Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества) Андрюшенков Геннадий Иванович

Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества)
<
Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества) Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества) Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества) Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества) Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества) Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества) Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества) Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества) Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Андрюшенков Геннадий Иванович. Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : СПб., 1999 192 c. РГБ ОД, 61:00-13/837-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление и развитие методики обучения игре на народных инструментах 15

1.1. Эволюция русского народно-инструментального исполнительства 15

1.2. Состояние и тенденции развития народно-инструментального исполнительства 43

Глава 2. Музыкальное самообразование как педагогическая система сохранения и возрождения русских национально-культурных традиций 59

2.1. Художественное воспитание как предмет музыкальной педагогики 59

2.2. Учебно-методическое обеспечение музыкального самообучения 75

2.3. Двуединая природа педагогики музыкального самообразования в сфере досуга 94

Заключение 127

Литература 141

Приложения к диссертации

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования и степень ее разработанности. Переход к информационному обществу XXI века и преодоление глубокого кризиса, связанного с последствиями распада СССР, утратой казавшихся незыблемыми идеалов и грубыми просчетами государственной политики в 90-е годы, диктует необходимость с максимальной эффективностью использовать созидательный потенциал отечественной культуры, возродить ее непреходящие ценности, опираясь на национально-культурные традиции россиян, добиться консолидации всех групп населения во имя социально-экономического и духовного прогресса. Существенное место в решении этой кардинальной проблемы принадлежит музыкальной культуре, которая, отражая менталитет народов России, способна активно содействовать гуманизации общественных отношений, утверждению высокой духовности, внесению нравственно-эстетических начал в труд, быт и досуг.

Культуросозидающая сила музыки и благотворность ее влияния на человека предопределили появление ряда научных концепций, реализующих ее конструктивный потенциал. В первую очередь - это идеи Платона, Сократа, Эпикура, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, Н.А.Бердяева и других мыслителей о всеобщем художественно-творческом развитии людей как ведущем средстве гуманизации человеческого сообщества; психолого-педагогические теории Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина и других российских ученых о деятельной сущности человека и роли музыки в его гармоническом развитии; взгляды Л.Бетховена, Г.Берлиоза, Ф.Листа, А.Глазунова, А.Рубинштейна, П.Чайковского,

С.Рахманинова, Д.Шостаковича, А.Шнитке. Б.Гаврилина и иных выдающихся композиторов и музыкантов на социально-воспитательную сущность музыки. Особое значение приобрели сегодня принципы всеобщего музыкального воспитания и музыкальной педагогики, обоснованные в многогранной теоретической и практической деятельности Б.В.Асафьева, Л.А.Варенбойма, Н.А.Ветлугиной, А.. Б. Гольденвейзера, Н.К.Игумнова, Д.Б.Кабалевского, Г.Г.Еейгауза, Б.Л.Яворского и таких их зарубежных коллег как Б.Барток, Э.Жак-Далькруа, И.Гата, 3.Кодай, К.Орфа и других.

Исследования в области музыкальной педагогики позволили создать в России разветвленную и достаточно эффективную систему музыкально-эстетического воспитания и музыкального образования, вобравшую в себя тысячи социальных институтов - от детских садов до музыкальных школ и консерваторий. Однако в основе своей эта система ориентирована на академические жанры, уделяя явно недостаточное место народно-инструментальной музыке, что является следствием:

- существенных недостатков государственной культурной политики,- недооценивающей необходимость постоянной поддержки традиционных форм национальной культуры;

- ориентации средств массовой информации на пропаганду зарубежных, как правило, далеко не лучших, образцов музыкальной эстрады;

- научной неразработанности ряда принципиально важных аспектов технологрш передачи из поколения в поколение лучших образцов народно-инструментального искусства.

С одтюът стороны Р? з ооеткы многие оригинальные исследования Г-Ф-Британова.

других специалистов Корсдно-икструментальной культуры, которые внесли существенный вклад Б разработку многих аспектов этого направления духовкой жизни. Однако эти работы не учитывают ряда новых явлений, затрудняющих дальнейшее развитие каро дно-инструментального исполнительства.

В 90-е годы к приведенным выше недостаткам в пропаганде и организации народно-инструментального творчества прибавилась коммерциализации досугсвой сферы и развал системы клубной художественной самодеятельности. В течение многих десятилетий жители российской глубинки, где более всего сохранились традиции народно-инструментального музицирования, могли бесплатно в музыкальных школах, домах творчества юных или клубных учреждениях обучать своих детей игре на балалайке, домре или баяне. Сегодня это требует значительных денег, которых у них, как правило, нет.

За последние 10 лет из-за отсутствия финансирования прекратили свое существование тысячи самодеятельных оркестров народных инструментов; лишены необходимой финансовой поддержки и всемирно известные государственные оркестры, что грозит потерей исторически сложившихся народных традиций, невосполнимой утратой духовного достояния народов России. И в этой ситуации наиболее реальным и эффективным представляется путь музыкального самообразования, которое при соответствующем научно-методическом обеспечении

может опереться: на возможности домашнего музицирования, как средства духовного наполнения семейного досуга.

Перемещение центра музыкально-эстетического воспитания с учебных заведений и культурно-просветительных учреждений в сферу домашнего досуга детерминировано значительным укреплением материальной базы семейного музицирования и общемировыми тенденциями усиления роли дома в потреблении и воспроизводстве ценностей культуры. Однако успешность этого процесса находится в прямой зависимости от его научной разработанности, от уровня его профессионально-методического обеспечения, от возможности снабдить семью привлекательными и доступными пособиями, которые вызвали бы интерес к народно-инструментальному искусству и потребности Б усвоении его технологии.

На рубеже XIX и XX веков, когда застывшее в своем развитии народно-инструментальное искусство испытывало необходимость в усовершенствовании, преобразовании и реформировании в соответствии с требованиями нового века, В.В.Андреев, Н.И.Белобородов и их сподвижники и последователи нашли оптимальные пути решения возникшей проблемы, внесли в народно-инструментальное творчество живительные инъекции и обеспечили его существенный прогресс. Спустя столетие эта форма духовной активности, наследующая лучшие художественно-этнические традиции россиян, требует дальнейшего обновления и обогащения за счет объективных возможностей формирующегося информационного общества, и магистральный путь решения этой задачи видится во внедрении в практику достижений педагогики музыкального самообразования в сфере досуга.

Глубокое противоречие между объективной потребностью сохранения, возрождения л дальнейшего развития традиционного народно-инструментального искусства как средства национального самовыражения и формы отражения духовных начал, бытования и менталитета россиян и уровнем ее реализации обусловили целесообразность осуществления социально-педагогического теоретико-эмпирического исследования, цель которого - разработка педагогических основ музыкального самообразования в сфере досуга (на примере народно-инструментального творчества).

Різ этой целрх вытекают задачи:

1.Осуществить анализ основных исторически сложившихся и перспективных тенденций развития народно-инструментальной исполнительской культуры и ведущих сфер ее проявления в России.

2. Выявить бытующие формы обучения игре на русских народных инструментах и степень их методического и организационного обеспечения (школы, учебные и наглядные пособия, руководства к обучению, методические рекомендации, самоучители и т.д.).

3.Определить роль и место музыкального самообразования как педагогической системы, обеспечивающей сохранение и возрождение русских национально-культурных традиций.

4.Разработать культурологические и психолого-педагогические требования к учебно-методическим пособиям по самообучению игре на русских народных инструментах.

5.Обосновать принципы классификации моделей учебно-методических пособий для дифференцированных групп, самостоятельно обучающихся игре на народных инструментах.

Объект исследования: различные группы населения, вовлеченные в музыкально-образовательную деятельность в условиях досуга.

Предмет исследования: педагогический процесс формирования музыкально-исполнительской культуры населения в области народно-инструментального творчества посредством самообучения в условиях досуга.

Основные базы исследования: Санкт-Петербургский Дворец творчества юных, дома творчества юных Московского, Петроградского, Невского и Фрунзенского районов, ДК им.Ногина, самодеятельные оркестры народных инструментов в клубных учреждениях Ленинградской, Архангельской, Мурманской, Новгородской и Калининградской областей.

Гипотеза исследования исходила из того, что сохранение и дальнейшее развитие народно-инструментального творчества в современных условиях может быть обеспечено при условии реализации принципиально новой художественно-педагогической концепции, основанной на перенесении центра пропаганды этой формы духовной жизни россиян в сферу семейного досуга и внедрении педагогически стимулируемой методики музыкального самообразования .

Методологической основой исследования послужили:

- философские, культурологические, социально-психологические концепции развития творческих потенций личности (Б.Г.Ананьев, Г.Блумер, В.Л.Дранков, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Н.О.Лосский, Н.Н.Моисеев, Б.Д.Парыгин, А.Роуз, Э.В.Соколов, Г.Стоун, В.А.Ядов и др.);

- современная теория досуга как формы деятельности в свободное время, обеспечивающей рекреацию и дальнейшее развитие личности (М.А.Ариарский, Л.Г.Брылева, Д.М.Генкин, А.Д.Жарков, Т.Г.Кисилева, Ю.Д.Красильников, А.П.Марков, И.А.Новикова, А.А.Сукало, Ю.Д.Стрельцов, Б.А.Титов, В.Е.Триодин и др.);

- положения музыкальной педагогики и психологии о принципах формирования музыкальной культуры различных групп населения

(О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, Н.Я.Брюсова, Д.Б.Кабалевский, С.И.Савшинский, Ю.П.Смирнов, В.А.Разумный, Б.М.Теплов, В.Ф.Чабанный, А.П.Щапов и др.), и специфике восприятия музыки (В.П.Зинченко, А.Г.Костюк, Е.В.Назайкинг.кий, А.Н.Сохор, С.В.Ширин, Б.Л.Яворский и др.).

Исследование строилось на учете опыта достижений Московской (П.И.Нечипоренко), Санкт-Петербургской (А.В.Шалов) и Уральской (Ю.Е.Блинов) школ народно-инструментального исполнительства.

Методика исследования включала:

- теоретический анализ и обобщение философской, культурологической, социологической, социально-психологической, музыкально-педагогической, инструментоведческой литературы, а также работ, связанных с теорией, методикой и организацией обучения в области народно-инструментального исполнительства;

- прямое и опосредованное педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседования, экспертную оценку, изучение объективной документации, формирующий социально-педагогическихі эксперимент ;

- статистическую и качественную обработку результатов исследования .

Методы социально-псимологического, социологического и, в первую очередь, педагогического анализа реализозывались в комплексе и носили взаимообогащающий характер.

Исследования проводились в три этапа.

1 этап (1990-1992 г.) В результате наблюдений, опроса, изучения соответствующей литературы и последующего анализа практики музыкального обучения и самообразования были выявлены проблемы музыкального образования в существующих условиях, определена степень разработки этих проблем.

2 этап (1993-1995 г.). Осуществлялся констатирующий эксперимент с внедрением в практику музыкального обучения на различных базах. Расширялась программа исследования. Обрабатывался и обобщался экспериментальный материал.

3 этап (1996-1997 г.). В ходе эксперимента были: проверены предложенные музыкально-педагогические принципы и методика обучения игре на народных инструментах для различных групп населения, проанализированы и обобщены результаты, дана оценка эффективности исследуемых методик. Разработаны и внедрены рекомендации по совершенствованию музыкально- педагогического процесса Е условиях досуга.

Достоверность исследования подтверждается результатами формирующего социально-педагогического эксперимента, итогами многолетней практической деятельности в области педагогики музыкального образования и самообразования - от ВУЗа до детской музыкальной студии -, тридцатилетним опытом руководства оркестрами народных инструментов, подготовкой, выпуском и общественной экспертизой специальных учебных пособий, а также продолжительностью исследования, его методологической обосно

ванностью, использованием взаимодополняющей системы методов музыкально-педагогического анализа.

Апробация результатов исследования, главным образом, осуществлялась посредством научных и учебно-методических публикаций, отражавших содержание и выводы различных этапов опытно-экспериментальной работы, каждая публикация становилась предметом широких обсуждений со специалистами народно-инструментального творчества и читателями, использовавшими их для самостоятельного освоения методики обучения игре на народных инструментах.

В центре общественного обсуждения были такие публикации, как «Начальное обучение игре на балалайке». - Учебное пособие. «Музыка», 1983. - 118с; Методика начального обучения игре на балалайке. - СПб, Академия культуры, 1995. - 93 с; «Школа-самоучитель игры на балалайке». - СПб, 1998. Части I, II 144с; «Русская народно-инструментальная культура в музыкально-образовательных компьютерных програм-мах»/Интернет: Культура и образование. - СПб, 1998. - с 68-72.

Итоги исследования были изложены автором на научных конференциях в Санкт-Петербурге:

- «Культура в условиях самоуправления и самофинансирования» (1990 г. ) ;

- «Научно-методические проблемы подготовки специалистов в ВУЗах культуры» (1996 г.);

- «Историзм в культуре» (1997);

- «Интернет», культура и образование» (1998) ;

- «Взаимосвязь и преемственность дисциплин специализации «Народные инструменты» (1998 г.)

Научная новизна исследования проявилась в разработке и обосновании принципиальна новой концепции сохранения и дальнейшего развития традиций народно-инструментальной культуры, основанной на использовании духовного потенциала семейного досуга и последовательного музыкального самообразования, опирающегося на общедоступные учебные пособия по методике овладения навыками игры на народных инструментах.

Обоснованные в процессе исследования принципы музыкального самообразования в сфере досуга позволили преодолеть застой в любительском народно-инструментальном искусстве, опереться на технические возможности формирующегося информационного общества и обеспечить социально-психологические и педагогические условия для вовлечения разных групп населения и, в первую очередь, молодежи в досуговое музицирование на русских народных инструментах.

Практическая значимость исследования связана с созданием авторской общедоступной школы игры на русских народных инструментах, в рамках которой каждый, независимо от места жительства может овладеть основами народно-инструментального творчества.

Результаты исследования дают возможность наряду с совершенствованием традиционных учебно-методических пособий (печатных изданий школ, самоучителей, руководств) создавать и внедрять принципиально новые музыкально-образовательные пособия с использованием современных технических средств: аудио, видео, компьютерной техники (дискеты, CD ROM, мультимедиа и пр,), что позволяет поднять на качественно новый уровень и содержание, и формы музыкального образования.

Использование разработанных рекомендаций позволяет расширить контингент населения, вовлеченный в сферу музыкального самообразования, что будет способствовать оптимизации музыкально-образовательного процесса и в конечном итоге повышению музыкальной культуры соответствующих групп населения.

Выводы исследования могут быть использованы в повседневной деятельности авторами музыкальных учебных пособий и разработчиками образовательных программ, работниками системы культурно-досуговых учреждений, преподавателями музыкальных учебных заведений, руководителями музыкально-любительских объединений, а также специалистами, занимающимися вопросами повышения общей и музыкальной культуры населения.

Практическое воплощение музыкально-образовательных принципов и психолого-педагогических рекомендаций, разработанных в процессе исследования, осуществляется в настоящее время в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства и государственной Консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова при чтении автором лекционных курсов «Методика обучения игре на народных инструментах» и «История народно-инструментального исполнительства», а так же посредством многочисленных публикаций, ставших основой музыкального самообразования в сфере семейного досуга.

На защиту выносятся:

1.Художественно-педагогическая концепция сохранения и дальнейшего развития традиционных форм национальной культуры, интегрированных в народно-инструментальной музыке, основанная на перенесении центра пропаганды и внедрения в практику этой формы духовной жизни россиян в сферу семейного досуга.

2.Принципы музыкального самообразования в сфере досуга, исходящие из идеи приоритетности, общедоступности и гуманистической направленности традиционных форм народно-инструментального музицирования.

3.Технология передачи из поколения в поколение лучших образцов народно-инструментального искусства, опирающаяся; на методику педагогически стимулируемого процесса последовательного вовлечения в мир музыки и музыкального творчества и поэтапного овладения умениями и навыками игры на народных инструментах .

4.Модель музыкально-образовательных программ, реализующих объективные возможности «Интернет» и иных достижений видео и компьютерной техники формирующегося информационного общества XXI века.

Диссертация включает в себя введение, две главы (I. Становление и развитие методики обучения игре на народных инструментах. II. Музыкальное самообразование как педагогическая система сохранения и возрождения русских национально-культурных традиций), заключение, список использованной литературы и приложение.

Эволюция русского народно-инструментального исполнительства

Среди непреходящих ценностей отечественной культуры особое место занимает музыкальное и, в частности, народно-инструментальное искусство.

В отличие от песенного народного творчества, давно ставшего предметом тщательного изучения, русская народная инструментальная музыка до сих пор остается мало исследованной областью отечественной историографии. Если исследователи русской песни могут располагать обширной научной, методической, нотной литературой и другими источниками, то возможности народного инструментоведения намного- скромнее. Попытаемся выяснить причины такого состояния.

Сравнение с песенным жанром приведено не случайно. Известно, что в средние века различные виды искусства успешно развивались в большинстве стран Европы под покровительством церкви. При введении в 988 году христианства на Руси православный религиозный обряд заимствовал от Византии формы, основанные на пении, вокале. Не принятая церковью, инструментальная музыка осталась лишь в народном бытовании. Добавим к сказанному еще ряд исторических событий, ставших сдерживающим фактором в развитии народного музыкального творчества: распад Киевской Руси в XII веке и последовавшее затем татаро-монгольское иго, которое почти на три столетия приостановило экономическое и культурное развитие русского государства. Невосполнимый урон народно-инструментальному музыкальному исполнительству нанесло и уничтожение скоморошества в середине XYII столетия. Следует отметить еще одну причину объективного характера: ограниченность функционирования во времени музыкальных инструментов, их недолговечность (максимум - 200 лет) , поскольку основной материал - дерево. К сожалению, до настоящего времени еще не определились единые позиции относительно сущности русской народной инструментальной музыки и перспектив ее развития у ведущих исполнителей, педагогов и методистов, с одной стороны, и известных ученых этноинстру-ментоведов, с другой.

Разночтения начинаются даже при рассмотрении самого понятия «русский народный музыкальный инструмент»1, а отсюда возникает целая цепочка проблем-вопросов, связанная с «народностью» тех или иных инструментов.

Современное отечественное инструментоЕедение рассматривает историю развития инструмента (в том числе и народного) в неразрывной связи с музыкально-исполнительской практикой, с бытованием. Именно с этой принципиальной позиции можно объективно определить причинность эволюции музыкальных инструментов, их становление, развитие, совершенствование одних и исчезновение других.

В связи с этим имеет смысл остановиться на источниках сведений, свидетельств о восточнославянских народных музыкальных инструментах. В инструментоведении источники делятся на три ВИЦ8.: письменные, вещественные и устные.

Письменные. Самым ранним документальным источником, в котором упоминаются музыкальные инструменты восточных славян, является свидетельство византийского историка YII века Феофи-лакта Симокатты о пленении греками в 591 году гонцов прибалтийских славян, при которых находились музыкальные инструменты, названные греками кифарами. Большинство отечественных ин-струментоведов1 едины во мнении, что речь шла о гуслях, поскольку в указанный исторический период они были единственным у славян струнным инструментом. Заметим, что только исполнительство на гуслях, этом древнем самобытном музыкальном инструменте, вошло в историю художественной культуры России в конкретных именах, зафиксированных в дошедших до нас источниках: Боян (древний эпос), былинные герои Соловей Будимирович, Добрыня Никитич...

Древнейший русский письменный памятник - летопись «Повесть временных лет» (1113 г.), составленная, предположительно, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, свидетельствует об использовании на Руси в этот период различных музыкальных инструментов: труб, гуслей, сопелей2, бубнов. Известно, что в последующих летописных сводах XII - XYIII веков повествования начинались в повторения «Повести временных лет», но с привнесенными элементами интерпретации, как отмечает К.Вертков, эти разночтения относительно к перечислению инструментов, позволяют современным исследователям точнее датировать появление в бытовании на Руси музыкальных инструментов. Так в летописи XY века упоминаются накры, аргаи, посви-стель, а в летописи XYI века к ним добавляются еще цевница, сурна1.

Помимо летописей к письменным источникам относятся административные (кормчие книги, грамоты, послания, «памяти», указы) и духовные документы («Слова», «Поучения», «Жития»), а также свидетельства иностранцев, посетивших Россию в разное время и оставивших свои описания жизни россиян.

Вещественные памятники древнерусской музыкальной культуры эти, прежде всего, музыкальные инструменты. Наиболее древние из них были обнаружены во время археологических раскопок в 50 - 60 годы нашего столетия в Древнем Новгороде. В числе этих редких находок имеются: сопели XI и XY веков, гудки XII и XIY веков и гусли крыловидные XIII и XIY веков. Наряду с древними уникальными редкостями инструментоведческая наука располагает инструментами, хранящимися в музейных собраниях и в частных коллекциях. К вещественным относятся также иконографические памятники - иконы, фрески и другие изобразительные материалы (миниатюры, лубки и пр.), содержащие различные изображения музыкальных инструментов.

Состояние и тенденции развития народно-инструментального исполнительства

С самого начала своей работы по совершенствованию русских народных музыкальных инструментов и -их возвращению народу создатель русского народного оркестра В.В.Андреев рассматривал эти инструменты в качестве мощного средства осуществления своего культурно-просветительского плана» Статью «Почему я посвятил свою жизнь усовершенствованию древних музыкальных инструментов русского народа» Андреев завершает следующими словами: «Я приложил все данные мне природой способности, чтобы наилучшим образом показать через посредство моего оркестра все музыкальные достоинства русских народных инструментов , и имел в этом успех. Но мой личный успех совершенно бледнеет перед самой идеей этого большого культурно-просветительного дела, и потому я придаю ему значение не более, как средству для достижения наивысшей цели»х.

В.В.Андреев прекрасно осознавал социальную значимость своей деятельности направленную, прежде всего, на малоимущие, беднейшие слои населения. Во всех своих выступлениях он постоянно подчеркивает доступность в освоении усовершенствованных им инструментов, а через них открывающиеся перспективы формирования музыкальной культуры народа. И говоря о «доступности» Андреев имел в виду не только сравнительно низкие цены на народные инструменты, но и легкость в обучении игре на них: «... чтобы овладеть только тоном на скрипке, т.е. уметь его правильно извлекать смычком, требуется два года ежедневных упражнений. Для изучения грифа и выработки тона на балалайке или домре требуется всего один месяц».

Развитие методики обучения игре на народных инструментах неразрывно связано с исполнительской практикой. Первые инструктивно-методические пособия появились в различные периоды для каждого из инструментов. Так руководства по обучению на 7-струнной гитаре и щипковых (столообразных) гуслях появились еще с конца XYIII в.

Уже первые выступления В.В.Андреева в качестве солиста на балалайке привлекли к нему много энтузиастов народной музыки, жаждущих научиться играть на этом инструменте. Андреев организовал из них «Кружок любителей игры на балалайке». Обучение осуществлялось наглядным методом «с рук» учителя, т.е. следуя принципу «делай как я». Пользуясь терминологией, примененной известным исследователем народно-инструментальной музыки М.И.Имханицким, можно определить этот метод обучения как «основанный на устной традиции», берущий свое начало с древнейших, времен1. Показательно в этом плане выступление «Кружка» на одной из известных «беляевских пятниц» в присутствии Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова, Стасова, где в составе ансамбля на балалайках выступали музыканты-профессионалы виолончелисты М.Вальяно и В.Лидин. Присутствовавший на этом вечере Н.П.Фомин позднее вспоминал: «... Исполнение каждой вещи сопровождалось неизменным одобрением...

Кто-то спросил Андреева: «А где же ноты?» На это Андреев ответил, что участники кружка играют по слуху»".

Понимая ограниченность, примитивность этого метода обучения, Андреев поставил одной из первых своих задач создание пособия по обучению игре на балалайке, что и было осуществлено в 1887 году, когда совместно с издателем П.К.Селиверстовым им была выпущена в свет первая Школа для балалайки . Именно с изданий этой Школы берет свое начало методика обучения игре на балалайке письменной традиции, ставшей основой развития как профессионального, так и прогрессивного любительского исполнительства на русских народных инструментах. Впервые были зафиксированы исполнительские приемы игры и методические рекомендации к их освоению. Кроме этого. Школа Андреева-Селиверстова явилась и первым изданием репертуара для балалайки.

Появление этого пособия-руководства по обучению и самообучению вызвано было и растущим спросом, популярностью балалайки в результате интенсивной концертной деятельности Андреева и, в свою очередь, способствовало дополнительному распространению этого забытого инструмента. Как было отмечено в одной из статей, эта Школа «... вместе с превосходною игрою г. В.В.Андреева воскресила балалайку, начинавшую вымирать»" . Созданию учебных пособий и изданию репертуара для балалайки способствовало также одно из важнейших усовершенствований Андреева - замена подвижных ладовых перетяжек на постоянные врезные металлические ла ы (как у мандолин и гитар).

Стремясь максимально ускорить и углубить процесс распространения в народе усовершенствованных им и его сподвижниками народных инструментов, Андреев открывает классы обучения игре на балалайке в Соляном городке (1887 г.), организовывает «с высочайшего разрешения» балалаечные кружки среди солдат Петербургского гарнизона (1891 г) , открывает «Классы для безвозмездного обучения игре на русских народных инструментах» в Народном доме (1902 г.)/ организовывает «Краткосрочные курсы для подготовки иногородних учителей в качестве руководителей оркестров русских народных инструментов» (1912 г.), по приглашению

Художественное воспитание как предмет музыкальной педагогики

Россия XX прошла большой и тернистый путь развития культуры. Выли на этом пути трагические сбои, наносившие как, к примеру. Пролеткульт, невосполнимый ущерб духовным традициям. Было и стремление в первые годы после победы Октябрьской революции полностью отказаться от своей истории и национальной культуры. Но были и весьма положительные тенденции, которые наиболее точно проявили себя в создании широкой и разветвленной системы художественного образования и воспитания молодежи,

Среди многообразия направлений и областей этой образовательной системы особое место занимает музыкальное образование, развивающееся на основе музыкальной педагогики, и являющейся своего рода «частной» педагогической наукой. Соответственно, предмет рассмотрения музыкальной педагогики - музыкальное воспитание, обучение и образование, представляющее собой комплекс различных сторон педагогической, исполнительской, научной и общественной деятельности.

Имеет смысл уточнить значение понятий «Музыкальное воспитание», «музыкальное образование» и «музыкальное обучение». Музыкальное воспитание осуществляется в период общего воспи тания ребенка как составная часть воспитания культуры и представляет собой целенаправленное формирование и систематическое развитие способности воспринимать музыку, иначе - чувствовать, любить и понимать ее. Музыкальное образование рассматривается как освоение системы знаний, навыков и умений в области музыки осуществляемое в процессе обучения. Таким образом, музыкальное обучение является средством, основным путем получения музыкального образования, которое, соответственно, рассматривается как результат музыкального обучения, Музыкальным самообразованием занимаются представители самых разных категорий (социальных групп) населения. Последовательность обращения к этому средству заполнения досуга, в основном, типична: сначала у индивидуума проявляется интерес к музыке, затем этот интерес получает направленный характер (к конкретной музыке), и вызывает потребность в деятельности. Основным побудительным мотивом к действию является осознанное представление о цели действия, например, практическое овладение музыкальным инструментом, Далее следует поиск, определение средств достижения цели. И здесь на выбор два пути: а) организованное обучение; б) самообучение.

Перестроечные изменения в России, затронувшие в той или иной степени почти все стороны нашей действительности, по существу, не изменили установившейся более полувека назад системы музыкального образования в стране. И, в первую очередь, это относится к профессиональной сфере. Начальное музыкальное образование осуществляется в сети ДМШ на основе единых учебных планов и типовых программ изучаемых дисциплин: индивиду альнсе обучение игре к инструментах, коллективное музицирование, музыкальная грамота, музыкальная литература и др. Основное формирование музыкально-профессиональных навыков непосредственно связано со средним звеном системы - музыкальным училищем. В развитие музыкальной педагогики этого периода известные музыканты, исследователи и педагоги внесли большой вклад, нашедший свое воплощение в различных трудах: учебных пособиях, исследованиях, методических разработках и т.д.

Существующая система музыкального образования соответствует демократичному принципу и профессиональной целесообразности. Каждый выпускник музыкального училища получает возможность для продолжения своего образования в ВУЗе (в консерваториях или приравненных к ним учебных заведениях). Однако, реально это могут осуществить лишь 2-3 из 10 выпускникош МУХ. Естественный профессиональный отбор: при ограниченном количестве бюджетных мест, определяет прием наиболее одаренных из числа абитуриентов. Музыкальная педагогика высшей школы ориентирована на активное развитие творческого потенциала обучающегося, раскрытие и проявление его музыкальной индивидуальности, совершенствования владения исполнительскими навыками и методикой обучения, формирование художественного вкуса, развитие музыкальной эрудиции.

Таким образом, музыкальная педагогика, как наука, определяет и исследует закономерности музыкального обучения на основе которых разрабатываются направления, формы и методы совершенствования музыкального образования. От достижений музыкальной педагогики во многом зависят и развитие профессионального музыкального искусства и рост музыкальной культуры широких масс.

Говоря о музыкальном воспитании и обучении, как предмете музыкальной педагогики, нельзя обойти и существующую сферу детского массового музыкального воспитания, охватывающую дошкольные, школьные и внешкольные учреждения , входящие в систему народного образования. Специальные педагогические училища готозят кадры музыкальных воспитателей для дошкольных учреждений, на ком, в первую очередь, и лежит задача направленного эстетического воспитания, составной частою которых является музыкальное воспитание. На музыкальных занятиях в детских садах музыка используется в сочетании с движением, словом, танцем, игрой. В помощь музыкальным воспитателям выпускается специальная методическая литература, репертуарные сборники песен, танцев, игр и даже партитуры для оркестров простех4ших музыкальных инструментов.

Учебно-методическое обеспечение музыкального самообучения

Объективная тенденция перемещения дентра обучения игре на народных инструментах в сферу семейного досуга предопределили социальный заказ на учебные пособия в помощь самообразованию.

На первый план в музыкально-издательском производстве встает проблема обеспечения российской семьи достаточно качественными учебными пособиями, которые позволили бы в рамках семейного досуга самостоятельно овладевать навыками игры на музыкальных инструментах, в том числе - народных. Пока же, к сожалению, государственные издательства, как и все бюджетные организации, влачат жалкое существование. Издательский рынок почти целиком находится в руках частно-коммерческих структур. Поэтому, если взглянуть на прилавок нотного магазина, то можнсг найти- несколько вариантов ткол и самоучителей для 6-струнной гитары различных авторов и не увидеть пособий для домры, балалайки, в лучшем случае - переиздание старой школы для баяна. Каким же должно быть современное методическое руководство для самообучения? Прежде всего, - достаточно унифицированным, т.е. подходить для различных категорий потребителей, с учетом различий в восприятии, в возрасте, в общей культуре, степени готовности к освоению предлагаемого объема знаний и навыков и т.д.

Самообучение, как и организованное обучение, должно опираться на основные дидактические принципы, как: - систематичность и последовательность; - доступность; - наглядность; - связь теории с практикой; - сознательность и прочность освоения знаний и навыков.

В процессе подготовки освоения учебного пособия для самообучения автору необходимо учитывать общие правила обучения, например: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Ему также следует использовать такие дидактические элементы, как: ознакомление с материалом, обобщение новых знаний, усвоение практических навыков и их закрепление, самопроверка достигнутых результатов на определенных этапах и т.д.

Пособие, для музыкального самообучения должно составляться на основе концепции «развивающего обучения». Причем развитие в широком диапазоне: не только двигательно-исіюлнительские навыки, но и общемузыкальное развитие, включая мелодический, гармонический, тембровый слух, музыкальную память, ритм, осзоение музыкальной грамоты, изучение разнообразного репертуара и т.д. Как это преломляется в пособии? Прежде всего - в системе предлагаемого самообучения, в методике овладения практическими игровыми навыками в сочетании с последовательным освоением музыкально-теоретических знаний, в специально подобранном репертуаре. Подход к решению проблем народно-инструментальной педагогики с позиции развивающего обучения становится более эффективным, если основывается при этом на современных достижениях методики обучения и исполнительской практики. Обучающийся всегда должен получишь ответ не только на вопрос - что нужно? Но и на такие вопросы: как, каким образом, почему?

Современная психология определяя понятия обучения и развития, как неадекватные, рассматривает эти процессы в единстве, в неразрывной связи. Развитие осуществляется вместе с обучением, в процессе приобретения практических навыков и накопления суммы определенных знаний и умений.

Музыкальное развитие в самообразовании может достигать ся в различных формах музыкальной деятельности: систематиче ского прослушивания музыки, изучения теоретических и музы кально-исторических дисциплин. Однако, как указывает педаго гическая психология и как показывает практика подтвержденная С..И.Савшинским, Б.В.Асафьевым; и др., эффективность музыкаль ного развития резко повышается в сочетании с практическим ов ладением исполнительскими навыками на музыкальном инструмен те, особенно при завершающей стадии курса начального обуче НРІЯ, когда музыкальное произведение озвучено «собственноручно», т.е. воспроизведено самим обучающимся. Интенсивность музыкального саморазвития у обучающегося должна нарастать по мере освоения инструмента: это должно быть заложено автором в содержании самоучителя.

Похожие диссертации на Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга (На примере народно-инструментального творчества)