Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива Попов Роман Сергеевич

Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива
<
Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попов Роман Сергеевич. Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива : 13.00.05 Попов, Роман Сергеевич Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива :на материалах коллектива бального танца : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 Санкт-Петербург, 2007 177 с., Библиогр.: с. 168-177 РГБ ОД, 61:07-13/2892

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование национально-культурной идентичности личности подростка как предмет педагогического исследования 11

1.1. Анализ и обобщение концепций идентичности 11

1.2. Индикаторы национально-культурной идентичности 47

1.3. Психолого-педагогические механизмы формирования национально-культурной идентичности личности в современной социокультурной среде 66

1.4. Подростковый возраст как ключевой период личностного онтогенеза в формировании национально-культурной идентичности 88

Выводы 98

Глава 2. Самодеятельный коллектив бального танца как среда формирования национально-культурной идентичности подростка» (результаты опытно-экспериментальной работы) 101

2.1. Роль творческой коллективной досуговой деятельности в формировании национально-культурной идентичности личности 101

2.2. Педагогический потенциал учебно-воспитательной работы коллектива бального танца в формирований национально-культурной идентичности и условия его реализации в практической деятельности 110

2.3. Организация педагогического эксперимента и анализ результатов 150

Выводы 162

Заключение 164

Библиография 168

Введение к работе

Процесс глобализации, охватывая различные сферы жизнедеятельности людей, обостряет проблему национально-культурной идентичности. Отождествление личности с культурой, задает человеку смысловые и ценностные координаты, определяет его мировоззрение и мировосприятие, систему значимых символов, норм и правил поведения. Отсутствие национально-культурной идентичности ведет к неспособности человека ориентироваться в предлагаемых ему идеалах и культурных паттернах, что влечет за собой формирование личности вне культурного контекста.

Национально-культурная идентичность - сложное образование, которое является результатом деятельности агентов социализации. Традиционно функции формирования национально-культурной идентичности принадлежат образовательным институтам и институту семьи. Несмотря на возросшую активность исследований в области практической педагогики, нельзя утверждать, что упомянутые институты полностью справляются с формированием этого личностного аспекта. На этой почве, в ситуации нарастания глобализационных процессов, происходит экспансия западных ценностей, которые в контексте российской культуры становятся фактором ее дезинтеграции.

Особенно остро указанная проблема проявляется применительно к подростковому возрасту, поскольку именно в этом возрасте закладываются базовые культурно-идентификационные свойства личности, активно работают психокультурные механизмы идентификации, происходит процесс инкультурации личности.

Наряду с различными социальными институтами и областями духовно-практической деятельности, существенную роль в формировании национально-культурной идентичности подростка может играть сфера досуга, которая обладает объективными возможностями индивидуализации и социально-культурной интеграции личности. Это обусловлено тем, что досуг дает возможность развивающейся личности осваивать широкий спектр социальных ролей, предоставляет пространство для самореализации, выступает как сфера по иска и обретения личностной идентичности через групповую идентичность. Подросток включается в различные виды культурно-досуговой деятельности и тем самым осуществляется его самосовершенствование, ценностная ориентация, которая тесно связана с содержанием культуры и, объективно выступает как фактор формирования идентичности с ней.

Сказанное в полной мере относится к самодеятельным коллективам бального танца, которые за последние годы приобрели большую популярность. Занятия по практическому освоению бальной хореографии развивают нравственные и эстетические качества личности, повышают уровень ее культурной компетенции, формируя когнитивный и конативный компоненты национально-культурной идентичности. Специальные мероприятия с целью приобщения участников коллектива к образцам мировой и национальной духовной культуры способствует формированию культурной компетентности и порождают у личности ощущение тождественности с содержанием культуры, что положительно влияет на формирование когнитивного и аффективного компонентов национально-культурной идентичности. Однако на практике руководители коллективов бального танца ограничивают их деятельность подготовкой танцоров для выступлений на конкурсах различного уровня, принося воспитательные аспекты в жертву сугубо спортивным результатам.

Таким образом, актуальность данной темы обусловливается противоречием между высоким потенциалом коллектива бального танца в формировании национально-культурной идентичности личности участников и степенью его реализации на практике.

Это обусловливает необходимость осуществить специальное исследование, цель которого - сформировать теоретическую концепцию, и разработать вытекающую из нее методику формирования национально-культурной идентичности средних подростков в условиях самодеятельного коллектива бального танца.

Задачи:

1. Рассмотреть психологические, социологические, культурологиче ские концепции идентичности.

2. Выявить основные индикаторы национально-культурной идентичности личности.

3. Охарактеризовать механизмы формирования национально-культурной идентичности личности.

4. Определить специфику формирования национально-культурной идентичности личности в подростковом возрасте,

5. Выявить воспитательный потенциал самодеятельного коллектива бального танца в формировании национально-культурной идентичности личности участников»

6. Разработать и апробировать методику создания условий формирования национально-культурной идентичности личности подростков в самодеятельном коллективе бального танца.

Степень разработанности проблемы. Различные грани феномена идентичности анализируются в работах, которые можно условно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какие аспекты идентичности в них освещаются:

- общефилософские (Ачкасов В.А., Бахтин ММ., Гумилев Л.Н., Лихачев Д.С., Павлова О.Н., Эрикеон Э.);

- психологические и социально-психологические (Аусубель Д., Брейку-элл Г., Ватерман А.? Выготский ЛСМ Колберг JL, Марсия Дж., Мид М., Кон И.С, Каган В.Е., Салливен Г., Тэджфел X., Тэрнер Дж., Фрейд 3., Фромм Эм Штайнер Р., Эрикеон Э.);

- культурологические (Бахтин М.М., Клакхон К., Лихачев Д.С., Марков А.П., Мид Дж., Мид М., Панькин А.Б.);

- социологические (Андреева Г.М., Запесоцкий А.С, Колеман Дж.ч Кон И.С, Мертон Р., Нойман А., Парсонс Т., Пиаже Ж., Резник Ю.М., Скворцов Н.Г., Сикевич З.В., Хантингтон С, Ядов В А);

- педагогические (Амонашвили Ш.А., Данилов МА, Дебольский Н.Г., Каптерев П.Ф., Малахова И А, Пидкасистый П.И., Селиванов B.C., Стефанен-ко Т.ГМ Ушинский К.Д.).

Проблемы педагогической деятельности в условиях самодеятельных коллективов освещены в работах таких отечественных специалистов как Ариар-ский МА, Ваганова А.Я. Ваха В.В., Громов Ю.И., Малахова И.А., Пономарев AJL, Тонконогая ЕЛ., Храпченко М.Б., Ярошевский М.Г\ Воспитанию подростков в коллективе посвящены исследования Зимней ИА, Иванова И.П., Кротова В.М., Макаренко А.С, Станкина М.И,, Сухомлинского ВЛ., Шацкого СТ.

Исследования формирования национально-культурной идентичности подростков в условиях самодеятельного художественного коллектива,и конкретно - коллектива спортивного бального танца до сих пор не проводились, что обусловливает необходимость осуществления специального исследовательского проекта.

Объект исследования - самодеятельный коллектив бального танца как среда формирования национально-культурной идентичности личности подростка.

Предмет исследования - участники хореографического коллектива подросткового возраста как носители национально-культурной идентичности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции личностной идентичности З.Фрейда, Э.Эриксона; теория лингвистической относительности Сепира-Уорфа; теория социальной идентичности А.Тэджвела и Дж. Тернера; идеи педагогов-антропологов К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, Б.ГЛнаньева, Л.С.Выготского, ВАСухошшнского, Э.В, Ильенкова; теория «диалога культур» М.М,Бахтина - В.СБиблера; социально-когнитивная теория А.Бандура; гуманистическая теория самоактуализации личности АМаслоу; идеи персонифицированного образа национальной культуры Л.НХумилева, А.Кардинера, А.П.Маркова, Г.11.Волкова; концепция универсалий культуры К.Клакхона и А.Кребера; концепция этнического стереотипа Г.Олпорта; идеи Л.Рудольф, СРудольф, Ф.Ригс, ПЛІтомпка, С.Эйзенштадта, Д.И.Водзинского, СААрутюнова, К.Д.Радиной о функциях и значении традиций; теории творческой педагогической деятельности Я.АЛономарева, Е.ПТонконогой, концепция «значимого другого» Г.Салливена и ее разработка АБ.Петровским.

Изучение теоретических концепций идентичности, механизмов ее формирования, а также анализ структуры самодеятельных коллективов бального танца и содержания их учебно-воспитательной работы позволили сформулировать гипотезу данного исследования, которая заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в самодеятельном коллективе бального танца обладает потенциалом формирования национально-культурной идентичности его участников при определенных условиях, включающих: поликультурное образование, освоение различных пластов отечественной гуманитарной культуры, создание новых и поддержание существующих традиций коллектива, участие в фестивалях искусств, проведение специальных мероприятий с целью повышения уровня национально-культурной идентичности участников коллектива.

Организация исследования. Данное исследование осуществлялось на протяжении 4 лет и в своем развитии зафиксировало три этапа:

1) аналитический (2004 г.), в ходе которого изучались и обобщались различные концепции идентичности, анализировалась практическая реализация воспитательного потенциала самодеятельного коллектива бального танца, выявлялись его воспитательные ресурсы,

2) проектный (2005 г,), в процессе которого на основе предыдущего этапа разрабатывалась программа эксперимента, намечались его этапы, методы осуществления, формы контроля и пр.

3) экспериментальный (2005-2007 гг.), который был посвящен разработке и апробации экспериментальной модели формирования национально-культурной идентичности подростков в хореографическом коллективе. В ходе данного этапа применялись методы: теоретический анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы; диагностические методы (интервьюирование, фокус-группы); обсервационные методы: включенное наблюдение, изучение результатов деятельности; метод моделирования; педагогический мониторинг.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез философской, социологической, педагогической и психологической литературы; диагностические методы (интервьюирование, фокус-группы); обсервационные методы: включенное наблюдение, изучение результатов деятельности; метод моделирования; педагогический мониторинг»

На защиту выносятся:

1. Теоретическая концепция формирования национально-культурной идентичности средних подростков в условиях самодеятельного коллектива бального танца, включающая:

а) обоснование подросткового возраста как ключевого периода формирования национально-культурной идентичности личности, что обуслоатено объективными социо-психо-физиологическими изменениями структуры личности человека в данном периоде личностного онтогенеза;

б) характеристику основных индикаторов национально-культурной идентичности личности, в качестве которых выступают национальный язык (язык на котором человек думает); система референтов, принадлежащих к конкретной культуре, с которой человек себя отождествляет, степень включенности индивида в содержание своей национальной культуры, ментальность;

в) обоснование психолого-педагогических механизмов формирования национально-культурной идентичности личности подростка;

г) раскрытие ведущих сфер формирования национально-культурной идентичности участников самодеятельного коллектива бального танца: учебно- творческой, спортивно-творческой, внеучебной, досуговой;

2, Условия формирования национально-культурной идентичности участников коллектива бального танца, включающие:

а) обеспечение реального диалога культур в организации различных сторон жизнедеятельности коллектива;

б) стимулирование познавательной активности участников за счет насыщения учебно-воспитательного процесса элементами, развивающими когнитивную, аффективную и конативную сферы личности подростка;

в) управление мотивацией участников путем учета личностных характеристик и реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании;

г) рассмотрение личности преподавателя, как носителя национально- культурной идентичности и его оснащение методиками, позволяющими реализовать данный потенциал в учебно-воспитательном процессе;

3) Технологические аспекты формирования национально-культурной идентичности участников коллектива бального танца:

а) использование русских аналогов наиболее часто употребляемых англоязычных терминов в ходе занятий;

б) организация встреч коллектива с представителями иных культур;

в) создание новых и поддержание существующих традиций коллектива, способствующих формированию национально-культурной идентичности;

г) посещение культурных мероприятий, участие в фестивалях искусств;

д) проведение специальных мероприятий с целью повышения уровня национально-культурной идентичности участников коллектива (обсуждения художественных произведений, просмотры кинофильмов).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что осуществлено не имеющее аналогов исследование формирования национально-культурной идентичности средних подростков в условиях самодеятельного коллектива бального танца, что позволило: выявить основные индикаторы национально-культурной идентичности личности; уточнить содержательные компоненты и особенности организации учебно-воспитательной работы в самодеятельном коллективе бального танца; раскрыть педагогические условия формирования национально-культурной идентичности подростков в ходе учебно-воспитательной работы коллектива бального танца.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что автором разработана целостная методика формирования нацио нально-культурной идентичности подростков в самодеятельном коллективе бального танца; материалы работы могут быть использованы при чтении курсов лекций по хореографической педагогике в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников культуры,

Апробация работы проходила по следующим направлениям: 1) публикация научных статей и тезисов по теме диссертации (опубликовано 3 работы, объемом 1,25 п.л,); 2) подготовка и публикация учебно-методических материалов, основанных на материалах исследования (программы учебных дисциплин «Педагогическая работа в коллективе спортивного (бального) танца», «Организационно-творческая работа в коллективе спортивного (бального) танца», входящих в образовательную программу по специальности 071301,65 «Народное художественное творчество (хореография» общим объемом 0,75 пл. 3) использование материалов исследования в учебном процессе на кафедре хореографического искусства СПбГУП (2003-2007 гг.); 4) выступления на научных конференциях («Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития». СПб., 2006; «Современное состояние и перспективы развития туризма». СПб., 2006).

Индикаторы национально-культурной идентичности

Определение национально-культурной идентичности - непростая задача в связи с тем, что современные нации многообразны и состоят из различных культурных групп, со своими обычаями и традициями. Для того чтобы определить наличие и значение национально-культурной идентичности человека, необходимо выделить индикаторы принадлежности личности к какому-либо типу культуры- Здесь может существовать несколько вариантов, так как от выбора индикаторов, лежащих в основе идентификации, напрямую зависит результат исследования. Так, например, новозеландские исследователи, занимающиеся изучением культурной идентичности Маори в 2002 году, использовали в качестве индикаторов этой идентичности четыре следующих; 1)участие в культурной и художественной деятельности, 2)содержание просматриваемых программ на телевидении, 3 использование в языковой практике национального диалекта маори, 4)количество детей, получающих среднее образование на языке маори. Также индикатором культурной идентичности может служить наличие общепринятых, в рамках какого-либо общества, характеристик или идей. Но, по существу, она определяется за счет различий: мы чувствуем, что принадлежим к группе, а группа определяет себя как группу с помощью наблюдения и выделения различий с другими группами и культурами. Любая культура определяет себя в сравнении или даже противопоставлении другим культурам. Люди, которые чувствуют принадлежность к одной культуре, отчасти опираются на общий набор норм, установление таких общих кодексов возможно только через конфронтацию с их отсутствием, то есть, с другими культурами1. Таким образом, динамика самоопределения культуры подразумевает продолжительные контакты между культурами. Более того, эти отношения никогда не бывают равноправными, так как они никогда не существовали в изолированной форме: комплексная связь взаимоотношений на основе совмещения политических, экономических, научных и культурных отношений превращает любые отношения между двумя культурами в неравные. Всегда существует доминантная культура или доминантные культурные обычаи.

Национально-культурная идентичность может иметь разные качественные уровни. Условно можно выделить три таких уровня: низкий, средний и высокий. Низкий уровень национально-культурной идентичности формируется у личности в том случае, когда процессы социализации и инкультурации этого человека протекают исключительно стихийно. Этот вариант предполагает идентификацию с повседневной (обыденной) культурой1. Два последующих уровня (средний и высокий) предполагают институциональное закрепление культуры и культуротворческую деятельность личности.

В данном исследовании предлагается авторская система индикаторов национально-культурной идентичности личности, позволяющая фиксировать наличие или отсутствие таковой у человека и определять ее качественный уровень.

Для того чтобы судить о наличии национально-культурной идентичности у личности необходимо выявить ее индикаторы. Согласно «Большой Советской энциклопедии» индикатором является «...прибор, устройство, элемент, отображающие ход процесса или состояние объекта наблюдения, его качественные либо количественные характеристики в форме, удобной для восприятия человека».2 В настоящем исследовании в качестве индикаторов будут рассмат риваться внешние проявления личностных качеств человека, позволяющих судить о тождественности личности с конкретной национальной культурой. Для этого необходимо, во-первых, проанализировать взаимосвязь содержания культуры с личностью, во-вторых, определить удобные для восприятия формы внешнего проявления тождественности личности и культуры.

Национально-культурная идентичность - сложное образование, состоящее из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, конативного и аффективного.

Когнитивный компонент национально-культурной идентичности включает в себя такие качества человека как владение национальным языком и обладание культурной компетенцией. Отвечая на вопрос о взаимоотношениях между культурой и языком отечественный языковед А.А/Реформатский пишет: «Национальный язык есть форма национальной культуры. Он связан с культурой и немыслим вне культуры, как и культура немыслима без языка. Но язык не идеология, которая является основой культуры» . Поэтому небезосновательно принято считать, что человека нужно идентифицировать с той культурой, на языке которой он думает и говорит, «Язык и мышление образуют единство, так как без мышления не может быть языка и мышление без языка невозможно. Язык и мышление возникли исторически одновременно в процессе трудового развития человека» . Согласно гипотезе «лингвистической относительности» (гипотезе Сепира - Уорфа) , язык есть не просто средство выражения и оформления мыслей - он определяет ход наших мыслительных процессов и их результаты. Мы расчленяем, структурируем и классифицируем наблюдаемые явления так, как того требует лексика и грамматика нашего языка. А поскольку от

используемого людьми языка зависят процессы и результаты их мышления, постольку в культурах, различающихся по языку, формируются и разные представления о мире. Китаец не только говорит, но и мыслит иначе, чем англичанин, а поэтому и мир представляется ему не таким, каким видит его англичанин; русский язык регулирует и программирует мыслительные процессы одним образом, а арабский язык - по-другому, а поэтому картина мира в русской культуре - одна, а в арабской - совсем другая,1 Культура живет и развивается в «языковой оболочке», но не «оболочка» обусловливает содержание культуры, а, наоборот, содержание культуры диктует характер и состояние этой «оболочки». Язык обслуживает культуру, а не определяет ее Нормы языка, его лексика и грамматика изменяются, когда этого требует развитие общественной жизни, науки, искусства.

«В реальном историческом функционировании языки и культура неотделимы, невозможно существование языка, который не был бы погружен в контекст культуры и культуры, которая не имела бы в центре себя структуры типа естественного языка»2.

Язык чрезвычайно важен для культуры еще и потому, что он является инструментом, с помощью которого человек получает информацию о ценностно-нормативном ядре своей национальной культуры. Овладение национальным языком является отправной точкой формирования этно-культурной личности.

Подростковый возраст как ключевой период личностного онтогенеза в формировании национально-культурной идентичности

Как уже отмечалось в работе ранее, процесс идентификации - это динамичный процесс, который длится на протяжении всей жизни человека, но в связи с некоторыми объективными факторами, на наш взгляд, есть основания судить о подростковом периоде как ключевом в формировании национально-культурной идентичности личности. Предполагается, что целенаправленное воздействие, направленное на формирование национально-культурной идентичности личности будет максимально эффективным, когда возраст человека составляет 13-15 лет, то есть в подростковом периоде. Само по себе формирование национально-культурной идентичности, конечно же, начинается еще с более раннего жизненного периода - с периода детства, когда человек начинает осваивать язык той культуры, в которой он рожден и, к которой он принадлежит. И, естественно, что формирование культурной идентичности не заканчивается к 15 годам, так как это динамичная структура. Но подростковый возраст можно рассматривать как ключевой период жизни человека в позитивном формировании данного аспекта его личности.

Для того чтобы описать особенности формирования национально-культурной идентичности в подростковый период жизни человека, стоит рассмотреть существующие к этому в науке подходы. На данный момент наибольшее распространение имеют три подхода: психоаналитический, социально-психологический и их научно-теоретический синтез, осуществленный Э.Эриксоном.

Центральным фактом для психоаналитического подхода является пробуждение в период полового созревания сил, имеющих инстинктивную природу, которые нарушают равновесие, установившееся в более ранний, латентный, период, и приводят к росту напряженности и резким сдвигам в эмоциональной сфере. Результатом этого своеобразного возврата к генитальной, по Фрейду, фазе становится разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи.

Избранный Блосом подход к пониманию психологических проблем среднего подросткового возраста позволяет ему выявить значение регрессии. Этот автор считает, что для сохранения эмоционального равновесия поведение подростка должно отвечать более ранним этапам его развития, поскольку формирование индивидуальности и достижение независимости вносят в его внутреннюю жизнь известный разлад, требующий переоценки эмоциональных привязанностей в семье, единственным, по мнению Блоса, путем решения этой задачи является восхождение к истокам эмоциональных привязанностей (регрессия). Так превращенная форма любви к родителям, свойственная ранним фазам развития ребенка, выражается в склонности подростков к идеализации знаменитостей (кинозвезд или выдающихся спортсменов). Другим примером может служить особое эмоциональное состояние «растворения» или полного слияния с кем-либо или чем-либо, которое способствует некритичному принятию абстрактных идей, отождествлению с религиозными или философскими идеалам.

Эмоциональный и объектный голод утоляется до некоторой степени в компании сверстников, которая фактически служит для юноши заменой семьи» Здесь он приобретает определенный эмоциональный опыт, необходимый для индивидуального развития, постигает такие стороны человеческого общения, как поощрение, эмпатия, включенность, ролевое поведение, идентификация, разделение группового чувства вины и тревоги.

Таким образом, с позиций психоанализа старший подростковый возраст интерпретируется как период исключительной ранимости личности, обусловленной пробуждением сил, имеющих инстинктивную природу. Плохая адаптивность и непоследовательность поведения объясняются внутренними конфликтами и стрессами, связанными с необходимостью разорвать сложившиеся в детстве эмоциональные связи, чтобы выстроить систему новых, взрослых эмоциональных отношений уже за пределами семьи. В связи с этим определяется существование переходного периода размытого Я и поиска идентичности, необходимой для достижения индивидуальной автономии.

Для социально-психологического подхода главными понятиями в анализе юности являются социализация и роль. При этом основная проблема заключается в том, каким образом стандарты, ценности и убеждения, характерные для данного общества, воздействуют на ожидания и нормы, связываемые с ролями подростка, родителей, сына, дочери и так далее. Социализация и роль приобретают ведущее значение в юности вследствие возросших когнитивных возможностей подростка, увеличения диапазона ролевого выбора и расширения его окружения. Ослабление ВЛИЯНИЯ прежних авторитетов и открывающаяся возможность экспериментирования в области социально-ролевого поведения часто приводят к возникновению у молодых людей сомнений и нерешительности. Таким образом, важные особенности юношеского развитая определяются процессом смены ролей.

Включение подростка в новую систему отношений, пубертатные явления, изменение образа жизни приводит к глубокому переосмыслению Я-концепции на фоне все более интенсивного процесса социализации; постепенное перемещение центра общения в компанию сверстников, возрастание значимости мнений и оценок других людей приводят к ролевым конфликтам.

Таким образом, социологический подход в анализе подросткового возраста описывает путь его развития как путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Если в детстве роли для ребенка определяют взрослые, то с наступлением юности возникает задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения.

Роль творческой коллективной досуговой деятельности в формировании национально-культурной идентичности личности

По ряду объективных причин можно утверждать, что существенным потенциалом формирования национально-культурной идентичности личности обладает досуг и особенности его коллективные творческие формы.

Обычно досуг определяется как «часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности» .

В современной социокультурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни» С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга .

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.д.

Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда - и от межличностных обязательств. Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности, от спортивных команд до кинообществ, с целью реализации своих досуго-вых потребностей .

Досуговая активность зависит от ценностных ориентации, которыми руководствуется человек. Если человек ориентирован на создание, освоение, передачу культурных ценностей, то им осуществляется либо индивидуально-культурная деятельность, состоящая в самодеятельном творчестве, самообразовательном чтении, размышлении, либо социально-культурная деятельность, чаще всего игровая деятельность, в том числе общение, туризм, спорт и другое ,

Досуговая деятельность может преследовать различные цели и в зависимости от целевой направленности делиться на культурную и акультурную. Культур но-досуговая деятельность направлена на реализацию потенциала духовной культуры, как в рамках социальных институтов, так и в процессе индивидуальной культуросообразной деятельности человека. Считаем, что основная задача системы социокультурных институтов заключается в формировании культуросообразной активности личности с целью пробуждения в ней внутренней мотивации к использованию ценностно-нормативного ядра национальной культуры через вовлечение в различные виды деятельности. Культурно-досуговая деятельность включает в себя следующие виды:

Активный отдых, нацеленный на психическую реабилитацию и восстановление сил путем замены повседневного труда игровыми видами деятельности, иногда требующими значительных умственных и физических усилий. Традиционной формой активного отдыха в России являются народные гуляния, включающие игры и танцы. В наше время они приобрели современный облик и дополнились любительскими спортивными состязаниями и туризмом. Активный отдых совпадает с активными развлечениями. Стоит отметить, что в связи особенностями русского менталитета, во многом определяющим коллективность сознания россиян, современные формы активного досуга носят преимущественно коллективный характер. Поэтому они автоматически включают человека в использование ценностно-нормативного ядра национальной культуры, обязывая личность внедрять его содержание в систему своего поведения во время нахождения в коллективе. На сегодняшний день в силу расширения возможностей довольно быстрого перемещения по земному шару активно развивается такая форма туризма как познавательный туризм. Как уже отмечалось ранее, ресурсы познавательного туризма в сфере формирования когнитивного и аффективного компонентов национально-культурной идентичности поистине можно считать неисчерпаемыми в силу того, что в этом процессе активнейшим образом запускается механизм «диалога культур» (М.М.Бахтин, В.СБиблер).

Самосовершенствование, могущее иметь целью: а) достижение физического совершенства, то есть движение к общественным идеалам красоты, силы , здоровья; б) самообразование (просвещение) - систематическое и целенаправленное освоение духовных ценностей классического культурного наследия и современных инноваций (чаще всего имеются в виду гуманитарные культурные ценности, воплощенные в литературе, искусстве, науке, философии). Самообразование - необходимое средство социализации и индивидуализации современного человека, В своем стремлении соответствовать общественному духовному эталону-референту человек на основе постоянно приобретаемых знаний о содержании ценностно-нормативного ядра национальной культуры корректирует свое поведение, выстраивая его в соответствии с этим ядром. Многие социально-культурные институты выполняют внешкольно-образовательные (педагогические) функции, стимулируя самообразование людей. К таковым можно отнести театры, музеи, различного вида клубы и объединения- Самосовершенствование является эффективным механизмом приобщения личности к содержанию национальной культуры, так как в данном случае человек проявляет активность, источником которой выступают не внешние факторы, а внутренняя мотивация, что существенно повышает эффективность процесса интериоризации духовых ценностей в связи с наличием личностной потребности в этом. Таким образом, самосовершенствование сильнейшим образом влияет на позитивное формирование когнитивного и конативного компонентов национально-культурной идентичности личности,

Организация педагогического эксперимента и анализ результатов

Следуя идеям ММБахтина, В.С.Библер в условиях новой социокультурной ситуации отметил, что «на рубеже XX-XXI веков обозначилось отчётливое смещение всего человеческого бытия - к полюсу культуры ... Культура нововременного мышления - это культура «втягивания» всех прошлых и будущих культур в единую цивилизационную лестницу» (Библер, 1991, с.З, 8), Не входя в противоречие с мыслями ММБахтина о культуре, В.СБиблер справедливо полагал, что сама культура понимается как форма общения, взаимопонимания (и диалога) между различными культурами - общение в веках и между веками. Исходная схема, распространённая на общение культур, означает предположение некоей одновременности разных логических культур, разных типов разумения - разума античного, разума средневекового, разума нововременного, разума современного. Она означает предположение их диалогического взаиморазвития - бесконечного развития античного разума как раз в сопряжении с бесконечным развитием разума нововременного и т.д., и т.п., при постоянной провоцирующей роли разума современного, ориентированного на диалог1.

В качестве основного технологического аспекта реализации первого выделенного нами условия формирования национально-культурной идентичности личности участника коллектива (обеспечение реального диалога культур) в урочной части учебно-воспитательного процесса является организация встреч с представителями других культур. В рамках деятельности коллектива бального танца это находит выражение в организации участия членов коллектива в мастер-классах и индивидуальных занятиях с иностранными специалистами. В настоящее время, такая практика является довольно распространенной. Данная форма обучения в действительности может вносить большой вклад в формирование всех трех (когнитивный, аффективный, конативный) компонентов национально-культурной идентичности участников коллектива. Это обусловлено возможностью непосредственного «диалога» с представителем другой национальной культуры, что дает ощущение и осознание своей «другости», то есть своего отличия от выступающего педагога. И начинается этот процесс с того момента, как тот «другой» начинает говорить. Именно язык, как основной индикатор, сразу выявляет отличность педагога от аудитории, этот эффект усиливается за счет инаковой манеры поведения, другого темперамента в общении, особенностей менталитета, выраженных в содержании материала, формах и методах его подачи. Совокупность этих факторов вызывает подсознательную (интуитивную) идентификацию, что вызывает именно чувство тождественности с общностью, обладающей другой национальной культурой (чувство идентичности), помимо знания об этом. Другими словами, в процессе диалога культур в описанной форме происходит формирование преимущественно аффективного аспекта национально-культурной идентичности личности.

Исторически сложилось так, что родиной современных бальных танцев является Англия, поэтому основная часть информации по этому виду танцевального искусства передавалась и передается при помощи английского языка. Но необходимо отметить, что на сегодняшний день в таких странах как Россия, Германия и Италия уже сформировались свои национальные школы этого направления хореографии, что находит выражение в своеобразии исполнительского стиля танцоров, представляющих эти страны на международных соревнованиях и конгрессах. Данный факт говорит о том, что в указанных странах сформировался высокопрофессиональный педагогический корпус, позволяющий вносить в салонную танцевальную культуру Англии 20-х годов XX века свой национальный колорит, не только не утрачивая при этом фундаментальных основ жанра, но и развивая их. Широко известно, что английский язык имеет статус международного, и его помощью специальные термины, относящиеся к бальному танцу, проникают в другие языки, зачастую оставаясь без адекватного перевода. Так, например, термин «swivel», обозначающий вид поворотного действия, при котором нижняя часть тела танцора поворачивается на большую степень, чем верхняя, имеет русский аналог - «вертлюг» {вертлюг -шарнирное звено для соединения двух частей механизма, позволяющее осуществлять их относительные повороты), но никогда не используется в России в родном для нас русском варианте. Таких примеров огромное количество. Перевод и дальнейшее использование во время урочной работы исключительно русского языка является следующей педагогической технологией реализующей определенные условия формирования национально-культурной идентичности участников коллектива. Она позволяет решить следующие задачи; во-первых, она дает возможность расширения лексикона учеников, что развивает когнитивный аспект национально-культурной идентичности» Чем объемнее лексический запас человека, тем более глубокие пласты национальной культуры он может освоить. Как следствие, эти знания имеют возможность реализоваться в индивидуальной языковой практике, определяя уровень использования культурного содержания. Также данная педагогическая технология существенным образом может стимулировать познавательную активность и повышать их мотивацию к занятиям в коллективе.

Занятия с зарубежными специалистами в области современного бального танца, объяснение англоязычных терминов создают хорошее основание для использования следующей педагогической технологии - проведение бесед о содержании культуры, о ее ценностно-нормативном ядре. Но здесь сразу необходимо отметить, что выделение отдельных занятий для проведения таких бесед не является целесообразным, так как основная задача урочной части учебно-воспитательной работы коллектива бального танца - это приобретение учениками исполнительских навыков в данном виде танцевального искусства. Но, тем не менее, танцевальный материал, который изучается в процессе уроков, во многом оправдывает включение небольших бесед на предмет содержания разных национальных культур, их сходств и различий. Это обусловлено тем, что в определенном роде современные бальные танцы - это «танцы народов мира», стандартизированные британскими учителями Имперского Общества Учителей Танцев (ISTD - Imperial Society of Teachers of Dancing) в начате XX века. Танец

Самба имеет афро-кубинские корни и должен создавать атмосферу карнавала, кубинскую основу имеют такие танцы как лиричная Румба и активный Ча-Ча-Ча, Пасодобль - испанский танец, в котором движения партнера повторяют движения тореадора на арене, а партнерша символизирует его плащ, американские корни имеют танцы Джайв, Медленный Вальс, Медленный и Быстрый Фокетрорт, Танго имеет аргентинские корни, Венский Вальс - немецкие. Естественно, что национальный колорит был немного смягчен салонной культурой Европы начала XX века, по, тем не менее, утрачен он не был. Следовательно, полноценное изучение современного бального танца трудно представить без изучения его национально-культурных корней. Таким образом, возникает объективная необходимость в объяснении педагогом этнокультурных и исторических корней и особенностей каждого из танцев, проведении сравнительного анализа известного элементов содержания отечественной и зарубежных культур, обсудить их духовный и материальный аспекты. Усвоение учениками такой информации напрямую способствует формированию их культурной компетенции, оказывая воздействие на когнитивный компонент национально-культурной идентичности. Все вышеперечисленные педагогические механизмы, развивающие когнитивную, аффективную и конативную сферы личности участников коллектива, во многом стимулируют их познавательную активность.

Похожие диссертации на Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива