Содержание к диссертации
Введение
Глава І. Психолого-педагогические основы развития навыков эмоциональной саморегуляции подростков ...19
1. Сущность и психолого-педагогические особенности эмоциональной саморегуляции 19
2. Типология навыков эмоциональной саморегуляции и особенности их развития в подростковый период онтогенеза .47
3. Художественно-творческая деятельность хореографического коллектива как фактор развития навыков эмоциональной саморегуляции подростков 68
Глава II. Педагогические условия развития навыков эмоциональной саморегуляции подростков в хореографическом коллективе 100
1. Опыт и проблемы художественно-творческой деятельности хореографических коллективов центрально-черноземного региона 100
2. Педагогическая технология развития навыков эмоциональной саморегуляции подростков в хореографическом коллективе .. 124
Заключение 156
Список литературы 164
Приложения 175
- Сущность и психолого-педагогические особенности эмоциональной саморегуляции
- Типология навыков эмоциональной саморегуляции и особенности их развития в подростковый период онтогенеза
- Опыт и проблемы художественно-творческой деятельности хореографических коллективов центрально-черноземного региона
- Педагогическая технология развития навыков эмоциональной саморегуляции подростков в хореографическом коллективе
Введение к работе
Актуальность исследования. Изменение ситуации личностного развития современного подростка является потребностью, которая все отчетливее ощущается в российском обществе. Преодоление негативных тенденций в организации свободного времени подростков, включение их в различные виды социально-культурной деятельности, расширение сферы их личностной активности самореализации и самоактуализации является задачей, которая нуждается в комплексном решении со стороны государственных и общественных организаций. Поэтому совершенствование социально-культурной деятельности можно признать важным направлением современной воспитательной работы, в которой осуществляется целенаправленное приобщение личности к ценностям культуры на основе принципов гуманности, толерантности, креативности, личностно-ориентированного образования.
В последние годы в развитии различных направлений и отраслей психологии и педагогики, несмотря на специфику решаемых ими задач, все более отчетливо проявляется одна существенная тенденция, которая ощутимо затрагивает весь спектр научных исследований современной социально-культурной деятельности. В самом общем виде эта тенденция состоит в стремлении исследовать человека (ребенка, подростка, взрослого) в его истинных субъектных качествах, изучить возможности, процессы и условия саморазвития и самораскрытия человека на разных уровнях его субъектного бытия, показать активную творческую роль человека в реализации отношений с разными сферами действительности, в построении своей жизнедеятельности, в реализации своей социально-культурной сущности.
Теория социально-культурной деятельности, реализуемая на принципах гуманизма и социальной активности, объективно нуждается в построении непротиворечивого обоснования сущности, функций,
4 содержания самодетерминированного поведения личности в процессе реализации досуговых потребностей и интересов. Отсутствие такого обоснования вступает в противоречие с методическим и технологическим компонентом социально-культурной деятельности, в котором недостаточно учитываются особенности самодерминированного поведения людей. Самодетерминированная активность подростков, частным случаем которой является эмоциональная саморегуляция, остается вне поля зрения менеджеров социально-культурной деятельности, руководителей художественно-творческих коллективов, педагогов, работающих в открытой социально-культурной среде.
Таким образом, основная проблема, решаемая в данном диссертационном исследовании, определяется нами как противоречие между отсутствием в теории объяснения механизмов эмоциональной саморегуляции подростков в условиях социально-культурной деятельности и потребностью практики в инновационных психолого-педагогических технологиях социально-культурной деятельности, обеспечивающих процессы личностного развития подростков.
Изучение эмоциональной саморегуляции отражает объективную ситуацию личностного развития подростков, в которой приоритетными становятся с одной стороны, внутренняя самодетерминация (способности к личностному росту, совершенствованию, самореализации, проявляемым в различных областях жизни), а с другой - внешние, фасилитирующие факторы, которые стимулируют личностное развитие извне. Многочисленные педагогические исследования показывают, что подросток может избежать психопатологических расстройств, решить многие личностные проблемы, отказавшись от неадекватных эмоциональных реакций, то есть, подчинив эмоции жёсткому самоконтролю. Это подтверждает необходимость изучения особенностей развития навыков эмоциональной саморегуляции в процессе многообразной и вариативной социокультуроной деятельности современных подростков.
В контексте данного диссертационного исследования фактором, способствующим социально-культурному становлению может быть признана художественно-творческая деятельность хореографического коллектива, которая одновременно выступает как поле развития общей креативности подростка; как социально-психологическая система, формирующая навыки продуктивного социального взаимодействия и коммуникации; как система духовно-личностностного самоопределения, формирующая необходимые навыки личностной саморегуляции интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой. Именно целостное рассмотрение художественно-творческой деятельности хореографического коллектива как развивающей педагогической системы, может помочь преодолеть сложившийся в науке стереотип, согласно которому занятия хореографией являются узконаправленным процессом, ориентированным на формирование танцевальной техники, но не в полной мере затрагивающим процессы развития личности.
Проблемное поле данного исследования обуславливается противоречием между потребностью общества в формировании системы культуросообразного воспитания и недостаточной разработанностью общей теории творческого развития личности в условиях социально-культурной деятельности, самодеятельного творчества. Более частный аспект этой проблемы состоит в противоречии между потребностью в технологиях социально-культурной деятельности, обеспечивающих реализацию целостного педагогического процесса в хореографическом коллективе и отсутствием специальных исследований, определяющих закономерности этого процесса на различных этапах социализации личности и включения её в различные социальные общности, развития самодетерминационных компонентов личностной активности.
Все это, позволяет рассматривать процесс развития навыков эмоциональной саморегуляции участников в художественно-творческом процессе самодеятельного хореографического коллектива как проблему,
важную для теории и практики организации самодеятельного художественного творчества, но не получившую должного рассмотрения в педагогических исследованиях социально-культурной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы определяется научными достижениями философии, социологии, социальной психологии, педагогики, теории социально-культурной деятельности.
В контексте философии и психологии разрабатывались общие вопросы социализации и индивидуализации личности, проблемы самоактуализации человека и его творческого развития (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.).
Важными для нашего анализа являются зарубежные социально-психологические исследования различных характеристик групп, их воздействия на индивида и наоборот, которые получили развитие в таких направлениях социальной психологии как социометрическое (Дж. Морено и др.), социологическое (Э. Мэйо и др.), школа "групповой динамики"(К. Левин и др.). Отечественные исследования проблемы малой группы, коллектива нашли отражение в работах Г.М. Андреевой, Н.П. Аникеевой, А.И. Донцова, Е.М. Дубровской, Р.Л. Кричевского, А.В. Петровского и др.
Исследования отечественных и зарубежных психологов (П. Анохина, В. Вилюнаса, К. Изарда, Я. Рейковского, П. Симонова и др.) показали, что положительные эмоции обеспечивают своеобразную настроенность на решение той или иной задачи и в жизненной ситуации, в учебной и художественно-творческой деятельности. В определенных условиях и отрицательные эмоции (неудовлетворенность собой, уровнем своих достижений, стыд за незнание, за то, что не оправдал ожиданий) оказывают стимулирующее влияние, инициируя поиск новых способов деятельности, обеспечивающих достижение успеха, адекватный уровень самореализации.
Поэтому проблема эмоциональной саморегуляции является одной из важнейших общепсихологических, психолого-педагогических и
7 методических проблем, сущностно важных в контексте социально-культурной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для становления творческой личности. В последние годы аспекты формирования навыков эмоциональной саморегуляции активно рассматривались психотерапевтами, психологами и педагогами. Вопросы эмоциональной саморегуляции являются предметом специальных теоретических исследований психологов А.Д. Ладонова, Л.П. Гримака, P.M. Грановской, Г.С. Беляева, B.C. Лобзина, И.А. Копыловой и др.
Подростковый период онтогенеза характеризуется началом и активной фазой многих процессов самодетерминации (самопонимание, самоощущение, самооценка, самоопределение и др.), как это показано в многочисленых исследованиях отечественных и зарубежных педагогов (Д.И. Фельдштейн и др.). Развитие навыков саморегуляции в подростковом возрасте является важным и в связи с тем, что этот период полон кризисных противоречий, которые определяют выбор подростком соответствующих стратегий поведения и деятельности. При этом мы отмечаем явное противоречие между достаточно основательной разработкой теории саморегуляции и отсутствием достаточного количества практико-ориентированных и прикладных исследований этого явления. В том числе и эмоциональной саморегуляции в подростковом возрасте.
Так же выделяется группа исследований обобщающего характера, в которых выявлены теоретические основы социально-культурной деятельности, которая в современных условиях отличается поиском технологий интенсивной педагогической поддержки личности в процессе творческого развития (А.И. Арнольдов, М.А. Ариарский, В.Е. Триодин, С.Н. Иконникова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, СТ. Махлина, Б.Г. Мосалёв, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, B.C. Садовская, B.C. Цукерман, Н.Н. Ярошенко и др.).
Подчеркивая диалектическую связь любительского хореографического творчества с профессиональным искусством хореографии, современные
8 педагоги-исследователи обращаются к общетеоретическим основам хореографической подготовки, которые изложены в трудах Е.П. Валукина, А.Я. Вагановой, К.Я. Голейзовского, Р.В. Захарова, Ф.В. Лопухова, A.M. Мессерера, Ж.Ж. Новерра, И.В. Смирнова, Н.М. Стуколкиной, Н.И. Тарасова, В.И. Уральской и др.
Специфика деятельности хореографического коллектива представлена в диссертационных работах, связанных с проблемами любительского хореографического творчества (Л.В. Богомолова, Т.В. Вольфович, В.В. Геращенко, Л.Д. Ивлева, В.Н. Нилов, Н.П. Яценко и др.).
При этом специально рассматривались следующие проблемы: творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности (Р.Т. Акбарова); влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе (Т.О. Бильченко); интересы младших школьников на занятиях хореографических кружков (З.А. Гуцу); совершенствование самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях (В.В. Геращенко); особенности руководства воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе (Л.Д. Ивлева); отбор одаренных детей для профессионального обучения хореографии (П.Б. Коловарский); место хореографии в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и культурных учреждений (В.Н. Нилов); взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе (В.М. Годовский). профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе (М.Н. Юрьева).
Особо нужно отметить докторскую диссертацию Т.И. Баклановой, которой удалось сформировать прочную научную школу, обеспечить подготовку большого числа диссертаций по актуальным вопросам педагогики народного художественного творчества, а также различных направлений художественно-творческой деятельности, получивших
9 дальнейшую разработку в исследованиях В.П. Исаенко, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, Е.В. Великановой, А.С. Каргина, Ю.А. Стрельцова и многих других авторов.
Таким образом, анализ степени разработанности проблемы показывает, что на современном этапе получает всестороннюю разработку педагогическое знание о ситуациях внеучебного (внешкольного) поведения подростков, в которых они максимально реализуют личностную активность, выбирая для этого различные формы социально-одобряемого и общественно-неприемлемого поведения. Однако социально-культурная деятельность также не рассматривалась в аспекте изучения механизмов саморегуляции современных подростков. Именно поэтому, мы сосредоточили свое внимание в данном диссертационном исследовании на целостном изучении феномена саморегуляции подростков в процессе социально-культурной деятельности, а также на одном из наиболее важных аспектов - эмоциональной саморегуляции.
Объект исследования - процесс эмоциональной саморегуляции в системе художественно-творческой деятельности подростков.
Предмет исследования - педагогический процесс развития навыков эмоциональной саморегуляции у подростков в условиях художественно-творческой деятельности хореографического коллектива.
Целью данного исследования является научное обоснование процесса развития навыков эмоциональной саморегуляции подростков в художественно-творческой деятельности хореографического коллектива.
В ходе исследования предполагается решение следующих задач:
выявить специфику процесса эмоциональной саморегуляции подростка;
определить и типологизировать навыки эмоциональной саморегуляции подростка;
выявить сущность художественно-творческой деятельности хореографического коллектива как особой педагогической
10 системы, обеспечивающей развитие навыков эмоциональной саморегуляции;
обосновать педагогические принципы развития навыков эмоциональной саморегуляции участников в художественно-творческой деятельности хореографического коллектива;
разработать и экспериментально апробировать педагогическую технологию развития навыков эмоциональной саморегуляции подростков в условиях художественно-творческой деятельности хореографического самодеятельного коллектива.
Методологической основой исследования выступает положение о творческой природе подросткового этапа развития личности и его принципиальной самодетерминации, о саморазвитии личности как субъекта социально-культурной деятельности.
В общеметодологическом плане автор опирается на философские идеи, рассматривающие созидательную деятельность как основу человеческого развития и саморазвития (Б. Спиноза, И. Кант, И.-Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс) и на опыт её осмысления современными философами (Э.В. Ильенковым, Э.Г. Юдиным, Г.С. Батищевым, В.П. Ивановым, B.C. Библером, Ф.Т. Михайловым, Ю.М. Бородаєм, В.А. Лекторским, Л.К. Науменко, Ж.М. Абдильдиным, К.А. Абишевым, А.А. Хамидовым и другими).
Теоретическая основа исследования определяется положениями конкретно-исторического подхода к психическому развитию человека и его деятельностной сущности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, А.В. Брушлинский и другие). Конкретизация этих положений представлена в работах о творческом характере психического развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Т.В. Кудрявцев, В.П. Зинченко, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Б.Д. Эльконин), механизмах самодетерминации деятельности и источниках саморазвития
личности (С.Л. Рубинштейн, Э.В. Ильенков, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.А. Петровский, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Ф.Т. Михайлов, Г.Г. Кравцов, А.Г. Асмолов, Е.О. Смирнова, А.В. Суворов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман), становления человеческих общностей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков), которые создают фундаментальные теоретические предпосылки для разработки основной проблемы диссертационного исследования.
Неотъемлемая составная часть теоретико-методологического фундамента данной диссертации - педагогическая концепция социально-культурной деятельности, разрабатываемая Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильниковым, а также М.А. Ариарским, Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой, М.Ю. Долженковой, Ю.А. Стрельцовым, В.В. Туевым, Н.Н. Ярошенко и другими исследователями.
Гипотеза исследования. Художественно-творческая деятельность хореографического коллектива будет иметь эффективное педагогическое воздействие на процесс формирования навыков эмоциональной саморегуляции подростков-участников хореографического коллектива при условии:
обеспечения эмоциональной доминанты личностного развития подростка в художественно-творческой деятельности;
целесообразности выбора экспрессивно-эмоциональных средств педагогического воздействия, адекватных возрастной и индивидуально-типологической специфике эмоциональных реакций подростков;
деятельностной опосредованности педагогических воздействий на эмоциональную сферу подростка-участника коллектива хореографии, обусловленных эмоционально-образной спецификой хореографического искусства, условиями социально-психологического взаимодействия участников, индивидуально-личностными особенностями танцора при создании
12
художественного образа;
распределенности педагогического воздействия на
эмоциональную сферу личности по всему полю художественно-творческой деятельности участников коллектива.
Выбор комплекса методов исследования определялся целями и задачами диссертации. Применялись общие методы: историко-теоретический анализ и синтез философской, психологической, педагогической и методической литературы по теме диссертации; изучение и обобщение опыта педагогики социально-культурной сферы; опытно-экспериментальная работа в хореографических коллективах.
Комплекс частных методов составили: наблюдение; письменный и устный опрос; констатирующий и формирующий эксперимент; проведение сравнительно-сопоставительного анализа полученных данных в процессе контрольного и конечного замеров, уровня эмоциональной напряженности участников (методика Е.С. Романовой, О.Н. Усановой, О.Ф. Потемкиной на основе методики Н.М. Пейсахова и Н.М. Габдреевой); уровня художественно-творческой активности (метод включенного педагогического наблюдения); эмоциональной направленности участников (методика диагностики эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение трех лет (с 2001 по 2004 годы) в три этапа:
Первый этап (2001 - 2002 годы) - сбор эмпирического материала по теме исследования; разработка педагогической программы развития навыков эмоциональной саморегуляции подростков; выдвижение первоначальной гипотезы; разработка принципов, условий и методов формирования навыков эмоциональной саморегуляции подростков.
Второй этап (2002-2003 годы) - теоретическое обоснование выдвинутой гипотезы. Проведение поисково-констатирующего обследования в коллективах хореографии Центрально-Черноземного региона, который
13 показал уровень психолого-педагогического обеспечения художественно-творческой деятельности хореографических коллективов.
Третий этап (2003-2004 годы) - основная часть формирующего эксперимента, который проводился в ансамбле танца «Маленькая Ивушка» (г. Тамбов). Изучение возможностей педагогического влияния на формирование и развитие навыков эмоциональной саморегуляции подростков. Обработка и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования, оформление диссертации.
Организация исследования.
База исследования. В ходе поисково-констатирующего исследования мы также анализировали художественно-творческую деятельность самодеятельных коллективов. Были опрошены участники хореографических коллективов г. Тамбова и Тамбовской области (10 коллективов, 240 участников и их родителей - 65 чел).
Формирующая часть исследования проводилась на базе хореографического коллектива-спутника Государственного ансамбля песни и танца Тамбовской области «Ивушка». Коллектив-спутник «Маленькая Ивушка» образован в 1993 году и с этого момента стал творческой лабораторией для художественно-творческой подготовки артистов базового профессионального коллектива. В коллективе занимаются дети от 10 лет и до 21 года, т.е. две группы (старшая и младшая).
Научная новизна исследования определяется применением психолого-педагогического подхода к изучению процесса эмоциональной саморегуляции подростков, включенных в художественно-творческую деятельность хореографического коллектива. При этом получены новые научные результаты, ранее не рассматриваемые с позиций педагогической теории социально-культурной деятельности. В том числе:
обоснован педагогический принцип эмоциональной доминанты в личностном развитии подростка, которая задает тон и направление развитию когнитивно-личностных образований и
14 регулятивно-действенных компонентов;
осуществлена типологизация навыков эмоциональной саморегуляции (релаксационные, перцептивные, экспрессивные навыки);
художественно-творческая деятельность хореографического коллектива представлена как педагогическая система, в которую наряду с компонентами художественно-продуктивной деятельности, художественным образованием, художественной критикой продуктов исполнительского творчества и художественно-образовательной работой включена подсистема психолого-педагогического обеспечения художественно-творческой деятельности;
раскрыта педагогическая специфика занятий в самодеятельном хореографическом коллективе позволяющая, наряду с развитием психофизического аппарата, максимально дифференцировать и индивидуализировать задания для всех его участников с учетом уже сформировавшихся интересов и склонностей, достигая при этом значимые результаты в развитии сферы эмоциональной саморегуляции подростков;
разработана педагогическая программа развития и диагностики навыков эмоциональной саморегуляции в коллективе подростков художественно-творческой направленности.
Теоретическая значимость исследования определяется:
введением в научный категориальный аппарат теории социально-культурной деятельности понятия «эмоциональная саморегуляция», которое до этого использовалось лишь в специализированных психологических исследованиях, вне связи с широким социально-культурным контекстом личностного развития подростка;
операционализацией и уточнением сущности процесса
15 саморегуляции подростка, а также выявлением особенностей эмоциональной саморегуляции на подростковом этапе онтогенеза;
выявлением закономерностей формирования эмоциональной сферы подростка, ведущими среди которых является связь эмоционально-образных и когнитивных компонентов личностного развития участника художественно-творческого коллектива;
выявлением и обоснованием системы педагогических принципов, определяющих процесс формирования и развития навыков эмоциональной саморегуляции у подростков в социально-культурной деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается, во-первых, опорой на достижения современных наук: философии, психологии, педагогики, культурологии, социологии и других; во-вторых, выбором адекватных целям и задачам исследования методов формирования навыков эмоциональной саморегуляции; в-третьих, положительными результатами, полученными в ходе эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:
а) выступления на научно-практических конференциях различного уровня;
б) применение авторской педагогической программы в учебно-
воспитательном процессе Тамбовского государственного ансамбля
«Маленькая Ивушка»;
в) использование результатов исследования в процессе преподавания
ряда учебных дисциплин в Академии искусств, сервиса и рекламы
Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в
частности: на кафедрах социально-культурной деятельности, сервиса и
туризма при преподавании следующих дисциплин: «Культурно-
воспитательная деятельность с детьми и подростками», «Методы и технологии социально-культурной деятельности»;
г) материалы диссертации использовались при разработке учебных программ, планов, методического обеспечения деятельности хореографических коллективов г. Тамбова, Липецка и др.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 7 научных публикациях автора в виде научных статей, тезисов и учебно-методических публикаций.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональная саморегуляция как частный вариант личностной
саморегуляции подростка является осознанным процессом, в котором
важную роль играют как внешние так и внутренние регуляторы. Содержание
и направленность эмоциональной саморегуляции определяется отношением
личности к собственным эмоциональным состояниям как определенной
информации, свидетельствующей об удовлетворении (или
неудовлетворении) каких-либо потребностей. Эмоциональная саморегуляция
подростка напрямую связана с ростом его самосознания и саморефлексии как
личности, которая не похожа на других, отлична от них, имеет свой
внутренний мир, характер, переживания, связанные с анализом и оценкой
испытываемых эмоций и чувств. Эмоционально-чувственные компоненты в
подростковом периоде становятся доминирующими в личностном развитии,
задают тон и направление развития когнитивно-личностных образований и
регулятивно-действенных компонентов.
2. Навыки психологической саморегуляции - одно из наиболее важных
и сложных новообразований подросткового возраста, который
характеризуется усилением процессов индивидуализации. Эмоциональная
саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в
единстве с рядом определенных навыков, важнейшими из которых являются
релаксационные навыки (умение глубоко и быстро вызвать полное
расслабление мышц тела); перцептивные навыки (автоматизированные
17 чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов); экспрессивные навыки (система умений, создающих единство голосовых, мимических и моторных физиолого-психологических процессов).
3. В условиях художественно-творческой деятельности
хореографического коллектива эмоциональная саморегуляция подростков
определяется эмоционально-образной спецификой хореографического
искусства, условиями социально-психологического взаимодействия
участников художественно-творческой деятельности, индивидуально-
личностными особенностями танцора при создании художественного образа.
4. Педагогически эффективная программа развития навыков
эмоциональной саморегуляции участников хореографического коллектива
должна основываться на принципах эмоциональной доминанты личностного
развития подростка; целесообразности выбора экспрессивно-эмоциональных
средств педагогического воздействия, адекватных возрастной и
индивидуально-типологической специфике эмоциональных реакций
подростков; деятельностной опосредованности педагогического воздействия
на эмоциональную сферу подростка-участника коллектива хореографии;,
распределенности педагогического воздействия на эмоциональную сферу
личности по всему полю художественно-творческой деятельности
участников коллектива; неразрывного единства художественно-творческого
и духовно-личностного развития подростков-участников самодеятельного
хореографического коллектива.
5. Создание педагогических условий, способствующих развитию
навыков эмоциональной саморегуляции, является важным направлением
воспитательной деятельности в хореографическом коллективе и достигается
на основе реализации программы, которая охватывает все компоненты
художественно-творческой деятельности хореографического коллектива,
распределяясь по следующим основным направлениям: художественно-
продуктивная деятельность; художественное образование и художественная
18 критика продуктов исполнительского творчества; художественно-образовательная работа; психолого-педагогическое обеспечение художественно-творческой деятельности.
6. Занятия в самодеятельном хореографическом коллективе позволяют,
наряду с развитием психофизического аппарата, максимально
дифференцировать и индивидуализировать задания для всех его участников с
учетом уже сформировавшихся интересов и склонностей. Занятия включают
в себя: композиционное моделирование занятий; индивидуально-творческие
задания; вариативность типов занятий; использование эффектов
педагогической оценки; использование технологий вербального и
невербального взаимодействия; психомоторные и релаксационные
упражнения; модификация игровой деятельности; обеспечение субъект-субъектных диалоговых отношений, создающих условия для самоизменения личности; создание условий, стимулирующих использование механизмов самооценивания, рефлексии, идентификации; включение в педагогический процесс развития навыков эмоциональной саморегуляции элементов психодиагностики и психологического тренинга.
Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Сущность и психолого-педагогические особенности эмоциональной саморегуляции
Свобода и раскованность всех сил и способностей, какими бы ни был наделен индивид, их беспрепятственное и безграничное развитие, наслаждение игрой физических и интеллектуальных сил в творческом труде на благо общества, полнота и универсальность человеческого бытия и есть высшая благородная цель социального развития. Условиями ее достижения являются не только экономические преобразования, ведущие к полному удовлетворению материальных запросов, но и формирование духовных потребностей человека в активном самодеятельном труде в процессе общественно ценной самореализации. В этом контексте полноценная саморегуляция, самореализация и самоактуализация личности должны быть поняты как важнейшее условие социокультурного развития общества.
Саморегуляция как научная проблема В общей форме проблема человека как субъекта своей деятельности и поступков, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять творческое саморазвитие, отчетливо заявлена в отечественной психологической и педагогической литературе теоретико-методологического уровня. Однако конкретно-поисковая разработка проблемы саморегуляции все еще находится на начальных этапах научного осмысления. Известный специалист в области саморегуляции деятельности, доктор психологических наук О.А. Конопкин отмечает, что в основной массе эмпирических исследований «идеи субъектного развития и субъектного бытия человека не находили достаточно содержательного воплощения, используясь в основном как исходные абстрактно-объяснительные моменты исследований»1.
Если экстраполировать этот вывод в область педагогики социально-культурной деятельности, то нужно отметить, что становление субъектных качеств личности в условиях социально-культурной деятельности также отчетливо обозначена в теоретико-методологических исследованиях последнего времени (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко и др.). Однако на эмпирическом уровне данная проблема изучена недостаточно.
Остается во многом гипотетичным предположение о том, что в процессе социально-культурной деятельности происходят некие значимые изменения в структуре саморегуляции личности участников. Анализ современной научной литературы и диссертационных исследований позволяет утверждать, что этот вывод экспериментально еще не подтвержден.
Однако в современной психологической науке в последнее время изучение психической саморегуляции и различных уровней психического отражения (ощущения и восприятия, представлений и речемыслительных процессов, психического состояния и эмоций) является одним из ведущих направлений в исследованиях процесса онтогенетического развития, становления личности. Это направление научного поиска существенно обогащает педагогические представления о процессах становления личности, ее развития в различных ситуациях, в том числе и ситуациях социально-культурного творчества.
Перспективными для решения проблем саморегуляции являются фундаментальные исследования, реализующие основные принципы системного и субъектно-деятельностного подходов. В концепции функциональной системы П.К. Анохина и в модели построения движений Н.А. Бернштейна показано, как соотносятся высшие регуляторные системы субъекта с более низкими, физиологическими.
На разных уровнях регуляции рассматриваются когнитивные процессы переработки информации в работах Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, В.Ф. Рубахина, Н.Д. Заваловой, В.А. Пономаренко, Д.Н. Завалишиной, В.А. Барабанщикова, Д.А. Ошанина и др.
Субъектный подход дает возможность реализовать в экспериментальных исследованиях саморегуляции в деятельности человека принципы активности, развития и показать, что именно они и составляют ядро саморегуляции (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Асмолов, Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Д.А. Ошанин, В.А. Петровский, Е.В. Шорохова и др.).
Данные исследования, безусловно, внесли существенный вклад в разработку психологических проблем саморегуляции деятельности и функциональных состояний. Но в то же время, нельзя не отметить их направленность на решение частных вопросов: разработку психофизиологических методов саморегуляции эмоциональных состояний в учебной и художественно-творческой деятельности.
Анализ научной литературы по проблеме саморегуляции личности показывает существенный «разброс» идей и подходов, которые реализуются в научных исследованиях. Усилия отечественных ученых сосредоточены, с одной стороны, на разработке проблем внутренней регуляции, или саморегуляции, а с другой - на изучении частных аспектов регуляции (волевая регуляция, регуляция переживаний, нравственная регуляция, регуляция активности, регуляция отдельных видов деятельности и другие).
При этом, можно условно выделить три направления, по которым проводятся исследования саморегуляции: саморегуляция психических процессов и состояний (Березин Ф.Б., Гримак Л.П., Ершов А.А., Зак А.З., Крупное А.И., Лейтес Н.С., Петровский А.В., Туревская Р.А. и др.); саморегуляция деятельности (Абульханова-Славская К.А., Асмолов А.Г., Конопкин О.А., Осницкий А.К., Щедровицкий Г.П. и др.); саморегуляция поведения (Бобнева М.И., Братусь Б.С., Зотова О.И., Кряжева И.К., Зухарь Е.В., Машин В.А., ТарабакинаЛ.В., Узнадзе Д.Н., Ядов В.А. и др.).
Типология навыков эмоциональной саморегуляции и особенности их развития в подростковый период онтогенеза
Действительно, проблемное поле данного диссертационного исследования определяется, с одной стороны усилением негативного цивилизационного воздействия на процесс становления личности подростка (напряженный ритм жизни, интенсификация информационных потоков, усиление деструктивного влияния на подростковую среду средств массовой информации, криминализация детства, разрушение социально-культурной инфраструктуры, обеспечивающей воспитательный процесс и др.), а с другой большими требованиями общества к уровню развития современного подростка. Имеется в виду прежде всего социальное взросление, формирование необходимых нравственных, интеллектуальных, физических качеств, устойчивости эмоциональной сферы. Эмоциональная система является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Именно эмоции придают смысл и значение человеческому существованию.
Для решения современных проблем подросткового этапа онтогенеза в отечественной педагогической науке, наметились новые исследовательские приоритеты: анализ исторической, социокультурной и психолого-педагогической специфики современного типа подросткового этапа социализации; конструирование вариативных моделей развивающего образования подростков, социального и семейного воспитания; поиск способов построения личностно развивающих взаимодействий подростков и взрослых (педагогов, родителей) в сфере образования и социально-культурной деятельности, путей формирования у взрослых психологической готовности к организации продуктивных социально-культурных взаимодействий; определение концептуальных оснований и создание технологий психологического консультирования, дальнейшую разработку психологического компонента педагогических технологий социально-культурного творчества.
Изучение сущности и особенностей эмоциональной саморегуляции показывает, что этот процесс во многом носит личностный характер и, следовательно, нуждается в тесном рассмотрении с процессами возрастной динамики, особенностей поведенческих и деятельностных моделей личностной самореализации.
Д.А. Леонтьев указывает, что на философском уровне рассмотрения личность - это «человек, выступающий как автономный носитель и субъект конкретных исторически сложившихся человеческих форм деятельностного отношения к миру»34.
Становление личности происходит в процессе выделения ребенка из единства «ребенок и его родители». Развитие личности происходит по таким направлениям, как усложнение и иерархизация регулятивных механизмов жизнедеятельности, интериоризация внешних регуляторов, становление механизмов саморегуляции и самодетерминации. Этот процесс становления автономной личности имеет два поворотных пункта: 1) в младшем дошкольном возрасте, когда у ребенка появляется осознание своего Я и ощущение способности противостоять внешнему давлению, ощущение себя субъектом своих действий, формируется их полимотивированность и соподчиненность («первое рождение личности») и 2) в подростковом возрасте, когда складывается самосознание, формируется способность строить свою жизнь и свой характер в соответствии с индивидуальным представлением о себе и собственной системой ценностей, смещение движущих сил собственного развития извне вовнутрь («второе рождение личности»)35.
Постепенно складывается система внутренней регуляции и саморегуляции жизнедеятельности, которая выступает основой психологической структуры личности и обеспечивает ей большую или меньшую степень независимости от внешних воздействий потребностей организма. Зрелая личность способна управлять своей жизнедеятельностью, подчиняя ее логике жизненной необходимости, стратегическим жизненным целям, представленным в единой ценностно-смысловой перспективе.
Опираясь на работы А.Г. Асмолова и Д.А. Леонтьева, в психологической структуре личности мы выделяем три уровня: уровень ядерных основ, содержательно-смысловой и экспрессивно-инструментальный.
К уровню ядерных структур личности относятся структуры троякого рода. Во-первых, это структуры, характеризующие степень и качественные особенности ощущения личностью себя как автономного субъекта деятельности. Во-вторых, это мировоззренческий образ мира и образ Я, осознанные представления личности о мире и о своем месте в нем, об общих закономерностях, которым подчинена объективная реальность и человеческая деятельность, а также об идеальном мире и идеальном Я. В-третьих, это ведущие потребности и ценности личности, принятые ею в качестве мотивационных регуляторов своей жизнедеятельности и определяющие как стратегическую ее направленность, так и направленность действий личности в любой конкретной ситуации.
Опыт и проблемы художественно-творческой деятельности хореографических коллективов центрально-черноземного региона
Современная социально-культурная деятельность в России развивается в пространстве многообразных, вариативных, традиционных и инновационных видов и жанров творческой деятельности людей в сфере свободного времени. В этом ряду хореографическое творчество также представляет собой весьма разноплановое явление, которое охватывает все возрастные группы населения от детей до людей третьего возраста.
Важными факторами развития хореографического искусства как в России, так и в Тамбовской области, являются: во-первых, повседневная художественно-творческая деятельность многочисленных самодеятельных хореографических коллективов, вовлекающих в свою художественно-творческую деятельность широкий круг разновозрастных любителей танца (дети, подростки, юношество, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди); во-вторых, творческая деятельность профессиональных коллективов хореографии, ансамбли песни и пляски, которые задают общую направленность в развитии различных видов и жанров хореографии, создают базисные условия для сохранения и развития образцов танцевальной культуры и мастерства; в третьих, научно-методическая помощь самодеятельным коллективам со стороны научно-методических центров культуры, домов народного творчества, специализированных факультетов и кафедр высших учебных заведений. Только в Тамбове и Тамбовской области сегодня действует более 1000 коллективов хореографии, что создает предпосылки для изучения опыта работы этих коллективов, уточнения параметров их педагогической деятельности.
Среди наиболее известных коллективов необходимо назвать: ансамбль «Маланья»; ансамбль «Тамбовчата»; «Русское раздолье»; «Радуга»; ансамбль «Русская мозаика» и др.
Значимыми событиями в хореографической жизни региона являются конкурсы хореографического мастерства, такие как «Студенческая весна», «В вихре танца», а также различные профессиональные форумы, способствующие повышению профессиональной культуры руководителей хореографических коллективов.
Важным фактором повышения хореографической культуры в регионе явилось открытие в 1973 году хореографического отделения в Тамбовском государственном институте культуры, а ныне - кафедра хореографии Академии искусств, сервиса и рекламы ТГУ им. Г.Р. Державина.
Одним из направлений работы кафедры является подготовка преподавателей специальных дисциплин. Серьезное внимание уделяется изучению теории и методики классического, народно-сценического, русского народного танцев, основ современной пластики, бальной хореографии. Цель работы преподавателей кафедры заключается в том, чтобы дать молодому специалисту знания в том объеме, который позволит ему грамотно преподавать эти дисциплины в хореографических школах, в профессиональных и самодеятельных коллективах.
Не менее существенной задачей коллектив преподавателей кафедры считает работу по подготовке балетмейстеров. Успешное решение этого обеспечивает ряд специальных дисциплин, главное место из которых занимает искусство балетмейстера. Здесь очень важно научить студента свободно ориентироваться в многообразии танцевальной культуры, обрести умение творчески преломлять национальные традиции, создавая новые, яркие хореографические произведения - от простых танцевальных номеров до балетных спектаклей.
Преподаватели кафедры ведут большую методическую и научную работу. Помимо подготовки и издания программ по специальным дисциплинам, различных методических пособий и рекомендаций, идут исследования песенно-танцевального фольклора Тамбовской, Липецкой, Пензенской и других областей, а также осуществляется практическое консультирование руководителей хореографических коллективов, ведется постановочная работа81.
Педагогическая технология развития навыков эмоциональной саморегуляции подростков в хореографическом коллективе
Не повторяя их полностью, обратим внимание на принципы, задающие тон нашему прикладному, технологическом подходу: принцип деятельностной опосредованности педагогического воздействия на эмоциональную сферу подростка-участника коллектива хореографии;. принцип распределенности педагогического воздействия на эмоциональную сферу личности по всему полю художественно-творческой деятельности участников коллектива; принцип неразрывного единства художественно-творческого и духовно-личностного развития подростков-участников самодеятельного хореографического коллектива.
Как видно, наша программа охватывает все компоненты художественно-творческой деятельности хореографического коллектива, распределяясь по следующим основным направлениям: I. Художественно-продуктивная деятельность. И. Художественное образование и художественная критика продуктов исполнительского творчества. III. Художественно-образовательная работа. IV. Психолого-педагогическое обеспечение художественно-творческой деятельности.
Описывая нашу авторскую технологию развития навыков эмоциональной саморегуляции подростков, мы должны указать на то, что реализация данной программы в экспериментальной группе коллектива «Маленькая Ивушка» осуществлялась непосредственно автором данного диссертационного исследования. Кроме того, в ряде случаев, например для проведения бесед и лекций о истории хореографического искусства привлекались участники старших подгрупп коллектива, являющиеся студентами отделения хореографии ТГУ им. Г.Р. Державина.
В данном исследовании мы специально не останавливаемся на анализе систематической репетиционной практики, так называемого класса, который строится на хорошо известной системе развития психофизического аппарата танцора, освоения им технических и выразительных средств хореографии (групп движений, стилей, жанров и форм языка танца), совершенствования техники исполнения.
Разрабатывая педагогическую программу, направленную на развитие навыков эмоциональной саморегуляции подростков в условиях художественно-творческой деятельности хореографического коллектива мы позволили включить в программу экспресс-разминок и релаксационного тренинга элементы современной молодежной танцевальной культуры. Некоторые из современных танцев заняли законное место в репертуаре коллектива. Их в репертуаре «Маленькой Ивушки» не много, так как основное направление ансамбля - это народная хореография.
Современные танцы выстроены на знакомых и популярных среди подростков ритмах. Четкие движения танцующих, блестящие костюмы, яркий, динамичный свет в достаточной мере отражают энергичность и темп современной жизни. Такие номера не имеют большой смысловой нагрузки, однако помогают снять накопившееся напряжение и агрессию, свойственные современным подросткам. Этому также способствует совершенно иная нежели в народной хореографии координация движений рук, ног, головы, корпуса. Овладение современной техникой исполнения хип-хопа, брейка, рэпа и др. позволяет подросткам в самоутверждении, самопрезентации в подростково-юношеской общности, коллективах сверстников.
При разработке программы мы исходили из того, что занятия в самодеятельном хореографическом коллективе позволяют, наряду с развитием психофизического аппарата, максимально дифференцировать и индивидуализировать задания для всех его участников с учетом уже сформировавшихся интересов и склонностей. Занятия выстраиваются в четко продуманную систему, которая включает в себя: композиционное моделирование занятий; индивидуально-творческие задания; вариативность типов занятий; использование эффектов педагогической оценки; использование технологий вербального и невербального взаимодействия; психомоторные и релаксационные упражнения; модификация игровой деятельности; обеспечение субъект-субъектных диалоговых отношений, создающих условия для самоизменения личности; создание условий, стимулирующих использования механизмов самооценивания, рефлексии, идентификации; включение в педагогический процесс развития навыков эмоциональной саморегуляции элементов психодиагностики и психологического тренинга. Хореография являет собой синтез различных видов искусств, что обеспечивает необходимое функциональное стимулирование. На занятиях хореографического коллектива мы можем использовать элементы арт-терапии, снимающих усталость, напряженность, раздражительность и т.п. Высокий эмоциональный накал чаще всего сопровождается общим двигательным возбуждением, выражающимся в возрастании привычного темпа движений и речи.