Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности Ильинская Елизавета Александровна

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности
<
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильинская Елизавета Александровна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Ильинская Елизавета Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2009.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1503

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 15

1.1. Степень разработанности проблемы формирования толерантности 15

1.2. Определение понятия толерантности в исследовании 38

1.3. Психологическое обоснование необходимости формирования толерантности у старших дошкольников 53

1.4. Критерии толерантности и интолерантности, этапы, принципы и границы формирования толерантности 61

1.5. Воспитание толерантности в контексте социализации ребенка дошкольного возраста 79

1.6. Построение целостной картины мира как основа формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста 103

1.7. Средства культурно-досуговой деятельности как основа формирования толерантности у дошкольников 111

Глава II. Социально-культурная деятельность как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (результаты опытно-экспериментальной работы) 122

2.1. Педагогические условия формирования толерантности в дошкольном образовательном учреждении 122

2.2. Проект программы формирования толерантности детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности «Гармония жизни» 135

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности 155

Заключение 162

Библиография

Введение к работе

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Однако в воспитании толерантности как специфического качества личности проявляется специфический феномен дуальности: отношение человека к представителям другого этноса, социальной и возрастной группы, носителей иных политических воззрений, с одной стороны, находит весьма интенсивное выражение на уровне бытового поведения, проявляясь в ксенофобии, неприятии, экстремизме, и с другой - принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения. Этим обстоятельством может объясняться низкая эффективность реализуемых программ по формированию толерантности, которые рассчитаны на категории населения, имеющие, как правило, уже сложившиеся стереотипы, сформировавшееся отношение к представителям других этносов, культур, политических взглядов и пр.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера рассматривается в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между:

— потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным ис пользованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;

— потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;

— необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

Цель исследования: разработка концепции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности и создание программы формирования толерантности, реализуемой в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с данной целью в диссертации решались следующие задачи: 1. Раскрыть содержание процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, уточнить содержание понятия «толерантность» в контексте дошкольного возраста.

2. Определить возрастные особенности процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить и охарактеризовать основные этапы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выделить критерии толерантности и интолерантности применительно для детей старшего дошкольного возраста.

5. Обосновать условия формирования толерантности у дошкольников в воспитательной среде дошкольного учреждения;

6. Разработать и экспериментально апробировать программу формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Объектом исследования является процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.

Предметом исследования являются дети старшего дошкольного возраста как носители толерантности. 

Степень разработанности проблемы формирования толерантности

Ввиду того, что толерантность трактуется различным образом на разных этапах историко-философского процесса, возникает потребность ретроспективного подхода к данной теме, при котором может быть осуществлен историко-философский анализ воззрений на толерантность. Он состоит в выявлении и описании взглядов, идей, концепций, в которых рассматривается тема толерантности. Это позволяет проследить историю рождения и развития новых идей, изучить вопросы их взаимосвязи и взаимовлияния, что, несомненно, имеет значение для историко-философского знания.

Исследование темы толерантности также способствует разработке фи-лософско-исторического знания. Следует отметить, что проявления толерантности сопутствуют человеческой истории. Среди наиболее заметных исторических событий, которые можно расценивать как проявления толерантности, можно отметить Миланский (313 г.) и Нантский эдикты (1598 г.), толерантные патенты императора Иосифа II в XVIII веке, закон об эвтаназии в Нидерландах (2001 г.) и другие. Осознание места и значения этих событий в истории способствует осмыслению самой истории. Особую значимость тема толерантности получает при рассмотрении проблемы человека, которая является важнейшей проблемой современной философии. Дело в том, что толерантность выступает не только как требование, предъявляемое к человеку со стороны общества. Как состояние духовной жизни она проявляется и вне зависимости от этих требований; рано или поздно в своей жизни человек сталкивается с проявлениями толерантности. И здесь неважно, имеет ли толерантность широкое распространение или, напротив, она довольно редка (что представляется более вероятным). Гораздо более важно, что в толерантности человек открывает свое индивидуально-личностное бытие, осуществляет себя как человека. Важным историко-философским событием античной эпохи, имеющим неоспоримое значение для разработки темы толерантности, явилось возникновение метафизики как первой философии. Данное событие придает импульс теоретическому описанию и представлению толерантности в форме выявления ее оснований. Попытки метафизического представления толерантности складываются в традицию, которая сохраняет влияние вплоть до наших дней.

В системе этических взглядов Древнего мира принципиальным считалось культивирование умеренности, нашедшее свое обоснование в учении об эвтюмии Демокрита, в воззрениях Сократа. Последнему Платон приписывает высказывания о значимой чувственной толерантности, базирующейся на представлении о том, что красота одного тела родственна красоте любого другого, и что если стремиться к идее прекрасного, то можно думать, будто красота у всех тел не одна и также .

В Средние века разработка темы толерантности велась в форме интерпретации (буквальной, аллегорической, моральной) новозаветных текстов. В патристике толерантность мыслится как любовь, благоволение и милость к человеку (Августин, Василий Великий). В таком виде толерантность была открыта миру вочеловечением второго лица Троицы, Бога-Сына, в облике Иисуса Христа. Весь акт вочеловечения — от предсказания о рождении Христа до Его воскресения — может быть понят как акт толерантности Бога к человеку. Поэтому в христианской новозаветной традиции толерантность представлена как религиозная ценность, составляющая образ мысли и действия христианина.

Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории XVII века. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно

1 Сломова О.И. //Внедрение опыта педагогики межнационального общения в практику формирования толерантности// http://borytko.nm.ru/papers/subject6_l/slomova.htm (14.09.2008) убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе. Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: "Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза".

В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости — когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.

Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Иногда полагают, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений. Это суждение зиждется на допущении, что религия в основе своей фанатична, и это отчасти верно в том смысле, что религия означает всецелую самоотдачу личности. В идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм, поскольку она приводит к сопоставлению фрагментарных и ограниченных ценностей с абсолютным и божественным. Однако на деле религиозный человек может легко впасть в соблазн освящения своих ограниченных ценностей светом того абсолюта, которому он предан, и при этом еще призвать в союзники Бога. Так что религия иногда может содействовать углублению и ужесточению фанатизма, каким бы он ни был - культурным, государственным или этническим .

Определение понятия толерантности в исследовании

Начиная с середины 90-х годов XX века толерантность как явление получила широкое научное осмысление с разных сторон — с понятийной, феноменологической, общегуманитарной, психологической. И хотя многие моменты, связанные с этим явлением, остаются предметом дискуссий, ни у кого не вызывает сомнения важнейшая роль, которую играет толерантность в современном мире.

Значимость эта была подтверждена на самом высоком международном уровне, когда ООН объявило 1995 год «годом толерантности»29, а 16 ноября 1995 года приняло Декларацию принципов толерантности, дав весьма полное международно-правовое и общегуманитарное определение толерантности, трактуя ее как «ценность и социальную норму гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и социальными группами; уважение и разнообразие различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям»30. Исходя из этого определения мы и будем рассматривать толерантность в дальнейшем.

Основным понятием исследования является «толерантность». Значение слова «толерантность» при употреблении его в обыденных ситуациях легко улавливается из контекста. Однако при попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине. Слово "толерантность" вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно: в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) не содержится сведений ни о существительном "толерантность", ни о прилагательном "толерантный". В появившемся позднее малом словаре тех же издателей (изд. 1907 года) дается лишь небольшая статья о существительном "толерантность", как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие «толерантность» уже два десятилетия является международно-признанным термином. В современном обществе толерантность становится сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов, стран.

В научном обиходе термин «терпимость» заменяют синонимом «толерантность». Рассмотрим этимологические корни данных понятий. В «Современном словаре иностранных слов» дается следующее определение толерантности: «Tolerantia (лат.) - терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие» . В «Советском энциклопедическом словаре» приводится многозначное толкование этого понятия: «Толерантность — иммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» 2.

В.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующую трактовку терпимости: «Терпимость — терпеливать что, выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; ожидать, выжидать чего—то лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться, снисходить, допускать, послаблять, потакать, поноравливать, давать повадку; не спешить, не торопить, не гнать, сно-равливать»33.

С.И.Ожегов приводит следующие уточнения: «Терпимость - терпимое отношение к чему-нибудь. Терпимый - такой, что может терпеть, с которым можно мириться; умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру» .

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова35 категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». Пассивную и негативную направленность обнаруживаем в «Тол-ковом словаре иноязычных слов» . В данном источнике понятие «толерантности» связано с абсолютной «потерей способности к выработке антител». Особо выделяется политическая толерантность: позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инако-мыслия в своих рядах. В жизни отдельной личности толерантность — проявление готовности прислушаться к мнению противников 7.

Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в Краткой философской энциклопедии: "Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) -терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции"38. Более полным определение терпимости, данное в словаре по этике под редакцией А.А.Гусейнова и И.С.Кона: "Терпимость — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения ..." .

Педагогические условия формирования толерантности в дошкольном образовательном учреждении

Согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, необходимо создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде -в семье, в образовательном учреждении, при участии родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом.

Развитие любого общества с перспективой достижения оптимального политического, экономического и нравственного состояния базируется на образовательной системе, модулирующей и реализующей актуальные социальные потребности. Отсюда следует, что образование становится в современных условиях одним из наиболее эффективных средств формирования новых отношений и норм поведения, в частности формирования толерантного сознания и поведения. Решение таких задач требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития ребенка, не только обладающего знаниями, умениями и навыками, но способного к широкому общению, в том числе в многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей, способного проявить понимание, готового к сотрудничеству, терпимого к инакомыслию. Все это повышает антропологическую и этическую составляющие в решении проблем образования в целом. В современных условиях возрастает роль сферы образования, призванной разработать круг педагогических условий и методов формирования толерантности. Подобную совокупность условий и методов формирования толерантности, можно обозначить как педагогику толерантности. По мнению многих исследователей,111 понятие «педагогика толерантности» предусматривает: — формирование толерантного пространства, характеризующееся единством всех субъектов образовательного процесса; — культуру общения как постижение другого в диалоге, как взаимопонимание и сопереживание; — синергетическое мышление, позволяющее менять личностные качества индивида, трансформируя их в сторону эмпатии, взаимоуважения, чувства партнерства; — личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения. Исследователи предлагают также следующие педагогические условия формирования толе рантности:

1. создание единого толерантного пространства образовательного учреждения; 2. формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и педагогов к равноправному диалогу через синергетическое взаимодействие; 3. вариативное использование активных методов обучения; 4. развитие навыков коммуникативной толерантности педагогов и учащихся; 5. реализация программы повышения психолого-педагогической компетенции педагогических работников; 6. организация просвещения учащихся с целью повышения уровня информированности по проблеме толерантности. По мнению Е.Ю.Клепцовой педагогическими условиями педагогики толерантности являются: 1. организация толерантного пространства в образовательных учреждениях; 2. повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров; 3. актуализация мотивационной готовности педагогического коллектива к организации толерантного пространства в детском учреждении; 4. организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста, учащихся и воспитанников на толерантной основе с использованием специальных методов, приемов, форм работы.

В результате анализа психолого-педагогической литературы и литературы по вопросам толерантности нами были сформулированы следующие педагогические условия формирования толерантности в условиях дошкольного учреждения: 1. Создание толерантного пространства дошкольного учреждения. 2. Соответствующая целям и задачам толерантного воспитания подготовка педагога. 3. Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности. 4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности. 5. Разработка и внедрение в педагогическую практику дошкольных учреждений специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим подробнее каждое из педагогических условий. Итак, первым условием является создание толерантного пространства дошкольного учреждения, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищено и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Значимая роль в создании такого пространства принадлежит всему педагогическому коллективу: руководителю учреждения, воспитателям, психологу, музыкальному руководителю и др. Необходимо создать в учреждении благоприятный социально-психологический климат, как основу формирования толерантного пространства. Отношения взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности между всеми работниками, несомненно, будут положительно отражаться на общем микроклимате в коллективе, на взаимоотношениях с детьми и их родителями. Чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры и религии необходимы для людей, которые взаимодействуют с подрастающим поколением. Заметим, что условия работы дошкольного учреждения предусматривают двенадцатичасовое пребывание детей в детском саду, и поэтому воспитатели находятся с детьми зачастую больше чем их родители. Необходимо также отметить, что на сегодняшний день в нашем обществе работа в детском учреждении не является престижной и высокооплачиваемой, поэтому наблюдается нехватка педагогических работников, текучка обслуживающего персонала. В детских садах преобладают женские коллективы. В такой ситуации создание толерантного пространства довольно сложная задача, решить которую в современной России необходимо. Заметим также, что педагогический коллектив представляет собой модель, по которой ребенок может сформировать свое представление о коллективе взрослых, о способах, приемах общения и взаимодействия. Поэтому цели и задачи самосовершенствования, саморазвития коллектива в плане формирования толерантного пространства, в котором укрепляется атмосфера уважения, доброжелательности и внимательного отношения друг к другу, являются первостепенными в жизни образовательного учреждения.

Проект программы формирования толерантности детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности «Гармония жизни»

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена экономическими и политическими изменениями в жизни страны. Массовая миграция населения из бывших республик стимулирует напряженность в межнациональных отношениях, на почве чего возникают этноконфликты, которые усложняют адаптацию человека к современному поликультурному миру. Нередко на почве этнокультурных различий в отношениях между людьми проявляются отчужденность, непонимание, агрессия. Необходимость формирования толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Существенное значение, на наш взгляд, имеет воспитание толерантности с детства, и потому представляется необходимым разрабатывать соответствующие программы и методики, ориентированные на дошкольный возраст, для дошкольных образовательных учреждений.

Может возникнуть вопрос: стоит ли вообще заниматься формированием толерантности у столь маленьких детей, так ли это необходимо и возможно, может, стоит подождать, когда дети подрастут? Опираясь на исследования в области детской возрастной психологии на этот вопрос можно ответить положительно.

Задача воспитания доброжелательных отношений в группе дошкольников, посещающих детский сад, воспитания просоциальных качеств в личности ребенка, стояла перед педагогами всегда. Многие образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный развитию у детей гуманных чувств, формированию этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств.

Основным традиционным методом нравственного воспитания, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике, является работа, направленная педагогом на развитие самосознания ребенка. Так, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, в разделе «Нравственное воспитание» говорится о том, что детям необходимо «сообщать разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты девочка, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т.п.), в том числе о прошлом (не умел ходить, говорить) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, умеешь рисовать и т.п.)». При этом этические нормы рассматриваются как составная часть общей картины мира и Я-концепции ребенка.

При таком подходе, на наш взгляд, недостаточно учитывается такая важная составляющая нравственности, как умение сопереживать, сочувствовать другому человеку. А ведь именно к 5 годам у ребенка формируется способность к проявлению эмпатических переживаний. Ребенок, хорошо знающий себя, уверенный в себе, имеющий четкие представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо - не всегда способен встать на место другого и понять его переживания. Например, ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к умению сопереживать боли других, а высокая и адекватная оценка своих достоинств не всегда способствует уважению к другим людям. Особенно если эти люди не похожи на нас, не так одеты, не так ведут себя, говорят на чужом языке.

Безусловно, усвоение этических норм необходимо для формирования толерантности, но недостаточно.

Толерантность в старшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, проявляется как терпимое, тактичное и уважительное отношение к другим людям, вне зависимости от пола, возраста, национальности; способность к восприятию многообразия мира. Для разработки педагогических методик по формированию толерантного сознания необходимо это определение конкретизировать. Поэтому целесообразно определить критерии, которые позволяют более четко фиксировать исследуемое явление. К числу таких критериев в старшем дошкольном возрасте можно отнести: знание самого себя; способность к критичности по отношению к себе; способность к эмпатии; мобильность поведения; ответственность за свои поступки; дивергентность/гибкость мышления; ориентация на себя или других; обладание чувством юмора; социальная активность в группе. Также можно определить критерии интоле-рантности в дошкольном возрасте: насмешки, выражение пренебрежения; дискриминация по признаку пола, возраста, национальности; перенос вины на другого; вандализм по отношению к природе и окружающему миру.

Учитывая многоплановый характер толерантных начал, представляется возможным обозначить следующие задачи, которые должны решаться в программах воспитания дошкольников в духе терпимости: 1) знакомство с культурой своего народа, как необходимое условие интеграции в иные культуры; 2) формирование у воспитанников представлений о многообразии культур в мире и в России, воспитание положительного отношения к культурным различиям; 3) развитие умений и навыков ненасильственно разрешать разногласия и конфликты посредством способности к терпению и принятию другого; 4) установка толерантного отношения ко всему живому, к другим людям, к самому себе.

Каким образом, какими средствами должно осуществляться формирование толерантности у дошкольников? Исследования, проведенные нами на базе дошкольного образовательного учреждения, показывают, что средства учебной деятельности для этого не подходят. Невозможно усадить детей за парты и научить их толерантности. Учебная деятельность целенаправленна, результативна и обязательна. Она служит предметом общественной оценки и поэтому определяет положение ребенка среди сверстников, ранжирует детей.

Большие возможности для осуществления нравственного, толерантного воспитания у дошкольников имеет социально-культурная деятельность во всем своем многообразии. Известно, что социокультурная деятельность имеет огромный воспитательный потенциал, который успешно использовался в советский период истории России для продвижения коммунистических идей. На современном этапе необходимость формирования толерантного сознания может стать источником содержания социокультурных технологий. Деятельность, положительно влияющая на развитие толерантных отношений дошкольников, должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, инициативу. Живая заинтересованность, а не равнодушие — необходимое условие того, чтобы деятельность оказывала положительное влияние.

Похожие диссертации на Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности