Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества Денисова Марина Анатольевна

Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества
<
Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Денисова Марина Анатольевна. Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Тамбов, 2006 209 с. РГБ ОД, 61:07-13/654

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования этнокультурной компетенции молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества 15

1.1. Формирование этнокультурной компетентности молодежи как научно-педагогическая проблема

1.2. Духовно-нравственный потенциал декоративно-прикладного творчества в формировании этнокультурной компетентности у молодежи

ГЛАВА 2. Социально-культурные условия формирования этнокультурной компетентости молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества

2.1. Приоритетные направления государственной политики в формировании этнокультурной компетенции молодежи

2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации социально- культурных условий формирования этнокультурной компетенции молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества

Заключение 125

Список использованной литературы 129

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Этнокультурная компетентность как необходимый компонент общей культуры молодежи в процессе формирования испытывает негативное воздействие ряда факторов. Помимо девальвации традиционных ценностей, социальной фрустрации, отягчающим фактором являются происходящие в мире процессы глобализации, когда бизнес становится причиной культурогенетических трансформаций, а единое информационное пространство делает проницаемыми границы культур с ослабленным ценностным потенциалом.

Правительство Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости формирования и развития этнокультурной компетенции молодежи. Так, в «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000 г.), федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005 гг.)», Федеральной программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» подчеркивается, что необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д.

Современная социокультурная ситуация породила сложнейшие проблемы развития декоративно-прикладного творчества. Они заключаются в следующем:

во-первых, народные художественные промыслы и ремесла утратили свое функциональное назначение, что привело к преобладанию эстетического над утилитарным;

во-вторых, нарушились межэтнические культурные связи, оказывавшие огромное влияние на художественно-образную сторону произведений народных мастеров;

в-третьих, под влиянием промышленно-экономических причин происходит разрушение духовно-нравственных основ народного декоративного искусства, являющегося неотъемлемой частью современного социального бытия.

Во многом современный этап переосмысления социокультурных ценностей и дальнейшая судьба России зависит от возрождения и освоения национального богатства отечественной культуры. Являясь фундаментом современной культуры, декоративно-прикладное искусство находится в прямой зависимости от уровня развития духовной культуры общества. Декоративно-прикладное искусство как особый тип художественного творчества включает в себя различные художественные и социокультурные процессы, связанные с различными типами творчества, а произведения на основе русских традиций и преемственности сохраняют связь с природой, историей и нравственными ценностями этноса.

Однако проблема формирования этнокультурной компетентности молодежи представляется до конца нерешенной. Недостаточно, на наш взгляд, используется потенциал учреждений дополнительного образования в решении вопросов этнокультурной компетентности молодежи.

Таким образом, основанием для исследования проблемы явилась недостаточная разработанность вопросов формирования этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

Степень научной разработанности проблемы определяется научными достижениями педагогики, культурологии, теории социально-культурной деятельности и т.д.

Проблемам разработки духовных основ национального самосознания посвящены классические труды культурологов, этнологов Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева и др.

Развитие культуры личности в национальной антологии обращено к постижению духовных основ народной культуры, начиная с

5 педагогических трудов Н.Н. Блонского, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого и др. Эти выдающиеся педагоги связывали проблему духовного развития личности с идеями национального воспитания, становлением творческой натуры, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие идеалы и ценности.

Мы опирались на работы ученых в области народной культуры, этнографии и фольклора (М.М.Бахтин, Ю.В.Бромлей, Г.Н.Волков, Е.И.Григорьева, В.Е.Гусев, М.И.Долженкова, А.С.Каргин, А.И.Лазарев, Е.Ю.Стрельцова, В.С.Цукерман и др.).

Проблемы формирования и развития личности на основе народной культуры получили освещение в трудах Т.И. Баклановой, С.А. Ермоловой, М.С. Жирова, Т.Н. Петраковой, Л.А. Рапацкой, Т.К. Рулиной, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и др. авторов.

Решение отдельных сторон исследуемой проблемы мы находим в трудах отечественных ученых в области теории народного искусства, истории и современного состояния народных художественных промыслов: А.В.Бакушинского, И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, Т.А.Воронина, В.С.Воронова, М.А.Некрасовой, И.П.Работновой, Т.М.Разиной, Т.С.Семеновой, В.Г.Смолицкого и др.

Большое значение для данного исследования имели труды по вопросам культурологии и социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, С.Н.Артановский, Т.И.Бакланова, Г.М.Бирженюк, Г.П.Бутиков, Г.А.Евтеева, С.Н.Иконникова, А.Л.Карамышев, А.С.Каргин, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, А.П.Марков, В.Н.Орлов, С.Т.Махлина, В.В.Селиванов, Э.В.Соколов, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, Л.И.Шулунова и др.), которые раскрыли сущность, природу и специфику досуга; обосновали принципы организации культурно-досуговой деятельности; выявили рекреационно-развивающий потенциал досуга и педагогических условий его реализации.

Проблеме использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в образовательной системе посвящены исследования Н.Н.Анисимова, Г.Г.Виноградовой, И.Ф.Гончарова, А.А.Даниловой, О.О.Дроновой, В.А.Кратиновой, Л.В.Котенко, В.С.Кузина, Б.Т.Лихачева, В.М.Неменского, Г.П.Новиковой, Г.А.Покровской, А.Т.Рыбкиной, Т.Я.Шпикаловой, А.С.Хворостова и др.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема формирования этнокультурной компетентности молодежи остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Характеризуя состояние изучаемой проблемы, мы сформулировали следующие противоречия:

- между потребностями современного общества в сохранении,
распространении и развитии традиционной народной культуры и
недостаточной этнокультурной компетентностью молодого поколения;

между наличием несистематизированного эмпирического опыта по вопросам этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования и отсутствием научного подхода к осмыслению и решению данной проблемы;

между имеющимся высоким потенциалом декоративно-прикладного творчества в вопросах формирования этнокультурной компетентности молодежи и недостаточным использованием этих возможностей в решении данной проблемы на практике.

В связи с необходимостью разрешения этих противоречий была сформулирована научная проблема, адекватная теме исследования: каковы возможности учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

Объект исследования - формирование этнокультурной компетентности молодежи.

Предмет исследования - деятельность учреждений дополнительного образования по формированию этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

Целью данного исследования является научное обоснование процесса формирования этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

В ходе исследования решались следующие задачи:

осуществить анализ основных теоретических подходов к проблеме формирования этнокультурной компетентности молодежи на современном этапе развития общества и на этой основе определить сущность понятия «этнокультурная компетентность молодежи» как особого социально-педагогического феномена;

рассмотреть социокультурные и психолого-педагогические предпосылки формирования этнокультурной компетентности молодежи и раскрыть значение декоративно-прикладного творчества в этом процессе;

разработать и экспериментально апробировать социально-культурные условия формирования этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования;

разработать и апробировать модель формирования этнокультурной компетентности молодежи, базовым компонентом которой будет являться изучение декоративно-прикладного творчества;

разработать критерии определения сформированное этнокультурной компетентности молодежи;

составить и апробировать педагогическую программу формирования этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения декоративно-прикладного творчества.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях

8 дополнительного образования будет эффективным при выполнении следующих условий:

использовании основ декоративно-прикладного творчества,
являющегося фундаментом современной народной культуры, при
организации педагогического процесса;

целесообразности выбора различных видов и методов декоративно-прикладного творчества, направленных на творческое развитие личности;

осуществления целенаправленной подготовки педагогов-организаторов досуговой деятельности по проблеме этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества;

наличия авторской программы, способствующей формированию этнокультурной компетентности молодежи. Методологической основой диссертационного исследования являются

положения деятельностного, личностного и системного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.); принципы ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры, рассмотренные в трудах А.С.Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Э.А.Орловой, А.В.Соколова, Э.В.Соколова и др.; идеи русских мыслителей Н.А. Бердяева, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева о русском национальном характере и

др.

Теоретической основой являются труды А.Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, А.А.Коринфского, Н.И.Костомарова, И.П.Сахарова, И.М.Снегирева, А.В.Терещенко и др. исследователей, в которых нашли отражение национальный менталитет народа, его культура и фольклор, многообразные процессы функционирования народной художественной культуры.

Большое значение для исследования имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности и народного художественного творчества: М.А.Ариарского, Г.М.Бирженюка, Е.И.Григорьевой, М.И.Долженковой, А.Д.Жаркова, Ю.Д.Красильникова, ЕЛО. Стрельцовой, В.Я.Суртаева, Ю.А.Стрельцова, А.А.Сукало, Б.А.Титова, В.Е.Триодина, В.В.Туева, В.М.Чижикова, Н.Н.Ярошенко и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ педагогической, психологической литературы, анкетирование, диагностика с помощью опросника для измерения уровня сформированное этнокультурной компетентности молодежи; математическая обработка и сравнительный анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся городской клуб художественного творчества «Созвездие» г. Рязани, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр рязанских народных промыслов «Рязанский оберег», Рязанский заочный институт филиал Московского государственного университета культуры и искусств.

На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 158 чел. в возрасте 17-26 лет.

Этапы исследования: Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:

На 1 этапе (1995-1999 гг.) - теоретическом - изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования, материалы периодической печати. Разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и сформулирована рабочая гипотеза исследования, выявлялась сущность и этнокультурной компетентности молодежи.

На 2 этапе (2000-2004 гг.) - опытно-экспериментальном - выявлялось состояние проблемы этнокультурной компетентности молодежи, в отечественной практике, исследовался педагогический потенциал учреждений дополнительного образования в формировании этнокультурной компетентности молодежи на современном этапе развития общества, проводился опрос, анкетирование молодых людей с целью изучения уровня сформированное этнокультурной компетентности испытуемых. Были определены и апробированы педагогические условия и разработана модель формирования этнокультурной компетентности молодежи. К тому же проводилась практическая работа по формированию этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения декоративно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования - в клубе художественного творчества г.Рязани.

На 3 этапе (2005-2006 гг.) - аналитическом - обрабатывались, анализировались и систематизировались полученные данные эксперимента. Кроме того, нами были подведены итоги и сделаны выводы по результатам исследования. На данном этапе проводилась апробация полученных результатов в виде участия в научно-практических конференциях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на основе анализа основных теоретических подходов к проблеме формирования этнокультурной компетентности молодежи уточнена сущность понятия «этнокультурная компетентность молодежи», представляющая собой социально-педагогический феномен, трактуемый как осведомленность молодого поколения в отношении народной культуры на основе усвоения им социального опыта нации, позволяющая свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму знаний, составляющих норму общесоциалыюй эрудированности человека в данной культурной среде.

- выявлены и обоснованы социально-культурные условия, необходимые
для формирования этнокультурной компетентности молодежи в
учреждениях дополнительного образования: использование основ
декоративно-прикладного творчества, являющегося фундаментом
современной народной культуры, при организации педагогического
процесса; целесообразности выбора различных видов и методов
декоративно-прикладного творчества, направленных на творческое
развитие личности; осуществления целенаправленной подготовки
педагогов-организаторов досуговой деятельности по проблеме
этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ
декоративно-прикладного творчества; наличие авторской программы,
способствующей формированию этнокультурной компетентности
молодежи.

- разработана педагогическая модель формирования этнокультурной
компетентности молодежи, базовым компонентом которой является
изучение декоративно-прикладного творчества, включающая цель, задачи,
виды творчества, компоненты, результаты. ,

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- представленные в нем материалы обогащают и дополняют теорию
социально-культурной деятельности конкретизированной информацией о
потенциале декоративно-прикладного творчества в формировании
этнокультурной компетенции молодежи;

- обогащен понятийный аппарат теории социально-культурной
деятельности за счет введения понятия «этнокультурная компетентность
молодежи»;

- педагогическая модель формирования этнокультурной компетенции
молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества
позволяет проектировать положения личностно-ориентированной
педагогики и выступает как один из вариантов педагогической поддержки,

12 способствующей формированию у молодых людей приоритетов общечеловеческих идеалов и национальных ценностей;

- разработанные критерии сформированности этнокультурной
компетенции молодежи позволяют оценить эффективность проводимой с
молодыми людьми педагогической работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования этнокультурной компетенции молодежи реализуется через разработанный комплекс социально-культурных мероприятий на основе изучения основ декоративно-прикладного творчества. Полученные в ходе исследования результаты и выводы позволяют эффективно осуществлять педагогическую работу по формированию этнокультурной компетенции молодежи.

Прикладное значение исследования заключается в создании инструментария по формированию этнокультурной компетенции молодежи, а так же авторскую педагогическую программу «Рязанский оберег», позволяющую осуществлять формирование этнокультурной компетенции молодежи на основе изучения декоративно-прикладного творчества.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут послужить основой для совершенствования процесса формирования этнокультурной компетенции молодежи в различных учреждениях социально-культурной сферы, образования и др.

Кроме того, материалы исследования, разработанная педагогическая модель и программа могут быть использованы:

в деятельности государственных организаций при выборе ориентиров культурной политики и создании региональных и федеральных программ педагогической работы с молодежью;

при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности с подрастающим поколением;

- в деятельности центров народного творчества, клубов и др.;

-в системе.подготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями различных областей знания; -целенаправленным анализом педагогической практики; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования; количественной и качественной обработкой репрезентативного материала; взаимопроверкой полученных результатов; согласованностью основных теоретических положений с данными экспериментальных исследований.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Сущность понятия «этнокультурная компетентность молодежи», представляющая собой социально-педагогический феномен, трактуемый как осведомленность молодого поколения на основе усвоения им социального опыта нации, позволяющая свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму знаний, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека в данной культурной среде.

  2. Социально-культурные условия, необходимые для формирования этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования:

использование основ декоративно-прикладного творчества, являющегося фундаментом современной народной культуры, при организации педагогического процесса;

целесообразности выбора различных видов и методов декоративно-прикладного творчества, направленных на творческое развитие личности;

осуществления целенаправленной подготовки педагогов-организаторов досуговой деятельности по проблеме этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-

14 прикладного творчества;

наличие авторской программы, способствующей формированию этнокультурной компетентности молодежи.

  1. Педагогическая модель формирования этнокультурной компетенции молодежи на основе декоративно-прикладного творчества представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов и включает цель, задачи, виды творчества, компоненты, результаты.

  2. Авторская программа «Рязанский оберег» ориентирована на изучение и сохранение культурного и духовного наследия Рязанской области и России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

  3. Разработанные уровни и критерии сформированное этнокультурной компетенции молодежи позволяют оценить эффективность проводимой с молодыми людьми педагогической работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

а) опубликование результатов исследования в печати (11 публикаций,
объемом 4,25 п.л.);

б) обсуждение основных положений исследования на заседаниях
кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского
государственного университета им. Г.Р.Державина, кафедры социально-
культурной деятельности и дизайна Рязанского заочного филиала МГУКИ,
а так же на научно-практических конференциях различного уровня;

в) внедрение авторской программы в практику работы городского
клуба художественного творчества «Созвездие» г. Рязани.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 281 источника, и ряда приложений.

Формирование этнокультурной компетентности молодежи как научно-педагогическая проблема

Проблема успешности формирования этнокультурной компетентности молодежи, являясь требованием педагогической практики, представляется значимой в научно-теоретическом плане.

В современной психолого-педагогической литературе отсутствует единое понятие этнокультурной компетентности.

С целью раскрытия сущности данного понятия мы рассмотрим значение категорий, его составляющих: понятия «этнос», «культура», «компетентность».

Этнос (этническая общность) - (от греч. ethnos - племя, группа, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании [263].

К непременным условиям возникновения этноса относят общность территории, языка и единство психического склада. Характерными чертами этноса считаются: - самоназвание (этноним), в определенных случаях связанное с наименованием территории проживания (топонимом); - территориальная целостность как условие формирования и существования этноса; - наличие антропологических (расовых) признаков; - проявление особенностей культуры (материальной культуры -орудия труда, жилье, одежда и т.д.; духовной культуры - система образования, наука, литература, искусство и т.п.) [263, 320-321]. К признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от другого этноса, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения. Этносом является только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других общностей. В отечественной науке принято делить этнос на три стадиальных типа: 1 тип - ранний - племена, характерные для первобытнообщинного строя; 2 тип - народность - обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями; 3 тип - нация возникает с развитием капиталистических отношений и интенсификацией экономических связей [214]. Каждый этнос имеет свою традиционную систему воспитания, отражающую его специфические черты и национальные особенности. Традиция определяется как «...социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени» [130].

Понятия «культура» и «традиция» теснейшим образом взаимосвязаны. Рассматривая данную взаимосвязь, А.Ф. Некрылова определяет культуру «...как результат и развитие традиции. В свою очередь, традиции оказываются полезными только при условии культурного к ним отношения» [173, 68].

Речь идет о двойственной сущности традиции, которая охарактеризована О.М. Фрейденберг как «пружина всей мировой культуры» и одновременно как «мировой тормоз» [244]. Эту двойственность традиции следует учитывать, так как слепое преклонение перед прошлым может превратить духовное наследие, в рутину, мертвый образец для подражания, с одной стороны, а погоня за модным, современным может привести к отрицанию ценности традиционного начала [214].

Понятие "культура" на Западе этимологически восходит к культивированию, возделыванию почвы, на Востоке оно связано с украшением тела. Объединяет их то, что культура в обоих случаях понимается как нечто, созданное человеком, а не природой.

Предостережение о необходимости руководства принципами природосообразности и культуросообразности мы встречаем в работе А.Дистервега "...если мы не будем руководствоваться принципом природосообразности, мы нанесем удар по священным требованиям человечества; если мы не станем считаться с принципом культуросообразности, мы превратимся либо в фантазеров, либо в деспотов и тиранов" [73].

Понятие «культура» рассматривается С.И.Гессеном как: - образованность (наука, искусство, нравственность, религия); - гражданственность (право, государственность); - цивилизация (хозяйство, техника). Ставя вопрос о целях образования, СИ. Гессен определил эти цели как цели жизни соответствующего общества. Определив цели жизни современного ему культурного общества как цели образования, ученый поставил знак равенства между понятиями "образование" и "культура": "Образование есть не что иное, как культура индивида. И если по отношению к народу культура есть совокупность неисчерпаемых целей-заданий, то и по отношению к индивиду образование есть неисчерпаемое задание" [60, 35].

Под культурой Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров понимают «совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных и накапливаемых определенной общностью людей. Культура - это продукт социальной активности человеческих коллективов, она имеет исторический генезис и, наконец, играет определенную роль в становлении отдельной человеческой личности» [47,35].

По мнению Н.А. Бердяева, культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Всякая культура, включая материальную, есть культура духа: всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями [25, 166].

Культура никогда не была и не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечности.

В современной культурной антропологии о культуре говорят как о коллективной памяти, ретрансляции интеллектуального, эмоционального и духовного опыта предков и его обогащении новыми реалиями [199, 139].

У культуры есть много других значений и смыслов, среди которых культура - это традиция и техника, это язык, это общность, социальность, это система ценностей. Такое понимание культуры означает, что образованный человек должен быть причастен к исторической и культурной традиции, обучен и воспитан. Человек, овладевший речью и языками, знаками и символами приобщен к культу (вере, религии, духовному движению), общности и народу, у него сформированы культурные ценности (стремление к нравственности, разумному поведению, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам и т.д.). Наконец, он полноценно включен в жизнь, во все основные социальные институты, обычаи, формы бытования, кризисы, проблемы [214].

Духовно-нравственный потенциал декоративно-прикладного творчества в формировании этнокультурной компетентности у молодежи

Неоднозначно современной наукой определяется место художественной культуры в системе культуры вообще и еще более неоднозначным является вопрос о месте народной художественной культуры в системе художественной культуры. Среди множества концепций и теорий, выдвигаемых современными исследователями, нет единого мнения даже в трактовке понятия "народная художественная культура". Т.И.Бакланова, В.Е.Гусев отмечают разнообразие подходов и методов в изучении народной художественной культуры с позиций исторических, социально-психологических, культурологических, этнографических, искусствоведческих, социологических, филологических, религиозных и других [20; 70].

Неудивительно, что народную художественную культуру отождествляют специалисты разных отраслей знаний с фольклором, народным искусством, народным художественным творчеством, самодеятельным искусством, художественной самодеятельностью. Основополагающими принципами формирования понятия "народная художественная культура" Т.И.Бакланова считает принципы этничности, целостности, двуединства этнохудожественного сознания и этнохудожественной деятельности, исторической и социокультурной динамики, художественно-эстетической самобытности и междисциплинарного подхода [20].

Давая определение народной художественной культуре, В.Е.Гусев пишет: "Народная художественная культура не ограничивается фольклором и народным декоративным искусством в их традиционном смысле как формами коллективного канонического искусства. Понятием народная художественная культура интегрируются разнообразные формы творчес 29 кой деятельности народа, его различных социальных слоев и групп. В процессе своего исторического развития она во.все большей степени включает различные виды массовой художественной самодеятельности" [70, 107].

Специфическими признаками народной художественной культуры, по его мнению, являются: а) непосредственная и опосредованная связь с трудовой деятельностью масс; б) непосредственная связь с природной средой и социальной практикой, с общественным и семейным бытом, укладом жизни; в) неразрывная связь форм материальной и духовной деятельности людей; г) единство массового и личного в коллективном творческом процессе; д) передающаяся от поколения к поколению традиционность; е) этническое своеобразие; ж) наличие многообразных региональных типов и локальных вариантов; з) создание специфических родов, видов и жанров народного искусства, отличающихся от профессионального; и) наряду с сохранением и пропагандой народного искусства развитие новых форм народной художественной культуры [70, 8-14].

Главным формообразующим видом художественной народной культуры В.Е.Гусев считает художественную деятельность, которая связана с трудовой деятельностью, народной календарной обрядностью и общинно-семейными отношениями и обрядностью. Ядром художественной деятельности является народное искусство, которое пронизывает все виды и формы художественного творчества.

Нет принципиального отличия в структурных образованиях народной художественной культуры и у Т.И.Баклановой, которая считает, что исчерпывающей формулировки понятия "народная художественная культура" нет, и разработка этого термина является перспективной научной задачей.

Но до сих пор не разрешены проблемы, связанные с определением границ народного искусства, которое чаще всего рассматривалось как крестьянское и кустарное, однако сегодня все чаще в эту систему включают три основные подсистемы: крестьянское творчество, кустарные художественные промыслы и городское народное искусство. Большинство исследователей народной культуры указывают на крестьянское происхождение декоративно-прикладного искусства. Попытки системного подхода к изучению народного декоративно-прикладного искусства предпринимались многими исследователями.

В искусствоведении классификация народного искусства была разработана В.М.Василенко и построена она на принципе разделения на виды по используемому мастерами материалу [77]. Однако этот принцип классификации из-за своей односторонности не дает возможности использовать его для структурного разделения других видов народного художественного творчества, он позволяет систематизировать только декоративно-прикладное искусство во всем многообразии видов и форм. В центре внимания В.М.Василенко оказалось в основном крестьянское искусство, являющееся, по его мнению, первоосновой народного искусства, из которого сформировались различные художественные явления. Из традиционного народного искусства выделились художественные промыслы, профессиональное искусство и художественная самодеятельность.

Предложенная В.М.Василенко классификация видов народного искусства стала традиционной в искусствоведении, и ее применяют до сих пор при анализе произведений декоративно-прикладного искусства. Например, С.Б.Рождественская при классификации народного декоративно-прикладного искусства относит его к одной из подсистем этноса. Одновременно с этим народное искусство рассматривается ею как целостная система, взаимосвязанная с бытовой средой. В классификацию всех структурных элементов народного декоративно-прикладного искусства она включает образно-сюжетные и композиционные характеристики, выразительные средства и стилистические особенности воплощения художественного образа, а также подчиненные художественным средствам материал и технику исполнения. Все структурные элементы народного искусства находятся в тесной зависимости друг с другом [66, 22-30].

Отсутствие четкого понятийного определения "народная художественная культура", отождествление его с народным искусством приводит к терминологической путанице не только в культурологических, но и в искусствоведческих исследованиях. В справочных изданиях термин "народное искусство" отождествлялся с "народным художественным творчеством". Достаточно сравнить объяснение этих терминов в различных энциклопедических справочниках, чтобы в этом убедиться [66]. "Народное творчество (народное искусство, фольклор) - художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни...), музыка... театр (драмы, сатирические пьесы...), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство", - такое объяснение дает "Советский энциклопедический словарь" [221,862].

Приоритетные направления государственной политики в формировании этнокультурной компетенции молодежи

Формирование этнокультурной компетенции молодежи, сохранение и развитие культурных традиций имеет в современной России особое значение и проводится в соответствии с рядом документов: положениями Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Концепцией модернизации Российского образования, в рамках Федеральной Программы развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы, Федеральной программа развития образования на 2001-2005 гг.

В настоящее время наметились принципиально новые подходы к народной культуре, к этнокультурному воспитанию в инстанциях, непосредственно формирующих и осуществляющих государственную политику в этой сфере.

К основным направлениям этнокультурного воспитания на современном этапе развития общества можно отнести: - систему поиска, охраны, реставрации, накопления и сохранения, обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия, обладающих неординарной смысловой, исторической или художественной ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедных территорий культурно-„ исторического значения); систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекциями, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания молодежи, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т.п.);

- систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковая и культурно-просветительская работа как общего, так и специализированного профиля, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и мероприятий, «культурно-просветительский» туризм по историческим объектам и районам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленного творчества, стимулирование интеллектуального и культурного саморазвития личности и т.п.; - развитие социальной педагогики как институциональной методики общей социализации личности; - популяризацию классических и этнографических образцов культуры (культурных ценностей) в средствах массовой информации; - международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иных направлений деятельности [150]. Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от, расы, национальности, языка, религии. Конституция Российской Федерации, следуя международным нормам, гарантирует свободу художественного творчества, право граждан на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям, а также заботу о сохранении исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры, создавая основы для специальных законов в этой области [52].

В принятых в 1992 г. «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» определены принципы государственной культурной политики, правовые нормы государственной поддержки культуры и гарантии невмешательства государства в творческие процессы (ст. 1). Закон регулирует культурную деятельность в таких областях как выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование. В сферу культуры включены также книгоиздание, библиотечное дело, а также иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности (ст.4). [39].

Закон послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры. Закон сыграл прогрессивную роль в упорядочении разрозненных положений, изложенных в тот период нормативных актов, и введении новых требований, направленных на укрепление, сохранение и развитие материальной и духовной культуры народов РФ, о чем свидетельствуют федеральные целевые программы, другие нормативные правовые акты, политические заявления и установки. Закон о культуре закрепил государственную политику в сфере культуры, ее основополагающие принципы, получившие развитие в принятых в соответствии и на базе Основ законах «О Музейном фонде Российской .Федерации и музеях,в Российской Федерации» (1996), «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993), «О библиотечном деле», «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» и других [93].

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации обозначены приоритетные цели и задачи образования, среди которых: обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование культуры мира и межличностных отношений и т.д.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указано, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, равноправия национальных культур. Подчеркивается, что многонациональной российской учебных заведениях предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.

Опытно-экспериментальная работа по реализации социально- культурных условий формирования этнокультурной компетенции молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества

Современная социокультурная ситуация открывает широкие возможности для поиска инновационных методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Экономические трудности России в конце XX века привели к кризису в педагогическом процессе. Если раньше этнокультурные традиции обеспечивали необходимый уровень для воспитания человека как высоко-нравственной и художественно-эстетической личности, то в современной социокультурной ситуации поддерживать эти традиции призваны учреждения культуры и досуга в неразрывном единстве с семьей. Обращение к народной художественной культуре, как одной из альтернативных форм, способствует культурно-художественной социализации подрастающего поколения.

Целенаправленное культурно-эстетическое и художественное воспитание молодежи на основе народной художественной культуры является социально ценным, так как открывает разносторонние возможности для организации разнообразных форм активного сотворчества молодежи, педагогов и родителей. Реализация программ на основе народной художественной культуры направлена на решение проблемы передачи накопленного в процессе исторического развития опыта подрастающим поколениям. Поставленные воспитательные цели, направленные на формирование всесторонне развитой личности, осуществляются с опорой на формирование всесторонне развитой личности, осуществляются с опорой на национальный менталитет.

Построение методики на основе прогрессивных этнопедагогических идеях способствует привлечению молодежи с различным интеллектуальным и художественно-творческим уровнем развития, формируя и развивая у них способность к самореализации в тех видах деятельности, которые.отвечают требованиям социальной среды. .

Народные художественные традиции обладают большими возможностями для активного воздействия на подрастающее поколение. Их использование как средства внешкольного образования основывается на коллективных усилиях работников культуры, педагогов, родителей, на наиболее полном освоении воспитательного потенциала этнопедагогических идей.

Педагогический процесс, основанный на традициях народной педагогики позволяет преодолеть проблему духовного кризиса в современной социокультурной ситуации и отчуждения молодежи от национальной культуры. Отсюда, приоритетной целью педагога является актуализация интереса подрастающего поколения к традиционной народной культуре, обычаям, обрядам родного края и привлечение молодежи и родителей к художественно-творческой деятельности, что способствует не только диагностике одаренных молодежи, но и позволяет создать единую систему подросток-семья-социум в современной действительности.

Таким образом, народная художественная культура и ее составная часть декоративно-прикладное творчество способны выступать как эффективнейшее средство организации социально-культурной деятельности подрастающего поколения и семейного досуга на современном этапе.

Теоретический анализ состояния изучаемой проблемы позволил организовать экспериментальное исследование в логике достоверности выдвинутых нами теоретических предположений, разработав конкретное содержание каждого положения, позволяющее решать поставленные задачи.

Экспериментальная работа проводилась в период 2000-2005 гг. на базе городского клуба художественного творчества «Созвездие» г.Рязани.

На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 158 чел. в возрасте 17-26 лет.

Цель экспериментальной работы заключалась в определении возможностей формирования этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.

Эксперимент включал: подбор методов, адекватных задачам исследования, разработку и реализацию педагогической программы по формированию этнокультурной компетентности молодежи в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества, а также оценку эффективности проведенной педагогической работы.

Были определены следующие задачи констатирующего эксперимента: 1. Подобрать методы для определения уровня сформированности этнокультурной компетентности молодежи. 2. Провести анкетирование и социологический опрос с целью выяснения уровня сформированности этнокультурной компетентности испытуемых. 3. Провести анализ полученных данных. Для получения объективных данных нами использовались следующие методы: - социологический опрос; - анкетирование.

Похожие диссертации на Формирование этнокультурной компетентности молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества