Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические и методические основы формирования эстетической культуры подростков 18
1.1. Психолого-недагогические особенности формирования эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива 18
1.2. Эстетический потенциал искусства танца и хорсоїрафни 38
1.3. Эстетическая культура личности современного подростка 62
Глава II. Моделирование процесса формирования эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива 82
2.1. Организационно-педагогические условия формирования эстетической культуры подростков и самодеятельном хореографическом коллективе 82
2.2. Особенности реализации дичностио-орнентированного подходя в формировании эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива 107
2.3. Модель формирования эс готической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива 125
Заключение 1511
Список использованой литературы 155
Приложения 1733
- Психолого-недагогические особенности формирования эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива
- Эстетическая культура личности современного подростка
- Организационно-педагогические условия формирования эстетической культуры подростков и самодеятельном хореографическом коллективе
- Модель формирования эс готической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива
Введение к работе
Актуальность исследования.
Политические потрясения и экономические преобразования, начавшиеся в России на рубеже XX - XXI в.в.. повлекли за собой нежелательные изменения в жизни общества, породили отрицательные тенденции развития социально - культурной сферы, вызвали появление множества проблем в различных областях культуры, искусства и досуга. Поступательное развитие российского общества в значительной мере осложнено обрушившимся на страну мировым экономическим кризисом. Путь к стабильности и прогрессу во всех сферах жизнедеятельности в решающей мере определяется сегодня культурой человека как главного субъекта политических. экономических и социальных преобразований, целенаправленной созидательной деятельности.
Современная социокультурная ситуация в российском обществе отличается своей многосложностью и противоречивостью. Так, многими учеными фиксируются позитивные перемены, связанные с духовным раскрепощением народа, заметной активизацией социально - культурного творчества всё* большего числа слоев и групп населения, расширением жанровой палитры художественного (профессионального и любительского) творчества, проявлением культурных инициатив и движений, ростом ЧИСЛа досугоных объединений и т.п. Модернизационные процессы, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры; средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества. Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга.
4 В то же время усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность её всстернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально - культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.
Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями жизни народа. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса. Если в 1981 г. достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36 % горожан и 23 % сельских жителей, то сейчас 14 и 9 % соответственно. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетических вкус населения. Но существу, культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно - нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормностп.
Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое всё больше удаляется от духовной культуры. Этому но многом способствует кризис-системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально - культурной жизни, улучшение существования и качества человеческой жизнедеятельности [76, с.16].
Для динамичного развития общества, поддержания динамики социально - культурной модернизации необходимо преобладание высокохудожественных эстетических ценностей п идеалов национальной культуры, а не ценностей, навязанных массовой культурой. В XXI столетии Общество, с одной стороны, нуждается в эстетически развитой личности. умеющей понимать, ценить и создавать прекрасное, но с другой - имеет меего ярко выраженная тенденция преобладания рационально- логических способов познания в педагогическом процессе. Такой подход затрудняет духовное развитие подрастающего поколения, так как не развивается эмоционально - чувственная сфера, без которой невозможно полноценное эстетическое развитие личности. В сложившихся условиях проблема формирования эстетической культуры подрастающего поколения, способного испытывать эстетические эмоции, чувства и реалнзовывать эстетический потенциал в мире культуры, приобретет особую актуальную значимость.
Формирование эстетической культуры личности протекает в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере художественного творчества, как профессионального, так и любительского. В частности, хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта молодых людей с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. Данное обстоятельство объясняет значимость танцевального, хореографического творчества, необходимость приобщения молодежи к хореографической культуре. В настоящее время популярность хореографического искусства среди подростков достаточно велика, это проявляется, в частности, в постоянном количественном росте числа танцевальных коллективов и увеличении числа их участников.
Вместе с тем, как показывает практика, наблюдается односторонний подход к организации жизни самодеятельных хореографических коллективов. Во многих случаях они сориентированы исключительно на учебно-творческие занятия или на концертно-исполнительскую деятельность. При этом недооценивается или вовсе игнорируется задача общостетического развития подростков, слабо используются такие испытанные «инструменты воспитания», как традиции самодеятельного коллектива и его культура, впутриколлективные воспитательные акции, личный пример и авторитет педагога - хореографа - непосредственного носителя определённого уровня эстетической культуры.
Отрицательно сказываются на формировании .эстетической культуры подростков искусственно создаваемые, а ТО и откровенно насаждаемые «хореографические новации», которые воспринимаются как отрицание, а иногда и незнание того художественного опыта, который накоплен в конкретном танцевальном коллективе в течение многих лет. Это оборачивается снижением интереса к традиционным танцевальным системам, классическому и народно - сценическому танцам, потерей в хореографических композициях танцевальной образности. бессодержательностью, однообразием, откровенным формотворчеством, особенно в новых современных танцевальных направлениях и течениях -джаз - танце, танце - модерн, фристайле, ХИЛ - ХОЛ, техно и др., которые оказываются наиболее привлекательными для подростков.
Совершенно очевидно, что формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива должно рассматриваться как целостная совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающая непрерывную. педагогически целесообразную организацию внутри коллектив ной жизни и обеспечивающая лидирующие позиции руководителя хореографического коллектива как реального носителя высокой эстетической культуры.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема формирования эстетической культуры личности достаточно широка и многогранна, поскольку исключительно широка и многогранна сфера эстетического. Е6 осмысление потребовало обращения к работам значительного числа авторов, в разнос время изучавших и исследовавших данную проблему применительно к различным областям эстетической деятельности и её субъектам.
Вслед за традиционным для такого рода исследований философским осмыслением проблемы возникла необходимость анализа работ психологов (Л. Л. Бодалев, Л. С- Выготский, Э.Л.Голубева, И.А.Джидарьян, А.Г. Ковалев, Н.С.Мансуров, Б.Д Парыгин, Б.В. Сафропов и др.), поскольку без понимания структурных образований личности, условий и особенностей её формирования, мотивов поведения личности в коллективе было бы затруднительным изучать и анализировать социально- психологические взаимосвязи в базовых хореографических коллективах.
Столь же необходимым было обращение к работам педагогов (Ш.А. Амонашвили, ЇО.К. Бабанскип, B.C. Ильин, ЯЛ. КоменскиЯ А.С. Макаренко, А.А. Мелик - Пашасв, ИЛ. Подласый, Л.Ю. Сироткин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский). Обращение к педагогическим работам позволило нам понять логику воспитательного процесса, уточнить сущность и значение отдельных педагогических явлений, осмыслить закономерности и противоречия, возникающие в процессе обучения, воспитания и развития личности.
Полезными и необходимыми были исследования эстетического характера и содержания, в которых раскрываются предмет и методы эстетики, как науки (Т. Адорно, В. А. Бажанова, ІО.Б. Борев, Н. Гартман, А.В. Гулыга, П.С. Гуревич, Л.Ф. Денисов. М.С. Каган, В.М. Пивоев), сфера эстетической деятельности (СВ. Асенин, Н.А. Бердяев, М.Х. Герандоков,
И.Ф.Гончаров, В.Д.Дранков, И.М. Реморенко, М.Ф.Смолянинов, П.Л.Флоренским)» сущность и содержание эстетической культуры (М. Абдуллаев, П.И. Гаврилюк, A.M. Комарова, И.А. Крылов, В.А. Разумным, Л.И. Уколова. А.Я. Флиср).
Предметный интерес вызвали труды ученых, выводящих педагогические и эстетические теории и концепции на технологический уровень. Это работы, в которых раскрываются сущность и содержание художественно-эстетического образования, эстетического воспитания и развития (В.И. Андреев, И.И. Барабанова, М.Х. Горондоков, В.И. Гладилнни. Т.И. Головко, И.И. Киященко, А.Г. Ковалёв. И.А. О.В. Ларина, Малахова, Л.Г. Павлова, Л.И. Рувнискнй, М.М. Хайруллаева, О.А. Шишов, А.А. Яруллина).
С учетом формата научной специальности, в котором проводилось паше диссертационное исследование, возникла необходимость в изучении научно-методических работ, отражающих социально -культурную проблематику (М.А. Ариарский, ГлМ. Бнрженюк, СБ. Ьрижатова, Н.М. Генова, И.Н. Ерошеиков, Т.Г.Киселёва, Н.Ф.Кудрина, Ю.Д. Красильников. М.Ф.Максюгин, А.П.Марков. Н.В.Серегин, Б.А.Федулов, В.В.Туев, Р.Г. Салахутдинов, Д.В. Шамсутдинова, Н.Н. Ярошенко), и / или раскрывающих вопросы теории и методики культурно - досуговои деятельности (Г.А..Аванесопа, Г.Г. Волощснко, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Е.М. Клюско, В.Е. Новаторов, В.М. Рябков, Н.И. Смирнова. Ю.А. Стрельцов, В.Я.Суртаев, В.Е. Триодип, Г.НФролова). І Іроблсма формирования эстетической культуры подростков средствами танца И хореографии в условиях самодеятельного хореографи чес кого коллектива исследовалась Нами с учетом выводов и рекомендаций, содержащихся в научно-методических работах ученых и преподавателей ряда российских вузов культуры и искусств - педагогов и хореографов (М.С. Боголюбская, В.Е. Боровик, Л.В. Бухвостова, Д.М. Генкин, B.C. Гончарова, О.А. Горобчук, Г.ІІ. Гусев, И.В. Дареяская В.П.
Догасв, Л.С. Каргин, II.B. Кипрушева, Г.В. Майср, Л.Я. Николаева, А.Ф. Родин. Е.И. Смирнова, С.Н.Темлянцева, В.Ф.Чабаниый и др.)
1 Іесмотря на широту и разнообразие привлеченных нами источников, огромную ценность и полезность изученных теоретических и научно-методических работ, ни одна из них не раскрывает в необходимой мере затронутой нами проблемы, не отражает сегодняшнее состояние практики формирования эстетической культуры подростков средствами танца и Хореографии в условиях самодеятельного коллектива.
Осуществлённое нами исследование позволило выявить ряд противоречий: между необходимостью эстетизации жизни современного обшества и отсутствием отлаженной системы формирования эстетической культуры подрастающих поколений; между полиаспектностью и многообразием эстетических явлений и сфер эстетической деятельности (учеба, труд, быт, спорі, общение с природой, художественное творчество и др.) и стремлением свести содержание эстетической культуры исключительно к общению с искусством; - между социальной потребностью а приобщении личности к художественному творчеству и недостаточной разработкой технологии эффективного использования отдельных видов искусства, в частности, танца и хореографии, в качестве средств формирования эстетической культуры подростков;
Таким образом, проблема исследования состоит в выявлении условий и факторов формирования эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанность рассматриваемой проблемы определили тему диссертационного исследования: «Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива».
10 Объект исследования: развитие эстетической культуры личности в условиях досуга.
Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива
Цель исследования: разработать и внедрить модель формирования эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
Гипотеза исследования: эффективность формирования эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива может быть существенно повышена, еелн: выявлены психолого-педаї отческие особенности формирования эстетической культуры подростков; раскрыт формирующий потенциал танцевального искусства и хореографии в развитии личности подростка; обоснованы организационно-педагогические условия развития хореографического коллектива в условиях любительского художественного творчества; - сконструирована модель формирования эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива. - внедрена программа художественно-эстетического развития подростков с учетом особенностей формирования эстетической культуры в условиях коллективного художественного творчества.
Задачи исследования:
1. Выявить пснхолого-педагогичсскис особенности формирования эстетической культуры подростков.
2. Определить формирующий потенциал танцевального искусства и хореографии в развитии личности подростка.
3. Обосновать организационно-педагогические условия развития хореографического коллектива в условиях любительского художественного творчества.
4. Разработать модель формирования эстетической культуры в условиях самодеятельного коллектива.
5. Внедрить программу художественно-эстетического развития подростков с учетом особенностей формирования эстетической культуры в условиях самодеятельного коллектива.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: - на философском уровне: учение о гармоническом и всестороннем развитии личности, путях и средствах формирования ее эстетической культуры (А.И. Арнольдов, Н.А. Бердяев, А.Я. Флиср, П.А. Флоренский и др.); - на общенаучном уровне: природа эстетического, сущность и содержание эстетического воспитания (Ю.К. Баба некий, Ю.Б. Борев, Т.И.Ильина, MX. Герондоков, И.И. Киященко, М.С. Каган, В.М. Пивосв и др.); - на конкретно-научном уровне: история и теория соцнадьно- культурной деятельности (М.А. Ариарский, СБ. Брнжатова. Д.М. Геикин, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильннков, В.М. Рябков, В.Е. Триодпн Н.Н.Ярошенко и др.); методика и организация самодеятельного художественного творчества (А.С. Каргин, Е.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, Г.И. Фролова и др.); технология социально-культурной деятельности (Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Е.Л. Кудрина, А.П. Марков. Д.В. Шамсутдинова); методика работы в хореографическом коллективе (Л.В. Бухвостова, Г.П. Гусев, В.Ф. Чабаннын и др.).
В процессе работы над диссертацией нами использовались следующие методы исследования: общенаучные методы познания — обобщение и систематизация, сравнение и сопоставление, системный поході и анализ, классификация и моделирование, построение теоретических и
12 гипотетических положений; методы социологического исследования — интервью, письменный опрос, контент - анализ деловой документации Я материалов прессы; пснхолого-педагогические методы - беседа, включенное наблюдение, опытно - экспериментальная работа, тестирование, анализ сочинений подростков - членов самодеятельных хореографических коллективов и др.
Эмпирическую базу исследования составили: научные труды, соответствующие теме диссертационного исследования - психология и педагогика, эстетика и теория социально-культурной деятельности, теория и история хореографического искусства; литература, посвященная теории и методике организации самодеятельного творчества; учебно-методические пособия и статьи, отражающие содержание и особенности работы с подростками в условиях любительского творчества; учебно-методические программы и рекомендации, разработанные федеральными и региональными научно-методическими центрами народного творчества; периодические издания разных лет, содержащие полезные материалы по проблемам социально - культурной и культурно - досуговой деятельности, развития самодеятельного художественного творчества; материалы проведенных автором бесед, интервью; подготовленные подростками сочинения, творческие дневники и характеристик! і; атрибуты информации и рекламы: буклеты, афиши, программы концертов с участием самодеятельных хореографических коллективов; программы и тезисы научных конференций, семинаров; программы курсов повышения квалификации педагогов - хореографов;
13 личная педагогическая деятельность диссертанта и качестве преподавателя кафедры хореографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского и педагога - репетитора Центра современной хореографии (г.Омск).
База исследовании включает: Центр современной хореографии при Областном молодежном Центре «Химик» (г. Омск), танцевальный ансамбль при Дворце искусств «Сибиряк» (г. Омск) и самодеятельные хореографические коллективы, работающие на базе районных домов культуры Усть-Ишимского и Марьяновского районов Омской области. Кроме того, для проведения мастер-классов по проблемам формирования эстетической культуры подростков использовались ресурсы кафедры хореографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2005 по 2010 гг. и проходило в три этапа.
Первый этап (2005-2006 гг.) - поисковый. На данном этапе изучалась философская, культурологическая. социологическая, психологическая литература по теме диссертации; исследовался совокупный практический опыт государственных учреждений культуры и работающих на их базе хореографических коллективов; делалось это с целью определения основных направлений, содержания и форм формирования эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
Второй этап (2007-2008 гг.) - организационный: осуществление длительного включенного наблюдения и опытно-экспериментальной работы. На этом этапе систематически осуществлялся отбор эмпирического материала, проводились локальные и фронтальные исследования в действующих хореографических коллективах, осуществлялась непосредственная педагогическая работа в базовых учреждениях и продолжительное включенное наблюдение. Параллельно велась разработка теоретической струкіурно-функпионлльпой модели формирования эстетической культуры в условиях самодеятельного коллектива.
ТрвТВЙ этап (2009—2010 и.) — обобщающий: проведены обработка и систематизация теоретических и экспериментальных данных. сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации, что нашло системное отражение в ряде изданных печатных работ, в выступлениях па различного уровня научных конференциях. Выполнено литературное оформление диссертации.
Шумная новизна исследования состоит втом, что: - выявлены психолого-педагогичсскнс особенности обучения, воспитания и развития личности в подростковом возрасте в условиях самодеятельного хореографического коллектива; - раскрыт развивающий эстетический потенциал искусства танца в условиях любительской художественно-творческой деятельности, и обоснованы связующие процессы творческой деятельности подростков в самодеятельном хореографическом коллективе: определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование эстетической культуры подростков - участников хореографического коллектива: разработана модель формирования эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
Теоретическая значимость исследовании состоит в том, что: уточнено содержание понятий «эстетическое воспитание», «эстетическая культура», «эстетическая деятельность» в условиях самодеятельного хореографического коллектива; - обоснованы особенности реализации личностно-ориентированного подхода в формировании эстетической культуры в самодеятельных хореографических коллективах; - определены критерии и уровни сформированное!?! эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореофафического коллектива.
Практический ЗНАЧИМОСТЬ исследовании заключается в том, что теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, полученные в процессе исследования результаты обеспечивают педагогои-хореографов сферы любптельскої о художественного творчества И дополнительного образования научно обоснованной Программой но оптимизации процесса формирования эстетической культуры подростков, занимающихся в самодеятельных хореографических коллективах. Подготовленные научно практические разработки используются в социально-культурной деятельности учреждении культуры и искусств, руководителями любительских коллективов. Разработано и используется дидактическое сопровождение подготовки руководителей самодеятельных хореографических коллективов: программа, курс лекций, практические и индивидуальные задания для слушателей системы переподготовки и повышения квалификации педагогов-хореографов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются последовательной реализацией методологической основы исследования на .всех его этапах, использованием комплекса методов, адекватных предмету исследования и поставленным задачам, осуществленной опытно-экспериментальной работой и её положительными результатами, статистической зависимостью полученных данных, личным вкладом диссертанта, его педагогическим опытом как преподавателя вуза и педагога-репетитора самодеятельного хореографического коллектива. Положения, выносимые на защиту: [.Формирование эстетической культуры подростков происходит интенсивнее при целенаправленном использовании потенциала танца в условиях самодеятельного хореографического коллектива. Танец содержит в себе эффективные средства воздействия: историческое наследие и традиции танцевальной культуры; яркие художественные формы хореографических постановок способствуют формированию эстетического вкуса; ценности танцевальной культуры воздействуют на эстетические взгляды и убеждения подростков; «погружение» в хореографический материал и непосредственное исполнение танца расширяют кругозор подростка, формируют интерес к смежным искусствам - музыке» театру, изобразительному искусству.
2. Модель формирования эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива предполагает четкую постановку целей, адекватное формулирование задач, тщательный отбор средств воспитательного воздействия, соответствующие подростковому возраст>- формы и методы художественно-творческой деятельности, тщательно выверенный репертуар, естественное включение членов коллектива в общин контекст социально- культурной деятельности.
3. Формирование эстетическом культуры современного подростка происходит органично и естественно в ситуации, когда для воспитательной работы созданы необходимые предпосылки, когда выполняются проверенные практикой общие ы частные педагогические условия - материальные, финансовые, информационные, технологические, методические и др.
4. Программа формирования эстетической культуры подростков отвечает следующим требованиям: предрасположенность подростка к занятиям танцем и хореографией, добровольность его участия в работе самодеятельного танцевального коллектива, располагающие к занятиям хореографией физические данные, умения и навыки коллективистского поведения в микросоциуме, сознательное следование установленным нормам жизни коллектива и требованиям, предъявляемым педагогом, способность к самообразованию и самовоспитанию, внимание со стороны родителей, возможность демонстрации достигнутых творческих успехов и др.
АириСацип и внедрение результатов исследовании осуществлялись на протяжении всего времени работы над диссертацией в процессе четырех лет педагогической работы диссертанта в качестве Преподавателя кафедры Хореографии Омского государственною университета им. Ф.М. Достоевского и педагога-репетитора Центра современной хореографии при Областном молодежном Центре «Химик» (г. Омск); опытно-экспериментальная работа, проведенная диссертантом в самодеятельных хореографических коллективах Усть-Ишнмского и Марьяновского районов Омской области, дала необходимые основания для разработки и практического внедрения «модели эстетического воспитания» в целом ряде хореографических коллективов Западно-Сибирского региона. Основные положения и результаты исследования неоднократно апробировались и обсуждались на научных конференциях: международных (Новосибирск, 2010), всероссийских (Омск, 2010; Москва, 2010). региональных (Омск, 2008-2009), межвузовских (Челябинск, 2007). Внедрение материалов исследования осуществлялось в ходе социально-культурного процесса на факультете культуры и искусств (кафедра хореографии) Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, в Региональном культурном центре Министерства культуры Омской области, на семинарах практических работников культурио-досуговых учреждений.
Структура диссертации. Диссертация состоит ИЗ введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, включающего 104 источников, 7 таблиц и рисунков, 5 приложений.
Психолого-недагогические особенности формирования эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива
Прежде чем мы приступим к исследованию условии и факторов формирования эстетической культуры подростков, необходимо выявить и охарактеризовать важные для осмысления выдвинутой нами проблемы особенности развития личности в подростковом возрасте. Мы убеждены, что только на четко определенных психолого-педагогических основаниях возможно построение каких бы то ни было моделей и систем, связанных с воспитанием подрастающих поколений, а том числе воспитания эстетического.
Несмотря на кажущуюся простоту и ясность вопроса, наукой пока что не найдено единоі-о подхода к проблемам обучения, воспитания, развития -всего, что имеет отношение к формированию и социализации личности.
Отправной точкой в осмыслении интересующей нас проблемы является необходимость уточнения исходных понятий «человек», «индивид» и «личность». Философский ВЗГЛЯД на эту «триаду» находим у А.А. Радушна. Человек - это часть природы, живое телесное существо. С этой точки зрения его можно охарактеризовать определённой совокупностью родовидовых признаков. Природно -биологически обусловлено рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни, способность усваивать определённые виды пищи, передача по наследству определённых задатков и возможностей, пол и другие качества человека. Природно-биологические качества человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. Однако раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно-биологического существа. Этот признак указывает на общую основу жизнедеятельности человека и всего живого, но не выясняет качественного отличия человека от животного, не раскрывает той специфической основы, которая обусловливает его выход ИЗ животного мира и весь процесс его существования н развития.
Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребное гей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». Чтобы отразить конкретно исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития в философии, наряду с понятием «индивид» используется и понятие «личность». Индивид в этом случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Он исходное состояние для онтогенетического и филогенетического развития человека. Личность же - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.
Исторически человек первоначально существует как стадное животное, племенное существо. По мере развития, включения системы социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребёнок - это просто биологическое существо, сгусток биомассы, Инстинктов и рефлексов. Но по мерс развития, усвоения социального опыта, опыта человечества, он постепенно превращается в человеческую личность.
Индивид — это массовидное существо, то есть человек, который является носителем массового сознания, массовой культуры. Человек, который не хочет и не может выделяться из общей массы люден, не имеет своего мнения, своей собственной позиции, предпочитает в любых условиях действовать как все. Таких людей в избытке формирует тоталитарное общество, хотя и в демократическом обществе существует достаточно предпосылок для формирования данного социального типа.
Понятие «личность» как особый социальный тип употребляется чаще всего как соотносительное с понятием «индивид», противоположное ему по своим основным характеристикам. В качестве первоначального качества личности называют её автономность. Личность - это автономный человек. т.е. человек в определённой степени выступающий независимо от общества. способный противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать пал собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности не просто сознания, то есть мышления и воли, а самосознания, то есть самоанализа, самооценки, самоконтроля за своим поведением [116, с. 168].
Процесс развития личности сложен и противоречив. Биологи И физиологи связывают его с количественными и качественными изменениями в организме человека. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические и физиологические изменения. Психологи же связывают процесс развития личности с изменениями в психике человека, сознании развивающейся личности, что находит свое выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте. Известный российский педагог И.П. ПодласыЙ разводит между собой два важных понятия - «человек» и «личность» следующим образом. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», - социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми.
Эстетическая культура личности современного подростка
Современное культурное пространство отличается скудостью эмоциональных контактов, анонимностью общения, значительной дистанцированностью людей друг от Друга, что создаёт для подростка трудности во взаимодействии со средой. Повышенная степень отчужденности актуализирует потребность в эмоциональной близости, которая может удовлетворяться включением подростка в эстетическую деятельность. За последнее время произошла интенсивная примитивизация сознания подростков. Отмечается рост цинизма, грубости, жесюкости, агрессивности. Следствием этого является потеря молодыми людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Поэтому решение вопросов развития именно эстетической культуры современного подростка становятся не только необходимыми, но весьма актуальными.
В широком ее понимании эстетическая культура рассматривается как специальная часть культуры общества. Она характеризует состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений. В более узком значении эстетическая культура может быть рассмотрена в формате эс-готической культуры личности. Речь идет о культуре освоения личностью современного ей мира, окружающей сё реальной жизни. Освоение, - отмечает С.Н. Жданова, - это понятие, терминологически емко раскрывающее сущность интеграции теоретического познания и практического действия человека, что является неразделимым явлением в социальной действительности.
Понятийное поле термина «освоение» включает следующие характеристики:
- социально-психологический аспект освоения как состояние человека, этап в его развитии, социализации, стадия «собственно освоения» новой для него роли, получаемом информации на макро, - мезо, - микро - уровне организации социума;
- социально - философский аспект, заключающийся в экзистенциональном освоении нового как образа жизни и мысли, связанного с соотношением традиционного и инновационного в существовании человека исследователя, привносящего в социум инновационный стиль мышления и поведения;
- социально - педагогический аспект, рассматривающий освоение как
процесс, имеющий фазы, механизмы, формы, стратегии освоения (приспособление человека к новым для него нормам, ролям и ценностям окружающего социума). Высшая красота обнаруживается в конкретных свойствах и качествах личности, способной активно участвовать в общественном прогрессе, двигать его вперед, и в процессе этого движения творить условия для собственного саморазвития, самостановлеипя и самоутверждения. Формула красоты воспитания такова: настойчивое движение от стихии жизненных отношений к их педагогическому преобразованию и упорядочиванию в целях формирования личности; погружение личности в жизненные отношения с целью преобразования и совершенствования общественной жизни [4, с. 116-117].
Итак, эстетическая культура рассматривается как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире. Исследуется эстетическая культура как показатель интеграции человеческих качеств и способностей в единое целое, создающее базисную структуру человеческого характера.
Эстетическая культура - это формирование внутреннего мира в его целостности перед лицом внешнего мира. Это и совокупность ценностных ориентиров личности в сё взаимоотношениях с миром, ориентиров, касающихся и направляющихся на содержательные, выразительные стороны человеческой деятельности [190, с.41] .
Эстетическая культура личности представляет собой целостное единство эстетического сознания и активной эстетической деятельности. Основными компонентами эстетической культуры являются эстетический идеал, эстетические потребности, эстетические ценности, эстетическое восприятие и оценка, эстетический вкус, эстетический опыт и эстетическая деятельность. Доминантными сферами формирования эстетической культуры личности являются: эмоционально - нравственная (эмоции, чувства), тезауростно - оценочная (знания, ценности, нормы, взгляды, теории, идеал), деятельностно - поведенческая (опыт духовно - практических отношений, эстетическая и художественная деятельность, творчество, эстетическое поведение).
Организационно-педагогические условия формирования эстетической культуры подростков и самодеятельном хореографическом коллективе
Художественное образование (в широком значении данного нонягия)-это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального м эмоционального богатства. Данное определение заимствовано нами из «Концепции художественного образования в Российской Федерации», принятой в ноябре 2001 года [181] .
Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на основополагающий документ - «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства: право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям; свободу литературного и художественного видов творчества, преподавание, охрану интеллектуальной собственности; обязанность заботиться о сохранении исторического И культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. В нашем исследовании мы опирались на все составляющие системы: эстетическое воспитание представлено в первоіі главе нашей диссертации как определяющий фактор развития личности, собственно исследование проводится нами в формате общего художественного образования, а проблем профессионального художественною образования мы касались в связи с рассмотрением вопроса о личности руководителя и его роли в организации деятельности самодеятельного хореографического коллектива, а в конечном итоге - в формировании эстетической культуры подростков.
Разработка и принятие концепции художественного образования обусловлены рядом специфических проблем, о которых мы уже вели речь во введении и первой главе нашей диссертации: недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества; культурный нигилизм значительной части молодёжи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или лаже отрицаются; усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает всё более элитарный характер; второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях; распространение платных форм обучения на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одарённой молодёжи; чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования. особенно в рамках общеобразовательного процесса.
Перед российской системой художественного образования стоят важные и ответственные задачи, выполнение которых реально осуществляется в условиях переживаемых российским обществом трудностей экономического и социального порядка. Первоочередными задачами являются: формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения; создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. активизирующей художественную жизнь общество; подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования; сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства; приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития принципов и идсалон личности и общества; широкое внедрение художественного образовании как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества; формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России; использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и ДРУГИХ групп населения посредством внедрения современных методик арт - терапии; привлечение ресурсов художественного образования в целях социально - культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения; вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно - практических навыков; выявление художественно - одарённых детей и молодёжи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития [181, с. 3 ].
Модель формирования эс готической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива
Моделирование пришло в педагогическую науку и социально -культурную практику из теории управления. Известно, к примеру, -«го различного рода модели используются для решения таких задач, как регулирование потоков транспорта, составление графика работы классов и кабинетов в университетах, разработка новых видов продуч-и, планирование материальных ресурсов и т.н.
В педагогическом менеджменте, суть которого заключается в управлении процессом формирования личности, моделирование, как метод принятия педагогических решений, получило довольно широкое распространение. Практически ни одно диссертационное исследование в области социально- культурной педагогики не обходится теперь без разработки и апробации той или иной модели.
В нашем исследовании разработка модели эстетического воспитания имеет особый смысл и значение. Благодаря примененному коми -.у методов исследования (беседа, наблюдение, интервью, изучение документации, контент - анализ материалов прессы, письменный опрос и др.) нам удалось собрать достаточно обширный и разнообразный материал, раскрывающий характер и содержание творческой, организаторской и воспитательной работы но многих хореографических коллективах г. Омска и Омской области:
1. Образцовый ансамбль ганца народов мира «Мечта». МОУ ДОД ГДЦ (Ю)Т (Худ. рук. Ашихмина Т.И;);
2. Образцовый ансамбль танца «Сувенир». МУК ДИ им. Малунцсва (Худ. рук. Солнцева-В.В.);
3. Ансамбль эстрадного танца «Элегия». Дом учителя и детского творчества (Худ. рук. Паиченко Г.В.);
Образцовый ансамбль народного танца «Подснежник». (Худ. рук. Шушарина Т.А.);
4. МУК ДЮХК «Мир танца» (Худ. рук. Колесник СВ.);
5. Образцовый ансамбль эстрадного танца «Корифей». Культурный I (ентр (Худ. рук. Абрамова Я.В.)
6. Народный ансамбль эстрадного танца «Форте». МУК Дворец культуры «Звездный»;
7. Ансамбль эстрадною танца «Эдельвейс». Дом детского творчества Кировского АО г. Омска; (худ. Рук. Олейникова М.В,);
8. Ансамбль эстрадного танца «Сюрприз». Дом детского творчества Кировский АО г. Омска .(Худ. рук. Захапова В.С);
9. Образцовая студия современного танца «Сфера». КДЦ «Современник» (Худ. рук. Гудова A.M.);
10. Образцовая студия современной хореографии «Амплуа». МУК Д «Сибиряк»;
11.Образцовый хореографический коллектив «Глория». МУК РДНТ и Д.
Марьяновскнй район Омской области (худ. рук. Зубова Е.С.) 12. Хореографический коллектив «Радуга». Новоомскин КДЦ Омской области (худ. рук. Сак Л.В.).
Деятельность данных хореографических коллективов исследовалась нами на фронтальном уровне; беседы с руководителями и участниками, ознакомление с репертуаром, анализ учебных планов и при- шеи воспитательной работы в коллективах. Наряду с позитивными сторонами в деятельности названных хореографических коллективов (успешные выступления на ответственных концертах, гастрольные поездки в другие регионы России, победы в конкурсах, награждение по итогам творческой деятельности и т.п.), обнаружился целый ряд явных упущений в организационно — воспитательной работе: воспитательная рпбота планируется формально или не планируется вовсе, внутриколлектиспые мероприятия воспитательного характера проводятся от случая к случаю, редко проводятся творческие встречи участников самодеятельно - с мастерами искусств, не уделяется должного внимания связям со школой, родителями воспитанников, студийцы и кружковцы неохотно и редко участвуют в жизни учреждения культуры или дополнительного образования,
12S на базе которого они функционирую] . Во многом ЭТО происходит лч-за неверной творческой Ориентации руководителей коллективов» предпочитающих заниматься «чистым искусством».
В то же время в коллективах, где ведётся планомерно я и целенаправленная организационно - воспитательная работа, стабшниый состав занимающихся, в них выше удовлетворенность членов коллег...аа содержанием и уровнем занятий, они более мобильны в творческом отношении, в них более здоровый нравственно - психологический климат и, что важно подчеркнуть, кружковцы и студийцы добиваются больших успехов в учебе и общеобразовательной школе.
Более глубокая работа велась в базовых коллективах - Народ:юм ансамбле танца «Туесок» МУК Усть - Ишимский РДК Омской области "ук. Епанчинцева Л.Г.) и Образцовом хореографическом коллективе РДК Марьяновского района Омской области (Рук. Зубова Е.С.). Здесь РГЯМИ проводились письменные опросы, велось наблюдение, анализироі». .сь і ворческио сочинения кружковцев, просматривались публн" 11 ме выступления коллектива, проводились беседы с подростками и их родителями.