Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования Кис Светлана Васильевна

Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования
<
Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кис Светлана Васильевна. Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Кис Светлана Васильевна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства].- Челябинск, 2008.- 313 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/454

Содержание к диссертации

Введение

1. Знакомство 3

2. Звуки высокие и низкие 7

3. Звуки короткие и длинные. Ритм 12

4. Восходящее и нисходящее движение звуков 17

5. Знакомство с клавиатурой 24

6. Клавиши До, Ре, Ми 27

7. Клавиша Фа 32

8. Клавиши Соль и Ля 36

9. Клавиша Си 39

10. Нотоносец. Ключи. Нота До 42

11. Нотки Ре, Си 45

12. Нотки Ми, Ля 48

13. Длительности 51

14. Нотки Фа и Соль 58

15. Восьмые длительности 63

16. Знаки альтерации (урок первый) 66

17. Знаки альтерации (урок второй) 70

18. Паузы 72

19. Динамические оттенки 77

20. Нотки ЛЯ, Си, До в скрипичном ключе, Фа, Ми, Ре, До в басовом ключе 82

21. Мажор и минор 89

22. Ноты на добавочных линейках 98

23. Ноты с точкой 102

24. Затакт 108

25. Шестнадцатые длительности 113

26. Развитие тактильной памяти

Введение к работе

Актуальность исследования. В области музыкальной педагогики сделано немало для создания условий, способствующих развитию инновационных форм обучения и, что особенно важно, это направленность педагогики на реализацию потенциала обучения.

В России теория и методика дошкольного музыкального воспитания и обучения детей игре на фортепиано развивается и непрерывно совершенствуется с конца XIX века. Именно на рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов занималась вопросами раннего эстетического развития детей средствами музыкального искусства через обучение инструментальному исполнительству (игре на фортепиано и других музыкальных инструментах).

Системы, концепции, методики музыкального воспитания и обучения детей музыке разрабатывали в свое время такие ученые, как Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Л.Г. Дмитриева, А.Н. Зимина, А.Н. Ландо, А.Н. Леонтьев, Г.С. Ригина, СП. Рубинштейн, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др. Пропагандируя различные педагогические взгляды, порой даже оппозиционного характера, первые представители музыкальной педагогики, ученые-теоретики и методисты прокладывали путь к развитию новой отрасли музыкально-педагогической науки.

Уже в первой половине XIX века педагогами сферы частного образования разрабатывались рекомендации и программы обязательного обучения детей музыке с б лет. В течение всего XX столетия российская теория дошкольного музыкального воспитания и обучения непрерывно совершенствовалась параллельно с развитием передовой музыкально-педагогической научной мысли. В практике различных учебно-воспитательных учреждений музыкально-эстетического профиля, в том числе и в системе дополнительного образования, особое место занимает фольклор. В современной педагогике фольклор предстает как непреходящая ценность многовековой культуры России. Детский фольклор как специфическая область устного художественного творчества имеет, в отличие от фольклора ззрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Детский фольклор является частью народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. Народная педагогика - древнее, сложное, развивающееся, не теряющее своей актуальности и в наше время явление. Она всегда учитывала роль слова в формировании личности. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и отразил тенденции нашего времени.

В последние годы преобразования, происходящие в обществе, затронули и систему дополнительного образования. Это объясняется тем, что развитие общества, изменения в науке, искусстве, а наряду с ними и глобальные процессы переоценки ценностей привели к увеличению числа детей, обучающихся в детских музыкальных школах и школах искусств с более раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Музыкальное воспитание, особенно обучение

игре на фортепиано в дошкольный период,' способствует позитивному развитию мозга ребенка, включая способность к абстрактному мышлению.

Анализ современной теории и практики музыкального образования в условиях дополнительного образования показал, что проблема развития музыкального чувства ритма ученика является доминирующей на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Следовательно, возникает необходимость поиска дополнительных возможностей, связанных с организацией музыкального развития, в частности, музыкального чувства ритма, в процессе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования. Использование метода логоритмики, основанного на элементах детского фольклора - пальчиковых играх, как показал теоретический анализ и обобщение практики, на наш взгляд, является одним из способов решения данной проблемы.

Степень разработанности проблемы. Проблема развития музыкального чувства ритма у детей всегда была актуальной в трудах следующих философов, психологов, педагогов: Б.В. Асафьев, А.Д. Артоболевская, Л.А. Баренбойм, В.А. Жилин, А.Н. Зимина, Е.В. Назайкинский, А.А. Николаев, К. Орф, Н. Соколова, Ш. Сузуки, И.Э. Сафарова, К.В. Тарасова, Е.М. Тимакин, Б.М. Теплое и др.

Способы развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста освещались И.Г. Галянт, Д.К. Кирнарской, К. Орфом, В.Г. Ражниковым, И.Э. Сафаровой и др. Проблемам и перспективам дополнительного образования, связанным со стандартизацией программ, с вопросами подготовки и переподготовки специалистов, посвящены работы В.М. Басовой, О.С. Коршуновой, Р.А. Литвак, С.Г. Степанец, О.И. Фришман и др.

Обобщив различные аспекты изучаемой проблемы, мы пришли к выводу о том, что развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования изучено недостаточно пристально, а именно: мало исследований, посвященных развитию музыкально-эстетического профиля в условиях дополнительного образования; не выявлены и не обоснованы условия, способствующие развитию музыкального чувства ритма у детей с помощью метода логоритмики на основе детского фольклора.

Вышеизложенное позволяет выделить ряд противоречий между:

возросшей потребностью в развитии музыкального чувства ритма у детей, обладающих высокой степенью восприятия речевых действий, и недостаточной разработанностью обоснованного подхода к решению данной проблемы;

имеющимися исследованиями по вопросам развития музыкального чувства ритма у детей и недостаточным обоснованием педагогических условий успешности данного процесса в учреждениях дополнительного образования;

потенциальными возможностями детского фольклора в развитии музыкального чувства ритма у детей и недостаточной разработанностью соответствующих технологий и методик, учитывающих современные подходы в музыкальном образовании.

Этим объясняется актуальность проблемы исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании использования метода логоритмики, как средства развития музыкального чувства ритма в обучении начинающего пианиста, основанного на детском фольклоре - пальчиковых играх.

Учитывая сложность и многоаспектность проблемы исследования мы вносим ограничения — это развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования посредством метода логоритмики на основе детского фольклора - пальчиковых играх на начальном этапе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выявленная проблема определила тему исследования: «Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования».

Цель диссертационного исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающий успешность применения метода логоритмики на основе детского фольклора в развитии музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования: социально-культурная деятельность с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством метода логоритмики на основе детского фольклора.

Гипотеза исследования: педагогическое обеспечение процесса развития музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования на основе применения метода логоритмики будет проходить успешно, если:

в качестве методологической основы решения проблемы используются подходы: культурологический (при раскрытии структуры сущности музыкального чувства ритма у детей); компетентностный (при обосновании педагогических условий успешности развития музыкального чувства ритма у детей); лич-ностно-ориентированный (при обосновании значения детского фольклора, а именно пальчиковых игр у начинающего пианиста).

разработан метод логоритмики на основе детского фольклора, включающего пальчиковые игры, который мы рассматриваем как совокупность ки-несических и речевых действий, мышления, восприятия, подчиненных определенному ритмическому рисунку и рисунку движений корпуса, рук и пальцев.

успешность развития музыкального чувства ритма у детей будет определяться комплексом педагогических условий, включающих в себя: сформированную профессиональную компетентность преподавателей по классу фортепиано, владеющих методом логоритмики на основе детского фольклора; определение способов развития музыкального чувства ритма начинающего пианиста на основе принципа личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей; разработку и внедрение авторской программы по развитию музы-

кального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством использования метода логоритмики на основе детского фольклора. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, уточнить признаки понятий: «развитие музыкального чувства ритма» и «метод логоритмики на основе детского фольклора».

  2. Разработать способы, приемы реализации метода логоритмики на основе детского фольклора в формировании музыкального чувства ритма у детей в процессе обучения игре на фортепиано в учреждениях дополнительного образования.

  3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования.

  4. Разработать научно-методическое обеспечение процесса развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики на основе детского фольклора в учреждениях дополнительного образования. Методологической и теоретической основой исследования являются

положения о социальной обусловленности и общественной сущности личности, целенаправленности, сознательном характере деятельности, о проявлении профессиональной компетентности в социально-культурной деятельности. В исследовании мы опирались на следующие подходы:

- фундаментальные положения гуманистического подхода в работе с детьми
(Ш.А. Амонашвили, Дж. Браун, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, и др.);

- теории и концепции развития личности (В.А. Беликов, Л.В. Выготский, М.Е. Дуранов, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.);

основные положения культурологического подхода, как принципа развития музыкального чувства ритма у детей (Л.П. Буева, С.Д. Давыдов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Л.Н. Коган и др.);

основные идеи компетентностного подхода (А.Л. Андреев, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и др.);

основные положения личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бонда-ревская, А.В. Кирьякова, М.В. Кларин, И.О. Котлярова и др.). Нормативно-правовой базой исследования явились Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральная программа модернизации образования до 2010 г.; неотъемлемой составляющей теоретико-методологической основой данного исследования являются педагогические концепции фортепианной педагогики, разработанные такими педагогами и учеными, как Л.А. Баренбойм, Е.Ф. Гнеси-на, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Цыпин и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения были использованы адекватные объекту и предмету исследования методы: - теоретический: анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме, программных документов учреждений дополнительного образования;

- сравнительно-сопоставимый метод: систематизация, прогнозирование;

- эмпирический: изучение, обобщение практического опыта музыкально-
эстетического образования в учреждениях дополнительного образования, на
блюдение, сбор материала, его анализ, классификация, беседы, анкетирование,
анализ продуктов музыкально-исполнительской деятельности детей, контроль
ные и открытые уроки;

- констатирующий и формирующий эксперимент, содержание и интерпретация
результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных его задачам и предмету исследования, воспроизводимостью результатов эксперимента, свидетельствующих об эффективности предложенного комплекса педагогических условий по развитию музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2005 г. - 2006 г.), поисковом, выявлялось состояние проблемы развития музыкального чувства ритма детей дошкольного и младшего школьного возраста в научной литературе и педагогической практике; определялись исходные позиции исследования, его понятийный аппарат; выявлялись возможности метода логоритмики на основе детского фольклора для решения проблемы исследования. Полученные данные позволили выдвинуть рабочую гипотезу и наметить программу опытно-экспериментальной работы. Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение отечественного и зарубежного опыта.

На втором этапе (2006 г. - 2007 г.), опытно-экспериментальном, осуществлялся поиск авторских подходов к решению проблемы. Были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. На этом этапе разрабатывался комплекс педагогических условий, методика развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики на основе детского фольклора. Изучался качественный рост уровня развития музыкального ритма у детей, внедрялась авторская педагогическая программа, применялись учебные пособия по обучению игре на фортепиано, по развитию музыкальных способностей детей посредством метода логоритмики на основе детского фольклора.

На третьем этапе (2007 г. - 2008 г.), обобщающем, обрабатывались, систематизировались и уточнялись теоретические положения, происходила апробация полученных выводов и оформление диссертационного исследования. По теме исследования имеются 14 публикаций и издано 3 учебно-методических пособия.

База исследования. Исследование осуществлялось в детской музыкальной школе № 4 г. Челябинска; основной специализированной музыкальной школе Лг« 21 г. Рудного, детской музыкальной школе г. Лисаковска, сельской детской музыкальной школе с. Тарановское (Республика Казахстан). Всего в эксперименте приняло участие 54 учащихся и 22 преподавателя.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. на уровне уточнения выявлены сущностные характеристики понятия «развитие музыкального чувства ритма» как способность активно переживать (отражать в движении) и, вследствие этого, тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения;

  2. на уровне дополнения раскрыто содержание понятия «метод логорит-мики на основе детского фольклора» как совокупность кинесических и речевых действий, мышления и восприятия, подчиненных определенному ритмическому рисунку и рисунку движений корпуса, рук и пальцев;

  3. на уровне преобразования обосновано педагогическое обеспечение процесса развития музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования посредством применения метода логоритмики на основе детского фольклора. В него входит сформированная профессиональная компетентность преподавателей по классу фортепиано в учреждениях дополнительного образования, владеющих методом логоритмики на основе детского фольклора; определение способов развития музыкального чувства ритма у начинающего пианиста на основе принципа личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей; разработка и внедрение авторской программы по развитию музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством использования метода логоритмики на основе детского фольклора.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: - обоснована продуктивность решения проблемы развития музыкального чувства ритма в учреждениях дополнительного образования посредством метода логоритмики на основе детского фольклора с позиций культурологического, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, что открывает возможность дальнейшего развития теории музыкальной педагогики в области музыкального воспитания и обучения детей;

- расширено терминологическое поле проблемы за счет уточнения понятий («развитие музыкального чувства ритма», «метод логоритмики на основе детского фольклора» и его составляющей части - пальчиковых игр); уточнены принципы развития музыкального чувства ритма у детей (принцип систематического и последовательного обучения, принцип сознательного усвоения знаний, принцип прочного усвоения знаний, принцип наглядности обучения, принцип индивидуального подхода, принцип активности, принцип здоровьес-бережения), что способствует упорядочиванию теоретико-методологических оснований исследуемой проблемы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны:

1. методика реализации педагогических условий, расширяющая индивидуальную базу знаний и умений по развитию музыкального чувства ритма у детей и актуализирующее поле личностного смысла развития профессиональной компетентности по использованию метода логоритмики на основе детского фольклора;

  1. авторская программа «Учение с увлечением», пособия «Первые шаги юного пианиста», «Уроки феи-Сольфеи», включающие в себя практические занятия, задания, упражнения;

  2. оценочно-критериальный инструментарий, позволяющий определить эффективность развития музыкального чувства ритма посредством метода логорнтмики на основе детского фольклора у детей, включающего критерии, показатели, диагностические материалы, методы математической статистики.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут найти применение при организации процесса обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством метода лого-ритмики на основе детского фольклора как в учреждениях дополнительного образования, так и муниципальных образовательных учреждениях дошкольного воспитания, центрах детского творчества и др., а также в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается методологически обоснованной логикой исследования, разнообразием диагностических методов адекватных его задачам и предмету исследования, воспроизводимостью результатов эксперимента, свидетельствующих об эффективности предложенного комплекса педагогических условий по развитию музыкального чувства ритма у детей посредством метода логорнтмики на основе детского фольклора. На защиту выносятся:

  1. Развитие музыкального чувства ритма детей в учреждениях дополнительного образования представляет собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на развитие музыкального чувства ритма детей, в процессе которых происходит развитие и закрепление музыкально-ритмических способностей, формирование исполнительских навыков, постановка пианистического аппарата.

  2. Комплекс педагогических условий развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики на основе детского фольклора в учреждениях дополнительного образования включает в себя сформированную профессиональную компетентность преподавателей по классу фортепиано, владеющих методом логоритмики на основе детского фольклора; определение способов развития музыкального чувства ритма у начинающего пианиста на основе принципа личностно-ориентироваЕшого взаимодействия педагогов и детей; разработку и внедрение авторской программы по развитию музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством использования метода логоритмики на основе детского фольклора.

  3. Научно-методическое обеспечение развития музыкального чувства ритма у детей на основе метода логоритмики, включающее совокупность организационно-содержательных компонентов: методы, приемы развития кинеси-ческих и речевых действий, мышления и восприятия, подчиненных определенному ритмическому рисунку и рисунку движений корпуса, рук и

пальцев; разработанную авторскую педагогическую программу «Учение с увлечением» и авторские учебно-методические пособия «Первые шаги юного пианиста», «Уроки феи-Сольфеи», что позволяет эффективно развивать музыкальное чувство ритма. Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждены и были признаны актуальными:

а) на международных конференциях «Современные аспекты высшего
профессионального образования (г. Шадринск, 2007 г.), «Молодежь в науке и
культуре XXI века» (г. Челябинск 2005, 2006, 2007, 2008 гг.), «Лики традицион
ной культуры: прошлое, настоящее, будущее» (г. Челябинск 2008 г.);

б) на всероссийской конференции «Совершенствование системы подго
товки кадров для сферы культуры и искусства: опыт, проблемы, инновации»

(г. Тамбов 2008 г.);

в) на вузовских конференциях «Культура, искусство, образование» (г. Че
лябинск 2006, 2007, 2008 гг.);

г) на учебно-методических семинарах «Традиционная культура и музы
кальное воспитание в русских школах» (г. Турин, Италия 2007 г.) «Формы и
методы работы в детских музыкальных школах» (г. Лисаковск, Республика Ка
захстан 2007 г.) «Особенности систематизации педагогического процесса в ин
дивидуальном исполнительском классе учреждений дополнительного образо
вания» (г. Костанай, Республика Казахстан 2007 г.);

д) на международном конкурсе «Учитель и ученик» (г. Москва, 2005 г.),
международном конкурсе пианистов (г. Алма-Ата, Казахстан 2005 г.), всерос
сийском конкурсе педагогов «Образование: взгляд в будущее» (г. Обнинск 2008
г.), республиканском конкурсе пианистов «Юный музыкант» (г. Караганда, Ка
захстан 2007 г.), областном конкурсе «Юный музыкант» (г. Костанай, Казах
стан 2007 г.);

е) в публикациях комплекса методических материалов, связанных с фор
мированием музыкальных способностей и обучению игре на фортепиано детей
в учреждениях дополнительного образования «Первые шаги юного пианиста»
(г. Челябинск 2006 г.), «Уроки феи-Сольфеи» (г. Челябинск 2008 г.), программа
«Учение с увлечением» (г. Челябинск 2008 г.).

Всего по теме диссертации опубликовано 17 работ.

Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы по проблеме исследования и приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, обозначены объект, предмет, цель, гипотеза, определены задачи и методы исследования. Раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, представлены данные апробации и внедрения результатов работы.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы формирования музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством метода логоритмики на основе детского фольклора» анализируется состояние проблемы в педагогической теории и практике; предлагается

комплекс педагогических условий успешности развития музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования посредством метода логоритмики на основе детского фольклора, обосновывается научно-методическое обеспечение развития музыкального чувства ритма в процессе обучения игре на фортепиано.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством метода логоритмики на основе детского фольклора» представлены материалы опытно-экспериментальной работы, характеристика методики реализации комплекса педагогических условий, направленных на развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования, формулируются выводы.

Восходящее и нисходящее движение звуков

Онтогенетическая структура чувства музыкального ритма формируется у детей в следующей последовательности компонентов - чувство темпа, чувство метра, чувство ритмического рисунка (Л. А. Венгер, К. В. Тарасова) [190, с. 112].

В фортепианной педагогике развитие чувства ритма является одной из наиболее важных и сложных проблем. В последние годы и десятилетия эта проблема являлась предметом внимания многих авторов музыкально-педагогических трудов. В этих работах рассматривались вопросы исполнительского ритма (Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, С. А. Савшинский, С. Е. Фейнберг) [208, с. 93], развитие чувства ритма в процессе обучения игре на фортепиано (А. Д. Алексеев, Г. П. Прокофьев, Г. М. Цыпин) [210, с. 23], особенности развития чувства ритма на начальном этапе обучения игре на фортепиано с применением стихотворных подтекстовок (Л. А. Баренбойм, М. И. Лерман, Б. Е. Милич, В. Л. Михелис, А. Д. Артоболевская, Н. Соколова, Т. И. Смирнова, И. Э. Сафарова, И. Г. Га-лянт) [58, с. 84]. В тоже время в фортепианной педагогике до настоящего времени не сложилась общепринятая, научно обоснованная методика развития этой способности. Не достаточно изученной остается проблема развития музыкального чувства ритма средствами метода логоритмики. Не в полной мере выявлены возможности использования метода логоритмики, а также применение пальчиковых игр, как средства развития чувства ритма при обучении игре на фортепиано. Хорошо развитое чувство музыкального ритма предполагает умение исполнителя найти художественно верное, эмоционально-образное исполнение ритмической стороны музыкального произведения при соблюдении схематической записи ритма.

Существует мнение некоторых музыкантов-педагогов, на что указывают Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, Г. П. Прокофьев и др. о том, что чувство ритма врожденное и почти не развиваемо. Однако, другие психологи, а также музыканты-педагоги доказывают, что при определенной методике работы, в основе которой является движение под музыку, чувство ритма успешно развивается (Н. А. Ветлугина, Э. Жак-Далькроз, К. Орф, М. Л. Палавандишвили, К. А. Смолдина, Б. М. Теплов, М. С. Старче-ус) [150, с. 9]. Мы в своем исследовании придерживаемся именно этого утверждения.

В психологии, педагогике, а также музыкальной педагогике чувству музыкального ритма посвящено много работ, однако, в онтогенетическом плане, применительно к возникновению и формированию этой способности у ребенка (дошкольного и младшего школьного возраста), эта проблема рассматривалась сравнительно немногими специалистами, так например: (М. А. Румер, Н. А. Ветлугина, Г. А. Ильина, К. В. Тарасова и др.).

В своем исследовании мы будем придерживаться определения понятия «чувство музыкального ритма», которое обосновал в свое время Б. М. Теплов. Он утверждал, что чувство музыкального ритма - это «способность активно переживать (отражать в движении) и, в следствие этого, тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения». [192, с. 201]. Изучение музыкальной деятельности позволяет выделить составляющие эту способность компоненты: чувство темпа, чувство размера (метра) и чувство соотношения длительностей (ритмического рисунка). Наряду со зву-ковысотным слухом, чувство ритма является первостепенным в комплексе музыкальных способностей. Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей проявления музыкальных способностей (как специфических свойств личности), необходимо четко определиться в понимании термина «способности». До сих пор нет однозначной классификации музыкальных способностей. В историческом плане прослеживают три основных линии в их изучении. Первая линия берет свое начало от К. Сишора и рассматривает музыкальные способности как комплекс, состоящий из большого количества способностей, причем количество этих способностей постоянно растет. Вторая линия принадлежит Г. Ре-вешу, который рассматривает музыкальные способности как неделимое целое. В последние десятилетия, в связи с тем, что широкое использование получил системный подход, эта линия получила определенную поддержку, так как позволяет рассматривать музыкальность как интегративное качество. Третья линия принадлежит Б. М. Теплову, который наряду с чисто музыкальными способностями учитывает и другие, личностные образования. В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной (т.е. успешной и качественной) реализации конкретной деятельности [7, с. 39] Биологической основой способностей являются задатки — врожденные, наследственные особенности организма, которые удобно реализовывать посредством выявления доминирующих типов темперамента человека. Однако, только на основе задатков нельзя прогнозировать развитие конкретных способностей человека, так как ключевым моментом в их формировании является социальный опыт усвоения соответствующей звуковой информации, практика обучения — реальное овладение индивидом соответствующей деятельностью, в которой и развиваются те или иные задатки (Ю. Б. Гольденвейзер, Д. А. Леонтьев и др.). Деятельностная природа понимания способностей характеризуется проявлением психофизиологических свойств личности, которые могут быть обнаружены только в процессе реализации функций этих свойств и их оформлении в каких-либо состояниях и результатах — продуктах деятельности. Такими продуктами в музыкальной деятельности могут являться личностные проекции образных ассоциаций после прослушанной музыки или собственно исполнение музыкального произведения.

Общие способности проявляются в любом виде предметной деятельности. Общие способности складываются из врожденного (генетически обусловленного) и приобретенного (социально обусловленного) опыта человека. Музыка здесь не является исключением. Она действительно может выступать в качестве предмета созидания или разрушения как личностных характеристик, так и взаимоотношений личности с окружающим миром.

Тот факт, что в понятие способностей вкладывается столь различный смысл, не может считаться случайностью или объясняться субъективным подходом. Он свидетельствует об объективной сложности самой структуры способностей и поэтому требует анализа их разных форм.

Клавиша Фа

Развивая определенные структурные компоненты музыкальных способностей личности, возможно компенсировать недостаточность развития базовых психомоторных и эмоциональных свойств, отражающих уровень развития общих (в том числе и музыкальных) способностей. Например, чувство метра как психомоторная способность человека обозначать равномерную пульсацию одинаковых отрезков времени, чередовать одинаковые временные меры, необходимо человеку в любой (не только музыкальной деятельности). А чувство ритма как способность к рефлексивной (осознанной) и интуитивной (подсознательно-моторной) системной организации различных соотношений временных длительностей в едином темпо-метрическом (равномерно-скоростном) режиме является, также, не только специфической характеристикой музыкальности, но и актуальным свойством мобильного личностного развития, одним из адаптивных качеств самоуправляемой системы.

Остановимся на врожденных характеристиках музыкальных способностей. К врожденному, генетически обусловленному потенциалу индивида психофизиологи относят типологические особенности темперамента — энергетическую активность нервных клеток: силу, скорость и мобильность процессов возбуждения и торможения. Эта активность во многом предопределяет характер моторных (двигательных) и эмоциональных реакций человека. Психомоторные (или двигательные) особенности при музицировании проявляются в характере мышечных, кинестетических реакций (их силе, скорости и мобильности) и характере прикосновений, тактильных реакций (острых, оперто-раздельных или мягко-слитных).

Этот тактильно-кинестетический канал воспроизведения эмоциональной информации рассматривается в психофизиологии как важнейший фактор индивидуального развития (онтогенеза) ребенка. Движение, по утверждению психологов, является основой любого познания.

Именно «...мышечное чувство придает, с одной стороны, впечатлению членораздельность, с другой — связывает звенья его в осмысленную группу», - утверждает И. М. Сеченов [181, с. 252]. В музыкальной деятельности тактильно-кинестетические, моторные особенности личности обусловливают проявление важнейшей характеристики музыкальности — темпо-метроритмических способностей человека, позволяющих адекватно воспринимать и воспроизводить главную особенность музыки — ее временную природу.

Психомоторные способности складываются как из врожденного, так и из прижизненно складывающегося опыта нервно-мышечных реакций, обеспечивающих функционирование двигательных способностей организма. В любом виде музыкально-исполнительской деятельности кожно-мышечная система человека задействована в темпо-метрической организации звуков. Так, при вокальном музицировании, необходимо соответствующее функционирование мышц голосовых связок, гортани, дыхательных механизмов, а в музыкально-инструментальной деятельности важное значение имеют врожденные и приобретенные особенности структуры мелких и крупных мышеч- -ных тканей, строения кистей и пальцев рук, их подвижность и т.п. А инструментальное музицирование (особенно фортепианная игра, где задействованы все десять пальцев обеих рук) является эффективным средством развития мышц мелкой моторики, а вместе с ней и интеллектуального потенциала человека. Поэтому, фортепианная игра вполне может рассматриваться как психотренинг изолированных движений пальцев (своеобразная пальцевая гимнастика), что является, по мнению ряда исследователей эффективным средством развития межполушарных взаимодействий мозга и таких психических процессов, как восприятие, внимание, память и мышление. Моторно-двигательное восприятие ритма в психологическом и психофизическом плане основывается на восприятии человеком времени, в процессе которого значительное место отводится кинестическим ощущениям, связанными с нашими движениями. В результате сопровождения движениями, воспринимаемый ритм воспроизводится с большей точностью, он как бы фиксируется, повторяется, «проживается». Детский игровой фольклор является доступным средством развития музыкального чувства ритма. В понятие «детский игровой фольклор» входят все виды устных произведений, созданные взрослыми специально для детей, и устное творчество самих детей. В жанровом отношении детский игровой фольклор - понятие родовое. В него входят произведения резко отличающиеся друг от друга как по своей функциональной роли, так и по художественному своеобразию. От функциональной роли произведений во многом зависит и его тема, и подбор слов, и ритмика. Все произведения детского игрового фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы: 1) произведения, связанные с игровыми действиями; 2) произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий.

Давно уже замечено, что игра — основа детского досуга, спорта и труда. В процессе подвижных игр используются различные формы словесного творчества. Основная функция текста в этом виде творчества — организация и сопровождение игрового творчества. Пальчиковые игры, как элемент детского игрового фольклора, являются ярким примером данного вида. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень интеллектуального развития, развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ритма в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, ритма, памяти, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной, движения четко-ритмичными. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития ритма и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Очень важным фактором для развития ритма является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.Давая тем самым ребенку положительный эмоциональный настрой во время занятий. Таким образом, моторно-двигательная природа музыкального ритма играет существенную, основополагающую роль в развитии чувства ритма как составляющей части музыкальных способностей. В связи с этим, метод логоритмики расширяет границы не только восприятия музыкального ритма, но и способствует формированию музыкального чувства ритма на начальном этапе обучения детей игре на фортепиано. В этот период восприятие ритма через сенсорный, кинести-ческий, пространственный, речевой, коммуникационный опыт детей играет главенствующую роль. Движения пальчиковых игр, стихи, поговорки, детские попевки способствуют наиболее успешному формированию чувства музыкального ритма.

Восьмые длительности

Практическая реализация педагогических условий развития музыкального чувства ритма детей дошкольного и младшего школьного возраста осуществлялась в опытно-экспериментальной работе в процессе реализации ее средства. Ими являются рассмотренные выше подходы, условия, принципы и разработанная авторская программа развития музыкального чувства ритма средствами метода логоритмики на основе детского фольклора. В педагогике существует два значения слова «методика»: 1)методика как наука в смысле частной дидактики; 2) методика выполнения конкретных действий педагога, совокупность рекомендаций по организации и проведению учебно-воспитательного процесса.

Встречая в литературе и практике образовательных учреждений термин «педагогическая технология», применяемый как синоним частных методик обучения, следует разводить эти понятия. Так, педагогическую технологию отличает: 1) диагностичность цели и гарантированность конечного результата; 2) алгоритмичность (последовательность) действий; 3) то, что она является проектом будущего учебного процесса.

Тем не менее, можно построить массу методик на основе одной технологии, являющейся инвариантом методик решения данной учебной задачи. Автором настоящего исследования учитывалось то, что развитие музыкальных способностей детей является процессом творческим и продуктивным (в отличие от традиционного образовательного репродуктивного процесса, строящегося обычно на технологии, а не методиках). Отсутствие «жесткой» градации между частной методикой и технологией (в зарубежной литературе нет понятия «методика обучения», «методика преподавания»: их заменяет понятие «технология обучения»), то, что методика может включать в себя технологии и наоборот, обусловило их интеграцию в разработанном автором методико-технологическом обеспечении в интегративную методику. Была поставлена задача - добиться воспроизводимости методики, избежать ее неповторимости и опоры на эмпирический опыт автора и исполнителя, повысить их мастерство, однако при этом попытаться сохранить артистизм, искусство, творчество и индивидуальность учителя. Методика определяется в педагогике как «совокупность» способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы [125, с. 48]. Методика не столь алгоритмична, как педагогическая технология и основывается на системах обучающих, воспитывающих и развивающих воздействий, которые реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения, воспитания и развития. Она определяет порядок их применения, интерпретацию полученных с их помощью результатов, олицетворяя тактику научного познания. Методика как отрасль педагогической науки выражает подходы к обучению, изучению учебных предметов (применительно к нашему исследованию предмета «специальное фортепиано», направленного на развитие музыкального чувства ритма и музыкальной памяти детей). При проектировании метода логоритмики на основе детского фольклора включающего в себя частные методики, технологии, приемы, были выделены и учтены следующие требования: а) обязательное определение целей и задач; б) выделение педагогических условий, на основе которых будет осуще ствлена данная методика; в) выявление особенностей метода логоритмики на основе детского фольклора, разработка на его основе программы реализации педагогических средств; г) разработка образовательной программы, создание учебно методических пособий, дидактических условий, методических рекомендаций по их применению.

Методика развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики на основе детского фольклора включает в себя целеполагание, диагностику, эффективные формы и методы развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста, критериально-оценочную базу достигаемых результатов. Главное концептуальное положение заключается в том, что развитие музыкального чувства ритма у детей посредством метода логоритмики в музыкальном обучении носит субъективный характер, является характеристикой успешности обучения, связана с проявлением результативности развиваемых, ориентирована не на получение материальных результатов, а на изменение уровня развития музыкальных способностей, достижения высокого уровня исполнительского мастерства.

Экспериментальная работа по развитию музыкального чувства ритма детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством метода логоритмики на основе детского фольклора предполагала проведение этапов -подготовительного и основного. На подготовительном этапе мы ставили целью дать учащимся возможность осмыслить характерные особенности движений пальчиковых игр, музыкальных ритмоформул, музыкального произведения, его характер, образное содержание и отдельные средства музыкальной выразительности, главным образом основные ритмические формулы. Такое восприятие на слух связано с моторной реакцией организма. Направленность естественной моторной реакции организма на восприятие и сопереживание музыкального материала, в частности музыкального ритма усиливает эмо циональность восприятия, формируя правильное отношение к музыке. Исполнение ритма дошкольниками и младшими школьниками на этом этапе проведения пальчиковых игр с движениями под декламирование стихотворного текста можно характеризовать как неосознанное, а эмоционально-интуитивное. Основной этап проведения работ по развитию музыкального чувства ритма предполагал формирование эмоционально-осознанного исполнения ритма в музыкальных пьесах непосредственно на инструменте. Следуя одному из основных принципов музыкальной педагогики о единстве эмоционального и сознательного в восприятии и исполнении музыки мы доводили до сознания учащихся на данном этапе «эмоционально-интуитивные» впечатления, приобретенные в подготовительном этапе - донотном периоде в работе с пальчиковыми играми. Для этого конкретизировались теоретические знания учащихся о ритме, направлялись на логическое мышление (сравнение, анализ, синтез, суждение, умозаключение), ассоциативность на осознанное использование, исполнение ритмоформул и их последующее запоминание. В связи с принятой в нашем исследовании структурой метода логоритмики -донотный и игровой период, оба этих вида были направлены на формирование эмоционально-осознанного исполнения и качественного запоминания простейших эталонов музыкального темпа: - быстрого, - среднего, - медленного, - смешанных темпов (донотный период). Музыкального метра -- двудольного, - четырехдольного, - трехдольного (игровой период). Ритмического рисунка - одинаковых, равномерных длительностей, - элементарных квадратных ритмических рисунков, - элементарных неквадратных ритмических рисунков (донотный и игровой период).

Шестнадцатые длительности

Современная социальная действительность все с большей отчетливостью требует развития музыкальных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения игре на фортепиано на более профессиональном уровне, ориентируя учреждения системы дополнительного образования на совмещение государственных программ обучения с новыми программами. Обучение игре на фортепиано несет долгосрочный эффект. Существует несомненная зависимость между музыкальным образованием и развитием способностей, необходимых для успешного становления ребенка в жизни. Самодисциплина, терпение, чувствительность, координация, способность запоминать и концентрировать внимание - все эти качества развивает музыкальное воспитание. И эти качества останутся с ребенком независимо от его дальнейшего выбора профессии. Музыкальное образование должно стать источником радости, удовлетворения, достижения поставленной цели. А первым инструментом для детского обучения музыке может стать именно фортепиано. Никакой другой инструмент не может сравниться с фортепиано широтой реализации музыкальных идей. Даже если ребенок решит позже играть на другом инструменте, приобретенные на фортепиано навыки чувства мелодии, ритма и гармонии откроют целый мир творческих и профессиональных возможностей в будущем.

В диссертационном исследовании подчеркивается, что применение новых методик обучения игре на фортепиано является фактором успешного развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Целью исследования предполагалась научная разработка, научное обоснование и внедрение комплекса педагогических условий влияющих на успешность развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения игре на фортепиано. Исследование было проведено в следующих аспектах:

1) Поисково-диагностическом, в рамках которого был изучен опыт развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста, рассмотрены взгляды зарубежных и отечественных ученых на проблемы развития музыкальных способностей, развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики, на этом основании разработаны педагогические условия способствующие успешности развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики.

2) Формирующем, в рамках которого были экспериментально апробированы и проверены педагогические условия развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения игре на фортепиано, разработаны критерии и показатели, выявлены этапы и уровни.

Выявленные результаты теоретического анализа и проведенной опытно-экспериментальной работы, в основном подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.

Ретроспективный анализ становления проблемы развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях учреждений дополнительного образования позволил проследить ее эволюцию, что определило адекватное понимание современного состояния и научно обоснованные перспективы дальнейшего развития.

Проблема развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики рассматривается как обобщенная, так как выступает предметом исследования многих областей знания - философии, психологии, педагогики, в каждой из которых она имеет специфическое толкование и смысловую определенность. Философский аспект развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики исследует сущность, структуру, место, роль и значение развития музыкального чувства ритма в жизни личности. Психологический аспект — изучает процесс развития музыкального чувства ритма посредством метода логоритмики с точки зрения индивидуальных особенностей, личностных качеств, темперамента, музыкальных способностей, общих способностей и т. п. Педагогический аспект — определяет содержание образования, средств, методов, приемов, условий обучения и воспитания, способствующих успешному развитию музыкального чувства ритма.

Проблема развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством метода логоритмики также является предметом научного изучения. Анализ ряда работ, в том числе исследований последних лет показывает, что дошкольный и младший школьный возраст — это период активного умственного и физического развития ребенка. Ребенок включается в доверительно-личностное общение, принимает участие в разнообразных видах деятельности, осваивает различные социальные роли, которые являются важными для его жизни. Метод логоритмики в процессе обучения игре на фортепиано способствует успешности развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Комплекс педагогических условий, способствующий успешности развитию музыкального чувства ритма построен на культурологическом, компе-тентностном и личностно-ориентированном подходе.

Опытно-экспериментальная проверка внедрения комплекса педагогических условий способствующих успешности развития музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения игре на фортепиано включала констатирующий и формирующий этапы. Констатирующий этап на основе разработанных критериев и показателей с помощью диагностических методик показал, что дети дошкольного и младшего школьного возраста, обучающиеся игре на фортепиано нуждаются в новых формах и методах музыкального воспитания и образования. Формирующий этап эксперимента потребовал изменения методов обучения игре на фортепиано и развития музыкального чувства ритма в форме применения метода логоритмики, которая осуществлялась внедрением педагогических условий. Представлена авторская обучающая программа и учебные пособия по обучению игре на фортепиано и развитию музыкального чувства ритма.

Результаты эксперимента подтверждают эффективность метода лого-ритмики на основе детского фольклора по развитию музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения игре на фортепиано.

Выполненное нами исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с процессом развития музыкального чувства ритма. Предметом дальнейших поисков, на наш взгляд, могут выступать проблемы развития музыкального чувства ритма на других возрастных этапах, в процессе обучения на других музыкальных инструментах, а также, готовность педагогов к разработке адаптированных программ обучения посредством метода логоритмики.

Похожие диссертации на Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования