Содержание к диссертации
Введение
Первая глава. Ценностная стратификация людей среднего возраста как социально-культурная проблема 16
1.1. Сущность стратификационного подхода к исследованию социокультурных систем 16
1.2. Ценности как критерий социокультурной стратификации ... 38
1.3.Психолого-педагогические особенности ценностной стратификации людей среднего возраста 59
Вторая глава. Ценностная стратификация как условие дифференциации социально-культурной деятельности людей среднего возраста 83
2.1. Социально-культурная деятельность в системе ценностей людей среднего возраста 83
2.2. Критерии ценностной стратификации в организации социально-культурной деятельности 103
2.3.Социально-педагогические условия формирования социально-культурной активности людей среднего возраста. 120
Заключение 142
Список литературы 149
Приложения 159
- Сущность стратификационного подхода к исследованию социокультурных систем
- Ценности как критерий социокультурной стратификации
- Социально-культурная деятельность в системе ценностей людей среднего возраста
- Критерии ценностной стратификации в организации социально-культурной деятельности
Введение к работе
1^'. Актуальность исследования.
Кардинальные перемены, происходящие в социально-экономической
жизни российского общества, разделили людей не только по уровню
дохода, но и по широкому спектру мнений, интересов, потребностей и
ценностных ориентации. В результате социокультурный мир современного
человека стал своеобразным конгломератом различных, порой
противоречивых, ценностных позиций и поведенческих тактик по
отношению к окружающей природной и социальной среде. Многообразие
)Ф ценностных миров человеческого сообщества проявляется в качественной
дифференциации различных видов деятельности, поведения, образа жизни и т.д.
Эти процессы вызывают необходимость изучения ценностной стратификации как общества в целом, так и отдельных социальных групп. При этом актуальным является социально-культурный анализ содержательной взаимообусловленности процесса ценностной стратификации, уровня социально-культурной активности и технологий организации социально-культурной деятельности различных социально-демографических групп населения, поскольку социально-культурная деятельность представляется как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы1.
Особенно важным является изучение группы людей среднего возраста (30-49 лет), как наиболее представительной части населения (по данным Госкомстата они составляют 31% населения России), определяющей динамику современных социальных процессов.
1 См.: Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология, теория: Монография. - М.: МГУКИ, 2000. - С. 153.
4 Для анализа процесса ценностной стратификации людей среднего
возраста мы рассматриваем данную возрастную часть населения как конкретную социально-демографическую когорту, выполняющую определенные социальные функции, имеющую свои психолого-педагогические особенности и социокультурные ценности. Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования, форма существования ценностей, механизм их влияния на личность и общество, классификация ценностей является предметом изучения различных общественных наук, таких как философия, история, психология, социология, культурология, педагогика и др.
Концепция ценностей, ценностных ориентации, определяющих логику развития общества, отражена в теориях Э. Дюркгейма, И. Канта, Н. Гартмана, Ф. Ницше, В. Паретто, ставших ныне классическими. Зарубежные ученые при разработке проблемы ценностей опираются, прежде всего, на работы М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина (социологический аспект), 3. Фрейда, Э. Эриксона, Э. Фромма, А. Маслоу (проблемы психологии личности и общества). Современные, наиболее общие подходы зарубежных исследователей к аксиологической проблеме отражены в исследованиях М. Куна, И. Витаньи, К. Льюиса, Э. Гидденса У. Томаса, Ф. Знанецкого и др.
В отечественной науке аксиологическая проблематика активно
разрабатывается с начала 1960-х годов (В.П. Тугаринов, О.Б. Дробницкий,
В.Б. Ольшанский и др.) и в самых разнообразных аспектах нашла свое
отражение в работах последнего времени. Содержательный анализ
ценностей и ценностных ориентации, их значение для развития личности
раскрываются в философских работах М.М. Бахтина, B.C. Библера,
Г.С. Батищева, В.М. Межуева, Н.И. Лапина, Л.П. Буевой,
А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Э.А. Орловой, А.А. Пелипенко, А.Я. Флиера и др. Структурно-функциональный анализ ценностей с
5 позиции социологии отражен в работах В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслова,
ф Т.И. Заславской, Г.Г. Силласте и других ученых.
Отечественная психология, начиная с концепции культурно-
исторического развития Л.С. Выготского, включает ценности в сферу
научного исследования анализа закономерностей формирования
активности субъекта (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская,
И.С. Кон и др.); ведущего типа деятельности (А.Н. Леонтьев,
Д.А. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Н. Узнадзе и др.); социальной позиции
личности (Н.И. Андреева, Н.С. Мансуров и др.). Аксиологические
«л проблемы воспитания и обучения подробно рассматриваются в работах
Ю.П. Азарова, Ю.Г. Волкова, А.Г. Харчева и др.
С позиции педагогической науки представляет интерес разработка теории ценностей применительно к социально-культурной деятельности в работах Е.И. Григорьевой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, М.И. Долженковой, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др.
В последнее время были защищены ряд кандидатских и докторских
диссертаций по проблеме становления и развития ценностных систем как
(W- общества в целом, так и различных социально-демографических групп
населения, том числе и в социально-культурной деятельности (В.А. Ремизов, И.А. Сурина, О.Ю. Мацукевич, М.А. Мень, А.П. Васильев, Ж.В. Хозина и др.).
Более подробно в социально-демографическом аспекте
аксиологические проблемы личности рассматриваются в акмеологии, где
методологическая категория «акме» представляется как универсальный
феномен, как возможность высших достижений человека в различных
пространствах его бытия и видах деятельности в различные возрастные
периоды. Возникнув, как наука о развитии взрослого (зрелого) человека
1^ (Б.Г. Ананьев), акмеология в настоящее время превратилась в систему наук
с дифференциацией предмета и методов познания. Это акмеология
образования (А. А. Бодал ев, В.Т. Ганжин A.M. Зимичев и др.), профессионального развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.А. Реан, Л.Е. Варфоломеева, С.Ф. Эхов), спортивная акмеология (И.П. Волков), школьная акмеология (В.Н. Максимова, Н.Е. Кузнецова, Н.М. Полетаева, Ю.А. Гагин и др.), синергетическая акмеология (В.П. Бранский, С.Д. Пожарский).
Вместе с тем проблема ценностной стратификации людей возрастной группы 30-49 лет в процессе социально-культурной деятельности в качестве самостоятельной научно-исследовательской проблемы не рассматривалась. Данная диссертация выступает одной из первых работ, в которой целостно рассматриваются идеи акмеологии применительно к социально-культурной деятельности. Объект исследования - люди среднего возраста (30-49 лет) как субъект современной социально-культурной деятельности.
Предмет исследования - процесс ценностной стратификации людей среднего возраста в социально-культурной деятельности. Цель исследования: дать научное обоснование процесса ценностной стратификации социокультурной деятельности людей среднего возраста как особой педагогической системы, способной оказывать оптимальное педагогическое воздействие на процессы личностного развития, социальной интеграции, творческой самореализации и формирования гражданского общества в России. Задачи исследования:
раскрыть сущность стратификационного подхода к исследованию социально-культурных систем;
выявить основные психолого-педагогические особенности процесса ценностной стратификации людей среднего возраста;
разработать модель ценностной стратификации людей среднего возраста в процессе социально-культурной деятельности;
определить критерии дифференциации социально-культурной
деятельности людей среднего возраста;
определить уровни социально-культурной активности и соответствующие им функции социально-культурной деятельности людей среднего возраста;
разработать педагогическую программу формирования и реализации социально-культурной активности людей среднего возраста в процессе социально-культурной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что на процесс ценностной стратификации людей среднего возраста в социально-культурной деятельности существенное влияние оказывают уровни социально-культурной активности и социально-демографические характеристики субъектов социально-культурной деятельности, наиболее значимыми из которых являются возраст, пол, образование, семейное положение.
При этом в результате процесса ценностной стратификации люди
среднего возраста распределяются по уровню социокультурной активности
(высокий, средний, низкий), что может выступать критерием
дифференциации социально-культурной деятельности данной возрастной
когорты. Сама социально-культурная деятельность в
сложноорганизованнои ценностной иерархии людей среднего возраста выполняет определенные функции: социальной интеграции, социальной стабилизации и творческой самореализации, совокупность которых способствует оптимизации процесса ценностной стратификации.
Следовательно, дифференциация социально-культурной
деятельности на основе ценностной стратификации позволяет достигать педагогически значимые результаты в процессе личностного развития, социальной интеграции и творческого самовыражения участников социально-культурной деятельности.
Методологической основой работы являются философские, социологические и культурологические концепции, раскрывающие
8 сущность процессов социальной стратификации, формирования и
актуализации ценностей, обеспечивающие системный подход к анализу
процесса ценностной стратификации людей среднего возраста в
социально-культурной деятельности. Учитывая характер исследования,
автор руководствовался социокультурным подходом, т.е. пониманием
общества как неразрывного единства культуры, социума и личности.
Существенное влияние на формирование теоретической позиции
автора оказали идеи П.А. Сорокина, Т. Парсонса, М. Вебера,
Э. Дюркгейма. Значительную помощь диссертанту оказали труды
отечественных ученых, формирующих современные представления о
развитии социальных и ценностных систем, психологии деятельности,
возрастных особенностях, аксиологических проблемах воспитания и
обучения,: (Н.И. Лапин, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.В. Давыдов,
Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Ю.П. Азаров, Ю.Г. Волков и др.).
База исследования: Исследование процесса ценностной стратификации
людей среднего возраста осуществлялось на базе Касимовского,
Рыбновского, Ряжского районов Рязанской области и г. Рязани по
разработанной диссертантом анкете ценностных ориентации людей
среднего возраста в социально-культурной деятельности, а также в
процессе формирующего педагогического эксперимента в условиях
деятельности любительских объединений и клубов по интересам:
семейного клуба прикладного творчества Дома культуры п. Елатьма
Касимовского района Рязанской области и клуба деловых людей Дворца
молодежи г. Рязани.
Методы исследования. Теоретический анализ философской,
психологической, социологической, педагогической, демографической,
культурологической, справочной литературы; контент-анализ документов,
отражающих содержание социально-культурной деятельности учреждений
различных типов; письменный и устный опрос людей среднего возраста и
9 специалистов социально-культурной деятельности, педагогический
эксперимент.
Источниками для написания диссертации послужили:
философская, социологическая, статистическая, демографическая, психологическая, педагогическая, культурологическая литература;
планы и отчеты районных и городских отделов культуры, социально-культурных учреждений различных типов, коллективов самодеятельного творчества, журналы учета работы, книги отзывов и предложений культурно-досуговых учреждений, статистические данные, результаты выборов и референдумов;
результаты конкретного социологического исследования по проблеме ценностной ориентации людей среднего возраста в социально-культурной деятельности;
анализ результатов опытно-экспериментальной и практической деятельности диссертанта.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 1998-2003 гг. и состояло из трех основных этапов.
На первом этапе (1998-1999г.г.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных изданий, статистических материалах. Осуществлялось теоретическое обоснование методологической части исследования (определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотез исследования).
На втором этапе (1999-2001 г.г.) автором изучались документы конкретных учреждений социально-культурной сферы Рязанской области (планы и отчеты районных, городских отделов культуры, социально-культурных учреждений различных типов, статистические данные, разрабатывалась программа исследования, анкета, бланк интервью, бланк
10 кодировки для анализа документов), проводились полевые исследования
ft ценностных ориентации людей среднего возраста.
На третьем этапе (2002-2003 г.г.) на основе собранного эмпирического материала был осуществлен анализ ценностных ориентации людей среднего возраста, определены их ценностные приоритеты, уровень социокультурной активности и подведены окончательные итоги исследования: осуществлена проверка гипотез, степень реализации исследовательских целей и задач.
На данном этапе проводилась апробация полученных результатов в
/ф. виде участия в научно-практических конференциях, разработке
практических рекомендаций социально-культурным учреждениям различных типов по активизации социокультурной деятельности людей среднего возраста. Осуществлялась экспериментальная работа по внедрению конкретных технологий организации работы с людьми среднего возраста в практику социально-культурных учреждений (Дом культуры п. Елатьма Касимовского района, Дворец молодежи г. Рязани), определялась степень их эффективности. Научная новизна исследования определяется применением
^ стратификационного подхода к анализу социально-культурной
деятельности, который рассматривается во взаимосвязи ценностного и демографического (возрастного) аспектов на основе выделения ценностей как важного критерия социально-культурной стратификации. Этот подход позволил автору представить людей среднего возраста в качестве самостоятельного субъекта современной социально-культурной деятельности. При этом:
разработана педагогическая модель ценностной стратификации
людей среднего возраста в процессе социально-культурной
деятельности;
О*
выявлены ценностные приоритеты, уровень социальной и
творческой активности людей среднего возраста, взаимосвязь между
ценностными ориентациями, уровнем социально-культурной
активности и социально-демографическими характеристиками
. людей среднего возраста (полом, образованием, семейным
положением); разработана методика изучения ценностных ориентации людей среднего возраста в социально-культурной деятельности, выделены показатели социальной и творческой активности и разработана методика измерения общего и индивидуального уровня социально-культурной активности, предложены конкретные технологии формирования и реализации социально-культурной активности людей среднего возраста в условиях социально-культурной деятельности. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют дальнейшему осмыслению проблемы ценностной стратификации в социально-культурной сфере, в связи с чем значимым является обоснование критериев ценностной стратификации, ведущих функций социально-культурной деятельности людей среднего возраста; выделение значимых психолого-педагогических характеристик этой возрастной когорты населения; развернутое педагогическое обоснование процесса ценностной стратификации людей среднего возраста. Диссертационное исследование расширяет научно-теоретическое представление о содержательной взаимообусловленности процесса ценностной стратификации, уровня социально-культурной активности и технологий организации социально-культурной деятельности различных социально-демографических групп населения. На защиту выносятся следующие положения'.
1. Социальная стратификация представляет собой определенную упорядоченность членов общества на основе конкретных критериев (образ жизни, ценности, возраст, пол, профессия, образование, семейное положение и т.д.). Это позволяет строить различные типы
12 стратификационных систем, одной из которых является социально-культурная стратификация, распределяющая в определенной иерархии различные когорты населения по уровням социально-культурной активности. Разновидностью социально-культурной стратификация является ценностная стратификация, определяющая специфику ценностной иерархии общностей, социальных групп, личности, что является необходимым условием для эффективной организации социально-культурной деятельности.
Психолого-педагогические особенности людей среднего возраста (30-49 лет) заключаются в том, что в этом возрасте происходит очередной период социализации личности, который можно характеризовать как фазу стабилизации, что выражается в формировании устойчивой системы ценностей, стабилизации жизненного уклада, окончательном становление социальных ролей, потребностей в реализации накопленного жизненного и профессионального опыта. В то же время это период психологического кризиса, задающего личностную динамику, основным противоречием которой является выбор между социально-культурной активностью и пассивностью.
Модель ценностной стратификации людей среднего возраста в рамках социокультурного исследования может быть представлена как многоуровневая система, ценностное ядро которой составляют семейные ценности, трудовая деятельность, экологическая безопасность, политическая и экономическая стабильность в стране; структурный резерв - личная безопасность, дети, общение с друзьями, возможность свободно выражать свои мысли; ценностную периферию -карьера, занятия благотворительностью, активное участие в общественной жизни, занятия самодеятельным творчеством. Данная модель носит мобильный характер. Основным условием перемещения ценностей с одного уровня на другой является социально-культурная активность людей среднего возраста. Ценности социально-культурной
13 деятельности не занимают приоритетное положение в ценностной
ф иерархии представителей данной возрастной группы, но при этом они
оказывают существенное влияние на процесс их социальной интеграции
и творческой самореализации.
4. Критериями дифференциации социально-культурной деятельности
людей среднего возраста выступают типология ценностных
ориентации, уровень социально-культурной активности, возрастные
психолого-педагогические особенности, пол, образование, семейное
положение. Применение этих критериев позволяет стратифицировать
ф педагогический процесс социально-культурной деятельности людей
среднего возраста по уровням их социально-культурной активности (высокий, средний, низкий), что способствует повышению эффективности технологий социально-культурной деятельности.
5. Ведущими функциями социально-культурной деятельности людей
среднего возраста являются функции социальной интеграции,
социальной стабилизации, творческой самореализации, поскольку они
адекватны ценностной иерархии и психолого-педагогическим
особенностям данной возрастной когорты. Уровни социокультурной
* активности характеризуются особой иерархией функций: низкому
уровню социокультурной активности присущи все три функции: от социальной интеграции до творческой самореализации; среднему -социальная стабилизация и творческой самореализация; высокому — творческая самореализация. Каждый уровень социокультурной активности имеет основную и вспомогательную функции. Для людей с низким уровнем социокультурной активности основной является функция социальной интеграции, со средним - социальной стабилизации, с высоким — творческой самореализации.
^ 6. Педагогическая программа, обеспечивающая процесс формирования и
реализации социально-культурной активности людей среднего возраста, выстраивается на основе оптимальной реализации функций социальной
14 интеграции, социальной стабилизации, творческой самореализации в групповых формах социально-культурной деятельности (социально-политических объединениях граждан, некоммерческих общественных организациях, любительских объединениях и клубах по интересам, волонтерских группах, объединениях граждан, по месту жительства, благотворительных фондах, движении меценатов, в процессе активного отдыха и др.). Практическая значимость исследования определена тем, что подготовленные материалы и результаты исследования могут быть использованы:
в деятельности государственных организаций при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ социокультурного развития;
в деятельности учреждений социально-культурной сферы по организации досуга людей среднего возраста;
в качестве научно-методических пособий для организации и проведения исследований по изучению ценностных ориентации различных групп населения, определения уровня социокультурной активности;
в учебно-педагогическом процессе при изучении некоторых тем по социологии, демографии, социальной психологии, социальной педагогике, а также при чтении лекций, проведении семинаров и практических занятий на факультетах социально-культурной деятельности университетов культуры и искусств по специальным дисциплинам: «Методология и методика социологических исследований социально-культурной деятельности», «Социология семьи», «Социология досуга», «Возрастная дифференциация технологий социально-культурной деятельности».
15 Апробация основных положений исследования. Положения и результаты
исследования обсуждались в рамках региональных научно-практических конференций «Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации» (Тамбов, 2001), «Социально-культурная деятельность учреждений культуры: проблемы и перспективы» на базе областного училища культуры (г. Шацк, Ряз. обл., 2002), «Современные аспекты воспитательной деятельности вузов как основы подготовки современного специалиста» (Рязань, 2003), вузовской научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность. Опыт, проблемы, перспективы» (Рязань, 2003).
Отдельные положения исследования апробировались в ходе учебных мероприятий (совещания, семинары, «круглые столы», деловые игры, т.д.), с различными категориями специалистов социально-культурной деятельности в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников культуры Рязанской области.
Результаты исследования были опубликованы в качестве методических рекомендаций социально-культурным учреждениям различных типов и внедрены в деятельность клубных любительских объединений: клуба деловых людей на базе Дворца молодежи г. Рязани, семейного клуба прикладного творчества на базе Дома культуры п. Елатьма Касимовского района Рязанской области, а также востребованы и использованы Карачаево-Черкеским Республиканским центром народной культуры (г. Черкеск) в работе по организации досуга людей среднего возраста.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Сущность стратификационного подхода к исследованию социокультурных систем
В процессе социального развития сложились две парадигмы к изучению социальных систем: классовая и стратификационная. По одной из них - классовой - основными элементами общественного строения являются классы, другая - стратификационная - связана с иерархически организованным взаимодействием различных групп людей. Основное в теории классов - это разделение общества, выявление общественных противоположностей, а в теории стратификации - дифференциация. В первом случае выделяются элементы дезинтеграции, внутренних антагонизмов, тогда как дифференциация предполагает целостность общества, его функциональную неразделенность.
Убедительная картина отличия классового подхода от стратификационного, на наш взгляд, представлена немецким социологом и философом либеральной ориентации, получившим известность с конца 50-х годов 20 века как исследователя феномена социального конфликта, Ральфом Дарендорфом. Он считал, что страты образуют иерархическую систему, отличаясь друг от друга постепенными различиями, тогда как «класс - это всегда категория для целей анализа динамики социального конфликта и его структурных корней, и поэтому может быть четко отделен от страты как категории для описания иерархических систем в данный момент времени...2».
Социальная стратификация в интерпретации Дарендорфа — это категория для описания иерархических систем общества в конкретный исторический отрезок времени. В отличие от классовой теории она не является основой для революционного преобразования общественной системы, не носит ярко выраженный антагонистический характер.
Подтверждением и дополнением позиции Дарендорфа можно считать интерпретацию проблемы разграничения классовой и стратификационной теории И.Краусом. «Стратификация и классовое деление - пишет он, - разные структуры отношений. Стратификация -понятие описательное, подразумевающее некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь подходящего критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения... Классы...являются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей... Классы формируются, когда совокупность индивидов определяет свои интересы как сходные с интересами других из той же совокупности и как отличающиеся и противостоящие интересам другой совокупности лиц...3».
На наш взгляд эти подходы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, поэтому не будем игнорировать ни идеи сторонников классового, ни идеи сторонников стратификационного подходов. В данном случае согласимся с мнением В.Анурина: «Вряд ли разделение общества на классы должно непременно исключать разделение его на страты. Скорее всего, классовое деление (классификация) не только может, но и должно быть закономерно дополнено делением на страты (стратификацией)4».
В отечественной научной литературе многие годы понятие «социальная стратификация» не было общепризнанным. При анализе социальной структуры общества применялась собственная терминология: «социальная структура», «классовая структура», «общественные классы», «социальные отношения». И только начиная с конца 80-х годов термин «социальная стратификация» все чаще встречается в научной литературе, посвященной проблемам развития общества. В это же время начинают активно пропагандироваться и издаваться работы одного из основоположников теории социальной стратификации и мобильности П.А.Сорокина.
Что же представляет собой социальная стратификация и каков механизм ее влияние на развитие социокультурных систем? Вначале обратимся к самому понятию «стратификация». Это слово латинского происхождения - stratum и означает покрывало, постель. В английском языке его стали понимать как пласт (в геологии), слой общества (в обществознании). Множественное число - strata, stratification -означает деление на общественные слои, пласты, страты5, то есть, термин «стратификация» из природного понятия становится понятием социокультурным.
Наиболее точное и полное определение социальной стратификации впервые дал П.Сорокин, которое и по сей день считается классическим: «Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества6». В нем автор делает акцент на понятии «дифференциация». Поэтому возникает необходимость определить как само понятие «дифференциация», так и его отличия от понятия «стратификация».
Термин «дифференциация» произошел от латинского differentia (разность, различие), означает разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени7. В данном контексте употребляется для классификации социальных статусов, ролей, групп, социальных институтов и организаций.
Ценности как критерий социокультурной стратификации
Как отмечалось выше, существует множество критериев, по которым можно делить любое общество и создавать стратификационные системы. Мы уже говорили об основных, выделенных П.Сорокиным - политических, экономических и профессиональных. Конкретные критерии зависят от того, какой срез общественной жизни анализируется. В нашем исследовании основным критерием социокультурной стратификации являются ценности. В связи с этим необходимо более подробно проанализировать данное социальное явление, выявить сущность, изучить содержание и структуру, выявить его роль в процессе социокультурной стратификации.
В начале обратимся к понятию «ценность». Изначально это слово не обладало строго однозначным смыслом и имело множество синонимов: достоинство, заслуга, польза, благо, стоимость, достояние и т.п. Причина этого - в языковой двойственности слова и форме существования ценности как социального явления. С одной стороны - это понимание ценности как атрибута, как ценности всегда чего-то конкретного. С другой стороны - это объект или предмет, нечто ценное само по себе. Эту оппозицию можно переформулировать так: объекты имеют ценность или объекты сами являются ценностями. Форма существования ценностей тоже двоякая: ценности существуют материально и идеально, объективно или субъективно, являясь фактом сознания человека. В связи с этим возникает проблема: считать ли ценностями конкретные, значимые для субъекта и удовлетворяющие его потребностям окружающие предметы, или же закрепить это понятие за особыми абстрактными сущностями.
В специальный философский лексикон понятие ценности вводится лишь в 60-х годах XIX столетия, когда за ним закрепляется вполне определенный смысл: это значимость чего-либо. Новое понятие начинает всесторонне разрабатываться философами. Возникает теория ценностей, а в ней - целый ряд различных школ. В первое десятилетие XX века эта область исследования выделяется в самостоятельную теоретическую дисциплину - аксиологию (учение о ценностях).
Различные высказывания о ценностях можно обнаружить еще в древнегреческой философии. Проблемы добра и зла, справедливости и прекрасного, смысла жизни и человеческого счастья волновали античных мыслителей ничуть не меньше, чем наших современников. Если обратиться к свидетельству истории, то от Демокрита пошла многовековая традиция в трактовке ценностей, среди приверженцев которой - Эпикур и Лукреций, Спиноза и французские материалисты XVIII века.
Традицию, начало которой положил Демокрит, получила название натуралистической. Согласно данному принципу сама природа заключает в себе требование жить, творить и поступать определенным образом. Природа - закон всему, в ней и только в ней следует искать происхождение, основание и критерий всех человеческих ценностей. Людям же во всех их стремлениях и оценках остается только следовать требованию естества, то есть, согласно Демокриту, ценность - это то, что возвышенно, нравственно и прекрасно, это то, что вызывает положительные эмоции.
Но здесь возникают ряд противоречий. Если ценно все то, что приносит удовольствие, то смысл жизни состоит в погоне за наслаждениями. Но еще древние заметили, что стремление людей только к приятному делает их рабами своих вожделений и не приносит счастья. Добро здесь непременно превращается во зло. Стремление к удовольствию не может быть основой для общего согласия людей. Ценность должна быть единой и общей для всех людей, тогда как их склонности и ощущения относительны и индивидуальны, т.е. изначально ценность должна выступать в качестве регулятора поведения.
В своем докладе «Ценностные и «реальные» суждения» (1911г.) на IV Международном Философском конгрессе Э.Дюркгейм стремиться применить свой постулат - «социальные факты нужно рассматривать как вещи» - к новой для себя проблемной области - сфере ценностей и идеалов. «Когда мы говорим, что тела обладают весом, что объем газа изменяется обратно пропорционально испытываемому им давлению, мы формируем суждения, которые лишь выражают данные факты. В них выражено то, что есть, и по той причине их называют «экзистенциональными» или «реальными суждениями». Цель других суждений - высказать не то, чем вещи являются сами по себе, не то, какую ценность они представляют по отношению к сознательному объекту, назвать ту цену, которую последний им назначит. Их называют ценностными суждениями. Когда я говорю: я люблю охоту, я предпочитаю пиво вину, активную оісизиь - отдыху и т.д. -я высказываю суждения, которые могут показаться оценками, но в действительности являются простыми «реальными» суждениями. ... Функция подобных суждений состоит не в том, чтобы приписывать вещам присущую им ценность, а только в обозначении определенных состояний субъекта. Поэтому выраженные таким образом предпочтения не поддаются передаче. Они связаны с определенными личностями и не могут быть от них отделены.
Социально-культурная деятельность в системе ценностей людей среднего возраста
Рассматривая ценности как социальное явление, будем исходить из , того, что они, как концентрированный продукт жизнедеятельности конкретного социума90, занимают особое место в структуре каждой социальной группы и отдельной личности, во многом определяют их поведение, в результате чего происходят изменения в самой, а часто и самой общественной системы. Таким образом, ценностная система конкретного общества зависит от ценностных приоритетов конкретных социально-демографических групп населения. Наиболее показательными являются ценностные ориентации средней возрастной группы населения (30-49 лет), как целостной Яг социально-демографической когорты, вступившей в период наивысшей социальной активности, имеющей свои социально-психологические особенности, социальные функции и ценности, а также самой представительной по количественному составу (31% от общего населения страны). Несомненно, ценностная система людей среднего возраста в основном уже сформировалась, поэтому необходимо выявить ее приоритеты и обозначить условия дальнейшего формирования и реализации. В связи с этим в 2001 году нами проведено социологическое исследование ценностных ориентации людей среднего возраста в У социально-культурной деятельности. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что социально щ1 культурная деятельность находится на периферии системы ценностей людей среднего возраста, в результате чего они обладают низким уровнем социально-культурной активности. Кроме основной были выдвинуты ряд вспомогательных гипотез, раскрывающих причины такого положения: деятельность социально культурных учреждений планируется без учета ценностных ориентации людей среднего возраста, в связи с чем они, как место проведения досуга и реализации социокультурной активности, мало привлекательны для данной категории населения. Согласно выдвинутым гипотезам, в ходе исследования необходимо было выявить ценностные приоритеты людей среднего возраста в социально-культурной деятельности в зависимости от уровня социально-культурной активности, возрастной идентификации, пола, образования, семейного положения. Сбор первичной информации осуществлялся при помощи письменного опроса (анкетирования) людей среднего возраста. В инструментарии исследования вопросы делились по следующим блокам: W степень удовлетворенности людей среднего возраста качеством своего досуга; степень престижности социально-культурных учреждений как места реализации социокультурной активности; творческая активность; социальная активность; ценностные приоритеты в социально-культурной деятельности; возрастная идентификация; социально-демографическая характеристика объекта исследования. kv Исследование проводилось на базе Рыбновского, Ряжского, Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. 1996.№4, с.38. Касимовского районов Рязанской области, которые являются типичными для Рязанской области.по социально-экономическим и демографическим показателям, и г. Рязани. Всего было опрошено 262 человека.
Среди респондентов семейные составили 79%, не имеющие мужа (жены) — 21%. По социальному положению большую часть составили служащие (60,3%), затем рабочие (21%), колхозники (4%), далее домохозяйки, безработные, пенсионеры, предприниматели, фермеры.
Анализ информации, полученной в результате нашего исследования, показал довольно низкую степень удовлетворенности людей среднего возраста проведением своего досуга. Так, полностью его проведением удовлетворены 36% респондентов, почти половина (47%) только частично, скорее «нет», чем «да» - почти 10%, и не удовлетворены своим досугом 3% респондентов.
Основные формы досуга - это чтение (41%), просмотр телепередач (38,2%) общение с друзьями (35%) выезды на природу (24,8%), занятия прикладным творчеством (15,2%) и только 12,6% посещают различные культурно-досуговые мероприятия. В то же время на открытый вопрос «Как бы вы хотели проводить свое свободное время?» из тех, кто частично или полностью не удовлетворен проведением своего досуга, 42% респондентов не дали ответа. Те, кто ответил на этот вопрос, в основном хотели бы сделать свой досуг более разнообразным, проводить свое свободное время на природе, посещать театры, выставки, концерты, активнее заниматься спортом.
Оценивая в целом организацию досуга людей среднего возраста в своем городе (поселке), 41% опрошенных отметили, что для этой категории населения иногда бывают интересные мероприятия. Почти треть опрошенных (29%) считает, что людям среднего возраста негде отдохнуть, и только 12% респондентов согласны с тем, что в их городе (поселке) делается все возможное, чтобы люди среднего возраста могли хорошо отдохнуть, 8% считают, что никаких мероприятий для людей среднего возраста не проводится, 10% затруднились ответить. В теории социально-культурной деятельности понятие «социокультурная активность» может рассматриваться как проявление сущностных свойств личности91 или как «способы объективации потребности общества в самоорганизации и самосохранении92».
При анализе уровня творческой активности как составной части общей социокультурной активности людей среднего возраста, мы исходили из того, что творческая (или досуговая) активность — это потребность и степень участия людей среднего возраста в социально-культурной жизни своего населенного пункта. Если этот показатель составляет до 30%, включительно, то активность низкая, если 31-60%-средняя, более 60% - высокая. Исследование уровня творческой активности включало в себя измерение определенных показателей потребности и степени участия в культурно-досуговой деятельности путем построения соответствующих шкал и суммирования положительных ответов на них, вычисления процента и средней арифметической (подробно см. в Приложении 1.)
Критерии ценностной стратификации в организации социально-культурной деятельности
В качестве основного закона действия ценностной системы в жизни конкретного общества ученые выделяют закон социально-психологической дифференциации ценностей.
При рождении каждый человек наделяется Природой (или Богом) неодинаковой физической конституцией, различной энергетической и генетической заряженностью мозга, физических сил. У них различные задатки к развитию способностей, воля, характер, целеустремленность. В результате люди обладают неодинаковыми социальными возможностями и, соответственно, имеют различный статус, и общество, таким образом, стратифицируется100.
Кроме того, каждый человек одновременно включен в значительное число социальных общностей (член семьи, трудового коллектива, демографической, этнической группы, городской или районной общности, нации, культуры, группы по политическим, общественным, досуговым интересам и т.д.). Ценностные системы этих групп зависят от степени социальной идентичности индивида, т.е. от того, членом какой из этих общностей он себя ощущает. В зависимости от этого для него будут значимы или общечеловеческие, «вечные» ценности (истина, красота, справедливость), или конкретно-исторические ценности больших социальных групп (равенство, демократия), или ценности малых референтных групп (успех, богатство, лидерство).
В упорядочивании ценностного противостояния Б.С.Ерасов выделяет три основных принципа: 1. первый основан на выделении доминантных ценностей, по отношению к которым все остальные выступают как вторичные. Тем самым образуется определенная иерархия ценностей, что помогает обществу или индивиду уладить проблему столкновения социальных и личностных ценностей; 2. второй заключается в распределении ценностей по разным сферам деятельности (творческой, социальной, политической и т.д.); 3. третий — в распределение ценностей по разным социальным слоям.
Например, господствующие элиты сами по себе не представляют собой единого слоя, а делятся на типы, осуществляющие разные функции и придерживающиеся разных ценностных ориентации. Для политической элиты главная ценность - власть, для военной - сила, для религиозной — моральные ценности, для интеллектуальной - знания. И хотя правильно организованное общество нуждается во всех этих компонентах регуляции, между этими элитами неизменно возникают разногласия, отражающиеся в напряженных идеологических спорах относительно того, кто важнее, т.е. действует закон социальной стратификации101.
Для определения критериев ценностной стратификации к организации социально-культурной деятельности большое значение имеет тот факт, что представители каждой возрастной страты имеют свою шкалу ценностей и действуют в соответствии с ней.
Так, по данным исследования ценностных ориентации различных групп населения, проведенного А.Е. Ковалевым с использованием адаптированной методики М. Рокича, было выявлено, что для молодежи (15-30 лет) более ориентирована на такие ценности, как здоровье, любовь и дружба, материально обеспеченная и активно деятельная жизнь. Людей среднего возраста (31-45 лет) - на здоровье, материально обеспеченную жизнь, счастливую семейную жизнь, интересную работу. Для группы людей 46-70 лет главными являются ценности здоровья, жизненной мудрости, материально обеспеченной жизни, счастливой семейной жизни.
Как видно из таблицы, приоритетными ценностями во всех возрастных группах являются здоровье и материально обеспеченная жизнь, причем здоровье стоит на первом месте. Остальные ценностные приоритеты распределились в зависимости от возраста: для молодежи, в отличие от других групп, ценным является любовь и дружба, активно деятельная жизнь. Для людей среднего возраста - счастливая семейная жизнь, интересная работа, для людей зрелого возраста - жизненная мудрость и счастливая семейная жизнь. Как отмечалось выше, по результатам нашего исследования ценностных ориентации людей среднего возраста приоритетными для них являются семья, высокооплачиваемая работа, экологическая и личная безопасность, политическая и экономическая стабильность.
Таким образом, результаты выше названных исследований подтверждают наше предположение о том, что процесс ценностной стратификации зависит от такого показателя, как возраст. Кроме этого, была выдвинута гипотеза о том, что ценностная стратификация в социально-культурной деятельности определяется уровнем социально-культурной активности людей среднего возраста, а также полом, семейным положением, образованием.
Одним из качественных показателей включенности личности в социальную жизнь является уровень ее активности, который заключается в деятельном отношении человека к миру, в способности производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды102, и который включает уровень социальной и творческой активности.
Выделим из системы ценностей людей среднего возраста социально-культурные ценности в виде ценностей творческой и социальной активности