Введение к работе
Актуальность исследования. В современной социальной ситуации, когда в России стабилизировались экономические процессы, был сделан необходимый обществу поворот к культурному развитию нового государства, основанного на системе общечеловеческих ценностей, преданных забвению в определенные исторические периоды. Сегодня в культурных процессах устойчиво просматривается тенденция обращения народов России к своему историческому прошлому, истокам самобытности, преемственности их развития. Россия была и остается уникальным полиэтническим государством, в котором обеспечивались сохранение, взаимообмен, взаимообогащение культурных традиций. В этом культурном синтезе сформировалась особая культурная идентичность, ориентированная на традиции народной культуры, понимающая и уважающая культуры других народов.
Культурно-политическая значимость рассматриваемого вопроса подтверждается обращением главы государства В.В. Путина к представителям различных политических течений в дискуссии о российской идентичности. В своем обращении президент России заявил, что страна не может двигаться вперед без культурного и духовного самоопределения. При этом ей не подходит как идеология советского времени, монархизм и фундаментальный консерватизм дореволюционной России, так и западный ультралиберализм. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема культурной идентичности как всей страны, так и каждой личности.
Намеченная сегодня стратегия культурной политики государства подготовлена целым рядом политических заявлений и правительственных документов. Разработана Федеральная целевая программа «Культура России» (2012 – 2018 годы), согласно которой 2014 год объявлен в России «Годом культуры», создаются российские и международные фонды поддержки культуры. ЮНЕСКО, СИОФФ, ИНСИТА в документах «О культурном разнообразии», Конвенции о сохранении нематериального культурного наследия, «Рекомендации по поддержке и сохранению фольклора» обращаются к государствам с призывом об оказании содействия народной культуре, фольклору.
Фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Воспроизводимая в фольклоре посредством слова, музыки, действия картина мира, задает подрастающему поколению ориентиры в окружающем его культурном пространстве, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом. На наш взгляд, фольклорные творческие объединения являются одними из немногих носителей, распространителей культурных традиций. Эти творческие коллективы приобщают подрастающее поколение к преемственному развитию культурной идентичности полиэтнического российского общества, в котором Республика Татарстан является примером толерантности и межнационального взаимодействия самобытных культур.
Степень разработанности проблемы. Сложности социально-культурного развития в современный период не снизили научного интереса к проблемам культурной идентичности, традиционной культуре. Данные проблемы изучались большим кругом ученых в области философии, педагогики, психологии, культурологии, искусствоведения, социально-культурной деятельности:
- философские идеи о роли народной культуры в духовном совершенствовании человека, о ценности и самобытности культурных традиций разных народов: Н.А.Бердяев, Л.Н.Гумилев, В.В.Зеньковский, М.С.Каган, П.Ф.Каптерев, Д.С.Лихачев, К.Д.Ушинский и др.;
- проблемы идентичности, культурной идентичности, идентификации: А.Н.Аринин, В.М.Михеев, Г.У.Солдатова, З.Фрейд, А.С.Хомяков, Э.Эриксон, К.Л.Япринцева;
- разработки народной художественной культуры, народной педагогики и музыкального образования: Э.Б.Абдуллин, Т.И.Бакланова, Г.Н.Волков, А.С.Каргин, Л.И.Михайлова, О.П.Радынова и др.;
- исследование воспитательной роли детского фольклора: Г.С.Виноградов, О.И.Капица, С.М.Лойтер, М.Н.Мельников, Г.М.Науменко;
- методологические исследования социально-культурной деятельности: А.А.Ариарский, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.В.Туев, Н.Н.Ярошенко и др.;
- разработки педагогических технологий: П.Р.Атутов, В.П.Беспалько, М.В.Кларин, В.М.Монархов, В.Ю.Питюков, Г.К.Селевко, В.В.Юдин и др.;
- разработка технологий социально-культурной деятельности: Е.И.Григорьева, А.А.Жаркова, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Г.Н.Новикова и др.;
- исследования, посвященные педагогическому потенциалу культурно-досуговой деятельности: Л.С.Жаркова, М.С.Максютин, Р.Г.Салахутдинов, П.П.Терехов, Р.И.Турханова, Д.В.Шамсутдинова, Н.Н.Ярошенко и др.
Автором были изучены и обобщены научные исследования, касающиеся культурной идентичности, этнокультурных традиций, технологий социально-культурной деятельности, представленных в кандидатских и докторских диссертациях Е.Г.Борониной, А.Ю.Быстровой, А.Р.Еникеевой, Т.С.Есаян, И.Г.Ивановой, Е.И.Казаковой, Л.А.Нагорновой, О.Ю.Остапчук, Е.А.Соловьевой, А.Н.Чуксина, О.С.Щербаковой, З.М.Явгильдиной и др.
Анализ философских, психолого-педагогических, социологических, культурологических и искусствоведческих исследований свидетельствует о достаточно пристальном внимании современной науки к различным аспектам культурной идентичности как качеству личности и социально-педагогическому процессу ее развития в поликультурной общности России. Однако культурная идентичность как педагогический процесс интеграции личности в традиционную художественную среду социально-культурного творчества не исследовалась.
Не достаточно изучены и определены место и роль фольклорных форм художественной деятельности детей и молодежи в условиях полиэтнических регионов России. Не выявлены содержание и технологии интеграции традиционных форм фольклорного творчества в систему современной организации досуговой социально-культурной деятельности.
Теоретический анализ исследований и изучение состояния культурной идентичности детей в коллективах традиционного фольклорного творчества позволили обнаружить следующие противоречия:
- между возросшей в современных условиях значимостью развития традиционной российской идентичности молодого поколения и его ориентацией на образцы массовой культуры;
- между актуальной необходимостью преемственного развития традиционной российской культуры и отсутствием действенных механизмов его обеспечения в условиях культурно-досуговой среды;
- между значительно развивающим потенциалом фольклорных форм художественной деятельности и слабой теоретико-методической базой его организации и использования в социально-культурной деятельности;
- между востребованностью современной практики эффективного содержания и действенностью технологий развития культурной идентичности детей в условиях социально-культурной деятельности и недостаточной разработанностью адекватного научно-методического обеспечения.
На основании выявленных противоречий обозначена проблема исследования, заключающаяся в обосновании эффективной технологии развития культурной идентичности детей в досуговых видах фольклорного творчества.
В соответствии с обозначенной проблемой была определена тема исследования: «Технология развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии развития культурной идентичности детей и условия ее реализации в фольклорном коллективе.
Объект исследования: процесс развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.
Предмет исследования: педагогические условия и технология развития культурной идентичности детей.
Гипотеза исследования: эффективное развитие культурной идентичности детей будет обеспечиваться, если:
- феномен культурной идентичности рассматривать в качестве основания диагностического целеполагания, выбора и структурирования содержания адекватного закономерностям культурной идентичности;
- творческий процесс в фольклорном коллективе интегрирует в художественной деятельности поисковые, сравнительные, оценочные, идентификационные, преобразовательные и исполнительские действия детей;
- педагогическими условиями являются: развивающая фольклорная среда; систематическое обогащение содержания репертуара, представленного как этнографический подлинник в его региональной специфике; ценностно-ориентационное единство фольклорного коллектива; творческая самореализация, стимулирующая активность детей в процессе приобщения и воссоздания духовных ценностей фольклора.
Цель, объект, предмет и сформулированная гипотеза позволили определить задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа объекта и предмета исследования определить сущность, состав, структуру и особенности феномена культурной идентичности.
2. Обосновать педагогический потенциал технологий социально-культурной деятельности в развитии культурной идентичности детей.
3. Разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение и выявить условия реализации технологии развития культурной идентичности детей.
4. Разработать и апробировать модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.
Методы исследования, использованные в работе: теоретические – анализ, синтез, сравнение философских, педагогических, психологических, социологических, эстетических, музыкальных, фольклористических и научно-литературных источников по теме исследования; изучение и анализ педагогического опыта работы, учебных программ, планов занятий с фольклорными ансамблями; моделирование; эмпирических – опрос, наблюдение, тестирование, ранжирование; педагогического проектирования; констатирующий и формирующий эксперимент.
Экспериментальной базой по внедрению модели развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе явилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №20» Приволжского района г. Казани.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2006-2010гг.) в процессе теоретического осмысления темы была изучена литература по философии, педагогике, психологии, социально-культурной деятельности; выявлялось современное состояние культурной идентичности детей. Исследовался фольклорно-этнографический материал русских сёл Республики Татарстан, анализировался опыт участников, полученный в экспедициях. Было осуществлено осмысление цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалась модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, критерии развития культурной идентичности детей.
На втором этапе (2010-2012гг.) проводился формирующий эксперимент, связанный с проверкой гипотезы в практической деятельности фольклорного коллектива «Млада» (г. Казань), в деятельность которого была внедрена модель развития культурной идентичности детей; апробирована авторская программа «Мир фольклора»; проверялось и уточнялось содержание развития культурной идентичности.
На третьем этапе (2012-2013гг.) проводился контрольный эксперимент, обобщались полученные результаты, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, осуществлялось оформление диссертации, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «культурная идентичность» - осознание своего «я» как субъекта культуры, которое связано с устойчивым включением личности в смысловые концентры культуры с их языковыми формами, традициями, ценностями, ориентирами поведения, выявлены его сущность, состав и структура;
- определены методологические основания технологии, обеспечивающие целостность развития культурной идентичности детей;
- выявлены адекватные фольклорным формам художественной деятельности технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, особенности содержания, представленного ценностным, личностным, деятельностным компонентами;
- обоснована и разработана технология, обеспечивающая эффективное развитие культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, включающая исходные методологические основания, исследуемые результаты развития детей, диагностически определяемые цели и содержание; поисковые, сравнительные, оценочные, идентификационные, преобразовательные и исполнительские действия детей и ее методическое обеспечение;
- разработана модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, в структуру которой входят диагностически определяемые цели, адекватное содержание, целостная организация методов, средств, форм фольклорного творчества, педагогические условия эффективной реализации технологии развития культурной идентичности детей;
- разработана и экспериментально проверена технологическая карта четырех модуле организации деятельности фольклорного коллектива: фольклорные занятия; фольклорные экспедиции; вечорки; народные праздники, выступления, систематизирующие последовательность технологического процесса;
- выявлены, обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия реализации технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, которые обеспечивают организацию развивающей фольклорной среды; систематическое обогащение содержания репертуара, представленного как этнографический подлинник в его региональной специфике; ценностно-ориентационное единство фольклорного коллектива; творческую самореализацию, стимулирующую активность детей в процессе приобщения и воссоздания духовных ценностей фольклора.
Теоретическая значимость: обоснован процесс развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, выявлены и обоснованы технологии социально-культурной деятельности, обеспечивающие эффективность развития культурной идентичности детей, обоснован механизм обновления содержания и форм фольклорного творчества; предложено методическое обеспечение технологии развития культурной идентичности детей и педагогические условия ее эффективной реализации на практике. Разработана модель развития культурной идентичности детей, в структуру которой входят диагностически определяемые цели, адекватное содержание, целостная организация методов, средств, форм фольклорного творчества, педагогические условия эффективной реализации технологии развития культурной идентичности детей. Предлагаемая модель имеет открытый характер, и общеметодологическое значение, в силу чего она может быть эффективно использована в обосновании развития культурной идентичности групп любой этнической направленности. Теоретические выводы имеют важное методологическое значение для расширения представлений о ресурсах социально-культурной деятельности в развитии культурной идентичности детей.
Практическая значимость: разработанная автором технология развития культурной идентичности детей, ее программно-методическое обеспечение и условия реализации представляют комплекс разработок, обеспечивающих эффективное развитие культурной идентичности. Предложены фольклорно-этнографические экспедиции как действенный механизм систематического обновления и обогащения содержания деятельности фольклорного творчества. Методическое обеспечение представляет собой целостный комплекс разработок (программа «Мир фольклора», учебно-методическое пособие «Игровой фольклор», диск «Бабки и детки», семь выпусков CD дисков «Фольклорные редкости Республики Татарстан»), которые могут быть использованы в фольклорных коллективах полиэтнического региона.
Научно-обоснованные выводы и практические рекомендации по развитию культурной идентичности детей внедрены в практическую работу автора по руководству творческими коллективами в МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №20» Приволжского района г. Казани и в Казанском государственном университете культуры и искусств.
Результаты исследования будут полезны для включения в теоретические курсы направления подготовки «Народная художественная культура» вузов культуры и искусств в учебные курсы «Теория и история народной художественной культуры», «Теория и история народного художественного творчества», «Организация и руководство народным художественным творчеством», «Теория и методика этнохудожественного образования».
Достоверность и обоснованность выводов и полученных результатов исследования обеспечивалось целостной методологической базой социально-культурной деятельности, применяемой системы теоретических, эмпирических, проективных и экспериментальных выводов, соответствующих задачам исследования, экспериментальной апробированностью и доказательностью результатов исследования и предлагаемых рекомендаций.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурная идентичность – это осознании своего «я» как субъекта культуры, которое связано с устойчивым включением личности в смысловые концентры культуры с их языковыми формами, традициями, ценностями, ориентирами поведения, позволяющими ребенку не противопоставлять себя другим, не изолироваться, а искать конструктивные общие основы культуры разных народов, обеспечивая преемственность культурных традиций.
2. Модель развития культурной идентичности детей в условиях фольклорного коллектива. Концептуальный блок модели содержит теоретико-прикладные основания моделирования технологизированного процесса, процессуальный блок раскрывает структуру технологии, включающую диагностически определяемые цели, адекватное содержание процессу развития культурной идентичности и фольклорному творчеству, целостную систему методов, средств, форм; критерии и уровни развития культурной идентичности детей.
3. Технология развития культурной идентичности детей и педагогические условия ее реализации в фольклорном коллективе: развивающая фольклорная среда; систематическое обогащение содержания репертуара, представленного как этнографический подлинник в его региональной специфике; ценностно-ориентационное единство фольклорного коллектива; творческая самореализация, стимулирующая активность детей в процессе приобщения и воссоздания духовных ценностей фольклора.
4. Методическое обеспечение технологии развития культурной идентичности детей представлено программой «Мир фольклора», целостно погружающей в механизмы культурной преемственности (обряды, обычаи, ритуалы, праздники) и фольклорные формы художественной деятельности, способствующей развитию культурной идентичности детей.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.