Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития социально-творческой активности подростков в самодеятельном объединении 16
1.1. Сущность понятия «социально-творческая активность» как социально-педагогического явления и интегративного качества личности 16
1.2. Факторы, влияющие на развитие социально-творческой активности подростков в самодеятельном коллективе 28
1.3. Интерактивные технологии как эффективное средство развития социально-творческой активности личности 49
Выводы 67
Глава 2. Стимулирование развития социально-творческой активности подростков на основе использования интерактивных технологий 72
2.1. Модель развития социально-творческой активности подростков в системе жизнедеятельности оркестра баянистов имени П.И.Смирнова 72
2.2. Поэтапное развитие социально-творческой активности подростков на основе интерактивных технологий 86
2.3. Оценка эффективности интерактивных технологий в развитии социально-творческой активности подростков 95
Выводы 103
Заключение 106
Список использованной литературы 109
Приложения 122
- Сущность понятия «социально-творческая активность» как социально-педагогического явления и интегративного качества личности
- Интерактивные технологии как эффективное средство развития социально-творческой активности личности
- Модель развития социально-творческой активности подростков в системе жизнедеятельности оркестра баянистов имени П.И.Смирнова
- Оценка эффективности интерактивных технологий в развитии социально-творческой активности подростков
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Социальная активность является одним из существенных ресурсов жизни и развития общества, выступает в качестве реального фактора социальной динамики, условия формирования гражданского общества, способствует социальной интеграции и самореализации личности, ее полноценной социализации. Каждый социальный институт формирует и создает условия для проявления социальной активности различных групп населения, среди которых приоритетной является молодежь и подростки, чей уровень активности во многом определяет вектор и темпы прогресса каждого государства. Политические институты формируют социально-политическую, правовые – социально-правовую, образовательные – гражданскую, культурные – социально-культурную, социально-творческую и др. виды активности. Каждый институт и входящие в него структуры – учреждения, объединения и пр. имеют свои ресурсы, формы и другие составляющие для развития тех или иных видов социальной активности. В частности, самодеятельные объединения художественно-творческой направленности – многочисленные хоровые, оркестровые, хореографические, театральные и др. коллективы, объединяющие десятки тысяч подростков и молодежи – имеют значительный потенциал по развитию социально-творческой активности своих участников. Между тем, в силу сложившихся в предыдущий исторический период традиций, базирующихся на субъект-объектной модели воспитания, руководители этих коллективов нацелены в основном на формирование исполнительского мастерства и организацию концертной деятельности. Такой подход существенно сужает поле самореализации участников самодеятельных объединений и ограничивает возможности формирования их социально-творческой активности.
В той или иной степени формированию и развитию социально-творческой активности способствует ряд форм организации деятельности самодеятельных художественных коллективов. Однако их ограничение преимущественно вербальными формами (лекции, беседы и т.п.) не позволяет реализовать весь потенциал самодеятельного объединения по формированию социально-творческой активности участников. В то же время в теории, методике и практике современной педагогики утвердились так называемые интерактивные формы воспитания, доказавшие свою эффективность именно в сферах, где действия субъекта воспитания усиливаются встречной активностью объекта воздействия, формируя поле педагогического диалога, пробуждая в свою очередь различные проявления социально-творческой энергии. В работе самодеятельных художественных объединений эти формы пока используются в основном эпизодически. При этом имеется позитивный, во многом уникальный опыт развития социально-творческой активности участников самодеятельных объединений художественной направленности, который пока не получил достаточного обобщения, что в итоге обедняет теорию, методику и практику социально-культурной деятельности.
Таким образом, можно зафиксировать ряд противоречий между:
– объективной потребностью общества в развитии социальной активности подрастающего поколения и реальным уровнем этой активности;
– возможностями самодеятельных объединений художественной направленности в развитии социально-творческой активности участников и степенью реализации этих возможностей на практике;
– потенциалом интерактивных технологий и реализуемых в них форм, ориентированных на развитие социально-творческой активности подростков и мерой использования этого потенциала в деятельности социально-культурных учреждений.
Все это обусловливает необходимость и актуальность осуществления специального исследования, цель которого – определение на концептуальном уровне потенциала самодеятельного коллектива художественной направленности в развитии социально-творческой активности подростков и разработка педагогической программы, обеспечивающей его реализацию на основе применения интерактивных технологий.
Данная цель обусловила необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:
а) раскрыть сущность понятия «социально-творческая активность» как социально-педагогического явления и интегративного качества личности;
б) определить факторы, влияющие на развитие социально-творческой активности подростков в условиях самодеятельного коллектива художественной направленности;
в) раскрыть потенциал интерактивных технологий в стимулировании развития социально-творческой активности подростков в самодеятельных коллективах;
г) обосновать модель педагогической системы, ориентированной на развитие социально-творческой активности подростков в самодеятельном объединении, опирающейся на реализацию педагогического потенциала интерактивных технологий воспитания.
д) разработать программу развития социально-творческой активности подростков на основе применения современных интерактивных форм и технологий и осуществить опытно-экспериментальную проверку ее эффективности.
Объект исследования – самодеятельный коллектив художественной направленности.
Предмет исследования – развитие социально-творческой активности участника самодеятельного коллектива художественной направленности на основе применения интерактивных технологий.
Степень разработанности проблемы. Вопросы развития социальной, социально-культурной, социально-творческой активности подростков всегда привлекали внимание ученых, представляющих различные области гуманитарного знания, прежде всего – педагогов. Работы в той или иной степени, относящиеся к проблеме настоящего исследования и создающие научно теоретические и научно-методические предпосылки для решения поставленных в диссертации задач, мож но условно сгруппировать следующим образом:
а) работы, посвященные проблеме развития творческого потенциала личности в психолого-педагогическом аспекте (К.А.Абульханова-Славская, Ю.П.Азаров, Б.Г.Ананьев, Б.В.Асафьев, А.Г.Асмолов, Д.Б.Богоявленская, М.Е.Богоявленская, В.Г.Бочарова, Л.С.Выготский, Д.Б.Кабалевский, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, Т.Н.Мальковская, А.В.Мудрик, Р.С.Немов, Я.А.Пономарев, К.Рейнольдс, Г.Рид, В.А.Сластенин, Б.М.Теплов, А.П.Тряпицына, Г.И.Щукина, И.С.Якиманская,), а также исследования зарубежных ученых (Х.Битчер, A.Валлас, Е.Вернон, Дж.В.Гилфорд, Р.Каттель, А.Кроунли, Е.Синнот и др.), раскрывающие различные аспекты социально-творческой активности и факторы ее развития.
б) труды ученых-педагогов (Ю.Б.Алиев, А.И.Арнольдов, А.Я.Айзенберг, Т.И.Бакланова, О.А.Блох, В.А.Волобуев, Л.С.Зорилова, Э.И.Петрова, В.П.Подвойский, Г.И.Фролова, В.И.Черниченко), в центре внимания которых вопросы духовно-ценностных основ обучения, воспитания, формирования художественных ориентиров личности;
в) индивидуальные и коллективные исследования, раскрывающие роль искусства, художественной деятельности в формировании элементов социальной и творческой активности (З.А.Барышникова, С.П.Иванов, Е.И.Коротеева, Л.Л.Романов, М.В.Сокольская и др.);
г) публикации, рассматривающие роль искусства, художественной деятельности в формировании элементов социально-творческой активности (С.П.Иванов, З.А.Барышникова, Л.Л.Романов, Е.И.Коротеева), а также значение внешкольных учреждений в воспитании детей и подростков (М.В.Сокольская А.В.Подгорнова, Е.В.Ткаченко);
д) работы, раскрывающие теорию, методику и технологию педагогического взаимодействия, в т.ч. применения интерактивных технологий в формировании различных качеств личности (Б.Ц.Бадмаев, В.В.Гузеев, И.И.Жбанкова, М.В.Кларин, Е.В.Коротаева, С.В.Кудрявцева, Е.В.Мещерякова, Л.С.Подымова, А.И.Пометун, Л.В.Пироженко, В.А.Сластенин, А.Ю.Уваров и др.);
е) широкий круг публикаций, в той или иной степени граничащих с центральной проблемой данного исследования и позволяющих уточнить теоретико-методологические позиции автора по: изучению музыкального творчества подростков (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова); стимулированию творческой направленности личности (А.Н.Зимина); художественному образованию и воспитанию личности (Г.В.Беда, Б.Н.Йеменский, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Н.М.Сокольникова, А.А.Унковский, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова и др.).
Оценивая степень разработанности проблемы, следует отметить, что существуют необходимые и достаточные предпосылки для углубленного понимания основных характеристик социально-творческой активности, ее структуры и содержания. Однако, следует отметить, что формирование социально-творческой активности подростков в условиях самодеятельного коллектива художественной направленности средствами интерактивных технологий пока не стало предметом специальных исследований и областью педагогического проектирования.
Методологическую основу исследования составили:
– философские положения об активной сущности человека и роли деятельности в ее развитии; об активном влиянии личности на собственное развитие (П.Ф.Каптерев, Ч.Кули, Дж. Мид,); педагогические идеи о необходимости развития активной природы личности подростка (П.П.Блонский, К.Д.Ушинский); деятельного участия в его жизни (А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий), включения личности в преобразующую деятельность и социальное общение (Т.Н.Мальковская, Л.Ф.Спирин);
– основные положения теории системного и комплексного подходов к рассмотрению процесса развития творческой активности в единстве внешних и внутренних факторов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн); к анализу и моделированию педагогических систем;
– психологические теории творчества и творческой деятельности, раскрывающие сущность, структуру и механизмы творческого мышления (Д.Б.Богоявленская, Дж.Гилфорд, П.Торранс);
– аксиологический подход к развитию личности, раскрывающий обусловленность социально-творческой активности человека его жизненными позициями и ценностями (М.И.Каган, И.С.Кон, Н.Д.Никандров, Д.Н.Узнадзе, К.М.Кантеева, В.А.Ситаров);
– концепции рациональной организации досуга, педагогического управления процессом становления социально и творчески активной личности (М.А.Ариарский, А.И.Арнольдов, Т.И.Бакланова, Э.В.Соколов, В.Е.Триодин), организации подросткового досуга (А.Д.Жарков, В.Т.Лисовский, Б.А.Титов, Г.И.Фролова, Н.Н.Ярошенко);
– теория и методика воспитательной работы в самодеятельном художественном коллективе (А.С.Каргин, Е.И.Смирнова, Ю.П.Смирнов);
– идеи реализации педагогики сотворчества в процессе социальной интеграции подростков (Ш.Амонашвили, Ф.В.А.Дистервега, Я.А.Коменского, В.Ф.Шаталова, Р.Штайнера, М.П.Щетинина, К.Д.Ушинского и др.);
– теоретические наработки в области музыкальной педагогики, раскрывающие влияние музыкального искусства на духовную организацию личности, на ее мировоззрение и систему ценностей, раскрытие духовного потенциала и творческих способностей человека (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, С.В.Горобец, Т.В.Гудина, А.Н.Зимина, Р.Н.Слонимская, Б.Л.Яворский).
– теоретические положения В.Б.Блока, П.Вайнцвайга, Г.В.Иванченко, М.С.Кагана, Ч.Ломброзо, Л.А.Мазеля, В.Медушевского, А.Мелик-Пашаева, Е.Назайкинского, Л.П.Новицкой, В.И.Петрушина, В.Е.Семёнова и др., раскрывающие роль музыки в развитии человеческой активности;
– теоретико-методологическое обоснование сущности, структуры, методики применения и др. особенностей интерактивных технологий (Б.Ц.Бадмаев, В.В.Горшкова, В.В.Гузеев, И.И.Жбанкова, М.В.Кларин, Е.В.Коротаева, С.В.Кудрявцева, Е.В.Мещерякова, Л.С.Подымова, А.И.Пометун, Л.В.Пироженко, В.А.Сластенин, А.Ю.Уваров и др.).
В основу исследования легла гипотеза, представляющая ряд последовательно выдвигаемых предположений, подлежащих дальнейшей проверке:
1. Художественно-творческая деятельность в сфере свободного времени в условиях самодеятельного коллектива является наиболее оптимальной основой развития социально-творческой активности подростков в силу добровольности выбора, активизации различных потенциалов личности, возможности всестороннего учета индивидуальных особенностей участников.
2. Социально-творческая активность может успешно развиваться на основе применения интерактивных технологий, обеспечивающих непрерывность и целостность развития личности в самодеятельном коллективе; интеграцию художественно-творческих, социально-культурных и организационных аспектов жизнедеятельности коллектива; формирование чувства личной ответственности каждого участника коллектива за все, что происходит в контактных средах социальной практики; социальную направленность различных форм работы коллектива; внедрение демократических начал в жизнь коллектива.
3. Эффективность формирования социально-творческой активности подростков в условиях самодеятельного коллектива находится в прямой зависимости от:
– меры интеграции средств включения в художественно-творческую деятельность и методов развития у подростков самодеятельной общности социальной направленности личности;
– степени нацеленности учебно-воспитательного процесса, как на творческую самореализацию участников, так и на участие в решении проблем ближайшего и более широкого социального окружения;
– уровня взаимосвязи самодеятельного коллектива с другими институтами и учреждениями социальной направленности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
– теоретические методы – теоретический анализ и синтез, в контекст которых вошла философская, социологическая, педагогическая, психологическая и культурологическая информация по проблеме исследования; обобщение; сравнение; систематизация полученных в ходе исследования данных;
– эмпирические методы – включенное наблюдение; интервьюирование; анкетирование; беседы с педагогами, подростками-участниками творческого объединения и их родителями; изучение опыта учебно-творческой деятельности самодеятельного коллектива – оркестра баянистов имени П.И.Смирнова; социально-педагогический эксперимент;
– статистические методы – количественная обработка экспериментальных данных, графическое представление результатов исследования.
Исследование, осуществлявшееся на протяжении семи лет (2006-2012 гг.), зафиксировало в своем развитии три этапа:
На первом этапе (2006-2007 гг.) – на основе изучения философской, социологической, психолого-педагогической информации по проблеме исследования, формировалась его теоретико-методологическая база, уточнялся понятийный аппарат исследования, определялись цели и задачи, прорабатывалась логическая схема и основные компоненты педагогического эксперимента.
На втором этапе (2007-2008 гг.) – на основе результатов теоретического исследования обосновывалась общая концепция педагогической программы социально-творческого развития подростков в условиях самодеятельного коллектива, определялась методика проведения формирующего эксперимента на базе оркестра баянистов имени П.И.Смирнова.
На третьем этапе (2008-2012 гг.) – в ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялась разработка и апробация технологии развития социально-творческой активности подростков в рамках педагогической программы на основе широкого применения интерактивных форм и технологий; определялись организационно-педагогические условия ее эффективной реализации. Обобщались результаты исследования, формулировались выводы и определялись перспективы дальнейшего развития исследовательского проекта.
Экспериментальной базой исследования явилось самодеятельное творческое объединение – лауреат всероссийских и международных конкурсов оркестр баянистов имени П.И.Смирнова, функционирующий в ГБОУДОД «Дворец учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга».
На защиту выносятся:
1. Теоретическая концепция формирования социально-творческой активности подростка в самодеятельном коллективе художественной направленности на основе применения интерактивных технологий, включающая:
а) характеристику социально-творческой активности:
– как вида социальной активности, проявляющейся в созидании и распространении художественно-эстетических ценностей, опредмеченных в продуктах творческой деятельности;
– как интегративного качества личности, отражающего, с одной стороны, уровень ее социальности, с другой – направленность на совершенствование социума, самого себя в этом социуме, что проявляется в ее социально-значимом самоутверждении, инициативности, творческом самовыражении и находит воплощение в различных формах социального бытия (познании, общении и других видах деятельности);
– как формы проявления социальной активности личности, с одной стороны, и как средство ее воспитания – с другой, что достигается целенаправленной воспитательной деятельностью руководителя коллектива по формированию у участников самодеятельного объединения особого мировосприятия и мироотношения, отличающихся социальной направленностью, стремлением реализовать свои художественно-творческие способности в широком социальном контексте, стать активным субъектом социальной практики;
б) обоснование сравнительных преимуществ использования интерактивных технологий формирования социально-творческой активности подростка в самодеятельном коллективе художественной направленности, определяемых специфическими принципами: непрерывности и целостности развития личности в самодеятельном художественном коллективе; интеграции художественно-творческих, социально-культурных и организационных аспектов жизнедеятельности коллектива; личной ответственности каждого участника коллектива за все, что происходит в контактных средах социальной практики; социальной направленности различных форм работы коллектива; внедрения демократических начал в жизнь коллектива (альтернативность, участие в планировании, выбор заданий в соответствии с личностными возможностями и социально-творческими ориентациями и т.п.).
2. Педагогическая программа развития социально-творческой активности подростков в самодеятельном объединении художественной направленности на основе интерактивных технологий, включающая:
а) поэтапное вовлечение подростков как в учебно-творческий процесс, так и различные формы социально-ориентированной деятельности;
б) интеграцию традиционных форм учебно-воспитательного процесса (индивидуальные и групповые занятия, репетиции и т.д.), художественно-творческой деятельности (КВН, творческие вечера и т.д.) и интерактивных форм социально-культурной деятельности (концерт-перформанс, опен эйр, арт-концерты, хэппенинги, капустники, дизайнерские мастерские и т.д.), выбор которых обусловлен:
- логикой процесса формирования социально-творческой активности;
- реальными творческими достижениями подростков;
- степенью их готовности к взаимодействию с другими субъектами творческого процесса;
- способностью коллектива и каждого его члена к совместной и индивидуальной социально-творческой деятельности;
в) проведение специальных мероприятий, обеспечивающих расширение социального контекста культурно-досуговой деятельности коллектива; стимулирование его социально значимых инициатив (обсуждение направлений и форм индивидуальной и коллективной работы за пределами коллектива с различными категориями населения, выбор объектов и видов социально-творческой деятельности, планирование возможностей участия в них и т.д.).
3. Система педагогических условий формирования социально-творческой активности подростка в самодеятельном коллективе художественной направленности на основе применения интерактивных технологий, включающая:
а) формирование социально-творческой активности в самодеятельном коллективе в единстве когнитивного, эмоционального, практически-действенного уровня отношений к творческой и социально-значимой деятельности;
б) обеспечение деятельностного многообразия функционирования досуговой общности: широкого выбора социальных объектов и видов социально-творческой деятельности, возможностей участия в мероприятиях коммуникативного, творческого, познавательного, ценностно–ориентационного и культурно–просветительного характера, в совокупности обеспечивающих самореализацию и признание личности со стороны значимого окружения;
в) творческое применение интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих не только достижение высокого уровня художественно-творческой деятельности, но и развитие социальной направленности и активности личности каждого участника;
г) связь учреждения, на базе которого функционирует самодеятельный коллектив и самого коллектива с другими институтами и организациями социальной направленности и интеграция с ними на основе реализации социально-творческого потенциала отдельных участников и коллектива в целом.
Научная новизна исследования определяется тем, что осуществлено не имеющее аналогов исследование, направленное на теоретическое осмысление и методическое оснащение формирования социально-творческой активности подростков в условиях самодеятельного коллектива художественной направленности на основе использования интерактивных технологий, что позволило: а) разработать теоретическую концепцию формирования социально-творческой активности подростков в самодеятельном коллективе включающую: характеристику социально-творческой активности; принципы реализации педагогического потенциала интерактивных технологий в развитии социально-творческой активности участников самодеятельного коллектива; модель педагогической системы стимулирования их социально-творческой активности, обеспечивающую интеграцию средств включения в художественно-творческую деятельность и развития социальной направленности личности; б) разработать педагогическую технологию формирования социально-творческой активности подростков в самодеятельном объединении художественной направленности на базе ресурсов интерактивных форм, интегрирующую и востребующую результаты социологических, социально–педагогических и психологических исследований феномена социально-творческой активности, синтезирующую результаты современного педагогического знания и теории социально–культурной деятельности; в) обосновать и апробировать систему педагогических условий формирования социально-творческой активности подростка в самодеятельном коллективе художественной направленности на основе применения интерактивных технологий.
Теоретическая значимость исследования:
– уточнено понятие «социально-творческая активность»: в статике – как интегративного качества личности, отражающего, одновременно уровень ее социальности, и меру интенсивности художественной и иных видов деятельности, направленных на совершенствование социума, самого себя в этом социуме, и возникающими в ходе ее отношениями субъекта деятельности к окружающему миру; в динамике – как формы проявления социальной активности личности, и как средства ее воспитания, что достигается целенаправленной воспитательной деятельностью по формированию у участников самодеятельного объединения особого мировосприятия и мироотношения, отличающихся социальной направленностью, стремлением и умением реализовать свои художественно-творческие способности в широком социальном контексте, стать активным субъектом социальной практики;
– раскрыт потенциал интерактивных технологий по формированию социально-творческой активности участников самодеятельного объединения, обусловленный непрерывностью и целостностью развития личности в самодеятельном художественном коллективе; интеграцией художественно-творческих, социально-культурных и организационных аспектов жизнедеятельности коллектива; формированием чувства личной ответственности каждого участника коллектива за все, что происходит в контактных средах социальной практики; социальной направленностью различных форм работы коллектива; внедрением демократических начал в жизнь коллектива.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретико-методологические положения концепции формирования социально-творческой активности подростков в самодеятельном коллективе художественной направленности могут быть использованы в разработке стратегий и программ развития самодеятельного творчества, в системе подготовки кадров и повышения квалификации работников культуры. Реализация разработанной программы развития социально-творческой активности подростков на основе применения интерактивных технологий существенно повысит престиж самодеятельных коллективов в сфере организации подросткового досуга; привлечет подростков к деятельности общественных организаций и творческих объединений возможностями самореализации, самовыражения и самоутверждения; инициирует развитие социально-культурной практики.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, использованием методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых и продолжительностью, как педагогического эксперимента, так и исследования в целом.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по различным направлениям, включающим: а) опубликование теоретических положений и выводов исследования в научных публикациях общим объемом 8,2 п.л., в виде научных статей, тезисов, научно-методических изданий; б) выступление на научно-практических конференциях, методологических семинарах вузов по проблемам развития социально-творческой активности подростков; в) личное участие автора в опытно-экспериментальной работе на базе ГБОУДОД «Дворец учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга», в частности, в проведении концертной деятельности оркестра баянистов имени П.И.Смирнова, организации учебных занятий, а также творческих вечеров для участников коллектива.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав (I «Теоретические основы развития социально-творческой активности подростков в самодеятельном объединении»; II «Стимулирование развития социально-творческой активности подростков на основе использования интерактивных технологий)», заключения, списка литературы и приложений, отражающих ход и результаты опытно-экспериментальной работы.
Сущность понятия «социально-творческая активность» как социально-педагогического явления и интегративного качества личности
Современный период кардинальных изменений в жизни нашего общества требует от каждого человека проявления гибкости, нешаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи, то есть реализации творческого потенциала своей личности. Проблема социально-творческого предназначения личности в 21 веке становится одной из важнейших в философии, психологии, педагогике, что обусловило необходимость целостного педагогического осмысления систем воспитания и образования на формирование социально-творческой активности личности. Это связано с тем, что социально-творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности.
Анализ работ (Г.С.Альтшуллера, В.И.Андреева, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева, А.В. Хуторского, В.С.Шубинского, Е.Л.Яковлевой, и др.) показал, что в зависимости от понимания сущности социально-творческой активности существуют различные методологические подходы к ее изучению: процессуальный, результативный, личностный, средовой. Процессуальный подход предусматривает изучение и анализ стадий социально-творческого процесса, результативный - основан на методах оценки продуктов творчества. Личностного подход подразумевает изучение качеств социально-творческой личности; средовой подход рассматривает условия среды, способствующие социально-творческой деятельности. Современные же исследования основаны на синтетическом подходе, позволяющем преодолеть ограниченность перечисленных подходов и обеспечить комплексное изучение социально-творческой деятельности.
Однако в сложившихся подходах к раскрытию сущности и содержания понятия «социально-творческая активность личности» существует целый ряд дискуссионных моментов, обусловленных как семантической неопределенностью самого понятия «социально-творческая активность личности», так и многообразием исходных теоретико-методологических позиций относительно этапов, уровней, критериев, показателей и других параметров развития социально-творческой активности в деятельности творческих объединений.
Формирование социально-творческой активности в методологическом плане целесообразно рассматривать в единстве когнитивного, аффективного и конативного компонентов, определяющих отношение к социально-значимой деятельности, поскольку рассматриваемое в данной диссертации явление, характеризует личность как целостность, обладающую не механическим набором социальных ролей или видов деятельности, а именно совокупностью этих проявлений, дополняющих и обогащающих друг друга и личность в целом. В то же время, исходя исключительно из специфики сложившейся познавательной ситуации, целесообразно вначале осуществить системно-структурный анализ каждой из составляющих изучаемого личностного качества, а затем интегрировать полученное знание для реализации исследовательских задач в контексте тематики данного исследования.
Феномен социальной активности начинает активно исследоваться в 20-е годы прошлого столетия. Тогда он трактовался как форма проявления творчества, инициативы и революционного напора (М.М.Рубинштейн, Г.Г.Шпет и др.). По мере смены социальных и политических ориентиров в стране, формирования идеологии, выражаемой формулой «вожди и масса», социальная активность отождествляется с исполнительностью, дисциплинированностью, полным подчинением идеалам и воле социальной и политической системы (Д.И.Чесноков, Б.М.Мятин, Н.Ф.Юдин, П.Н.Поспелов). Во второй половине XX века исследования активности, в т.ч. социальной активности начинают освобождаться от идеологической заданности и появляются работы, где активность личности рассматривается: а) как ее свободный выбор (Б.А.Грущин, Э.В.Ильенков, В.Ж.Келле, И.С.Кон, М.К.Мамардашвили, Г.П.Щедровицкий и др.); б) в парадигме субъект-субъектых отношений, определяемых социальной средой и активностью самой личности (Л.П.Буева, В. А. Лекторский, К.Н.Любутин); в) как совокупность личностно окрашенных способов включения личности в общественные отношения (В.П.Тугаринов); г) как способ реализации интересов и потребностей (А.Г.Здравомыслов, А.М.Гендин, Н.Н.Трубников); д) как форма активности живого существа, призванная воспроизводить сверхприродные условия его бытия - социальные отношения, культуру, его самого как биосоциальное существо (М.С.Каган).
Для современных исследований проблем формирования социальной ак-тивности непреходящую ценность имеют работы П.П.Блонского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, М.Пистрака, С.Л.Ривеса, М.Н.Скаткина, Л.Н.Скаткина, А.А.Фортунатова, С.Т.Шацкого, где убедительно показано, что: на развитие социальной активности оказывает осознание ее общественной значимости, увлеченность, положительный эмоциональный настрой, творческое отношение ко всем ее видам; условием формирования социальной активности выступает учет интересов и потребностей личности, взаимосвязь различных сторон воспитания, создание особых условий для такого развития; влияние на развитие социальной активности человека значимыми для него гражданских идей и желаний и др.
В исследованиях современных отечественных ученых содержатся важные в методологическом и организационно-методическом отношениях материалы о влиянии на формирование социальной активности коллектива (М.Д.Виноградова, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова), взаимосвязи нравственного воспитания и социальной активности (О.С.Богданова, Н.И.Болдырев), комму нарской методике (И.П.Иванов, М.Казакина), педагогике общения (А.В.Мудрик). Существуют оригинальные исследования участия подростков в общественных организациях (Н.Н.Мелешкевич, Л.Л.Каганова, К.Д.Радина), общественно-политического воспитания (А.Х.Рычагов, Л.Ф.Спирин, П.И.Кононыхин, Ж.Е.Завадская и др.), развития социальной активности подрастающего поколения в семье (В.И.Жуковская); особенностей общественной направленности личности (Шилина З.М.); формирования активной жизненной позиции (В.И.Пирогов); связи социальной активности с социализацией (Е.В.Киприянова, А.В.Мудрик, Л.Е.Никитина, И.Н.Сиземская, Л.И.Новикова, А.П.Валицкая, Б.А.Титов). Объединяет эти и другие работы понимание социальной активности как стремление и умение действовать на пользу личности, социальной группе, обществу в целом.
Показательно, что Хайкин В.Л. в своей работе «Активность (характеристики и развитие)»1 выделяет три относительно самостоятельных аспекта социально-творческой активности человека как личности:
- активное поведение, под которым понимается добровольное следование норме активности, даже если ее нарушение сулит человеку определенные выгоды, и он уверен в безнаказанности своих действий. Активность всегда сопряжена со свободным моральным выбором.
- мотивационно-потребностная сфера личности, определяющая активное отношение к другим людям.
- переживание собственной или чужой активности в плане самосознания при нарушении, или наоборот, следовании нравственной норме.
Таким образом, социально-творческая активность выступает как способ выражения социальных потребностей личности, в котором уже интегрируются представления личности о своих способностях и возможностях, связанных с уровнем притязаний личности. В.А. Лефевр, рассматривает социально-творческую активность в двух аспектах: 1) когда активность направлена на внешний объект; 2) когда она направлена на самого себя. Он исходил из того, что у человека есть модель объекта, на который направлена его социально-творческая активность, и данная модель играет роль содержания внутреннего мира образа себя.
Исследования В. Днепрова, Б.М. Рунина и др., рассматривавших художественно-творческую деятельность как сложную динамическую систему, в которой проявляется диалектика объективного и субъективного начал, а также работы М.С.Кагана, посвященные раскрытию сущности и специфики художественно-творческой деятельности позволяют сформировать определение социально-творческой активности в трех аспектах:
- вид социальной активности, проявляющейся в созидании и донесении до других художественно-эстетических ценностей, опредмеченных в продуктах творческой деятельности;
- как интегративное качество личности, отражающее, с одной стороны, уровень ее социальности, с другой - меру интенсивности художественной и иных видов деятельности, направленной на совершенствование социума, самого себя в этом социуме, и возникающими в ходе ее отношениями субъекта деятельности к окружающему миру, что проявляется в личностной и общественно значимой направленности, самодеятельности, инициативности, творчестве и находит выражение в различных формах социального бытия (познание, общение, художественно-эстетическая, духовно-нравственная, общественно-гражданская экологическая и другие виды деятельности);
- как формы проявления социальной активности личности, с одной стороны, и как средства ее воспитания - с другой, что достигается целенаправленной воспитательной деятельностью руководителя коллектива по формированию у участников самодеятельного объединения особого мировосприятия и мироотношения, отличающихся социальной направленностью, стремлением реализовать свои художественно-творческие способности в широком социальном контексте, стать активным субъектом социальной практики.
Специфика социально-творческой активности человека определяется не только его сознанием, особенностями психики, но наличием и действием той второй природы, которая творится им и в которой он творит.
Интерактивные технологии как эффективное средство развития социально-творческой активности личности
Современные тенденции развития педагогической науки направлены на гуманизацию образования, поиск путей «вхождения» в личностно-ориентированное образование, что предполагает поиск таких моделей обучения, которые бы обеспечивали целостное развитие и саморазвитие личности. Стратегия образования указывает на создание в сознании личности целостного представления о мире, осознающего свое место в этом мире и осваивающего целостную картину мира. Коллективы художественной направленности выступают универсальным средством воспитания чувств, несут духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах, дают возможность подросткам осваивать окружающий мир во всем его многообразии.
В разработанной группой ученых - методистов «Концепции прогноза развития образования до 2015 года» выделяется несколько приоритетных задач по обновлению парадигмы образования:
изменение содержания образования, разработка его базового компонента;
создание единого социокультурного «организма»: образование - наука - культура;
построение культурно - образовательных центров, комплексов: школа- музей, школа-театр, школа-учреждение культуры .
Кроме того, на взгляд автора исследования, к ним следует отнести так же задачи по интеграции не только учебных дисциплин, но и внедрение интерактивных технологий социально-культурной деятельности, методик «погружения» в «силовое поле» культуры, формированию творческих начал в воспитуемом, его потребностей в высших духовных ценностях, развитии социально-творческой активности.
К.Д.Ушинский, признанный выдающийся деятель русской педагогической науки, писал, что «учение - есть серьезный труд и обязанность, выполнение которой основывается не на одном интересе и занимательности»27. Но именно активность (социальная, творческая и т.п.) недостаточно задействована при традиционной педагогической системе.
Проблемой технологий (характеристикой, задачами, ведущими подходами в обучении и т.д.) занималось и продолжает заниматься большое число талантливых педагогов и психологов. Среди них В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Б.Т.Лихачев, С.А.Маврин, А.К.Маркова, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина, и другие.
Понятие «технология» рассматривается разными авторами по-разному: с одной стороны это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве ; с другой - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Однако в контексте данного исследования диссертант опирается на следующие трактовки понятия «технология»:
- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса29;
- технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей .
Из данных определений следует, что технология социально-культурной деятельности в максимальной степени связана с учебно-творческим процессом - деятельностью педагога и участника социально-культурной деятельности, ее структурой, средствами, методами и формами.
Поэтому в структуру технологии социально-культурной деятельности входят:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть учебно-творческого процесса;
- цели учебно-творческого процесса;
- содержание.
в) процессуальная часть - технологический процесс;
- организация учебно-творческого процесса;
- методы и формы учебно-творческой деятельности;
- методы и формы социально-культурной деятельности;
- диагностика учебно-творческой деятельности.
Технология социально-культурной деятельности должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):
концептуалъностъ - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения учебно-творческих целей.
системность - логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
управляемость - диагностическое целеполагание, планирование, проектирование, поэтапная диагностика, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
эффективность - достижение высокого уровня развития художественно-творческой активности личности.
воспроизводимость - возможность повторения в других однотипных социально-культурных объединениях.
Технология социально-культурной деятельности отражает движение от цели к результату осуществляемая с помощью определенных средств в определенных организационных формах.
Наиболее распространенными являются следующие виды технологий социально-культурной деятельности (СКД):
культуротворческие технологии СКД;
рекреативные технологии СКД;
образовательные технологии СКД;
социально-защитные технологии СКД;
исследовательские технологии СКД;
проектные технологии СКД;
коммуникационные технологии СКД;
информационно-рекламные технологии СКД;
этнонаправленные технологии СКД;
управленческие технологии СКД;
инновационные технологии СКД;
интерактивные технологии СКД.
В формировании социально-творческой активности существенную роль играют интерактивные технологии, основанные на игре, импровизации, ролевом взаимодействии.
Интерактивные («inter» (англ.) - взаимный, «act» (англ.) - действовать) технологии - это специально организованная педагогическая деятельность в режиме диалога, при котором обеспечивается максимально полная и интенсивная коммуникация руководителя и участника самодеятельного объединения.
Данные технологии позволяют организовать учебно-воспитательный процесс в объединении художественной направленности таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процессы познания, творчества, при этом каждый вносит свой индивидуальный вклад в общее дело.
Эффективность интерактивных технологий связана, прежде всего, с их способностью востребовать педагогический потенциал игрыъх. Игра - это такой вид человеческой деятельности, который отражает другие её виды. Игра как деятельность протекает в определенном месте и времени; имеет свое особое содержание, протекает по добровольно принятым правилами вне сферы материальной пользы или необходимости (например: спортивные, салонные, детские ролевые, военные и др. игры).
Часто понятие «игра» трактуется как «соревнование», «борьба за что-либо».
Эффективность игры как средства развития социально-творческой активности личности максимально проявляется в подростковом возрасте, для которого игра выступает существенным условием социализации и самореализации личности, способом развития творческих способностей человека. Игра обеспечивает успешную адаптацию личности к реалиям жизни, минимизируя тем самым условия возникновения асоциального поведения.
Модель развития социально-творческой активности подростков в системе жизнедеятельности оркестра баянистов имени П.И.Смирнова
Развивающее обучение, осуществляемое в условиях благоприятного нравственно-психологического климата, концертно-исполнительного и духовного межличностного общения отражает характерные черты высокоразвитого коллектива художественной самодеятельности.
Народный коллектив - оркестр баянистов имени П.И.Смирнова ГБО-УДОД «Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга» не только обладает этими чертами, но и представляет собой целостную, уникальную педагогическую систему, ориентированную на всестороннее развитие личности каждого участника творческого объединения. Уникальность педагогической системы оркестра баянистов имени П.И.Смирнова состоит в целенаправленном, последовательном развитии у подростков социально-творческой активности на основе их включения в различные виды деятельности: образовательную, кон-цертно-исполнительскую, культурно-досуговую, творческую; реализации репертуарной политики, построенной на лучших традициях русской и мировой музыкальной классики; ориентации подростков на усвоение и преумножение ценностей коллектива.
Лауреат многих международных и отечественных конкурсов и фестивалей оркестр баянистов имени П.И.Смирнова получил ныне признание как один из лучших оркестров в Европе, который сравнивают с «Виртуозами Москвы» В.Спивакова и национальными симфоническими оркестрами России, Германии, Австрии. В его репертуаре С.И.Бах, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян, Ф.Лист, Б.Бриттен; ему доверяют первое исполнение своих произведений ведущие российские композиторы, он покорил миллионы слушателей в Европе, Америке, Азии, Африке, по записям исполненных ими произведений строят свои занятия многие педагоги в музыкальных учебных заведениях. Все это характерно для XX-XXI века, а начинался оркестр в блокадном Ленинграде 1943 года, когда демобилизованный после ранения на фронте музыкант и педагог Павел Иванович Смирнов собрал за Невской заставой группу учащихся ремесленных училищ, чтобы, увлекая музыкой, помочь им менее болезненно пережить чувство голода.
В 1966 году была дана самая высокая оценка творческой и общественной деятельности оркестра, его первым среди самодеятельных коллективов города преобразовали в народный коллектив.
На сегодняшний момент оркестр баянистов имени П.И.Смирнова является мощнейшим средством для развития и формирования эстетической культуры личности, активно вовлекает молодежь в художественно-творческую деятельность, реализует воспитательную, образовательную, рекреационную, развивающую и другие функции.
В оркестре баянистов имени П.И.Смирнова, педагогически направляемый процесс, связанный с усвоением основ жанра, дополняется концертно-исполнительской, творческой, созидательной и культурно-досуговой деятельностью. Для участников коллективов несоизмеримо расширяются возможности самопознания, саморазвития, самоутверждения, реализации своих потенциальных творческих возможностей, в них раздвигаются границы познания и общения, рождаются чувства товарищества и дружбы. В коллективе формируются, поддерживаются и постоянно развиваются традиции, способствующие нравственно-эстетическому, художественно-творческому развитию личности.
Коллектив проводит большую общественно-просветительную работу: за шестьдесят девять лет он дал свыше четырех тысяч концертов для одних только учебных заведений профессионального образования. Популярность его среди учащихся очень велика. Записываться в оркестр иногда приходят до пятисот человек в год.
На сегодняшний день оркестр состоит из ПО участников. Оркестр баянистов имени П.И.Смирнова делится на три группы: младший состав (младший школьный возраст), средний состав (средний школьный возраст) и старший состав (старший школьный возраст). В младшем составе играет порядка 10 человек, в среднем составе - 30 человек и в старшем - 70 человек (см.Диаграмму 1).
Оркестр делится на девять партий по голосам: прима-соло, примы, альты, тенора, электро-группа, I баяны, I аккордеоны, II аккордеоны и ударные инструменты.
У поступающих в младший состав оркестра, особое внимание уделяют проверке музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Кроме того, обращают внимание на личные данные: физическую подготовленность, возраст и т.п.
Часто в начале учебного года в старший состав оркестра приходят «новички», тогда педагоги ведут учебно-воспитательный процесс с учетом дополнительных индивидуальных и групповых занятий, чтобы ускорить их перевод в основной состав.
В виду большого количества участников коллектива, создается кандидатов, которые, в случае отчисления других участников, зачисляются в коллектив уже без повторного прослушивания и собеседования. Подобная педагогическая система позволяет существенно повысить уровень исполняемости музыкальных произведений, снизить количество отставаний, отчислений и т.д.
Вне прослушивания и собеседования принимаются лица, владеющие тем или иным инструментом в полной мере, а также со знанием нотной грамоты.
После зачисления в ту или иную группу педагог/руководитель группы на первом занятии проводит беседу, рассказывая об истории оркестра, целях на предшествующий год, правилах поведения в стенах дворца, традициях. На первом же занятии выбирается староста группы.
Основными традиционными формами обучения во всех составах оркестра являются:
1. Индивидуальные практические и групповые занятия - где педагог должен найти индивидуальный подход к каждому из учащихся. Мало понять степень музыкальных способностей ребят, нужно найти особый подход к каждому ученику. Продолжительность индивидуального занятия около 25-30 минут. На занятии с каждым учеником педагог разучивает одно и то же музыкальное произведение, в результате чего, определяет успеваемость каждого из учащихся. Через полгода участникам дают вторую пьесу, для подготовки к отчетному выступлению, открытому уроку. Неотъемлемой формой контроля и определения уровни успеваемости служат отчетные выступления учащихся в конце каждого учебного года. По результатам отчетного выступления многие участники могут быть переведены в старшую группу.
2. Репетиции - важнейшая форма учебно-творческого процесса, на которых проводится художественная отделка произведения. Целью репетиционных занятий является становление, сплачивание коллектива, пробуждение гражданской, социальной и творческой активности каждого участника, подчинение его личных интересов интересам общего дела. Общественное действие репетиции выражается в воздействии дирижёра на коллектив и ответных действиях коллектива. Успех или неуспех занятий с подростками в огромной степени зависит от репертуарной политики оркестра. Удачно формируемой репертуарной политикой можно побудить учащегося к заинтересованным и более интенсивным занятиям. Репертуар оркестра баянистов имени П.И.Смирнова необычайно разнообразен - от классики (русской и зарубежной), фольклорных произведений, до современных джазовых, эстрадных и роковых миниатюр. Репертуар в настоящее время насчитывает более 100 партитур, из них постоянно в работе находятся около 50 произведений (см. Приложение 1 - Репертуар оркестра баянистов имени П.И.Смирнова). В таком разнообразии репертуара осуществляются основные задачи нравственно-эстетического воспитания подростков, а также связь со школой, семьей в решении задач гражданского воспитания, ответственности за себя, друзей, за страну.
3. Одновременно с репетициями продолжается индивидуальное изучение теории музыки, и создаются малые ансамбли - дуэты, квартеты и т.д.
4. Также проводится совместная работа с другими художественно-творческими коллективами ГБОУДОД «Дворец учащейся молодежи г.Санкт-Петербурга», где рождается тесная творческая связь, расширение музыкального кругозора учащихся.
Подростки, юноши и девушки, приходящие в оркестр баянистов имени П.И.Смирнова, имеют разные способности, находятся на разных уровнях общего или профессионального образования, по-разному воспринимают окружающий мир и весьма различно проявляют свои музыкальные интересы и пристрастия. Одни увлекаются роком, другие - джаз, третьи - с детства приобщились к народной музыке. Педагоги оркестра лишь последовательно подводят любителей музыки к тому, что при всем богатстве музыкальных красок, ритмов и форм вершиной музыкальной гармонии является классика Л.Баха, И.Бетховена, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского и других гениальных композиторов, которые вобрали в себя безграничное богатство художественной культуры.
Оценка эффективности интерактивных технологий в развитии социально-творческой активности подростков
Для определения эффективности реализации технологии развития социально-творческой активности, автором исследования проведен формирующий эксперимент на базе оркестра баянистов имени П.И.Смирнова в рамках которого была апробирована система и программа развития социально-творческой активности личности участников коллектива художественной самодеятельности на основе применения интерактивных технологий. В данном эксперименте принимали участие участники среднего и старшего составов в возрасте 11-16 лет, принимавшие участие в констатирующем этапе. Всего приняло участие 110 человек.
Цель программы - практическое подтверждение базовых положений теоретической части работы и определение эффективности технологии стимулирования развития социально-творческой активности личности в самодеятельном коллективе.
На первом учебно-творческом этапе участникам оркестра было предложено на индивидуальных, групповых занятиях самостоятельно предложить варианты исполнения «Лебединого озера» П.Чайковского; сделать импровизацию к произведению «Джазовая импровизация» Веннути; самостоятельно провести репетицию и т.д.
Индивидуальные занятия проводились один раз в неделю с каждым участником коллектива, по результатам занятия педагог заполнял форму, где отражались основные качества социальной-творческой активности подростка.
Групповые занятия проводились 2 раза в неделю по ЗОмин. Каждая группа состояла из 8 человек. На данном занятии каждому из участников предлагалось самостоятельно исполнить произведение, после чего другие участники высказывали и анализировали правильность его исполнения, вносили свои коррективы. По результатам занятия педагог заполнял форму, где отражались основные качества социально-творческой активности подростка, а также вносил в журнал индивидуального развития степень активного участия подростков и т.д.
Репетиционные занятия проходили 3 раза в неделю. 2 раза в неделю обычные репетиции, 1 раз в неделю на репетиции дирижер предоставлял возможность ребятам провести репетицию самостоятельно. Каждому из участников предоставлялась возможность постоять за дирижерским пультом, предложить свои идеи по исполнению того или иного фрагмента, добавить звучание того или иного инструмента и т.д.
По результатам первого этапа проводились отчетные уроки, где все методики, используемые педагогом в процессе обучения, представлялись независимой комиссии. Независимая комиссия оценивала степень активности каждого из участников по форме «Анализ занятий». Также проводился повторный опрос среди участников, определялись их интересы, дальнейшие пожелания.
На втором художественно-творческом этапе ребята самостоятельно проводили творческие вечера, капустники, КВН. В 2009г. перед новым годом участники оркестра предложили идею провести совместный капустник с выпускниками оркестра под названием «Поколение за поколением», что в дальнейшем стало ежегодной традицией. Было создано две команды 1-нынешние участники оркестра; 2 - выпускники оркестра. Каждая команда проводила репетиции, подготовку к капустнику, готовила необходимый инвентарь, проявляли свои дизайнерские качества и т.д. По результатам проведения данного капустника педагогами оркестра была отмечена высокая степень активности участников, также они отметили, что проведение данного мероприятия значительно простимулировало нынешних участников быть более активными, креативными и инициативными. Кроме того, это способствовало знакомству с выпускниками оркестра, которые уже нашли «себя в жизни», кто-то организовал оркестр, кто-то стал бизнесменом, кто-то участвует в организации фестивалей и конкурсов. Общение подростков-участников с выпускниками способствовало активизации их в дальнейших мероприятиях, у них появилось много новых идей, которые были реализованы на третьем этапе технологии. Педагоги оркестра также вносили значительные изменения в журнал индивидуального развития каждого из подростков: повысилась успеваемость, высокий уровень креативности, воплощение дизайнерских решений, развитие воображения и т.д.
По результатам второго этапа участниками оркестра было предложено использовать в концертных номерах мини-сценки, представления, участие зрителей в концертных номерах и т.д.
Так, на третьем этапе было реализовано несколько концертов, интегрирующих в себе произведения-хэппенинги и перформансы. Концерты проходили в таких концертных залах как к/з «Карнавал», к/з «Октябрьский», КВЗ «Смольный собор», концертный зал Дворца учащейся молодежи и т.д. Кроме того, на данных концертах использовался видео-ряд, подготовленный участниками оркестра. К подготовке и реализации данного этапа участники оркестра были распределены на группы, каждая из которых отвечала за организацию того или иного процесса. Далее группы представляли отрепетированные и подготовленные материалы, педагог-дирижер вносил свои коррективы, и проводили общие совместные репетиции. Данный этап позволил участникам проявить и реализовать себя как «артисты», т.к. им представилась возможность вместе с оркестром, перевоплощаясь в тот или иной художественный образ выступить перед зрителями и получить в качестве признания бурные овации и восторг.
Результатом данного этапа была оценка зрителей, опрос присутствовавших на концертах зрителей и педагогов, опросный лист подростков-участников. Кроме того, после концерта на основе видеоматериала участниками оркестра был подготовлен видео-клип оркестра, который широко используется в качестве рекламного ролика оркестра баянистов имени П.И.Смирнова. Также, на основе фотоматериалов ребята подготовили стенгазету «Наши концертные выступления», «Наши оркестровые поколения» и т.д. которые привлекают внимание не только родителей, педагогов и участников оркестра, но и ребят, пришедших поступать в оркестр. Кроме того, в начале 2012г. участниками оркестр был разработан и внедрен официальный сайт оркестра баяниста им.П.И.Смирнова.
В результате реализации данных трех этапов, выяснилось, что 5% оркестрантов хотят посвятить свою дальнейшую профессиональную деятельность музыке и участвовать в музыкальных конкурсах и фестивалях, другие 5% хотели бы создать музыкальную группу, некоторые из ребят хотели бы в дальнейшем заниматься организацией фестивалей, концертов и т.п. С этими ребятами ведется подготовка и изучение отдельных музыкальных произведений, готовятся отдельные номера с оркестром, осуществляется помощь в создании ансамблей и групп, предоставляется возможность приобрести опыт организации концертов, фестивалей в отделе художественного творчества.
Так, например, в результате деятельности педагогов с участниками на профессиональном этапе, участниками оркестра была создана группа «True Jazz Band».
Группа «True Jazz Band» сформировалась относительно недавно, чуть меньше одного года назад, но за короткий срок успела получить признание многих слушателей. Состав команды формировался постепенно, происходили неизбежные смены и новые вливания, влекущие за собой новое звучание «бэн-да» и новые краски.
Общая стилистика группы - винтаж. «True Jazz Band» переигрывает самые популярные песни, таких исполнителей как: Ray Charles, James Brown, Roy Orbison, The Beatles, Frankie Valli, Chubby Checker и многих других.
Состав группы: Вокал, Гитара, Бас-Гитара, Тромбон, Саксофон, Труба, Клавиши, Барабаны.
«True Jazz Band» дали уже более концертов в таких молодежных клубах как «Революция», «Молоко», «Арена 2» и т.д. Но также группа успела зарекомендовать себя, как участник городских мероприятий.
Отличительной чертой коллектива является то, что в каждую из исполняемых ими композиций они привносят легкие нотки современности, сохраняя ощущение ушедшего времени, времени Рэя Чарльза и Чарли Паркера, Элвиса Пресли и Джеймса Брауна, времени пластинок и граммофонов, чтобы слушатели смогли в полной мере насладиться музыкальной атмосферой эпохи.
В настоящие время некоторые из участников данного коллектива поступили в Музыкальный колледж имени Н.А.Римского-Корсакова.