Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические и методологические подходы к проблеме формирования художественно-творческих способностей младших школьников .
1.1. Сущностная характеристика процесса формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства 17
1.2. Специфика формирования художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста 37
1.3. Роль клубов по месту жительства в формировании художественно-творческих способностей младших школьников 70
Глава II. Социально-культурные условия формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства .
2.1. Изучение уровня сформированности художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства 92
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства 109
Заключение 127
Список литературы 133
Приложения 147
- Сущностная характеристика процесса формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства
- Специфика формирования художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста
- Изучение уровня сформированности художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства
- Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства
Введение к работе
Актуальность исследования. Развитие художественно-творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности.
Неустойчивость современной системы образования и воспитания указывает на необходимость усиления роли государственных и общественных структур в преодолении негативных тенденций среди детей и подростков. Поэтому совершенствование деятельности учреждений социально-культурной сферы является важным направлением воспитательной работы, способной не только изучить особенности саморазвития и самораскрытия человека на разных этапах его жизнедеятельности, но и осуществить целенаправленное приобщение личности к ценностям культуры, расширить круг ее интересов, потребностей и вкусов.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место здесь занимает дополнительное образование, которое открывает ребенку максимум направлений для развития его потенциальных творческих способностей с учетом его интересов, желаний и возможностей.
Система дополнительного образования - это не предлагаемая ребенку готовая среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, социально-культурная среда. Художественно-творческие способности ребенка формируются посредством овладения в процессе воспитания и обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуального жизненного пути у ребенка формируется - на основе задатков - индивидуально своеобразный склад способностей, требующий индивидуального подхода к каждой конкретной личности.
Среди многих социальных институтов, занимающихся проблемами обучения и воспитания детей, немалую роль могут играть клубы по месту жительства. Возможности клубов по месту жительства, безусловно, огромны, так как клубы являются одним из звеньев социально-психологического механизма, позволяющего приобщить детей и подростков к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
За последние годы государственные структуры стали рассматривать клубы по месту жительства как один из важнейших социальных институтов, нацеленных на воспитание и социализацию подрастающего поколения. Клубная сеть - это уникальное достояние России, не имеющее аналогов на Западе.
Тем не менее, возможности подростковых клубов в отношении развития художественно-творческих способностей используются не в полной мере, огромные общеразвивающие возможности остаются, по большей части, до сих пор невостребованными, причем это происходит на фоне устойчивого падения интереса детей к творчеству. Тем не менее, можно отметить деятельность отдельных педагогов дополнительного
образования, построенную на принципах развивающего обучения, обеспечивающую формирование художественно-творческих способностей школьников через художественную деятельность.
Имеющийся эмпирический уровень данной деятельности обуславливает необходимость проведения экспериментального исследования, направленного на изучение условий, позволяющих поднять художественное воспитание детей и подростков на более высокий уровень, что будет способствовать активной творческой деятельности школьников.
Проблемная ситуация, которая объективно сложилась в сфере дополнительного образования, состоит в противоречии между существующей общественной потребностью в целенаправленном формировании творческой личности ребенка и недостаточно эффективной системой образования и воспитания, в которой отсутствуют научно определенные условия для развития художественно-творческих способностей у детей в условиях подростковых клубов по месту жительства.
Степень научной разработанности проблемы. Современное состояние разработанности проблемы творчества и художественно-творческих способностей свидетельствует о существовании многочисленных теоретических и методологических подходов к изучению данного вопроса. В настоящее время на проблеме развития художественно-творческих способностей сосредоточено внимание самых различных областей гуманитарного знания: культурологии, педагогики, философии, психологии, эстетики, что обусловлено актуальностью, практической и теоретической значимостью и многоаспектностью объекта исследования. Научная литература, касающаяся в той или иной степени изученности проблемы развития художественно-творческих способностей обширна, существует большое разнообразие исследовательских подходов,
что объясняется сложностью определения природы и структуры художественно-творческих способностей.
Проблематика исследования предполагает изучение научного материала в нескольких областях, поэтому теоретическими источниками исследования являются труды отечественных психологов по проблеме способностей и их развития, творчества и художественной деятельности; труды в области культурологии и педагогики; научные работы в культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности.
Ретроспективное рассмотрение проблемы развития художественно-творческих способностей дает основание для вывода о возможности и необходимости использования подростковых клубов по месту жительства.
Многие представители отечественной педагогики (Н.Ф.Бунаков, В.П.Острогорский, С.Г.Шацкий, К.Д.Ушинский) рассматривали возможности воспитания в целях развития художественных способностей.
Проблема формирования художественно-творческих способностей имеет, наряду с педагогическим, и свой психологический аспект (Л.С.Выготский, А.Н.Леоньтев, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов), проблема развития художественно-творческих способностей разрабатывалась Т.И.Артемьевой, И.А.Генераловой, Л.Б.Ермолаевой-Томиной, А.А.Мелик-Пашаевым.
Большое значение для данного исследования имеют труды по вопросам теории социально-культурной деятельности М.А.Ариарского, Т.И.Баклановой, Е.В. Великановой, Е.И.Григорьевой, Г.А.Евтеевой, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Е.В. Литовкина, Ю.А.Стрельцова, А.А.Сукало, Б.А.Титова, Н.Н. Ярошенко и др., в которых раскрыты природа и сущность досуга, обоснованы принципы социально-культурной деятельности, выявлен ее развивающий потенциал, исследованы особенности системы дополнительного образования в раскрытии художественных способностей и творческих потенций.
Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема формирования художественного творчества и художественных способностей остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.
Проблема формирования художественно-творческих способностей детей и подростков в клубах по месту жительства не являлась предметом особого изучения, что и определило тему выбранного диссертационного исследования.
Объект исследования: художественно-творческие способности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства.
Цель диссертационного исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация процесса формирования художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства.
Данная цель потребовала определения ряда задач диссертационного исследования:
1. Раскрыть сущность процесса формирования художественно- творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства.
Определить специфику формирования художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства.
Выявить и экспериментально обосновать социально-культурные условия формирования художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства.
4. Разработать и внедрить авторскую программу формирования художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства.
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что деятельность клубов по месту жительства по формированию художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста будет более эффективной при соблюдении ряда социально-культурных условий:
выявления сущности и специфики процесса формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства;
учета возрастных, индивидуально-личностных особенностей школьников и комплексного использования методов психологического и социально-педагогического воздействия;
использования различных диагностических методик и социально-культурных технологий для активизации творческого потенциала детей;
интеграции усилий семьи, школы, учреждений культуры и досуга, центров внешкольной работы, общественных организаций;
разработки и внедрения программы, направленной на развитие мотивации творческой деятельности, формирование устойчивых творческих интересов, развитие воображения, овладение средствами перевоплощения в условиях вымысла и средствами образной выразительности;
сотрудничества педагога-организатора досуга как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, и детей младшего школьного возраста.
Методологическую основу исследования составляют
философские, психолого-педагогические, социологические и
культурологические концепции, раскрывающие сущность процессов формирования художественно-творческих способностей детей и подростков. Наиболее важными для теоретического обоснования работы являются труды А.Л. Венгер, Н.А. Ветлугиной, М.Б. Коваль, Г.Н. Парамоновой, Б.А. Титова и других исследователей, в которых анализируются различные аспекты развития художественных вкусов и потребностей детей в сфере свободного времени.
Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, социологической, психологической, культурологической и методической литературы, имеющихся разработок в социально- культурной сфере; беседы, анкетирование детей младшего школьного возраста, анализ документов, отражающих содержание социально- культурной деятельности учреждений дополнительного образования; различные диагностические методики, адаптированные к задачам исследования: интерпретированная методика Торренса,
интерпретированный тест Роршаха; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей младших школьников в условиях деятельности клубов по месту жительства с использованием программы, разработанной автором диссертации.
База исследования: Исследование процесса формирования и развития художественно-творческих способностей младших школьников в условиях деятельности клубов по месту жительства осуществлялось на базе Центра внешкольной работы г.Тамбова. К опытно-экспериментальной работе привлекались студенты кафедры социально-культурной деятельности, сервиса и туризма Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Всего в исследовании приняло участие 246 человек.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение
2002-2005 гг. и состояло из трех основных этапов.
На первом этапе (2002-2003 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных изданий, статистических материалах. Осуществлялось теоретическое обоснование методологической части исследования (определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотез исследования). Были проанализированы и обобщены основные подходы к формированию и развитию художественно-творческих способностей младших школьников, выявлена сущность и специфика формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубых по месту жительства.
На втором этапе (2003-2004 гг.) изучались документы клубов по месту жительства Центра внешкольной работы г.Тамбова, разрабатывалась программа экспериментального исследования; проводилось психолого-педагогическое обследование школьников с использованием различных методик; проводилось анкетирование школьников, посещающих клубы по месту жительства. На данном этапе был осуществлен системно-типологический анализ деятельности учреждений дополнительного образования, разработана и внедрена авторская программа формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства. Проводилась опытно-экспериментальная работа на базе клубов по месту жительства Центра внешкольной работы.
На третьем этапе (2004-2005 гг.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования; выявлены и экспериментально обоснованы социально-культурные условия формирования художественно
творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства. На данном этапе проводилась апробация полученных результатов в виде участия в научно-практических конференциях.
Научная новизна исследования заключается в том, что получены новые научные результаты, ранее не рассматриваемые с позиций педагогической теории социально-культурной деятельности. В том числе: художественно-творческая деятельность в клубах по месту жительства представлена как педагогическая система, в которую наряду с компонентами художественной деятельности, включены художественно-продуктивная деятельность; художественное образование и художественная критика продуктов исполнительского творчества; художественно-образовательная работа; психолого-педагогическое обеспечение художественно-творческой деятельности; теоретически обоснован комплекс социально-культурных условий формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства; на основе принципов интеграции и дифференциации разработана и внедрена педагогическая программа формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства; дана развернутая характеристика социально-культурных мероприятий, направленных на формирование художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства рассмотрен с позиции теории социально-культурной деятельности. В диссертации обобщены педагогические концепции и положения о методологических и технологических основах формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства.
Проведен системно-типологический анализ художественно-творческой деятельности учреждений дополнительного образования, позволивший определить ведущую роль в этом направлении клубов по месту жительства.
Проведена операционализация и уточнение сущности процесса формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства, которая позволяет сформировать социально-ценностные ориентации школьников, развивать устойчивую социально-культурную активность и проводить целенаправленное нравственно-эстетическое воспитание личности. Результаты исследования способствуют дальнейшему осмыслению проблемы формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства в условиях социокультурной трансформации российского общества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что процесс формирования художественно-творческих способностей младших школьников в подростковых клубах по месту жительства, создающий условия для социализации и самоактуализации личности, реализуется через разработанный комплекс социально-культурных мероприятий.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут послужить основой для совершенствования процесса формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства. Результаты исследования внедрены в деятельность Центра внешкольной работы г. Тамбова. Подготовленные материалы и результаты исследования используются в процессе преподавания ряда учебных дисциплин Академии искусств, сервиса и рекламы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в частности на кафедре социально-культурной деятельности, сервиса и туризма: «Социально-культурная деятельность», «Культурно-воспитательная
деятельность с детьми и подростками», «Методы и технологии социально-культурной деятельности».
Материалы исследования и разработанная программа могут быть использованы:
• в деятельности государственных организаций при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ формирования художественно-творческих способностей младших школьников в подростковых клубах по месту жительства;
• при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности детей и подростков на федеральном и региональном уровнях;
в работе центров внешкольной работы, центров развития и социально-психологической адаптации детей и подростков;
в системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования.
На защиту выносятся следующие положения:
Педагогическая сущность процесса формирования художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства определяется тем, что в условиях деятельности клубов по месту жительства повышается уровень мотивации к познанию и творчеству, возникает необходимость в самореализации и самоопределении; развивается устойчивая социально-культурная активность детей; проводится целенаправленное педагогическое воздействие организаторов социально-культурной деятельности и его участников по нравственно-эстетическому воспитанию личности.
Специфика формирования художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства определяется особым потенциалом досуговой деятельности, которая включает ребенка в различные формы реализации социально
культурной активности, обеспечивающие рекреативно-оздоровительную, познавательную, художественно-творческую, коммуникативную,
психотерапевтическую функцию.
3) Социально-культурными условиями формирования художественно-творческих способностей младших школьников в подростковых клубах по месту жительства являются:
учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей школьников и комплексного использования методов психологического и социально-педагогического воздействия;
использование различных диагностических методик и социально-культурных технологий для активизации творческого потенциала детей;
интеграция усилий семьи, школы, учреждений культуры и досуга, центров внешкольной работы, общественных организаций;
разработка и внедрение программы, направленной на развитие мотивации творческой деятельности, формирование устойчивых творческих интересов, развитие воображения, овладение средствами перевоплощения в условиях вымысла и средствами образной выразительности;
4) Программа формирования художественно-творческих способностей младших школьников в подростковых клубах по месту жительства, которая направлена на:
сотрудничество педагога-организатора досуга как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, и детей младшего школьного возраста;
создание условий для выбора каждым ребенком видов деятельности, удовлетворяющих его интересы, склонности и потребности;
личностно-ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации успеха" для каждого;
- применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
Апробация и внедрение результатов исследования
осуществлялись по ряду направлений:
а) выступления на научно-практических конференциях: «Социализация детей, подростков и молодежи с проблемами в развитии в системе дополнительного образования» (межрегиональная научно-практическая конференция октябрь 2003г. Тамбов); «Культурное пространство России: опыт, проблемы, перспективы развития» (всероссийская научно- практическая конференция апрель 2004 г. Тамбов); «Здоровьесберегающие технологии: опыт, проблемы, инновации» (межвузовская научно- практическая конференция октябрь 2004 г. Тамбов); «Образовательные технологии в вузах культуры и искусства: проблемы и перспективы развития» (международная научно-практическая конференция ноябрь 2004 г. Тамбов); «Совершенствование подготовки кадров для сферы культуры: традиции и новации» (всероссийская научно-практическая конференция май 2004 Москва).
б) разработка авторской педагогической программы "Фантазия";
в) разработка и внедрение в практику работы кафедры "Социально- культурной деятельности, сервиса и туризма" Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина по предмету "Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками" методических рекомендаций по формированию художественно- творческих способностей ребенка;
г) разработка и внедрение в деятельность кафедры "Музыкальное искусство эстрады" Тамбовского государственного университета им. Г.Р.
Державина по предмету «Музыкальная информатика» программы курса для дальнейшего использования в практической деятельности педагогов-организаторов детских студий эстрадного музыкального искусства.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 7 научных публикациях автора, общим объемом 2,0 п.л., в виде научных статей, тезисов и учебно-методических публикаций.
Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Сущностная характеристика процесса формирования художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства
Современными учеными творчество рассматривается как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А.Бакушинский, Б.Джефферсон, В.Глоцер, Е.Флёрина, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, С.Л.Рубинштейн и др.).
Обращаясь к истории вопроса, обнаруживаем, что до начала XX века творчество рассматривали как божественную одержимость (Платон), как мистическую интуицию (Бергсон), как дар, которым обладают только избранные, где особая роль отводилась инсайту - озарению. Христианская традиция считала творчество высшим проявлением божественного в человеке. Кант считал творчество присущим только гениям. Рассматривая творческие способности, чаще всего их связывали со способностью к творческому вдохновению, считая это единственной предпосылкой для творческой деятельности.
Развитие способностей и творческого начала у детей являются двумя взаимосвязанными задачами художественного воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью. В западной педагогике этот вопрос понимался иначе.
Представители идеалистических направлений XIX в. считали основой детского творчества не реальный мир, воздействующий на сознание ребенка и отражающийся в его действительности, а внутренние побудители, заложенные в самой природе человека, инстинкты, которые в процессе развития самопроизвольно выявляются.
Так, разрабатывая свою методику обучения, Фребель считал, что в основе изобразительной деятельности лежит художественный инстинкт; способность «творить» заложена в ребенке от рождения, в этом проявляется божественная сущность человека; задача педагога только помогать выявлению этой сущности.
Эта теория самопроизвольности творческого развития в разных вариантах и с разными обоснованиями имела многих сторонников в зарубежной педагогике XIX и XX вв.— К. Риччи, К. Бюллер, Георг Кершенштейнер и другие.
Некоторые исследователи идеалистического направления обосновывали подобную теорию творческого развития биогенетическим законом — все развитие ребенка определяется и идет по тем же путям, по которым развивалась человеческая история, т. е. он проходит все этапы развития от первобытного человека до цивилизованного.
В наш век творчество рассматривается с точки зрения тех потенциальных возможностей, которые заложены в каждом здоровом человеке. В отечественной литературе накоплен значительный опыт в исследовании проблемы творчества и связанного с ним круга вопросов. В научно-исследовательской работе можно выделить четыре направления: 1) анализ творчества как внеисторической категории, обладающей универсальными характеристиками; 2) как формы трудовой деятельности; 3) рассмотрение творчества как формы создания нового безотносительно к материальной или духовной форме бытия объекта; 4) рассмотрения творчества как способа самореализации, как самоцели человека.
Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.
По мнению великого режиссера К.С.Станиславского, творчество - это полная сосредоточенность всей духовной и физической природы, которая захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека. Оно мобилизует и тело, и мысль, и волю, и чувства, и память, и воображение. В своих трудах К.С.Станиславский неоднократно подчеркивает мысль о неразрывности формирования специфических сценических способностей с развитием личности в целом, со стремлением к совершенствованию многих качеств и свойств личности.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Любая трудовая деятельность человека всегда связана с осознанием ее целей, представлением конечного результата, что определяет способ и характер действий, мобилизует волю человека.
Доказано, что чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности. Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития.
Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей — одна из важных задач воспитания гармоничной личности.
Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью.
Способности существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Самой высокой ступени развития могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.
В работе по исследованию проблемы формирования художественно-творческих способностей у младших школьников мы опирались не только на имеющиеся отечественные научные представления в этой области, но и накопленный опыт зарубежных исследователей. В частности, особое значение для настоящего исследования имеет теория американского психолога, представителя гуманистического подхода А.Маслоу явившаяся методологической основой данной диссертационной работы.
Специфика формирования художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В.Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и их развитие происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Созвучны этому и идеи Л. Малагуцци, который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.
В настоящем исследовании развития художественно-творческих способностей школьников, мы опирались на учение Л.С.Выготского о воображении и творчестве в детском возрасте. Л.С.Выготский творчеством называет такую деятельность человека, "которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке",, [39, 3]. Такой подход к творчеству очень ценен, так как дает возможность говорить о творческой деятельности не только в аспекте общественной, но и личностной значимости, смотреть на творчество как на правило, а не на исключение. "Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим, избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования " [39, 6]. Л.С.Выготский одним из первых обратился к проблеме детского творчества: "Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей". И далее: "Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка" [39,7]. Выдающийся психолог определил творчество не на социальном, а на психологическом уровне, расценивая продукт творчества значимым прежде всего для самого ребенка. Он обращал внимание на значение продуктивной творческой деятельности и ее роли в процессе общего развития личности. "Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является идеалом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития" [39,32]. Это утверждение отечественного психолога во многом определило дальнейшее развитие педагогической идеи, связанной с воспитанием и формированием художественно-творческих способностей детей, углубило представления о творчестве, в котором его результат отделен от процесса.
Опираясь на положения, выдвинутые Л.С.Выготским, и концепцию В.В.Давыдова, за ядро художественно-творческих способностей в диссертационном исследовании было также принято творческое воображение, которое рассматривается как компонент художественно-творческих способностей.
Детство - это основополагающий этап творческого присвоения социокультурного опыта (Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А.В.Брушлинский, Н. Н. Поддьяков, В.Т.Кудрявцев и др.). Любое новое знание, любое новое впечатление преломляется ребенком через его уникальный внутренний мир [108]. Изучению своеобразия детского изобразительного творчества в отечественной педагогике посвящен ряд педагогических и психологических исследований.
Определение детского творчества одной из первых дала Е. А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» [148, 181.].
Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала.
Фундаментальное значение имеет научное положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка, в формировании его творчества (Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, В.В.Давыдов, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина и др.).
Развивая принципиальный тезис Л.С.Выготского о том, что обучение и развитие связаны друг с другом с самого первого дня жизни ребенка, М.Г.Ярошевский делает такой вывод: развитие ребенка с первого дня жизни совершается под воздействием системы обучения, исторически сложившейся в русле конкретной культуры [154].
Отсюда и возникает понимание того, что детское творчество, имеющее свою возрастную специфику, является подлинно культурным феноменом.
Творческий процесс очень сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности. Л.С. Выготский писал: «...творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов» [39].
Изучение уровня сформированности художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства
Экспериментальная часть нашего исследования была посвящена проверке выдвинутой нами гипотезы о том, что развитие художественно-творческих способностей младших школьников возможно путем целенаправленного, систематического их формирования в условиях клубов по месту жительства.
Теоретическим фундаментом исследования стали достижения отечественной и зарубежной науки: культурно-исторический подход и современные научные представления о развитии ребенка, отраженные в фундаментальных трудах отечественных педагогов и психологов: Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца и др.; - теория деятельностного подхода, разработанная в отечественной психологии Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и др., согласно которой психика формируется в процессе деятельности и определяется ее характером; - теории ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры, рассмотренные в трудах А.С.Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Э.А.Орловой, А.В.Соколова, Э.В.Соколова и др-; - труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: М.А.Ариарского, Г.М.Бирженюка, Е.И.Григорьевой, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, В.В.Туева, Н.Н.Ярошенко и др.; - теорий социально-педагогических и психологических возможностей дополнительного образования, которые отражены в трудах В.Я.Суртаева, Ю.А.Стрельцова, А.А.Сукало, Б.А.Титова, В.Е.Триодина, В.М.Чижикова и др.; - идеи о значении художественно-творческой деятельности в развитии ребенка, нашедшие свое отражение в работах Л.С.Выготского, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, И.Я.Лернера, С.Л.Рубинштейна, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.И.Флериной и др. Основаниями для определения содержания работы явились результаты исследований: музыкальной деятельности в педагогическом процессе (Н.Г.Александрова, Н.А.Ветлугина, В.А.Гринер, И.Л.Дзержинская, А.Н.Зимина, Е.В.Конорова, М.Б.Лукьянова, СИ. Мерзлякова, Е.Н.Соковнина и др.); использования изобразительной деятельности (А.В.Запорожец, Е.И.Игнатьев, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина и др.). Значение изобразительной деятельности, творчества в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б.Джефферсон, Э.Крамер, В.Лоунфельд и др.; - значения театрального искусства в педагогическом процессе, которые активно разрабатывались современными исследователями: А.П.Ершовой, Н.С.Карпинской, И.Л.Люблинским, А.Я.Михайловой, Т.Г.Пеня, М.А.Разбаш, Ю.И.Рубиной и др.; - вопросов использования художественно-речевой деятельности в педагогическом процессе (М.К.Боголюбская, Э.П.Короткова, Л.П.Федоренко, В.В.Шевченко, Д.Б.Эльконин и др.).
Были сформулированы следующие задачи опытно-экспериментальной работы: 1. Изучить на практике уровень развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста, для чего подобрать методики, адекватные проблеме исследования. 2. Подобрать методики и провести исследование с помощью подобранных методик с целью изучения особенностей развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста. 3. Разработать программу для развития художественно-творческих способностей детей в условиях клуба по месту жительства. 4. Внедрить данную программу в процесс деятельности клубов по месту жительства. 5. Используя методики, применявшиеся нами в констатирующем эксперименте, провести повторное диагностическое обследование уровня развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста, участвующих в формирующем эксперименте. 6. Провести контрольный эксперимент. 7. Осуществить количественную и качественную обработку полученных данных. 8. Сделать выводы об эффективности использования разработанной нами программы по развитию художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях подростковых клубов по месту жительства. Экспериментальное исследование проводилось на базах клубов по месту жительства г. Тамбова с 2002 по 2005 гг. Всего в исследовании приняло участие 246 детей в возрасте 6-10 лет.
Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей младших школьников в клубах по месту жительства
На следующем этапе (формирующего эксперимента) была разработана, а затем апробирована программа развития художественно-творческих способностей младших школьников «Фантазия» (Приложение 2), в которой использовались разнообразные методы творческого обучения, модифицированные с учетом возрастных особенностей детей данного возраста.
Основная цель нашего педагогического эксперимента заключалась в разработке и апробировании на практике методики развития художественно-творческих способностей младших школьников. После этого необходимо было осуществить сравнительную проверку эффективности проведения занятий; выявить оптимальные условия развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
В эксперименте принимали участие 60 человек, с которыми проводился констатирующий эксперимент. Занятия проводились с детьми младшего школьного возраста, посещающими подростковые клубы «Феникс», и «Альтаир» в течение полугода, с частотой - 2 раза в неделю.
На формирующем этапе в экспериментальной группе использовались комбинированные формы проведения занятий с применением в различных сочетаниях приемов и разнообразных методов обучения. Мы использовали традиционно-педагогические методы обучения: беседу, рассказ, упражнения, а также нетрадиционные: творческие задания и игры, интерпретацию с помощью движений, сочинение историй, дорисовывание и пр. Применялись различные способы вовлечения младших школьников в творческую деятельность (игры, розыгрыши, мини-викторины, блиц-турниры).
Использовались материалы различных видов искусств: литературы (сказки, стихотворения, басни, пословицы и поговорки, прибаутки, инсценировки и т.д.), самостоятельное сочинение стихов, сказок, литературных этюдов, которые необходимо было не только придумать, но и обыграть. Применялись материалы живописи и самостоятельное творчество школьников: изготовление поделок, рисование образных ассоциаций на музыку, выражение настроения в красках, времени года через цвет и т.д.
Таким образом, развитие художественно-творческих способностей школьников осуществлялось нами с применением целой системы методов, которые использовались во взаимодействии друг с другом.
Большая часть программы состояла из интегрированных занятий, которые основаны на синтезе искусств. Мы исходили из основных дидактических принципов, используемых в педагогике, которые были конкретизированы нами с учетом специфики творческой деятельности, возрастных особенностей его участников: - систематичность и последовательность в процессе обучения; - доступность обучения; - применение наглядности; - учет индивидуальных и возрастных особенностей развития способностей в условиях совместной творческой деятельности; - активность и самостоятельность детей в процессе обучения и воспитания.
Программа по развитию художественно-творческих способностей «Фантазия» включала в себя определенный круг знаний, умений и навыков, их подачу в определенной последовательности с возрастающими требованиями, с учетом психофизиологических возможностей школьников. Основной принцип дидактики - систематичность и последовательность - был главным и при работе по нашей программе, причем последовательность в обучении указывала на необходимость такого изучения учебного материала, когда последующее опирается на предыдущее и логически определяет дальнейшее обучение. Систематичность предполагала усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи, когда изучаемое представляет собой систему.
Прочное усвоение знаний, умений и навыков требовало повторения пройденного, но на более высоком уровне с опорой на уже достигнутое, изученное, и это в значительной степени облегчало прохождение нового материала. Возвращение к пройденному материалу является необходимым принципом обучения. Его сущность заключается в том, что на каждом последующем уровне обучения элементы усвоенного повторяются в более широком и углубленном виде.
Кроме того, в программе применен принцип преемственности: на каждом новом этапе формирующего обучения творческие задания, опираясь на предыдущие, постепенно усложнялись и ориентировались на последующие тему.
Доступность обучения, как основной дидактический принцип формирования умений и навыков означает соответствие содержания и объема изучаемых знаний уровню развития ребенка, его возрастным особенностям. Принимая во внимание преобладание игрового типа деятельности в дошкольный период, представлялось целесообразным на начальных этапах обучения младших школьников присутствие разнообразных игр: подвижных, театральных, деловых, психотехнических, проводимых педагогом, а затем организованных самостоятельно самими школьниками.
Одно из важнейших положений дидактики, заключающееся в использовании наглядных средств для создания у школьника образных представлений и для формирования понятий, использовалось в нашей работе. Учитывая основные особенности школьников, для которых характерно мышление конкретными образами, необходимым условием являлось развитие опоры на чувственное познание и применение в обучении различных форм наглядности (зрительные, слуховые, осязательные) репродукции, иллюстрации, игра актеров, спектакли, эскизы, макеты, аудио и видеоматериалы, слайды и пр.
Известно, что каждый период имеет свое своеобразие и неповторимость. Дети, поступающие в школу, не похожи друг на друга по уровню подготовки к учению, с разными интересами, отличающиеся по уровню развития умений, навыков, с разным уровнем воспитания. Но есть нечто объединяющее всех первоклассников. Это игровой тип деятельности, который был преобладающим в дошкольный период [40]. Первоначально творческая деятельность носит игровой характер, она развивается из игры и создается в игре. К концу дошкольного возраста намечается переход от игровой деятельности, которая является ведущим типом деятельности дошкольника, к учебной деятельности, являющейся ведущим типом деятельности младшего школьника. Поэтому для развития художественно-творческих способностей младших школьников было важно осуществить преемственность различных типов деятельности, придавая всей деятельности игровой характер.