Содержание к диссертации
Введение
I. Теоретические основы создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубах 18
1.1 Понятие «личность среднего возраста - участника танцевального коллектива фитнес-клуба» 18
1.2 Становление и развитие фитнес-клубов в России 38
1.3 Теоретические основы функционирования педагогического процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубах 60
II. Совершенствование процесса создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов 82
2.1 Культурно-досуговая среда - важнейшее педагогическое условие формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубе 82
2.2 Влияние коллектива на создание педагогических условий совершенствования процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубе 116
2.3 Технологии совершенствования преподавания танцев в фитнес-клубах лицам среднего возраста 142
Заключение 168
Список литературы 174
Приложения 189
- Понятие «личность среднего возраста - участника танцевального коллектива фитнес-клуба»
- Теоретические основы функционирования педагогического процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубах
- Влияние коллектива на создание педагогических условий совершенствования процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубе
- Технологии совершенствования преподавания танцев в фитнес-клубах лицам среднего возраста
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения педагогических условий формирования танцевальной культуры людей среднего возраста в системе фитнес-клубов.
Формирование танцевальной культуры людей среднего возраста можно определить как сферу образовательных услуг (формального и неформального образования) в учреждениях культурно-досугового типа: фитнес-клубах.
Первые фитнес-клубы в России открылись в 90-е годы XX, которые создали по западному образцу. Поэтому специалисты-профессионалы культурно-досуговой деятельности не были представлены в достаточном объеме в этой системе. И в настоящее время, несмотря на возрастающее число лиц среднего возраста в фитнес-клубах, число специалистов культурно-досуговой деятельности владеющих спецификой профессионального мастерства в г. Москве всего 31% от необходимой потребности. Это отражается на воспитании и общей культуре предлагаемых танцевальных программ сформированности коллектива удовлетворенностью участников педагогов, жизнедеятельностью в фитнес-клубе, что помогает оценить результативность деятельности всего коллектива по созданию благоприятного нравственно-психологического коллектива.
Фитнес движение в России еще очень молодо, отсюда проведение досуга людей среднего возраста в фитнес-клубах особенно интересно, ибо оно соединяет в себе педагогику – искусство – физическую культуру. Сейчас самыми популярными в системе фитнес-клубов среди различных категорий населения – лица среднего возраста. Здесь проявляется сильное влияние «моды». Во многом это объясняется тем, что танцевальные программы уникальны. Они не требуют форсированных и тяжелых физических и психологических нагрузок. Природа организма человека устроена так, что ему необходима гармония адаптации к новым условиям. Поэтому актуальна инновационная технология обучения в фитнес-клубах.
Актуален для людей среднего возраста и педагогический фактор - желание получать удовольствие от движения, восполнить дефицит положительных эмоций, антистрессовое влияние танца. Люди среднего возраста – субъекты, способные к осознанию поставленной цели собственного развития.
Актуальна тема диссертационного исследования и тем, что для людей среднего возраста особое значение имеет мотивация. Проведенный анализ показывает, что палитра мотивов чрезвычайно широка: от когнитивных, социальных и эмоциональных.
Наиболее популярна цель – мотив выходить на рефлексивный уровень в своей жизни в соответствии с идеалами. Танцевальная культура способствует расширению круга знакомств, приобретению друзей, творческому успеху у противоположного пола, позволяет людям среднего возраста прикоснуться к современным ценностным ориентациям как системе устремлений личности.
Диссертант считает, что ценностные ориентации как содержательный слой в фитнес-клубе, оснащенном современным оборудованием, позволяют людям среднего возраста осмысленно проводить досуг, продуктивно, на основе педагогических принципов воспитания.
Актуальность проблемы и в том, что люди среднего возраста в основном наблюдают по телевидению высоко художественные проекты как «Танцы со звездами», «Большие танцы», которые собрали огромную зрительную аудиторию.
Проблема состоит в том, что если танцевальные программы «Танцы со звездами» носили праздничный характер для всех категорий населения, то проект «Большие танцы» был адресован молодежи. Люди среднего возраста пассивно наблюдали и участие в подобной деятельности не принимали.
В деятельности фитнесс-клубов острейшие проблемы воспитания и развития людей среднего возраста объективируются социально-культурными процессами, что требует объединения деятельности учреждений культурно-досугового типа, которые в обширной научной педагогической литературе пока рассматриваются чаще всего на уровне констатации проблем.
Следовательно, актуальность нашего исследования определяется противоречиями между:
- возросшей потребностью общества в формировании танцевальной культуры личности лиц среднего возраста в системе фитнес-клубов и отсутствием целостной научно-педагогической, организационной, технологической системы и педагогических условий реализации этой потребности на практике;
- состоянием окружающей среды и наличием эффективных технологий развития креативной сферы личности лиц среднего возраста;
- наличием педагогических условий модернизации форм и методов формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.
Следовательно, научная проблема исследования определяется противоречием между требованиями общества в формировании танцевальной культуры лиц среднего возраста, способных продуктивно осуществлять потенциал и недостаточным теоретическим и технологическим оснащением этого процесса.
Степень научной разработанности проблемы.
Существенная роль в осмыслении совершенствования формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов принадлежит исследованиям в области философии образования, носящим ценностно-смысловой характер.
Осознанием необходимости анализа задач развития хореографического образования в рамках Боллонского процесса занимались Т.Б. Бадмаева, О.Б. Буксикова, Г.В. Бурцева, А.П. Кириллов, Н.Д. Мусина, В.Ю. Никитина, Н.В. Петроченко.
Поэтому методологическая специфика исследования состояла в хореографическом образовании учреждений культурно-досугового типа, что закономерно вскрывает основы педагогики, ее методической разработанности, что во многом определяло влияние смежных сфер - искусствоведения, культурологам.
Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах Н.П. Базаровой, Л.Д. Блок, Б.Я. Брегвадзе, А.Я. Вагановой, Е.П. Валукина, Т.И. Васильевой, Н.А. Вихревой, С.Н. Головкиной, О.В. Жадиной, Р.В. Захарова, М.Ф. Иваницкого, А.П. Кириллова, В.С. Костровицкой, Л.М. Лариной, М.К. Леоновой, В.П. Мей, А.М. Мессерера, Т.Б. Нарской, А.В. Никифоровой, П.А. Пестова, А.А. Писарева, Г.Н. Прибылова, Н.Н. Серебренникова, Н.В. Соковиковой, Н.И. Тарасова, С.С. Холфиной, Л.И. Ярмолович, Н.П. Яценко.
Психолого-педагогическим проблемам преподавания в учебных заведениях, перспективам их развития большое внимание уделено в трудах Ш.А. Амонашвили, С.И. Архангельского, Б.П. Беспалько, В.В. Краевского, вопросам профессионального образования - П.Я. Гальперина, И.Я. Лернера, В.А. Сластенина.
Важнейшим методологическим основанием для хореографического искусства стали труды Э.Б. Абдуллина, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.С. Батракова, В.П. Беспалько, Б.М. Бим-Бада, А.А. Бодалева, В.В. Гузеева, В.А. Кан-Калика, М.В. Кларина, Е.А. Климова, А.В. Мудрика, В.И. Панова и других, сформировавших целостные теоретические представления о специфике организации педагогического процесса в учебных заведениях.
В научной сфере проблемами танцевальной культуры личности среднего возраста занимались: Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. 2-ое изд. - М., 2000; Андрагог в открытом обществе. // Под ред. Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. - СПб., 2000; Ломтева Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. – Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2001; Проблемы формирования андрагогической компетентности специалистов постдипломного образования (Материалы второй международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики, 16-17 апр. 2002, - СПб.: СПбГУПМ. Кафедра педагогики и андрагогики, 2002; Сухобская Г.С. Андрагогический подход в организации постдипломного образования педагогов. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2003; Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых. - СПб., 2000; Никитин Э.М. и др. Андрагогика: история и современность. - М.: АПКиПРО, 2003.
Особую роль и огромное влияние на становление и развитие педагогических условий совершенствования преподавания в фитнес-клубах, представляют труды Жаркова А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. – М.: МГУКИ, 2007; Жарковой Л.С. Мотивационное развитие личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности. Дис. д-ра пед. наук. – М., 1998.; Ариарский М.А., Дуликов В.З., Каргин А.С., Конович А.А., Красильников Ю.Д., Киселева Т.Г., Марков А.П., Моздокова Ю.С., Разлогов К.Э., Садовская В.С., Стрельцов Ю.А., Суртаев В.Я., Титов Б.Г., Триодин В.Е., Чижиков В.М., Ярошенко Н.Н.
Обучение танцам лиц среднего возраста должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и других особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука - андрагогика (от гр. aner, andros - взрослый мужчина, зрелый муж + ago - веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.
В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Часть людей реализуется в молодом возрасте, но большинство раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: «non scholae, sed vitae discimus» - « учимся не для школы, а для жизни». Поэтому исследования воздействия педагогической культуры танца на внутренний мир лиц среднего возраста особенно актуально.
Объект исследования – процесс формирования танцевальной культуры у людей среднего возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что для повышения эффективности процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов, необходимо внедрить научную концепцию профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном и активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культурно-досугового типа, в том числе и фитнес-клубов.
Цель диссертационной работы состоит в определении основных направлений, теоретических положений совершенствования процесса создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов и внедрении их в практику.
Цель исследования определила следующие задачи:
- проанализировать понятие «личность среднего возраста – участника танцевального коллектива фитнес-клуба, рассмотреть ее коммуникативные качества, креативность, оздоровление организма с учетом андрагогических особенностей людей, мотиваций посещения занятий танцами;
- рассмотреть процесс становления и развития фитнес-клубов в России;
- разработать теоретические основы функционирования педагогического процесса формирования танцевальной культуры у лиц среднего возраста в системе фитнес-клубов, которая влияла бы на формирование танцевальной культуры;
- определить основные направления создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов;
- раскрыть значение культурно-досуговой среды и коллектива как важнейших факторов создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста;
- выявить педагогические условия оптимизации технологий совершенствования преподавания танцев и апробировать результативность развития творческих свойств личности среднего возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ опубликованных источников по проблемам преподавания хореографических дисциплин в учреждениях культурно-досугового типа проблем современной хореографической педагогики, современных идей и научно-педагогических подходов;
- педагогическое моделирование учебного процесса в фитнес-клубах;
- опытно-экспериментальные методы: наблюдение, экспертные оценки, собеседования, метод проблемно-творческих заданий, количественный статистический анализ полученных результатов.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые данная тема была рассмотрена в педагогической науке. Это доказано:
- выявлением потенциала совершенствования процесса создания педагогических условий формирования танцевальной культуры у лиц среднего возраста;
- определением системы педагогических условий личности среднего возраста в процессе преподавания танцев в фитнес-клубах;
- раскрытием критериев, характеризующих современное состояние обучения танцу в фитнес-клубах, заключающихся в недостаточном раскрытии культурного и творческого потенциалов участников хореографических коллективов; недостаточной их мотивированности к учебно-творческой деятельности и понимания своего призвания к хореографическому творчеству;
- научным обоснованием педагогических условий совершенствования учебно-творческого процесса в фитнес-клубах;
- анализом, заключающимся в многоаспектном рассмотрении личностно-психологических качеств личности среднего возраста, индивидуальном его мотивировании, включении оптимальных педагогических условий, стимулировании его творческого потенциала;
- разработкой модели совершенствования процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в настоящем исследовании:
- раскрыты новые теоретические положения по совершенствованию педагогических условий формирования танцевально культуры личности среднего возраста в системе в фитнес-клубов;
- доказана теоретическая значимость научной концепции ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к совершенствованию педагогических условий формирования личности среднего возраста;
- расширено теоретическое представление о личности среднего возраста в системе педагогических задач совершенствования педагогических условий формирования танцевальной культуры в системе фитнес-клубов;
- разработаны теоретические принципы внедрения научной концепции ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода как наиболее эффективного способа совершенствования педагогических условий формирования культуры танца у лиц среднего возраста;
- сформулированы педагогические условия адаптации лиц среднего возраста в процессе формирования танцевальной культуры за счет оптимизации содержания, форм, средств и методов как важнейших детерминантов технологического процесса;
- теоретически обоснована педагогическая модель совершенствования педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.
Практическая значимость исследования заключается в применимости его результатов в фитнес-клубах, системе повышения квалификации преподавателей и специальных учебных заведениях хореографического профиля, учреждениях дополнительного образования детей и учреждениях социально-культурной сферы.
Положения, выводы и результаты исследования могут быть использованы преподавателями в процессе подготовки учащихся хореографических училищ и в вузах культуры и искусств.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются выбором доказательной базы и научной методологии, использованием комплекса современных методов педагогического исследования, адекватных его целям и задачам, опорой на принципы личностно-деятельностной методологии педагогики, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью данных, полученных в результате статистической обработки материалов опытно-экспериментальной работы.
Апробация работы осуществлялась в следующих формах:
- в выступлениях автора на семинарах и научно-практических конференциях, проводимых Московской государственной академией хореографии: «Актуальные вопросы образования в сфере культуры и искусства» (2-я межвузовская научно-практическая конференция 21-го апреля 2011 г.); III Межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные вопросы образования в сфере культуры и искусств (16 апреля 2012 г., Москва);
- публикациях тезисов, статей;
- в процессе обмена педагогическим опытом на международных смотрах, конкурсах, фестивалях, семинарах: Международный конкурс «Midanza dance idol» (2011), Международный фестиваль хореографических училищ и школ в г. Казани (2012);
- в процессе преподавания танцев в фитнес-клубах;
- диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защиту кафедрой культурно-досуговой деятельности Московскою государственного университета культуры и искусств.
База исследования – «Мисс фитнес»- Сокольники – Марьино, «Марк Аврелий»- фитнес клуб- Измайлово, «Планета фитнес» - Балашиха, ТСК «FreeStyle» Танцевально-спортивный клуб, ТСК «726» Танцевально-спортивный клуб, ФОК «Атлант-Гольяново» Физкультурно-оздоровительный комплекс
Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе создания оптимальных педагогических условий формирования танцевальной культуры в фитнес-клубах.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2012 гг. в три этапа.
На первом этапе (2008-2009 гг.) была сформулирована тема исследования, выбраны ее основные теоретические приоритеты, был осуществлен сбор литературы по теме. На этом же этапе была определена методика опытно-экспериментальной работы в фитнес-клубах. Проводилась начальная часть опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2009-2012 гг.) осуществлялась работа над теоретическим материалом, совершенствовалась разработка путей совершенствования методики опытно-экспериментальной работы. Была написана основная часть теоретических материалов по теме диссертационного исследования, легших в основу первой главы диссертации. На этом же этапе осуществлялась часть работ по педагогическому эксперименту с экспериментальной группой по совершенствованию педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.
Проводилась опытно-экспериментальная работа по совершенствованию педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.
Проведенный диагностический этап эксперимента был связан с продолжением изучения литературы, проведением анкетирования по выявлению мотивации занятий танцами с лицами среднего возраста в фитнес-клубах.
Формирующий этап педагогического эксперимента предусматривал проверку рабочих гипотез, а также педагогических условий и конкретных технологий обучения по формированию танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.
Апробирована «Методика преподавания танца в системе фитнес-клубов» в трёх фитнес-клубах Москвы. Велось наблюдение за развитием коммуникативных качества людей среднего возраста в экспериментальных группах.
Проведена обработка и оформление проведённого анкетирования по анализу «Мотивации занятий танцами лицами среднего возраста в фитнес-клубах».
На третьем этапе (2013 г.) осуществлялось оформление результатов формирующего этапа эксперимента в экспериментальной и контрольной группах лиц среднего возраста в фитнес-клубах. Построение и расчёт диаграмм и таблиц, демонстрирующих количественные соотношения полученных данных.
Разрабатывалась модель педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов», влияющая на формирование коммуникативных качеств.
Положения, выносимые на защиту:
1. Танцевальная культура личности среднего возраста в системе фитнес-клубов требует обеспечения процесса создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.
2. Важнейшими качествами лиц среднего возраста являются целеустремленность и мотивация, наличие творческих качеств, работоспособность, ответственность при выполнении заданий. Развитие данных личностных качеств обеспечивает формирование танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.
3. Ведущим педагогическим условием формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов является раскрытие личностных качеств участников коллектива, развитие их мотивированности на учебно-творческую хореографическую деятельность, что определяет необходимость включения в систему фитнес-клубов.
4. Научная концепция о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в фитнес-клубе. Эта научная концепция является методологическим основанием исследования, ориентированного на развитие личностной мотивированности лиц среднего возраста, стимулирование их самостоятельности и инициативности в освоении материала, развитие творческого потенциала, что является наиболее адекватным базисом совершенствования педагогических условий формирования танцевальной культуры лиц среднего возраста.
5. Совершенствование педагогических условий формирование танцевальной культуры лицам среднего возраста в системе фитнес-клубов предусматривает предоставление им возможностей инициативного сознательного включения в организацию и содержание занятий, смыслов жизнедеятельности, расширения самостоятельности в аспекте проявления собственных творческих способностей, изыскание средств и способов выявления личностных мотиваторов участников коллективов к саморазвитию в хореографической деятельности и стимулирование их естественного стремления к достижению танцевальной культуры.
6. Реорганизация учебно-творческого процесса в фитнес-клубах на основании научной концепции требует новых авторских обучающих технологий, включающих в себя эмпатию к участникам танцевального коллектива, способность к выявлению их мотивов, настроений, отношения к учебной и творческой деятельности, и использования полученного опыта в педагогических условиях формирования танцевальной культуры личности участника.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Понятие «личность среднего возраста - участника танцевального коллектива фитнес-клуба»
В первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре (лицо - персона (persona), маска -рус. «личина»).
Поэтому в древнегреческой философии личность не рассматривалась вне общины, вне понятия жизни. А. Бергсон рассматривал жизнь как категорию в философии, а сущность жизни понимал как длительность. «Жизнь в целом - это некая целостность дления бытия. Жизнь вообще - это некий метафизическо-космический процесс, «жизненный порыв», своего рода могучий поток творческого формирования. Жизнь - это такой целостный творческий порыв бытия, дление которой радикально отличается от материи и от духа в бытии, которые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни вообще в непрерывном воспроизводстве самой себя и творчестве новых форм»1. А человек - явление не только психологическое, но и социально-историческое. Уже само обособление человека от природы и развитие у него сознания есть исторический процесс. С исторической точки зрения человек выступает самостоятельным, принадлежащим к более обширному целому продуктом. Уже в Античности несовпадение реального поведения человека и его «сущности» было предметом многолетних исследований.
В античной философии личность выступала как отношение к миру, как особая сущность, «индивидуальная субстанция» рационального характера (Боэций), синоним нематериальной души. В философии Нового времени личность понимается как отношение к самой себе. Понятие «личность» фактически сливается с понятием «Я», тождество личности усматривается в её сознании. Человек, по Канту, есть личность благодаря самосознанию, которое отличает ее от животных и позволяет свободно подчинять своё «Я» нравственному закону. Все значительные послекантовские философы - И. Фихте, Шеллинг, Гегель, С. Кьеркегор, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шеллер, Ж-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю - по-своему разрабатывали проблему понятия «личность».
В ходе исторического развития философии уточнялись прежде всего различные аспекты понятия личности. Изучались биологические и социальные аспекты, степени свободы личности по отношению к природе, обществу и самой себе. Однако эти аспекты не были чётко разграничены. Философы личность и общество в основном сопоставляли и противопоставляли. Личность рассматривалась как продукт социальной или биологической среды, а с другой - волюнтаристское понимание личной свободы как произвола, отрицающего естественную и историческую необходимость. Гораздо важнее, что личность оказывалась «либо абсолютным демиургом-творцом, либо трагически страдающим началом, гибнущим под натиском безличных сил (романтики)»2.
В философии понятие «личность» сводится к вопросу о том, какое место занимает человек в мире, причём не только чем он фактически является, но и «...чем человек может стать, то есть, может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь»3.
Значительный вклад в разработку понятия «личность» внесли отечественные философы B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, С.Л. Выготский, Ф.В. Константинов, М.К. Мамардашвили, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, И.И. Резвицкий, В.П. Тугаринов.
Психологические исследования личности в основном изучали общевозрастные закономерности в развитии взрослых людей, нормативность изменений личности в возрастных границах Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Бершедова, Б.С. Братусь, В.А. Ганзен, Л.А. Головей, Э.Ф. Зеер, Н. Коуэн, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Моргун, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова, Э.Э. Сыманюк, Н.Ю. Ткачева, Г. Томе, Д.И. Фельдштейн и др. Поэтому возрастное развитие личности взрослого человека в контексте нашего исследования как нормативный процесс, имеющий общевозрастные свойства. Однако единых детерминантов развития личности в возрастном аспекте как нормативного явления, изменяющегося в этом направлении, пока не найдено.
Поэтому актуальность нашего диссертационного исследования обусловлена существующей поляризацией современных методологических подходов к пониманию природы и сущности личности, специфики ее возрастных периодов.
Продолжая анализ понятия «личность», следует выделить фундаментальный труд основоположника прагматизма, У. Джемса «Психология», который считал: «Понимая слово личность в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три части в отношении:
1. Ее составных элементов.
2. Чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка).
3. Поступков, вызываемых ими (забот о самом себе и самосохранения).
Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса:
1. Физическую личность.
2. Социальную личность.
3. Духовную личность.4
В контексте нашего диссертационного исследования здесь раскрыты две сферы личности: мыслительная, поведенческая.
Интересна для нашего исследования позиция М.К. Мамардашвили: «Личность - это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бы сказал так, что личность - это «крупная мысль природы». Самонастраиваемость ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших ориентиров... Понимаете, ведь главная страсть человека - это быть, исполниться, состояться»5.
Как видим, понятие «личность» имеет разные значения. В философии появилось даже специальное направление о личности - персонология (от лат. persona - личность) - экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности верховной личности - Бога.
Персонализм возник в конце XIX века в России и США, затем в 30-х гг. XX века - во Франции и других странах. В России идеи персонализма развивали Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, И.О. Лосский, С.Н. Булгаков, А. Белый, Вяч. Иванов и другие.
Персонология стремится научно обосновать понимание человеческой индивидуальности (личности), применяя различные исследовательские стратегии.
Концептуальное значение личности включает широкий спектр внутренних психических процессов, обуславливающих особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. Теории личности порой кардинально различаются между собой. Отсюда, нет до сих общепринятого мнения о том, какая теория в изучении личности наиболее эффективна для объяснения основной линии поведения человека. Сегодня ученые склоняются к альтернативным теориям, описывающим личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющим различия между людьми. И.Т. Фролов считает, что индивид - это биологическая характеристика человека со всеми его индивидуальными биологическими отличиями: цветом глаз, волос, количеством родинок и т.п. Как индивид человек включен в род и с научной точки зрения непознаваем; индивидом не занимается ни наука, ни философия. Но человек как личность есть неповторимая единица, не как единица материальная, биологическая, а как единица свободная, прежде всего, свободно творящая, свободно действующая6.
Теоретические основы функционирования педагогического процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубах
Теоретическими основами функционирования педагогического процесса в фитнес-клубе является дидактика, которая представляет собой «теоретический стержень» педагогики. Основными вопросами, которые стоят перед педагогикой, являются: «чему учить?» и «как учить?» в фитнес-клубе.
Формально дидактика (от греч. didaktikos - поучающий) определяется как отрасль педагогики, исследующая научные основы образования и воспитания. Дидактика характеризуется как теория обучения, наука о способах и методах педагогического процесса приобретения знаний, умений и навыков личности. Актуальным для нашего исследования является указание на необходимость организации педагогических условий для передачи знаний, которые реализуются в ходе функционирования педагогического процесса в фитнес-клубах.
В контексте нашего исследования велика роль дидактики и в разработке «технологий», позволяющих наиболее полно раскрыть процессы воспитания и обучения в фитнес-клубе. В фитнес-клубе термин «педагогический процесс» используется в двух значениях: как результат процесса обучения, что выражается в формировании у людей среднего возраста системы знаний, умений и навыков, и как результат становления и развития личности участника танцевального коллектива, входящего в контекст культуры под профессиональным руководством педагогов.
Дидактика определяет содержание, формы и методы учебно-творческого процесса в танцевальном коллективе фитнес-клуба. Квалифицированное (или компетентное) использование принципов теории обучения (дидактики) лежит в основе труда педагога при построении плана занятий, при разработке структуры урока (занятия), которая бы стимулировала творческую активность участников танцевального коллектива, заинтересовывала их и тем самым позволяла добиваться высоких результатов в овладении танцевальной культурой.
Отсюда, дидактические положения в сочетании с целями и методами воспитательной работы создают основы для профессионального педагогического процесса в фитнес-клубе.
В.М. Кроль считает, что «с современной культурно-антропологической точки зрения понятие «образование», с одной стороны, трактуется как часть культуры, обеспечивающая ее выживание и развитие, с другой - как часть культуры, в рамках которой человек получает знания и воспитание»44.
Теория воспитания складывалась веками для обслуживания реально-практического целенаправленного формирования личности, начиная с раннего детства, чтобы передать накопленный опыт достижений культуры, в контексте которой и осуществляется педагогический процесс. Теории воспитания накопили обобщенное представление о процессе становления человека, его взросления, обретения им множества социальных ролей. Передовой, современный педагог, осуществляя необходимое влияние на взрослых, способен на основе теории дидактики оказать людям среднего возраста педагогическую поддержку для вхождения в современную культуру. Общество уполномочивает педагога-профессионала оказать соответствующую помощь при целенаправленном профессиональном руководстве педагогов организованной жизнью участников танцевального коллектива.
Введение лиц среднего возраста в контекст современной культуры возможно только при организации оптимальных педагогических условий.
Поскольку культура существует благодаря своему постоянному воспроизведению, а к тому же, в силу динамичности культуры, ее достижения умножаются, то организованное введение лиц среднего возраста в современную культурную жизнь может быть произведено только в ходе совместной деятельности с педагогом, которые вместе совершают восхождение к высотам культуры на каждом занятии.
Поэтому теоретическими основами функционирования педагогического процесса в фитнес-клубе является целенаправленно организуемые педагогами-профессионалами педагогические условия развития лиц среднего возраста как субъектов, способных жить в авангарде данного состояния культуры.
Педагогика возникла изначально как попытка установить общие закономерности и правила воспитания детей, потом, с развитием цивилизации и научно-техническим продвижением, когда проблема передачи детям научных знаний стала разрастаться в своих масштабах, педагогику оккупировала теоретическая составляющая - дидактика, оттесняя исходные позиции субъектов в отношении ребенка как личности.
Сегодня ученые констатируют, что при изучении педагогического процесса необходимо опираться на дидактику.
Объектом педагогического процесса в танцевальном коллективе фитнес-клуба является формирующаяся личность, как развивающаяся в своей автономии индивидуальность и как субъект, способный к осмысленным отношениям с педагогом. В контексте нашего исследования к творческим основам функционирования педагогического процесса в фитнес-клубе относятся принципы дидактики.
При этом все принципы дидактики очень тесно связаны друг с другом и в этом смысле образуют некую целостную систему из взаимно дополняющих принципов. Основу педагогического процесса составляет принцип научности, который проявляется в научно обоснованном построении процесса передачи и освоения знаний, умений и навыков, что означает адекватность процесса обучения психологическим характеристикам участникам танцевального коллектива лицам среднего возраста. А задача педагогического процесса, построенного на психологических закономерностей восприятия и мышления, дает возможность участникам танцевального коллектива, лицам среднего возраста полнее проявить свой творческий и культурный потенциал.
Следующим принципом дидактики являются преемственность и последовательность, которые отражают идеи логики процесса обучения. Именно дидактическая актуальность принципов преемственности и последовательности изложения материала во многом определяет специфику функционирования педагогического процесса различных авторских танцевальных школ, существующих в фитнес-клубах.
Принцип доступности изложения учебного материала в танцевальном коллективе является одним из наиболее важных в педагогическом процессе. Несоблюдение принципа доступности может нарушить первичную, исходную заинтересованность участников танцевального коллектива, лиц среднего возраста фитнес-клуба.
Принцип сознательности в педагогическом процессе связан с наличием мотиваций и развитых волевых качеств участников танцевального коллектива. Такие мотивации, как стремление занять соответствующее положение в обществе, быть востребованным специалистом, иметь хорошее материальное положение. Мотивы следует развивать и формировать в ходе самого педагогического процесса.
Как считает В.М. Кроль: «Системная реализация всего комплекса дидактических принципов призвана на практике создавать условия для высокоэффективного обучения, проходящего с использованием максимальных интеллектуальных, творческих, мотивационных и эмоциональных возможностей каждой личности. Именно этот эффект представляет собой важнейший критерий наличия в коллективе педагогов и учащихся атмосферы творчества. Возможно, именно наличие такой благоприятной атмосферы является одним из необходимых факторов существования «творческой школы», которая, как и «научная школа», создает эффект многократного усиления способности и результатов деятельности отдельных людей»45
Влияние коллектива на создание педагогических условий совершенствования процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубе
Изучением процесса формирования личности в коллективе занимались представители разных наук - психологии, социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности любого возраста обусловлено характером взаимоотношений с другими людьми в коллективе.
Впоследствии она нашла продолжение в трудах психологов и педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В. Петровский.
В отечественной истории изучению роли коллектива в формировании личности придавалось большое значение.
Появилось большое число новых подходов к определению факторов развития личности в коллективе. Значит, изучение роли коллектива в формировании личности остается актуальным и в современных условиях.
Ценность опыта крупнейших педагогов-хореографов (Р.В. Захарова, Л.М. Лавровского, Н.И. Тарасова, М.Т. Семеновой, М.В. Васильевой-Рождественской, Т.С. Ткаченко, В.Д. Тихомирова, А.А. Лапаури) состоит в том, что в нем отчетливо прослеживается акцент на первичность развития личности по отношению к развитию техники танца, что позволяет определить педагогическую деятельность как предвосхищающую, как развивающее обучение лиц среднего возраста.
Коллектив (от лат. collectifious - собирательный) представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого нет. Коллективом зачастую называют группу, совокупность людей, объединенных единой целью, совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. Согласно такому определению, различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы. В течение своей жизни личность среднего возраста может одновременно являться членом нескольких коллективов.
Танцевальным коллективом в фитнес-клубе называют группу людей, объединенных общими целями и задачами, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В каждом танцевальном коллективе формируется особый тип межличностных отношений, сложившийся не только в совместной деятельности, но объединенный ценностными ориентациями участников.
Диссертант проанализировал все теории коллектива, в качестве ведущей избрал организацию людей среднего возраста, где с одной стороны, развитие личности зависит от развития коллектива, его структуры, уровня, системы сложившихся внутренних отношений, а с другой, - от активности участников танцевального коллектива, когда уровень их физического и умственного развития, возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие танцевального коллектива на лиц среднего возраста. Следовательно, развитие личности среднего возраста коллектива понимается как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы.
Управлять танцевальным коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания лиц среднего возраста с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективней, чем полнее учитываются особенности танцевального коллектива и возможности его участников к самоуправлению. Управление танцевальным коллективом -это два взаимообусловленных процесса. Это:
- сбор информации о танцевальном коллективе и его участниках;
- организация адекватных его состоянию воздействии, имеющих целью улучшить атмосферу в танцевальном коллективе и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного участника;
- оптимизация управления танцевальным коллективом, которое связано с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и лиц среднего возраста в системе коллективных отношений и уровня танцевальной культуры.
Это достигается следующим образом:
- использованием комплекса педагогических воздействий на танцевальный коллектив;
- постоянной и многосторонней заботой членов танцевального коллектива друг о друге в повседневной жизни;
- созданием педагогических ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному воздействию на отдельных членов;
- расширением функций самоуправления танцевальным коллективом.
Доброжелательный стиль работы - залог успеха. Если ставить целью эффективность усвоения материала участниками (что определяет успех тренера у группы), то тренер должен быть очень внимательным к тому, что происходит в группе. Создавать непринужденную, поддерживающую атмосферу в группе. Тренеру необходимо все время замечать взаимосвязь между тем, что делает он, как реагирует на это группа, и что в связи с этим делает он. Так же важно помнить историю самой группы, если это долгосрочная группа. Какие-то отношения или случаи в группе, случившиеся в прошлый раз, могут влиять на то, что происходит сейчас.
Конфликтная ситуация может сложиться объективно помимо воли и желания потенциальных противоборствующих сторон. В ложном конфликте объективная конфликтная ситуация вообще отсутствует. Между субъектами нет видимых противоречий, но, тем не менее, стороны ощущают напряженность взаимоотношений и постепенно втягиваются в противоборство.
Ложное восприятие возникает в результате неправильного истолкования слов и поступков других. Это восприятие вызывается различными причинами: двусмысленностью сообщения; возможными искажениями первоначального смысла; завышенными ожиданиями. Исследователи отмечают, что в определенных обстоятельствах вполне безобидный вопрос или комплимент могут восприниматься как оскорбление. Различия в интерпретации чужих поступков во многом определяются различиями культурных, религиозных, моральных норм. Фитнес-клубы посещают различные люди, но на 80% - это женская аудитория, что способствует возникновению конфликтов.
Вообще, «конфликтология («conflictology», от лат. «conflictus» + логия) - наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня»72.
«Существует несколько возможных стратегий поведения и соответствующих вариантов действий, направленных на ликвидацию конфликта. Это: избегание, принуждение, сглаживание, компромисс, целеполагание»73. Остановимся подробнее на каждом из них.
1. Избегание, уклонение - слабая напористость в сочетании с низкой кооперативностыо. При выборе этой стратегии действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем. Воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции, переводя разговор в ответ на предъявленные требования или обвинения в другое русло, на другую тему. Такая позиция тренера в фитнес-клубе малоэффективна, хотя и возможна из-за преобладания женщин в составах групп. Здесь важно просто не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.
Такая стратегия предполагает также тенденцию не брать на себя ответственность за решение проблем, не видеть спорных вопросов, не придавать значения разногласиям, отрицать наличие конфликта, считать его бесполезным. Это, конечно, недопустимо со стороны преподавателя.
Технологии совершенствования преподавания танцев в фитнес-клубах лицам среднего возраста
Технологии преподавания этого направления подразумевают работу с группой взрослых людей среднего возраста, хотя дополнительные, индивидуальные занятия возможны и даже необходимы, но, как правило, на втором этапе обучения.
Для сохранения и укрепления создаваемой группы педагогу необходимо следовать следующим правилам:
практиковать быстрое разучивание простых композиций (схем) из несложных фигур с незамысловатым ритмом;
уметь очень деликатно поправлять ошибки учеников;
создавать непринужденную, поддерживающую атмосферу в группе;
уметь легко переключаться на другую тему в работе в точке трудности, тем самым сохраняя уровень энергии в группе, или красиво выходить из точки трудности.
При организации такой группы огромное значение имеет, конечно, и имидж педагога, стиль одежды и общения, стиль самопрезентации, технический и эстетический уровень помещения (зала), набор дополнительных услуг (возможность выбора танцевального направления, тренажёрный зал, душ или сауна, продажа танцевальной музыки или бар). И, конечно, уровень рекламной кампании при наборе учеников-клиентов.
В технологии преподавания такой группы преобладают следующие приемы:
Во-первых, обучение строится от целого к частному. Сначала важно разучить общий рисунок фигуры, а затем, на следующих этапах работы постепенно выверяем линии, технику, детали, силовую нагрузку (биомеханику).
Во-вторых, все объяснения технических действий опираются не на биомеханику движения, а на артистический образ, объяснение роли, характера партнера или партнерши.
В-третьих, следует предостеречь от такого распространенного среди тренеров приёма, как «требовать». Например, требовать красивые линии, это, может, и оправдано с детьми, но не со взрослыми.
Педагог в такой группе воспринимается участниками, как правило, как заказной маэстро, который за плату исполняет желания группы (но не любые желания, конечно). И на это необходимо ориентироваться прежде всего при подборе тренировочного материала. Выяснить, какая цель у участников: научиться свободно двигаться, не комплексовать, похудеть, просто весело провести время. Тогда именно этими задачами и занимается педагог. Будьте правдивы и откровенны в своей рекламе, точно определите, что вы можете предложить, а что - нет.
Важно четко осознавать для себя, до какой степени, грани вы можете позволить себе дойти при оказании этих танцевальных услуг, до какого обращения к себе, каких взаимоотношений с клиентами. «Какую долю информации о себе вы можете поведать, оставаясь в безопасной для себя зоне. Важно точно знать границы, нарушение которых для вас неприемлемо, и четко их оберегать»84. И тогда вы получите не только удовольствие от работы, но и уважение.
Технология работы с группой начинается с этапа знакомства и определения цели работы, интересов участников данной группы. В разных группах этот этап может строиться по-разному в зависимости еще и от возраста и профессионального уровня участников.
В любом случае целесообразно начинать его следующим образом:
1. Спросите у участников о том, что они уже знают.
2. Оцените их физическую подготовку.
3. Оцените их психологический склад.
4. Постарайтесь осторожно выяснить степень загруженности на работе или дома (и где именно). Это необходимо, чтобы понять, с какой регулярностью будут посещаться занятия в группе.
Во время любого занятия, а в особенности первого, тренер обязан:
обращаться с учениками уважительно, как с состоявшимися личностями;
быть им помощником, а не наставником;
соразмерять скорость обучения со скоростью усвоения учащимися;
не пытаться конкурировать с клиентами.
Для танцоров более низкого (начального) уровня первый этап может быть полностью практическим, с очень небольшими теоретическими отступлениями тренера, направленными на то, чтобы уяснить степень понимания и компетенции в материале, которая присутствует у данной группы клиентов. Но эта теоретическая часть должна быть обязательно. К сожалению, часто педагог вообще не организует эту часть ведения группы, либо организует ее в одностороннем порядке, когда педагог смотрит на участников и делает одному ему понятные и известные выводы, не пользуясь обратной связью с участниками. Под обратной связью понимается любой отклик, сомнение, вопрос, суждение, интерпретация (как интеллектуальная, так и через действие) того материала и на тот материал, который подает педагог. «Иногда из урока педагог устраивает «бенефис» под названием «Я танцую вот так!». Все смотрят, все восхищаются и для всех остается загадкой, что же он на самом деле делает, какие приемы использует для того, чтобы от слов «надо делать так» перейти к уже готовому варианту исполнения»85. Одни участники после такого занятия говорят: «он загадочно талантлив», другие «он просто устроил шоу» из урока, но, как правило, и те, и другие надолго в группе не задерживаются.
Подобное занятие допустимо с целью завлечь как можно большее число клиентов на твой урок (в том числе и на индивидуальные занятия). Но здесь необходимо чувство меры. Ни в коем случае нельзя увлекаться такими «шоу». На этапе знакомства его можно проводить лишь в конце занятия, посвящая этому не более 5% времени урока.
Общепринято мнение, что разминка нужна прежде всего из-за травмоопасности. И это правильно. Смысл заключается в том, что разогретые мышцы могут безопасно растягиваться с большей амплитудой движений, чем холодные. Таким образом, танцор становится более гибким и вместе с этим может минимизировать повреждения, которые могут произойти случайно: при ошибке или если вдруг оступится. Можно добавить, что раскрепощенное и гибкое тело быстрее реагирует и амортизирует случайные падения и неудобные положения, которые не исключены во время выполнения сложного упражнения.
Но, кроме того, разминка нужна, чтобы повысить эффективность тренировки!