Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга
1. Сущность и специфика формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга 18
2. Структура социально-культурного проектирования и его информационного обеспечения 45
3. Организационно-педагогические условия формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере организованного досуга 70
Выводы по первой главе 104
Глава 2. Педагогический потенциал социально-культурного проектирования в процессе формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи
1. Динамика деятельности социально-культурного информаци онного центра как организационно-педагогический механизм формирования основ информационной компетентности студентов 105
2. Социально-культурное проектирование как педагогический инструмент повышения информационной компетентности студенческой молодежи 128
Выводы по второй главе 155
Заключение 157
Список литературы 162
Приложения 185
- Сущность и специфика формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга
- Структура социально-культурного проектирования и его информационного обеспечения
- Динамика деятельности социально-культурного информаци онного центра как организационно-педагогический механизм формирования основ информационной компетентности студентов
- Социально-культурное проектирование как педагогический инструмент повышения информационной компетентности студенческой молодежи
Введение к работе
Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации одной из главных движущих сил является информация, определяющая качество общественного развития, поэтому не случайно новый формирующийся тип общества называют информационным. Оно характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство, обработку и передачу информации, что необхо-
) і
димо в любой сфере деятельности личности, включая труд, учебу, досуг. Информация в настоящее время - главная ценность цивилизации (Д. Белл). Сложность современного мира, скорость происходящих изменений, возросшая роль знаний, увеличение источников и способов обработки информации актуализирует в педагогических науках, теории и практике социально-культурной деятельности новый компетентностный подход к формированию нормативного типа личности представителей молодого поколения. Эта личность должна обладать не только узкопрофессиональными компетенциями, но и системой компетенций универсальных, являющихся показателями оптимального уровня личностного развития. На эти цели направлена реформа высшего образования в России в рамках Болонского процесса.
Процессы информатизации, компьютеризации общества, направленные на преодоление противоречий между возрастающим объемом информации и способностью усвоения ее человеком, требуют оптимального уровня информационной компетентности студенческой молодежи. Он необходим не только для дальнейшего развития производства, науки и культуры, но и для формирования базовых умений личности квалифицированно применять информацию в сфере досуга. В этой связи актуализируется главная задача, которую предстоит решать студенческой молодежи гуманитарных вузов, и среди них - будущим специалистам социально-культурной сферы - научиться жить в информационном сообществе, владея современными ресурсами и техноло-
4 гиями сбора, хранения и обработки информации, чтобы использовать ее не только для профессионального роста, но и для саморазвития в сфере досуга.
В теории и практике социально-культурной деятельности отмечаются деструктивные тенденции, набирающие силу в неорганизованном досуге молодежи, связанном с бесконтрольным потреблением информации в СМИ, но главным образом - в системе Интернет (деятельность хакеров, информационный терроризм и т.д.). Это обостряет необходимость разработки новых путей и технологий педагогического воздействия на формирование культуры информационного досуга современной студенческой молодежи.
Анализ практики показывает, что у студентов вузов культуры и искусств, получающих образование по специальностям, связанным с экономикой и управлением социально-культурной сферой, в области постановки культур-но-досуговых программ, развития социально-культурного сервиса и туризма, пока невысок уровень досуговой информационной компетентности. А между тем, в условиях социально-культурных преобразований, происходящих в России, значительно возрастают требования, предъявляемые к информационным компетенциям личности студента не только как будущего специалиста социокультурной сферы, но и как человека, владеющего различными формами коммуникации и информации в позитивной досуговой деятельности.
В социально-культурной сфере (СКС) обеспечение современного уровня и качества социально-культурной деятельности во многом определяется изучением, обобщением и распространением опыта работы учреждений СКС, действующих с использованием проектных технологий. Проектные технологии в деятельности учреждений культуры, искусства, досуга, туризма распространены довольно широко. Значительное место занимает обучение навыкам проектирования в современной системе основного образования. Но педагогический потенциал социально-культурных проектных технологий недостаточно используется в вузах культуры и искусств в процессе организованного досуга студентов в аспекте формирования основ их информационной компетентности. В качестве организационного ресурса повышения информа-
5 ционной компетентности студенческой молодежи в гуманитарном вузе может быть использована деятельность специально созданных для этой цели социально-культурных информационных Центров, существующих в статусе общественных объединений. Деятельность таких структур легитимизирована на основе Федерального закона Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.). Данные структуры объединяют молодежь, интересующуюся информационными ресурсами и технологиями в сфере ее организованного досуга на базе вуза.
Постановка проблемы формирования информационной компетентности студенческой молодежи неразрывно связана с поиском педагогических путей ее решения. Педагогический потенциал социально-культурного проектирования и его информационного обеспечения может стать одним из важнейших решений проблемы формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга, но в теории и практике социально-культурной деятельности практически не изучены информационные возможности проектно-технологического подхода. Это обстоятельство и определило актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что формирование информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга средствами социально-культурного проектирования не являлось предметом специального изучения в теории, методике и организации социально-культурной деятельности. В то же время существует значительное количество публикаций, освещающих положения об активной сущности человеческой деятельности (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Б.М. Теплов и др.).
Под влиянием возрастающей роли информации в развитии общества существенно усилился интерес к различным методологическим проблемам информации и информационной деятельности, что нашло свое отражение в появлении работ монографического характера исследователей В.Г. Афанасьева, Д.И. Блюменау, Э.П. Семенюка, А.Д. Урсула и др.
Теоретическому осмыслению проблемы формирования информационной компетентности в культурно-образовательном пространстве посвящены работы Т.М. Ануриной, М.Г. Вохрышевой, Н.Б. Зиновьевой, Н.В. Лопатиной, З.А. Сафиуллиной и др. Проблематика формирования информационной компетентности личности в контексте анализа социокультурных и социально-экономических процессов, происходящих в современной России, нашла отражение в социологических исследованиях СИ. Григорьева, Ю.М. Забродина, Д.Л. Константиновского, Р.А. Трофимовой и др.
Идеи компетентностного подхода в педагогике и социально-культурной деятельности изложены в работах В.И. Байденко, Л.И. Берестовой, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др. Теоретико-практические подходы к развитию культурно-досуговых центров как новых разновидностей учреждений клубного типа представлены в трудах И.В. Жежко, Е.М. Клюско, Н.Г. Смирновой и др.
Особое значение для данного исследования имеют работы по проблеме конструирования и реализации технологий социально-культурной деятельности, социокультурного проектирования, понимаемого как прогностическое действие, ориентированное на достижение желаемого социально и личност-но-значимого результата. Это работы СБ. Брижатовой, Е.И. Григорьевой, В.И. Курбатова, B.C. Садовской, Г.К. Селевко, Г.Л. Тульчинского и др. Кроме того, изучены теоретические и историко-педагогические аспекты художественно-просветительной деятельности как направления социально-культурной деятельности в работах Н.В. Серегина, Д.В. Шамсутдиновой.
Анализ литературы позволил выявить следующие противоречия, касающиеся процесса формирования информационной компетентности студенческой молодежи:
1. Возросшая потребность сферы образования и досуга в студенческой молодежи с оптимальным уровнем информационной компетентности и недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы оптимизации процесса формирования в студенческой среде молодежи с вы-
7 соким уровнем информационной мотивации, знаний и умений поиска обработки информации, а также ответственности за ее использование;
Осознание педагогических противоречий неорганизованного досуга молодежи, связанного с деструктивными тенденциями массового потребления информации и явлениями информационной антикультуры, и недостаточная разработанность педагогических технологий организации позитивного досуга студенческой молодежи, связанного с творческим применением информации;
Необходимость оптимизации процесса формирования основ информационной компетентности студентов вузов культуры и искусств в сфере досуга и недостаточная разработанность новых педагогических подходов к решению этой проблемы в теории и практике социально-культурной деятельности.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему, заключающуюся в поиске новых педагогических путей и способов формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в процессе ее позитивной досуговой деятельности.
Проблема определила тему исследования «Социально-культурное проектирование как средство формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи».
Диссертационное исследование осуществлялось в рамках единого научного направления Алтайской государственной академии культуры и искусств «Культура Сибири».
Цель исследования — выявить и апробировать теоретический и педагогический потенциалы социально-культурного проектирования в процессе формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в условиях организованного досуга.
Объект исследования - информационная досуговая компетентность как интегративное качество личности студентов.
Предмет исследования — педагогический процесс формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи средствами социально-культурного проектирования в сфере досуга.
В процессе исследования выдвинута гипотеза, основанная на том, что формирование основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга зависит от комплекса предположений, включающих:
осмысление сущности, специфики и педагогических противоречий формирования информационной компетентности студентов в сфере досуга;
рассмотрение современной студенческой молодежи как социально-демографической группы общества, нуждающейся в оптимальном уровне не только профессиональной, но и в допустимом уровне досуговой информационной компетентности, что предполагает формирование только ее основ;
трактовку социально-культурного проектирования и его информационного обеспечения как привлекательного для студентов вида досуговой деятельности и личностно-развивающего педагогически целесообразного инструмента формирования основ информационной компетентности студентов;
повышение уровня информационной компетентности студенческой молодежи в условиях организованного досуга в вузе на основе моделирования этого процесса и апробирования технологии реализации данной модели в сфере внеучебной воспитательной работы на базе вузовского объединения клубного типа — информационного Центра.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность и специфику формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга.
Определить структуру процесса разработки социально-культурных проектов и их информационного обеспечения.
3.Разработать теоретическую модель формирования основ информационной компетентности студентов в сфере организованного досуга в вузе на основании систематизации организационно-педагогических условий этого процесса.
Обосновать динамику деятельности социально-культурных информационных центров в вузах как организационно-педагогический механизм формирования основ информационной компетентности студентов.
Апробировать авторскую модель и экспериментально доказать, что социально-культурное проектирование и его информационное обеспечение является педагогическим инструментом повышения информационной компетентности студенческой молодежи.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют:
на философском уровне: концепции информационного общества (Д. Белл, В.Л. Иноземцев, Д. Рисман, Н.С. Розов, Г.С. Смирнов, О. Тоффлер, А. Турен и др.);
на общенаучном уровне: гуманистические идеи и современные теоретические подходы к образованию в целом, а также проблематика образовательных учреждений разного уровня и типа (Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, И.С. Исаев, Н.Б. Крылова, В.И. Матис, А.Н. Орлов, В.М. Розин, Б.А. Федулов и др.); исследования когнитивной, ценностно-мотивационной и деятельност-ной сфер развития личности как теоретической и квалиметрической основы опытно-экспериментальной работы (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А. Мас-лоу, Л.М. Митина, И.К. Шалаев и др.); компетентностный подход, в рамках которого раскрывается сущность понятия «информационная компетентность личности» и определяется система ее компетенций (В.И. Байденко, Л.И. Берестова, Н.А. Гришанова, И.А. Зимняя, Дж. Равен и др.);
на конкретно-научном уровне: идея о полипарадигмальной сущности социально-культурной деятельности (Н.Н. Ярошенко); методологические подходы к современным технологиям социально-культурной деятельности (Ю.Д. Красильников); комплексная теоретическая модель досуга Ю.А. Стрельцова, идея о парадоксальности и амбивалентности досуга, порождающая педагогические проблемы в сфере организации досуга, в том числе досуга студентов (Г.В. Оленина, Т.А. Райкина); подходы, определяющие деятельность социально-культурных центров как новых разновидностей учреж-
10 дений клубного типа, идеи динамики инициативного клуба (В.В. Туев); идея о социальной информации как части процесса социальной коммуникации, система социально-культурных институтов социальной коммуникации в СКД (А.В. Соколов); подходы к систематизации информационного обеспечения проектной деятельности общественных организаций (Л.А. Санкин).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования. Это теоретические методы, включающие анализ философско-культурологической, социально-педагогической, социологической литературы и литературы по социально-культурной деятельности отечественных и зарубежных авторов. Эмпирические методы, куда вошли содержательный и формализованный анализ документов, в том числе статистических данных; анкетирование и тестирование; педагогическое моделирование, матрицирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, оценочно-диагностический этапы).
Источники, опытно-экспериментальная база исследования. В ходе работы использованы Законы РФ и инструктивно-методические материалы Министерства культуры и массовых коммуникаций, касающиеся информационной деятельности, деятельности общественных объединений и учреждений клубного типа, а также государственные целевые программы по информатизации (Закон РФ «Об общественных объединениях» 1995 г.; «Развитие информатизации в России на период до 2010 г.»; «Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002-2006 гг.»; «Создание и развитие информационно-телекоммуни-кационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти 2001— 2007 гг.»; «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» и др.).
Основной опытно-экспериментальной базой явилась Алтайская государственная академия культуры и искусств, где создан и действует социально-культурный информационный центр «Поиск» как одно из объединений вне-учебной воспитательной работы со студентами; были использованы результаты эмпирического исследования, выборка которого составила 147 человек.
Основные этапы исследования осуществлялись с 2002 г. по 2008 г.: Первый этап (2002—2003 гг.) — поисково-аналитический: теоретический анализ современного состояния проблемы; изучение философской, социологической, культурологической, педагогической литературы по теме диссертации; разработка программы эксперимента, выбор инструментария и методики исследования.
Второй этап (2003-2005 гг.) - констатирующий: разработка теоретических основ модели педагогического процесса формирования информационной компетентности студентов в сфере организованного досуга, определение компонентов, критериев и уровней сформированности информационной компетентности личности; осуществление пилотажного социологического исследования на базе Алтайской государственной академии культуры и искусств с целью диагностики информационной компетентности студентов тех специальностей, в учебный план которых не входит профессиональная подготовка по информационным ресурсам и технологиям.
Третий этап (2005-2008 гг.) - опытно-экспериментальный, завершающий: обработка полученных данных, осмысление и обобщение результатов работы, формулирование выводов, литературное оформление диссертации. Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: - раскрыта сущность информационной компетентности студенческой молодежи, под которой понимается интегративное качество личности, включающее ее способности и готовность работать с информационными ресурсами и технологиями, осознавая ответственность за свою информационную деятельность, и умение ее творческого применения в решении практических проблем социально-культурной деятельности, требующих проектных подходов; специфика формирования основ информационной компетентности студентов в сфере досуга предполагает учет уровней, критериев и этапов этого процесса, стимулирование мотивации студентов, направленной на изучение информационного обеспечения проекта, а также отсутствие строгого соот-
12 ветствия результатов досуговой информационной деятельности ее сложившимся стандартам;
выявлена структура процесса социально-культурного проектирования, в информационном обеспечении которого выделено два модуля (информационно-исследовательский и информационно-коммуникативный) и систематизированы технологические операции информационного обеспечения проектов, связанные с оперативным поиском, качественной обработкой, квалифицированным анализом, творческим и ответственным использованием информации по проекту;
разработана и апробирована теоретическая модель формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга. Модель показывает главные системно-структурные элементы педагогического процесса формирования основ информационной компетентности и определяет необходимость создания структуры клубного типа — вузовского социально-культурного информационного центра; моделирование и создание в вузе таких новых информационных социально-культурных объединений, способных вовлечь студентов в позитивную информационную досуговую деятельность, является главным организационно-педагогическим условием формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи;
обоснована динамика развития социально-культурного информационного центра в вузе, определяющаяся его внутренними и внешними функциями, формированием и стабилизацией деятельности его лидерского актива, переориентацией этой деятельности от учебно-научного проектирования на грантовое социально-культурное проектирование и его информационное обеспечение;
апробирована теоретическая модель и экспериментально проверено положение о том, что обучение студентов в рамках Центра социально-культурному проектированию и технологическим операциям его информа-
13 ционного обеспечения является педагогическим инструментом повышения основ информационной компетентности студенческой молодежи.
Теоретическая значимость заключается в том, что в исследовании:
- определены и проверены уровни и критерии оценки информационной
компетентности как формируемого качества личности, содержанием которых
являются показатели сформированности основ информационной компетент
ности по каждой из трех сфер развития личности (мотивационная, когнитив
ная, деятельностная) и четыре уровня замера информационной компетентно
сти в баллах (оптимальный, допустимый, критический и недопустимый);
-представлена матрица зависимости формирования основ информационной компетентности студентов, участвующих в разработке социально-культурных проектов, от комплекса технологических операций информационного обеспечения и коммуникаций проекта; данная матрица содержит анализ операций информационной деятельности по проекту и устанавливает направление технологических действий субъекта социально-культурной деятельности в педагогическом процессе формирования основ информационной компетентности студентов в сфере организованного досуга;
- предложена педагогическая технология формирования основ информа
ционной компетентности студентов в деятельности социально-культурного
информационного Центра, показывающая алгоритм технологических дейст
вий руководителя Центра, направленных на повышение уровня информаци
онной компетентности студентов в процессе социально-культурного проек
тирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и положения адресованы педагогическому корпусу учреждений высшего профессионального и дополнительного образования, учреждениям культуры и досуга, способствующим внедрению социально-культурного проектирования в учебный процесс и досуговую деятельность студенческой молодежи.
Эти выводы могут быть использованы представителями государственной власти, социально ответственного бизнеса, управления культурой, органами
14 местного самоуправления для активизации конкурсов грантовых социокультурных проектов всех уровней в реальном и медиаформате; для создания региональных, муниципальных «банков данных», содержащих сведения о вузовской молодежи, имеющей положительный опыт участия в данных конкурсах, с целью формирования потенциального кадрового резерва в сфере управления образованием, культурой, досугом.
Материалы диссертации могут быть использованы на обучающих семинарах для студентов, курсах повышения квалификации для педагогов по социально-культурному проектированию и повышению информационной компетентности.
Выводы диссертационного исследования могут быть использованы некоммерческими общественными организациями (НКО) для привлечения молодежи с оптимальным уровнем информационной компетентности, с целью использования ее как волонтеров в проектировании и реализации социально-значимых инновационных проектов на муниципальном, межрегиональном, всероссийском и международных уровнях.
Основные результаты исследования могут быть использованы средствами массовой информации (СМИ) для освещения позитивного опыта проектной деятельности студенческой молодежи в сфере образования и досуга.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, взаимосвязью теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам, предмету и логике исследования; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы и ее подтверждением; репрезентативностью материалов, подтвержденных социологическими и статистическими достоверными данными.
Положения, выносимые на защиту:
1. Информационная компетентность - это интегративное качество личности, позволяющее творчески использовать данное качество в социально-культурной деятельности, проблемы которой требуют проектных решений, а также - для преодоления деструктивных тенденций в развитии информационного досуга современной молодежи. Информационная компетентность
15 имеет определенные уровни (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый) и критерии сформированности, касающиеся изменений в мотива-ционной, когнитивной, деятельностной сферах личности. Формирование основ информационной компетентности студентов в сфере досуга протекает как педагогический процесс с учетом уровней, критериев и трех этапов этого процесса: проектировочного, конструктивного, результативного.
В структуру технологических операций разработки социально-культурного проекта входят два модуля: информационно-исследовательский и информационно-коммуникативный. Технологические операции информационного обеспечения социально-культурных проектов являются основой формирования специальных информационных умений и навыков. В информационно-исследовательском модуле проекта эти умения связаны с определением источников информации, методами ее оперативного сбора, обработки и анализа, проверки информации по критериям ее качества. В информационно-коммуникативном модуле проекта специальные умения связаны с составлением портфолио (папки документов), разработкой устной и мультимедийной презентации проекта.
В сфере организованного досуга студентов, направленного на формирование основ их информационной компетентности в вузовском социуме, необходимо учитывать комплекс организационно-педагогических условий, главным из которых является моделирование и создание новых вузовских объединений (информационных Центров). Программа деятельности Центра связана с этапами формирования основ информационной компетентности студентов, на основе чего разделы программы включают мотивационный, образовательный и деятельностный модули, в качестве активных средств обучения социально-культурному проектированию необходимо использовать диалогические формы СКД и деловые, ролевые, тренинговые игры, конкурсы проектных идей, разработку электронных презентаций проектов.
Динамика деятельности Центра является организационно-педагогическим механизмом формирования информационной компетентно-
сти студентов, что предполагает стабилизацию его лидерского актива, мотивированного на участие в престижном для студентов грантовом социально-культурном проектировании и его информационном обеспечении. Деятельность Центра рассматривается как управляемый педагогический процесс в системе внеучебной воспитательной работы вуза, что достигается через реализацию его функций, принципов, программу деятельности, диагностируемые результаты и демонстрируемую информационную продукцию. Таковой является социально-культурная проектная деятельность студентов и ее информационное обеспечение, которое формирует позитивные модели досуго-вого поведения студентов в сфере внеучебной воспитательной работы в вузе и за его пределами. Демонстрация результатов данного процесса в форме участия студентов в грантовых конкурсах социально-культурных проектов является стимулированием активизации студентов в проектной деятельности.
5. Социально-культурное проектирование и его информационное обеспечение является педагогическим инструментом формирования основ информационной компетентности студентов в сфере досуга только в том случае, если оно является привлекательным для студентов видом досуговой деятельности, повышает их мотивацию к овладению информацией, служит достижению успехов студентов в их творческих проектных инициативах. Педагогическим обеспечением повышения информационной компетентности студенческой молодежи в условиях Центра является технологизация данного процесса, предполагающая его моделирование, матрицирование, учет соотношения этапов формирования основ информационной компетентности студентов и технологического алгоритма деятельности руководителя Центра.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных научных конференциях «Взаимовлияние народов России и Казахстана (историко-культурологический аспект)» (Павлодар, 2004); «Социально-культурные туристические ресурсы Алтайского региона. Проблемы и перспективы использования» (Барнаул, 2004); «Истоки, формирование и развитие евразийской
17 поликультурности. Культуры и общества северной Азии в историческом прошлом и современности» (Иркутск, 2005); «Культурное наследие и современность» (Барнаул, 2005); «Информационная культура общества и личности в XXI веке» (Краснодар, 2006, 2008); на всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Новосибирск, 2004; Челябинск, 2005; Орел, 2005; Барнаул, 2006, 2007, 2008), а также в педагогической деятельности соискателя при разработке авторских курсов «Информационные ресурсы по культуре и искусству» и «Проектная деятельность социально-культурных учреждений».
Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в 18 публикациях, две из которых изданы в научных рецензируемых журналах ВАК РФ, а также в отчете за 2004 г. по гранту № 12-05/4-792 Президента Российской Федерации «Для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства».
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 254-х наименований, 2-х приложений, 14 таблиц, 8 рисунков.
Сущность и специфика формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи в сфере досуга
В формирующемся в современных условиях информационном обществе основой и движущей силой его развития становятся знания и информация. Информация является главным социальным и культурным ресурсом, так как только она может помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях постоянных изменений. Без информации невозможно творческая и самосозидательная деятельность человека и общества, являющаяся сущностью современной социально-культурной деятельности. В XXI веке поток информации стремительно увеличивается, усложняясь качественно, и именно умелое использование этого богатейшего ресурса будет определять перспективы развития человечества.
Зарубежные ученые Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен, А.Д. Урсул [11, 208, 215, 218] и др. выделяют основные черты и особенности информационного общества: приоритетное значение информации по сравнению с другими ресурсами; наличие глобальной информационной системы, охватывающей все сферы жизни людей (производство, быт, образование, досуг и т.д.). Основной позитивной тенденцией развития информационного общества является его движение к «обществу знаний». К числу наиболее существенных черт «общества знаний» относятся: 1) информация и знания — главная преобразующая сила общества, где информационные ресурсы - это стратегические ресурсы общества; 2) глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий — основа новой экономики, экономики знаний; 3) новизна, быстротечность, ускорение - наи более характерные черты жизни; 4) цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений [34, с. 41].
Повышение значимости информации, превращение ее в стратегический ресурс развития общества, зависимость успешности деятельности организаций и каждого человека от уровня их информированности - все эти идеи в науках об обществе, человеке, культуре являются в настоящее время общепринятыми [19, с.4]. Комплекс данных новаций обусловливает необходимость развития информационной компетентности студенческой молодежи, являющейся интеллектуальным ресурсом общества, а точнее — его интеллектуальным человеческим капиталом.
Студенческая молодежь - это будущие специалисты народного хозяйства, науки, культуры. Социализация и инкультурация современных студентов в сфере досуга и образования тесно связана с информацией. Студенты получают знания, овладевают компетенциями, необходимыми для выполнения определенного вида деятельности в рамках конкретной профессии, специальности. Сфера досуга современных студентов также во многом связана с информационными кибертехнологиями, владением компьютером, системой Интернет.
Следует дать краткую характеристику основных проблем и тенденций развития современной студенческой молодежи, усилиями которой во многом формируется информационное общество. Студенты являются частью молодежной генерации, поэтому следует проанализировать проблемы и тенденции развития современной молодежи в Российской Федерации в аспекте отношений ее с институтами образования, труда и досуга.
Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения и адаптации к миру взрослых и будущего его обновления. Границы группы размыты, их связывают с возрастом 15-30 лет. Молодежь находится в стадии социального и личностного становления, освоения новых социальных ролей, приобретения статуса, формиро вания гражданских качеств и личностной самореализации. Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми общими чертами, она более образованна, чем другие социальные группы, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма [137, с. 164-166].
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей развития молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества и культуры. Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения, обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе [19,43,56].
Проблеме изучения молодежи, ее взрослению и социализации посвящены работы психологов, социологов, культурологов Л.С.Выготского [31], И.С. Кона, А.Н.Леонтьева [88; 104], А.В. Мудрика [122], В.С.Мухиной [123], А.С. Прутченкова [154], Т.Б. Щепанской [236],. Д.Б. Эльконина [237]. Проблематика современной молодежи (в том числе и студенческой) отражена в работах А.С. Запесоцкого [64], С.Н. Иконниковой [71], Д.Л. Константи-новского [90], В.Т. Лисовского [105], А.В. Сиволапова [173] и др. Процесс становления, социальной зрелости молодежи, выбор ею жизненного пути происходят в основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, относительного усвоения и преобразования опыта старших поколений.
Структура социально-культурного проектирования и его информационного обеспечения
Проективная (или проектная) деятельность относится, по мнению А.П. Маркова и Г. М. Бирженюка, к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей проектной технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать [111, с.4]. А.П. Марков и Г.М. Бирженюк рассматривают социально-культурное проектирование как процесс, являющийся сущностью социально-культурных технологий [111, с. 4-8].
Социально-культурное проектирование, по А.П. Маркову и Г.М. Бирже-нюку, является мировоззренческой и технологической основой целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. В сфере высшего гуманитарного образования в современных условиях особую актуальность приобретает формирование проектных качеств и способностей личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.
Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что оно имеет широкую область применения для всех профессий социокультурной, гуманитарной направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста гуманитарного профиля на рынке труда - умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место [111, с. 5].
Социально-культурное проектирование является разновидностью, специализированной технологией таких видов проектирования, как социальное, педагогическое и инженерное [ 111, с. 4]. Останавливаясь на характеристике проектирования в педагогике, следует отметить, что по мнению А.С. Сиденко [174], история научного оформления метода проектов в педагогике восходит ко второй половине XIX в. Появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип: «обучение посредством делания» (Дж. И.Э. Дьюи, X. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу: «Все из жизни, все для жизни». Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание занятия исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.
С 20-х гг. XX в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования «школы учебы» в «школу жизни», с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудовой деятельностью учащихся. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно-полезные дела подростков и детей.
Универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к разработке комплексно-проектных программ (1921—1930 гг.). Учебные предметы как таковые отрицались, а систематическое усвоение знаний под руководством учителя заменялась преимущественно работой по выполнению специальных практических заданий — проектов (например, проект «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан»). Учащиеся, работая на фабрике, заводе, в школьных мастерских, в колхозе, на учебно-опытном участке, приобретали те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполнявшейся ими практической работой. Но однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки учащихся резко снизился. Данный факт послужил основанием для Постановления ЦК ВКП(б) 1931 года «О начальной и средней школе», согласно которому метод проектов был осужден, и в дальнейшем в практике советской школы не применялся [204].
Теоретико-методологический аспект проектности социально-культурной деятельности предполагает ее анализ в рамках социально-культурного подхода [214]. Социокультурный подход является отражением наметившейся смены парадигмы цивилизационного развития: от техноцентризма индустриального общества к культуроцентризму грядущей цивилизации постматериальных ценностей. В основе социокультурного подхода лежит понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, представляющих собой результат и средства общественного функционирования и развития. Общественная жизнь при социокультурном подходе предстает в виде целостного процесса социального творчества с помощью культуры. Причем, не только культуры духовно-творческой, т.е. искусства, науки, системы образования, но и культуры материальной, политической, культуры социальных отношений.
Понятие социокультурного подхода актуализирует понятие «проектность социально-культурной деятельности». Для того, чтобы понять природу социокультурного проектирования, необходимо раскрыть содержание понятия «социально-культурная деятельность».
А.П.Марков, Г.М. Бирженюк, В.И. Курбатов отмечают, что анализ понятия «социально-культурная деятельность» (СКД) с точки зрения содержательной взаимодополняемости составляющих его понятий «социальное» и «культурное» обнаруживает его новые теоретико-познавательные и прикладные возможности.
Динамика деятельности социально-культурного информаци онного центра как организационно-педагогический механизм формирования основ информационной компетентности студентов
Педагогический потенциал социально-культурного проектирования как средства формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи был проверен в ходе педагогического эксперимента.
Объектом педагогического эксперимента стало формирование основ информационной компетентности студентов разных специализаций специальности «Социально-культурная деятельность» АлтГАКИ, посещающих социально-культурный информационный центр вуза «Поиск». Они составили экспериментальную группу, контрольной группой были студенты той же специальности, не являющиеся посетителями Центра.
Педагогический эксперимент строился на основе полипарадигмальной методологии, характерной для современного состояния СКД как науки. Методология эксперимента включала идеи, родовые методы и принципы следующих методологических подходов: 1) компетентностного (Э. Зеер, И.А. Зимняя, А. Хуторской,); 2) проектно-технологического (Г.М. Бирженюк, А.П. Марков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников); 3) социологического (эмпирического); 4) использовалось обоснование педагогических критериев формирования информационной компетентности (И.К. Шалаев); 5) метод моделирования; 6) применялась технология процесса группообразования в сфере досуга (Г.В Оленина, В.В. Туев).
Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, оценочно-диагностический. онного Центра вуза; 2) стабилизировать аудиторию СКИЦ (закрепить постоянный актив Центра), предложить альтернативы информационному обеспечению учебно-научного проектирования с помощью обучения студентов, посещающих Центр, основам социально-культурного проектирования и его информационного обеспечения.
На основе метода категоризации была сформулирована гипотеза эксперимента, представленная комплексом следующих действий: 1. чтобы повысить уровень информационной компетентности студентов, необходимо: 1.1. вовлечь студентов вуза в деятельность Центра; 1.2. обеспечить динамику развития СКИЦ, являющегося организационно-педагогическим механизмом формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи; 1.3. особое внимание уделить управлению мотивацией, направляя развитие новых целей деятельности студентов на овладение социально-культурным проектированием; 1.4. обеспечить «выход» студенческих социокультурных проектов на уровень разномасштабных грантовых конкурсов как итог метода референтации технологического процесса и метода позиционирования деятельности Центра в рамках вуза, а также на муниципальном уровне.
На втором (формирующем) этапе педагогического эксперимента была разработана технология реализации его целей и задач.
Итогом первого (констатирующего) этапа стало сегментирование аудитории эксперимента, т.е. формирование экспериментальной и контрольной группы студентов-участников эксперимента, был разработан диагностический инструментарий эксперимента (анкеты, тесты, методика незаконченного предложения), систематизированы критерии и уровни квалиметрической оценки информационной компетентности, составлен поэтапный план и схема педагогического эксперимента. Подробное содержание констатирующего этапа мы представим в следующем параграфе, чтобы сравнить показатели первого констатирующего и третьего оценочно-диагностического этапов для определения результатов всего педагогического этапа в целом.
Первичная диагностика мотивации, уровня информационных знаний и умений, навыков компьютерной грамотности данного сегмента студенческой аудитории вуза показала неудовлетворительное состояние сформированно-сти ИК: мотивация на повышение информационной компетентности невысока, технологические умения незначительны, знания современных информационных источников и их поиски бессистемны. Это объясняется тем, что на факультете художественного творчества, в отличие от факультета информационных ресурсов и дизайна, при обучении в вузе практически нет опыта использования современных и традиционных информационных ресурсов, поскольку по ГОСу предусматривается самостоятельная работа с информационными источниками. (Мы опишем процесс первичной диагностики подробнее в параграфе 2.3). Предварительно можно отметить, что целевой сегмент педагогического эксперимента испытывал значительные затруднения и по мотивационному, и по когнитивному, и по деятельностному параметрам информационной компетентности.
Результатом метода проблематизации является формулировка проблемы: необходимо повысить уровень информационной компетентности студентов гуманитарного (художественно-творческого) вуза на основе использования социально-культурного проектирования и его информационного обеспечения в рамках деятельности вузовского объединения клубного типа - социально-культурного информационного Центра. Эта проблема подтверждена анкетным опросом, наблюдением, тестированием студентов.
Цели и задачи эксперимента.
Целями педагогического эксперимента являются: 1) апробация «Модели формирования основ информационной компетентности студентов» и 2) разработка технологии повышения основ информационной компетентности студентов с использованием социально-культурного проектирования.
Социально-культурное проектирование как педагогический инструмент повышения информационной компетентности студенческой молодежи
В данном параграфе необходимо вернуться к подробной характеристике хода и результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента, чтобы сравнить его результаты с результатами оценочно-диагностического (третьего) этапа.
Констатирующий и формирующий этап эксперимента, по Н.О. Яковлевой, отличаются друг от друга задачами, содержанием, способами проведения. На констатирующем этапе выясняют: а) состояние объекта исследования; б) педагогические средства и условия, сформировавшие данное состояние; в) педагогические средства и условия, имеющиеся к началу формирующего этапа эксперимента.
Формирующий этап строится на основе введения новой модернизированной педагогической системы, протекает в естественных условиях педагогического процесса в отдельных группах (ЭГ, КГ), с выровненными начальными параметрами деятельности.
Краткая характеристика исследуемой совокупности была дана в параграфе 2.1., дадим более подробную ее характеристику, с целью обоснования критериев экспериментальной работы.
Обследуемая совокупность эксперимента и критерии оценки ее информационной компетентности.
Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами специальности «Социально-культурная деятельность» АлтГАКИ. В период исследования в социально-культурном центре «Поиск» были задействованы 147 студентов. Экспериментальную группу составили 73 студента специализаций «Постановщик культурно-досуговых программ» и «Экономика и управление социокультурной сферы»; контрольную группу 74 студента специализации «Организация и управление в сфере туризма».
Количество респондентов в группах соответствовало требованиям формирования выборки и обеспечивало репрезентативность данных. При этом учитывалось, что величина выборочной совокупности, с одной стороны, должна быть статистически значимой, а с другой - позволяла оперативно обрабатывать полученную информацию.
Что касается плана эксперимента, то нами был выбран план эксперимента, предполагающий проведение экспериментальной работы с предварительным и итоговым ее оцениванием.
H.O. Яковлева отмечает, что данный план предполагает следующую последовательность действия: 1) предварительная оценка выбранных показателей (СІ) в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах на констатирующем этапе эксперимента; 2) проведение экспериментальной работы в экспериментальной группе с использованием новшества (X - в нашем случае это социокультурное проектирование), в контрольной группе - без данного новшества (это видно на схеме) на формирующем этапе эксперимента; 3) итоговое оценивание по выбранным показателям (С2) в контрольной и экспериментальной группах, формулировка заключения об эффективности новшества на оценочно-диагностическом этапе [147, с. 194].
С целью получения объективных данных по апробации модели развития информационной компетентности студентов необходимо было измерить исходное состояние исследуемого параметра — информационной компетентности студентов, посещающих СКИЦ, для этого понадобилось выработать критерии оценки данных параметров. Но вначале опишем план эксперимента.
Система данных критериев была сформирована в соответствии с тремя главными сферами (компонентами) развития личности: мотивационный (базовый), когнитивный, деятельностный, и определением ИК (см. параграф 1.1.). На уровне мотивационного компонента критериями ИК были: - мотивы обращения студента к информационным ресурсам; - информационные потребности, как мотивированное обоснование информационного поведения. На уровне когнитивного компонента критериями ИК были: — выбор каналов получения необходимой информации; — действия, осуществляемые в процессе поиска информации; - самооценка рациональности и достаточности избираемых путей по иска информации; — используемые способы фиксации, сохранения и кумуляции нужных сведений; - используемые приемы аналитической переработки информации. — На уровне деятельностного компонента критериями ИК были: - действия, предпринимаемые студентами по использованию полученной информации для решения практических профессиональных и культурно-досуговых задач социально-культурной сферы.
На основе данных критериев были разработаны анкеты и тесты для замера первичного уровня информационной компетентности студентов.
Как мы уже отмечали в параграфе 1.3, в соответствии с уровнево-критериальным подходом степень сформированности информационной компетентности можно классифицировать по следующим четырем уровням: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. Уровень вычислялся как среднестатистическое значение величин соответствующих показателей с учетом их «весовых» коэффициентов. За основу взята 10-балльная шкала. Например, уровень знаний можно оценивать в следующих количественных соотношениях: оптимальный уровень - 10-9 баллов; допустимый - 8-6 баллов; критический - 5-4 балла; недопустимый — 3-0 балла.
В тестах определялась степень адекватности утверждения тестируемых, касающегося знания студентов параметров ИК, и прилагалось оценить, насколько утверждение соответствует истине: 10—9 баллов - утверждение соответствует адекватно или почти адекватно; 8—6 баллов - утверждение соответствует в основном; 5 4 балла - утверждение соответствует частично; 3-0 балла - утверждение не соответствует или почти не соответствует истинному наличию представлений, знаний, умений или навыков тестируемого.