Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных способов эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей. Как показывает практика, наиболее часто участники коллективов духовых оркестров в учреждениях дополнительного образования детей выступают в период подготовки и проведения праздников. Именно в условиях праздника сохраняются и развиваются музыкальные традиции, олицетворяющие эстетическую связь поколений, представляющие один из самых демократичных исполнительских жанров музыкального искусства. Духовые оркестры не только позволяют создать атмосферу настоящего праздника, но и способствуют реализации его драматургии и режиссуры, то есть «художественно-творческого лица» в целом.
Праздник – это комплексный эстетико-воспитательный феномен, оказывающий сильное влияние на эмоциональную и рациональную сферы личности – участника духовых оркестров. Поэтому актуальным является создание системы целенаправленного, гармоничного, ценностно-ориентированного эстетико-эмоционального воздействия.
В настоящее время участники духовых оркестров зачастую встречаются с низкохудожественной, малосодержательной продукцией, не отвечающей эстетико-воспитательным требованиям общества. А эстетико-воспитательные возможности участников духовых оркестров могут быть реализованы в условиях праздника. Поэтому в эстетическом воспитании участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника существуют противоречия между:
- потребностью нашего общества в эффективности этого процесса и отсутствием на практике педагогических условий его реализации;
- высокими воспитательными задачами и качеством проводимой художественно-педагогической деятельности в учебных коллективах духовых оркестровых учреждений дополнительного образования детей;
- необходимостью совершенствовать эстетическое воспитание участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей и отсутствием соответствующей научной, учебно-методической литературы по данной теме.
Эстетическое воспитание участников духовых оркестрах учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника представляет собой целенаправленную, научно обоснованную педагогическую деятельность. Для совершенствования этого процесса нужны специалисты с музыкальным образованием, со знанием специфики влияния праздника на эмоциональную и рациональную сферы участников духовых оркестров.
Проблема исследования заключается в том, что уровень процесса эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника не соответствует потребностям общества, поскольку художественные руководители оркестровых коллективов не владеют современными эффективными методами эстетического воспитания участников, не способны планировать, осуществлять, контролировать и прогнозировать эстетико-воспитательный процесс с учетом индивидуально-творческой природы участников, специфики коллектива, эффективности праздничного воздействия.
Поэтому в настоящее время приобретают особую актуальность вопросы, связанные с эстетическим воспитанием участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника. Актуализируется поиск эффективных принципов, форм и методов педагогического воздействия, направленных на эстетическое воспитание участников детских духовых оркестров учреждениях дополнительного образования с применением художественно-творческого потенциала праздника.
Степень научной разработанности проблемы
Проблема эстетического воспитания личности является предметом исследования различных научных направлений. С позиций античной философии природу эстетики и закономерности эстетического развития человека изучали Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ, далее данная проблематика исследовалась Р. Декартом, И. Кантом, Г.Ф. Гегелем и др.
Как научное направление учение о празднике берет свое начало в исследованиях И.М. Снегирева, в его работе «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837 г.). Изучению народной праздничной культуры посвящены многочисленные исследования представителей филологической науки (А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, И.П. Сахаров, А.В. Терещенко). В первые десятилетия XX века праздник стал объектом пристального внимания в работах П.М. Керженцева, А.В. Луначарского, Л.И. Пиотровского, которые анализировали его как социально-культурное явление.
Вопросы музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения в XIX веке разрабатывали основоположники русской оркестровой культуры: М.А. Балакирев, М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский. Вместе с ними проблематику эстетического воспитания и музыкального образования детей изучали: Б.В. Асафьев, А.Л. Маслов, С.И. Миропольский, А.И. Пузыревский, С.В. Смоленский, В.В. Стасов, Л.Н. Толстой.
Основы отечественного эстетического воспитания закладывали: А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, В.М. Бехтерев, Н.Я. Брюсова, Н.Л. Гродзенская, Н.А. Рыбников.
Концепцию эстетического воспитания в начале XX века разрабатывали: В.Ф. Асмус, А.И. Буров, Н.А. Дмитриева, М.А. Лифшиц, А.Ф. Лосев, Г.В. Плеханов, П.А. Флоренский. Затем в данном направлении работали: Ю.Б. Борев, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, А.Н. Сохор, Е.Ф. Сулимов и др.
В 1-ой половине XX века проблему просвещения, эстетического, музыкально-эстетического воспитания молодежи исследовали: Д.Б. Кабалевский, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, а также Н.Я. Брюсова, В.Г. Каратыгин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.Л. Яворский, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий.
Эстетическое развитие личности рассматривали в области философии, социологии музыки: М.Н.Афасижев, М.М.Бахтин, Г.А.Беляев, Е.В.Дуков, В.В.Журавлев, А.Я.Зись, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, Ю.В. Капустин, В.Г.Мозгот, Э.А.Пармон, Ю.И.Романов, Л.Н.Столович, А.Н.Сохор, М.И.Стафетская, Ю.У.Фохт-Бабушкин, В.С.Цукерман и др.
Праздник как социально-культурное явление изучали: Ю.И. Бокань, Г.Р. Болгарин, В.Н. Гагин, В.К. Герасименко, В.С. Долгова, Н.М. Закович, Р.И. Ибрагимов, Н.С. Каминская, В.К. Новик, Т.С. Огородова, Р.Н. Романов, В.А. Руднев, А.В. Старцев, П.И. Сурин, Р.И. Тер-Захарьян, О.А. Тяпкина, И.И. Фурсин, К.С. Челышев, В.С. Чернышов.
Праздник как социально-педагогическое явление исследуется в трудах А.С. Аксенова, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.И. Мазаева, О.И. Маркова, М.А. Пола, Н.В. Семенова, А.И. Чечетина. В 90-е годы XX века появляются исследования А.В. Бенифанда, А.А. Коновича, О.В. Немиро, Д.В. Тихомирова, Г.П. Черного, А.С. Шмакова, раскрывающие теоретико-методологические основы праздника.
Решению и разработке психолого-педагогических проблем праздника способствовали педагогические исследования В.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева, Л.И. Новиковой, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, а также работы психологов К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Воздействие синтеза искусств, его эстетико-педагогическую значимость рассматривали: Ю.П.Азаров, Т.И.Бакланова, Е.Ю.Баландина, О.А. Блох, В.В.Ванслов, Е.В.Волкова, Г.А.Голицын, И.В.Кашмина, Т.Г.Пеня, Н.М.Сокольникова, Л.М.Тарасов, Н.А.Терентьева, Т.Я.Шпикалова, Э.Г.Юсов и др.
Эстетико-воспитательную проблематику в области общего музыкального образования, дополнительного музыкального образования изучали: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, В.К. Белобородова, Б.С. Диментман, Е.В. Николаева, А.Л. Ренанский, С.В. Рябов, Г.С. Фрид, М.А. Харлашко.
Праздник стал предметом исследований историков, социологов и психологов зарубежных стран (Я. Бинчак, К. Жигульский, Л. Косик, С. Крыстев, Б. Суходомский, И. Хейзинга).
Эстетико-воспитательную проблематику коллективного музыкального исполнительства в различных жанрах изучали: Э.Б. Абдуллин, А.Д. Алексеев, Л.П. Балин, И.Н. Барсова, В.В. Березин, Д.Д. Благой, О.А. Блох, О.В. Бычков, Л.С. Гинзбург, А.Д. Готлиб, В.Ю. Григорьев, Т.А. Докшицер, В.Д. Иванов, В.Г. Иванова, В.Г. Кузнецов, Е.И. Максимов, И.А. Мусин,, Н.Л. Куров, Г.Н. Пержу, Д.В. Свечков, О.В. Слуева, Ф. А. Соломоник, Й. Чикота и др.
Вопросы эстетического воспитания в области социально-культурной деятельности рассматривали: М.А. Ариарский, И.Н. Ерошенков, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.А. Жаркова, А.С. Каргин, А.А. Ласкин, В.С. Садовская, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Т.В. Христидис, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко.
В трудах вышеперечисленных ученых, занимающихся различными аспектами, учитывались тенденции XXI века в развитии музыкального искусства, процессы, происходящие в художественной сфере, связанные с эстетико-воспитательным воздействием в условиях праздника.
Однако комплексное и специальное исследование эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника еще не проводилось.
Объект исследования – эстетическое воспитание участников оркестровых коллективов учреждений дополнительного образования детей.
Предмет исследования – эстетическое воспитание участников детских духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника.
Цель исследования – теоретико-методическое обоснование эстетического воспитания участников детских духовых оркестров учреждений дополнительного образования в условиях праздника и внедрение его в практику.
Цель обусловила решение следующих задач исследования:
- проанализировать понятийно-терминологический аппарат исследования эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника;
- раскрыть сущность эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования в условиях праздника;
- выявить специфику эстетического воспитания участников детских духовых оркестров учреждений дополнительного образования в условиях праздника;
- разработать диагностику эстетического воспитания участника духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника;
- определить педагогические условия эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника;
- создать инновационную методику, позволяющую в условиях праздника эффективно осуществлять эстетическое воспитание участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей; провести ее апробацию и внедрение;
- реализовать уровневый подход к оценке эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника.
Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание участников духовых оркестров учреждении дополнительного образования детей будет эффективным в условиях праздника, если:
- внедрить в педагогический процесс инновационную методику, обеспечивающую целостное, комплексное осуществление эстетического воспитания, в котором в полной мере учитывается специфика природы коллектива участников духовых оркестров в условиях праздника;
- осуществить полихудожественный подход к формированию и освоению репертуара (полистилистическая, многожанровая основа с элементами академической и современной исполнительских традиций, синтеза искусств) в условиях праздника.
Методологическую основу исследования составляют положения передовых мыслителей своего времени, представителей различных философских направлений: Аристотеля, Платона, И.Канта, Г.Гегеля, Конфуция, Сократа, В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, которые разрабатывали концепции художественного творчества, эстетического развития личности, ее духовного совершенствования в целом.
Теоретическую основу исследования составили научные труды, раскрывающие проблемы: формирования и развития эстетического сознания и эстетической деятельности личности в современном пространстве культуры (А.А. Аронов, А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев и др.); в области педагогики и психологии, творчества (Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Я.А. Пономарев, А.А. Радугина, В.Г. Ражников, Т. Рибо, , Н.В. Савин, М.Н. Скаткин, С.Д. Смирнов, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); в области социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.А. Аронов, А.И. Арнольдов, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, В.С. Садовская, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ философской, социологической, педагогической, психологической, музыковедческой, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, абстрагирование, изучение педагогического моделирования, сравнение, обобщение, систематизация, классификация полученных результатов; эмпирические – социологический опрос, наблюдение /прямое, опосредованное/, анкетирование, интервьюирование, беседа, педагогический эксперимент; математические – количественная и качественная обработка полученных данных.
Базами исследования являлись: Детская школа искусств г. Орла (духовой оркестр «Прометей» – 1-ая экспериментальная группа, духовой оркестр – 1-ая контрольная группа); Детская музыкальная школа №3 им. С.С. Прокофьева г. Орла (духовой оркестр «Виват» – 2-ая экспериментальная группа, духовой оркестр – 2-ая контрольная группа. Всего в эксперименте приняли участие 120 оркестрантов-духовиков (учащиеся ДШИ и ДМШ) и 24 преподавателя.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2008 по 2013 годы. Вся исследовательская работа делилась на три этапа, связанных между собой.
Первый этап (2008–2009 гг.) был посвящен изучению научной литературы, раскрывающей сущность эстетического воспитания, специфику эстетико-воспитательного процесса, направленного на участников детских духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника. Осуществлялось отдельное рассмотрение научных трудов, учебно-методического материала в области социально-культурной деятельности художественных коллективов. Праздник как развернутое социально-культурное явление изучался с позиций социально-педагогической, социально-психологической, художественно-творческой. Формировалась концептуальная основа эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника. Получил свое оформление понятийно-терминологический аппарат исследования. Проведение мониторинга публичной деятельности оркестровых коллективов в условиях праздника носило системно-последовательный характер, что позволило перейти к разработке инновационной модели эстетического воспитания детей – участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования.
Второй этап (2009–2012 гг.) был посвящен разработке и апробации авторской методики, направленной на эстетическое воспитание участников детских духовых оркестров учреждений дополнительного образования в условиях праздника. Получил теоретико-методическое оформление и практическую реализацию педагогический эксперимент. Был сформирован инструментарий экспериментальной части исследования. Праздничное действие стало своеобразным лейтмотивом эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей. Различные формы репетиционной работы, развернутые музыкально-театрализованные программы, шествия, парады, смотры-конкурсы, шоу-дефиле, полистилистический, многожанровый, разнохарактерный музыкальный репертуар, смежные с музыкой виды искусства создавали организационный и содержательный фундамент эстетико-воспитательного процесса, направленного на развитие эстетического сознания и совершенствование эстетической деятельности участников детских духовых оркестров учреждений дополнительного образования.
Третий этап (20012–2013 гг.) был посвящен анализу, подведению итогов полученных результатов, как экспериментальной части, так и всего исследования в целом. Духовым оркестрам представилась возможность определить уровень достигнутого, близкую, среднюю и далекую перспективы эстетико-воспитательного и художественно-творческого процессов; наметить ход своей дальнейшей работы. Была выявлена степень эффективности экспериментальной авторской методики. Получили оформление положения, выводы и рекомендации, направленные на оптимизацию эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника. Осуществлялось внедрение полученных результатов в практику детских духовых оркестров учреждений дополнительного образования, других художественно-творческих коллективов, а также культурно-досуговых центров.
Оформление диссертационного исследования вступило в стадию целостного завершения.
Научная новизна исследования:
– определена сущность эстетического воспитания участников духовых оркестров в условиях праздника на базе учреждений дополнительного образования детей. Воспитательную основу составляет совокупность художественно-творческого потенциала праздника, его среды (атмосфера, художественно-содержательный, информационно-наполненный, эмоционально-чувственный, абстрактно-логический, детерминационный, целостно-композиционный компоненты, музыкальный комплексный репертуар), направленная на формирование личности участника духовых оркестров в русле эстетического сознания и эстетической деятельности;
– выявлена специфика эстетического воспитания участников детских духовых оркестров на примере Детской школы искусств г. Орла (духовой оркестр «Прометей» - 1-ая экспериментальная группа); Детской музыкальной школы №3 им. С.С. Прокофьева г. Орла (духовой оркестр «Виват» - 2-ая экспериментальная группа), заключающая в себе направленность на формирование оркестрового сознания и оркестровой исполнительской культуры, предусматривающая актуализацию, визуализацию и «социализацию» художественных образов на основе художественно-творческого потенциала праздника, развернутой исполнительской оркестровой практики;
– определены педагогические условия эстетического воспитания участников духовых оркестров в учреждениях дополнительного образования детей в условиях праздника:
формирование и освоение комплексного репертуара духовых оркестров, учреждений дополнительного образования детей, который сочетает в себе классические сочинения академической традиции, произведения на разнообразной народной основе и современную стилистику, полистилистику;
обеспечение синтеза искусств в деятельности духовых оркестров, которое способствует осуществлению полихудожественного подхода в условиях праздника. Применение педагогической формулы (интересно – наглядно – доступно – понятно – действенно) в русле активизации ассоциативного мышления, актуализация, визуализация художественного образа на основе перехода из одной модальности искусства в другую позволяет расширить визуальный ряд, способствует осуществлению единства абстрактно-логической, информационно-аналитической, эмоционально-чувственной, художественно-зрелищной, художественно-образной линий праздничного действа;
социализация участников коллектива на основе активизации культуросообразной, эстетически направленной деятельности (адаптация к условиям праздника, интериоризация эстетического творческого сознания участников духовых оркестров, освоение разнообразных форм культурно-досуговой деятельности: парадов и смотров-конкурсов, фестивалей и ярмарок, массовых зрелищ и шоу-дефиле, развернутых концертных выступлений и чествований юбиляров, ветеранов войны и труда) и др.;
расширение спектра знаний и подъем качества музыкального развития посредством активного освоения разнообразной эстетической действительности;
– разработана и экспериментально апробирована инновационная методика эстетического воспитания участников духовых оркестров в условиях праздника. Методика строилась на формировании синтезированного /комплексного/ репертуара (полистилистика, многожанровость, академическая и современная исполнительские традиции, классическая и народная основы содержания), синтезе искусств, культурно-массовых, концертно-зрелищных форм работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности за счет систематизации построения целостного процесса эстетического воспитания участников духовых оркестров в условиях праздника.
1. Уточнены понятия «эстетическое воспитание участников оркестрового коллектива духовного оркестра», «комплексный репертуар», которые отражают предыдущий положительный опыт своего теоретического осмысления и современное толкование, адекватное концептуальному подходу исследования. Получили систематизацию педагогические принципы, направленные на оптимизацию процесса эстетического воспитания начинающих оркестрантов-духовиков в условиях праздника (актуализация, визуализация художественных образов, развернутая социализация участников духовых оркестров, диагностика и прогнозирование их эстетического воспитания).
2. Теоретически разработана и апробирована педагогическая модель эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей, которая предполагает активизацию механизмов сопереживания, соучастия, сотворчества, самосовершенствования и базируется на обновляющемся предмете эстетического интереса, который расширяет мотивационное поле эстетической деятельности.
3. Определены критерии и методы оценки уровней эстетического воспитания оркестрантов-духовиков в учреждениях дополнительного образования детей.
4. Теоретически обоснована инновационная методика эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и экспериментально апробированная в рамках подготовки и проведения праздничных мероприятий г. Орла («Фанфары первого салюта», «День Победы», «День города» и др.) инновационная педагогическая модель позволила в значительной степени динамизировать эстетическое воспитание участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования. Детские духовые оркестры г. Орла: «Прометей» (Детская школа искусств) – 1-ая экспериментальная группа и «Виват» (Детская музыкальная школа №3 им. С.С. Прокофьева – 2-ая экспериментальная группа) получили возможность эффективно осуществлять процесс эстетического воспитания в своих коллективах. Активность средств массовой информации (СМИ) г. Орла (печать, радио, телевидение, интернет) в рамках проведения праздничных торжеств создала позитивные условия для продуктивной социально-культурной работы региона, что во многом явилось отголоском творческой деятельности экспериментальных оркестровых коллективов. В праздничных мероприятиях г. Орла федерального и международного уровня с 2009 по 2013 гг. приняли участие более сорока духовых оркестров, которые стали украшением, действенной эстетико-воспитательной силой, консолидирующей около 50000 людей с гармонией и красотой. Разнообразные духовые оркестры из Москвы и Московской области, Тулы, Брянска, Белгорода, Смоленска, Нижнего Новгорода, Тывы, Белоруссии, Украины и Латвии (более 500 человек – оркестрантов-духовиков) приняли активное участие в проведении праздничных форумов г. Орла, которые оказали эффективное эстетико-воспитательное воздействие на подрастающее поколение, людей зрелого и пожилого возраста региона (отзывы, комментарии в СМИ).
Выводы, положения диссертационного исследования, разработанные методические рекомендации, связанные с моделированием, прогнозированием, осуществлением и контролированием эстетического воспитания в духовых оркестрах, активно применяются многочисленными участниками праздничных мероприятий, проводимых в г. Орле и области. Материалы диссертации используются в образовательной практике кафедры духовых оркестров и ансамблей Института музыки Московского государственного университета культуры и искусств, отделения духовых инструментов Орловского музыкального колледжа; могут стать полезными для оптимизации коллективного исполнительства различной художественно-творческой направленности, досуговых центров детского развития.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе педагогического эксперимента, выступлений на региональных, всероссийских и международных научно-практических и научно-теоретических конференциях: «Сохранение и развитие социокультурного потенциала региона» (Орел, март, 2009), «Школа искусств и ремесел: пространство для личностного роста» (г. Орел, февраль, 2010), «Социально-культурные проблемы города и села» (Орел, ноябрь 2010), «Реализация принципов преемственности в художественно-эстетическом образовании в начальной, средней и высшей профессиональной школе» (г. Орел, март, 2011), «Проблемы подготовки специалистов высшей квалификации в области оркестрово-ансамблевого исполнительства» (Москва, март 2011), «С.С. Прокофьев: время, личность, творчество /к 120-летию со дня рождения/» (Орел, апрель, 2011), «Педагогика и психология оркестрово-ансамблевого исполнительства» (Москва, март 2012), «Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства: проблемы, перспективы развития» (Москва, ноябрь 2012), в процессе лекций и практических занятий для студентов Орловского государственного института искусств и культуры, в учебную практику учреждений дополнительного образования (Детская школа искусств, г. Орел, духовой оркестр «Прометей»; Детская музыкальная школа №3 им. С.С. Прокофьева, г. Орел, духовой оркестр «Виват»). Разработанные в ходе эксперимента методические материалы успешно внедрялись в практику организации и проведения праздников «Фанфары первого салюта», «День Победы», «День города» в Орле – городе «Воинской славы» и «Первого салюта» в период с 2009 по 2013 гг.
Достоверность и обоснованность результатов исследования. Полученный итоговый материал стал результатом наличия соответствующей методологической, теоретической основы, использования региональной, федеральной и международной источниковой базы, применения разнообразных взаимодополняющих форм и методов исследовательской работы, деятельности экспертных комиссий. Фактологический материал был получен в рамках изучения широкого положительного практического опыта эстетического воспитания в детских духовых оркестрах учреждений дополнительного образования различных регионов РФ, системного функционирования управления культуры г. Орла, обеспечивающего организацию массовых музыкальных праздников.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Сущность эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника представляет социально-культурная основа – совокупность художественно-творческого потенциала праздника, его среды (атмосфера, художественно-содержательный, информационно-наполненный, эмоционально-чувственный, абстрактно-логический, детерминационный, целостно-композиционный компоненты, музыкальный комплексный репертуар /классика, фольклор, современная стилистика, полистилистика), направленная на формирование личности участника духовного оркестра, ее эстетического сознания (интересы, вкусы, потребности, способности, ценностные ориентации, мировоззрение) и эстетической деятельности.
-
Специфика эстетического воспитания участников духовых оркестров в учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника заключает в себе: направленность на формирование оркестрового сознания и оркестровой исполнительской культуры, предусматривает актуализацию, визуализацию и «социализацию» художественных образов на основе реализации художественно-творческого потенциала праздника, освоения развернутой исполнительской оркестровой практики.
-
Важными педагогическими условиями эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника стали: формирование и освоение синтезированного /комплексного/ репертуара духовых оркестров, который сочетает в себе классические сочинения академической традиции, произведения на разнообразной народной основе и современную стилистику, полистилистику; использование синтеза искусств в исполнительской практике.
-
Эстетическое воспитание участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей может быть осуществлено на основе полихудожественного подхода по формуле (интересно – наглядно – доступно – понятно – действенно) в русле активизации ассоциативного мышления (актуализация, визуализация художественного образа на основе перехода из одной модальности искусства в другую; позволило расширить визуальный ряд), единства абстрактно-логической, информационно-аналитической, эмоционально-чувственной, художественно-зрелищной, художественно-образной линий в условиях праздника.
-
Социализация участников коллектива духовых оркестров на основе активизации культуросообразной, эстетически направленной деятельности (адаптация к условиям праздника, интериоризация эстетического творческого сознания участников духовых оркестров, освоение разнообразных форм культурно-досуговой деятельности.
-
Педагогическая модель является наиболее эффективной формой эстетического воспитания участников детских духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей, которая основывается на методике использования комплексного репертуара с классической, фольклорной и современной стилистической, полистилистиеской доминантой, синтеза искусств (музыка, элементы театрализации, хореографии), культурно-досуговых, концертно-зрелищных форм работы: парадов и смотров-конкурсов, фестивалей и ярмарок, массовых зрелищ и шоу-дефиле, развернутых концертных выступлений и чествований юбиляров, ветеранов войны и труда и др.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.