Содержание к диссертации
Введение
Глава І. Теоретические основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста
1.1. Концептуальные подходы к формированию творчества 13
1.2. Особенности развития творчества детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности 34
1.3. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста (на примере работы с природным материалом) 59
Выводы по первой главе 82
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование, направленное на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельностив условиях дополнительного образования
2.1. Общая характеристика опытно-экспериментального исследования 85
2.2. Педагогическое обеспечение проектной деятельности в процессе развития творчества детей старшего дошкольного возраста при работе с природным материалом 108
2.3. Динамика формирования проектной деятельности как средства развития творчества при работе с природным материалом (анализ результатов исследования) 122
Выводы по второй главе 139
Заключение 142
Список литературы
- Особенности развития творчества детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
- Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста (на примере работы с природным материалом)
- Педагогическое обеспечение проектной деятельности в процессе развития творчества детей старшего дошкольного возраста при работе с природным материалом
- Динамика формирования проектной деятельности как средства развития творчества при работе с природным материалом (анализ результатов исследования)
Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях модернизации образования особенно актуальными становятся вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Современный социальный заказ системе дошкольного образования заключается в подготовке всесторонне развитых людей, способных творчески и нестандартно подходить к решению проблемы. На процесс развития творчества детей большое влияние оказывает деятельность, связанная с исследованием и отражением окружающей действительности. Приобретение опыта самостоятельного творческого поиска становится наиболее важным для ребенка дошкольного возраста, особенно при современном разнообразии источников информации.
Анализ состояния современной практики в области воспитания и обучения показал, что такой вид деятельности как проектная, является эффективным средством развития творчества и умственных способностей ребенка. Перспективность и актуальность использования проектов состоит в том, что это способ организации детской деятельности, построенный на основе интересов и возможностей ребенка, позволяющий ему реализовываться в наиболее естественном и важном для него качестве – исследователя, творца.
Длительное время задания, направленные на разработку проектов, применялись в учебном процессе школы, но не получили должного теоретического обоснования. Позже методика стала активно применяться для детей дошкольного возраста, преимущественно в условиях детского сада. В настоящем исследовании рассматривается возможность внедрения проектной деятельности детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
Образовательный и воспитательный потенциал проектной деятельности позволяет в рамках учреждений дополнительного образования повышать уровень развития творческой активности у детей дошкольного возраста, развивать у них необходимые навыки и умения для самостоятельного творческого мышления (А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса, А.И. Савенков и др.). Это весьма актуально для художественно-эстетического воспитания ребенка, развития способностей к планированию и самоорганизации.
Изучение литературных источников показывает, что проблема развития творчества у детей дошкольного возраста исследовалась в различных аспектах. Теоретическому обоснованию исследуемой проблемы способствовало изучение философской и психолого-педагогической литературы, в частности, работ Г. Кершенштейнера, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.
Для педагогической науки рассматриваемая проблема не является абсолютно новой. Фундаментальные аспекты проблемы воспитания личности содержатся в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева и др.
Проблема формирования творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности рассматривалась педагогами: в игровой (В.В. Вороновой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко и др.), двигательной (А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненковой и др), музыкальной (Н.А. Ветлугиной, М.Б. Зацепиной, Л.А. Рапацкой, В.Н. Шацкой и др.), литературной (Н.С. Карпинской, Л.А. Пеньевской, О.С. Ушаковой и др.); проблема развития творчества детей в художественно-творческой деятельности (А.В. Антоновой, Т.С. Комаровой, В.С. Кузиным, Б.Т. Лихачевым, С.П. Ломовым, Н.П. Сакулиной, Н.М. Сокольниковой, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой, Т.Я. Шпикаловой и др), в процессе ознакомления с предметным миром (О.В. Дыбиной, С.В. Кожохарь и др).
Изучению и разработке методологии обучения исследовательской деятельности детей как коллективной, так и индивидуальной, посвящены труды А.А. Бодалева, Н.Е. Вераксы, А.Н Вераксы, Т.А. Егоровой, Э. Дьюи, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.С. Ротенберга, А.И. Савенкова, Е.Н. Шиянова и др.
В настоящем исследовании мы рассматривали в качестве главной из составляющих проекта конструирование из природного материала. Эффективность данного вида продуктивной деятельности как средства воспитания, развития рассматривается в трудах И.Я. Базик, Е.Н. Водовозовой, В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, Е.В. Савушкиной, Н.П. Сакулиной, Ф. Фребеля и др.
Анализ изученной литературы показывает, что названные выше труды внесли вклад в разработку проблемы развития творчества детей дошкольного возраста. Однако в настоящее время проблема и педагогические условия развития творчества детей средствами проектной деятельности разработаны недостаточно.
Таким образом, становятся очевидны актуальные противоречия:
между реальным положением в сфере дополнительного дошкольного образования и потребностью общества в эффективных формах и методах развития творчества;
между потребностью субъектов образовательного процесса в действенных формах, методах, средствах развития творчества через проектную деятельность, способных изменить сложившуюся ситуацию, и неразработанностью эффективной содержательной стороны;
в практике дошкольного образования работа с природным материалом встречается крайне редко. Отметим трудности, имеющиеся между теорией и методикой организации работы с природным материалом в условиях дошкольного образования, заключающиеся в недостаточной разработанности технологий применения существующих методик.
Научные исследования в области проектной деятельности в основном посвящены изучению детей школьного возраста, а также обучающихся ВУЗов. Данные возрастные категории имеют свои особенности, что не позволяет применять существующие научные изыскания к детям дошкольного возраста.
Из перечисленных трудностей вытекает направленность на проблему исследования – поиск способов и методов развития творчества средствами проектной деятельности на природном материале в условиях дополнительного образования.
Цель исследования – теоретическо-методологическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих процесс развития творчества, практическая разработка системы занятий проектной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования, и проверка ее в ходе экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Предмет исследования: разработка педагогических условий, обеспечивающих успешное осуществление проектной деятельности старших дошкольников в системе дополнительного образования как средство развития творчества.
Гипотеза: Мы предполагаем, что процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности будет успешным при следующих педагогических условиях:
1. создание образовательной среды, в которой проектная деятельность выступает как способ организации поэтапной практической деятельности, основанной на возможностях и индивидуальных особенностях ребенка при активном содействии родителей и педагогов;
2. обеспечение условий для выполнения проектов – наличие разнообразных материалов и оборудования в свободном для ребенка доступе, многообразие и вариативность деятельности детей как на занятиях, так и вне их, интерес как главенствующий мотив деятельности;
3. организация проектной деятельности детей дошкольного возраста с использованием природного материала заключается в создании и реализации различных видов добровольно выбираемых проектов (исследовательских, практических, познавательных, творческих, игровых и др.);
4. использование следующих методов и приемов обучения:
а) усвоение и соблюдение цепочки последовательных действий;
б) обеспечение стимулирования самодеятельности детей и реализации ими активной созидательной позиции во взаимодействии с окружающей средой;
в) выражение воспитательной позиции педагога по сопровождению творчески ориентированной проектной деятельности детей;
5. выполнение проектов в совокупности представляется для обучающихся как целостная, интеллектуальная, эмоциональная, творческая, коммуникативная деятельность.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
-
проанализировать и охарактеризовать понятия «творчество» и «проектная деятельность» в работах философов, психологов и педагогов;
-
определить психолого-педагогические условия использования проектной деятельности для развития творчества детей старшего дошкольного возраста творчества с использованием природного материала;
-
разработать критерии и показатели оценки осуществления творчества в проектной деятельности;
-
разработать систему занятий проектной деятельностью, стимулирующих развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, и обеспечить ее проверку и внедрение в учебно-воспитательный процесс экспериментальных площадок;
-
сформулировать научно-методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию метода проектов как средства развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются: труды по проблеме формирования исследовательской активности детей (С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг, А.И. Савенков и др.); психолого-педагогические концепции развития и формирования творчества в продуктивных видах деятельности (в индивидуальных и коллективных формах) (З.В. Богатеева, П.П. Блонский, Н.А. Ветлугина, И.Л. Гусарова, Т.С. Комарова, Н.М. Конышева, В.С. Кузин, А.Н. Леонтьев, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, А.В. Петровский, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, Е.А. Флерина, Е.Н. Шиянов и др.); исследования проблем философии творчества (А.И. Ильин, Ю.Б. Борев, Ю.Т. Лисица и др.).
Проверка гипотезы и решение поставленных задач осуществлялось с помощью различных методов исследования:
1. теоретических: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; синтез, классификация, систематизация идей исследования;
-
эмпирических: наблюдение; беседа; обобщение педагогического опыта; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, оценивание результатов деятельности детей, качественная и количественная обработка результатов опытно-экспериментальной работы).
Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа проводилась в условиях педагогического процесса на базе ГБОУ центра детского творчества «Рязанский» и ГБОУ детского сада № 817. В эксперименте участвовало 137 детей, 150 родителей и 15 педагогов.
Исследование проводилось в три этапа. Первый, констатирующий этап (2008 – 2009 гг.) – проведены теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучен опыт применения проектной деятельности в образовательном пространстве, дана оценка состояния проблемы исследования; определены цели и задачи исследования.
Второй, поисковый этап (2009 – 2010 гг.) – определены содержание, место проектирования в развитии творчества; разработана методика проведения исследований, подготовлено проведение эксперимента.
Третий, формирующий этап (2010 – 2012 гг.) – проведен эксперимент по внедрению проектной деятельности в процессе развития творчества; уточнены и оформлены основные результаты и выводы исследования; разработаны методические рекомендации по применению метода проектов.
Научная новизна исследования:
- уточнены понятия «творчество» и «проектная деятельность», связанные со спецификой развития детей, определяемые новообразованиями старшего дошкольного возраста и особенностями познавательной деятельности;
- определены педагогические условия, способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности – усвоение и соблюдение цепочки последовательных действий по выполнению проекта; стимулирование самостоятельности детей, их активной созидательной позиции; готовность педагога и родителей к сопровождению творческой проектной деятельности;
- обоснована проектная деятельность, рассматриваемая как фактор развития творчества детей, и сочетающая в себе виды интеллектуальной, эмоциональной, практической, коммуникативной деятельности, способствующая самостоятельному осуществлению творческого процесса посредством конструирования из природного материала;
- создана система работы, в которую включены выбираемые детьми добровольно проектные задания, ориентированные на индивидуальные особенности, возможности и интересы дошкольников; определены технологии их выполнения с учетом изменения активности детей от репродуктивного уровня конструирования к эмпирическому, и далее к креативному.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен известный вклад в теорию осуществления проектной деятельности детей дошкольного возраста:
- обоснована проблема развития творчества средствами проектной деятельности, при условии активизации исследовательской активности детей дошкольного возраста;
- рассмотрены возможности и значимость проектной деятельности при развитии активной созидательной деятельности ребенка в процессе работы над проектами при использовании природного материала;
- теоретически обоснованы рациональные педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях проектной деятельностью.
Практическая значимость исследования: разработана, научно-обоснована и внедрена целостная система занятий с детьми по развитию творчества с использованием проектной деятельности для системы дополнительного образования, а также сформулированы научно-методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию метода проектов как средства развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается методологической и теоретической основой; совокупностью разнообразных методов, использованных в соответствие с объектом, предметом, целью и задачами; опытно-экспериментальной апробацией разработанных положений; количественным и качественным анализом полученных результатов, их воспроизводимостью и репрезентативностью; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность использования проектной деятельности как средства развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были представлены на научно-методических семинарах, совещаниях, заседаниях кафедры эстетического образования МГГУ им. М.А. Шолохова, на Международных научно-практических конференциях, проходивших на базе Российского педагогического государственного университета им. А.И. Герцена (2010г., 2011г.), на Международной научно-практической конференции, проходившей на базе Шадринского государственного педагогического института (2009г.). Результаты исследования нашли отражение в публикациях, обсуждениях на межвузовских научно-практических конференциях (Шадринск, 2010 г., Ступино, 2010), ежегодных научно-практических конференциях МГГУ им. М.А. Шолохова. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе педагогической деятельности автора исследования в ГБОУ центре детского творчества «Рязанский», ГБОУ детском саду № 817 и используются в работе вышеперечисленных коллективов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проектная деятельность связана с проявлением исследовательской активности, имеет большой потенциал для развития творчества детей старшего дошкольного возраста в конструировании из природного материала и является процессом эстетического усвоения художественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном продукте;
2. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста проходит успешно в рамках созданной системы занятий проектной деятельностью, при выполнении следующих педагогических условий:
- усвоение и самостоятельное выполнение цепочки последовательных действий по созданию проекта;
- стимулирование самостоятельности детей, их активной созидательной позиции;
- воспитательная позиция педагога и родителей направлена на сопровождение творчески ориентированной проектной деятельности детей;
3. Проектная деятельность обеспечивает: как интеллектуальная деятельность – усвоение экологических знаний, осознание ребенком целостной картины мира; в формировании эмоционально-положительного отношения к природе – создание выразительных образов из природного материала; в позиции деятеля – реализацию своих возможностей в творческой изобразительной деятельности, конструировании; как коммуникативная деятельность – умение решать практические задачи в процессе общения и индивидуальной и коллективной рефлексии.
Особенности развития творчества детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Воззрения на творчество в трудах средневековых философов связаны с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстает, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия.
Значение воли в человеческой личности подчёркивалиАвгустин Блаженный, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский и др. [1, 72]. Человеческое творчество выступает у них, прежде всего, как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с Богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом; это создаёт предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния; художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечто второстепенное. Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире.
В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества - подобных взглядов придерживались Дж. Вико, М. Монтень,Леоиардо да Винчи, Т. Мор и Т. Кампанел л а[43, 105, 168].
Философия Нового времени склонна была трактовать творчество как удачную, но в значительной мере случайную комбинацию уже существующих элементов[67]. Ученые этого периода - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Р. Декарт утверждали, что опыт нельзя объяснить логически, а потому он не может давать истинного знания. Творчество в данном случае выступает как нечто родственное изобретательству
Особый интерес к проявлению творчества характеризовал 19 столетие. Специфика художественного творчества рассматриваласьЭ. Кантом в системе его учения о целесообразности природы и человеческой деятельности в общем, а также в контексте его понимания искусства, в широком смысле этого слова. Кант разграничивал понятие искусства как проявление всякой разумной, целесообразной деятельности (труда вообще) и действия природы, целесообразность которых устанавливать человеку не под силу.
Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. По Канту, «гений - это талант (природное дарование), который дает искусству правило. А так как талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, то можно сказать, что гений - это прирожденные задатки души, через которые природа дает правила искусству» [82J.
Положение Канта о врожденности дарования обусловило и его понимание характера творческого процесса в искусстве как неосознаваемого и, по сравнению с процессом научного открытия, безотчетного и неформализуемого. При разграничении различных уровней художественного творчества Кант наиболее существенный, содержательный уровень относил к проявлению природного таланта, а поверхностный - к сознательной работе над оформлением этого содержания, когда создатель руководствуется вкусом. Вкусу как сознательному элементу придается важнейшая организационная функцию.
Так, не отрицается необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус, по мнению философа, основан на активной работе сознания человека.
Учение Канта было продолжено Ф. В. Шеллингом, который отмечал, что творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью, - гении. Согласно Шеллингу, творчество, и прежде всего творчество художника и философа, - высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом[125, с. 5-28J.
Ж.П. Сартр в вопросе о природе художественного творчества большое значение придавал исследованию природы воображения, а также эмоций в жизни человека. Эмоции он рассматривал как важнейшую сторону практической и теоретической деятельности человека и считал, что они возникают в трудных, проблемных ситуациях. Однако вопреки данным современной психологии, он видел в эмоциях не стимулятор человеческой деятельности, способствующей преодолению проблемных ситуаций, а лишь только средство бегства от них [147J. К.Р. Роджерс отмечает, что главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя, свои возможности. Под этим стремлением Роджерс имеет в виду направляющее начало, проявляющееся во всех формах органической и человеческой жизни, - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденцию к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Самое главное в творчестве - это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт [136, 137]. Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.
Известный философ К. Маркс понимал творчество как деятельность человека, которая преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью [82, с. 81-84].
Таким образом, на протяжении многих исторических эпох западной философией рассматривалась проблема творчества, а не его развития. Велись диспуты о том, что является основой творчества, но речь не шла о том, что необходимо сделать, чтобы помочь человеку стать творцом.
Отечественные философы в разные исторические периоды также придерживались различных точек зрения.
Известный русский ученый М.В. Ломоносов, рассматривая творчество как акт познания, считал его главнейшими составными элементами: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая, причем способность творить заложена в человеке на уровне высшей ступени.[169, с. 105-110].
Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста (на примере работы с природным материалом)
Творческая активность индивида является неотъемлемой частью гармонично развитой личности. На сегодняшний момент дошкольное образование имеет высокое развивающее и воспитывающее значение, создает основу для становления современного творчески ориентированного мировоззрения детей (Г.М. Андреева,А.А. Бодалев, С.М.Бондаренко, Т.А. Егорова, А.В. Запорожец, В.М. Кларин, Т.С. Комарова, А.А. Леонтьев, С.Л. Новоселова, А.В. Петровский, А.Н.Поддъяков, В.С.Ротенберг, А.И. Савенков, Э. Торндайк,Е.Н. Шиянов и др.).
Среди множества направлений современных педагогических технологий наиболее отвечающим целям творческого развития детей старшего дошкольного возраста в сегодняшних условиях является проектная деятельность (от греческого «проект» означает «путь исследования»).
Проектирование трактуется как «система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [138, с.5671. В философской литературе проект рассматривается как продукт деятельности проектирования, прототип, прообраз предлагаемого объекта [117,551].
Как показал проведенный нами историко-педагогический анализ, истоки методики проектирования находятся в философско-педагогических концепциях и образовательной практике в сельскохозяйственных школах США второй половины XIX века. Ее называли также «методом проблем», и основывался он на концепциях прагматической педагогики американского философа и педагога Дж. Дыои, провозгласившего «обучение посредством делания» [59; 60, с. 246-269J. Практическое применение своей теории Дж. Дыои осуществлял в экспериментальной «школе-лаборатории» при Чикагском университете.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Он и его последователи исходили из того, что истинным центром учебной работы должна быть активность, выведенная на деятельность, которую выбирают ученики по интересам. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Поэтому необходимо обращение к проблеме, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо применить полученные знания, умения и навыки, а также искать новые знания, которые позволят достичь поставленной цели. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Таким образом, работа над проблемой задает контуры проектной деятельности и позволяет формировать личный опыт ребенка по взаимодействию с социокультурным пространством ближайшего окружения [59].
Подробно методика освещалась У. Килпатриком, учеником и последователем Дж. Дыои. Он рассматривал идею обучения через организацию «целевых актов» [138, с.430]. Являясь последователем Дж. Дыои и сторонником прагматической педагогики, У. Килпатрик рассматривал учреждения образования как инструмент демократии в сфере образования, отвергал традиционную школу, отрицал необходимость программ обучения, системы занятий, предлагая строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта детей. Призывал к отказу от разделения учебной и внеучебной деятельности и строить педагогический процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде, определял программу обучения по методу проектов как ряд опытов, связанных между собой, которые служат развитию и обогащению других опытов.
Также У. Килпатрик отмечал, что учебно-воспитательный процесс должен соединяться с жизненным опытом ребенка, а приобретение необходимых знаний - происходить в процессе практической деятельности в социальной среде. Программу, составленную на такой основе, может обеспечить только деятельность, связанная с реальностью, окружающей ребенка, и основывается на актуальных детских интересах [138, с.567]. При этом он делал вывод, что ни государство, ни учитель не могут вырабатывать программу обучения, она должна создаваться самим ребенком вместе с педагогом и черпаться из окружающей действительности, когда дети, оказываясь в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их с помощью инстинктов, привычных и знаний.
Задачами учебных заведений он считал подготовку воспитанников к жизни в изменяющихся условиях, вооружению ребенка методами решения неизвестных проблем, поиска, исследования, рассматривая учение как ориентацию в конкретных жизненных ситуациях, обеспечение включения ребенка в процесс осмысления и переустройства окружающей действительности. Можно согласиться с У. Килпатриком, когда он подчеркивает важность того, чтобы дети оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями, преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а так же тех знаний, которые нужны для достижения данной практической цели, что обучение, построенное на детских интересах, является эффективным средством формирования устойчивых творческих качеств [79]. Выпущенная им книга «Метод проектов» по утверждению ряда исследователей стала первой работой, в которой этот метод стал самостоятельным предметом рассмотрения.
Теоретические положения, на которых базируется метод проектов, восходят и к ряду других образовательных идей конца XIX- начала XX века. В аналитических исследованиях этот период традиционно связывают с пересмотром теоретических основ образования. Чрезвычайно любопытной представляется причина этого пересмотра - неадекватность уровня педагогической мысли ирреально существующих образовательных систем. Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. Такой поворот педагогической мысли привел к зарождению концепции «свободного воспитания», поднял волну создания «свободных», «открытых» школ, детских общин, экспериментальной педагогики. Авторов «новой школы», независимо друг от друга проводивших свои исследовании во Франции (А. Бине), Германии (В. Лай, Э. Меймаи), Швейцарии (Э. Клапаред), Бельгии (О. Декроли), США (Э. Торндайк) и др., объединяла убежденность в необходимости развивать творческие, природные задатки обучающегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.
Педагогическое обеспечение проектной деятельности в процессе развития творчества детей старшего дошкольного возраста при работе с природным материалом
В ходе экспериментального исследования, которое осуществлялось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центра детского творчества «Рязанский» ЮВОУО, Государственных бюджетных образовательных учреждений детских садов №№756, 817 ЮВОУО г. Москвы, проводилась разработка и опытно-экспериментальной проверка гипотезы и задач. Всего в экспериментальнойработе участвовало более 130 детей дошкольного возраста, 150 родителей и 15 педагогов.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования в процессе опытно-экспериментальной работы ставились и решались следующие задачи: определить условия проведения опытной работы, выделить экспериментальную и контрольную группы; - определить и обосновать содержание проектных заданий, технологию их использования; - внедрить проектирование как деятельность, развивающую детское художественное творчество в практику детских образовательных учреждений.
На основе анализа психолого-педагогических условий была построена теоретическая модель использования проектной деятельности как средства развития творчества у детей старшего дошкольного возраста, разработаны качественные и количественные критерии оценки ее эффективности, выведена методика применения данной модели в практике образовательных учреждений.
Программа эксперимента включала в себя три основных этапа, которые представляли собой комплекс взаимосвязанных и дополняемых ситуаций. Эти ситуации создавались как в учебной, так и во внеучебной деятельности и предполагали индивидуальные, а на более поздних этапах и коллективные формы работы.
Первый этап (подготовительный) включал разработку программы эксперимента, планирование, построение гипотезы исследования, проведение констатирующего изучения исходного уровня творческих способностей старших дошкольников, навыков работы с природным материалом, отношения к объектам живой и неживой природы, а также методической готовности педагогов дополнительного образования, и психологической готовности родителей детей к применению метода проектов в творческом развитии детей дошкольного возраста. Наряду с этим осуществлялись изучение практики развития детского художественного творчества, посещение курсов, методических семинаров по проектной деятельности.
Второй этап (формирующий) состоял во внедрении разработанных положений в практику экспериментальной группы, определении критериев их эффективности, проверку результативности выделенного нами содержания работы с детьми, форм проектов и средств развития художественного творчества дошкольников. Были организованы два этапа конкурсов семейных творческих проектов среди обучающихся: по группам и внутри учреждения. Одновременно осуществлялось проведение обучающих лекций, семинаров, консультаций среди педагогов и родителей учреждений, в которых проводился эксперимент.
Третий этап (контрольный) включал анализ, обсуждение и трактовку результатов эксперимента, разработку методических рекомендаций по применению метода проектов в образовательной деятельности дошкольных групп. Для выяснения уровня сформированное творчества старших дошкольников на констатирующем этапе было организовано специальное исследование, которое проводилось с помощью комплекса методов: анкетирование, беседы, наблюдения за детьми во время бесед и творческой работы, анализ детских поделок. В связи с выдвинутой гипотезой на констатирующем этапе исследования ставилась цель: выявить уровни развития детского творчества под влиянием проектной деятельности с применением природного материала. Были опрошены старшие дошкольники в возрасте 5,9 - 7,2 лет.
Разработанная для проведения констатирующего эксперимента детская анкета представляла собой совокупность трех блоков, каждый из которых позволял нам получить общую картину сформированное знаний и пониманий ребенка (см. Приложение 1).
В первый блок анкеты входили вопросы, освещающие круг тем, связанных с экологическим миропониманием ребенком места человека в природе. Анализируя результаты, мы пришли к выводам, что большинство респондентов характеризуют природу как все окружающее человека, но не созданное им, понятие «экология» вызывает у детей довольно противоречащие суждения, но все же большинство из них сходятся на том, что «экология - это правила, как вести себя в природе, чтобы ни растениям, ни животным не было вреда», «как не испортить природу», «знания людей о том, почему растения и животные такие, какие они есть и что нужно, чтобы они жили долго и нас радовали». По материалам анкеты также можно судить, что около 80% детей знают о современных экологических проблемах. Это можно объяснить тем, что элементы экологического неблагополучия в той или иной степени встречаются в повседневной жизни каждого ребенка. Также дети имеют, пусть и в самом общем виде, представления о действиях, которые необходимы для охраны природы - не жечь костры в лесу, не мусорить там, не рвать много цветов и растений, не обижать животных и пр., однако около 50% опрошенных признают, что хотя бы несколько раз эти правила нарушали.
Динамика формирования проектной деятельности как средства развития творчества при работе с природным материалом (анализ результатов исследования)
Продумывая для себя проект, педагог мысленно представляет реакцию детей, предложение рассмотреть проблему, найти решение задачи проекта, окунуться в ситуацию сюжета. Обучающиеся, личиостно осваивая проблему проекта, стремятся к оптимальной форме ее разрешения, что повышает качество их обучения.
Опыт нашей экспериментальной деятельности по использованию метода проектов в развитии творчества старших дошкольников позволил сформулировать ряд научно-методических рекомендаций по применению проектных технологий для детей старшего дошкольного возраста.
Формирование у педагогов и родителей готовности к организации проектной деятельности детей являлось самостоятельной частью программы экспериментальной работы, которая осуществлялась на базе экспериментальных площадок. Показательно, что в начале эксперимента только 12% педагогов оценили свою готовность к организации проектной деятельности детей как достаточную. Основной проблемой большинство педагогов видели не столько отсутствие опыта работы по методу проектов, сколько преодоление психологического барьера при переходе от привычных методов руководства деятельностью старших дошкольников к готовности «идти за ребенком», корректировать процесс самостоятельного освоения им окружающего мира, создавать условия для самореализации, эффективно сотрудничать с ребенком в реализации его идей. Так, более 65% педагогов, участвовавших в эксперименте, заявили о трудности преодоления стереотипа в поведении, отказа от позиции официального лидера детской группы и перехода к педагогическому сопровождению проектной деятельности детей. Более 79% педагогов отметили в дальнейшем положительное влияние метода проектов на позицию детей, его возможности в стимулировании их самостоятельности и самодеятельности. В результате проведения цикла занятий для педагогов нами было зафиксировано существенное повышение их готовности к организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Достаточную степень готовности показали 58% педагогов, что в 5 раз больше, чем в начале эксперимента; среднюю степень готовности - 30%; на низком уровне готовность к организации проектной деятельности детей осталась у 12% педагогов.
Проанализировав систему критериев и показателей уровня развития творчества дошкольников в современной практике, мы выделили следующие критерии эффективности применения проектной деятельности для развития творчества: изменение отношения детей к процессу творчества, их интересы, способности (искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность, интерес к деятельности); повышение эффективности способов творческих действий (создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов, дополнения, изменения, нахождение оригинальных приемов изображения, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях); улучшение качества результатов детского творчества (выбор более подходящих выразительно-изобразительных средств, своеобразие манеры исполнения и характера выражения «своего» исполнения).
Сопоставление результатов контрольного эксперимента с данными констатирующего, эмпирическими данными из массовой практики позволило зафиксировать существенное расширение личного творческого опыта ребенка по таким его видам, как опыт практической деятельности (процент дошкольников, у которых данный вид опыта можно характеризовать как достаточный составил 34%, средний уровень сформированное данного вида опыта показали 62% детей). Опыт реализации детьми ролей исследователя, автора, художника и пр. в творчески ориентированной деятельности показали 76% детей (из них на достаточном уровне - 35%, на среднем - 52%), что превысило показатели констатирующего эксперимента. Произошло пополнение опыта самостоятельного целеполагания, планирования деятельности, самостоятельного принятия решения, исходные показатели которого равнялись 11% детей, показывающих средний уровень сформированное такого опыта, а по итогам экспериментальной работы эти показатели возросли - 57% детей показали наличие данных видов опыта, из них 42% детей среднего уровня сформированное такого опыта, 11% достаточный уровень его сформированности. Формирующий эксперимент показал, что расширение указанных видов личного созидательного опыта ребенка может оказать решающее влияние на формирование его активной творческой позиции. Число детей, проявляющих активную созидательно-творческую позицию возросло в результате эксперимента следующим образом: