Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования Мавлютова Зинфира Агзамовна

Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования
<
Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мавлютова Зинфира Агзамовна. Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Мавлютова Зинфира Агзамовна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2010.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/783

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Педагогические основы формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования 17

1.1. Проблема этнокультурной компетентности в теории и практике педагогики 17

1.2. Сущность и специфика формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования 52

1.3 Модель формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования 84

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования 92

2.1. Выявление уровня этнокультурной компетентности подростков 92

2.2. Реализация модели формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования 96

Заключение 130

Список литературы 136

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. В связи с развитием процессов глобализации вопросы межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов приобретают геополитический характер. Проблема обостряется в силу миграционных процессов, характерных для развитых стран как внутри объединенной Европы, так и внутри Российской Федерации. В условиях межкультурного обмена народов Азии, Европы, Америки возникают проблемы национального и конфессионального напряжения.

Сегодня этнокультурная компетентность молодежи формируется в крайне неблагоприятных условиях. Помимо девальвации традиционных ценностей, социальной фрустрации, отягчающим фактором являются происходящие в мире процессы глобализации, когда бизнес становится фактором нового культурогенеза, а единое информационное пространство делает проницаемыми границы для культур со сниженным ценностным потенциалом.

В полиэтническом пространстве России уходят из быта этнокультурные традиции, произведения фольклора, язык. Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. В многонациональной России необходимо сохранять историческую память всех народов с учетом культурно-исторических особенностей тех или иных территорий.

Необходимо подчеркнуть, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России в том случае, когда освоение региональной художественной культуры осуществляется в контексте лучших общероссийских традиций, как часть культуры России.

Негативные последствия процессов глобализации и межнациональных коммуникаций можно корректировать введением этнокультурного компонента в общественное сознание. Формирование цивилизованного этнокультурного сознания должно стать одной из задач системы образования.

Во многом современный этап переосмысления социокультурных ценностей и дальнейшая судьба России зависит от возрождения и освоения национального богатства отечественной культуры.

Правительство Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости формирования и развития этнокультурной компетенции подрастающего поколения. Так, в «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000 г.), Концепции модернизации российского образования в период до 2010 года, федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005 гг.)», Федеральной программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» подчеркивается, что необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д.

Этнокультурная проблематика сложная и многосоставная, многие ее понятия недостаточно разработаны, несмотря на то, что в начале XXI века науки, изучающие этнические проблемы, активно развиваются. Метапонятие «этнокультура» продуцирует метанаучный и системный подходы в ее изучении. Сложность ее структуры и внутренних связей обуславливает появление поля междисциплинарных исследований и дискуссий в современном постижении этнокультуры.

Ключевая проблема этнокультурного образования — формирование этнокультурной компетентности.

В настоящее время школа осталась главным и самым массовым институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения.

Но школа не способна в одиночку осуществлять целенаправленную работу по формированию этнокультурной компетенции подрастающего поколения, в связи, с чем возникает потребность в организации досуга во взаимодействии с различными ведомственными структурами.

На этом фоне особую значимость приобретает деятельность учреждений системы дополнительного образования, которая в силу своей «дополнительности» основывается на добровольном, целенаправленном и осмысленном участии подростков в учебно-воспитательном процессе, и выступает одним из ведущих факторов гуманизации образования.

Тем не менее, проблема формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения представляется до конца нерешенной. Совместная деятельность школы и учреждений дополнительного образования может, на наш взгляд, служить формированию этнокультурной компетентности подрастающего поколения.

Степень научной разработанности проблемы. Изучению формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения посвящено значительное количество исследований.

Проблемам разработки духовных основ национального самосознания посвящены классические труды культурологов, этнологов Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева и др.

Развитие культуры личности в национальной антологии обращено к постижению духовных основ народной культуры, начиная с педагогических трудов Н.Н. Блонского, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. Эти выдающиеся педагоги связывали проблему духовного развития личности с идеями национального воспитания, становлением творческой натуры, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие идеалы и ценности.

Мы опирались на работы ученых в области народной культуры, этнографии и фольклора (М.М.Бахтин, Т.Г.Бортникова, Ю.В.Бромлей, Г.Н.Волков, Е.И.Григорьева, В.Е.Гусев, М.И.Долженкова, А.С.Каргин, А.И.Лазарев, Е.Ю.Стрельцова, В.С.Цукерман и др.).

Проблемы формирования и развития личности на основе народной культуры получили освещение в трудах Т.Н. Баклановой, С.А. Ермоловой, М.С. Жирова, Т.Н. Петраковой, Л.А. Рапацкой, Т.К. Рулиной, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и др. авторов.

Решение отдельных сторон исследуемой проблемы мы находим в трудах отечественных ученых в области теории народного искусства, истории и современного состояния народных художественных промыслов: А.В.Бакушинского, И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, Т.А.Воронина, В.С.Воронова, М.А.Некрасовой, И.П.Работновой, Т.М.Разиной, Т.С.Семеновой, В.Г.Смолицкого и др.

Проблема этнопедагогической подготовки поднималась в последние годы в трудах Г.Н. Волкова, М.Н. Мельникова, в исследованиях Т.И. Березиной, В.А. Николаева, М.Г. Харитонова, В.К. Шаповалова и др.

Большое значение для данного исследования имеют труды по проблемам культурологии и социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, С.Н.Артановский, Г.М.Бирженюк, Г.П.Бутиков, Г.А.Евтеева, С.Н.Иконникова, А.С.Каргин, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Е.В.Литовкин, А.П.Марков, С.Т.Махлина, В.Н.Орлов, В.В.Селиванов, Э.В.Соколов, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, Н.Н.Ярошенко и др.).

Большое значение для определения потенциала учреждений дополнительного образования в формировании национального воспитания подрастающего поколения имеют работы Л.А. Акимовой, М.А. Ариарского, А.А. Бодалева, О.С. Газмана, Е.Г. Доронкиной, Б.С. Ерасова, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, Б.Г. Мосалёва, А.В. Мудрика, B.C. Мухиной, А.С. Орлова, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Б.А. Трегубова, В.В. Туева и др.

Особое значение для нашей работы имели труды Т.И.Баклановой, Т.Н.Березиной, Г.Н.Волкова, Т.К. Солодухиной.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема формирования этнокультурной компетентности подростков остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Рассмотрение различных подходов к проблеме формирования этнокультурной компетентности подростков позволило выявить противоречия между:

- необходимостью сохранения национальных традиций в обществе и девальвацией духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения;

- целесообразностью разработки новых подходов к формированию этнокультурной компетентности подростков и недостаточным использованием потенциала взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования в решении этой проблемы;

- наличием отдельного эмпирического опыта взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной компетентности подростков и отсутствием научного подхода к осмыслению данной проблемы.

В связи с необходимостью разрешения этих противоречий была сформулирована научная проблема, адекватная теме исследования: каковы возможности взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной компетентности подростков.

Объект исследования: формирование этнокультурной компетентности подростков.

Предмет исследования: процесс взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной компетентности подростков.

Целью данного исследования является научное обоснование формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования.

Данная цель потребовала определения ряда задач диссертационного исследования:

1. На основе изучения литературных источников определить сущность и специфику процесса формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования.

2. Выявить организационно-педагогические условия, выполнение которых будет способствовать более эффективному формированию этнокультурной компетентности подростков.

3. Обосновать и экспериментально апробировать модель формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования.

4. Разработать и апробировать педагогическую программу «Народное творчество» по формированию этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования.

5. Разработать критерии оценки сформированности этнокультурной компетентности подростков.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что процесс взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования позволит более эффективно осуществлять формирование этнокультурной компетентности подростков при условии:

реализации педагогического потенциала школы и учреждений дополнительного образования;

создания в педагогическом процессе особенной творческой среды, создающей положительную мотивацию и усиливающую любознательность школьников;

осуществления последовательной педагогической деятельности: от приобщения подростка к национальной культуре к признанию и уважению культур народов совместного проживания в многонациональном государстве и принятию мировых культурных ценностей;

осуществления педагогической поддержки подростков с привлечением комплекса социально-культурных технологий для активизации их деятельности;

учета возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков;

добровольного выбора различных средств и форм социально-культурной деятельности;

разработки и реализации педагогической программы по формированию этнокультурной компетентности подростков;

наличия специалистов, подготовленных к педагогической деятельности по формированию этнокультурной компетентности подростков.

Методологической основой исследования являются подходы, основывающиеся на достижениях русской философской и педагогической мысли; данных социологических и психологических исследований; на понимании духовной культуры подрастающего поколения как важнейшей составляющей духовной жизни государства; на идее непреходящей ценности традиционной культуры в обновляющемся мире; на идеях русских мыслителей Н.А. Бердяева, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева о русской духовности в контексте культурно-исторической теории развития психики и сознания Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, теории деятельности А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и др.

Методы исследования включают: теоретический анализ философской, социологической, культурологической, педагогической, психологической литературы; анкетирование подростков, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; математическая обработка данных.

База исследования. Опытно-экспериментальной базой являлись следующие учреждения: Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 458 Юго-Восточного Административного округа г. Москвы, Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Дворец пионеров имени А.П. Гайдара (г. Москва), Муниципальное учреждение района «Текстильщики» Юго-Восточного Административного округа г. Москвы региональная детская общественная организация «Альянс» - Забота.

В исследовании приняли участие 312 человек: из них подростки в количестве 303 человек в возрасте 12-16 лет, педагоги, организаторы досуговой деятельности – 9 человек.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2006-2009 гг. и состояло из трех основных этапов.

На первом этапе (2004-2006 гг.) изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены условия, сущность и специфика формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, а также разработана теоретическая модель осуществления данного педагогического процесса.

На втором этапе (2006-2008 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования, была определена база исследования, проведен констатирующий эксперимент, включающий анкетирование испытуемых, исследовались различные подходы к исследуемой проблеме на практике.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) были проведены формирующий и контрольный эксперименты, проверялась эффективность разработанной педагогической программы, подводились итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Проводилось описание полученных результатов и их внедрения в практику, осуществлялась окончательная редакция текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-дана педагогическая интерпретация сущности и специфики формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования;

разработана педагогическая модель формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, выступающая как совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных и способных последовательно и максимально эффективно осуществлять педагогический процесс, и включающая: цель, принципы, уровни, условия, этапы и результаты деятельности;

определены принципы формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования (включения воспитанников в родную этнокультурную традицию; перехода от приобщения к национальной культуре к культуре народов совместного проживания и принятию мировых культурных ценностей; диалога культур; самодеятельности; индивидуального подхода; систематичности и целенаправленности; занимательности; преемственности; активности; привлекательности; социализации;

разработана педагогическая программа «Народное творчество» по формированию этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, которая позволяет формировать умения адаптироваться в меняющихся жизненных и культурных ситуациях, быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственной и интеллектуальной культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению поиска средств формирования этнокультурной компетентности подростков, в частности, показан педагогический потенциал взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования.

В диссертации обобщены педагогические концепции и положения о методологических и технологических основах формирования этнокультурной компетентности личности.

Разработанный критериальный аппарат позволяет объективно оценить сформированность этнокультурной компетентности подростков.

Выявленные сущностная характеристика и специфика формирования этнокультурной компетентности подростков дополняют теорию социально-культурной деятельности конкретизированной информацией о возможностях использования целенаправленного формирования личности подростка в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования.

Разработанная педагогическая модель формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет повышение уровня сформированности этнокультурной компетентности подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирования личности подростка.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования.

Разработанная авторская педагогическая программа «Народное творчество» по формированию этнокультурной компетентности подростков может послужить основой для совершенствования воспитательной работы в школах и учреждениях дополнительного образования.

Выводы исследования могут использоваться в деятельности государственных организаций при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ для подрастающего поколения; при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности молодежи на федеральном и республиканском уровнях; в работе центров по организации досуга подрастающего поколения; в системе переподготовки и повышения квалификации кадров сферы образования и культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены исходными методологическими позициями, использованием системы методов, адекватных предмету и задачам исследования; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования представляет собой целенаправленный педагогический процесс интеграции школы и учреждений дополнительного образования с использованием их культуросозидающего потенциала, способного обеспечить усвоение подростком социального опыта нации, что позволит понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму знаний, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека в условиях современной мировой цивилизации.

3. Специфика формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования заключается в особом потенциале учреждений дополнительного образования, характеризующемся добровольностью и свободой выбора деятельности, которая полностью захватывает человека, активизирует его духовные силы и способности, одновременно воздействуя на его сознание и эмоциональную сферу.

4. Педагогическая модель формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, включающая цель, виды учреждений дополнительного образования, принципы и организационно-педагогические условия осуществления деятельности, этапы, результат и позволяющая максимально эффективно осуществлять формирование этнокультурной компетентности подростков.

5. Педагогическая программа «Народное творчество», позволяющая наиболее эффективно осуществлять формирование этнокультурной компетентности подростков.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные выводы и положения диссертации излагались в докладах на следующих конференциях: Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития образования в области сервиса» - Москва 2005 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование системы образования в сфере культуры и искусства: традиции и инновации» - Тамбов апрель 2008 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «III Вышеславцевские чтения» - Тамбов июнь 2009 г., Общероссийская научно-практическая конференция «Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации» - Тамбов ноябрь 2009 г.

Подготовленные материалы и результаты исследования используются в процессе преподавания ряда учебных дисциплин в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина «Народные промыслы и ремесла», «Культурология досуга», «Традиции и обычаи народов мира».

Разработка авторской педагогической программы и непосредственное участие в ее реализации в СОШ № 458 ЮВАО г. Москвы, ГОУДО Дворец пионеров имени А.П. Гайдара (г. Москва), МУ района «Текстильщики» ЮВАО г. Москвы региональная детская общественная организация «Альянс» - Забота.

Результаты диссертационного исследования отражены в 11 научных статьях, в том числе в одной статье, опубликованной в реферируемых журналах ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и ряда приложений.

Проблема этнокультурной компетентности в теории и практике педагогики

На современном этапе проблема взаимодействия и сохранения различных этнокультур чрезвычайно актуальна для многих стран. Большинство государств по составу населения является многонациональными. В условиях полиэтничности многие ученые отводят главную роль диалогу различных этнокультур и формированию этнокультурной компетентности личности, включающей в себя интерес к духовным корням, истокам культуры собственного и других народов, к национальным и общим традициям.

Проблема формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения, являясь требованием педагогической практики, представляется значимой в научно-теоретическом плане.

Понятие «этнокультурная компетентность» объединяет воедино такие науки как философия, культурология, социология, педагогика, психология и этнология. С данным понятием связан образ гармоничной, духовно-нравственной личности. В ее основе лежат человечность, человеколюбие, любовь и уважение к различным этнокультурам и т.д.

С целью раскрытия сущности данного понятия мы рассмотрим значение категорий, его составляющих: понятия «этнос», «культура», «компетентность». Этнос (этническая общность) - (от греч. ethnos - племя, группа, народ) -исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании [433].

К непременным условиям возникновения этноса относят общность территории, языка и единство психического склада. Характерными чертами этноса считаются: - самоназвание (этноним), в определенных случаях связанное с наименованием территории проживания (топонимом); - территориальная целостность как условие формирования и существования этноса; - наличие антропологических (расовых) признаков; - проявление особенностей культуры (материальной культуры - орудия труда, жилье, одежда и т.д.; духовной культуры - система образования, наука, литература, искусство и т.п.) [433, 320-321].

К признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от другого этноса, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.

Этносом является только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других общностей. В отечественной науке принято делить этнос на три стадиальных типа: 1 тип - ранний - племена, характерные для первобытнообщинного строя; 2 тип - народность - обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями; 3 тип - нация возникает с развитием капиталистических отношений и интенсификацией экономических связей [225]. Каждый этнос имеет свою традиционную систему воспитания, отражающую его специфические черты и национальные особенности. Традиция определяется как «...социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени» [225, 130].

Исследователи Э.Ф. Вертякова [80], Л.С. Хотинец [411] и др. этнокультурное развитие личности представляют как процесс духовного формирования личности ребенка через усвоение общественно исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и гуманистических взаимодействий. Обращение к народным традициям, образцам фольклора показывает лучшие черты личности, нравственные эталоны поведения, принятые в социуме. По нашему мнению, этнокультурное развитие личности можно представить как процесс вхождения ребенка в культурную среду, в которой многократно воспроизводятся и закрепляются личностные новообразования, в результате чего складывается достаточно устойчивая этническая структура личности.

Наиболее изученным в педагогике является этнокультурное воспитание (А.Н. Басова [36]; В.Н. Власова [84]; Д.Н. Латыпов [224] и др.). Этнокультурное воспитание - это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у подрастающего поколения формируется этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к родному языку, истории и культуре своего народа, а также чувство уважения и толерантности к представителям других этносов. Сущность его заключается в сохранении, формировании и развитии этнической самобытности личности, ее культуры, самосознания на основе преемственности поколений с учетом современных изменяющихся условий.

Этнокультурное воспитание является первой ступенью воспитания поликультурной личности и ставит своей задачей оказание помощи в формировании своего отношения к соседним культурам. Для того чтобы понять и сохранить свою самобытность, целостность и независимость, свободу личности, необходимо понять «свое», т.е. родную культуру. Этническое воспитание в этом смысле является основой, т.к. начинается с первых моментов жизни ребенка и продолжается до последнего часа жизни.

Понятия «культура» и «традиция» теснейшим образом взаимосвязаны. Рассматривая данную взаимосвязь, А.Ф. Некрылова определяет культуру «...как результат и развитие традиции. В свою очередь, традиции оказываются полезными только при условии культурного к ним отношения» [287, 68].

Речь идет о двойственной сущности традиции, которая охарактеризована О.М. Фрейденберг как «пружина всей мировой культуры» и одновременно как «мировой тормоз» [407]. Эту двойственность традиции следует учитывать, так как слепое преклонение перед прошлым может превратить духовное наследие в рутину, мертвый образец для подражания, с одной стороны, а погоня за модным, современным может привести к отрицанию ценности традиционного начала [233].

Понятие "культура" на Западе этимологически восходит к культивированию, возделыванию почвы, на Востоке оно связано с украшением тела. Объединяет их то, что культура в обоих случаях понимается как нечто, созданное человеком, а не природой.

Предостережение о необходимости руководства принципами природосообразности и культуросообразности мы встречаем в работе А.Дистервега "...если мы не будем руководствоваться принципом природосообразности, мы нанесем удар по священным требованиям человечества; если мы не станем считаться с принципом культуросообразности, мы превратимся либо в фантазеров, либо в деспотов и тиранов" [127].

Сущность и специфика формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования

Приобщение подрастающего поколения к родной культуре осуществляется ;. в !. разнообразных , .образовательных учреждениях дошкольного, общего и дополнительного уровней.

Школа как основа социокультурной сферы деятельности и этнокультурного образования в достижении социумом этнокультурной идентичности играет особо важную роль. Первый опыт осознания себя неповторимой индивидуальностью ученик получает в школьной жизни. Развивая природные способности учащихся, обогащая культурой в культуросообразных условиях, школа создает основные предпосылки самореализации личности. Цель и назначение осуществления возрождения национальной культуры в школе - приобретение учениками понимания смысла жизни и выработка жизненной позиции с детских лет. Школа является каналом формирования у молодого поколения потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Она воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.

Духовная среда школы — мощный фактор, влияющий на развитие личности учащихся и на их последующую судьбу. Цель парадигмы деятельности всех субъектов возрождения культуры в школе — сформировать в ребенке, подростке интеллигентность в высоком значении этого слова, как интегративное качество личности, характеризующееся культурно-личностными ценностями; диалектичность мышления как постоянно действующий метод и инструмент познания и преобразования действительности; самооценку интеллектуального творчества и сознательного служения общечеловеческим идеалам; чувство собственного достоинства свободной личности [363].

Перестраивать содержание образования в школах следует с позиции базовой культуры личности и стандарта образования.

Базовая культура личности есть гармония культуры знаний, культуры творческого действия, культуры чувстэ и общения. Базовую культуру личности справедливо ассоциируют с некой целостностью, включающей в себя оптимальнее сврйства, качества, ориентации, позволяющие ей индивидуально развиваться в гармонии с общечеловеческими ценностями и культурой сврего народа. Это придает индивидууму большую социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь, труд, творчество. Приоритетное направление базовой культуры: культура жизненного самоопределения (система отношений к окружающим, своему таланту, притязаниям, стилю своей жизни). Базовая культура личности обнаруживает резервы ее развития в диалоге со многими культурными пластами, субкультурами и мультикультурами. Базовая культура не монологична, а разнообразна, она выступает как общение разных культур, где каждая из исторически сосуществующих культур имеет свое решение проблемы [363].

Этнокультурное образование может осуществляться в различных образовательных учреждениях, реализующих программы основного и дополнительного образования. Педагогические исследования (М.Е. Ержанов [135], К.А. Строков [375] и др.) создают возможность анализа некоторых аспектов структуры этнокультурного образования, которые, не противореча, дополняют друг друга.

Согласно первому подходу структура этнокультурного образования представлена институциональным и неформальным образованием. Автор выявляет, что две органически взаимосвязанные части этнокультурного образования - институциональная (школы, колледжи, вузы и др.) и неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу сверстников, друзей, соседей и пр.) дополняют друг друга.

Второй подход заключается в выделении в структуре этнокультурного образования процессуального компонента, включающего пропедевтику; обучение; погружение в практику.

Третий подход, не отрицая предыдущие, дополняет их средовым компонентом, подчеркивая роль средств массовой информации, публикаций в газетах и журналах, учебников и учебных пособий, специализированных журналов, учебных фильмов и передач.

Таким образом, этнокультурное образование может осуществляться по разным направлениям, рели институциональнре образорание призвано обеспечить фундаментальнее, о щие ц специальные этнокультурные знания, TQ , - в условиях поликультурных регионов возрастает роль внеинституциональных, общедоступных и мобильных форм удовлетворения различных этнообразовательных потребностей населения. К ним можно отнести систему дополнительного образования Минкультуры и Минобразования РФ; национальные культурные центры; средства массовой информации.

Следовательно, структура этнокультурного образования школьников включает:

1. Пропедевтический компонент: этнокультурное пространство (национально-культурная среда), создаваемое в семье, учреждениях дошкольного образования, где осуществляется первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, ритуалами и обычаями.

2.Фундаментальный (образовательный) компонент этнокультурного образования обеспечивают учреждения общего и профессионального образования. Институционное образование — основная часть этнокультурного образования, обязательным условием которого является изучение родного языка, традиционной, национальной и мировой культуры. Содержательная часть этнокультурного образования определяется дисциплинами, входящими в национально-региональный компонент. Особое значение придается подготовке педагогических кадров, способных создать этнообразовательное пространство.

3. Деятелъностный компонент (погружение в этнокультурную практику) обеспечивается учреждениями системы дополнительного образования, социально-культурными учреждениями, национальными (этно) культурными центрами. ї- менно в этих учреждениях реализуются программы приближения этнокультурного рр разрвания к практическим потребностям подрастающего поколения.

Выявление уровня этнокультурной компетентности подростков

Опытно-экспериментальная работа по проверке полученных в ходе теоретического анализа выводов проводилась в течение 2007-2009 гг.

Цель нашего эксперимента заключалась в определении потенциала взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной компетентности подростков.

Эксперимент включал: подбор методов, адекватных задачам исследования, разработку и реализацию педагогической программы по формированию этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, а также оценку эффективности проведенной педагогической работы.

Необходимость достижения поставленной цели обусловила соответствующую организацию эксперцмента. Эксперимент включал в себя следующие этапы: констатирующий, формирующий и контрольный.

В исследовании приняли участие 312 человек: из них подростки в количестве 303 человек, в возрасте J 2-10 дет, педагоги, организаторы досуговой деятельности — 9 человек. Базами исследования являлись: ГОУ СОШ № 458 средняя общеобразовательная школа №458 Юго-Восточного учебного округа Г.Москвы, музей наррднрго творчества школы №458, клуб «Забота».

Констатирующий эксперимент проводился в 2007-2008 учебном году. В процессе констатирующего эксперимента необходимо было решить следующие задачи: 1. Подобрать (интерпретировать) методики для определения уровня сформированности этнокультурной компетентности подростков. 2. Провести анкетирование с помощью интерпретированной анкеты, составленной В.И.Андреевым с целью выяснения уровня сформированности этнокультурной компетентности испытуемых. 3. Провести анализ полученных данных.

Констатирующий эксперимент проходил в 3 этапа. Первый этап констатирующего эксперимента заключался в интерпретации анкеты, разработанной В.И.Андреевым для изучения сформированности этнокультурной компетентности подростков.

На втором этапе констатирующего эксперимента с испытуемыми проводилось анкетирование с целью определения их этнокультурной компетентности. На третьем этапе был проведен анализ полученных данных, сделаны выводы. В интерпретированную нами анкету для определения этнокультурной компетентности подростков (Приложение 1) вошли следующие вопросы: - Придерживаетесь ли Вы традиций и обычаев своего народа? - Как Вы относитесь к традициям и обычаям других народов? - Почему Вы придерживаетесь традиций и обычаев? - Насколько Вы владеете родным языком? - Знакомы ли Вы с национальной кухней своего народа? - Хотелось бы Вам лучше узнать обычаи и традиции своего народа? - Знаете ли Вы историческое прошлое своего народа? - Хорошо ли Вы ориентируетесь в различных жанрах художественных и других своего народа (фольклор, народные промыслы и т.д.)? - Знаете ли Вы основные правила общения своего народа? - Можете ли вы оценивать социально-политическую ситуацию в стране, республике? и т.д.

Мы выделили следующие уровни сформированности этнокультурной компетентности: 1. Высокий уровень сформированности этнокультурной компетентности имеют те испытуемые, которые обладают прочными и глубокими знаниями в области национальной культуры, способностью к моральным суждениям в ситуации межнационального общения; проявлением уважения к различным культурам; наличием достаточного количества знаний в сфере этики общения с людьми различных этносов; умением оценивать социальную ситуацию в стране, республике и т.д.; развитыми качествами личности, такими как толерантность, сочувствие, милосердие, гуманность и т.д.; хорошо ориентируются в различных жанрах, легко распознают музыкальные, художественные и другие произведения народной культуры (33-48 баллов); 2. Средний уровень характеризуется наличием некоторого интереса к национальной культуре, имеется эмоциональное оценочное отношение к ней; способность субъективно оценивать социальную ситуацию, имеется наличие некоторых знаний в сфере этики общения с людьми различных этносов; знаний в области этикета; частично сформирована ориентировка в жанрах, знают отдельные произведения народной культуры, других этносов (17-32 баллов);

4. Низкий уровень сформированности этнокультурной компетентности характеризуется отсутствием интереса к народной культуре; неумением оценивать социальную ситуацию в стране, республике и т.д.; отсутствием ориентировки в жанрах, отсутствуют знания о произведениях народной культуры, нет знаний о социальных, культурных норм поведения; отсутствует сочувствие, сопереживание к ближнему; этика общения с людьми различных этносов не сформирована; знания в области этикета отсутствуют и т.д. (10-20 баллов).

Далее нами было проведено анкетирование 303 респондентов — подростков в возрасте 12-16 лет, затем были подсчитаны полученные баллы. Все респонденты условно были распределены на группы в соответствии с количеством набранных баллов.

Реализация модели формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования

Формирующий эксперимент заключался в разработке программы педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности подростков, а также апробировании модели формирования этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования. Были определены следующие задачи формирующего эксперимента: 1. Разработать модель и педагогическую программу по формированию этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования. 2. Провести обучающую работу с педагогами-организаторами по проблеме формирования этнокультурной компетентности подростков. 3. Осуществить проведение педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования. 4. После завершения педагогической работы провести повторное изучение уровня этнокультурной компетентности подростков. 5. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Прежде всего, нами была разработана педагогическая программа по формированию этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования «Народное творчество».

Особенностью построения педагогической программы являлось то, что педагогическая работа проводилась интегрирование при тесном сотрудничестве общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования. Программа строилась с учетом организационно-педагогических условий, выполнение которых способствует более эффективному формированию этнокультурной компетентности подростков. К этим условиям относятся: реализация педагогического пртенциала школы и учреждений дополнительного образования; создание в педагогическом процессе особенной творческой среды, создающей положительную мотивацию и усиливающую любознательность школьников; осуществление последовательной педагогической деятельности: от приобщения подростка к национальной кульдуре к признанию и уважению культур народов совместного проживания в многонациональном государстве и принятию мировых культурных ценностей; осуществление педагогической поддержки подростков с привлечением комплекса социально-культурных технологий для активизации их деятельности; учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков; добровольный выбор различных средств и форм социально-культурной деятельности; разработка и реализация педагогической программы по формированию этнокультурной компетентности подростков; наличие специалистов, подготовленных к педагогической деятельности по формированию этнокультурной компетентности подростков. Главной целью педагогического процесса является повышение этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования. Были поставлены следующие задачи: воспитывать понимание и глубокое уважение к культурному наследию своего народа и инокультурным ценностям; научить адаптироваться в меняющихся жизненных и культурных ситуациях, требующих владения культурной толерантностью, лежащей в основе решения разнорбразных проблем человека и позволяющей ему занимать достойное место в мире; научить работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, быть коммуникабельными, крнт ктными в различных социальных группах, предотвращать конфликтные ситуации; учить самостоятельно работать над развитием собственной нравственной и интеллектуальной культуры, повышать общую культуру личности. Результатом достижения цели является повышение этнокультурной компетентности подростков. В качестве основных элементов процесса формирования этнокультурной компетентности подростков мы выделили следующие компоненты: Мотивационный, включающий мотивы, установки и ценности поведения. Интеллектуальный, который составляют знания национальных традиций и обычаев народов. Процессуальный, который подразумевает приобретение опыта этнокультурной ориентации в процессе овладения традициями и обычаями народов. Педагогическая программа строилась с учетом следующих принципов: Принцип перехода от приобщения к национальной культуре к признанию и уважению культур народов совместного проживания в многонациональном государстве и принятию мировых культурных ценностей. Принцип включения воспитанников в родную этнокультурную традицию на основе ознакомления с декоративно-прикладным искусством, народным костюмом и т.д.

Принцип диалога культур как основы взаимного обогащения и саморазвития культур. Принцип самодеятельности, который реализуется на всех уровнях досуга. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности, инициативе подростков, с одной стороны, их поощрении, стимулировании организаторами досуга, с другой.

Принцип индивидуального подхода при обеспечении досуга предполагает учет возможностей, интересов, склонностей и психофизических возможностей каждого подростка. Дифференцированный подход обеспечивает комфорт каждого участника досуга.

Принцип систематичности и целенаправленности предполагает целесообразное осуществление деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных деятельность.

Принцип социализации подразумевает, что богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс органичного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

Принцип преемственности, в первую очередь, предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность всех взрослых на передачу подросткам социального знания и опыта для проведения разумного досуга.

Похожие диссертации на Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования