педагогики и педагогики досуга.

4. Эффективность развития музыкально-творческих способностей младших школьников в условиях самодеятельного коллектива обеспечивается реализацией социально-педагогической программы развития музыкально-творческих способностей, диагностикой уровня музыкально-творческого развития детей на всех этапах учебно-творческого процесса, моделирования педагогического процесса на основе синтеза культуротворческой, просветительской и игровой деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются аргументированностью построений его методологических оснований, опорой на достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки, теории, методики и организации социально-культурной деятельности, полнотой и непротиворечивостью анализа предмета исследования; методологическим анализом исходных теоретических положений; использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам исследования и специфике каждого этапа исследования; сочетанием теоретического анализа с обобщением эмпирических данных; успешными результатами внедрения в учебно-творческую деятельность самодеятельных вокально-хоровых коллективов г. Барнаула; итогами опытно-экспериментальной работы, подтвердившей правомерность первоначально выдвинутой гипотезы, комплексом апробированных, валидных, взаимодополняющих и дублирующих методов исследования; репрезентативностью выборки контингента экспериментальной работы; использованием методов математической статистики, личным участием автора в апробации экспериментальных программ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на межрегиональных (с международным участием) научно-практических (Тюмень, 2010; Барнаул, 2003, 2007; 2011), межвузовских и внутривузовских конференциях (Екатеринбург, 2010; Барнаул, 2010; 2011), а также в педагогической деятельности соискателя при разработке авторских курсов «Методика детского-вокально-хорового воспитания» и «Методика работы с детским хором».

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в 10 публикациях, в том числе одна публикация издана в научном журнале, рецензируемом ВАК Минобрнауки РФ; учебное пособие «Методика детского вокально-хорового воспитания» имеет гриф УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов «Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов музыкальных факультетов вузов культуры и искусств».

По результатам исследования подготовлены учебно-методические материалы по дисциплине «Методика детского вокально-хорового воспитания», включающие учебное пособие, цикл лекций, методические разработки и др., использующиеся в подготовке будущих руководителей вокально-хоровых коллективов.

Структура диссертации отражает общую логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 217 наименований, приложения, 5-ти таблиц, 4-х рисунков.

Музыкально-творческое развитие младших школьников в условиях досуговой деятельности

Однако, как показывает практика, художественно-педагогическая деятельность в педагогической литературе традиционно трактуется как образовательная деятельность в сфере конкретного вида искусства. Это обусловлено исторически сложившимися различиями между видами искусства и различиями в практике обучения им. В то же время музыкально-творческое развитие детей в условиях культурно-досуговой деятельности изучено недостаточно.

Анализ теории организации музыкальной деятельности детей показывает наличие целого ряда вопросов, связанных с детским любительским творчеством, в частности, отсутствие определенности в вопросах формирования музыкально-творческих способностей школьников. Это объясняется неоднозначностью подходов ученых как к определению понятий «детское творчество», «способности», так и к определению содержания музыкально-творческих способностей детей, средств их развития в условиях досуга. Д. Б. Богоявленская видит в отсутствии научной дифференциации феноменологии творчества причину того, что «определение "творческий" становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий. Как проекцию нерешенности общей проблемы природы творчества можно рассматривать существующее положение в понимании творческих способностей и одаренности» [30, с. 4].

По мнению А. А. Бодалева, основная причина, благодаря которой сохраняется интерес к проблеме способностей личности - это ее практическая значимость. «Человечество хотело знать закономерности и механизмы формирования у людей психических свойств, которые представляли в его глазах ценность, поскольку помогали им добиться высоких результатов в деятельности» [31, с. 119] Проблема способностей получила широкую теоретическую и практическую разработку в трудах таких зарубежных ученых, как А. Бине, Э. Клапаред, А. Пьерон, Ч. Спирмен, В. Штерн, Э. Торндайк, Л. Л. Терстоун. Ученых интересовала сущность способностей, их обусловленность наследственными факторами, воздействие на развитие ребенка окружающей его социальной среды, а также проблемы общих и специальных способностей, возможность их измерения. Среди отечественных исследователей заметный вклад в проблему изучения способностей внесли Б. С. Ананьев, Э. А. Голубева, А. Г. Ковалев, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, А. М. Меерсон, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.

Различные аспекты формирования музыкально-творческих способностей человека находятся в поле изучения многих наук: философии, педагогики, психологии, теории социально-культурной деятельности. Так, проблемы развития художественного творчества, познавательной роли искусства, его формирующего воздействия на человека рассматривались в трудах Г. В. Плеханова, природа возникновения музыкально-творческих способностей, связанная с повышенной эмоциональностью и яркостью восприятия, интересовала Д. И. Писарева, роль воображения или фантазии в творческом развитии человека исследовалась в трудах Э. В. Ильенкова, различные аспекты исследования творческих способностей представлены также в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Я. А. Пономарева, Б. М. Теплова и других ученых.

Значимость творческого развития личности и, прежде всего, формирования интереса к творческой деятельности с самого раннего возраста подчеркивали классики педагогики: Я. А. Коменский, Г. И. Песталоцци, К. Д. Ушинский. Проблематикой детского творчества занимались Б. Г. Ананьев, Б. В.Асафьев, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская, С. Л. Рубинштейн, Н. Роджерс и др. Проблемам творческого развития детей в музыкальном воспитании посвящены многие исследования отечественных и зарубежных ученых (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, Д. Б. Кабалевский, К. В. Тарасова, Б. Л. Яворский, Э. Жак-Далькроз, К. Орф, 3. Кодай и др.). В современной музыкальной педагогике используется множество интегративных программ, направленных на музыкально-творческое развитие детей (Л. М. Абелян, Л. Н. Комиссарова, С. И. Мерзлякова, Л. Р. Меркулова, Н. А. Терентьева, и др.).

Проблема способностей, по мнению Л. А. Венгера, является одной из центральных в психологии [37]. Попытки осмысления сути способностей человека находим в высказываниях Парменида, Гераклида, Эмпедокла, Гиппократа, в которых способности понимаются как индивидуально-психологические различия.

В «Толковом словаре русского языка» В. И. Даля способности определяются как природная одарённость, талантливость, а также как умение и возможность производить какие-либо действия [58]. В современной психологии способности трактуются как определенные качества личности человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний». Многие исследователи под способностями подразумевают индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности или ее освоения, не сводимые к знаниям, умениям или навыкам (Б. М. Теплов, А. В. Петровский, А. В. Батаршев, Е. А. Климов, Н. С. Лейтес, П. А. Рудик).

Другие определяют способности как синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих успешность ее выполнения (А. Г. Ковалев). По мнению авторов учебника по психологии под редакцией И. В. Дубровиной, «способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром» [63, с. 233].

Социально-педагогическая модель развития музыкально- творческих способностей младших школьников в сфере досуга

Важную роль досуга в воспитании детей подчеркивает Н. М. Борытко: «При любом виде досуга дети неизменно испытывают состояние раскрепощенности, а следовательно, более готовы к восприятию новой информации, отличной от их собственной точки зрения» [33, с. 102].

Большое значение в процессе освоения досуга играет деятельность, «действительным мотивом которой является потребность личности в самом процессе этой деятельности, а результатом - ее осуществление» [39, с. 6-7]. Для нашего исследования большой интерес представляет предложенная М.С. Каганом классификация видов деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-орентационная и коммуникативная, и, как их слияние, — художественная [78]. Все эти виды содержатся в педагогически организованной досуговой деятельности детей, в частности, в художественном творчестве.

В научно-педагогической литературе досуговая деятельность определяется как свободная деятельность, «избираемая сама по себе, инициирующий мотив которой - потребность в самой этой деятельности. Иначе говоря, это такая деятельность, которая осуществляется человеком, потому, что ему так хочется, потому, что она продиктована его личными потребностями и интересами, а не вызвана под давлением внешних обстоятельств, вынуждающих его к ней» [39, с. 9]. Кроме того, в процессе реализации досуговой деятельности есть возможность удовлетворить те потребностей, которые не могут быть удовлетворены в процессе учебной деятельности и других занятий, диктуемых внешней целесообразностью.

Досуговая деятельность, являясь сферой социализации, дает ребенку возможность раскрыть свои естественные потребности - в общении, познавательной деятельности, духовном развитии, образовании, восстановлении психофизических сил. Педагоги отмечают, что ценность досуга для детей школьного возраста оказывается значительно выше учебной деятельности. По мнению психологов, изучающих мотивацию школьников, реальным мотивом посещения школы для подавляющего большинства из них выступает желание общаться с товарищами, участвовать в мероприятиях, проводимых после уроков [43].

Досуговую деятельность, по мнению исследователей (Ю. А. Стрельцов, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников), отличают следующие характерные признаки: - неутилитарность и самодостаточность досуговои деятельности, т.е. потребность личности в самом процессе этой деятельности; - большое разнообразие ее видов; - добровольность выбора человеком целей, форм и содержания досуговои деятельности, продиктованного уровнем его нравственного и культурного развития; - нерегламентированность, свободное творчество личности; - богатство диапазона видов деятельности и степени участия; - гедонистичность досугового поведения; - компенсационность.

Особенности досуговои деятельности создают определённую структуру досуга, обусловленную взаиморасположением и взаимосвязью его основных частей, «соответствующую прогрессивному усложнению и развитию потребностей в виде уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической, культурной значимостью. При этом один уровень отличается от другого не столько конкретным содержанием деятельности, сколько степенью интеллектуальной и эмоциональной включенности в неё, степенью духовной активности» [39, с. 11].

Как всякая деятельность досуг детей имеет свои закономерности развития, принципы. Целесообразно организованный досуг школьников опирается как на общедидактические принципы, так и на принципы частных методик. Исходными положениями педагогики досуга как воспитательного процесса в специфической сфере жизнедеятельности человека являются принципы интереса, единства рекреации и познания, свободы выбора деятельности, гедонизма. А.Д. Жарков к важнейшим принципам культурно 60 досуговой деятельности относит ее неразрывную связь с жизнью, практическими задачами реформирования общества, дифференцированный подход к различным слоям населения, опору на самодеятельность людей, принцип индивидуализации, принцип доступности, принцип последовательности, принцип системного подхода [69]. Б. А. Титов выделяет следующие принципы организации детского досуга: принцип всеобщности, самодеятельности, индивидуального подхода, систематичности и целенаправленности, преемственности, занимательности. Реализацию указанных принципов организации детского досуга Б.А. Титов называет крупномасштабной социальной акцией, цель которой разностороннее развитие личности ребенка [171].

Характер досуговой деятельности младших школьников обуславливается теми потребностями, которые реализуются в ее процессе. Потребность является наиболее важным компонентом мотивации и выступает как совокупность факторов, определяющих поведение. Существует много дефиниций данного понятия. Наиболее часто потребность отождествляется с нуждой, недостатком, надобностью в тех или иных предметах и условиях [27]. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, «никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей» [107, с. 245]. В психологическом словаре потребность определяется как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребностью создается такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека [122].

Программа развития музыкально-творческих способностей младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в вокально-хоровом коллективе

В процессе реализации модели дети не только овладевают определенными теоретическими знаниями и практическими умениями, но и приобщаются к культурным формам проведения досуга, знакомятся с наиболее репрезентативными образцами народно-певческой культуры, произведениями композиторов-классиков и современных авторов, начинают осознанно оперировать полученными знаниями на практике.

Педагогика досуга как воспитательный процесс в специфической сфере жизнедеятельности человека исходит из ряда положений, которые определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации. Сочетание в модели как принципов общей педагогики, так и принципов социально-культурной деятельности позволяет достигнуть необходимой эффективности в достижении цели, определить общее направление, содержание, совокупность и логику применяемых средств.

Исходя из задач нашего исследования построение предложенной модели основывается на принципах гуманизации, деятельности, личностно ориентированного подхода, сознательности и активности, культуросообразности, свободы выбора досуговых занятий, развития инициативы и самостоятельности, интереса, единства рекреации и познания.

В основе принципа гуманизации лежит уважение к личности воспитанника, предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований, ненасильственное формирование требуемых качеств. Принцип базируется на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей в музыкально-творческой деятельности.

Принцип деятельности является одним из основополагающих принципов педагогики досуга. Для реализации предложенной модели этот принцип играет решающую роль, поскольку способности человека, в том числе музыкальные, формируются непосредственно в деятельности (Б. М. Теплов). Принцип личностно ориентированного подхода предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей. Этот принцип определяет положение ребенка в воспитательном процессе в качестве активного субъекта воспитательного процесса. Поскольку дети даже одной возрастной группы обладают различным темпераментом, характером, различны и их интересы. Реализация личностно ориентированного подхода в модели предполагает выявление и использование индивидуальных особенностей младших школьников, поиск индивидуального творческого пути развития для каждого ребенка, формирование у детей не социально типичных свойств, а уникальных, субъектных личностных качеств, творческой инициативы, самостоятельности, а также нахождение оптимального баланса между личностью и коллективом, основанного на понимании того, что личность -основа коллектива.

С принципом добровольности и общедоступности тесно связан принцип сознательности и активности, предполагающий наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. В вокально-хоровой деятельности младших школьников этот принцип проявляется в сознательном отношении к музыкально-творческой деятельности, в понимании закономерностей образования различных качеств звука, в формировании представлений о правильности звучания голоса, в точности воспроизведения, в умении учащихся пользоваться певческим дыханием, контролировать процесс звукообразования, в развитости музыкального слуха; в начальных навыках творческой интерпретации; в умении создавать художественный образ в соответствии с особенностями того или иного сочинения.

Принцип кулътуросообразности предполагает организацию досуговой деятельности школьников на основе общечеловеческих, общенациональных и региональных ценностей культуры и в соответствии с культурными ценностями, нормами, традициями своего народа. В предлагаемой модели этот принцип предполагает «формирование музыкальной культуры личности, выходящей на уровень духовно-нравственных ценностей и общечеловеческих гуманистических убеждений» [25, с. 38].

Принцип свободы выбора досуговых занятий дает возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей в культурно-досуговую деятельность на основе сознательного и последовательного включения в творчество с учетом уровня развития их досуговой активности. Осуществление принципа связано с удовлетворением досуговых запросов и интересов младших школьников, реализацией их творческих задатков. Кроме того, этот принцип осуществляется с учетом психологических особенностей личности, реальных возможностей учащихся, с учетом уровня их развития и готовности к обучению, мотивации личности, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок.

Принцип развития инициативы и самодеятельности основывается на творческой активности и увлеченности детей. Этот принцип способствует вовлечению младших школьников в активную досуговую деятельность, позволяет сделать культурно-досуговую работу полностью отвечающей запросам и духовным потребностям личности, и в то же время обеспечить высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Реализация этого принципа в работе детского вокально-хорового коллектива среди прочего предполагает дифференцированный подход к подбору репертуара с учетом запросов и потребностей маленьких хористов, вовлечение детей в подготовку к концертным мероприятиям не только в качестве певцов, но ведущих, сценаристов, художников, костюмеров и т.д.

Педагогический анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы

На низком уровне понимание младшими школьниками учебного материала, связанного с музыкально-творческой деятельностью, происходит на уровне констатации: ребенок описывает характер музыкального произведения, основной сюжет литературного текста, может определить по тембральной окраске два-три инструмента, при этом затрудняется в определении жанровой принадлежности прослушанного музыкального фрагмента, демонстрирует низкий уровень певческой интонации и метроритмические способности, не владеет комплексом вокальных умений, проявляет скованность при исполнении танцевальных движений, не может назвать ни одну любимую песню.

На среднем уровне ребенок способен уловить некоторые выразительные особенностей предложенных фрагментов, демонстрирует знание не менее пяти инструментов, отличает основные жанровые разновидности произведений (песню, танец, марш), способен отличить по тембру высокие и низкие певческие голоса, демонстрирует средний уровень развития певческих навыков, интонирует в пределах квинты, точно воспроизводит несложные ритмические рисунки, демонстрирует средний уровень пластики в танцевальных движениях, называет 2-3 любимых песни.

На высоком уровне ребенок демонстрирует понимание выразительных особенностей вокально-хоровых произведений, предлагаемых педагогом, на уровне замысла автора, знание более семи инструментов, может определить внутрижанровые разновидности прослушанных произведений (вальс, полька, колыбельная, гимн и т.п.), способен дать качественную характеристику певческим голосам, интонирует в интервале не менее октавы, достаточно четко воспроизводит ритмический рисунок, включающий синкопированный ритм, демонстрирует естественное звукообразование и звуковедение, четкую дикцию и уровень слухового контроля, уверенно называет не менее 5-6 любимых песен.

Деятельностно-поведенческий компонент выявляет активность (степень участия) младших школьников в различных видах музыкально-творческих действий, стремление к соучастию в музыкально-творческой деятельности, наличие творческой воли, индивидуальности замысла.

Низкий уровень деятельностно-поведенческого компонента сформированности музыкально-творческих способностей предполагает отсутствие проявления активности в творческой деятельности. Для выполнения тестовых игр-заданий ребенку требуется помощь педагога, дополнительные разъяснения, более продолжительный период времени.

При среднем уровне заметны признаки активности в осуществлении творческой деятельности, использование имеющегося у ребенка музыкально-слухового опыта, адекватная двигательная активность.

Высокий уровень показывают младшие школьники, демонстрирующие быстрое осмысление задания, успешно справляющиеся с большинством заданий без помощи взрослых, проявляющие активное стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Показателями эмоционально-оценочного компонента являются отношение ребенка к музыкально-творческой деятельности, наличие эмоционального переживания музыки, готовность постигать эмоционально-образное содержание музыкального произведения, способность эмоционально переживать музыку.

По показателям эмоционально-оценочного компонента при низком уровне у младших школьников наблюдается низкая эмоциональность, низкий уровень сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки, самостоятельности в восприятии музыки. Ребенок откликается на вокально-хоровое произведение после проведения педагогом предварительной работы: показ иллюстраций, рассказ о произведении и т.п. Для детей с низким уровнем эмоционально-оценочного компонента характерны отрицательное либо нейтральное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, нежелание размышлять по поводу содержания произведения, уклонение от проекции своих состояний или неспособность даже к простейшему двигательному или вербальному выражению эмоций, вызванных музыкой.

На среднем уровне наблюдается избирательное переживание при восприятии музыкального произведения (средний уровень саморефлексии) младшими школьниками (ребенку не всегда требуется целенаправленное привлечение внимания, чтобы оценить предложенное произведение). Эмоциональное отношение к произведениям в целом положительное, но неустойчивое. Вербализация эмоциональных переживаний происходит без особых детализаций. Ребенок демонстрирует попытки раскрытия содержания произведения лишь на теоретико-аналитическом уровне, не переходя на личностно-ценностный; анализирует музыкальные средства без опоры на эмоционально-образное осмысление.

На высоком уровне наблюдается глубокое эмоциональное переживание при общении с музыкальными произведениями, выраженное положительное отношение к музыке во всех видах творческой деятельности, ощущение тонких, сложных оттенков эмоционального содержания музыкального произведения, наличие чувства соучастия, сопереживания и взаимной поддержки, оригинальность в вербальном отображении музыкального образа, беглость порождения идей, адекватных услышанному музыкальному образу, уверенность в своем мнении.

По результатам тестирования учащихся нами был проведен комплексный анализ выявленных музыкально-творческих способностей и уровень их сформированности, для чего была использована методика количественной оценки результатов выполнения специально разработанной системы тестовых заданий.

Похожие диссертации на Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста