Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий Белинская Олеся Николаевна

Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий
<
Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белинская Олеся Николаевна. Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Белинская Олеся Николаевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/350

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В ситуации жесткой социальной стратификации, кризиса культурной и гражданской идентичности российской молодежи наблюдается динамика двух негативных полюсов в общественном развитии: с одной стороны, это патерналистско-иждивенческие настроения и маргинализация населения (и молодежи в том числе) и, с другой стороны, прагматически-индивидуалистические устремления и резкое обогащение представителей бизнес-структур, куда любой ценой стремится попасть образованная современная молодежь. Это происходит в то время, когда обществу особенно необходимо здоровое, социально-активное население, включая его деловую и ассоциативную активность: создание общественных ассоциаций, объединений, организаций в сфере труда, политики, культуры, досуга, что является решающим фактором роста жизнеспособности российского общества. Эта позитивная тенденция лежит в основе концепции формирования гражданского общества в России, направленной на благополучие, физическое и духовное здоровье населения, и касается молодежи и такой ее прогрессивной части, как студенческая молодежь, поскольку она во многом является будущим российской нации.

Данная тенденция актуализирована в современных условиях новой парадигмой наук социально-гуманитарного цикла, которая характеризуется антропоцентризмом, культуросообразностью и социотехнологическим (проектным) подходом в решении проблем социокультурной сферы, требующих активизации социальных инициатив населения. В последние годы эта проблематика становится предметом исследования в педагогических науках, в теории и практике социально-культурной деятельности.

В современной ситуации социогуманитарными науками за молодежью и ее лидерами признается новая роль органического динамичного субъекта развития общества и культуры. Эта роль выражается в участии молодежи в субкультурных и контркультурных движениях, демонстрирующих миру сложные (как негативные, так и позитивные) образцы социального творчества либо отчуждения личности от общества. В связи с этим проблема воспитания молодежи становится в один ряд с глобальными мировыми проблемами: преодоления локальных военных конфликтов, терроризма, бедности, решения проблем экологии. Данные социальные вызовы актуализируют значимость педагогических исследований социального творчества и самореализации личности, формирования ее лидерских качеств в различных сферах жизнедеятельности, включая такую важнейшую сферу, как досуг и образование.

Особую актуальность в данном проблемном поле приобретает вопрос воспитательного значения досуга студенческой молодежи. С коммерциализацией и вестернизацией сферы досуга в России проблема заполнения свободного времени студенческой молодежи культурными личностно-формирующими занятиями становится особенно значимой. Для студенческой молодежи, являющейся интеллектуальным ресурсом общества, занимающейся энергозатратным умственным трудом, актуализируется проблема досуга не просто как сферы рекреации, а духовно-нравственного развития личности. Это происходит в силу того, что с массовой кибернизацией информационно-коммуникативного пространства, а также распространением стереотипов массовой культуры у студенческой молодежи снижается возможность духовного развития и в процессе учебы, и в процессе неорганизованного досуга.

На фоне кризисных тенденций социокультурного развития студенческой молодежи, являющейся в определенной своей части будущей предпринимательской, художественной, технической и управленческой элитой общества, актуализируется роль педагогических социально-культурных технологий. Они развиваются в двух направлениях: в сфере образования молодежи и ее досуга. В сфере образования данные технологии направлены на обучение студенческой молодежи проектированию и продвижению своих проектных социальных инициатив на основе общественно-государственной концепции гражданского образования студенческой молодежи. Эта концепция находится в стадии формирования, базой для ее экспериментальной проверки и реализации становятся учреждения основного, среднего специального и высшего образования, а также некоммерческие общественные организации (НКО).

Они работают с студенческой молодежью в сфере досуга и действуют на основе партнерства со специалистами по воспитательной работе вузов. В высших учебных заведениях разрабатываются и реализуются концепции, программы, планы воспитательной работы, ориентированные на индивидуально-личностный подход, развитие социальной активности и норм ответственного гражданского поведения студенческой молодежи в рамках возрождения деятельности студсоветов как эффективных органов студенческого самоуправления.

Концепция гражданского образования разрабатывается также специалистами управления образованием, воспитанием, культурой с учетом изменения приоритетов государственной молодежной политики, направленной в современной ситуации на воспитание и поддержку социально ответственной молодежи, умеющей распоряжаться результатами своего труда, заботиться о своем благополучии и, в случае необходимости, помочь социально незащищенным людям, а также внести вклад в экологию и культуру места своего проживания, что составляет основу социально-творческой деятельности.

Педагогические социально-культурные технологии и в сфере образования, и в сфере досуга студенческой молодежи направлены на преодоление противоречия общественного развития, которое заключается в том, что обществу и на современном этапе, и в перспективе нужны не просто квалифицированные интеллектуально-управленческие ресурсы, а высоко нравственные люди, которым можно доверить развитие науки, культуры и производства, без опасения оказаться беспомощными перед возможными необратимыми последствиями мировых катастроф. В связи с вышеизложенным тема данного исследования представляется актуальной. Ее актуальность обоснована потребностью поиска педагогических путей и современных способов для привлечения студенческой молодежи к социальному творчеству в сфере досуга.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга средствами проектных технологий не являлось предметом специального изучения в теории, методике и организации социально-культурной деятельности. В то же время существует значительное количество фундаментальных трудов, освещающих положения об активной сущности и развитии человеческой деятельности, о такой ее качественной характеристике, как творчество
(Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев и др.).

Возрастающая роль индивидуально-личностного подхода к формированию студентов как будущих специалистов, являющихся интеллектуально-нравственным ресурсом общества, усиление доминанты их творческого развития в системе внеучебной воспитательной работы вузов и ссузов нашли свое отражение в работах В.С. Безруковой, В.С. Кагерманьян, М.В. Кларина, А.В. Сиволапова, А.В. Соколова, Л.Б. Четыровой и др.

Теоретическому осмыслению проблемы развития досуговой и социально-творческой инициативной деятельности вообще и соответствующей деятельности молодежи, студентов и их лидеров в исторической ретроспективе и в современных условиях посвящены работы М.Г. Валитова, В.В. Кононова, Б.К. Лисина, В.В. Розанова, В.Н. Рыбакова, Е.И. Смирновой, В.В. Туева, Ю.А. Харина, Н.Н. Ярошенко и др.

Педагогические и социокультурные проблемы неформальных молодежных движений как двуполюсной формы социального творчества и деструктивного досугового поведения молодежи на современном этапе отражены в исследованиях Е.М. Бакштейна, С.В. Косарецкой, А.П. Маркова, Н.Ю. Синягиной, Е.М. Шапинской, Т.Б. Щепанской и др.

Особое значение для данного исследования имеют труды по проблеме разработки и реализации технологий социально-культурной деятельности, по социокультурному проектированию, понимаемому как прогностическое действие, ориентированное на достижение желаемого социально и личностно-значимого результата. Это работы С.Б. Брижатовой, Е.И. Григорьевой, В.И. Курбатова, А.П. Маркова, В.И. Слободчикова, В.В. Туева и др.

Анализ литературы позволил выявить следующие противоречия, касающиеся процесса развития социального творчества студенческой молодежи:

  1. Между возросшей потребностью сферы образования и досуга, нуждающейся в студенческой молодежи с оптимальным уровнем социального творчества и недостаточной теоретико-методологической разработанностью проблемы оптимизации процесса развития социального творчества студенческой молодежи как альтернативы кризисным явлениям в обществе.

  2. Между осознанием педагогических противоречий неорганизованного досуга молодежи, преимущественно связанного с потреблением виртуальной продукции информационных сетей, массовой культуры развлекательно-зрелищного типа, и недостаточной разработанностью педагогических технологий организации позитивного досуга студентов, ориентированного на социальное творчество, направленное на формирование ответственного гражданского поведения.

  3. Между необходимостью оптимизации процесса развития социального творчества студентов вуза культуры и искусств в сфере организованного досуга в системе внеучебной воспитательной работы и недостаточной разработанностью новых педагогических подходов к решению этой проблемы в теории и практике социально-культурной деятельности.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему, заключающуюся в поиске новых педагогических путей и способов развития социального творчества студенческой молодежи в процессе ее позитивной деятельности в сфере досуга.

Проблема определила тему исследования: «Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогический потенциал проектных технологий в процессе развития социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга.

Объект исследования – социальное творчество как качественная характеристика развития социокультурной сферы общества и деятельности личности.

Предмет исследования – педагогический процесс развития социального творчества студенческой молодежи на основе проектных технологий в сфере досуга.

В процессе исследования выдвинута гипотеза, основанная на том, что развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга зависит от комплекса предположений, включающих:

осмысление сущности, специфики и педагогических противоречий развития социального творчества молодежи в сфере культуры и досуга в исторической ретроспективе и в современной ситуации;

рассмотрение студенческой молодежи и ее лидеров как социально-демогра-фической группы общества, способной к развитию оптимального уровня ее социального творчества, ориентированного на создание общественных организаций, формирований, объединений на основе принципа самоуправления;

трактовку проектных технологий как педагогически адекватного способа развития социального творчества студенческой молодежи в сфере ее организованного досуга в условиях вуза;

повышение уровня развития социального творчества студенческой молодежи и ее лидеров в системе внеучебной воспитательной работы в вузе на основе моделирования и экспериментальной апробации этого процесса в вузе и муниципальном социуме.

Гипотеза определила задачи исследования:

  1. Выявить сущность и специфику развития социального творчества молодежи в учреждениях культуры и досуга в контексте историко-теоретического анализа.

  2. Исследовать развитие социального творчества современной студенческой молодежи в условиях досуга, осуществляемое средствами проектных технологий.

  3. Разработать теоретическую кольцевую модель развития социального творчества студенческой молодежи в системе внеучебной воспитательной работы вуза и в социально-культурной сфере, системообразующим элементом которой является вузовский орган студенческого самоуправления.

  4. Проанализировать педагогический процесс разработки социально-творче-ского оргпроекта по формированию органа студенческого самоуправления вуза культуры и искусств с целью оптимизации субъектности инициативной группы проекта.

  5. Систематизировать условия, принципы и оценочно-диагностические результаты технологии реализации оргпроекта в вузе и развития социально-творческих проектных инициатив студентов в муниципальном социуме.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют:

на философском уровне: философский и социально-философский смысл понятий «творчество» и «развитие» (Н.А. Бердяев, М.С. Каган, В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов);

на общенаучном уровне: идея циклического развития культуры, основанного на маятниковой инверсии культурно-ментальных традиций российского общества, которые влияют на динамику социальных инициатив (Н.А. Хренов); идея об определяющей роли человеческого потенциала в современном трансформационном процессе (Т.И. Заславская); идея циклического развития социальных новшеств (А.И. Пригожин); исследования когнитивной, ценностно-мотивационной и деятельностной сфер развития личности как теоретической и квалиметрической основы опытно-экспериментальной работы (А.Н. Леонтьев, И.К. Шалаев, Н.И. Шевандрин и др.); положения о роли и типологии лидеров в малой группе (Г.М. Андреева, Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, М.М. Рыжак);

на конкретно-научном уровне: идея о полипарадигмальной сущности социально-культурной деятельности (Н.Н. Ярошенко); о ее творческой сущности
(Е.И. Смирнова, В.Е. Триодин, Э.В. Соколов, А.В. Соколов); методологические подходы к современным технологиям социально-культурной деятельности (Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Г.Н. Новикова); идея о родовых методах социально-культурного проектирования, определяющих концепцию и структуру проекта (М.И. Долженкова, Г.М. Бирженюк, Ю.Д. Красильников,
А.П. Марков,); комплексная теоретическая модель досуга Ю.А. Стрельцова; идея об амбивалентности досуга, порождающая педагогические проблемы в сфере организации досуга, в том числе – досуга студентов (Г.В. Оленина); идеи динамики инициативного клуба (Д.М. Генкин, В.В. Туев);

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования. Это теоретические методы, включающие анализ философско-культурологической, социально-педагогической, социологической литературы и литературы по социально-культурной деятельности отечественных и зарубежных авторов. Эмпирические методы, куда вошли содержательный и формализованный анализ документов; анкетирование; педагогическое моделирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, оценочно-диагностиче-ский этапы).

Базы исследования. Информационная база исследования представлена анализом законов РФ «Об образовании» (1996 г.), «Об общественных объединениях» (1995 г.),
«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.), государственных и муниципальных целевых комплексных программ «Молодежь России (2006-2010 гг.)», «Молодежь Барнаула (2005-2010 гг.)», межведомственной программы «Студенчество России (2004-2008 гг.)», «Рекомендаций по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования» (2002 г.), «Примерного положения об органе студенческого самоуправления образовательного учреждения высшего профессионального образования» (2005 г.) и др.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования явилась Алтайская государственная академия культуры и искусств (АлтГАКИ), где в процессе педагогического эксперимента на проектной основе в системе внеучебной воспитательной работы был создан орган студенческого самоуправления – Студсовет АлтГАКИ;
в эксперименте принимали участие руководители студенческого самоуправления трех крупнейших вузов г. Барнаула (Алтайского государственного университета, Алтайского государственного технического университета, Алтайского государственного аграрного университета»), а также специалисты муниципального комитета по делам молодежи, культуре, физкультуре и спорту г. Барнаула и краевой общественной организации «Поддержка общественных инициатив»; были использованы результаты эмпирического исследования, выборка которого составила 459 человек. Кроме того, для замера уровня развития социального творчества лидеров были сформированы три экспериментальных (30 человек) и контрольная (10 человек) группы.

Основные этапы исследования осуществлялись с 2003 г. по 2009 г.:

Первый этап (2003–2004 гг.) – поисково-аналитический: историко-теоретиче-ский анализ проблемы развития социального творчества молодёжи и студенческой молодёжи; изучение философской, социологической, культурологической, педагогической литературы по выявлению сущности и специфики социального творчества молодёжи в сфере досуга; разработка программы эксперимента, выбор инструментария и методики исследования.

Второй этап (2004–2005 гг.) – констатирующий: разработка теоретических основ кольцевой модели развития социального творчества студенческой молодежи в социально-культурной сфере, определение компонентов, критериев и уровней сформированности социального творчества личности; осуществление пилотажного социологического исследования на базе Алтайской государственной академии культуры и искусств с целью диагностики развития социального творчества студентов и их лидеров.

Третий этап (2005–2009 гг.) – опытно-экспериментальный, завершающий: разработка и реализация социально-творческого оргпроекта формирования органа студенческого самоуправления в вузе, обработка полученных данных, осмысление и обобщение результатов работы, формулирование выводов, методических рекомендаций.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

расширено педагогическое знание о инновационно-преобразовательной сущности социального творчества молодежи, ориентированного на улучшение качества социокультурной сферы общества, даны характеристики такого ее уровня, как социально-творческая деятельность студенческой молодежи и ее лидеров в сфере досуга, отличающаяся относительной новизной результата и предполагающая саморазвитие личности с учетом сущностных принципов досуга; доказано, что специфика развития социального творчества студентов связана с необходимостью его проектной разработки, что повышает качество и вероятность реализации социально-творческих инициатив в динамичных и противоречивых процессах развития общества, культуры, государства;

изучено развитие социального творчества современной студенческой молодежи в условиях досуга средствами проектных технологий, определено, что данные технологии в организации социального творчества необходимы потому, что они позволяют разработать организационно-педагогические параметры процесса реализации социальной инициативы; позитивно влияют на развитие социального творчества участников проектного процесса по трем компонентам личностного развития: мотивационному, когнитивному, деятельностно-волевому;

разработана теоретическая кольцевая модель развития социального творчества студенческой молодежи в системе внеучебной воспитательной работы вуза и в социально-культурной сфере, которая показывает главные системно-структурные элементы и их динамику в педагогическом процессе развития социального творчества в социокультурном пространстве и определяет необходимость создания в вузе организационной базы для реализации социальных инициатив студентов в форме единого координирующего органа студенческого самоуправления – Студсовета; проектная разработка формирования Студсовета и реализация данного оргпроекта лидерами вуза является основным педагогическим условием развития социального творчества студентов вуза и его лидерского актива;

проанализирован педагогический процесс разработки социально-творческого оргпроекта формирования органа студенческого самоуправления (Студсовета) в вузе, цель которого оптимизация субъектности его инициативной группы (студентов-лидеров); установлено, что пять родовых методов технологизации (проблематизация, сегментирование, категоризация, референтация, позиционирование) позволяют корректно разработать концепцию, структуру проекта, привлечь экспертов и партнеров, мотивировать, обучить основам проектирования, сплотить студентов-лидеров оргпроекта как главную движущую силу его разработки, реализации и инициаторов реализации собственных социально-творческих проектов муниципального уровня;

систематизированы количественные и качественные педагогические результаты технологии реализации оргпроекта в вузе и развития социально-творческих проектных инициатив студентов в муниципальном социуме; доказано, что, разрабатывая данную технологию, необходимо учитывать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия этого процесса, а также принципы последовательного роста и поэтапного расширения социокультурного пространства инициативы.

Теоретическая значимость заключается в том, что в исследовании:

дополнена теория социально-культурной деятельности на основе авторского определения социального творчества личности, которое характеризуется ее устойчивыми социальными интересами и потребностями, личной инициативой, преобладанием альтруистической мотивации, готовностью нести ответственность за инициируемые социально значимые акции, доминирующей склонностью к социальным инновациям, высоким уровнем проектных, организаторских и коммуникативных знаний и умений, индивидуальным стилем организаторской работы; это определение положено в основу таблицы критериев развития социального творчества личности;

дано понятие «социальное творчество в широком и узком значении»; в широком значении социальное творчество реализуется в сфере деятельности формализованных и неформальных объединений, организаций, ориентированных на научно-просветительную, экологическую, физкультурно-оздоровительную деятельность,
а также – деятельность на основе любительских интересов и художественно-творческую деятельность. В узком значении социальное творчество на формализованной и неформальной основах реализует социально-культурные инициативы и движения в форме инициативных клубов, объединений, ориентированных на решение политических, экологических, социально-защитных, национально-культурных и культурозащитных проблем.

определены и проверены уровни и критерии оценки развития социального творчества личности как формируемого качества деятельности студентов, содержанием которых являются показатели сформированности социального творчества по каждой из трех сфер развития личности (мотивационной, когнитивной, деятельностно-волевой) и четыре уровня замера социального творчества по стобалльной шкале (оптимальный, допустимый, критический и недопустимый).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и положения адресованы педагогическому корпусу учреждений высшего профессионального образования, специалистам воспитательной работы вузов и ссузов, специалистам учреждений культуры и досуга, способствующим внедрению социально-культурного проектирования в учебный процесс и досуговую деятельность студенческой молодежи.

Эти выводы могут быть использованы представителями государственной власти, социально ответственного бизнеса, управления культурой, органами местного самоуправления для оформления государственного и муниципального заказов на проектные разработки студентов, для активизации конкурсов грантовых социально-творческих проектов всех уровней в реальном и медиаформате; для создания региональных, муниципальных «банков данных», содержащих сведения о вузовской молодежи, имеющей положительный опыт участия в данных конкурсах, с целью формирования потенциального кадрового резерва в сфере управления образованием, культурой, досугом, для мониторинга информации о социально-творческой деятельности молодежи с целью оптимизации молодежной политики.

Материалы диссертации могут быть актуальны на обучающих семинарах для студентов, на курсах повышения квалификации для педагогов по социально-творческому проектированию и коммуникационному продвижению своих проектных инициатив.

Выводы диссертационного исследования могут быть использованы некоммерческими общественными организациями (НКО) для привлечения молодежи с оптимальным уровнем социально-творческих проектных умений, с целью использования ее как волонтеров в проектировании и реализации социально-значимых инновационных проектов на муниципальном, межрегиональном, всероссийском и международных уровнях.

Основные результаты исследования могут быть применены средствами массовой информации (СМИ) для освещения позитивного опыта проектной деятельности студенческой молодежи в сфере образования и досуга, для информационной поддержки оригинальных социально-творческих проектов студенческой молодежи.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, взаимосвязью теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам, предмету и логике исследования; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы и ее подтверждением; репрезентативностью материалов, подтвержденных социологическими и статистическими достоверными данными.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Сущность социального творчества (СТ) молодежи в сфере досуга понимается как активное отношение молодых людей к миру, их способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества и в силу возрастных и личностных стремлений молодежи к креативу и инновациям; проявляется в социально-творческой деятельности, характеризующейся в сфере досуга свободой ее выбора, позитивной общественной направленностью, духовно мотивированной личной инициативой, интересом, и достаточно высоким качеством инновационных, самостоятельных организаторских действий, направленных на проектирование и реализацию инициативы в форме социально значимых акций, объединений, организаций, движений; специфика развития социально-творческой деятельности студенческой молодежи состоит в том, что в современных условиях такая деятельность не может быть успешно реализована без ее проектной разработки, что требует обучения лидеров студенческой молодежи основам проектирования социальных инициатив в сфере организованного досуга в системе внеучебной воспитательной работы вуза, а также учета влияния на динамику социального творчества культурно-ментальных традиций, смены политических режимов общества и циклического характера эволюции социальных новшеств на этапе реализации социально-творческого проекта.

  2. Социальное творчество (СТ) студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектно-технологического подхода необходимо обществу потому, что оно позитивно изменяет качество социально-культурной сферы и развивает социально востребованные личностные качества лидеров и участников этого процесса. Включение студенческой молодежи в организационно-педагогический процесс проектирования социально-творческих инициатив в сфере организованного досуга в вузе позволяет квалифицированно руководить процессом развития социального творчества студентов с учетом этапов, уровней и критериев сформированности социального творчества как интегративной характеристики деятельности личности, стимулировать мотивацию студентов, оптимизировать их субъектную позицию в качестве проектировщиков и реализаторов своих социально-творческих инициатив.

  3. Теоретическая кольцевая модель развития СТ студенческой молодежи на базе вуза и в условиях социокультурной сферы (СКС) сегментирует пространство распространения социально-творческих проектных инициатив студенческой молодежи, показывает взаимодействие по принципу партнерства внешних и внутренних субъектов этого процесса, определяет механизмы, масштабы этой деятельности (от внутривузовского до федерального). Системообразующим элементом модели является орган студенческого самоуправления (Студсовет) вуза как внутренний субъект и как школа лидеров СТ в вузе и за его пределами. Студсовет является, в свою очередь, элементом системы внеучебной воспитательной работы вуза. Модель показывает конкретные механизмы, с помощью которых к социально-творческой проектной деятельности в СКС привлекаются лидеры студенческой молодежи. Кольцевая модель определяет не только направление развития СТ, но и разные функции субъектов социально-творческой деятельности в СКС в этом процессе в параметрах: инициирование – управление – координация – стимулирование мотивации участников СТ; дает представления о том, что только одновременные действия субъектов модели и реализация их функций в конкретном социально-культурном пространстве обеспечивают качество социально-творческих преобразований, стимулируют развитие проектных социально-творческих инициатив студенческой молодежи и ее лидеров.

  4. Исследование процесса разработки и реализации социально-творческого оргпроекта доказывает, что педагогическая логика усиления субъектной позиции студенческой молодежи, участвующей в этом процессе, заключается в том, что необходимо: 1) изучить отношение молодежи к социальным инициативам, сформировать инициативную группу (ИГ) лидеров; используя диалогические и игровые формы СКД, обучить ее навыкам проектирования инициативы в теоретическом варианте;
    2) параллельно включить ИГ в реализацию существующих социально-творческих проектов (в нашем случае – это были локальный оргпроект «Формирование Студсовета АлтГАКИ»), на основе партнерского взаимодействия различных заинтересованных структур локального и муниципального социума; 3) управляя мотивацией и расширяя социально-культурное пространство инициативы, следует закрепить опыт лидеров, поручив им самостоятельную разработку и реализацию социально значимых проектов (в нашем случае это был муниципальный пиар-проект «Весенняя неделя добра в АлтГАКИ»), а затем обеспечить инициирование, разработку и реализацию студенческой молодежью собственных проектов социально-творческой направленности на основе создания ситуаций личного успеха, публичного признания достижений молодых проектировщиков. Комплекс этих воздействий способствует тому, что студенческая молодежь, реализуя свои инициативы на проектной основе и спланированной ресурсной базе, становится субъектом социокультурного проектирования, проявляет свое ответственное гражданское поведение.

  5. Качественные результаты педагогического эксперимента позволяют утверждать, что в ситуации кризиса культурной и гражданской идентичности молодого поколения современную студенческую молодежь следует обучать социально-творческой деятельности, соединяя передачу знаний по социокультурному проектированию данной деятельности с погружением молодежи в реальную ситуацию реализации социально значимых проектов, где существует определенный технологический цикл. Занимаясь технологией реализации социально-творческих проектов студенческой молодежи, необходимо учитывать организационно-педагогические и психолого-педагогические условия этого процесса. Психолого-педагогические условия определяют необходимость опираться на возрастные особенности молодежной аудитории. Формируя инициативную группу проекта, следует ориентироваться на стремление молодежи, с одной стороны, идентифицировать себя с группой единомышленников, работать в команде, с другой, – учитывать желание у молодежи личного успеха, возрастное стремление к креативу, новому, необычному в аспекте формирования у студентов лидерских качеств и навыков. Именно лидеры вуза демонстрируют образцы позитивного досугового поведения, поскольку являются человеческим капиталом процесса развития СТ, инициаторами, проектировщиками и реализаторами разноуровневых социально-творческих проектов. Организационно-педагогические условия и принципы последовательного роста и поэтапного развития социальной инициативы студенческой молодежи в социокультурном пространстве позволяют формировать тенденцию укрупнения масштабов организованной социально-творческой деятельности молодежи, о чем свидетельствуют количественные результаты педагогического эксперимента. Они же подтверждают идею об адекватности проектно-технологи-ческого подхода задаче развития социального творчества студенческой молодежи.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на всероссийских научных конференциях «Совершенствование системы управления организациями культуры и искусства: опыт, проблемы, инновации» (Тамбов, 2008 г.), «Сохранение и развитие русской культуры: семья, язык, общество» (Омск, 2008 г.), на региональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Социально-культурная деятельность в пространстве Западно-Сибирского региона: традиции и новации» (Барнаул, 2009 г.), а также в педагогической деятельности соискателя при разработке авторских курсов «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Организация анимационных акций».

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в 8-ми публикациях автора общим объемом 3,2 п.л. в научных журналах «Вестник МГУКИ», «Мир науки, культуры, образования», «Ученые записки АлтГАКИ», 2 из которых изданы в научных рецензируемых журналах ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 235-ти наименований, 3-х приложений, 8-ми таблиц, 4-х схем, 2-х рисунков, 9-ти диаграмм.

Похожие диссертации на Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий