Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей Каледин, Олег Петрович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каледин, Олег Петрович. Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Каледин Олег Петрович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2013.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/553

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена глубинными процессами, происходящими в России во всех областях жизни общества.

В этих условиях главной потребностью общества становится формирование личности, гармонично сочетающей в себе развитую культуру речи с творческими способностями к хореографическому творчеству, которые объединяют большую часть участников творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей. Важнейшей чертой участников хореографических коллективов является способность к поиску яркого образного решения конкретной программы, в которой возможно использование средств естественного (живого) языка, владение выразительностью, точностью и доходчивостью словесного действия, культурой действия. Наличие культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей становится не только потребностью времени, но и расширением технологических возможностей воспитательного воздействия в трех сферах: мыслительной, поведенческой, эмоциональной.

Однако, как показывает практика, в настоящее время отсутствуют специальные исследования этой проблемы с позиций аксиологического подхода. Развитие культуры речи у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей сегодня пока зачастую порождает безликость и унифицированность многих хореографических замыслов и их воплощения на сценических площадках. Это актуализирует необходимость усиления в содержании деятельности участников этих коллективов знаний, умений и навыков в области танца и сценической пластики и культуры речи.

Проведенный анализ показывает, что типичным недостатком практики является невостребованность культуры речи у участников хореографических коллективов, которая отсутствует в шкале оценок потому, что сложность процесса определяется его многообразием, которое, в свою очередь, связано с многообразием направлений и многообразием проблем вышеуказанных направлений.

Актуальность исследования обостряется как падением культуры речи во всех видах и жанрах речевого искусства, так и в хореографическом искусстве, которое не может решать творческие задачи без речевого действия.

Анализ показывает, что в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей г. Москвы 68% имеют речевые дефекты, 59% - используют уличный жаргон. Поэтому культура речи в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей требует очень серьезной и кропотливой работы, а тем более в формировании потребностей и мотивации и в их удовлетворении. В период создания пластико-хореографических программ наиболее ясно видно, что для развития личности необходимо эффективно овладевать культурой речи, чтобы успешнее решать хореографические задачи, связанные с возможностью воздействовать словом, создавая художественные образы как во всевозможных динамичных движениях, так и в сценарно-режиссерском решении культурно-творческой программы с хореографической конструкцией с позиций аксиологического подхода.

Актуальность исследования подтверждает многолетняя педагогическая деятельность и наблюдения за уровнем развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, фиксирующие необходимость аксиологического подхода. Формирование речевого мышления, интеллектуального развития, вербальной коммуникации почти у 73% участников хореографических коллективов не совпадает с уровнем, необходимым для членов креативно-информационной цивилизации.

Это определило основные противоречия между:

- потребностью креативно-информационного общества в участниках хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, владеющих высокой культурой речи и отсутствием теоретически обоснованной системы развития культуры речи у участников хореографических коллективов на практике;

- необходимостью развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и отсутствием на практике аксиологического подхода, утверждающего логическое и генетическое основание речевой деятельности других видов искусства, в первую очередь хореографии.

В этой связи противоречия исследования определяют проблему как несоответствие между данностью и насущной потребностью развития культуры речи участников коллективов учреждений дополнительного образования детей с позиции аксиологического подхода и отсутствием на практике научно обоснованных инновационных педагогических технологий реализации аксиологического подхода к развитию культуры речи участников этих коллективов.

Степень научной разработанности проблемы

Для нашего исследования важнейшее значение имели труды, отражающие проблемы реформирования современной системы образования, в том числе системы учреждений дополнительного образования детей. К ним относятся прежде всего труды по психологии искусств и развитию творческих способностей личности Л.С. Выготского, В.Л. Дранкова, П.М. Ершова, В.А. Петровского.

Автор опирался на исследования особенностей «целостной личности» и ее психологических установок, а также теории способностей, проведенные виднейшими психологами. В первую очередь следует назвать труды Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, С.Н. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, Я.А. Понамарева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсона.

Поскольку учебно-творческий процесс развития культуры речи основывался на театральной педагогике, то эти аспекты рассматривались в работах В.А. Ильева, И.Ф. Исаева, И.А. Колесникова, И.Б. Котовой, З.И. Равкина, В.А. Сухомлинского, Е.Н. Шиянова.

При разработке технологии развития культуры речи у участников хореографических коллективов нами были изучены различные научные подходы отечественных исследователей к методам обучения и их характеристикам Ю.К. Бабанского, А.А. Деркача, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, В.А. Онищука, И.П. Подласого, И.Ф. Xарламова, А.В. Хуторского.

А также вопросы обучения специальным навыкам и техническим приемам искусства словесного действия и развитию творческих способностей культуры речи (Г.З. Апресян, Е.О. Багрова, В.Н. Галендеев, Н.И.Жинкин, И.А. Казачек, З.В. Савкова, Е.Ф. Саричева, И.Н. Щукина), и также соотношения культуры речи с различными видами искусств (Д.Н. Катышева, М.О. Кнебель, Б.Н. Петров, А.И. Шварц).

Начали защищаться кандидатские диссертации по различным аспектам культуры речи (Е.О. Багрова, Н.П. Ганыш, О.И. Марченко).

Появилась отечественная научная, учебная и методическая литература по проблемам культуры речи (Н.А. Безменов. В.П. Вомперский, Л.Г. Граудина, С.Ф. Иванова, Н.Н. Кохтев, Ю.М. Лотман, А.М. Михальская, В.Н. Топоров).

Однако, в настоящее время приходится констатировать факт отставания нашей страны в научной разработке всех аспектов исследования речевой культуры речи среди участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Важное значение для нашего исследования имеют труды, посвященные непосредственно теории и практике деятельности учреждений дополнительного образования детей, раскрывающие сущность и специфику учебно-творческого процесса. Здесь следует выделить труды А.Ю. Бутова, Л.С. Жарковой, А.Д. Жаркова, А.С. Каргина, Ю.Д. Красильникова, Н.А. Паршикова, В.М. Чижикова.

В вышеперечисленных трудах авторов прослеживается их единодушие в важном теоретическом тезисе, связанном с необходимостью совершенствования культуры речи и в таких творческих коллективах, как хореографические, в контакте с педагогами и специалистами учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода.

Объект исследования – развитие культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Предмет исследования – процесс развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода.

Цель исследования – теоретически обосновать комплекс базовых, структурных компонентов аксиологического подхода к развитию культуры речи участников хореографических коллективов и разработке инновационных педагогических технологий реализации результатов исследования в учебно-творческом процессе учреждений дополнительного образования детей.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность понятия «культура речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» на основе аксиологического подхода;

- проанализировать становление культуры речи как предмета обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей;

- рассмотреть синтетическую природу хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей, в котором основной вид искусства является собирательным;

- определить понятие «аксиологический подход к развитию культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей»;

- разработать систему педагогических технологий развития культуры речи участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

- экспериментально проверить эффективность взаимодействия творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей как фактор совершенствования процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и разработать научно-методические рекомендации реализации этого процесса.

Гипотеза исследования строится на предположении, что процесс развития культуры речи участников хореографических коллективов в условиях учреждений дополнительного образования детей будет протекать более эффективно, если:

- за основу взята научная концепция профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях дополнительного образования детей;

- участники хореографических коллективов осознают значение развития культуры речи в учреждениях дополнительного образования детей как необходимое условие их творческого и профессионального роста;

- осуществлен аксиологический подход, обеспечивающий взаимосвязь содержания педагогической и методической подготовки руководителей хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей с общехудожественной подготовкой: сценарной, режиссерской, речевой;

- создана художественно-психологическая установка на овладение участниками хореографических коллективов базовыми структурными компонентами и творческими принципами развития культуры речи.

Базы исследования. ГОУ Московский городской центр детского творчества «Культура и образование» и ГОУ Центр развития творчества детей и юношества «Жулебино» - экспериментальные; ПДО ГОУ Центр детского творчества «На Псковской» и ПДО ГОУ Московский Дворец детей и молодежи «На Полянке» и ПДО ГОУ Дворец творчества детей и молодежи «Восточный» - контрольные. Изучение и обобщение передового опыта проводилось в ПДО ГОУ Детская школа искусств «Родник»; ПДО ГОУ Центр развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева; ПДО ГОУ Центр творчества «На Вадковском».

Методологической основой исследования являются философские положения о человеке, способном к саморазвитию, самореализации в субъектно-объектных отношениях (Н.А. Бердяева, В.С. Библера, М.М. Бахтина, И.А. Ильина), об активной сущности человеческой деятельности (А.Н. Леонтьева, А. Маслоу).

В качестве методологических оснований избраны идеи развития личности, ее творческого потенциала, ценностных ориентаций, содержащиеся в трудах русских философов конца XIX - первой половины XX вв. - С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, А.Ф. Лосева, В.С. Соловьева, Г.П. Федотова и др.

Теоретической основой исследования стали труды: о роли искусств в развитии личности В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, А.Н. Столович, В.Н. Семенова, В.С. Селиванова, Б.М. Теплова, П.А. Флоренского; о психологии и процессах творческой деятельности В.Л. Дранкова, Б.С. Мейлаха, П.Н. Якобсона; о теории и методике театрального искусства – Е.Б. Вахтангова, С.В. Гиппиуса, Ю.А. Завадского, Б.Е. Захавы, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, Ю.В. Любимова, В.Э. Мейерхольда, К.С. Станиславского; о значении живого слова как ведущего средства воспитательного образования детей Л.С. Жарковой, А.Д. Жаркова, А.А. Коновича, Н.Д. Конович; о развитии культуры речи в хореографическом искусстве Н.П. Ганыш, В.Н. Нилова, С.Л. Никитина, Е.В. Перлина.

В работе применились следующие методы исследования:

- теоретический анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

- изучение опыта работы хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

- анализ учебно-методической документации (государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных планов, программ, квалификационных характеристик);

- моделирование процесса развития культуры речи на основе аксиологического подхода к этому процессу;

- проектирование процесса развития культуры речи педагогами по культуре речи, руководителями хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

- опытно-экспериментальная работа (педагогическое наблюдение, самооценка, экспериментальные программы, экспертные оценки, контент-анализ, сравнительный анализ, обобщение независимых характеристик).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2008 по 2012 г. в несколько этапов, каждый из которых органично пролонгировал научный интерес диссертанта к современному состоянию процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Первый этап – констатирующий (2008 - 2009) - изучение и анализ отечественной, зарубежной, философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; осмысление теоретических основ исследования; формирование группы экспертов; создание экспериментальной и контрольной групп; разработка художественно-педагогических принципов формирования культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей; поиск системы показателей оценки уровня развития культуры речи; подбор методик констатирующего эксперимента и разработка его содержания; получение экспертных оценок констатирующего эксперимента по контрольным и экспериментальным группам.

Второй этап – формирующий (2009 - 2012 гг.) – получение экспертных оценок формирующего социально-педагогическою эксперимента по экспериментальным и контрольным группам; обработка, систематизация, сравнительный анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы.

В эксперименте принимали участие свыше 200 участников хореографических коллективов, 25 участников коллективов художественного слова и 10 педагогов по хореографическим дисциплинам и два по культуре речи в учреждениях дополнительного образования детей.

Проведение комплексного педагогического эксперимента в ходе исследования позволило изучить технологический процесс условия успешного развития культуры речи у участников хореографических коллективов на основе аксиологического подхода. Эксперимент позволил разложить целостный технологический процесс деятельности хореографического коллектива на его составные элементы, выявить и проследить развитие отдельных сторон и связей с процессом развития культуры речи у его участников на основе аксиологического подхода. Преобразующий характер нашего эксперимента обусловлен разработкой и внедрением технологии обучения культуре речи, направленной на воспитание речевой компетентности участников хореографических коллективов, разработкой критериев, необходимых для оценки результативности проводимой работы, выявлением педагогических условий ее успешности на основе аксиологического подхода.

Третий этап – заключительный (2013) - были подведены итоги экспериментальной работы и сформулированы основанные на гипотезе выводы, проведена апробация результатов, подготовлены научные и внедрены методические рекомендации по совершенствованию процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода.

Результаты исследования оформлены в тексте диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- дано определение понятия «культуры речи» как неотъемлемого профессионально значимого качества личности участника хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в мыслительной, творческой и эмоциональной сфере;

- разработана модель культуры речи участников хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода. Выявлены его свойства и характеристики, условия интеграции в хореографическую деятельность, в которой культура речи рассматривается как важнейший компонент содержания и деятельности учреждений дополнительного образования детей. Культура речи впервые рассматривается системно, как множество базовых, структурных компонентов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства и единство этого множества на основе аксиологического подхода;

- разработана авторская структурно-функциональная модель развития культуры речи участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода, которая рассматривается как неизбежный процесс влияния инновационных технологий обучения в учреждениях дополнительного образования детей в мыслительной, поведенческой и эмоциональной сферах;

- по-новому рассматривается процесс развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода – как сложное и многогранное сочетание личностных качеств, специальных знаний, умений и навыков, с одной стороны, и педагогической практики – с другой, позволяющей эффективно осуществлять информационно-просветительскую, художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность со всеми категориями населения;

- выявлены потенциальные возможности руководителей хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в обеспечении процесса культуры речи на основе аксиологического подхода. Поскольку методически специалисты учреждений дополнительного образования детей обеспечены только в хореографической подготовке, были разработаны научные рекомендации по культуре речи, задающие воспитанию мыслительный, поведенческий и эмоциональный компоненты.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

- раскрытии теоретических основ аксиологического подхода к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей как единого целостного технологического процесса, обеспечивающего знания и воспитание, активно влияющие на творческие усилия педагога и сотрудников в мыслительной, поведенческой и эмоциональной сферах;

- теоретическом обосновании сущностных характеристик предмета «культура речи», обеспечивающего развитие языкового знания, сознания, мышления, культуры речи, художественно-выразительных средств участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода;

- разработке интерактивных педагогических технологий по культуре речи для участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, которые включают следующие общие компоненты: целеполагание, функции, принципы, средства, способы, формы, методы, разнообразно организуемую деятельность, обеспечивающие освоение культуры речи участниками хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода;

- обеспечении единства различных видов деятельности, включающей внутренние и внешние механизмы взаимодействия всех технологических компонентов системы учреждений дополнительного образования детей с социальными, экономическими, культурными сферами общества на основе аксиологического подхода, формирования мыслительной деятельности, норм поведения и нравственно-ценностных ориентаций и эмоциональной культуры участников хореографических коллективов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что совокупность выдвинутых теоретических положений позволила разработать и внедрить в деятельность учреждений дополнительного образования детей технологии обучения культуре речи участников хореографических коллективов, вычленить базовые, структурные компоненты, художественно-педагогические принципы ее развития. Разработаны критерии оценки уровня культуры речи участников хореографических коллективов, что позволило активно внедрить базовые структурные компоненты в деятельность учреждений дополнительного образования детей всех типов.

Практические выводы диссертационного исследования могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе вузов культуры и искусств на кафедрах культурно-досуговой деятельности и социально-культурной деятельности и в учреждениях дополнительного образования детей всех типов.

Достоверность исследования и полученных научных результатов обеспечена обоснованной и четкой методологической базой, ее широтой и многогранностью, организацией опытно-экспериментального исследования, соответствующего его целям и задачам. Репрезентативность результатов задана высоким профессиональным уровнем экспертной группы и широтой анализа полученных экспертных оценок, актами о внедрении результатов научного исследования в деятельность учреждений дополнительного образования детей.

Апробации и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по ряду направлений, включающих:

- публикации научных и методических работ по теме исследования (см. список с указанием объема в конце реферата);

- выступления на международных, республиканских и региональных научных и практических конференциях и круглых столах: «Проблемы качества подготовки специалистов в учреждениях дополнительного образования детей (ноябрь 2009 г., Москва), «Дома творчества и созидания: культура, образование XXI века»; «Историко-культурные традиции в современном хореографическом искусстве» (декабрь 2010, Москва);

- участие в XVII, XVIII, XIX, X фестивалях художественного творчества педагогов дополнительного образования города Москвы (апрель 2010, 2011, 2012, 2013 годах);

- использование материалов проведенного исследования в практической деятельности учреждений дополнительного образования детей – экспериментальные площадки в преподавании дисциплин культуры речи для участников хореографических коллективов;

- показы участниками хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей творческих программ с использованием искусства речи и комплексных культурно-досуговых программ, разработанных диссертантом, получивших высокую оценку членов УМО по хореографии г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Деятельность учреждений дополнительного образования детей детерминирована интеграцией в общее образовательное и культурное пространство с максимальным сохранением российских традиционных и национальных форм культуры, и прежде всего русского языка, синтезирующего потенциальные возможности модернизации культурно-образовательного потенциала.

Современными чертами модернизации общего образования, в том числе и дополнительного, является мобильность, разноуровневость, многопрофильность, открытость, структурность и содержательность. Для того, чтобы участники хореографических коллективов стали конкуренто-пособными, имели твердые нравственные принципы, широкий кругозор, высокую общую культуру, легко адаптировались к рыночным отношениям, им необходимо овладеть высокой культурой речи.

2. Знание теоретических основ развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей способствует наиболее эффективному созданию пластико-хореографических программ, овладению речевой деятельностью, которая может быть использована во всех видах и формах как личностного, так и делового художественно-творческого общения.

Развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей возможно достигнуть только при тесном практическом взаимодействии с другими видами искусств. Синтез различных видов искусств в учреждениях дополнительного образования детей заключается в объединении совместных усилий, направленных на развитие культуры речи участников хореографических коллективов, свободно адаптированных к модернизации общего образования.

3. Интегратором учебно-творческого процесса в учреждениях дополнительного образования детей с использованием интенсивных научно обоснованных педагогических технологий, методов обучения, диагностических и методических приемов, учитывающих личностные особенности участника хореографического коллектива, является культура речи.

Интеграция учебно-творческого процесса в учреждениях дополнительного образования детей способствует целостному развитию участника хореографического коллектива, в котором во взаимосвязи хореографического искусства и культуры речи рассматривается система знаний, взглядов, убеждений, идеалов, определяющих отношение личности к самому себе, товарищам, миру, как смысловая и эмоциональная оценка деятельности педагогов и сотрудников.

Систематизация теоретических и методических знаний позволяет преодолеть автономный и обособленный характер отдельных видов занятий, препятствующих развитию культуры речи по принципу: логично мыслить – логично говорить, логично действовать, логично вести себя.

4. Аксиологический подход к рассмотрению процесса развития культуры речи у участников хореографических коллективов в различных аспектах, а именно: педагогическом, психологическом, искусствоведческом, затрагивающих сущность этого явления, обусловленных потребностями общества, позволил выявить и обосновать модель взаимодействия всех видов искусств в учреждении дополнительного образования детей.

Педагогическая система взаимодействия всех видов искусств в учреждениях дополнительного образования детей состоит в совокупности технологий, обеспечивающих преподавание различных дисциплин, развивающих культуру речи у участников хореографических коллективов.

5. Аксиологический подход обеспечивает содержательно-смысловую структуру учебно-творческого процесса хореографических коллективов учреждений дополнительного образования:

- единством целей, средств, форм и методов освоения феномена культуры речи как целостности;

- творческой природой и художественно-педагогической направленностью технологического процесса;

- проецированием дисциплин специального цикла на все виды и типы занятий в хореографическом коллективе;

- эффективность и качество преподавания в хореографических коллективах обеспечивается уровнем технологического и практического обучения и воспитания, которые проходят через усложнение художественно-творческих задач в рамках показов культурно-творческих программ.

6. Именно аксиологический подход обеспечивает синтез творческого начала и содержательного воспитательного воздействия в учебно-творческом процессе хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и определяет общие черты научной концепции, ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу развития культуры речи участников хореографических коллективов. С учетом этого обстоятельства и проводился анализ специфики развития культуры речи в рамках взаимодействия различных видов искусств во всех сферах: познания и мышления, поведения и эмоций.

Структура диссертации определена логикой исследования, его целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает три параграфа), заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей