Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования Сапрунова Наталья Васильевна

Социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования
<
Социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования Социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования Социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования Социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования Социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сапрунова Наталья Васильевна. Социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Сапрунова Наталья Васильевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2008.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/60

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научно-методические основы формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования .

Теоретико- методологический анализ проблемы формирования толерантности .

Сущность и специфика формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования .

Модель формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования .

Региональный опыт формирования толерантности в учреждениях дополнительного образования .

Реализация социально-культурных условий формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования .

Литература

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что условия жизни в современной России предъявляют повышенные требования к формированию личности, а именно- толерантности. Современный темп жизнедеятельности, неблагоприятные экологические факторы, урбанизация, социальное расслоение, конкуренция, постоянно усиливающийся информационный поток, изменения требований к когнитивным и коммуникативным процессам человека, дефицит положительных эмоций способствуют разрушению ценностных ориентаций и интересов, социальной адаптивности, самоидентичности у населения, в том числе и у подростков, которые чаще проявляются в форме отсутствия толерантности во взаимодействии с другими людьми.

Идеи гуманизма, терпимости признаются Конституцией Российской Федерации (1993 г.), в которой заявляется о гарантии прав и свобод граждан, в том числе, на свободу убеждений, право на труд, личную безопасность. 1995 г. был объявлен ЮНЕСКО Годом толерантности, и 16 ноября этого же года ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов толерантности». Перевод Декларации с английского на русский был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости», где толерантность определяется как уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

В 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». Цель данной программы – выработка и внедрение в социальную практику норм, определяющих устойчивост поведения в ситуациях социальной напряженности отдельных людей и социальных групп как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Идея воспитания толерантности также нашла свое отражение:

  1. В Основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 гг., утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.01.2002 г. № 193, реализация которых призвана способствовать решению ряда задач, среди которых - воспитание граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.

  2. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. № 1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Необходимо признать, что проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике. Существующие подходы к формированию толерантности в отечественной педагогике отличаются общим недифференцированным характером и недостатком конкретных, надежных средств и методов воздействия.

Социально-культурный процесс как процесс гуманизации отношений между личностью и обществом направлен на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений. Ценностью и целью общественного развития в России, наконец, становится человеческая личность, а не классовая идея или идея коллективизма. Утверждается отношение к человеку как высшей ценности бытия, как к критерию оценки социального прогресса, как к гуманистическому идеалу. Приблизиться к этому идеалу возможно путем гуманизации жизни общества.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью научного обоснования социально-культурных условий, а также созданием и реализацией модели и программы формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования с использованием разнообразных средств и методов социально-культурной деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования толерантности является достаточно сложной. К ней обращались многие ученые, среди которых были философы, психологи, культурологи, социологи и, конечно, педагоги.

Проблема ценностного отношения одного человека к другому интересует людей со времен возникновения мировых религий. Объяснить появление в человеке эгоцентризма, агрессивности, нетерпимости по отношению к другим можно наличием естественных инстинктов самосохранения, необходимостью борьбы за ресурсы, потребностями в превосходстве и т.д. Теоретически вопрос о толерантности обосновал Джон Локк. Согласно Локку, толерантность имеет двойное основание: нравственное и политическое.

Тема формирования толерантности подростков приобретает разнообразное звучание при рассмотрении ее широким кругом ученых разных направлений. Это Д.Дидро, И.Кант, Дж.Локк, М.Лютер, Ш.Монтескье, В.Пен и такие отечественные исследователи, как А.Г.Асмолов, М.М.Бахтин, А.А.Погодина, П.В.Степанов, А.А.Ухтомский и др.

Теоретическую основу исследования составили:

- философские основы возникновения и развития проблемы формирования толерантности (Аристотель, Платон, Сократ и др.);

- наличие религиозного аспекта в воспитании толерантной культуры (М.Лютер, Тертиллиан и др.);

- гуманистический подход к проблеме формирования толерантной культуры (М.М.Бахтина, Ф.Бэкон, Т.Мор, Э.Роттердамский, А.А.Ухтомский и др.);

- проблема толерантности в политологии (В.А.Лекторский, А.А.Погодина, Дж.Ролз, В.А.Тишкова и др.);

- лингвистический анализ термина, проведенный А.Г.Асмоловым;

- социальные показатели толерантности, выделенные Г.У.Солдатовой;

- теоретико-методологические основы толерантности и ее диагностики, раскрытые П.В.Степановым;

- психологические исследования К.Роджерса, в которых изучены компоненты толерантности: эмпатия, общительность, конгруэнтность;

- теоретические исследования (Н.М.Борытко, О.С.Газман, Л.А.Григорьева, П.И.Дзыгинонский, В.А.Стрельникова и др.), позволяющие выделить следующие основные функции толерантности в структуре личности: гуманитарную, идентификации, социальной адаптации.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема формирования толерантности подростков остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Анализ исследуемой проблемы позволил нам выявить противоречия между:

- признанной в науке и практике необходимостью формирования толерантности в подростковом возрасте и недостаточной разработанностью теоретических основ педагогического управления этим процессом;

- имеющимися потенциальными возможностями системы дополнительного образования в формировании личности подрастающего поколения и отсутствием программ их реализации;

- имеющимися отдельными теоретическими разработками в области формирования толерантности подростков и недостаточным применением их в педагогической практике.

Таким образом, существующие противоречия позволяют констатировать проблему: каковы социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования - формирование толерантности подростков.

Предмет исследования – социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Цель исследования заключается в научном обосновании социально-культурных условий формирования толерантности подростков в условиях дополнительного образования.

Задачи исследования:

- изучить основные теоретические положения по проблеме толерантности подростков и на этой основе определить сущность и специфику формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования;

- разработать социально-культурную модель формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования;

- выявить социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования;

- разработать критериальный аппарат сформированности толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования ;

- разработать и апробировать педагогическую программу формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования будет эффективным, если:

- учитывать совокупность принципов и условий социально-культурной деятельности по формированию толерантности подростков;

- обеспечивать подготовку педагогического персонала учреждений дополнительного образования к осуществлению данной деятельности посредствам инновационных методов и приемов;

- иметь ввиду особенности подросткового возраста и дифференцированный подход к каждому подростку;

- разрабатывать и внедрять в педагогический процесс учреждения дополнительного образования модель формирования толерантности подростков;

- внедрять авторскую программу по формированию толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных ученых о единстве познавательных и эмоциональных процессов (Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, Р.С.Немова); положения деятельностного и целостно-системного подходов (Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Д.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, М.С.Ныровой и др.); работы теоретиков в области социально-культурной деятельности (Е.Н.Григорьевой, М.И.Долженковой, Е.В.Литовкина, О.Ю.Мацукевич, А.В.Семченко ,Н.Н.Ярошенко,); исследования о педагогических технологиях (В.С.Библера, В.Н.Сагатовского, A.M.Смолкина, И.С.Якиманской); аспекты формирования толерантной подростков – (Р.В.Валитовой, В.М.Золотухина, Л.М.Митиной, Г.У.Солдатовой, М.Уолцера, Г.М.Шеломовой, Л.А.Шайгеровой и др.).

Методы исследования включают теоретический анализ философской, культурологической, педагогической, психологической литературы; беседы; анкетирование,; тестирование, наблюдение, тест по выявлению уровня толерантности подростков, вопросник Басса-Дарке по выявлению различных видов реакций агрессивности, 16-факторный личностный опросник Р.Кэттела, анкету по выявлению уровня толерантности подростков; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, качественный и количественный анализ результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись станция юных туристов г.Мичуринска Тамбовской области и Центр детского творчества г.Мичуринска Тамбовской области.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе – поисковом (2004-2006 гг) - проводились изучение и анализ состояния разработанности проблемы в современной науке. На этом этапе разрабатывалась теоретическая основа исследования, определялся объект, предмет, цели и задачи исследования, формулировалась гипотеза. В этот период были выявлены сущность и специфика формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования с использованием средств социально-культурной деятельности. Также была разработана социально-культурная модель формирования толерантности подростков.

На втором этапе – диагностическом (2006-2007 гг) - проводилось ознакомление с документами, программами, отчетоами, планами, со статистическими данными, и велось наблюдение за деятельностью учреждений дополнительного образования, занимающихся проблемами подростков, изучались подходы к исследуемой проблеме, определялись особенности и структура деятельности учреждений дополнительного образования по формированию толерантности подростков, проводился социологический опрос. Также разрабатывалась и корректировалась программа исследования, осуществлялся подбор диагностических методик, с их помощью проводилось обследование подростков, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Ставились констатирующий и формирующий эксперименты. Осуществлялась подготовка педагогического персонала учреждений дополнительного образования. В процессе работы была реализована программа по формированию толерантности подростков.

На третьем этапе – обобщающем (2007-2008 гг) - проводилась обработка и систематизация результатов экспериментального исследования, проверка гипотезы и степени реализации поставленных целей и задач, публиковались данные исследования, корректировался текст диссертации.

Научная значимость исследования заключается в следующем:

- расширено педагогическое знание о возможностях использования учреждений дополнительного образования в формировании толерантности подростков и выявлена сущность процесса формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования, представляющая собой целенаправленный педагогический процесс взаимодействия подростков в группе и подростков с педагогом, при котором основным условием становятся раскрываемые через определенные ситуации личностные характеристики, позволяющие от максималистского отношения к окружающему миру перейти к более гибкой позиции, когда в своих суждениях о других людях придается все большее значение личностным критериям, сформированным на базе осмысления собственного опыта, что в целом приводит к повышению уровня толерантности подростков;

- обоснована специфика формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования, заключающаяся в её особом потенциале и определяющаяся отсутствием строгих временных и организационных рамок проведения занятий, вариативностью применения и использования различных методов в сочетании с индивидуальными особенностями характера и с системой усвоенных нравственных ценностей;

- выявлена совокупность социально-культурных условий, способствующих эффективному формированию толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования, к которым относятся:

обоснование совокупности принципов и условий эффективности социально-культурной деятельности с подростками по формированию толерантности;

проведение анализа методов и средств социально-культурной деятельности, обеспечивающих формирование толерантности подростков;

разработка и внедрение в педагогический процесс учреждений дополнительного образования модели по формированию толерантности подростков;

учет особенностей подросткового возраста и дифференцированный подход к каждому подростку;

подготовка педагогического персонала учреждений дополнительного образования к осуществлению данной деятельности посредством инновационных методов и приемов;

использование авторской программы по формированию толерантности подростков в педагогической работе учреждений дополнительного образования.

- разработана модель формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования, представляющая собой совокупность принципов, форм, методов, критериев, условий, средств социально-культурной деятельности, способная последовательно и максимально эффективно влиять на формирование толерантности подростков;

- научно обоснована, разработана и апробирована педагогическая программа по формированию толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования «На пути к взаимопониманию», предполагающая использование современных форм досуга, направленных на снижение уровня агрессивности подростков, развитие коммуникативных качеств личности, формирование навыков бесконфликтного поведения, развитие креативности, гибкости, критичности мышления, преодоление стереотипов и т.п.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования толерантности подрастающего поколения за счет изучения потенциала учреждений дополнительного образования.

В диссертации обобщены педагогические концепции и положения о методологических и технологических основах формирования толерантной культуры подростков.

Выявленная сущностная характеристика и специфика процесса формирования толерантности подростков дополняют теорию социально-культурной деятельности конкретизированной информацией о возможностях учреждений дополнительного образования, что позволяет формировать терпимость у подростков, развивать социально-культурную активность и проводить целенаправленное воспитание личности.

Разработанная педагогическая модель формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет повышение уровня сформированности толерантности подростков.

Разработанный в данной диссертации критериальный аппарат позволяет дать объективную оценку и оценить сформированность толерантности подростков.

Полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы при разработке комплексных программ для различных типов педагогических учреждений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования реализуется через разработанный комплекс мероприятий с использованием разнообразных средств социально-культурной деятельности.

Результаты исследования будут способствовать развитию новой практики формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования, а также повышению её качества с помощью созданного инструментария, включающего модель, программу, диагностические методики и разработанные рекомендации.

Прикладное значение исследования заключается в разработке программы, реализующей социально-культурные мероприятия, направленные на формирование толерантной культуры подростков.

Материалы исследования и разработанная программа могут быть использованы:

- в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования;

- при разработке комплексных образовательных программ и педагогических систем по формированию толерантности подростков на региональном и федеральном уровнях;

- в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы;

- в качестве научно-методических материалов для проведения исследований по проблеме использования социально-культурных технологий в процессе формирования толерантности подростков.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания; целенаправленным анализом педагогической практики, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования, его проведением в единстве теории и практики, многоэтапностью, длительным характером опытно-экспериментальной работы; позитивными изменениями в результате реализации программы по формированию толерантности подростов; непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность формирования толерантности подростков в условиях дополнительного образования представляет собой целенаправленный педагогический процесс взаимодействия подростков в группе и подростков с педагогом, при котором основным условием становятся раскрываемые через определенные ситуации личностные характеристики, позволяющие от максималистского отношения к окружающему миру перейти к более гибкой позиции, когда в своих суждениях о других людях придается все большее значение личностным критериям, сформированным на базе осмысления собственного опыта, что в целом приводит к повышению уровня толерантности подростков.

2. Специфика формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования определяется отсутствием строгих временных и организационных рамок проведения занятий, вариативностью применения и использования различных методов в сочетании с индивидуальными особенностями характера и с системой усвоенных нравственных ценностей.

3. Модель формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования, представляющая собой совокупность принципов, форм, методов, условий и средств социально-культурной деятельности, способная последовательно и максимально эффективно влиять на формирование толерантности подростков.

4. Совокупность социально-культурных условий, способствующих эффективному формированию толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования, к которым относятся:

обоснование совокупности принципов и условий эффективности социально-культурной деятельности с подростками по формированию толерантности;

проведение анализа методов и средств социально-культурной деятельности, обеспечивающих формирование толерантности подростков;

разработка и внедрение в педагогический процесс учреждения дополнительного образования модели по формированию толерантности подростков;

учет особенностей подросткового возраста и дифференцированный подход к каждому подростку;

подготовка педагогического персонала учреждений дополнительного образования к осуществлению данной деятельности посредством инновационных методов и приемов;

внедрение авторской программы по формированию толерантности подростков в педагогическую деятельность учреждений дополнительного образования.

5. Педагогическая программа формирования толерантности подростков «На пути к взаимопониманию» предполагает использование современных форм досуга, направленных на снижение уровня агрессивности подростков, развитие коммуникативных качеств личности, формирование навыков бесконфликтного поведения, развитие креативности, гибкости, критичности мышления, преодоление стереотипов поведения и т.п.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

а) выступления на научно-практических конференциях различного уровня;

б) разработка и внедрение авторской программы в практику работы станции юных туристов и Центра детского творчества г.Мичуринска Тамбовской области;

в) материалы и результаты исследования используются в процессе преподавания ряда учебных дисциплин в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина и Мичуринском государственном педагогическом институте.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.

Теоретико- методологический анализ проблемы формирования толерантности

Миновал бурный и противоречивый XX век, ставший веком широкого распространения идей прав человека, веком политического, национального и культурного плюрализма, веком начавшейся международной интеграции. Но он же стал веком, породившим такие чудовищные явления, как тоталитаризм, фашизм, нацизм. Сегодня по-прежнему в мире весьма сильны расистские, религиозно-экстремистские, профашистские настроения. Нет необходимости говорить, что эта проблема весьма актуальна для современной России — страны многонациональной, многоконфессиональной, поликультурной. К сожалению, нетерпимость через средства массовой информации, через достаточно агрессивно настроенное социальное окружение проникает и в детскую среду, находя в ней живой отклик.

Одна из важнейших целей воспитания — ориентация ребенка на общечеловеческие ценности. Поэтому сегодня так важно найти эффективные механизмы воспитания детей в духе толерантности (терпимости) [217,с.152-157].

Проблема ценностного отношения человека к другому интересует людей со времен возникновения мировых религий. Объяснить появление в человеке эгоцентризма, агрессивности, нетерпимости по отношению к другим можно наличием естественных инстинктов самосохранения, необходимостью борьбы за ресурсы, потребностями в превосходстве и т.д. Объяснить же возможность толерантного поведения человека без обращения к идее Бога как источника нравственного чувства оказывается весьма и весьма сложным. Как явление толерантность зародилась в эпоху античности, открывшей миру институт гражданства и связанную с ним систему ценностей - свободы, уважения к человеческой личности, ее индивидуальности. И хотя в эту эпоху проблема толерантности открыто ещё не ставилась, её мотивы улавливались в высказываниях мыслителей того времени. Например, Демокрит писал: «...добро не в том, чтобы не делать несправедливости, чтобы даже не желать этого...» [218, с. 197]. Сенека отмечал, что «...лучшее средство от обиды - прощение, человек для человека - святыня...» [218, с.352]. Аристотель же отмечал: «...худший не тот, кто порочен по отношению к себе, но тот, кто порочен по отношению к другим; лучший же не тот, кто добродетелен по отношению к себе, но по отношению к другим...». В это же время Конфуций высказывал взгляд на проблему конфликта, открыто предлагая идею толерантности: « Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды.»[218, с. 107]. При этом он видел источник конфликтов в невоспитанности и необразованности людей [13, с. 106].

Говоря о всеобщности закона войны в круговороте развития, Платон считал её величайшим злом, которое порождено его эпохой: «... самое лучшее — это ни война, ни междоусобия: ужасно, если в них возникает нужда; мир же - это всеобщее дружелюбие» [218,с.243].

Первой формой толерантности была веротерпимость. В учениях раннего христианства сформулированы нравственные принципы взаимной свободы и взаимоуважения. Знаменитая Нагорная проповедь заканчивается нравственным правилом: « Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф.7.12). Христианство, проповедуя отношения равенства, не породило ничего особенно нового, поскольку и до того считалось правильным не делать ближнему того, чего не желаешь себе. К тому же мир античного язычества был толерантен к убеждениям. Если ты поступаешь как должно, не важно, что ты при этом думаешь. В христианстве толерантность проявляется как отказ от насилия и искренность убеждений [13, с.227].

Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия стремилась в начальный период своего развития доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми. Понимая неизбежность войны и зло, которое она несет, мыслители пытались найти способы сосуществова ния, обеспечивающие мир.

Впервые принципы толерантности в области религии и веры изложил известный реформатор церкви теолог Мартин Лютер(1483-1546) в своем трактате « О светской власти и о том, в какой мере ей следует повиноваться». Самые известные защитники толерантности появляются в XVII в. — это либеральные кальвинисты в Голландии, вольнодумцы в Англии, пионеры американских колоний такие, как Вильям Пен (1644-1718) и Роджер Уильям (1603-1683). Они сформулировали целый ряд принципов толерантности, число которых почти не увеличилось в следующем столетии. Данные принципы редко использовались в полной мере властями и политиками. Практика сильно отставала от теории, и в конце XVII века в Европе отмечается преследование прогрессивных мыслителей. И это в тот самый момент, когда наиболее авторитетные философы были единодушны в признании того, что акты толерантности были не только своевременны и оправданы, но и просто мудры [13, с.227].

Переходный период от Средневековья к Новому времени характеризуется сложными и противоречивыми оценками социальных конфликтов. Эпоха Возрождения - период культурного идейного развития стран Западной и Центральной Европы — резко осуждает социальные столкновения и вооруженные конфликты. Такие известные гуманисты, как Т.Мор, Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, Ф.Бэкон, выступают с резкой критикой конфликтов. «Война сладка для тех, кто ее не знает», - писал Эразм Роттердамский (1469- 1536).Он считал войну величайшим злом, порождением безнравственности. По его мнению, мир может быть достигнут только путем морального перевоспитания [204, с 145]. В его работе «Жалоба мира// Трактаты о вечном мире» можно уловить идеи толерантности: «...чтобы избежать многих столкновений и раздоров, следует снисходительно относиться к некоторым вещам, ибо вежливость порождает вежливость...»[204, с.52].

Сущность и специфика формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

Толерантность подразумевает уважительное отношение к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Интолерантность в полиэтническом, поликофессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушениям прав, насилию и вооруженным конфликтам. Вопрос о возможности толерантности, подчеркивает Кемеров В.Е., является вопросом о её необходимости. «Почему сообщество людей не может обойтись без толерантности или проектировании толерантности, какое значение имеет форма толерантности для процессов социального воспроизводства?.. Не трудно заметить, что современная философская постановка проблемы толерантности в значительной мере осуществляется как социально- философская, максимально учитывающая динамику социальности и её познания. На это же косвенным образом указывает смещение интереса к толерантности из области религиозной, моральной и психологической в область социально-практическую и социально-методологическую. Собственно, сам характер такого смещения получает объяснение, прежде всего в сфере социальной философии ».

Ненасильственный и толерантный мотив создает условие для восприятия другого как субъекта взаимодействия, как равноправного, достойного и самостоятельного собеседника, как личность, обладающую собственными потребностями, мотивами, ценностями, и отношениями. Отличие нетолерантного человека от толерантного состоит в том, что для первого характерно проявление доминирующего поведения или уход в пассивность при конфликтных, стрессовых ситуациях, поскольку человек не готов к её принятию и выдает стереотипное поведение.

Толерантный - принимает изначально вариативность событий и человеческих поступков, что не вызывает внутреннего напряжения и необходимости защищаться от них, поэтому его поведенческий репертуар достаточно многопланов.

В обществе, уставшем от агрессии и напряжения, возникла потребность в новой философии безопасности, основой которой являются толерантные принципы, базирующиеся не на силе, а на гармонии интересов, проявлениях нравственности и духовности.

Концепция толерантности предполагает наличие двух направлений её развития: во-первых, через формирование мотивационных отношений в период воспитания человека; во-вторых, путём целенаправленного осознанного изменения ценностных ориентации взрослых людей, что представляется достаточно затруднительным, поскольку усвоенные и принятые нормы и ценности незначительно поддаются коррекции путём обучения или самообучения. Нужна сильная внешняя поддержка со стороны психолога или стресс, чтобы началось движение в сторону толерантности [151].

Развитию толерантных отношений в общении и деятельности способствуют гуманизация и продуктивное сотрудничество на основе комфортной интеллектуальной и эмоциональной обстановки, атмосферы психологической поддержки. Процедура обучения, способ связи людей (ученика и учителя) представляют собой нелинейную ситуацию открытого диалога, прямой и обратной связи, ситуацию пробуждения потенциальных сил, активности и взаимообогащения его участников, ориентацию на процесс саморазвития, который выступает своеобразным аккумулированием себя, накоплением в себе энергии, учений, навыков, способностей.

Взаимодействуя с социальным окружением, человек осуществляет постоянные выборы, ориентируясь в наибольшей степени на выбор окружения способствующий продуктивности и удовлетворенности в процессе деятельности. Делая тот или иной выбор, мы всегда останавливаемся на более удачном для себя варианте, позволяющем реализовать личные устремления, достичь поставленных целей на основе представлений о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем. Настоящее состояние человека определяется не только прошлым опытом, но и строится, формируется исходя из ожидаемого или предполагаемого будущего, при этом явные, осознанные, и скрытые, подсознательные установки определяют его сегодняшнее поведение. Человек становится центром самоорганизации. Он сохраняет содержание пройденного жизненного пути в виде социального опыта, влияющего на степень развития личности и выступающего как предпосылка к дальнейшей реализации, и проектирует себя в направлении будущего.

Люди чаще всего осмысливают окружающий мир и проявляют себя в нем закрепленными типовыми способами, к которым относят стереотипы и привычки, приобретенные, накопленные и усвоенные в течение длительного времени. Чем больше проявляются стереотипы, тем меньше опыта получает человек. Однородность людей и их проявлений создает ситуацию отсутствия отклонений, лишая поступления новой информации как основы развития поведенческого репертуара. Выравнивание людей вместо простора разнообразия и несхожести тормозит процесс развития. Однако может произойти нечто, что спровоцирует ситуацию появления стимула для их актуализации, когда начинает действовать цепочка когнитивных процессов и ассоциаций.

Региональный опыт формирования толерантности в учреждениях дополнительного образования

Тамбовская область является полноправным субъектом РФ, а администрация Тамбовской области осуществляет региональную социокультурную политику, направленную на развитие культурно-образовательного пространства Тамбовской области как части Центрального федерального округа России. В условиях общесистемного кризиса 90-х годов, когда положение образования в стране резко ухудшилось, оно оказалось на грани выживания, в Тамбовской области, благодаря усилиям властей, удалось не допустить стагнации образования, сохранить его нормальное функционирование и, более того, обеспечить его поступательное развитие по некоторым направлениям. Но образование все еще значительно отстает от возрастающих требований современной жизни.

Главные причины этого отставания: крайнее несовершенство общефедеральных нормативных и организационно-экономических механизмов в образовании, предельно. устаревшее его организационно-экономическое обеспечение, особенно в ключевой сфере - в содержании образования; - недостаточная концентрированность потенциала самой системы образования на "прорывных" направлениях развития; недостаточный для современных требований уровень профессионализма определенной части педагогических и управленческих кадров системы образования.

Каждый ребенок Тамбовской области должен знать и ценить ее культурно-историческое наследие, любить свой родной край, быть готов в нем жить и работать, создавать новые культурные ценности. Гражданин России - это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением. Система образования области включает в себя 825 образовательных учреждений, из них - 85 учреждений дополнительного образования детей. В общеобразовательных учреждениях области обучаются 139,8 тыс. человек и 60,7 тыс. детей и подростков - в учреждениях дополнительного образования. Общая тенденция сокращения численности населения обусловила сокращение численности обучающихся за последние три года на 14 тыс. человек.

Важнейшей составляющей формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования детей. В области работают 85 учреждений дополнительного образования детей по различным направлениям и профилям: спортивные, эколого-биологические, технического творчества, туристско-краеведческие, художественно-эстетические, музыкальные и др. Их посещает более 60 тыс. учащихся.. Ежегодно увеличивается количество кружков и объединений дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях области, которые в настоящее время посещает свыше 90 тыс. учащихся. Очевидна высокая востребованность в программах дополнительного образования. В городах области у детей имеется возможность получить дополнительное образование практически по всем перечисленным выше направлениям. В сельской местности ситуация значительно сложнее. В семи городах области сосредоточено 45 учреждений дополнительного образования детей, а остальные 40 приходятся на 23 сельских района. Только 16 тыс. детей, живущих в сельской местности, посещают секции, кружки, клубы согласно своим склонностям и интересам.

В соответствии с этим определены перспективные направления развития дополнительного образования детей, заключающиеся в открытии филиалов учреждений дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, переходе общеобразовательных школ на работу в режиме полного дня.

Общество обеспокоено состоянием здоровья подрастающего поколения. По данным медицинских обследований менее 10% выпускников средних школ можно признать абсолютно здоровыми. Значительная часть учащихся приобретает заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, зрения. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает как развитие учреждений физкультурно-спортивной направленности, так и усиление оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях на основе здоровьесберегающих технологий. Наиболее сложная задача - сформировать у детей устойчивую потребность в здоровом образе жизни средствами физической культуры и спорта

Неотъемлемой составной частью системы образования является система педагогического образования, которая в условиях модернизации российского образования должна выйти на качественно новый уровень своего развития. В учреждениях образования занято около 23 тыс. педагогических работников, из них - 970 педагогов дополнительного образования, 563 тренера-преподавателя и свыше 3 тыс. других работников (педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, старшие воспитатели и др.). В Тамбовской области функционируют 85 учреждений дополнительного образования детей в системе образования; 50 - в сфере культуры; более 500 детских общественных организаций. В 85 учреждениях дополнительного образования детей системы образования занимаются 60 тысяч 688 детей, что составляет 42,6% от общего числа обучающихся (по Российской Федерации -38,7%).

Реализация социально-культурных условий формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

Следующим этапом констатирующего эксперимента было формирование двух групп подростков: контрольной и экспериментальной. В экспериментальную группу вошли подростки количестве 32 человек, занимающиеся в Центре детско-юношеского творчества г.Мичуринска Тамбовской области. Контрольную группу составили подростки количестве 28 человек, посещающие Станцию юных туристов г.Мичуринска Тамбовской области в.

Вторым этапом констатирующего эксперимента было проведение анкеты, направленной на выявление уровня толерантности подростков к детям с ограниченными возможностями. Первым вопросом мы попытались выяснить признают ли подростки наличие в обществе слабозащищенных категорий населения. Ответы респондентов распределились следующим образом: признают 49 подростков (82% опрошенных), не признают 11 подростков (18% опрошенных).

Второй вопрос был направлен на выяснение мнения респондентов по следующему утверждению: «Люди не созданы равными, некоторые из них лучше, чем остальные». На поставленный вопрос 46 человек ответили, что согласны с утверждением (76%) и 14 человек ответили, что не согласны ( 24% опрошенных). На третий вопрос: «Должно ли государство оказывать помощь детям с ограниченными возможностями здоровья?» респонденты ответили: «да» 8 человек (14%), «нет» 20 человек (32%), «не знаю» 32 человека (54%). В четвертом вопросе респондентам было предложено оценить уровень жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Ответы респондентов распределились следующим образом: 4 человека считают, что уровень жизни у таких детей высокий ( 6%) всех обследуемых, 47 человек считают их уровень жизни средним (78%) и 9 человек считают уровень жизни таких детей низким (16%) опрошенных.

Следующий вопрос анкеты был направлен на выяснение мнения респондентов по вопросу участия различных социальных и культурных институтов в обеспечении нормального уровня жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате 8 человек считают, что обеспечивать должно государство ( 14%), 14 человек отмечают, что обеспечивать должна семья (24%) и 38 человек говорят, что обеспечивать должны специальные учреждения (62%) опрошенных. В шестом вопросе респондентам было предложено оценить помощь государства детям с ограниченными возможностями здоровья. В результате 5 человек считают, что государство помогает этим детям (8%), 13 человек говорят, что государство не помогает (22%), 42 человека считают, что государство помогает, но могло бы это делать больше и лучше (71%) опрошенных. Следующий вопрос был направлен на выявление частоты встреч подростков с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ответы распределились следующим образом: 11 человек часто сталкиваются с такими детьми ( 11%), 3 человека отметили, что не сталкиваются с ними (5%), 46 человек сказали, что сталкиваются с ними время от времени (46%).

Следующим вопросом мы попытались выяснить как чаще всего подростки относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья. В результате у 48 человек они вызывают жалость (81%), у 8 человек эти дети вызывают брезгливое отношение (13%), 4 хочется помочь и узнать о причинах получения инвалидности (6%). Девятый вопрос был направлен на выявление чувств, которые возникают у подростков при встрече на улице с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ответы распределились следующим образом: 47 человек отмечают, что при встрече с ними на улице испытывают равнодушие ( 79%) и 13 отвечающих выбрали свой вариант ответа ( 21%), здесь отмечались такие чувства, как жалость, сожаление и жалость за испорченную жизнь. На вопрос анкеты: «Пропускаете ли вы детей с ограниченными возможностями здоровья без очереди в учреждениях социальной сферы?» респонденты ответили, что 12 человек пропускают (20%), 6 человек не пропускают (9%) и 42 человека иногда пропускают (71%) детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. В результате 35 подростков поддерживают идею интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество (58%), 25 человек не поддерживают идею интеграции этих детей в общество. Четырнадцатым вопросом мы выявляли готовность подростков способствовать интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Ответы распределились следующим образом: 23 человека готовы способствовать интеграции этих детей в общество, 37 не готовы способствовать интеграции таких детей в общество. Вопросы 13 и 14 связаны между собой, в результате проведенного анкетирования мы убедились, что идею интеграции таких детей в общество может быть они, и поддерживают, но при это они не готовы этому способствовать. На вопрос: «Есть ли среди ваших родственников или знакомых детей с ограниченными возможностями здоровья?» ответили - да 18 человек (31% опрошенных) и нет 42 подростка (69% опрошенных).

Следующим вопросом мы выяснили точку зрения респондентов по поводу того, должны ли дети с ограниченными возможностями здоровья иметь равные права для участия в жизни общества. Из всего числа опрошенных только 18 человек разделяют данную точку зрения ( 31%), 14 человек не разделяют эту точку зрения (22%), 28 человек ответили не знаю (47%). На вопрос: « Где должны жить дети с ограниченными возможностями здоровья? » 28 подростков ответили, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны жить в семье (47%), 27 подростков ответили отдельно, в населенных пунктах детей с ограниченными возможностями, где у них будут свои учебные заведения, больницы и др. свой вариант ответа выбрали 5 человек (8%) (отдельно в специальных учреждениях). Следующий вопрос был направлен на выяснение мнения подростков по поводу интеграции детей с ограниченными возможностями

Похожие диссертации на Социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования