Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Творческие способности детей дошкольного возраста, как проблема формирования культуры ребенка 13
1.1 Теоретические аспекты формирования и развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста 13
1.2. Интегрированный подход к организации музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста 49
Глава 2. Формирование музыкально-творческих способностей дошкольников в культурно-досуговои деятельности на основе интеграции музыкальной и театрализованной деятельности 86
2.1.Возможности культурно-досуговои деятельности в формировании музыкально-творческих способностей дошкольников 86
2.2 Методика изучения уровня сформированности музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет 100
2.3. Технология формирования музыкально-творческих способностей дошкольников в культурно-досуговои деятельности 117
Заключение 145
Список литературы
- Теоретические аспекты формирования и развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста
- Интегрированный подход к организации музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста
- Методика изучения уровня сформированности музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет
- Технология формирования музыкально-творческих способностей дошкольников в культурно-досуговои деятельности
Введение к работе
Актуальность исследования. Реформы отечественного образования и ориентация современной педагогики предполагают создание условий для развития личности каждого ребёнка, формирование его способностей и интересов, развитие творческого самовыражения в различных видах культурной деятельности.
Искусство, по мнению музыкантов, искусствоведов и культурологов является одним из важнейших и мощных средств для решения данного вопроса. Низкий уровень продукции массовой культуры очень затрудняет познание истинно прекрасного и лишает возможности отличать подлинно культурные ценности от произведений искусства низкого качества. Не попасть под это влияние, избежать навязывания чужих интересов, вкусов и взглядов, умение найти свои способы самовыражения, самореализации способен только творчески мыслящий человек.
Музыкальное воспитание, являющиеся одной из центральных составляющих эстетического воспитания, играет особую роль в целостном развитии личности ребенка-дошкольника. Музыка оказывает влияние на развитие у него духовной сферы, творческого потенциала, многих психических процессов (восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.).
В психолого-педагогической литературе представлены исследования и их результаты, определяющие значимость музыкального воспитания ребенка и приобщения подрастающего поколения к художественной и музыкальной культуре (Ю.Б. Алиев, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, И.В. Евтушенко, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая и др.); развития творчества (Л.Г. Арчажникова, Л.С. Выготский, А.Ю. Гончарук, В.И. Загвязинский, А.Н. Лук, Л.А. Рапацкая, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.).
Проблемы детского музыкально - творческого развития были исследованы в работах О.А.Апраксиной, Т.Я. Баклановой, А.И. Бурениной, А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунской, А.В. Запорожца, Н.А. Метлова, К.В. Тарасовой.
Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусств и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей. Положительная динамика в развитии творчества дошкольников прослеживается в условиях интеграции изобразительной и театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельностей (М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, А.А. Мелик-Пашаев, Е.А. Пелих, А.И. Савенков, Н.М. Сокольникова и др.).
Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы развития творчества детей дошкольного возраста, некоторые её аспекты остаются недостаточно изученными. В частности, не раскрыты возможности развития музыкально-творческих способностей дошкольников в условиях интеграции музыкальной и театрализованной деятельностей.
В последнее время вопросу музыкального воспитания уделяется достаточно большое внимание. Определяющим направлением является организованная образовательная деятельность, в процессе которой дети приобретают навыки и умения для публичных выступлений, участия в конкурсах. Такая тенденция углубляет противоречия между требованием общества к всестороннему развитию личности, ее способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах детской художественно-творческой деятельности и недостаточной возможностью реализовать это в рамках основной образовательной программы.
В традиционной музыкальной дошкольной педагогике обучение строится на принципах «дидактической направленности», что имеет свои положительные стороны, но вместе с тем ограничивает возможность педагога для развития индивидуального детского творчества. В то время как, использование принципа интеграции позволяет педагогу найти новые пути и средства развития творческого потенциала каждого ребенка.
Значительными возможностями для развития музыкально-творческих способностей обладает культурно-досуговая деятельность детей, которая осуществляется в процессе непосредственного общения ребенка, педагога и родителей. В детских дошкольных образовательных организациях не в полной мере используется этот потенциал. Общеизвестно, что именно этот возрастной период ребенка обладает самыми большими возможностями для развития музыкально-творческих способностей детей.
На основании анализа педагогической теории и практики в контексте проблемы исследования мы выделили следующие противоречия между:
-потребностью общества в формировании музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, как одной из основ развития целостной личности, и реальными возможностями ее осуществления в деятельности дошкольных образовательных организациях;
- необходимостью создания социокультурных условий в организации свободного времени ребенка с целью повышения эффективности формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельностей;
- недостаточной разработанностью процесса формирования музыкально-творческих способностей на основе интеграции различных видов искусств (музыки и театра) в процессе досуговой деятельности ребенка в дошкольной образовательной организации;
-между накопленным практическим опытом и недостаточностью теоретического, научно-методического обоснования проблемы формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях досуга.
Сложность и многоаспектность задач по формированию музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, выявлению и развитию творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста определили тему настоящего диссертационного исследования «Формирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в культурно-досуговой деятельности».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанные модель и педагогическую технологию формирования музыкально-творческих способностей дошкольников 4-7 лет на основе интеграции музыкальной и театральной деятельности в условиях использования свободного времени ребенка.
Объект исследования – развитие музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет.
Предмет исследования – педагогические условия формирования взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельностей, как средство развития музыкально-творческих способностей в культурно-досуговой деятельности.
Гипотеза исследования – формирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно при:
-создании психолого-педагогических и социокультурных условий организации досуговой деятельности и использовании ее потенциала для формирования музыкально-творческих способностей, как одной из основ воспитания целостной личности;
-осуществлении интеграции двух видов искусств (музыка и театр) с целью творческого развития ребенка;
-построении на научной основе модели формирования музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет;
- разработке педагогической программы, основанной на интеграционном подходе к организации музыкально-творческой деятельности детей в их свободное время, при соблюдении равноправных отношений между детьми с целью предоставления всем воспитанникам дошкольной образовательной организации участия в музыкально-театрализованной деятельности (добровольность, интерес, свобода выбора и т.д.);
Определение цели, объекта, предмета и гипотезы позволяют сформулировать задачи исследования:
1.На основе анализа научной и психолого-педагогической литературы охарактеризовать музыкально-творческие способности детей дошкольного возраста как феномен развития личности ребенка.
2.Выявить структуру и природу музыкально-творческих способностей ребенка, охарактеризовать их компоненты.
3.Определить сущность и возможности культурно-досуговой деятельности, как самостоятельного и специфического компонента социопедагогической деятельности и воспитательно-образовательной работы дошкольной образовательной организации, с целью повышения эффективности формирования музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет.
4. Разработать модель и программу формирования музыкально-творческих способностей детей на основе интегрирования двух видов искусств.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения о сущности музыкальной и творческой деятельности дошкольника (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, А.Г. Гогоберидзе, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, Г.П. Новикова, О.П. Радынова, С.Л. Рубинштейн, К.В.Тарасова и др.);
-концепция творческой активности детей (Ш.А. Амонашвили, Т.Я. Бакланова, Н.М. Сокольникова, А.А. Мелик-Пашаев и др.);
-исследования по возрастной педагогике и психологии (Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, Р.С. Немов и др.);
-работы в области организации театрализованной деятельности (С.И. Мерзлякова, Н.Ф. Сорокина, Л.С.Фурмина, Э.Г. Чурилова и др.);
-исследования ученых в области культурно-досуговой деятельности (Т.В Антонова, М.А. Ариарский, Л.Г. Брылев, А.Д. Жарков, М.Б. Зацепина, И.П. Клемантович, В.С. Собкин и др.).
Проверка гипотезы и решение поставленных задач осуществлялось с помощью различных методов исследования:
-теоретических: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, классификация, систематизация и апробация идей исследования;
-эмпирических: наблюдение, беседа, обобщение педагогического опыта, диагностические методы (анкетирование, интервью, оценивание результатов деятельности детей);
-математических: качественная и количественная обработка результатов исследования опытно-экспериментальной работы.
Исследование было проведено в три этапа.
Первый этап (2008 - 2009 гг.) - поисково-теоретический - включал в себя анализ научных и литературных источников по теме исследования. Были определены цель, предмет, гипотеза, задачи исследования. Параллельно отбирался и апробировался на практике материал для создания модели и технологии развития музыкально-творческих способностей.
Второй этап (2009 - 2011 гг.) – опытно-экспериментальный. Создана модель и разработана технология развития музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет средствами культурно-досуговой деятельности.
Третий этап (2011 – 2013 гг.) – обобщающий. Осуществлен анализ результатов эксперимента, сформулированы выводы.
Научная новизна исследования.
-на основе интегративного подхода к образовательному процессу в ДОО определена проблема и решена задача формирования музыкально-творческих способностей детей, отвечающая потребностям общества на современном этапе;
-рассмотрены общетеоретические предпосылки формирования музыкальных и творческих способностей детей, уточнено и дополнено понятие «музыкально-творческие способности» дошкольников, как универсальных качества личности, проявляемых во взаимодействии двух видов искусства (музыка и театр);
-определена совокупность принципов, составляющих теоретическую базу музыкально-творческих способностей детей (интеграции, цикличности, доступности музыкального и литературного материала, учета детского интереса, свободы выбора в проявлении творческого замысла и т.д.);
-разработана, научно обоснована и апробирована модель формирования музыкально - творческих способностей детей 4-7 лет в социокультурной среде (ДОО, детский коллектив, семья);
-разработана программа и внедрена педагогическая технология формирования музыкально-творческих способностей детей средствами культурно-досуговой деятельности на основе педагогической модели;
-определены обобщенные критерии формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста (эмоциональная отзывчивость, сформированность голосового аппарата, умение подражать, передача образа различными способами, интерес к музыкально-театральному творчеству и пр.), как универсального качества личности, проявляемого во взаимодействии двух видов деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
-внесен определенный вклад в уточнение понятия и сущности музыкально - творческих способностей, как универсального качества личности, которое проявляется во взаимодействии двух видов деятельности (музыкальной и театральной);
-результаты исследования позволяют осуществить более широкий подход к выявлению педагогической возможности культурно-досуговой деятельности в организации интегрированного подхода к музыкальному и театральному творчеству детей;
-наше исследование обогащает научные представления об интеграции художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия двух видов искусств (музыка и театр);
-представлено обоснование необходимости формирования музыкально-творческих способностей детей в процессе социально-педагогической деятельности ребенка, что позволяет сформировать культуру детского досуга, наполнить ее новым содержанием, методами, методиками и технологиями, изменить стратегию и тактику взаимодействия между детьми и взрослыми;
-результаты исследования будут способствовать разработке вопросов содержания и технологии организации досуговой деятельности, использования свободного времени детей в социально значимых целях.
Практическая значимость работы заключается в том, что автором разработана, экспериментально проверена и внедрена в практику методика формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции двух видов искусств (музыки и театра). Разработана и апробирована технология развития музыкально-творческих способностей в процессе досуговой деятельности. Подготовлены научно-методические рекомендации по организации и проведению музыкально-творческих ситуаций, которые содействуют формированию музыкально-творческих способностей. Опубликованные материалы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, создании учебно-методических пособий для педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования).
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается их теоретическим обоснованием с опорой на достижения современной педагогической науки; разнообразием научных источников; использованием адекватных цели и задачам современных методов и приемов исследования, достаточной длительностью опытно-экспериментальной работы, позволяющей провести объективный анализ исследуемой проблемы; значимостью полученных результатов; апробацией и внедрением основных положений исследования в дошкольных образовательных организациях (ДОО) ЮВАО г. Москвы.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
1.Музыкально – творческие способности представляют собой универсальные качества личности, проявляющиеся во взаимодействии различных видов деятельностей, и формируются более успешно, при использовании интеграции музыкальной и театрализованной деятельности в условиях досуга, в процессе которого реализуется потребность содержательного наполнения свободного времени в соответствии с интересами субъекта (ребенка 4-7 лет).
2.Научно-педагогическая категория «культурно-досуговая деятельность» применительно к детям дошкольного возраста - это самостоятельная и специфическая форма организации социокультурной деятельности в дошкольной образовательной организации; важная сфера жизни детей, семьи и детского коллектива, которая создает условия для формирования музыкально-творческих способностей и культуры ребенка в процессе изучения и познания эстетических ценностей (духовных, нравственных и др.), а также различных видов искусств (музыки и театра).
3.Разработанная модель формирования музыкально-творческих способностей, включающая цель, задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы и средства ее эффективной реализации.
Апробация и внедрение результатов исследования представлялись на заседаниях кафедры эстетического воспитания (начального образования и педагогических технологий) педагогического факультета МГГУ им. М.А.Шолохова(2009-2013 гг.), международной конференции «Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования» (Санкт-Петербург, 2013г.), 2-ой Всероссийской научно-практической онлайн конференции «Инновации в образовании» (Москва, 2013 г.), Межрегиональных методических чтениях «Современный педагог – новой школе» на базе НМЦ ЮВОУО г. Москвы (2011 г.), а также в публикациях научных статей. Результаты исследования внедрены в практику организации досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждений в процессе педагогической деятельности автора диссертации в ГБОУ детский сад № 2278 ЮВОУО ДО г. Москвы, ГБОУ детский сад № 299 ЮВОУО ДО г. Москвы, включенные в ГБОУ СОШ № 1738 и ГБОУ СОШ № 825 в качестве структурных подразделений.
Экспериментальную базу исследования составили: дошкольные отделения ГБОУ СОШ № 1738 и ГБОУ СОШ № 825
Структура диссертации. Исследование обусловлено актуальностью проблемы и темы исследования, выдвинутыми целью и задачами работы, гипотезой исследования, логикой построения опытно-экспериментальной части и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Теоретические аспекты формирования и развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Теория развития музыкальных и творческих способностей - одна из основных составляющих музыкального воспитания. Важным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим ключевым теоретическим аспектом данной проблемы, является определение содержания понятий музыкальные способности и музыкальность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большей степени зависит направление педагогических воздействий.
Пристальное внимание к проблеме творческого развития в России, наблюдается в XIX веке. Исследователи данной проблемы стремятся раскрыть активную роль искусства, его формирующее воздействие на человека. Большое значение имеет выдвинутое положение о познавательном значении искусства, его роли в преобразовании действительности, в открытии человека новых путей творческого развития. Это объясняется пониманием действия законов подражания и противоречия, заложенных в человеческой природе, их взаимосвязи, т.к. искусство начинается там, где впечатления, мысли и чувства получают образное выражение.
Издавна считалось, что музыкально-творческие способности - это особый дар. Великие русские философы, критики, музыканты, наблюдая и анализируя процесс творчества, обдумывая вопрос о сущности музыкального таланта, высказывали ряд мыслей. По их мнению, для развития музыкально-творческих способностей большое значение имеют некоторые природные предрасположения человека, сказывающиеся, прежде всего в яркости восприятия музыкальных образов и повышенной впечатлительности. Отмечается, что эти психологические особенности "кроются в строении нервов", то есть зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека.[95] С особенностями высшей нервной деятельности и связана впечатлительность, повышенная эмоциональность, имеющая большое значение для творческих способностей. Благодаря эмоциональности человек передает свои мысли. Яркость восприятия и эмоциональность влияют на особенности памяти. Чем ярче и эмоциональнее восприятие, тем более образной, и эмоционально окрашенной является память.
В интересах нашего исследования мы рассмотрим отдельно понятия музыкальные и творческие способности. На наш взгляд, целесообразно начать с вопроса о природе творческих способностей, т.к. мы рассматриваем творческое развитие ребенка дошкольника в процессе музыкальной деятельности.
Творческие способности трактуются, как умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Они связаны с эмоциями, мышлением и личностью человека и включают в себя целый ряд навыков и свойств.
В психолого-педагогической литературе проблема творчества, в частности детского, как важного специфического явления является одной из интереснейших проблем современной дошкольной педагогики и психологии. Педагогические аспекты общей проблематики детского творчества в целом и творческих способностей в частности рассматриваются, как правило, по отношению к какой-то деятельности. В исследовании нас интересует общая проблематика детского творчества. В дошкольной педагогике представлены направления, исследующие специфику проявления и развития творчества в игре, изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, и творческой взаимосвязи разных видов деятельности (М.Б. Зацепина, Е.А. Флерина, Т.С Комарова, Н.П. Сакулина, Н.М. Сокольникова, Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Радынова и др.).
Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности
Н.А. Ветлугина рассматривает понятие «творчество» как деятельность, в результате которой субъект создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находят средства для воплощения.
В современной психологии и педагогике утверждается, что творческое начало в ребенке может развиваться лишь в целенаправленно организованной творческой, поисковой деятельности на основе знаний, умений и навыков (Т.С. Комарова, Л. И. Комиссарова, Т.И. Бакланова.) Современные психологические исследования подтверждает, что сами по себе профессиональные умения и навыки не предопределяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества не в накоплении знаний и мастерства (хотя это необходимо), а в умении человека открывать новые идеи, пути развития мысли, делать оригинальные выводы.
Интегрированный подход к организации музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста
Одним из фундаментальных в психологии стало положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Способности не только развиваются в процессе обучения, но и формируются в ней (С. А. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов) Способности, таким образом, представляют собой процесс, прижизненно складывающееся образование.
Именно так подходил к проблеме диагностики Л. В. Выготский. Он считал, что психологическая диагностика- это диагностика развития, следовательно, педагогическая диагностика - это диагностика сформированности, на которую мы и будем опираться в своем исследовании. Когда речь идет о сложном явлении музыкальности и музыкальных способностей, такой подход к диагностике является единственно правильным. Трудности, которые испытывает практика диагностики музыкальных способностей, связанны с недостаточной изученностью и не разработанностью диагностики. Педагоги-музыканты, пытаясь преодолеть эти трудности, создают собственные оригинальные методики диагностики музыкальных способностей.
Другим важным направлением в области музыкального воспитания являются музыкально-творческие способности. Развитие исполнительских и творческих способностей - важная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Творческие способности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок на заданный текст, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений), а также к творческому восприятию музыки. Дальнейшие исследования показывают (Н.Ф. Губанова[49], Т.С. Комарова[82], И.Н. Куланина [91] и др.) творческие способности необходимо развивать, начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для себя творческие задания. Развитие исполнительских способностей позволяет полнее выразить свои впечатления от музыки.
В исследованиях Н.А Ветлугиной[31,33],Е.А. Флериной [173] также обоснована идея взаимосвязи обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества. С позиции деятельностного подхода, восприятие музыки рассматривается как активный процесс. На это указывает известный музыкальный психолог Е.В. Назайкинский [111]. Он различает два понятия - восприятие музыки и музыкальное восприятие. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие, т.е. прочувствованное и осмысленное, иначе музыка воспринимается как звуковые сигналы, действующие на орган слуха. В связи с этим именно формирование музыкального восприятия начинается уже в дошкольном возрасте. В таком восприятии музыки проявляется творческая составляющая ребенка дошкольника.
Исследования последних лет доказывают, что исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития музыкальных способностей. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других - к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.
Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных способностей, в том числе и творческих способностей.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что музыкально - творческими способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки. Их успешное развитие (музыкальных и творческих способностей), в нашем случае музыкально-творческих способностей, требует создания определенных условий, наличие программы по реализации данных вопросов и определенной компетентности педагога.
В настоящее время музыкальная педагогика, психология обратились к детскому творчеству как к одному из важных методов воспитания. В связи с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с младшего дошкольного возраста, рассматривается сейчас в качестве важнейшей задачи музыкального воспитания (Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, О.П. Радынова и др.). Наличие музыкально-творческих способностей определяет уровень гармонично развитой личности. Успешное решение этой важной задачи воспитания и обучения возможно лишь в том случае, если все факторы - биологические, психологические, социальные, детерминирующие индивидуальное формирование творческих способностей, будут изучены и учтены в педагогическом процессе.
Вопросы развития музыкально-творческих способностей человека являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философский аспект проблемы представлен в работах Д.И.Писарева, Г.В.Плеханова, Э.В. Ильенкова, Е.П.Крупника, И.Л.Лейзерова.
Психологической основой для изучения данной проблемы служат труды Л.С. Выготского, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева и др. К вопросам творческого развития обращались педагоги Г.Рид, Н. Роджерс, Б.В.Асафьев, Д.Б. Кабалевский.
Методика изучения уровня сформированности музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет
Далее Л.В.Школяр отмечает, что творчество анализировать не просто, так как «техника», «мастерство» ребенка бывают внешне самого невысокого свойства, а внутренние усилия не всегда можно определить. Поэтому, интерпретируя результаты творческой деятельности детей, необходимо проследить всю цепочку действий в гармонии между соотношениями «слышу - думаю - чувствую-действую». Воспитание или активизация детских творческих проявлений должны начинать с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке с рождения заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.[191]
Вместе с тем, в исследованиях Н.Ф.Губановой[49], определены методы активации художественно-творческих проявлений дошкольников.
Группа методов поисково-творческого характера включается на этапах взаимодействия с детьми дошкольного возраста на всех ступенях детского творчества: метод драматизации способствует раскрытию личностных качества ребенка и дает возможность не только активизировать его деятельность, развивать навыки ролевого поведения, но и ведет к понимаю им драматургии в музыкальном произведении; метод интонационного постижения искусства применяется как способ постижения художественного образа в процессе эмоционально-образного мышления; позволяет вникать в сущность художественной речи, отражать ее интуитивное понимание, внутренне ощущение искусства; метод ассоциативного сравнения позволяет на основе образующихся ассоциаций сравнивать различные интонации художественных произведений, чтобы в результате ощутить либо контрастность, либо тождество, либо едва различающиеся оттенки характера произведения искусства; метод творческого диалога выражается в стремлении педагога путем постановки вопросов (наводящих, ставящих перед выбором, неожиданных) создавать поисково-творческую ситуацию, в которой ребенок приходит к совместному решению проблемы в процессе диалога, данный метод способствует постепенному вхождению ребенка в образ; метод эмпатийного познания выражается в интенсивном проживании ребенком самого процесса обучения в роли его активного участника; данный метод трактуется как «соучастное бытие», основанное на сопереживании, сочувствии, содействии; важным является замечание СМ. Каргопольцева, который считает неотделимым проявление эмоциональной отзывчивости на музыку от нравственного компонента в постижении музыки через идентификацию с «другим», сопереживание «другому», «вдумывание», «вчуствование» в объект познания.
Анализ методов творческого развития дошкольников можно встретить в исследованиях последних лет (А.Г.Гогоберидзе, О.П. Радынова и др.). В их основу положена концепция Н.А.Ветлугиной, которая особое значение придавала методу творческих заданий. Сам термин «творческие задания», по мнению Н.А. Ветлугиной, включают в себя два компонента: творческий и обучающий. Творческий компонент предполагает развитие способности сочинить, импровизировать под руководством взрослого. Такие творческие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств. Н.А.Ветлугина определяет три этапа в усложнении творческих заданий:
1. Задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности при помощи установки: сочини, придумай, найди, измени.
2. Задания, вызывающие целенаправленные действия. Ребенок в процессе выполнения заданий попадает в постоянно меняющуюся ситуацию, начинает искать новые комбинации в совместной деятельности со взрослым. 3. Задания, предлагающие самостоятельные действия детей: обдумывание замысла, выявление художественных средств, возможность применения своей продукции [33].
Обучающий компонент творческих заданий предполагает активное усвоение художественного опыта, проявление инициативы и самостоятельности в художественной деятельности. Анализируя сущность термина «творческие задания», Н.А. Ветлугина проводит идею о взаимосвязи обучения и творчества: когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, тогда возможно успешное развитие творчества.
Культурно-досуговая деятельность, которая осуществляется в студиях и кружках при дошкольных образовательных учреждениях является составной частью системы образования и одним из образовательно-социальных институтов социума. Дополнительное образование в силу своего содержания является самым широким путем, на наш взгляд, вхождения личности в культуру через творчество. Ведь именно дополнительное образование дает более широкие возможности, чтобы творить, искать, обновлять содержание социально-воспитательных и образовательных программ, использовать новейшие научные достижения, инновационные технологии в области педагогики, психологии и культурологи.
Многообразие видов культурно-досуговой деятельности позволяет включать их в жизнь детей не только в дошкольном учреждении, но и дома. Они являются важными составляющими деятельности детей, позволяет формировать их характер и личные качества. В сложившихся условиях к данной проблеме в дошкольных образовательных учреждениях, необходим новый подход, который опирается на методологию, предполагающий глубокую теоретическую основу, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно-обоснованного подхода в решении проблемы организации свободного времени детей с целью развития музыкально-творческих способностей. Таким образом, культурно-досуговая деятельность, являющаяся важным самостоятельным и специфическим компонентом воспитательно-образовательного процесса в ДОО, которая создает полноценные условия для развития ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических), а также различных видов искусств, имеет огромный потенциал для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Технология формирования музыкально-творческих способностей дошкольников в культурно-досуговои деятельности
В основу нашей программы положены музыкально-творческие ситуации, позволяющие перейти от репродуктивной деятельности к творческой. Данная форма работы способствует активному участию в сфере эмоционального восприятия музыки и литературных произведений. При разработке приемов музыкально-творческих ситуаций мы обращали внимание на систематизацию отобранного музыкального и литературного материала по признаку его эмоциональной насыщенности, доступности содержания, и возможности участиях всех воспитанников в музыкально-творческой деятельности.
В процессе организации музыкально-творческих ситуаций мы решали задачи на формирование у дошкольников навыка интегрировать выразительные средства музыки и литературы в процессе передачи образа с помощью вокальных импровизаций, ритмопластических этюдов, игровых ситуаций и т.д.
При подборе заданий мы учитывали определенные требования: соответствие тематики определенного этапа; включение различных поисковых ситуаций направленных на формирование музыкально-творческих способностей; возможность применения приемов, стимулирующих процесс формирования музыкально-творческих способностей, основанных на более глубоком погружении в музыкальный и литературный материал, в определенный образ; создание условий для эмоционального воздействия на каждого ребенка.
Как форму углубленной работы над развитием слуховых представлений мы использовали «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной. Благодаря использованию этого материала у детей закрепились сформированные представления о высоких и низких регистрах, знания о высоких и низких звуках. Тем детям, которые затруднялись в чистоте интонирования лишь в отдельных мелодических ходах, можно предложить упражнения «Труба» и «Конь» Е.Тиличеевой, где ребенок должен не просто спеть упражнение, но и сымитировать игру на трубе, что дает возможность для самовыражения. Элементы ролевой игры способствовали развитию образного воображения. Развивая культуру восприятия литературных произведений, нами был подобран материал, дающий возможность для развития умения выделять разные жанры в литературе и способствующий постижению азов художественного слова и выразительного чтения («Котенок» Е.Благинина, «Ежик» Я.Аким, «Лягушки» И. Токмакова).
Также были использованы игры, целью которых являлось развитие как музыкальных, так и музыкально-творческих способностей. К отбору данных игр предъявлялось требование необходимое в художественном развитии детей - это интегративность. Мы использовали игры, предложенные А.А.Щербаковой - «Море», «Кто слышит лучше?», «Радиотеатр». Например, в игре «Море» («Море» муз. К. Дебюсси, «Я рисую море», В.Орлов) во главу угла ставиться восприятие мелодической основы музыки, понимаем ее двигательно - временной природы. Целью данной игры было привитие навыков слушания музыки и литературного произведения, стимулирования творческой фантазии.
В совершенствовании работы над дикцией мы использовали речевые игры. Во время проведения такой игры легко и удобно работать над формированием дикции и дыхания. Весь речевой материал содействует формированию речевого и певческого аппарата, а также умению изменять силу голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах, воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе, ритме, а также способствовать умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса. Речевые игры сначала чуть опережают, а затем идут параллельно с освоением певческих навыков. Нами использовались основные виды речевых игр: артикуляционная гимнастика, игры на развитие певческого и речевого дыхания, развивающие игры с голосом, речевые зарядки, речевые упражнения и игры. Артикуляционная гимнастика помогла нам устранить напряжение и 137 скованность артикуляционных мышц, а также способствовали развитию мимики и артикуляционной моторики, развивали выразительность дикции. Для того чтобы дети не потеряли интерес к данным играм, мы старались облачить их в сказочную или стихотворную форму. Слушая сказку или произнося стихотворный текст, дети не только становились исполнителями упражнения, но и активными его участниками.
Использование игр на развитие певческого и речевого дыхания дало возможность формированию умения взятия правильного дыхания. Практика показала, что прямое развитие этого навыка происходит с трудом, а опосредованное - через речевое дыхание позволило проводить эту работу более эффективно. Во время проведения этого вида речевых игр, мы пришли к выводу, что по возможности эти игры нужно соединить с движением туловища, рук, ног.
Игры с голосом дали нам возможность развить навык звукоподражания человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать), голосам неживой природы (тикать, капать, стучать). Игры звукоподражательного характера помогли сформировать непринужденность звукообразования, легкость и полетность речевого голоса, развить самостоятельность и свободу выбора в передаче образа.
Речевая зарядка способствовала в нашей работе развитию речевой моторики, взаимодействию слуха и голоса. Все это формирует понятия о красивой правильной речи и ее компонентах: интонационная звучность, темпоритм, красивый тембр.
Речевые игры и упражнения служили эффективным средством развития интонационного слуха - способности слышать и понимать содержательный смысл музыкальных и литературных произведений.