Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
1.1. Исторические аспекты становления художественно-публицистических программ в учреждениях культуры. 17
1.2. Сущность педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры 37
1.3. Влияние социокультурной ситуации на процесс педагогической регуляции воспитания у молодежи ценностных предпочтенийвучреждениях культуры 58
Глава II. Совершенствование технологического процесса педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры . 84
2.1. Совершенствование педагогико-регулятивного механизма процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры. 84
2.2. Совершенствование сценарно-режиссерских основ педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры 105
2.3. Совершенствование технологического процесса педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры 135
Заключение 154
Список литературы 159
Приложения. 175
- Сущность педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
- Влияние социокультурной ситуации на процесс педагогической регуляции воспитания у молодежи ценностных предпочтенийвучреждениях культуры
- Совершенствование сценарно-режиссерских основ педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
- Совершенствование технологического процесса педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена многочисленными проблемами наиболее эффективного формирования ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры. Одной из причин этого процесса является высокий уровень популярности у молодежи телевизионных программ, которые привлекают не содержанием, а своей доступностью, демократичностью, красочностью, присутствием звезд шоу-бизнеса в качестве ведущих, или гостей, или зрителей, что вызывает повышенный интерес. Стремление создать как можно большее количество шоу-программ и в учреждениях культуры и увлечь тем самым молодежь в культурно-досуговую деятельность за счет снижения культуры речи, искажения русского языка не позволяет молодым людям правильно выбрать ценностные предпочтения в условиях досуга, что снижает общую культуру личности, тормозит процесс воспитания, развития и формирования личности молодого человека.
Современная жизнь молодежи в основном самоидентифицируется с помощью интернета, телевидения, радио, формирующих в совокупности представления молодого человека об окружающем его мире, поэтому воспитание ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры в рыночных отношениях требует тонкого профессионализма специалистов культурно-досуговой деятельности и их актива, доминантной деятельностью, которых является освоение культурных ценностей на основе педагогической регуляции.
Следовательно, воспитание ценностных предпочтений молодежи происходит в основном под влиянием электронных и технических средств, а живое непосредственное общение, которого так не хватает молодежи в повседневной жизни, могут обеспечить только учреждения культуры.
В последние годы изменились и социальные функции учреждений культуры: воспитательную функцию потеснили анимационная и рекреационная, что привело к отрицательным результатам в выборе культурных ценностей. По существу, выросло целое поколение молодых людей, обделенное высокими идеалами, идеями, ценностными ориентациями, педагогической регуляцией, примерами для подражания.
Поэтому учреждения культуры, осуществляя непосредственную связь с социумом, являются важнейшим институтом влияния на сознание молодежи, обеспечивая педагогическую регуляцию воспитания ценностных предпочтений у молодежи. Следовательно, возникает необходимость научного исследования
педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в воспитании у молодежи ценностных ориентации и отсутствием на практике системы деятельности учреждений культуры по воспитанию ценностных предпочтений у молодежи в условиях рыночных отношений.
Степень разработанности проблемы. В каждом обществе предполагается наличие системы ценностных предпочтений молодежи.
Сущность и природа молодого человека анализировались рядом отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов. Наиболее ярко освещались в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.П. Буевой, С.С. Батенина, Т.Н. Заславской, Ю.А Зубок, СП. Иваненкова, С.Н. Иконниковой, А.И. Ковалевой, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, А.А. Мальцева, А.В. Мудрика, К. Рубчевского, Л.В. Сохань, Н. Смелзера, Ж.Т. Тощенко, В.И. Чупрова и др.
Достаточно полно раскрыта эта проблема в зарубежной и отечественной педагогике (Я.А Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, АС. Макаренко и др.). Значительный вклад в разработку проблем методологии воспитания как общественного явления внесли исследования Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Н.К. Гончарова, Л.Ю. Гордина, Л.В. Занкова, Б.П. Есипова, Б.Т. Лихачева, ИЯ. Лернера, Э.И. Моносзона, АВ. Мудрика, И.Т. Огородникова, В.А. Сухомлинского, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. В исследованиях этих авторов подчеркивается мысль о возрастании роли и значении воспитания молодежи. Все они сходятся к мысли, что воспитание молодежи связано с тенденцией возрастания роли субъективного фактора в процессе исторического развития.
Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной социально-культурной деятельности. Социально-культурные проблемы молодёжи представлены в исследованиях С.Н. Иконниковой, ИМ. Ильинского, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.
Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли А.Л. Аксимова, Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада.
К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, B.C. Садовская и др.), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, АВ. Петровский и др.).
Основные позиции исследования данной темы диссертации потребовали проработки теоретических положений: о сущности, структуре, организационно-педагогических условиях (Т.И. Заславская, В.Н. Иванов, Р.В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко).
В научном анализе теории социально-культурной деятельности автор диссертации опиралась на научные труды М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.С. Каргина, Ю.Д. Красильникова, B.C. Садовской, Т.К. Солодухиной, В.И. Солодухина, Ю.А Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.И. Хоменко, В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.
Позитивно оценивая научные труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов в разработке пограничных аспектов данной проблемы, следует подчеркнуть, что ещё не было специального диссертационного исследования на тему «Педагогическая регуляция воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры».
Объект исследования - процесс воспитания ценностных ориентации молодежи в условиях досуга.
Предмет исследования - процесс педагогической регуляции воспитания ценностных ориентации у молодежи в учреждениях культуры.
Цель исследования состоит в разработке, апробации и внедрении научной концепции педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
раскрыть понятие «ценностные предпочтения молодежи в учреждениях культуры»;
теоретически обосновать процесс педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры;
- выявить основные направления совершенствования педагогической
регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в
учреждениях культуры;
создать концептуальную модель педагогического регулирования процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры;
разработать, апробировать и внедрить модель педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что педагогическая регуляция процесса воспитания ценностных предпочтений у
молодежи в учреждениях культуры будет наиболее эффективной, если специалисты будут действовать на основе научной концепции профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.
Эта концепция прежде всего ориентирует на необходимость видения смысла человеческой жизни, истинных ценностей жизни, которые организуют взаимодействие специалистов и молодежи в учреждениях культуры для молодежи.
В целях повышения уровня профессионального мастерства специалистам следует овладеть единым технологическим процессом в учреждениях культуры как комплексом планируемых взаимосвязанных элементов, направленных на решение конкретных педагогических задач посредством родовых методов культурно-досуговой деятельности, драматургического метода монтажа и режиссерских методов театрализации, иллюстрирования и игры.
Методологической основой педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждения культуры выступает методология культурно-исторического подхода на базе субъектно-субъектного взаимодействия, а также феноменологического анализа социогрупповых явлений (П. Бергера, Т. Лукмана, А. Щюца), смысл которого состоит в исследовании процессов молодежной аудитории, ее окружения в культурно-досуговом пространстве.
Теоретическую основу исследования составили: теория деятельности (АН. Леонтьев, М.С. Каган, Н.Ф. Талызина); психологическая теория личности (АГ. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов), теория педагогического процесса как творчества (М.В. Аверьянов, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, Я.А. Пономарев), теория воспитательного воздействия (И.М. Чередов, А.А. Кирсанов, Г.А. Захаров); теория культурно-досуговой деятельности строилась: на идее взаимодействия ценностно-смысловой сферы личности (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, М.С. Яницкий), на технологическом уровне в учреждениях культуры (А.Д. Жарков), опосредованной технологическими средствами (Дактум) и выражающей отношение к ней субъекта (модальность), развиваемых и развивающихся в процессе деятельности врожденных свойств личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов); социально-культурная теория молодежи как важнейшая содержательная компонента молодежной субкультуры, включающая общественное сознание и степень воспитания общественных интересов.
Методы исследования. В диссертации использованы различные методы, адекватные цели и поставленным задачам. С опорой на общенаучные методы познания (анализ, систематизация теоретических данных), статистические методы (моделирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов, изучение текущих материалов, обобщение, сравнительный анализ и синтез полученных данных), была проведена опытно-экспериментальная работа, построенная на научных теориях и гипотезе исследования. Велось наблюдение за подготовленностью к практической деятельности специалистов в учреждениях культуры и эффективностью их деятельности по педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и их последующая обработка в ходе педагогического эксперимента и, особенно, во время проведения формирующего этапа эксперимента, что потребовало введения целого комплекса вышеуказанных методов.
Комплексность исследования позволила выяснить исходное состояние процессом педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры, определить общие и частные характеристики обследуемого объекта. Экспериментом было охвачено свыше 1750 человек - посетителей и постоянных участников коллективов учреждений культуры города Перми и Пермского края. По объектам в Перми: Пермский Дом народного творчества - 250 человек; Пермский городской Дворец культуры им. Солдатова - 250 человек; Дворец культуры Ю.А. Гагарина - 250 человек; Дворец культуры им. А.С. Пушкина - 250 человек. В Пермском крае: районный Дом культуры «Бумажник»; ОАО «Соликамскбумпром» - 250 человек. Кроме этого, материалы эксперимента внедрялись в учебно-творческий процесс Пермского государственного института искусства и культуры.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение пяти лет в три этапа, с 2005 по 2011 годы.
На первом этапе исследования (2005-2006 гг.) изучалось состояние проблемы в философской, социальной, психолого-педагогической, социально-культурной, социологической литературе. Определялся общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования. Разрабатывалась теория педагогической регуляции процесса воспитания предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
На втором этапе исследования (2007-2010 гг.) осваивалась научная концепция А.Д. Жаркова и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению инновационных культурно-досуговых технологий педагогической регуляции ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры .
Был проведен социально-педагогический эксперимент, целью которого стало выяснение влияния оптимальных условий по воспитанию у молодежи ценностных предпочтений, что позволило разработать педагогическую модель, определить показатели эффективности инновационных культурно-досуговых технологий, построенных на взаимодействии педагогических средств, форм и методов культурно-до суговой деятельности. Проводилась организационная работа по подготовке и проведению экспериментальных программ, отбор активистов, исполнителей, участников клубов по интересам и любительских объединений, участников художественной самодеятельности. Дальнейший ход исследования проходил на основе внедрения технологического процесса в деятельность учреждений культуры по воспитанию ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры.
Педагогическое наблюдение за участниками эксперимента осуществлялось как в будние дни, так и во время праздников.
Целью эксперимента стало внедрение научного подхода к процессу педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры. Разработанные автором диссертации технологии были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий препятствующих повышению эффективности педагогической регуляции формирования ценностных предпочтений - у молодежи художественно-публицистическими программами в учреждениях культуры. В ходе эксперимента происходила: педагогическая корректировка регуляции по выявлению общественно-значимых предпочтений у молодежи в учреждениях культуры. Общая цель, общие задачи расчленялись на частные, при которых создавались условия для выявления наиболее значимых ценностных предпочтений.
На третьем этапе исследования (2010-2011 гг.) проводились анализ и обобщение полученных фактологических данных по воспитанию ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры через инновационные культурно-досуговые программы и нахождение решений, которые позволили вызвать внимание, поддержать, улучшить, развить и воспитать общественный интерес. Это потребовало поиска взаимосвязи общих и специальных
компонентов, их взаимодействия с различными формами деятельности учреждений культуры в едином, целостном технологическом процессе воздействия на молодежную аудиторию.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- впервые разработано содержание понятия «педагогическая регуляция
процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях
культуры», в основе которого лежит развитие мотивации у членов
любительских объединений, клубов по интересам, участников коллективов
художественной самодеятельности, посетителей массовых культурно-
досуговых программ;
- раскрыто взаимодействие различных педагогических условий с
использованием личностных ресурсов специалистов учреждений культуры,
которые являются субъектами совершенствования процесса воспитательного
воздействия на ценностные предпочтения у молодежи в учреждениях культуры
посредством координации, интерпретации смысловых действий, демонстрации
отношения к миру, обществу, региону, социуму, коллективу, к себе;
научно обосновано позитивное воспитательное воздействие молодежных культурно-досуговых программ на постоянных посетителей учреждений культуры: членов любительских объединений, клубов по интересам, участников коллективов художественной самодеятельности, неформальных объединений, реальную и потенциальную и, что особенно важно, на разнохарактерную молодежную аудиторию;
- доказано, что воспитание ценностных предпочтений у молодежи в
учреждениях культуры будет оптимальным, если все компоненты процесса
внутренне детерминированы требованиями, внешними обстоятельствами,
идеями, событиями времени и формами времени, когда происходит выбор
мотивов на основе переосмысления и переоценки ценностей, несущих в себе
гуманистическое начало, требующих положительного отношения к ним;
- выявлен и экспериментально подтвержден ранжир ценностных
предпочтений у молодежи, в учреждениях культуры, полученных знаний,
умений и навыков в общественной деятельности на основе личностно-
ориентированных категорий: любви к своей стране, добру, истине, уважения к
сложившимся традициям, посредством увеличения значимости оценочно-
смыслового содержания, за счет использования инновационных культурно-
досуговых технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию социально-
культурной деятельности за счет систематизации построения целостного технологического процесса в учреждениях культуры, воздействующего на сознание молодого человека, ориентирующегося в жизни страны, способного инициативно и плодотворно участвовать в общественно-значимых акциях.
Педагогическая регуляция воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры теоретически происходит по рассматривалась совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих действий. Весь этот структурно-содержательный механизм воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры Перми и Пермского края раскрывает целостность процесса, обеспечивающего значимость деятельности, ориентированной на личность молодого человека как субъекта жизни.
Разработана модель педагогической регуляции ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры, которая функционирует на основе оценочно-прогностического, мотивационного и коммуникативного компонентов, определяемых общественной связью и общественной зависимостью, двигаясь через противоречия к реальным общественным поручениям.
Раскрыты функции учреждений культуры по формированию ценностных предпочтений у молодежи, оптимизирующие соотношение содержания, форм, методов, выразительных средств, стиля, жанра, сценографии, режиссерско-драматургических компонентов как важнейших детерминантов инновационных культурно-досуговых технологий, внешнего воздействия на молодежную аудиторию.
Теоретически раскрыты механизмы воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры на основе смены видов и форм деятельности, отличающихся по содержанию от трудовой деятельности на интегративной схеме сохранения регионально-национальных традиций общественной жизни. Были выявлены доминирующие, синтетические, инновационные факторы, которые воздействуют поочередно, автономно друг от друга и в совокупности в целостном технологическом процессе на воспитание ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры, с учетом свободного выбора форм и методов проведения досуга. Доказана необходимость, неразрывность функциональных связей, которые определяют внутреннее единство ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры, где на смену типичному и необходимому для трудовой деятельности рационализму приходит открытое проявление социальных ролей, отношений,
действий, проблем личности молодого человека как носителя культурных ценностей, в культурном пространстве-времени.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
материалы, полученные в ходе исследования, были использованы при подготовке ряда молодежных целевых программ в учреждениях культуры всех типов Пермского края, определяющих перспективное направление воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры;
научные результаты диссертационного исследования используются при чтении дисциплин: «Социально-культурная деятельность», «Технология социально-культурных программ» на кафедре социально-культурной деятельности в Пермском государственном институте искусства и культуры;
- материалы диссертации могут использоваться во всех типах
учреждений культуры страны.
Достоверность исследования определяется его организацией,
объектами, источниковой и эмпирической базами, реальными проектами
культурно-до суговых программ, осуществлённых на сценах
экспериментальных учреждений культуры.
В диссертации используются материалы наблюдений автора на культурно-до суговых программах, осуществляющих воспитание ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры г.Перми и Пермского края.
Достоверность исследования подтверждается репрезентативностью полученных результатов социологического опроса, интервью, бесед и актами о внедрении, полученными из всех учреждений культуры, где проводила исследования автор диссертации. Это следующие учреждения культуры города Перми и Пермского края: Пермский Дом народного творчества; Пермский городской Дворец культуры им.А.Г. Солдатова; Дворец культуры Ю.А. Гагарина; Дворец культуры им.А.С. Пушкина. В Пермском крае: Районный Дом культуры г. Краснокамска; Дом культуры «Бумажник» ОАО «Соликамскбумпром».
Кроме этого, эксперимент проходил в Пермском государственном институте искусства и культуры.
Апробация основных результатов исследования осуществлялась в следующих формах:
- выступлениях автора на международных, российских, региональных
межвузовских конференциях: второй международной научно-практической
конференции «Науки о культуре: актуальные проблемы» (Москва, 2005);
третьей международной научно-практической конференции «Науки о культуре:
актуальные проблемы» (Москва, 2006); международном «круглом столе» «75 лет творчества и созидания: наука, культура, образование XXI века» (Москва, 2 декабря 2007); межвузовской конференции «Воспитательные проблемы в учреждениях культурно-досугового типа (Москва, 2008); международной научно-практической конференции молодых ученых «Науки о культуре: современные концепции и традиции» (Москва, 25-26 декабря 2009); восьмой международной научно-практической конференции «Инновационные технологии обучения в учреждениях культурно-досугового типа» (Москва, 2010); международной научно-практической конференции «Культурная политика в условиях модернизации Российского общества» (Москва, 20-21 ноября 2010);
публикациях статей и тезисов (см. список авторских публикаций с указанием объема в конце автореферата);
преподавании курса «Социально-культурная деятельность» на кафедре социально-культурной деятельности в Пермском государственном институте искусств и культуры;.
Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств 4 марта 2011 года, протокол №7.
Положения, выносимые на защиту:
1. В стабильном обществе трансляция ценностных ориентации устойчива, воспроизводство их в основных параметрах удовлетворяет большую часть молодежи, опыт общества востребован. Деятельность учреждений культуры находится в прямой зависимости от общественных отношений. Поэтому формирование ценностных предпочтений у молодежи теснейшим образом связано с активностью и инициативностью, ответственностью как «личностный механизм реализации необходимости», «превращения внешней необходимости во внутреннюю детерминанту». Это особенно сложно реализовать в молодежной аудитории, где интересы, потребности, мотивы в зависимости от пола, возраста, образования чрезвычайно разнообразны. С появлением в рыночных отношениях целого спектра не имеющих в прошлом аналогов учреждений культуры и организаций досуга, довольно прочно и эффективно заполняющих образовавшиеся ниши в общественных ценностях, и под влиянием различных факторов: социально-экономических, социально-политических, социально-культурных, возрастает интерес к молодежи, к идее возрождения национальных культур и субкультур.
2. Ценностные предпочтения у молодежи - одно из направлений
воспитания личности, заключающееся в сосредоточенности внимания, мыслей,
помыслов на определенном предмете, в учреждениях культуры проявляется не
только в познании, общении, творчестве, креативности, участии в социально-
ценностных акциях. Процесс воспитания ценностных предпочтений у
молодежи в учреждениях культуры носит взаимопреобразующий характер,
протекающий в интерактивном поле «человек - среда», что позволяет
улавливать тенденции развития объективно складывающихся локальных
социально-культурных ситуаций. Поэтому воспитание ценностных
предпочтений у молодежи в учреждениях культуры позволяет выстраивать
перцептивно-коммуникативные процедуры адекватные социально-культурным
ситуациям, в которых функционирует единый технологический процесс.
Целостный технологический процесс в учреждении культуры - это комплекс
взаимозависимостей, который вбирает в себя непосредственный диалог
личности с субъектами социально-культурной деятельности.
3. Педагогическая регуляция процесса воспитания ценностных
предпочтений у молодежи в учреждениях культуры позволяет совершать
действия в соответствии с общественными потребностями, интересами, так и
их дифференциации в технологическом процессе создания культурно-
досуговых программ.
Различие картин образного восприятия социальной действительности у молодежи в учреждениях культуры при соблюдении этических норм-правил, активного распространения личностью молодого человека как коммуникатора ценностных предпочений для конкретной аудитории и закрепляются в рамках организаторской, исполнительской деятельности.
4. Ведущим ценностным предпочтением у молодежи являются
общественные, коллективистские действия, направленные на развитие
творческих способностей. Это позволяет расширить у молодого человека объем
знаний о сущности социально-культурной деятельности, которые проявляются
на основе намерении личности и в связи с этим зачастую отражают результаты,
которые находятся в процессе постановки и реализации как ближайших целей,
так и ее мотивов при осуществлении социально-культурных программ.
5. Педагогическая регуляция воспитания ценностных предпочтений у
молодежи в учреждениях культуры требует встречного движения специалистов
и их актива в педагогическом сопровождении всех видов и форм деятельности.
Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется
диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей
силой возникновения педагогической мысли. Педагогическая регуляция воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры осуществляется через содержание, структурирование в соответствии с целями воспитания ценностных предпочтений, мобилизирующих усвоение содержания, сохранение и изменение культурной среды в границах, определяемых социумом.
Педагогическая регуляция процесса воспитания ценностных предпочтений предполагает включение участников в творческую деятельность; совместное планирование с субъектами необходимых для достижения намеченной цели действий; ориентацию на смысловую сторону деятельности, что позволяет реализовать цель в разных педагогических ситуациях, где задача педагогической регуляции выступает по отношению к результату - как промежуточный рубеж, а к средству - как эталон нормосоответствия.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Сущность педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
Планируя художественно-публицистические программы для формирова-ния ценностных предпочтений молодежи в учреждениях культуры, необходимо широко использовать ее специфические возможности и стремиться к максимальному расширению комплекса средств, методов и форм, приемлемых в каждом конкретном случае.
Забота о высоком ценностно-ориентированном уровне молодежных предпочтений в каждом массовом мероприятии - важнейшая задача его организаторов, где образцом творческого применения1 будут являться художественно-публицистические программы учреждений культуры.
В предлагаемых программах большое место должно быть уделено таким формам проведения как тематический вечер, лекция-концерт, кинолекция, вечер-концерт, киновечер, кинопанорама, устный молодежный журнал, вечер-митинг, вечера-репортажи, творческие показы, открытые уроки мастерства и т.д. Наряду с этим можно использовать такие формы, как театрализованный тематический вечер, театрализованный концерт, театрализованный митинг, массовый праздник и т.п., где следует учитывать, что художественно-публицистические программы ведутся в часы досуга молодежи и поэтому требуют зрелищности и красочности, эмоциональности23. Реализация художественно-публицистических программ даст возможность создавать центры культуры, объединяющие деятельность дома культу ры, библиотек, кинотеатра, отдельного музыкального общества, краеведческого музея, кафе и т.д. В них, как правило, могут функционировать отделы: организационно-программный с методистами по клубной и учебной работе, отдел библиотек и распространения научных знаний с инструкторами по методике просветительской работы, отдел искусства, развлечений и отдыха с инструкторами по музыке, изобразительному искусству, кино, фотографии и звукозаписи, кинооператорами. Предпочтение в выборе методов реализации: художественно-публицистических программ отводиться методу «театрализации - как отмечал А.И. Чечеткин, - это понятие довольно широкое, но и достаточно определенное. Он предлагал выделить театрализованные представления в отдельный род искусства, имеющий специфику как в плане соотношения функций и задач, так и в художественной образности»24. Важно применять использование различных методов и их сочетание в содержании художественно-публицистических программ для участников досу-говых действий молодежной среды, организуемых в клубе или в ином досуго-вом-центре или учреждении культуры. Для этого нужно понимать педагогическое построение содержания художественно-публицистических программ, которое можно рассматривать как проблему в аспекте синергеники, где предоставляется возможность раскрыть художественный творческий процесс в целом. Существовали методики анализа художественного произведения, которые можно брать за основу рассмотрения художественно-публицистических программ. Они определяются соответствием законам синергетики по Г. Хакену, И. Пригожину. Ими были представлены методики составления картограмм, графических моделей, отражающих взаимодействие детерминированных и стохастических процессов в художественной системе и возможности ее «самоорганизации». Понять процесс «самоорганизации» в художественном творчестве возможно, если рассматривать его как педагогическую систему с многоуровневой внутренней структурой, построенной на двух основных типах отношений: 1. творческом, диалектическом отношении к отображаемой действительности, ее познании и оценки; 2. диалогических отношениях (по терминологии М. Бахтина) к будущему участнику художественного процесса. Прослеживается взаимосвязь процессов создания художественного произведения и художественно-публицистических программ, которая определяется в своей основе творческим процессом педагогической регуляции. Общефилософский подход к художественному творческому процессу как диалектическому единству познавательно-оценочных процессов учитывает специфику оценочной функции в искусстве. Отношение составляет взаимодействие, столкновение эстетического идеала и предполагаемых ценностных установок или предпочтений, что определяется педагогической направленностью решения этого вопроса. Эстетический идеал - это не «застывший» в сознании образ совершенства. Идеал как бы заново создается в каждом творческом процессе именно благодаря внутреннему контакту, постоянному соизмерению, осознаваемому или неосознаваемому, собственных критериев эмоционально-эстетической оценки действительности с эстетическими потребностями и ценностными представлениями личности участника этого процесса25. Такие творческие процессы коренятся в особенностях художественного отражения действительности. Разумеется для того чтобы подобные действия производили высокохудожественное впечатление, они должны быть организованы педагогически. Это возможно, как писал А.В. Луначарский, при выполнении, по меньшей мере, трех условий: 1. Это искреннее желание аудитории «откликнуться всем сердцем на событие, которое празднуется»; 2. Это талантливые организаторы, способные организовать действие и руководить ими так, «чтобы естественный порыв масс, с одной стороны, и полный энтузиазма, насквозь искрений замысел руководителей, с другой, сливались между собой»26; 3. Это механизм организации развлекательного действия обусловлен сменой разнообразных впечатлений, получаемых человеком в процессе соучастия в этих действиях. Смена впечатлений происходящих событий, в свою очередь, должна быть обусловлена чередованием разнообразных художественно-выразительных средств (слова, музыки, танца и т.п.), оказывающих на человека максимально насыщенное педагогическое художественное воздействие, рождающее у него состояние праздничности, то есть мощного эмоционально-чувственного восприятия предложенного организаторами действия, имеющего не только художественно-эстетическую, но и нравственно-мировоззренческую значимость.
Отсюда следует, что ни развлечения, ни игра, ни зрелище, ни праздник не обладают «единообразным строением художественной ткани»27, свойственный любому виду искусства (музыке, театру, и др.). Поэтому они не могут являться видами искусства. Однако в структуре игр, зрелищ, праздников и т.п., те или иные произведения искусства могут быть использованы либо в полном, либо во фрагментарном виде, например, как элемент художественно-публицистической программы. Подобное использование подчиняется тому замыслу, который вызвал к жизни конкретное развлекательное действие.
Влияние социокультурной ситуации на процесс педагогической регуляции воспитания у молодежи ценностных предпочтенийвучреждениях культуры
Сегодня психологические механизмы воздействия на молодежь в учреждениях культуры, возможно, только через педагогическую регуляцию воспитательной системы художественно-публицистических программ, которая утверждаются как социокультурный феномен, обеспечивающий свободное развитие ценностных предпочтений молодежи.
В настоящее время российская социокультурная ситуация может быть представлена как синтез различных свойств жизнедеятельности молодежи, характеризующихся модификацией экономического пространства, распадом старой и становлением новой социальной структуры, социокультурной дифференциацией и другими коллизиями нестабильного общества43.
Процесс изменения хозяйственных укладов и моделей экономического поведения приводит к все большему усложнению социальной структуры молодежи. Существенно изменилась не только социальная, но и культурная среда молодежной жизнедеятельности, поскольку перед молодежью реально возникает множество сосуществующих друг с другом культурно-ценностных миров. Сложным и болезненным оказался поиск оптимальной методологии реформирования образовательной системы с ее устойчивым укладом содержания, форм и методов обучения и воспитания, традициями, деятельностью управленческих структур и др . Альтернативой может выступить деятельность учреждений культуры по формированию ценностных предпочтений молодежи в реализации художественно-публицистических программам.
Раскрывая сущность проблем педагогического регулирования в учреждениях культуры, следует учитывать обновленные демократические и гуманистические основания, сущностные структурно-функциональные преобразования, коснувшиеся школы - этой открытой социуму системы взаимодействия социальных институтов, интегрирующих свои функции для развития личностного потенциала, интересов, способностей и потребностей детей и молодежи.
Методологическая стратегия учреждений культуры для ценностного предпочтения молодежи основана на обновлении процесса воспитания, представлена художественно-публицистическими программами, как социокультурного феномена, адекватно отражающего глобальные перемены в обществе, которая состоит: 1. в поисках оптимального выбора социально-педагогических техно-логий и вариативно обоснованных воспитательных систем, 2. функционально направленных на усвоение субъектом на познавательном, мотивационно-волевом и эмоциональном уровнях личностно-значимого смысла, 3. гуманистических ценностей, обретаемых молодежью- в данном воспитательном пространстве. Вопросы обновления коснулись и социальных преобразований нашего общества, которые отразились и на характеристике современного социального типа личности молодежи, который стал довольно размыт, что в свою очередь способствует расширению области незрелой идентичности, увеличению возможности ее негативной, отрицательной стороны. Если социум не располагает достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни, вследствие снижения социальных гарантий на получение молодежью образования и профессии, на трудоустройство, падения уровня жизни, то, как результат - неадекватная либо ускоренная, либо запаздывающая социализация45. Современная молодежь не может быть адаптирована к динамичной и сложной социокультурной жизни, не постигнув своей внутренней сущности, сильных и слабых сторон своей личности, не зная, в каком обществе он живет, не изучив и не освоив достаточный опыт и осмысление своих ценностных предпочтений. Освоение знаний и социально значимых элементов окружения в процессе социализации молодежи происходит, прежде всего, посредством их взаимодействия. Именно посредством общения изучаются и постигаются социально-значимые представления, ценности, идеи, распространенные в определенной группе молодежи или в обществе в целом. Поэтому общение, коммуникация становятся важнейшим механизмом преодоления обострившихся проблем и противоречий. Более конкретно речь идет о создании реальных условий для проявления свободной творческой дееспособности молодежи в выборе содержания и формы культурно-досуговой деятельности, в усилении собственных ценностных представлений в деле жизненного и профессионального самоопределения в условиях рынка труда и услуг. На общем фоне социальных перемен становится более очевидным и особо значимым с позиций общей логики причинно-следственных связей социального развития рассмотрение преобразований в культурной сфере деятельности учреждений культуры, наметившихся позитивных тенденций обновления духовно-нравственного потенциала для молодежи. Это предполагает возвышение государственного общенационального статуса фундаментальных научных ис следований и комплексных прикладных программно-ориентированных разработок в данной области б.
Воспитательные системы нового типа действуют как в образовательных институализированных структурах, так и в открытом, определенным образом структурированном воспитательном пространстве социума как учреждения культуры.
«Воспитание многообразно, многовариативно, многомодельно, - утверждает профессор В.В.Сериков. - И именно поэтому его концепция должна дать сущностно-инвариантную характеристику ситуации, показать ее отличие от всех прочих и способы реализации в конкретных вариантах воспитательной работы»47.
Именно системность и целостность воспитательного процесса предопределяют возможность выбора содержательно многообразных и поливариативных программ, раскрывающих в обновленном ракурсе видения социально-педагогическое пространство для проявления различных деятельностных инициатив молодежи, использования оптимальных средств и форм воздействия на формирование и самореализацию их гражданственности, всестороннее интеллектуальное и ценностное развитие на основе гуманистических принципов.
Совершенствование сценарно-режиссерских основ педагогической регуляции процесса воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
Разносторонний анализ совокупного опыта развития культурно-досуговой деятельности учреждений культуры в конце XX - начале XXI века позволяет отметить, что в практике ведущих учреждений культуры России утверждается семиотический характер художественно-публицистических программ как комбинации знаков «формирующих ценностные предпочтения молодежи, несущей в себе понятия и представления о явлениях природы и жизнедеятельности человека»79.
Семантические факторы стимулирующего значения призваны создать некий регламент восприятия, режим движения впечатления, направленного на постижение рационально-интеллектуального пласта художественно-публицистического комплекса через определенную систему указаний.
Основу этой системы, как и системы художественных указаний, составляет монтаж определенной вещественной среды в определенном пространстве. Монтаж позволяет создать образ сложного, меняющегося пространства, и показать его в разных направлениях, с разных позиций и в разных масштабах.
На практике включение художественной образности в построение художественно-публицистических программ имеет достаточно широкий диапазон -от внесения отдельных выразительных средств оформления, усиливающих эмоциональность предметной среды, до образно-сюжетного метода на основе сценария, предполагающего разработку как научной, так и художественной концепции представляемого материала.
Чисто оформительский подход не в полной мере соответствует требованию гармонии, целостности формы и содержания: Сценарные разработки, способные донести до аудитории всю глубину заложенных в художественно-публицистических программах духовных ценностей, хотя и оказывают влияниє на развитие культурно-досугового дела, но пока не получили достаточного распространения.
Возможно, это произошло из-за принципиальной взаимной несовместимости различных семиотических систем, каковыми являются художественный текст и публицистическое построение как предметно-пространственная среда. Исследования предметной среды с семиотических позиций пока не дают единой трактовки ее природы и не представляют достоверной аргументации, подтверждающей данное предположение. Это опровергает утверждение о том, что сложное переплетение и даже смешение различно организованных знаковых систем характерно для развитых семиотических систем, одной из которых является современная культура.
Несмотря на всю противоречивость развития культуры в начале XXI века нельзя не отметить, что она последовательно отвергает однозначность трактовки и восприятия духовных ценностей. В соответствии с обогащением и наполнением духовной жизни общества расширяется свобода выбора, возрастает актуальность проблем индивидуально-творческого приобщения молодежи, к культуре, повышается роль учреждений культуры как института вовлечения молодежи в мир культуры80.
В связи с этим естественным и оправданным представляется развитие тенденции обращения к средствам и приемам театрализации и организации целенаправленного восприятия информации, непосредственного взаимодействия с аудиторией через включение художественной образности в различные. формы просветительной работы, как в сфере образования, так и в культурно-досуговой области, и, в частности, в деятельности учреждений культуры.
Основа театрализации - драматургически осмысленный визуально-пространственный текст. Вместе с тем театрализация как традиционный метод все чаще применяется в так называемых рекреационно-познавательных формах работы учреждений культуры с посетителями.
106
Появление этих форм (спектакли, представления, концерты, балы и т.п.) детерминировано и многофункциональным характером историко-культурного просвещения, и изменением собственных функций учреждений культуры в современной социально-культурнойфеальности.
Учитывая общую тенденцию воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры и предположив, что театрализация может. стать эффективным методом решения этой задачи, мы в процессе исследования попытались обобщить сложившийся опыт использования этого метода в работе учреждений культуры, Перми и Пермского края. В ходе эксперимента была определена целесообразность дальнейшего распространения в реализации художественно-публицистических программ с активным вовлечением в этот процесс молодежи, как метода педагогической регуляции. Ведущей формой художественно-публицистических программ является праздник. А система государственных праздников несет в себе огромный смысловой и эмоциональный заряд, отвечающий задачам историко-культурного и нравственно-эстетического просвещения.
Особый вид социально-культурного действа в, часы досуга, А.Д. Жарков связывает его с конкретно-исторической деятельностью личности. Ю.Д. Кра-сильников считает, что это дает .возможность осмыслить социально-культурную деятельность с точки зрения целей и идеалов, что способствует формированию принципов, взглядов и убеждений личности.
В ходе эксперимента выяснилось, что региональные социально-культурные проекты наиболее эффективно проверит на такой популярной форме культурно-досуговой деятельности как праздник.
Совершенствование технологического процесса педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры
При выборе баз исследования мы руководствовались тем, что для выявления путей совершенствования технологического процесса педагогической регуляции воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры нам необходимо было познакомиться с работой психолого-педагогических центров и досуговых объединений г. Перми и Пермского края, имеющих богатый опыт, традиции и высокие социально-педагогические результаты. Для осуществления опытно-экспериментальной работы нам требовались досуговые объединения молодежи, ориентированные не только на творческий рост участников, но и на решение их социально-психологических проблем.
В результате мы остановились на Пермском государственном институте искусства и культуры, Клубе практической психологии Пермского Дома1 народного творчества, Дворца культуры Ю.А. Гагарина в учреждениях г. Перми и Пермского края.
Социально-педагогический эксперимент проводился в театральном и фольклорном самодеятельных коллективах при факультете «Изобразительного искусства и народных ремесел» Пермского педагогического института с 2007 по 2010 гг.
В соответствии с поставленными в диссертации задачами нами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих научных методов: теоретический анализ литературных источников, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа, анализ письменных работ, отчетов участников самодеятельных коллективов, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
На всех этапах исследования проводились анкетирование и интервьюирование участников экспериментальной и контрольной групп. Наблюдение за членами экспериментальной и контрольной групп осуществлялось во время репетиций, обсуждений, до и после занятий, во время перерывов. Применялись сплошные и выборочные наблюдения, то есть объектом наблюдения выступали группа в целом, дружеские группировки, два собеседника, отдельные лица в период взаимодействия, а также в до - и после-коммуникационный периоды.
В беседах со студентами университетов, участниками художественной самодеятельности, постоянными посетителями культурно-досуговых учреждений выяснялись мотивы участия в культурно-досуговой деятельности, недооценка ценностных предпочтений молодого поколения. В процессе исследования предпринималась попытка использования различных методов исследования, в том числе и социологических, в органическом единстве с экспериментальной работой. Экспериментальная работа заключалась в изучении участников самодеятельных коллективов, руководителей, выступающих организаторами досуго-вого общения, специалистов-практиков, занимающихся проведением тренингов, направленных на формирование ценностных предпочтений молодежи. Целью являлось определение социальных формирующих механизмов и возможностей досугового общения, оптимальных условий обучения эффективному взаимодействию с партнерами, а также выявление и устранение внутренних и внешних противоречий при выборе ценностных предпочтений, препятствующих формированию ценностного ориентирования личности молодого человека. Опытная работа предполагала необходимость проведения экспериментальных занятий по формированию осмысления ценностных предпочтений и развитию коммуникативной компетентности в условиях самодеятельного коллектива. Соответственно, в постоянном взаимодействии находились три основных направления эксперимента: а) корректировка и обогащение ранее разработанной художественно публицистической программы учреждений культуры для совершенствования ценностных предпочтений молодежи в самодеятельном коллективе; б) исследование изменений в социально-психологических показателях участников экспериментального коллектива вследствие расширения художест венно-публицистической деятельности, использования ценностных предпоч тений молодежи; в) соотнесение полученных данных с современными представлениями ценностных предпочтений молодежи об адекватной социализации молодежи. Анализируя первичные данные о социокультурном развитии участников самодеятельных коллективов, уровне их ценностных предпочтений, мы пришли к необходимости: - во-первых, определить наиболее эффективные приемы и методы педагогической регуляции воздействия художественно-публицистической программы; - во-вторых, разработать художественно-публицистическую программу, которая способствовала бы как формированию ценностных предпочтений мо-лодежи, так и улучшению межличностных отношений и межличностного общения1 во время творческих занятий на основе сформировавшейся ценностно-ориентированной личности.